УДК 658.15
Е.А. Федорова, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой «Финансы и менеджмент», (4872) 35-20-12; [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ); И.Ф. Шелопаева, ассистент кафедры «Финансы и менеджмент (4872) 24-17-15; [email protected]. (Россия, Тула, ТулГУ)
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Рассматриваются потенциальные источники финансирования инноваций и их выбор на различных стадиях инновационного процесса, основные организационные формы финансирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, источники финансирования, структура финансирования, этапы инновационного процесса.
Проблема финансирования инновационной деятельности всегда была актуальной для России. Наша страна, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12 % от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3 %, в то время как доля США составляет 36 %, Японии — 30 % [1, с. 5]. Такая ситуация может отчасти объясняться и отсутствием четкого подхода к выбору и обоснованию источников финансирования инновационных процессов.
Обеспеченность инновационного проекта финансовыми ресурсами на всех стадиях жизненного цикла способствует снижению риска отторжения инновации рынком, увеличивает ее эффективность. Поэтому крайне важно до конца изучить и освоить на практике существующие в мире подходы к данному вопросу.
Элементами системы финансирования инновационной деятельности являются:
- источники инвестиционных ресурсов;
- механизм накопления финансовых средств и их инвестирование в инновационные проекты;
-механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала.
Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т. д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.
В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.
Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.
По видам собственности источники финансирования делятся:
- на государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
-на инвестиционные ресурсы, в том числе финансовые, хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т. д. Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.
На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:
- собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;
-привлеченные средства государственной кредитно-банковской и
страховой систем;
- заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).
Финансирование научных программ со стороны государства, или инновационная способность, играет решающую роль в определении круга стран, лидирующих в мировом экономическом процессе. Инновации позволяют создать преимущества в наиболее конкурентных отраслях экономики. Их эффективное использование является для страны самым действенным инструментом реализации важнейших задач социально-экономического развития: обеспечения национальной безопасности, защиты окружающей среды, повышения уровня и качества жизни населения.
Государства, лидирующие в сфере высоких технологий, такие, как США, Япония, Великобритания, Германия, Сингапур, Китай, постоянно наращивают объемы инвестиций в НИОКР, при этом инновационное финансирование в странах-инноваторах является программой государственной важности.
Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:
- финансирования федеральных целевых инновационных программ;
-финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.
К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.
К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:
- право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20 % от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;
- срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);
-государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;
- инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.
Ниже представлены данные о государственном финансировании науки в России с 2000 по 2007 гг. (табл. 1) [2, с. 617].
По сравнению с 2000 г. в 2007 г. финансирование науки из государственного бюджета возросло в 7,63 раза. При этом финансирование фундаментальных исследований увеличилось в 6,66 раза, а прикладных научных исследований — в 8,5 раза.
Доля расходов федерального бюджета, идущих на финансирование науки, увеличилась за семь лет на 32 %, а доля этих расходов в ВВП — на 67 %.
Таблица 1
Финансирование науки из средств государственного бюджета
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Расходы федерального бюджета, млн руб. 17 396 23 688 31 056 41 576 47 478 76 909 97 363 132 703
в том числе: на фундаментальные исследования 8219 11 667 16 302 21 073 24 850 32 025 42 773 54 769
на прикладные научные исследования 9177 12 021 14 754 20 503 22 628 44 884 54 590 77 934
в процентах: к расходам федерального бюджета 1,69 1,79 1,51 1,76 1,76 2,19 2,27 2,22
к валовому внутреннему продукту 0,24 0,26 0,29 0,31 0,28 0,36 0,36 0,4
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
ГОДЫ
Рис. 1. Финансирование науки из средств государственного бюджета
На уровне предприятия источниками финансирования являются: -собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
-привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и прочие;
- заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.
В общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже (рис. 2) [3].
О)
м з: н-
ш |
£
Федеральные инновационные программы
Государственные научно-технические программы
Международные проекты и программы
Контракты на
выполнение
госзаказа
о ! -в-
С
3
Российский фонд фундаментальных исследований
Российский гуманитарный научный фонд
Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере
Гаранты,
финансовое
обеспечение
инициативных
перспективных
проектов и работ
ш X а
£ £ о м
ш о и Ш (О
оа О 8 о. к и ш ^
ш со &
X X е- Ё
Академический сектор, включая высшую школу
Государственные научные центры, лаборатории
Содержание уникальных объектов опытно-экспериментальной базы
Рис. 2. Система бюджетного финансирования инновационной сферы
В России с 2000 по 2007 гг. происходили изменения структуры финансирования инновационной деятельности (рис. 3) [2, с. 618].
