Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ'

УЧАСТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущие учителя начальных классов / профессионализация / профессиональная готовность / оценка профессиональных компетенций / оценочные средства / future teachers of primary classes / professionalization / professional readiness / assessment of professional competences / assessment tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Марина Александровна, Калинина Лариса Владимировна, Попова Инга Маркеловна

Рассмотрены особенности профессионализации будущих учителей начальных классов в современных условиях. Обозначены противоречия, связанные с определением критериев и показателей оценки готовности к профессиональной деятельности, их согласованием между вузами и центрами независимой оценки квалификаций. Доказана необходимость участия студентов в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах для продуктивного прохождения профессионализации на стадии профессиональной подготовки. Соотнесены объекты оценивания на различных конкурсах. Представлен алгоритм переноса конкурсных заданий в образовательный процесс. В качестве инструмента предлагаются многоцелевые учебные задания, направленные на формирование и комплексную оценку как профессиональных, так и универсальных компетенций. Определены пути внедрения многоцелевых учебных заданий: преподавание профильных дисциплин, организация промежуточной аттестации, постановка заданий на педагогическую практику, заданий на курсовое и дипломное проектирование. Выявлено положительное влияние применения многоцелевых учебных заданий на процесс профессионализации. Установлены следующие эффекты: рост интереса студентов к профессиональным конкурсам; рост их профессиональной самооценки. Отмечается понимание студентами значимости овладения и применения современных образовательных технологий на основе анализа их возможностей и ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Марина Александровна, Калинина Лариса Владимировна, Попова Инга Маркеловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professionalization of future teachers of primary classes in modern conditions are considered. The contradictions related to the definition of criteria and indicators of assessment of readiness for professional activity, their coordination between universities and centers of independent assessment of qualifications have been identified. The necessity of participation of students in competitions of professional skills and Olympiads for productive passing of professionalization at the stage of professional training has been proved. The objects of evaluation are correlated in various competitions. The algorithm of transfer of competitive tasks in the educational process is presented. As a tool, multidisciplinary training tasks aimed at the formation and integrated assessment of both professional and universal competencies are proposed. The ways of introduction of multi-purpose educational tasks: teaching of specialized disciplines, organization of intermediate certification, setting of tasks for pedagogical practice, tasks for course and diploma design have been determined. The positive impact of the application of multi-purpose training tasks on the professionalization process has been revealed. The following effects have been established: growth of students' interest in professional competitions; growth of their professional self-esteem. Students' understanding of the importance of mastering and applying modern educational technologies based on the analysis of their capabilities and limitations is noted.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ»

Практика показывает: социально-педагогическое партнёрство семьи и школы позволяет положительно влиять на качество семейного воспитания, пополняя его опытом педагогов-наставников и других родителей и устраняя недостатки и незнания всех участников процесса воспитания.

Педагоги и родители должны быть единомышленниками в вопросах развития личности ребёнка, так как совместные действия взрослых направлены в интересах личности ребенка.

Литература:

1. Барсукова, О.В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей / О.В. Барсукова, E.H. Гавриш, Е.В. Пикина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 1.- С. 12-14

2. Галакова, О.В. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования / О.В. Галакова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4, Ч. 2. - С. 20-24

3. Генварева, Ю.А. Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка / Ю.А. Генварева, Д.В. Левченко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. -С. 89-92

4. Кабанченко, Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен / Е.А. Кабанченко // Научный форум: педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч-практ. конф. - М.: Изд. «МЦНО», 2017. -№ 1.-С. 48.

