Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ В РАМКАХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ В РАМКАХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / физическая подготовка / физическая подготовленность / сотрудники полиции / учебный процесс / методика преподавания / профессиональная адаптация / professional training / physical training / physical fitness / police officers / educational process / teaching methods / professional adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Николаевич

В статье описываются результаты проведенного экспериментального исследования, которое преследовало цель установления проблемных аспектов в организации физической подготовки сотрудников, недавно принятых на службу в полицию и выработки педагогических решений по ее совершенствованию. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных. Проведенное исследование позволило дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно формирования педагогических условий совершенствования физической подготовки сотрудников полиции. Теоретически обоснованы и подтверждены экспериментальным путем организационно-методические положения, позволяющие в короткий срок, с использованием минимальной материальной базы формировать компетенции физической подготовленности сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования рабочих учебных программ первоначальной подготовки сотрудников полиции. Проведенная экспериментальная работа позволяет сделать вывод, что основным вектором дальнейших разработок в сфере формирования компетенций физической подготовки сотрудников полиции должна стать разработка и совершенствование конкретных методик тренировки профессионально значимых качеств. Результаты исследования показали, в частности, большие перспективы использования упражнений гиревого спорта. Особое значение имеет индивидуальный подход к формированию физических качеств, отработка навыков комплексного применения навыков физической, огневой, тактико-специальной и правовой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the results of an experimental study that aimed to identify problematic aspects in the organization of physical training of employees recently recruited to the police and to develop pedagogical solutions for its improvement. To solve the tasks and test the hypothesis of the study, a set of methods was used: interdisciplinary analysis of scientific and methodological literature, comparative analysis of the studied problems, analysis and synthesis of empirical data. The conducted research made it possible to supplement a number of concepts that have developed in modern science regarding the formation of pedagogical conditions for improving the physical training of police officers. Organizational and methodological provisions have been theoretically substantiated and confirmed experimentally, allowing in a short time, using a minimum material base, to form the competencies of physical fitness of police officers. The results of the study can be used as a basis for improving the working curricula of the initial training of police officers. The conducted experimental work allows us to conclude that the main vector of further developments in the field of the formation of competencies of physical training of police officers should be the development and improvement of specific methods of training professionally significant qualities. The results of the study showed, in particular, great prospects for the use of kettlebell exercises. Of particular importance is an individual approach to the formation of physical qualities, the development of skills for the complex application of physical, fire, tactical, special and legal training skills.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ В РАМКАХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

-2023 г.: всероссийская с международным участием дистанционная студенческая олимпиада «Педагогика: от традиций к инновациям», посвященная году педагога и наставника - создание мультимедиа-презентации команды по теме олимпиады; создание видеоролика о наставничестве в форме интервью, репортажа, мультфильма и т.п.

Выводы:

1. Успешное участие в конкурсах показало достаточно высокий уровень общепрофессиональной и методической подготовки студентов-участников.

2. Преподаватели овладели экспертными компетенциями и технологическими особенностями конструирования многоцелевых учебных заданий, направленных на формирование и оценку как предметных (профессиональных) компетенций, так и универсальных (технический паспорт компетенции, компетентностно-ориентированные задания, спецификация заданий, технология использования заданий).

Требует дальнейшего исследования изучение особенностей разработки системы оценки, включающей проверку универсальных компетенций на основе предметного содержания.

3. Сложилась практика переноса технологии построения конкурсных заданий в преподавание учебных предметов, что позволяет всем студентам, а не только участникам конкурсов выполнять многоцелевые задания, построенные в соответствии с моделью процедур внешней оценки.

4. Сложилась практика исследования студентами возможностей и ограничений применения современных образовательных технологий в начальной школе.

