УДК 330.322.1 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нечаев А.С., Антипин Д.А.
Целью исследования является выявление проблем и определение возможных вариантов совершенствования существующих подходов к обеспечению финансовыми ресурсами инновационной деятельности предприятий.
В процессе исследования использованы методы системного и сравнительного анализа.
По результатам проведенного исследования предложена схема источников и форм финансирования инновационной деятельности предприятий. Новизна представленной схемы заключается в комплексном подходе, показывающем источники финансирования инновационной деятельности по видам собственности, уровням собственников, отношению к собственности, а также формы финансирования инновационно-активных предприятий. Кроме того, на основе проведенного исследования предложен авторский алгоритм финансирования инновационно-активных предприятий, основанный на эмиссии долговых обязательств. Разработанный алгоритм позволяет задействовать в финансировании инновационного процесса наиболее значимые источники средств из различных сфер и тем самым решить проблему ресурсного обеспечения инновационной деятельности. Новизна данного алгоритма заключается в последовательном вовлечении в инвестиционный процесс различных категорий потенциальных инвесторов для финансирования инновационных компаний РФ. Предложенный финансовый инструментарий направлен на стимулирование инновационной деятельности предприятий.
Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационно-активные предприятия; финансовые ресурсы; инвестиции; источники финансирования.
SOME ASPECTS OF THE FINANCING INNOVATION ENTERPRISES
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Nechaev A.S., Antipin D.A.
The aim of this study is to identify problems and identify options to improve current approaches to securing financial resources of innovation activities of enterprises.
The study used the methods of systematic and comparative analysis.
According to the results of the study proposed a scheme of funding sources and forms of innovation in enterprises. The novelty of the scheme is presented in a comprehensive approach, which shows the sources of funding for innovation activities by type of property ownership levels, relative to the property, as well as forms of financing innovative enterprises. In addition, on the basis of the study authors proposed an algorithm of financing innovative enterprises, based on debt issuance. The developed algorithm allows the use of innovative financing in the process of the most important sources of funds from various fields and thus solve the problem of resource support for innovation. The novelty of this algorithm is a sequential process involving the investment of various categories of potential investors for the financing of innovative companies in the Russian Federation. The proposed financial instruments aimed at stimulating innovation in enterprises.
Keywords: innovative activity; innovation active enterprises; financial resources; investment; sources of funding.
В Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы, которые связаны с успешной реализацией инновационных проектов, поскольку
даже самые масштабные вложения в стареющие технологические уклады не в состоянии принести соразмерной отдачи, а лишь приводят к росту инфляции издержек. В этой связи массовый характер инновационных проектов позволит нашей стране уменьшить существующую сырьевую зависимость, модернизировать экономику и создать конкурентные преимущества РФ на международном уровне. Это, в конечном итоге, будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения России.
Экономический рост, основанный только на экспорте сырьевых ресурсов, не может быть стабилен в течение длительного времени и в этой связи финансовая поддержка инновационной деятельности приобретает особую актуальность. Для того, чтобы обеспечить более высокие и устойчивые темпы роста экономики, необходимо осуществить переход на инновационный путь развития, активизировать создание высокотехнологичных производств. В то же время это не означает автоматического сворачивания добычи сырья, по запасам отдельных видов которого РФ лидирует в мире. Будущее развитие страны должно ориентироваться на ускоренные темпы внедрения инновационных технологий, в том числе за счёт средств от реализации первичного сырья с поэтапным повышением уровня его переработки. При этом необходимо отметить важность мобилизации внутренних источников финансирования инновационной сферы в стране.
К сожалению, в настоящее время разрыв между Россией и лидирующими в области инноваций государствами, такими как Нидерланды, Австрия, Г ерма-ния, Дания и Ирландия, достигает 10-12 раз. По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции Россия более чем вдвое уступает Дании, Греции и Австрии, Корее и Малайзии - примерно в 13 раз, Германии и Великобритании - в 27, Японии - в 38, США - в 70 раз [1].
Инновационная деятельность характеризуется высокой степенью неопре-делённости и риска, поэтому важными принципами финансового обеспечения инновационной сферы являются множественность источников финансирова-
ния, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся среде инновационных процессов.
Проведенный анализ экономической литературы по вопросам ресурсного обеспечения инновационной деятельности предприятий [2, 3, 4, 8] позволяет сделать вывод о том, что в отечественной практике используются такие источники финансирования инновационной деятельности как бюджетные ассигнования, выделяемые на разных уровнях власти; средства специальных внебюджетных фондов финансирования научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР), которые образуются министерствами, органами управления; собственные средства предприятий; средства коммерческих финансовых структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых компаний); кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков; конверсионные кредиты для инновационных проектов в оборонном комплексе; иностранные инвестиции; средства национальных и зарубежных научных фондов; частные накопления физических лиц.
