Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ'

УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) КОНТРАКТ / ТОРГИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ / CIVIL LEGAL PERSONALITY OF PUBLIC LEGAL ENTITIES / STATE (MUNICIPAL) PROCUREMENT / STATE (MUNICIPAL) CONTRACT / BIDDING IN ELECTRONIC FORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скворцова Татьяна Александровна, Нестерова Надежда Владимировна, Таганова Анастасия Сергеевна

Настоящая статья посвящена исследованию участия государства и муниципальных образований в организации и проведении закупочных процедур на электронных торговых площадках. Проанализирована процедура проведения торгов в электронной форме с целью заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд. По итогам исследования авторами предлагаются пути совершенствования действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скворцова Татьяна Александровна, Нестерова Надежда Владимировна, Таганова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THE STATE AND MUNICIPALITIES IN PROCUREMENT PROCEDURES ON ELECTRONIC TRADING PLATFORMS

This article is devoted to the study of the participation of the state and municipalities in the organization and conduct of procurement procedures on electronic trading platforms. The procedure of bidding in electronic form for the purpose of concluding a state (municipal) contract for the supply of goods for state (municipal) needs is analyzed. According to the results of the study, the authors propose ways to improve the current legislation.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ»

ISSN 2541-8025 Том XV 5-2019 Проблемы экономики

и юридической практики

8.2. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ

©Скворцова Татьяна Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

kafedra37@bk.ru

©Нестерова Надежда Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса

Место работы: Ростовский государственный университет путей сообщения

nadinalladin@mail.ru

©Таганова Анастасия Сергеевна, МП «Гражданское право, семейное право, международное частное право» Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

taganova10@mail.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию участия государства и муниципальных образований в организации и проведении закупочных процедур на электронных торговых площадках. Проанализирована процедура проведения торгов в электронной форме с целью заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд. По итогам исследования авторами предлагаются пути совершенствования действующего законодательства.

Ключевые слова: гражданская правосубъектность публично-правовых образований, государственные (муниципальные) закупки, государственный (муниципальный) контракт, торги в электронной форме.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим аспектом реализации гражданской правосубъектности государства и иных публично-правовых образований является их участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Поскольку подавляющая часть государственных контрактов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд заключается по итогам проведения торгов в электронной форме особую значимость приобретает изучение существующих проблем и перспектив правового регулирования торговых процедур на электронных торговых площадках.

Тема правового регулирования процедур на электронных торговых площадках в России является пока недостаточно полно изученной в научной литературе в силу своей относительной новизны. Вклад в становление и развитие теории правового регулирования проведения процедур на электронных торговых площадках внесли труды отечественных авторов, в частности, В.Е. Белова [2], Н.Г. Вовченко [3], Б.Е. Кошелюка [4] и других. Вместе с тем требуется дальнейшая разработка данной тематики в связи с изменениями действующего законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

Проведение закупочных процедур на электронных торговых площадках в электронной форме субъектами, подпадающими под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) предполагает обмен электронными документами.

В результате проведения торговой процедуры на электронной торговой площадке заключается государственный (муни-

ципальный) контракт - «договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд» (пп. 8 п.1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), который является по сути гражданско-правовым договором.

Именно в таком контракте находят закрепление все условия будущей поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, предусматриваются субъективные права и обязанности сторон по договору, а также ответственность сторон за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Контракт для обеспечения государственных нужд заключается от имени РФ либо субъекта РФ, а для обеспечения муниципальных нужд - от имени муниципального образования. Контракты (то есть договоры), которые заключаются сторонами в результате проведения процедуры на электронной торговой площадке заключаются в форме электронного документа на электронной площадке. Контракт считается заключенным с момента размещения в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Как справедливо указывается в литературе главной новацией применения Закона № 44-ФЗ является то, что с начала 2019 года все конкурентные закупки должны проводиться в электронной форме, «бумажными» они могли быть только до конца 2018 года [7]. Исключения из этого общего правила, когда все-таки возможна закупка в бумажной форме, касаются лишь нескольких случаев - например, запроса котировок для нормального жизнеобеспечения граждан, закупки на территории иностранного государства (ч. 43 и 44 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, большинство конкурентных способов определения поставщика в соответствии с Законом № 44-ФЗ должны проводиться в электронной форме. Закон № 223-ФЗ также

предусматривает осуществление в электронной форме конкурентных закупок.