Литература:

1. Акимова, М.К. Развитие профессионально важных качеств педагогов в процессе профессионализации / М.К. Акимова, O.A. Галстян // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 3(30). - С. 35-41

2. Воронов, В.В. Профессионализация педагогической подготовки студентов-педагогов / В.В. Воронов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. -2019. -№ 5. - С. 43-47

3. Галстян, O.A. Роль педагогического образования в профессионализации педагога / O.A. Галстян // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№ 56-9. - С. 274-284

4. Климов, В.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Климов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

5. Козилова, Л.В. Профессионализация будущего педагога на вузовском этапе профессиогенеза как залог его успешной дальнейшей педагогической деятельности / Л.В. Козилова // Наука в современном информационном обществе: материалы XXIV междунар. науч.-практ. конф., North Charleston, 09-10 ноября 2020 года. - Morrisville: PuluPressJnc., 2020. - С. 78-84

6. Петрова, М.А. Проблемы формирования личности будущего учителя начальных классов как субъекта / М.А. Петрова // Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Иркутск / Иркутский государственный университет, Педагогический институт. -Иркутск: ООО «Типография «Иркут», 2017. - С. 6-13

7. Попова, И.М. Методы стимулирования творческого становления будущего учителя начальных классов в условиях профессионального обучения / И.М. Попова // Психология обучения. -2018. - № 10. - С. 21-29

8. Серафимович, И.В. Профессионализация мышления педагога и развитие профессиональных компетенций в условиях конкурсов профессионального мастерства / И.В. Серафимович, Л.Н. Харавинина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8, № 2(27). - С. 382-386

Педагогика

УДК 378.147:796.814

кандидат технических наук, доцент Петров Константин Николаевич

Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России (г. Владивосток)

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ В РАМКАХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье описываются результаты проведенного экспериментального исследования, которое преследовало цель установления проблемных аспектов в организации физической подготовки сотрудников, недавно принятых на службу в полицию и выработки педагогических решений по ее совершенствованию. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных. Проведенное исследование позволило дополнить ряд сложившихся в современной науке концепций относительно формирования педагогических условий совершенствования физической подготовки сотрудников полиции. Теоретически обоснованы и подтверждены экспериментальным путем организационно-методические положения, позволяющие в короткий срок, с использованием минимальной материальной базы формировать компетенции физической подготовленности сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования рабочих учебных программ первоначальной подготовки сотрудников полиции. Проведенная экспериментальная работа позволяет сделать вывод, что основным вектором дальнейших разработок в сфере формирования компетенций физической подготовки сотрудников полиции должна стать разработка и совершенствование конкретных методик тренировки профессионально значимых качеств. Результаты исследования показали, в частности, большие перспективы использования упражнений гиревого спорта. Особое значение имеет индивидуальный подход к формированию физических качеств, отработка навыков комплексного применения навыков физической, огневой, тактико-специальной и правовой подготовки.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; физическая подготовка; физическая подготовленность; сотрудники полиции; учебный процесс; методика преподавания; профессиональная адаптация.

Annotation. The article describes the results of an experimental study that aimed to identify problematic aspects in the organization of physical training of employees recently recruited to the police and to develop pedagogical solutions for its improvement. To solve the tasks and test the hypothesis of the study, a set of methods was used: interdisciplinary analysis of scientific and methodological literature, comparative analysis of the studied problems, analysis and synthesis of empirical data. The conducted research made it possible to supplement a number of concepts that have developed in modern science regarding the formation of pedagogical conditions for improving the physical training of police officers. Organizational and methodological provisions have been theoretically substantiated and confirmed experimentally, allowing in a short time, using a minimum material

base, to form the competencies of physical fitness of pólice offieers. The results ofthe study can be used as a basis for improving the working curricula of the initial training of pólice offieers. The conducted experimental work allows us to conclude that the main vector of further developments in the field of the formation of competencies of physical training of pólice offieers should be the development and improvement of specific methods of training professionally significant qualities. The results ofthe study showed, in particular, great prospecte for the use of kettlebell exercises. Of particular importance is an individual approach to the formation of physical qualities, the development of skills for the complex application of physical, fire, tactical, special and legal training skills.

Key words: professional training; physical training; physical fitness; pólice offieers; educational process; teaching methods; professional adaptation.

Введение. Негативным аспектом современной общественной жизни стала дестабилизация многих ее сфер, обусловившая в совокупности усиление криминогенных факторов. Статистические данные МВД России продемонстрировали произошедший в 2022 году рост насильственной преступности, в том числе преступных посягательств с использованием оружия [8]. В данного рода условиях многократно возрастают требования к профессиональной подготовленности сотрудников полиции, важным элементом которой является физическая подготовка. Успешное формирование профессионально значимых скоростно-силовых качеств, физической выносливости сотрудников, овладение боевыми приемами борьбы, в том числе связанными с противодействием вооруженному преступнику, является важной задачей образовательных организаций МВД России.