Структура и динамика внутренних затрат на исследования и разработки по различным источникам финансирования в период 2008 - 2010 гг. приведена в таблице 1 [5].
Таблица 1
Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования
Показатель 2008 2009 2010
Все затраты (%) 100 100 100
в том числе по источникам финансирования:
средства бюджета1) 63,1 65 68,9
собственные средства научных организаций 8,3 7,3 9,1
средства внебюджетных фондов 1,5 1,6 1,9
средства организаций предпринимательского сектора 20,9 19,5 16,4
средства образовательных учреждений высшего профессионального образования 0,1 0,1 0,1
средства частных некоммерческих организаций 0,2 0,1 0,1
средства иностранных источников 5,9 6,5 3,5
1 Включая бюджетные ассигнования на содержание образовательных учреждений высшего профессионального образования и средства организаций государственного сектора.
Данные таблицы позволяют проследить достаточно очевидные тенденции. Учитывая низкий спрос на инновации в РФ в настоящее время со стороны частного сектора, обусловленный такими причинами как ограниченность собственных средств предприятий при общей затратности инновационных проектов, длительность сроков получения результатов от реализации инновационных проектов, наличие высокого уровня риска и неопределённости его вынуждено компенсировать именно государство. В полной мере это относится и к вопросу инвестирования инновационной деятельности. За трёхлетний период доля бюджетных средств в затратах на исследования и разработки возросла с 63,1 до 68,9 процентов, что напрямую подтверждает вышесказанное.
Значительная роль бюджетных ассигнований в финансировании инновационной деятельности возложена на средства федерального бюджета, которые могут предоставляться в форме субсидий нижестоящим органам власти, юридическим и физическим лицам, грантов предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной формах на проведение научных исследований и опытно - конструкторских работ, централизованных инвестиционных кредитов на возвратной основе.
Динамика финансирования науки из средств федерального бюджета представлена в таблице 2 [6].
Таблица 2
Финансирование науки из средств федерального бюджета
Показатель 2008 2009 2010
Расходы федерального бюджета (млн. руб.) 162115,9 219057,6 237656,6
к расходам федерального бюджета (%) 2,14 2,27 2,35
к валовому внутреннему продукту (%) 0,39 0,56 0,57
В период с 2008 - 2010 гг. финансирование науки варьировалось в пределах 2,14 - 2,35 процентов от расходов федерального бюджета и порядка 0,39 -
0,57 процентов от величины валового внутреннего продукта РФ. Таким образом, официальные статистические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на возрастающую долю государства в финансировании инноваций в абсолютном выражении в сравнении с частным сектором, относительные показатели являются крайне низкими.
Негативной тенденцией развития инноваций в РФ можно считать сокращение объёма средств организаций предпринимательского сектора с 20,9 до 16,4 процентов за три года. Очевидно, что такие факторы как ограниченность собственных средств, длительность сроков получения результатов от проектов, риски являются далеко не исчерпывающими. Частный бизнес не мотивирован на вложения в инновации и инновационную инфраструктуру, поэтому, то немногое, что происходит в этой области неоднородно, некомплексно и не даёт отдачи. Создание восприимчивой к инновациям среды с соответствующим климатом, потенциалом, инновационной культурой является более сложным процессом, чем преодоление отставания страны в инновационной инфраструктуре. Самая главная проблема отечественного бизнеса на сегодняшний день состоит в том, что ему не обязательно быть инновационным, чтобы иметь успех на рынке, основная задача - кратчайший доступ к властным структурам или отдельным чиновникам, принимающим те или иные решения.
Таким образом, имеющееся многообразие источников и форм финансирования инновационно-активных предприятий предполагает поиск их оптимального сочетания, выявление преимуществ и недостатков применения. Авторами предлагается следующая схема источников и форм финансирования инновационной деятельности предприятий (рис. 1).
_©
■ ия социальных
Источники финансирования инновационной деятельности
Г осударственные инвестиционные ресурсы
- бюджетные средства;
- средства внебюджетных фондов;
- государственные заимствования;
- пакеты акций;
- имущество государственной собственно-
- ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого характера;
- ресурсы хозяйствующих субъектов некоммерческого характера;
- ресурсы общественных объединений;
- ресурсы физических лиц;
- ресурсы иностранных инвесторов.
- страховых компаний;
- инвестиционных фондов и компаний;
- негосударственных пенсионных фондов;
- собственные средства предприятий;
- кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих кредитных организаций;
- ресурсы уполномоченных правительством инвестиционных банков.
