Участие и роль государства в финансировании инновационных
процессов.
The role of the government and its participation in the innovative
processes financing.
Тихонова Ольга Петровна преподаватель/аспирантка КБШ (к) ЦБ РФ / "Академия управления ТИСБИ"
tiho-roza2601@yandex.ru
Аннотация.
В статье рассмотрено прямое и косвенное влияние государства на инновационный процесс. Проанализированы плюсы и минусы бюджетного финансирования, направленного на развитие инновационной деятельности. Выдвинуты предложения по совершенствованию системы финансирования инноваций в России. Особое внимание уделено повышению роли частного бизнеса в финансировании инновационных процессов.
Abstract.
The article considers the direct and indirect influence of the state to the innovation process. The pros and cons of budget financing, focused on the innovation development were analyzed. Proposals for improvement the system of innovation financing in Russia have been made. The special focus was on enhancement of the role of the private sector in the financing of innovation processes.
Ключевые слова: государство, бюджет, инновации, инновационная деятельность, финансирование, система.
Keywords: government, budget, innovation, innovation activity, funding, system.
Важную роль в инновационном развитии экономики страны играет государство. От активности и эффективности государственной политики будет зависеть реализация стратегии инновационного развития. Направления деятельности государства по расходованию бюджетных средств напрямую
влияют на развитие бизнеса и экономики в целом. Дополнительно государством могут быть использованы такие инструменты как: стимулирующая налоговая политика, создание совершенной законодательной базы, формирование необходимой инфраструктуры для ведения бизнеса и привлечения средств инвесторов.
Косвенное влияние государства на инновационный процесс выражается в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, таких как: макроэкономическая стабильность, обеспечение соблюдения законодательства, поддержание и развитие конкурентной среды, контроль коррупции, повышение открытости экономики, улучшение инвестиционного климата и др.
На сегодняшний день в России финансирование инновационной деятельности осуществляется, главным образом, за счет государства. По данным Федеральной службы государственной статистики Россия находится по этому показателю на одном из первых мест - доля государства более 60%. Наравне с Россией, по этому показателю среди лидеров находятся Индия и Бразилия. В развитых же странах (Германии, США, Японии) 60 - 70% финансирования приходится на частный бизнес1.
На наш взгляд, достаточно сложно рассуждать о роли государства в системе финансирования инноваций, т.к. все зависит от возможностей бюджета и самой политики государства. Возможно, целесообразно обратить внимание на пример политики США и ЕС, где около 30 % бюджетных средств направляется на финансирование инноваций.
В последние годы на фоне объявленного Президентом РФ перехода экономики на инновационный путь развития объем средств направляемых в инновационную сферу увеличивается, как в государственный, так и в предпринимательский сектор экономики.
1 Индикаторы инновационной деятельности: 2013. ВШЭ. 2013. http://www.hse.ru/
В области финансового обеспечения инноваций, по нашему мнению, лучше концентрироваться на создании условий для привлечения бизнеса, а не на стремлении получить как можно больше от государства.
Согласно широко признанным расчетам главного экономиста компании Moody's Economy Марка Занди - государственные капиталовложения в инфраструктуру стимулируют частные инвестиции: каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59. Кроме того, бизнес в целом выигрывает вследствие сокращения издержек: транспортных, коммуникационных, энерго- и водоснабжения2.
Прежде чем определить источники и формы финансирования необходимо разграничить инновационные проекты на приоритетные - на уровне государства и на уровне регионов. На уровне государства это могут быть проекты в следующих отраслях: ядерной, космической, оборонной, энергетической, тяжелой промышленности, других отраслях, которые позволят в ближайшем будущем обеспечить высокие темпы роста экономики России. А на региональном уровне, на наш взгляд, внимание должно быть направлено на развитие тех отраслей, которые исторически и географически получили свое развитие и имеют сложившуюся инфраструктуру.
На сегодняшний день Правительством РФ предусмотрена возможность получения инновационными компаниями донорского финансирования на конкурсной основе в форме бюджетных ассигнований и грантов. В России осуществляют свою деятельность как международные, так и национальные донорские организации.
В качестве доноров выступают такие организации как: Московское региональное представительство Фонда Евразия; Фонд «Новая Евразия»; Московское представительство фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно технической
2 Владимир Кондратьев. Инфраструктура как фактор экономического роста // www.perspektivy.info: сайт Фонда исторической перспективы.