5. Кожурова, О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты / О.Ю. Кожурова // Народное образование. - 2009. - № 6,- С. 225-228

6. Коробкова, В.В. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях / В.В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. -2011. - № 6. - С. 101-105

7. Лебедева, K.M. Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения / K.M. Лебедева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №2,- С. 119-125

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат психологических наук, доцент Петрова Марина Александровна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск); кандидат педагогических наук, доцент Калинина Лариса Владимировна Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск); старший преподаватель Попова Инга Маркеловна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск)

УЧАСТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ КАК

СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Рассмотрены особенности профессионализации будущих учителей начальных классов в современных условиях. Обозначены противоречия, связанные с определением критериев и показателей оценки готовности к профессиональной деятельности, их согласованием между вузами и центрами независимой оценки квалификаций. Доказана необходимость участия студентов в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах для продуктивного прохождения профессионализации на стадии профессиональной подготовки. Соотнесены объекты оценивания на различных конкурсах. Представлен алгоритм переноса конкурсных заданий в образовательный процесс. В качестве инструмента предлагаются многоцелевые учебные задания, направленные на формирование и комплексную оценку как профессиональных, так и универсальных компетенций. Определены пути внедрения многоцелевых учебных заданий: преподавание профильных дисциплин, организация промежуточной аттестации, постановка заданий на педагогическую практику, заданий на курсовое и дипломное проектирование. Выявлено положительное влияние применения многоцелевых учебных заданий на процесс профессионализации. Установлены следующие эффекты: рост интереса студентов к профессиональным конкурсам; рост их профессиональной самооценки. Отмечается понимание студентами значимости овладения и применения современных образовательных технологий на основе анализа их возможностей и ограничений.

Ключевые слова: будущие учителя начальных классов, профессионализация, профессиональная готовность, оценка профессиональных компетенций, оценочные средства.

Annotation. Features of professionalization of future teachers of primary classes in modern conditions are considered. The contradictions related to the definition of criteria and indicators of assessment of readiness for professional activity, their coordination between universities and centers of independent assessment of qualifications have been identified. The necessity of participation of students in competitions of professional skills and Olympiads for productive passing of professionalization at the stage of professional training has been proved. The objects of evaluation are correlated in various competitions. The algorithm of transfer of competitive tasks in the educational process is presented. As a tool, multidisciplinary training tasks aimed at the formation and integrated assessment of both professional and universal competencies are proposed. The ways of introduction of multi-purpose educational tasks: teaching of specialized disciplines, organization of intermediate certification, setting of tasks for pedagogical practice, tasks for course and diploma design have been determined. The positive impact of the application of multi-purpose training tasks on the professionalization process has been revealed. The following effects have been established: growth of students' interest in professional competitions; growth of their professional self-esteem. Students' understanding of the importance of mastering and applying modern educational technologies based on the analysis of their capabilities and limitations is noted.

Key words: future teachers of primary classes, professionalization, professional readiness, assessment of professional competences, assessment tools.

Введение. Профессионализация рассматривается как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который имеет особенные характеристики: протекает в соответствии с определенными стадиями; начинается в момент формирования первых представлений о мире профессий и заканчивается после окончания профессиональной деятельности; каждой стадии соответствуют специфические новообразования личности [1; 2; 3; 4; 5].

Значимость данного процесса изучается в контексте развития профессионально важных качеств педагога [1]; его профессионального самоопределения; становления субъектности; влияния педагогического образования на

профессионализацию [3]; отбора содержания педагогической подготовки в современных условиях [2]; успешности дальнейшей профессиональной деятельности. Стадия профессиональной подготовки связана с периодом получения профессионального образования в вузе. Результатами её успешного завершения является профессиональная готовность к самостоятельному труду.

Рассматривая подготовку будущих учителей начальных классов, обозначим ряд противоречий в оценке их профессиональной готовности.

Первое противоречие связано с объектом и критериями оценивания. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования содержат перечень универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, овладение которыми позволит выпускнику решать профессиональные задачи определенного типа, например, педагогического и методического. Индикаторы освоения данных компетенций вуз разрабатывает самостоятельно, ориентируясь на Профессиональный стандарт педагога. Таким образом, доя вузов, осуществляющих подготовку будущих учителей начальных классов, объекты и критерии оценивания нормированы, но последние не унифицированы, каждый вуз описывает компетенцию через показатели и критерии, которые могут отличаться.