На уровне государства и субъектов Федерации
- собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;
- привлеченные средства государственной кредитнобанковской и страховой систем;
- заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов);
- собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
- привлечённые средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.
По отношениям к собственности
Финансовые ресурсы, образуемые за счёт собственных и приравненных средств
Доходы:
- прибыль от реализации товарной продукции;
- прибыль от реализации научно-технической продукции;
- прибыль от финансовых операций
- прибыль от строительно-монтажных работ и др. Поступления:
- амортизационные отчисления;
- выручка от реализации выбывшего имущества;
- устойчивые пассивы;
- целевые поступления;
Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (привлечённые)
Продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг;
Кредитные инвестиции;
Финансовый лизинг;
Средства и гранты фондов (благотворительных, венчурных, страховых, научно-технических, инвестиционных); Спонсорские средства;
Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения
Страховое возмещение по наступившим рискам; Финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; Финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах;
Дивиденды и проценты по ценным бумагам и других эмитентов;
Бюджетные ассигнования и др.
Рис. 1 Схема источников и форм финансирования инновационной деятельности предприятий
Ещё раз подчеркнём, что современный этап модернизации экономики РФ требует значительных инвестиций, направляемых не только в традиционные сектора, но и в инновационные проекты. Между тем в стране по-прежнему отсутствует эффективный механизм, позволяющий стимулировать расширение их масштабов и изменение качественных характеристик. В этой связи большое значение имеет решение проблемы трансформации сбережений в инвестиции. Именно масштабные инвестиции, сопряженные с реализацией инновационных проектов позволят обеспечить превращение страны в высокоразвитое государство с инновационной экономикой.
Учитывая то, что основным источником инновационной деятельности по-прежнему остаются собственные средства предприятий, а инновационные проекты, как правило, требуют концентрации большого объёма денежных средств, необходимо формирование новых подходов к проблеме консолидации финансовых ресурсов разнообразных экономических субъектов с их последующим направлением в инновации, преодолению разобщённости участников инновационного процесса.
Государство в настоящее время предпринимает определённые шаги по финансовой поддержке инноваций в стране, но эти меры не способствуют коренному изменению ситуации. Существующие государственные фонды, финансирующие инновации в РФ, концентрируют свою деятельность в основном на предприятиях малого и среднего бизнеса. Деятельность подобных фондов сопряжена с рядом ограничений. Так, например, объём их средств является недостаточным в масштабах страны. Кроме того существуют некоторые законодательно-нормативные ограничения, затрудняющие вложение средств фондов в рисковые стадии развития инновационных проектов, а также усложняющие процедуры возврата средств, выделенных в качестве беспроцентных или льготных кредитов.
При этом само государство, в лице разнообразных институтов, а также такие представители частного сектора как пенсионные фонды, страховые ком-
пании, кредитные организации обладают на сегодняшний день мощнейшими финансовыми резервами, которые оказываются практически незадействован-ным в инновационном процессе, но могут существенно повлиять на усиление инновационных акцентов при проведении инвестиционной политики, и способствовать превращению инноваций в один из наиболее важных факторов экономического роста. Так, например, на сегодняшний день коммерческие банки, обладающие серьёзным ресурсным потенциалом и способные принять участие в финансировании инновационной деятельности в стране, практически не проявляют интереса к данной сфере. В то же время объём их собственных средств (капитала) с 2008-2010 год увеличился с 2671484 млн. руб. до 4620577 млн. руб. [7]. Несмотря на имеющиеся ресурсы, прецеденты участия банковских структур в кредитовании наукоёмких проектов единичны и касаются в основном производства традиционной техники (самолёты, медицинское оборудование), а не освоения принципиально новых видов продукции и перспективных технологий. Основной формой взаимодействия банков с предприятиями сферы высоких технологий по - прежнему остаётся расчетно - кассовое обслуживание. Одной из основных причин, сдерживающих развитие кредитования инновационной деятельности, является высокий риск невозврата заемных средств, который связан с рискованностью самой инновационной деятельности. Помимо этого, в отношении инновационных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, весьма существенной проблемой является предоставление обеспечения при получении кредита. В случае выдачи им беззалого-вых кредитов, сумма кредита значительно уменьшается.
В этой связи существенное значение приобретает поиск новых способов финансового обеспечения инновационной деятельности предприятий, которые бы позволили привлечь дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики из других сфер деятельности. В то же время нужно отметить, что действенного механизма преобразования портфельных инвестиций в реальные вло-
жения, которые могут способствовать появлению результативных инноваций, в отечественной практике пока не создано.