Согласно Законам № 44-ФЗ, № 223-ФЗ, а также ч.4 ст.447 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие конкурентные процедуры, проводимые исключительно в электронной форме, это конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

Согласно ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ открытый аукцион в электронной форме - это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену договора и подавший заявку, которая соответствует всем требованиям заказчика.

Подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации нужно через функционал электронной площадки. Там же проводится процедура снижения цены. Чтобы получить доступ к личному кабинету, участнику непосредственно необходимо аккредитоваться на ЭТП и получить цифровую подпись, и порядок проведения электронного аукциона по Закону № 44-ФЗ подразумевает, что каждый участник вправе подать только одну заявку в установленные заказчиком сроки.

Если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, торги проводятся на право заключить договор. Победителем в такой ситуации становится участник, предложивший самую высокую цену за право заключить договор. При подготовке к открытому аукциону заказчик разрабатывает закупочную документацию и создает комиссию, которая впоследствии будет оценивать заявки. В документации может содержаться требование о предоставлении обеспечения заявки. Это возможно, если начальная цена договора больше 5 млн руб.

Размер обеспечения не может превышать 5% от стартовой цены. Любой участник аукциона согласно Закона № 44-ФЗ вправе подать запрос на разъяснение документации о закупке. Заказчик обязан дать ответ в течение 3 рабочих дней, который размещается в ЕИС [5].

Подать запрос можно не позднее, чем за 3 дня до конца срока направления предложений участников. Каждый участник может подать на электронный аукцион согласно Закону № 44-ФЗ только одну заявку. До конца установленного срока ее можно отозвать или изменить. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку, в том числе и аукцион в части одного лота или целиком. Сделать это можно до конца срока подачи заявок. По итогам аукциона договоры можно заключить с несколькими участниками.

Открытый конкурс в электронной форме является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация о его проведении размещается в ЕИС и доступна неограниченному кругу лиц. Победителем такого конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер. Оценка условий происходит на основании критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 2, 3 ст. 24, ч. 1 ст. 54.1, ч. 14 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ).

Электронный конкурс начинается с размещения заказчиком в ЕИС уведомления и конкурсной документации. Конкурсную документацию, извещение и проект контракта нужно разместить в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в нем (ч. 1 ст. 54.2, ч. 5 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ). Для разработки конкурсной документации заказчик может привлечь специализированную организацию. При этом ее участие в данном конкурсе недопустимо (ч. 3 ст. 54.1, ч. 1, 5 ст. 40 Закона № 44-ФЗ).

Заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде состоят из двух частей и предложения участника электронного конкурса по цене договора. Заявка подается путем одновременного направления трех электронных документов, это согласие на поставку товара (работ, услуг) и предложение о его характеристиках, сведения о претенденте, копии документов, подтверждающих соответствие товара (работ, услуг) и соответствие участника требованиям конкурсной документации, в том числе квалификационным критериям и ценовое предложение.

Участники конкурса смогут подать окончательные предложения по цене контракта. При этом каждый участник открытого конкурса в электронном виде может подать только одно окончательное предложение по цене договора.