Решение данной задачи существенно осложняется кадровым кризисом с которым в настоящее время сталкивается МВД России. Низкий уровень оплаты труда и социальных гарантий в совокупности с высоким уровнем требований и непростым характером работы вызывают существенный дефицит и текучесть кадров в органах внутренних дел. Выступая перед Советом Федерации РФ 16 ноября 2022 г., министр МВД В.А. Колокольцев заявил о некомплекте кадров в 90 тыс. человек [3]. В сложившихся условиях аппараты территориальных органов вынуждены восполнять некомплект, принимая на службу граждан зачастую не соответствующих по своим физическим качествам предъявляемым требованиям. Данная тенденция очевидно проявляет себя при анализе физической подготовленности сотрудников, направляемых для прохождения первоначальной профессиональной подготовки, о чем свидетельствует анализ педагогической литературы и авторский опыт эмпирических исследований.

В рамках исследования ставилась научная цель выявления проблемных аспектов и установления путей совершенствования физической подготовки граждан, принятых на службу в полицию и проходящих первоначальное обучение.

Опираясь на современные теоретические разработки и личный опыт педагогической деятельность автором решались следующие научные задачи:

- проанализировать имеющуюся по предмету исследования педагогическую литературу, выявить и сопоставить сложившиеся научные концепции;

- проанализировать специфику формирования знаний, умений и навыков физической подготовки сотрудников полиции, исходя из специфики решаемых правоохранительных задач;

- разработать и апробировать педагогические технологии, позволяющие оптимизировать процесс формирования знаний, умений и навыков физической подготовки в педагогических условиях первоначальной подготовки сотрудников полиции.

В основу исследования были положены обобщение, анализ и систематизация личного педагогического опыта, а также данных отечественных и зарубежных исследований. В рамках современной научно-педагогической парадигмы были определены педагогические условия, положенные в основу авторской Программы комплексного физического развития слушателей первоначальной подготовки. Реализация данной программы составила основу экспериментальной работы по проверке выдвинутой гипотезы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время решение проблем повышения качества образовательной среды вузов, формирования мотивации обучающихся, в том числе в рамках системы образовательных организаций МВД, является одним из активно развивающихся направлений педагогики профессионального образования [6]. Различные аспекты педагогического характера, связанные с совершенствованием физических навыков сотрудников полиции, многократно становились предметом научных исследований [4]. В работах Э.В. Губанова, В.Г. Меркулова, С.А. Синенко, В.В. Чмыхова, А.А. Щепелев и др. [1; 7] физическая подготовка сотрудников полиции рассматривалась с позиций формирования комплексных профессионально значимых навыков применения физической силы, специальных средств и оружия в чрезвычайных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Значимая роль физической культуры и спорта в формировании морально-психологической готовности сотрудников полиции к выполнению служебных задач была убедительно доказана в исследованиях К.А. Кобзева, В.И. Пахомова, Э.Б. Настуева [2; 5].

Изучение научно-методической литературы показало, что большинство педагогических технологий и методик, применяющихся в образовательных организациях МВД, рассчитаны курсантов, срок обучения которых составляет 2,5-5 лет. Однако, в настоящее время основную массу персонала территориальных органов внутренних дел составляют лица, принимаемые на службу после окончания гражданских учебных заведений и проходящих лишь 4-6-месячные курсы первоначальной подготовки. Очевидно, что подходы физического воспитания, рассчитанные на длительный срок, мало применимы в условиях курсов первоначальной подготовки и не позволяют в должной мере сформировать требуемые физические качества. Таким образом, в современных условиях многократно актуализируется задача совершенствования педагогических технологий формирования необходимых компетенций физической подготовленности сотрудников полиции, недавно принятых на службу и проходящих первоначальную подготовку в специализированных образовательных учреждениях системы МВД России.