сфере; Российский Фонд Технологического Развития; TACIS Relations with the New Independent States (NIS) and Mongolia; Российский Фонд Фундаментальных Исследований (РФФИ); Фонд Сороса; Фонд Сороса — Россия; Rotary International; NSF — National Science Foundation; Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции; CEU — Central European University; INTAS — Scientific and technological cooperation between the European Community and European non-member countries; Deutsche Forschungsgemeinschaft; NATO's - Scientific Environmental Affair; USAID — The United States Agency for International Development; Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых» и др.
Причем у каждой из них, есть свои предпочтения по отраслям, регионам или другим критериям. Проблема состоит в том, что средств донорских организаций не достаточно для удовлетворения потребностей всех компаний, реализующих инновационные проекты, таким образом, действует «жесткая» конкуренция.
Положительным моментом, на сегодняшний день, является активное формирование и совершенствование законодательной базы в рамках поддержки инновационной деятельности.
Обозначим на наш взгляд наиболее значимые федеральные целевые программы, направленные на инновационное развитие экономики страны и на привлечение инвестиций. На сегодняшний момент времени в Федеральном Законе от 02.12.2013 N Э49-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" обозначены следующие государственные программы расходования бюджетных средств:
1. "Развитие науки и технологий". Стратегической целью данной программы является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами. Поставленная цель определила соответствующие задачи:
усилить влияние государства в развитии науки и инновационных процессов; усилить интеграцию науки и производства.
Если рассматривать программу более детально, то можно заметить, что планируется существенно увеличились расходы, в виде предоставленных грантов. И, на наш взгляд, таким образом, государство старается не допустить отток ученых в зарубежные страны и в целом стимулирует научную деятельность. Положительным моментом является и то, что на достаточном уровне субсидируется развитие кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.
2. "Экономическое развитие и инновационная экономика". Красной нитью в данной программе проходит тема создания среды, способствующей развитию национального бизнеса, в которой основным и самым эффективным способом получения высоких и стабильно растущих доходов станет вложение инвестиций в инновации.
3. "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Программой предусмотрены приоритетные направления развития промышленности: переход на экологическое производство, увеличение количества высокотехнологичной продукции, повышения эффективности производства, рост производительности труда, создание условий для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки; повышение энергоэффективности и ресурсосбережения.
Что бы разобраться, каким именно образом осуществляется финансирование инновационной деятельности из бюджетных средств, нами был проанализирован Федеральный Закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Большинство расходов на финансирование инновационной деятельности осуществляется в рамках долгосрочных государственных
программ, содержащих в себе как подпрограммы, так и целевые программы. В целом можно разграничить финансовую помощь инновационно настроенным предприятиям следующим образом:
1. Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям, направленным на покрытие:
- уплаченных процентов по полученным кредитам;
- расходов на осуществление инвестиционных проектов по совершенствованию и созданию новых технологий и производств;
- расходов на экспертную оценку и анализ инвестиционных проектов;
- расходов на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- расходов по уплате дохода по облигационным займам, осуществленным с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации (применяется в авиационной и оборонной промышленности). Здесь необходимо отметить, что государственные гарантии при выпуске ценных бумаг повышают их инвестиционную привлекательность, а компенсация затрат на уплату купонного дохода позволяет организации устанавливать ставку по облигациям выше рыночной, тем самым привлекать дополнительных инвесторов.
Встает резонный вопрос - почему государство не выступает гарантом по облигационным займам других эмитентов. Предприятия, путем выпуска облигаций могут получить необходимое финансирование. Также предоставление государственных гарантий при осуществлении предприятиями выпуска облигаций не требуют от государства выделения дополнительных бюджетных средств. В связи с чем мы видим целесообразным большее внимание уделять предоставлению государственных гарантий, нежели прямому финансированию. Помимо этого, выпуск ценных бумаг российскими предприятиями - эмитентами, с котировкой выпущенных ценных бумаг на российском фондовом рынке будет способствовать развитию рынка ценных бумаг в целом.
Государство заботится о реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств, выделяя субсидии на развитие взаимодействия высших учебных заведений с научными организациями и предприятиями.
Субсидии направляются и на развитие малого и среднего бизнеса.
Отдельной строкой в государственном бюджете выделены средства, направляемые некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в рамках подпрограммы "Создание и развитие инновационного центра "Сколково".