Новые статьи закона детально регламентируют содержание конкурсной документации, сроки разъяснения ее положений, порядок рассмотрения первой и второй частей заявок участников, порядок подведения итогов, последствия признания открытого конкурса в электронной форме недействительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» только использование усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечивает признание электронного документа, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целом следует сказать, что переход на электронные (и, как следует из законодательства конкурентные) закупки имеет очевидные преимущества. Прозрачность процедур повысилась, другие субъективные факторы в работе заказчика и членов его комиссии сведены к минимуму, электронные закупки оказывают положительное влияние на конкуренцию за счет увеличения возможностей участия в закупках поставщиков из других регионов. Для заказчика результатом большего количества участников непосредственно становится экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг, снижение затрат участников на подготовку заявки и ее доставку заказчику.

Но об окончании реформирования законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд речи пока не идет. Следующим актуальным шагом в развитии электронных закупок должна являться унификация механизма таких закупок.

Заслуживает внимания тот факт, что вступившие в силу изменения в систему нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры на электронных торговых площадках, были внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6]. Указанным законодательным актом, в частности, были внесены изменения в Закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки коммерческих организаций с долей участия Российской Федерации в уставном капитале более пятидесяти процентов.

В ч. 6.1 ст. 3 новой редакции Закона № 223-ФЗ устанавливаются правила описания предмета конкурентной закупки, которые обязательны для заказчика при проведении любой конкурентной закупки. Но, как справедливо указывает В. Байрашев, появление в Законе № 223-ФЗ требований, ограничивающих возможности приобретения необходимых заказчику товаров, стало одной из главных проблем для правоприменителей. Ведь если другие изменения Закона № 223-ФЗ коснулись главным образом процедурных аспектов проведения закупок, то

ISSN 2541-8025

Том XV 5-2019

Проблемы экономики и юридической практики

дополнительные требования к описанию предмета закупки затронули свободу потребительского выбора заказчика [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действительно суть анализируемых новелл не сводится к запрету указания товарного знака и обязательного сопровождения товарного знака фразой «или эквивалент» (исключения указаны в подп. «а» - «г» п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), а заключается в запрете установления любых требований к товарам, если указанные требования влекут необоснованное ограничение количества участников закупки.

Но обоснованность (или наоборот) ограничения количества участников процедуры на электронной торговой площадке во многих ситуациях является в крайней степени расплывчатой мерой суждения для многих предметов закупок, а также такая формулировка влечет за собой вполне определенные трудности для заказчика.

Поэтому предлагается внести изменения в положения Закона № 223-ФЗ, а именно дополнив исключения, то есть случаи, когда в описании предмета закупки нет необходимости использовать слова «или эквивалент» следующим подпунктом: «Закупок товаров, работ или услуг, используемых заказчиком до момента проведения закупочной процедуры, с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, изменение которых повлечет за собой дополнительные затраты для заказчика».

Также, на наш взгляд, в целях увеличения эффективности правового регулирования в сфере проведения торгов в электронной форме с целью закупок для публичных нужд необходимо разработать четкие требования к документам для допуска к участию и оценки заказчиком заявок участников в торговых процедурах на электронных торговых площадках. Для этого потребуется законодательно урегулировать единые критерии оценки заявок (формулы оценки, согласно установленным критериям) и перечень необходимых документов для допуска по каждому виду закупочных процедур, в соответствии с предметами закупок. Данные правила целесообразно закрепить в Законах № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,72%.

Список литературы:

1. Байрашев В. Конкурентные и неконкурентные закупки: как заказчику закупить желаемый товар // Прогосзаказ.рф. 2019. № 5. -

С. 55-64.

2. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг

для государственных нужд: правовое регулирование. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 304 с.

3. Вовченко Н.Г. Управление процессом противодействия коррупции в системе государственных закупок // Финансовые исследования. 2013. № 2(39). - С. 31-43.

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (постатейный) / Под ред. Б.Е. Кошелюка. - М.: Проспект, 2019. - 944 с.

5. Сайт Единой информационной системы в сфере закупок. -http://www .zakupki.gov.ru.

6. Трефилова Т.Н. Руководство заказчика по переходу на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (Практико-ориентированный комментарий) // Специально для системы ГАРАНТ, 2014.