Второе противоречие связано с построением независимой и объективной системы оценки качества подготовки и качества профессиональной деятельности. Разработчики ФЗ «О независимой оценке квалификации» имели в виду создание специализированных центров оценки квалификаций как условие объективности. При этом отсутствуют механизмы согласования показателей и критериев оценки профессиональной подготовленности между вузом и независимым центром. Ведется разработка Единых федеральных оценочных материалов, пока этот процесс на стадии апробации.

Анализ противоречий привел нас к постановке проблемы: каковы условия переноса критериев и показателей независимой оценки качества подготовки будущих учителей начальных классов в процессе их профессионального обучения, имея в виду, что пока система независимой оценки находится в процессе становления? Как этот перенос повлияет на профессиональную готовность к самостоятельному труду как новообразования профессионализации студентов в процессе вузовской подготовки?

Изложение основного материала статьи. Целью статьи является описание условий переноса заданий профессиональных конкурсов и олимпиад в практику преподавания и проектирования фонда оценочных средств как части образовательной программы подготовки будущих учителей начальных классов. Мы исходили из того, что механизмом оценки квалификации отдельных педагогов в настоящее время выступают различные профессиональные конкурсы и в условиях отсутствия сложившейся системы внешней оценки качества подготовки выпускников именно они могут служить ориентирами. Участие студентов в профессиональных конкурсах и олимпиадах может способствовать формированию у них универсальных и профессиональных компетенций.

Для осуществления процесса профессионализации студентов предлагаем использовать многоцелевые учебные задания, построенные на основе методики проведения чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и «Абилимпикс». С 2023 г. в России проводится Всероссийский чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы», аналог WorldSkills. Чемпионат «Молодые профессионалы» включает несколько линеек конкурса: юниорскую, региональную (для студентов СПО), вузовскую и «Навыки мудрых». В работе со студентами мы ориентируемся на типовые конкурсные задания чемпионатов по компетенции «Преподавание в младших классах», представленные в региональной и вузовской линейках.

Региональная линейка направлена на оценку навыков организации урочной, внеурочной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся, а также умений, связанных с созданием развивающих условий посредством активного взаимодействия с участниками образовательного процесса. В вузовской линейке оцениваются навыки организации исследовательской деятельности детей на уроке, решения задач профессионального развития посредством активного взаимодействия с участниками образовательного процесса, профессиональных задач развития, обучения и воспитания обучающихся.

Задания региональной линейки соотносимы с требованиями профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов, в частности, способностей организовывать индивидуальную и совместную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, взаимодействовать с участниками образовательных отношений, использовать современные информационные технологии для решения педагогических задач, осуществлять деятельность по реализации программ начального общего образования, разрабатывать методическое обеспечение организации образовательного процесса. Задания для вузовской линейки выстроены с учетом универсальных компетенций, заключающихся в демонстрации способностей осуществлять анализ и синтез информации, демонстрировать приемы системного и критического мышления при решении поставленных задач, определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, осуществлять деловую коммуникацию, командную работу, самоорганизацию.

Мы видим возможности переноса конкурсной технологии на систему оценки и подготовки студентов в соответствии со следующим алгоритмом:

1) анализ технического описания компетенции (технический паспорт);

2) анализ видов и содержания конкурсных заданий;

3) изучение спецификации заданий;

4) разработка технологии использования заданий в образовательном процессе ВУЗа.

Раскроем способы реализации указанных в алгоритме действий.

Для компетенций, представленных в конкурсах, разработаны минимальные требования, которые являются значимыми для соответствующей профессиональной деятельности. Каждая компетенция имеет техническое описание, в котором указан объем и содержание работы, процессы разработки и оценки заданий. В документации чемпионатов профессионального мастерства разработаны паспорта для разных компетенций педагогической направленности, в том числе «Преподавание в младших классах». На основе данных материалов возможна разработка подобных технических паспортов при внедрении модели переноса заданий профессиональных конкурсов и олимпиад в практику подготовки будущих учителей и проектирования фонда оценочных средств.