2. Государственная поддержка осуществляется путем взносов в Уставные капиталы отдельных организаций, что позволяет им увеличить количество собственных средств, направляемых на создание, внедрение и использование инновационных технологий и продуктов.
Так более 25 организаций, чья деятельность связана с инновациями, получили дополнительные средства за счет взноса бюджетных средств в их уставные капиталы. Взносы осуществлялись в виде капитальных вложений в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности.
3. Гранты в области науки, в том числе в виде субсидий, предоставляемых на научные исследования, проводимые в российских высших учебных заведениях.
Расходование бюджетных средств не всегда прямо направлено на финансирование инновационной деятельности, отдельная часть расходов косвенным образом поддерживает развитие инноваций в стране, к таким расходам можно отнести:
- стипендии и премии в области науки для молодых ученых и специалистов;
- расходы на создание инфраструктуры в наукоградах;
- реализация и софинансирование международных соглашений с финансовыми организациями, такими как: Международный валютный фонд
(МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
В целом, проанализировав государственный бюджет на 2014 год и плановый период 2015-2016 гг., нами были сделаны следующие выводы:
1. Финансовую поддержку инновационной деятельности получают, в первую очередь, государственные предприятия, либо предприятия с государственным участием.
2. Государственная поддержка, направленная на инновационное развитие экономики, реализацию инновационной деятельности предприятий, не всегда осуществляется в виде прямого предоставления денежных средств.
3. Отдельные отрасли имеют особые привилегии. Например, оборонная промышленность имеет определенные преференции, так дополнительно предоставляются государственные гарантии Российской Федерации на финансирование работ, осуществляются взносы в Уставные капиталы в целях уплаты процентов по кредитам, финансируются инвестиционные программы, предоставляется финансирование стартовых убытков. На наш взгляд, подобные преференции должны распространяться на все приоритетные для страны промышленные производства.
4. Все больше возрастает роль государства в развитии инфраструктуры и благоприятной инвестиционной среды для осуществления инновационной деятельности.
5. Государство активно поддерживает (путем субсидирования) создание эффективных и еще «молодых» для России форм сотрудничества: высших учебных заведений (образования), государственных научных учреждений (государства) и частного бизнеса (организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства).
Негативным моментом в распределении бюджетных средств является распыление выделяемых средств. Так, например, в рамках программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» целесообразно использовать кластерный подход в направлении расходования бюджетных средств, т.е.
объединить предприятия одной отрасли, или хотя бы, чья деятельность направлена на развитие одного из направлений отрасли в кластер, и осуществлять выделение средств не отдельным предприятиям, а кластеру. Предприятия одной отрасли, как правило, принадлежат различным собственникам. Бюджетное финансирование на основе кластерного подхода позволит объединить собственников, осуществить кооперацию их деятельности, и в конечном итоге повысить производительность и снизить затраты. Сегодня, российские предприятия не готовы к «здоровой» конкуренции, так кооперация и разделение труда видится наилучшим вариантом развития отрасли.
Так же, по нашему мнению, целесообразно осуществлять финансирование по принципу «деньги - результат - деньги». Предприятие, получающее бюджетное финансирование или государственные преференции должно доказать эффективность своей деятельности и продемонстрировать соответствующие результаты. В случае не эффективной работы, предприятию будет отказано в финансировании на следующий период, а бюджетные средства будут перераспределены в наиболее перспективные направления.
Важным шагом государства на пути инновационного развития должно стать совершенствование существующей и создание новой законодательной базы. Так, еще одним источником финансирования инновационной деятельности компаний могли бы стать средства страховых компаний и пенсионных фондов, которые широко используются в Европе и Америке. Теоретически это возможно, но для этого потребуется формирование новой законодательной базы, поскольку сейчас по российскому законодательству ни государственные, ни негосударственные пенсионные фонды не могут заниматься коммерческой деятельностью. Определенные шаги уже сделаны, так по заявлению лица, возможно перевести накопительную часть пенсии в негосударственные пенсионные фонды, которые в свою очередь могут инвестировать полученные средства в определенные законодательством
активы. Что касается российских страховых компаний, то их суммарные активы не велики и значительно уступают иностранным, таким образом, не могут в полной мере покрыть дефицит в долгосрочных ресурсах для инновационного развития.