7. Чагин К.Г. Новации в закупках у государственных и муниципальных унитарных предприятий в 2019 году // Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях. 2019. № 1. - С. 20-28.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.ю.н., доцента Скворцовой Т.А., к.ю.н. доцента Нестеровой Н.В., Тагановой А.С. «Участие государства и муниципальный образований в закупочных процедурах на электронных торговых площадках»

Тема, выбранная авторами для проведения исследования актуальна, представляет научный интерес. Нет сомнений в том, что во все времена эффективность и результативность закупок товаров были и остаются в приоритете у государства и общества. В связи с этим на современном этапе развития отечественного законодательства важным является создание правового механизма государственных закупок, обеспечивающего их гласность и прозрачность. Большую роль в этом играет внедрение государственных (муниципальных) закупок путем проведения торгов в электронной форме. Поэтому изучение торговых процедур на электронных площадках в целях осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд необходимо не только с научной, но и с практической точек зрения.

Представленная для рецензирования работа является самостоятельным, завершенным научным исследованием, в котором получили отражение проблемы применения механизмов осуществления закупочных процедур в электронной форме для государственных и муниципальных нужд. Авторами предложены векторы совершенствования действующего законодательства РФ в исследуемой сфере.

Статья к.ю.н., доцента Скворцовой Т.А., к.ю.н., доцента Нестеровой Н.В., Тагановой А.С. выполнена на достаточно высоком научном и профессиональном уровне. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Рецензент:

д-р экон. наук, профессор кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»

Епифанова Татьяна Владимировна

PARTICIPATION OF THE STATE AND MUNICIPALITIES IN PROCUREMENT PROCEDURES ON ELECTRONIC TRADING PLATFORMS

©Skvortsova Tatyana A., PhD at Law, associate Professor, associate Professor, civil law Department Work place: Rostov state economic University (RINH)

kafedra37@bk.ru

©Nesterova Nadezhda V., PhD at Law, associate Professor, associate Professor of civil law and procedure Work place: Rostov State Transport University

nadinalladin@mail.ru

© Taganova Anastasia S., MP «Civil law, family law, international private law» Study place: Rostov state economic University (RINH)

taganova10@mail.ru

Annotation: this article is devoted to the study of the participation of the state and municipalities in the organization and conduct of procurement procedures on electronic trading platforms. The procedure of bidding in electronic form for the purpose of concluding a state (municipal) contract for the supply of goods for state (municipal) needs is analyzed. According to the results of the study, the authors propose ways to improve the current legislation.

Keywords: civil legal personality of public legal entities, state (municipal) procurement, state (municipal) contract, bidding in electronic form.

Reference list:

1. Bayrashev V. Competitive and non-competitive procurement: how the customer to purchase the desired product // Progoszakaz.ru. 2019. No. 5. - Pp. 55-64.

2. Belov V. E. Delivery of goods, performance of works, rendering of services for state needs: legal regulation. - Moscow: Norma, Infra-M, 2011. -304 PP.

3. Vovchenko N. G. Management of the process of combating corruption in the system of public procurement // Financial research. 2013. No. 2 (39). Pp. 31-43.

4. About contract system in the sphere of purchases of goods, works,

services for ensuring the state and municipal needs: the scientific and practical comment to the Federal law of April 5, 2013 No. 44-FZ (article) / ed. B. E. Koshelyuk. - Moscow: Prospect, 2019. - 944 p.

5. Website of the Unified information system in the field of procurement. - http://www.zakupki.gov.ru.

6. Trefilova T. N. customer's Guide to the transition to the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs. (Practice-oriented commentary) // Especially for GARANT system, 2014.

7. Chagin K. G. Innovations in procurement from state and municipal unitary enterprises in 2019 // Accountant of Crimea: accounting in unitary enterprises. 2019. No. 1. - Pp. 20-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.