Гипотеза исследования строилась из предположения, что профессиональная направленность обучения полицейских на формирование навыков преследования и силового задержания, обезоруживания вооруженных преступников обусловливает необходимость комплексной физической подготовки, сочетающей отработку применения боевых приемов борьбы с тренировкой достаточно высоких скоростно-силовых характеристик. Опираясь на данную гипотезу, в качестве основного пути совершенствования физической подготовки сотрудников полиции, проходящих первоначальную подготовку в образовательных организациях системы МВД, нами была подготовлена и апробирована Программа комплексного физического развития обучаемых. Данная программа предполагала ускоренное формирование физических качеств силы, ловкости и выносливости в сочетании с отработкой практических навыков силового задержания. При этом отработка боевых приемов проводилась, как правило, на фоне утомления после силовых тренировок и тренировок на выносливость.

Экспериментальная реализация вышеуказанной Программы осуществлялась в 2022 году на базе Факультета профессиональной подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России (г. Уссурийск). В педагогическом эксперименте приняло участие 2 экспериментальные и 2 контрольные группы, каждая из которых проходила 6-месячный курс первоначальной подготовки. Каждая из групп проходила тестирование до начала эксперимента и после его окончания по уровню развития таких качеств как сила, выносливость, скорость и ловкость, а также скорости и технике выполнения боевых приемов борьбы. Группы подбирались по принципу однородного половозрастного состава и направления подготовки. Все четыре группы насчитывали примерно равное число мужчин и женщин, проходящих обучение по программе, предназначенной для рядового и младшего начальствующего состава. Это направление подготовки было выбрано с тем учетом, что именно сотрудникам патрульно-постовой службы часто приходится выполнять силовое задержание правонарушителей в рамках служебной деятельности.

Во время прохождения курса первоначальной подготовки контрольные группы занимались по базовой действующей программе обучения. С экспериментальными группами дополнительно в часы самостоятельной подготовки были организованы занятия по развитию силы, выносливости, скорости и ловкости. Каждую неделю проводилось по три тренировки. Физические нагрузки постепенно увеличивались по мере укрепления мышц и связочного аппарата обучающихся и достигли максимальных значений на 12-й неделе обучения.

Для развития физических качеств использовались такие упражнения как: сгибание-разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, жим (толчок) гири, челночный бег (10x10 и 4x20 м.), кросс (3 и 5 км.). Таким образом, основу тренировок составили упражнения гиревого спорта, силовые упражнения со своим весом, челночный бег и кросс. Хороший результат показало применение соревновательных методик - ведение индивидуальных бальных рейтингов каждого члена группы. Расчет балов производился исходя из ведомственных нормативов оценки уровня физической подготовленности сотрудников полиции.

По окончанию каждой из тренировок, с личным составом экспериментальных групп проводились комплексные тренировки по отработке навыков применения физической силы, специальных средств и оружия в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. В частности использовались методики:

- поточного выполнения приемов задержания;

- выполнения приемов задержания на время;

- защиты от нападения с эффектом неожиданности (освобождение от захвата, пресечение попытки завладения оружием);

- отражения нападения ассистента, вооруженного различными предметами (палки, макеты ножа, огнестрельного оружия);

- защиты от нападения 2-3 ассистентов;

- взаимодействия сотрудников полиции при выполнении задержания (задержание вдвоём, втроем), совместное проведение досмотровых действий, надевания наручников, связывания ассистента.

Каждая из специальных тренировок включала элементы междисциплинарных связей с правовыми дисциплинами курса первоначальной подготовки, когда учащиеся должны были быстро принимать решение относительно пределов и правовых оснований применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Такой комплексный подход позволял формировать у обучающихся систему компетенций правомерного и эффективного использования специальных навыков в чрезвычайных ситуациях служебной деятельности органов полиции.

Реализация Программы комплексного физического развития проходящих первоначальную подготовку сотрудников полиции дала положительный результат.

Данные итоговых тестирований показали, что в экспериментальных группах результаты выполнения упражнений на скорость и ловкость оказались на 15-20 % выше, чем в контрольных. Результаты упражнений на выносливость - выше на 20-30%. Наиболее сильный разрыв между экспериментальными и контрольными группами показали результаты выполнения силовых упражнений (в среднем по всем силовым упражнениям - 40-50%). По такому тесту как толчок гири разрыв оказался максимальным: в экспериментальных группах на 90-100% выше, чем в контрольных. В целом, использование элементов гиревого спорта дало наибольший эффект в рамках реализации программы развития физических качеств обучающихся.