По результатам анализа ситуации, связанной с финансированием инновационной деятельности, авторами предлагается следующий алгоритм финансирования деятельности инновационных компаний в РФ, представленный на рис. 2 .
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ
Инвестиции путём приобретения ценных бумаг (облигаций)
Направление финансовых средств в фонды
©
(1 этап)
Л
V
01)
(2 этап)
СИ)
(3 этап)
(И)
Венчурные фонды ( 7 фондов, общий объём 19 млрд. руб.)
1) ВТБ-Фонд венчурный (3 061 млн. руб.)
2) Биопроцесс Кэпитал Венчурс (3 000 млн.руб.)
3) Максвелл Биотех (3 061 млн.руб.)
4) Лидер-Инновации (3 000 млн.руб.)
5) Новые технологии (3 061 млн.руб.)
6) Тамир Фишман Си Ай Джи (2 000 млн.руб.)
7) С-Групп Венчурс (1 800 млн.руб.)
Региональные венчурные фонды ( 22 фонда, общий объём средств — 9,2 млрд. руб.)
1) Республики Мордовия (880 млн. руб.)
2) Москвы (800 млн. руб.)
3) 2-й венчурный фонд Москвы (800 млн. руб.)
4) Краснодарского края (800 млн. руб.)
5) Республики Татарстан (800 млн. руб.)
6) Санкт-Петербурга (600 млн. руб.)
7) Челябинской области (480 млн. руб.)
8) Новосибирской области (400 млн. руб.)
9) Республики Башкортостан (400 млн. руб.)
10) Республики Татарстан (высоких технологий) (300 млн. руб.)
11) Московской области (284 млн. руб.)
12) Воронежской области (280 млн. руб.)
13) Волгоградской области (280 млн. руб.)
14) Калужской области (280 млн. руб.)
15) Нижегородской области (280 млн. руб.)
16) Самарской области (280 млн. руб.)
17) Саратовской области (280 млн. руб.)
18) Свердловской области (280 млн. руб.)
19) Чувашской Республики (280 млн. руб.)
20) Пермского края (200 млн. руб.)
21) Красноярского края (120 млн. руб.)
22) Томской области (120 млн. руб.)
Приобретение корпоративных облигаций
Рис. 2 Алгоритм финансирования инновационных компаний посредством последовательного вовлечения в инвестиционный процесс различных
категорий потенциальных инвесторов
*Где: 1 - приобретение облигаций федерального займа, выпущенных Минфином РФ с целью аккумуляции средств пенсионных фондов, страховых компаний, фонда взаимных инвестиций для дальнейшего финансирования инновационной деятельности; 2 - полученные финансовые ресурсы направляются Минфином РФ на пополнение капитальной базы Российской венчурной компании (2.1) и Резервного фонда РФ (2.2) с целью дальнейшего наращивания объёма венчурных фондов федерального значения и активизации их инвестиционной деятельности; 3 - средства крупных налогоплательщиков направляются в кэптивные банки, которые оказывают финансовую поддержку региональным венчурным фондам; 4 - Центральный банк РФ как кредитор последней инстанции для коммерческих банков финансирует деятельность кредитных организаций, которые направляют полученные ресурсы на поддержку бизнес-ангелов; 5 - Роснано оказывает финансовую поддержку Российской венчурной компании (5.1) и региональным венчурным фондам (5.2) через их софинансирование; 6 - Российская венчурная компания за счет полученных от Минфина РФ и Роснано ресурсов увеличивает финансирование венчурных фондов общефедерального значения; 7 - имеющиеся в Резервном фонде средства и средства, поступившие туда от Минфина РФ, направляются на поддержку венчурных фондов федерального уровня; 8 - кэптивные банки, используя средства материнских компаний, пополняют ресурсную базу региональных венчурных фондов для последующих инвестиций в инновационные проекты; 9 - коммерческие банки осуществляют финансирование деятельности бизнес-ангелов, которые, в свою очередь, расширяют свои возможности по инвестированию инновационных компаний; 10 - общефедеральные венчурные фонды направляют средства на поддержку инновационных компаний, получая от них корпоративные облигации; 11 - региональные венчурные фонды направляют средства на поддержку инновационных компаний, получая от них корпоративные облигации; 12 - бизнес-ангелы направляют средства на поддержку инновационных компаний, получая от них корпоративные облигации; 13 - корпоративные облигации приобретаются инвестиционными банками с последующим выпуском производных финансовых инструментов (деривативов) для реализации брокерско-дилерским компаниям; 14 - осуществление деления облигаций исходя из критериев риска и доходности для определения оптимальных вариантов дальнейшего размещения; 15 - привлечение авторитетных мировых и российских рейтинговых агентств для присвоения рейтингов ценным бумагам; 16 - безрисковые ценные бумаги направляются в брокерско-дилерские компании с последующей реализацией институциональным инвесторам; 17 - ценные бумаги с умеренным риском направляются в брокерско-дилерские компании с последующей реализацией институциональным инвесторам; 18 - рискованные ценные бумаги направляются в брокерско-дилерские компании с их последующей передачей хедж-фондам.