Как видно из анализа диаграммы, основным источником финансирования инновационной деятельности на протяжении всего периода являлись средства бюджета, которые составляли в 2000 г. примерно 55 % от общего объема финансирования науки, а в 2007 — около 62 %. Также значительную роль сыграли средства организаций предпринимательского сектора (около 20 %). Иностранные инвестиции, наряду с собственными средствами научных организаций, составляют весьма незначительную часть в об-
щем объеме инвестиций в инновационную деятельность (примерно по 10 % на каждый источник).
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 годы
-«-средства бюджета
^-собственные средства научшх
организаций -»-средства внебюджетных фонцов
-К-средства организацж
предпркииматегъского сектора -Ж- средства высшк учебных заведен«
-«-средства частных некоммерчески
организаций -•-средства иностранных источжков
Рис. 3. Изменение структуры финансирования инновационной деятельности в России по источникам финансирования
Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены ниже (табл. 2) [3].
Таблица 2
Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности
Форма Возможные инвесторы Получатели заемных средств Преимущества использования формы Сложности использования формы в условиях нашей страны
Дефицитное финансирование Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ Правительство Российской Федерации Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета
Акционерное (корпора-тивное) финанси- Коммерческие банки. Институциональные инвесторы Корпорации. Предприятия Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия) Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных
рование проектов. Высокий уровень риска инвестора
Проектное финансирование Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы Инвестиционный проект. Инновационный проект Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств- участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим
Как видно из данных (табл. 2), доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование. Наиболее предпочтительным является проектное финансирование, ориентированное на конечный положительный результат.
Ниже приведена динамика изменения структуры финансирования инновационной деятельности в России по видам работ за период с 2000 по 2007 гг. [2, с. 618].
Рис. 4. Изменение структура финансирования инновационной деятельности в России по видам работ
Из диаграммы видно, что наиболее обеспеченным финансовыми ресурсами видом работ являются разработки (около 70 % от общего объема финансирования). Значительно меньше средств получают фундаментальные исследования (примерно по 15 % от общего объема финансирования). Это можно объяснить тем, что на этапе исследований риски значительно выше, чем на этапе непосредственного осуществления разработок. Однако
в большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.
На наш взгляд, для обеспечения инновационной деятельности финансовыми ресурсами необходимо пересмотреть структуру финансирования научных исследований и разработок. В целях повышения эффективности на этапе фундаментальных исследований эту область инновационной деятельности целесообразно финансировать в большей степени за счет средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, собственных средств научных организаций. А непосредственную реализацию этих исследований, воплощение их в разработки, а разработки — в инновационные проекты разумнее обеспечивать финансовыми ресурсами организаций предпринимательского сектора и частных некоммерческих организаций.
Отдельного внимания заслуживает такой источник финансирования, как иностранные инвестиции. Эффективность этого источника является предметом многочисленных споров ученых и предпринимателей России. Ученые настаивают на необходимости привлечения как можно большего объема иностранных инвестиций в отечественную инновационную индустрию, указывая на недостаточность финансирования со стороны российских инвесторов. Предприниматели же с опаской относятся к такому источнику финансирования, зная по опыту прошлых лет, что условия привлечения этих средств не всегда бывают выгодными для нашей страны. Зарубежные компании, как правило, требуют значительную премию за риск, которую могут выплатить далеко не все научные организации.
Таким образом, можно сказать, что только при сбалансированной структуре финансирования научных исследований и разработок возможно поднять российскую инновационную индустрию на более высокий уровень.
Библиографический список
1. Инновационный менеджмент: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / К.В. Балдин и др. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.
2. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. // Росстат. М., 2008. 847 с.
3. Инновационная деятельность МП // Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства: электрон, учеб. пос. URL: http://www.dist-co ns.ru/modules/innova/section6.html.
Е.А. Fedorova, I.F. Shelopaeva
The funding sources of innovative projects
The potential sources of financing innovation and their choice at the different stages of the innovative process and the basic organizational forms of financing innovations are considered
Key words: innovation, funding, financing structure, the stages of the innovation process.