Анализ видов и содержания заданий конкурсов по данной компетенции показал, что на их разработку влияют образовательные тенденции и образовательные запросы. Так, содержательные аспекты заданий региональной и вузовской линеек, кроме демонстрации умений, связанных с подготовкой и проведением фрагмента урока, воспитательного мероприятия или занятия внеурочной деятельности направлены на применение интерактивного оборудования, организацию проектно-исследовательской деятельности младших школьников, включение в образовательный процесс элементов интерактивного взаимодействия, разработку дидактических средств (учебная презентация; презентация для самостоятельного изучения темы учеником; виртуальная экскурсия, образовательный веб-квест, видеоролик

информационно-просветительского характера), разработку уровневых учебных заданий, построение индивидуальной траектории профессионально-личностного развития и др.

Изучение спецификации заданий требуется в связи с необходимостью разработки оценочных листов. Система оценки заданий представлена в конкурсных документах технического описания компетенции и включает систему объективных и субъективных критериев. В них, наравне с показателями, связанными со спецификой задания, отражаются требования к пониманию трендов образования, знанию технологических процессов, организации рабочего места, соблюдению техники безопасности, навыкам коммуникации; навыкам управления временем. Анализ оценочных материалов конкурсных заданий позволил обобщить и выделить следующие критерии: соответствие задания теме олимпиады/ конкурса; опора на современные научные педагогические подходы; разнообразие используемых педагогических методов и приемов; современное прочтение увиденной проблемы; разнообразие представленной аргументации; представление личной позиции; практическая значимость; терминологическая грамотность; общая грамотность, культура речи; оригинальность, творческий подход.

Технология использования конкурсных заданий в образовательном процессе ВУЗа видится нам в преподавании профильных дисциплин, проведении промежуточной аттестации [7], постановке заданий для педагогической практики, курсовом и дипломном проектировании.

Проиллюстрируем реализацию данных путей внедрения многоцелевых учебных заданий на примере подготовки будущих учителей начальных классов в Педагогическом институте Иркутского государственного университета.

1. В процессе преподавания профильных дисциплин и постановке заданий на практику осуществляется подбор содержания с учетом содержательных и технологических тенденций образования. Например, при изучении курса «Практикум по технологиям обучения младших школьников» студенты знакомятся с дистанционными технологиями, осваивают способы разработки виртуальной экскурсии, создания презентации для ребенка, отсутствовавшего на уроке и др.

2. Реализация технологии конкурсов профессионального мастерства при организации промежуточной аттестации осуществляется нами в форме практико-ориентированного экзамена по следующим дисциплинам: «Теория и методика воспитания», «Методика и технологии внеурочной и внешкольной деятельности», «Интеллектуально-развивающие занятия для младших школьников», «Практикум по технологиям обучения младших школьников».

3. Использование конкурсных заданий в курсовом и дипломном проектировании осуществляется путем разработки тематики исследований. При этом преподаватели ориентируются на содержательные тенденции образования, связанные с использованием виртуальных и интерактивных ресурсов, оборудования, формированием универсальных компетенций исследовательского характера.

Многоцелевые учебные задания включают подготовку и выполнение конкретного вида педагогической деятельности, тем самым позволяют студентам осуществить профессиональную пробу. В процессе выполнения заданий будущие учителя получают возможность системно увидеть процесс собственной деятельности и проверить свои умения в условиях, приближенных к реальным, что способствует их профессионализации.

Студенты кафедры психологии и педагогики начального образования ежегодно принимают участие в разных студенческих олимпиадах, конкурсах. Анализ конкурсных заданий показал, что их разработчики при проектировании опираются на принципы, используемые в олимпиадах для профессионалов. Присутствуют задания, предполагающие интерактивное взаимодействие, создание дидактических средств (виртуальная экскурсия, видеоролик, буктрейлер и др.), проектирование мероприятий для школьников, образовательных программ; творческое представление своих идей по конкретной педагогической теме; анализ и поиск путей решения педагогической ситуации и др., с которыми студенты успешно справляются.