Разработанный авторский алгоритм позволяет последовательно задействовать в финансировании инновационного процесса наиболее значимые источники средств из различных сфер и тем самым решить проблему ресурсного обеспечения инновационной деятельности. Преимуществом данного алгоритма являются рыночные принципы финансирования инновационной сферы, поскольку в его основе лежит эмиссия долговых обязательств, с помощью кото-
рых можно вовлечь в инвестиционный процесс самые различные категории потенциальных инвесторов, практически не принимающих участия в нем.
Таким образом, проведенный анализ применения существующих источников и форм осуществления инвестиций в инновационно-активные предприятия позволил выявить пути комплексного решения проблемы обеспечения финансовыми ресурсами инновационно-активных предприятий.
Подводя итог, ещё раз отметим, что в условиях затратности инновационных проектов, длительности сроков получения результатов, наличия рисков государственные меры финансирования инновационной деятельности являются вполне оправданными, однако помимо государственного финансирования научной и инновационной деятельности необходимо активно развивать и другие формы финансовой поддержки, основанные, в первую очередь, на стимулировании частного бизнеса к инвестированию в инновационную сферу.
Список литературы
1. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности. М.: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 2008. 120 с.
2. Инновации и экономический рост. Под ред. К. Микульского. М.: Наука, 2002. 377 с.
3. Инновационный тип развития экономики России. М.: Изд-во РАГС, 2005. 584 с.
4. Кузык Б.И. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 624с.
5. Российский статистический ежегодник - 2011. ЦКЪ:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statis йсСоПесйошМос_1135087342078 (дата обращения: 28.02.2012).
6. Россия в цифрах - 2011. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statis ticCollections/doc_1135075100641 (дата обращения: 28.02.2012).
7. Финансы России - 2010. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statis ticCollections/doc_1138717651859 (дата обращения 28.02.2012).
8. Черемисина Т.П. Способна ли Россия к инновационному развитию? // ЭКО. 2009. № 1. С. 76 - 96.
References
1. Vasil'ev S.V. Pravovye sredstva nalogovogo stimulirovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti [Legal means of tax incentives for innovation]. M.: Torgovo-promyshlennaya palata Rossiyskoy Federatsii, 2008. 120 p.
2. Innovatsii i ekonomicheskiy rost [Innovation and Economic Growth]. Pod red. K. Mikul'skogo. M.: Nauka, 2002. 377 p.
3. Innovatsionnyy tip razvitiya ekonomiki Rossii [An innovative type of economic development in Russia]. M.: Izd-vo RAGS, 2005. 584 p.
4. Kuzyk B.I. Rossiya - 2050: strategiya innovatsionnogo proryva [Russia -2050: A Strategy for an innovative breakthrough]. 2-e izd., dop. M.: ZAO «Izda-tel'stvo «Ekonomika», 2005. 624 p.
5. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik - 2011. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statis ticCollections/doc_1135087342078 (data obrashcheniya: 28.02.2012).
6. Rossiya v tsifrakh - 2011. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statis ticCollections/doc_1135075100641 (data obrashcheniya: 28.02.2012).
7. Finansy Rossii - 2010. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statis ticCollections/doc_1138717651859 (data obrashcheniya 28.02.2012).
8. Cheremisina T.P. Sposobna li Rossiya k innovatsionnomu razvitiyu? // EKO. 2009. № 1. pp. 76 - 96.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Нечаев Андрей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями
Антипин Дмитрий Алексеевич, старший преподаватель кафедры экономической теории и финансов
Иркутский государственный технический университет ул. Лермонтова, 83, г. Иркутск, 664074, Россия e-mail: [email protected], [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Nechaev Andrey Sergeevich, doctor of economical sciences, professor of the Department of Management industry
Antipin Dmitriy Alekseevich, senior instructor of the Department of Economic Theory and Finance
Irkutsk State Technical University Lermontova street, 83, Irkutsk, 664074, Russia e-mail: [email protected], [email protected]
Рецензент:
Ткачук Людмила Тимофеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов НИ Иркутского государственного технического университета