Новым направлением в финансировании могут стать средства заказчиков-потребителей новых технологий. Развитию данного направления может поспособствовать создание Государственной корпорации. Целью создания Государственной корпорации станет внедрение и использование инновационных продуктов и технологий российскими компаниями.
В роли заказчиков могут быть любые компании, нуждающиеся в инновационных технологиях. Часть из ник, как правило, крупные организации - заводы в связи с отсутствием собственных разработок вынуждены приобретать технологии за границей. Чтобы переломить данную ситуацию, мы видим целесообразным включить такую практику как «инновации под заказ». Так через Государственную компанию, которая будет аккумулировать заявки потребителей и финансировать, возможно из государственного бюджета, часть затрат на создание и содержание научных центров будет способствовать налаживанию контакта между организациями потребителями и научными центрами. Система взаимодействия в данном случае может быть представлена в виде:
Потребители (источник финансирования) обращаются в государственную корпорацию с заявкой на разработку того или иного инновационного продукта или инновационной услуги. Государственная корпорация анализирует соответствующую заявку и выбирает соответствующий данному направлению деятельности научный центр. Таким образом, научный центр, получая соответствующее финансирование, разрабатывает инновационный продукт или технологию и вправе получить патент на собственную разработку. Организация, финансирующая деятельность научного центра получает инновационный продукт или технологию бесплатно. В свою очередь, научный центр имеет право продать
данный патент и другим российским организациям. Часть от полученной прибыли, допустим, 10% будет направляться в государственную корпорацию для продолжения, развития и расширения ее деятельности.
Еще очень важным моментов может стать участие страховых компаний. Их роль будет заключаться в страховании ответственности научных центров, в случае не выполнения условий договора на разработку соответствующего инновационного продукта или технологии. При наступления страхового случая страховая компания вернет деньги заказчику-потребителю. На оплату страховых взносов, на наш взгляд, может быть направлен, например, уплаченный налог на прибыль научных центров и государственной корпорации в целом. Или, например, страховые взносы могут быть сформированы за счет снижения налоговой ставки на прибыль.
Свою роль в этой системе финансирования может и должно сыграть государство, выступая в роли гаранта по выполнению государственной корпорацией и научных центров своих обязательств по выполнению работ или услуг.
Другой вариант, когда заказчиками инноваций выступают конечные потребители, чья деятельность ни как не связана с процессом производства. Здесь уже необходимо участие производств (заводов), осуществляющих изготовление того или иного товара. Опять-таки, роль государственной корпорации будет заключаться в сведении конечных потребителей и производителей. Схема взаимодействия будет такова:
Потребители предоставляют авансовый платеж производителям в счет будущей поставки инновационного товара. Таким образом, производители получают контракт на изготовление того или иного продукта и финансирование на осуществление своей деятельности. Подобная практика может быть применена и к государственным заказам с финансированием в виде авансовых платежей из бюджета.
Таким образом, государственная корпорация будет кооперировать научные центры (науку), производство и потребителей. Те компании,
которые самостоятельно занимаются инновационной деятельностью -получат необходимое финансирование. А другие, будут пользоваться готовыми разработками научных центров.
Применение данных схем взаимодействия приведет к следующему:
- Помощь и улучшение кооперации государства, научных центров, производств и потребителей;
- Снижение государственных затрат на субсидирование инновационной деятельности;
- Снижение инвестиционных рисков у заказчиков инноваций;
- Востребованность высоких технологий и инновационных продуктов;
- Развитие российской науки и промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
- Повышение доли готовой продукции в экспорте России.
И в конечном итоге занятие Россией лидирующих позиций в мире.
В целом со стороны государства должна произойти переориентация с обычного финансирования (субсидирования) инновационных проектов на улучшение инвестиционной и инновационной среды путем снижения налогообложения, повышения защищенности интеллектуальной собственности, создание цивилизованной конкурентной среды, развития фондового рынка. Создавая привлекательные условия для частного капитала, государство добьется поразительного эффекта - денежные потоки сами начнут поступать в инновационную сферу. Коммерческая привлекательность инновационных проектов сама по себе будет притягивать частных и институциональных инвесторов.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-Ф3 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2013. ВШЭ. 2013. http://www.hse.ru/
3. Владимир Кондратьев. Инфраструктура как фактор экономического роста // www.perspektivy.info: сайт Фонда исторической перспективы.