Представим участие студентов в Олимпиадах и конкурсах, приведем примеры конкурсных заданий:

-2017 г.: III всероссийская заочная дистанционная психолого-педагогическая студенческая олимпиада «Начальная школа: интеграция науки и практики» (г. Омск) - разработка проекта элемента безопасной комфортной среды образовательной организации в форме плаката, листовки или буклета;

-2018 г.: IV всероссийская заочная дистанционная психолого-педагогическая студенческая олимпиада «Начальная школа: интеграция науки и практики», посвященная 100-летнему юбилею В.А. Сухомлинского (г. Омск) - представление профессионального развития участников команды «Однажды, 10 лет спустя» в форме видеофильма, коллажа, презентации и т.п.;

-2018 г.: всероссийский дистанционный студенческий конкурс по психолого-педагогическому сопровождению детей в начальной школе «Рука об руку» (г. Новосибирск) - разработка презентации по организации психолого-педагогического сопровождения по одному из предложенных направлений; представление идеи по психолого-педагогическому сопровождению посредством одного из направлений искусства (кинематограф, литературное искусство, изобразительное искусство, песня и т.д.);

-2019 г.: 2-я всероссийская научно-методическая межвузовская дистанционная студенческая олимпиада «Интерактивные методы организации образовательного процесса в начальной школе» (г. Сургут) - решение ситуативной педагогической задачи; подготовка конспекта интерактивного мероприятия (деловая игра, интерактивная игра и т.д.) для родителей младших школьников; разработка виртуальной экскурсии;

-2020 г.: II всероссийский педагогический веб-квест «Если Вы есть - будьте лучшими, Если Вы есть - будьте первыми», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Сургут) - создание видеоролика со стихотворением о Великой Отечественной войне; разработка воспитательного мероприятия доя детей младшего школьного возраста;

-2020 г.: межрегиональный Оговв-чемпионат для магистрантов «Зойпедагог» (г. Омск) - съемка видеоролика; интерактивное взаимодействие в виртуальных сборных командах;

-2021 г.: III всероссийский педагогический веб-квест «Научно! Креативно! Интересно!» (г. Сургут) - создание видеороликов или презентаций по направлениям: физкультминутка; виртуальная экскурсия; буктрейлер;

-2021 г.: всероссийская (с международным участием) дистанционная студенческая олимпиада «Педагогика: эффективные воспитательные практики» (г. Бийск) - создание мультимедиа-презентации команды по теме олимпиады; педагогический анализ художественных видеосюжетов из кинофильма «Республика ШКИД»; анализ педагогической ситуации и воспитательного потенциала русской народной сказки «Маша и медведь»; создание видеоролика «Интерактивные формы и методы в воспитательной практике»;

-2022 г.: 1-я всероссийская с международным участием дистанционная студенческая олимпиада «Современный учитель многонациональной страны» (г. Новосибирск) - проектирование урока или занятия по теме олимпиады; разработка видеоролика с отражением темы олимпиады в разных видах искусства (живопись, кинематограф, мультипликация, музыка идр.);

-2023 г.: всероссийская с международным участием дистанционная студенческая олимпиада «Педагогика: от традиций к инновациям», посвященная году педагога и наставника - создание мультимедиа-презентации команды по теме олимпиады; создание видеоролика о наставничестве в форме интервью, репортажа, мультфильма и т.п.

Выводы:

1. Успешное участие в конкурсах показало достаточно высокий уровень общепрофессиональной и методической подготовки студентов-участников.

2. Преподаватели овладели экспертными компетенциями и технологическими особенностями конструирования многоцелевых учебных заданий, направленных на формирование и оценку как предметных (профессиональных) компетенций, так и универсальных (технический паспорт компетенции, компетентностно-ориентированные задания, спецификация заданий, технология использования заданий).

Требует дальнейшего исследования изучение особенностей разработки системы оценки, включающей проверку универсальных компетенций на основе предметного содержания.

3. Сложилась практика переноса технологии построения конкурсных заданий в преподавание учебных предметов, что позволяет всем студентам, а не только участникам конкурсов выполнять многоцелевые задания, построенные в соответствии с моделью процедур внешней оценки.

4. Сложилась практика исследования студентами возможностей и ограничений применения современных образовательных технологий в начальной школе.

Литература:

1. Акимова, М.К. Развитие профессионально важных качеств педагогов в процессе профессионализации / М.К. Акимова, O.A. Галстян // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 3(30). - С. 35-41

2. Воронов, В.В. Профессионализация педагогической подготовки студентов-педагогов / В.В. Воронов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. -2019. -№ 5. - С. 43-47

3. Галстян, O.A. Роль педагогического образования в профессионализации педагога / O.A. Галстян // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№ 56-9. - С. 274-284

4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

5. Козилова, Л.В. Профессионализация будущего педагога на вузовском этапе профессиогенеза как залог его успешной дальнейшей педагогической деятельности / Л.В. Козилова // Наука в современном информационном обществе: материалы XXIV междунар. науч.-практ. конф., North Charleston, 09-10 ноября 2020 года. - Morrisville: PuluPressJnc., 2020. - С. 78-84

6. Петрова, М.А. Проблемы формирования личности будущего учителя начальных классов как субъекта / М.А. Петрова // Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Иркутск / Иркутский государственный университет, Педагогический институт. -Иркутск: ООО «Типография «Иркут», 2017. - С. 6-13

7. Попова, И.М. Методы стимулирования творческого становления будущего учителя начальных классов в условиях профессионального обучения / И.М. Попова // Психология обучения. -2018. - № 10. - С. 21-29

8. Серафимович, И.В. Профессионализация мышления педагога и развитие профессиональных компетенций в условиях конкурсов профессионального мастерства / И.В. Серафимович, Л.Н. Харавинина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8, № 2(27). - С. 382-386

Педагогика

УДК 378.147:796.814

кандидат технических наук, доцент Петров Константин Николаевич

Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России (г. Владивосток)

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ В РАМКАХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье описываются результаты проведенного экспериментального исследования, которое преследовало цель установления проблемных аспектов в организации физической подготовки сотрудников, недавно принятых на службу в полицию и выработки педагогических решений по ее совершенствованию. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных. Проведенное исследование позволило дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно формирования педагогических условий совершенствования физической подготовки сотрудников полиции. Теоретически обоснованы и подтверждены экспериментальным путем организационно-методические положения, позволяющие в короткий срок, с использованием минимальной материальной базы формировать компетенции физической подготовленности сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования рабочих учебных программ первоначальной подготовки сотрудников полиции. Проведенная экспериментальная работа позволяет сделать вывод, что основным вектором дальнейших разработок в сфере формирования компетенций физической подготовки сотрудников полиции должна стать разработка и совершенствование конкретных методик тренировки профессионально значимых качеств. Результаты исследования показали, в частности, большие перспективы использования упражнений гиревого спорта. Особое значение имеет индивидуальный подход к формированию физических качеств, отработка навыков комплексного применения навыков физической, огневой, тактико-специальной и правовой подготовки.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; физическая подготовка; физическая подготовленность; сотрудники полиции; учебный процесс; методика преподавания; профессиональная адаптация.

Annotation. The article describes the results of an experimental study that aimed to identify problematic aspects in the organization of physical training of employees recently recruited to the police and to develop pedagogical solutions for its improvement. To solve the tasks and test the hypothesis of the study, a set of methods was used: interdisciplinary analysis of scientific and methodological literature, comparative analysis of the studied problems, analysis and synthesis of empirical data. The conducted research made it possible to supplement a number of concepts that have developed in modern science regarding the formation of pedagogical conditions for improving the physical training of police officers. Organizational and methodological provisions have been theoretically substantiated and confirmed experimentally, allowing in a short time, using a minimum material

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.