Тестирование слушателей по уровню владения навыками: задержания правонарушителя (индивидуально и в составе наряда); защиты от нападения (в том числе, вооруженного); правомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия показало, что в экспериментальных группах число правильно решенных задач (выполненных боевых приемов) на 45-55% выше, чем в контрольных.

Результаты проведенного исследования подтвердили ряд ранее высказанных в научной литературе положений [1; 2; 7] относительно эффективности комплексной отработки навыков применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, когда знания умения и навыки полученные на занятиях по правовой, физической, огневой, тактико-специальной подготовке отрабатываются в условиях моделирования разного рода чрезвычайных ситуаций служебной деятельности.

Выводы. Проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования и позволила получить ценный эмпирический опыт совершенствования физической подготовки слушателей первоначальной подготовки в педагогических условиях образовательных организаций МВД России.

Результаты исследования позволяют сформулировать предложение о пересмотре действующих программ первоначальной подготовки сотрудников полиции. По нашему мнению, короткий срок обучения и слабая начальная подготовка граждан, принимаемых на службу, требует усиления практической направленности обучения. В этой связи обоснованным будет сокращение теоретических курсов дисциплин с перераспределением учебного времени на отработку компетенций деятельности сотрудников полиции в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности. Так, в частности, следует организовать отработку навыков физической, огневой и тактико-специальной подготовки, соединив ее с изучением необходимых правовых основ.

Одним из важных результатов исследования следует считать большую перспективность гиревого спорта для формирования качеств силовой выносливости обучающихся в условиях коротких сроков первоначальной подготовки, относительной дешевизне и неограниченном сроке эксплуатации инвентаря. В этой связи существенную перспективу имеет дальнейшая проработка педагогических технологий внедрения различных упражнений гиревого спорта в процесс общефизической подготовки сотрудников полиции, проходящих первоначальную подготовку.

Литература:

1. Губанов, Э.В. Физическая и огневая подготовка в контексте готовности сотрудника полиции к службе в современных условиях / Э.В. Губанов // Автономия личности. - 2022. -№ 1 (27). - С. 61-65

2. Кобзев, К.А. Роль воспитательно-психологического аспекта в служебно-прикладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел / К.А. Кобзев, В.И. Пахомов // Наука-2020. - 2022. - № 3 (57). - С. 22-28

3. Колокольцев посетовал на кадровый дефицит в 90 тысяч человек в МВД [Электронный ресурс] // Федеральное агентство РИА Новости: сайт. -URL: https://ria.ru/20221116/mvd-1831926029.html (дата обращения: 06.01.2023)

4. Молоствов, А.Н. Совершенствование физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / А.Н. Молоствов, A.A. Захаров // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2022. - Т. 7. - № 1 (13). - С. 120-124

5. Настуев, Э.Б. Формирование личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД средствами физической подготовки / Э.Б. Настуев // Культура физическая и здоровье. - 2022. -№ 1 (81). - С. 20-22

6. Рямова, К.А. Образовательная среда в формировании мотивационно-волевой сферы курсантов юридических вузов МВД России / К.А. Рямова, A.C. Розенфельд // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). -С. 283-287

7. Синенко, С.А. Эффективность комплексирования физической и специальной подготовки сотрудников силовых структур / С.А. Синенко, В.В. Чмыхов, A.A. Щепелев, В.Г. Меркулов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2022. - № 1 (203). - С. 381-384

8. Состояние преступности. Статистика и аналитика [Электронный ресурс] // МВД России: сайт. - URL: М1рз://мвд.рф/Ве1]а1е1поз1/з1айзйсз (дата обращения: 06.01.2023)

Педагогика

УДК 159.931

кандидат биологических наук, доцент Польшина Мария Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность выявления и развития пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи. Представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме пространственных представлений и внедрения интерактивных технологий образовательной среды в практику детского сада. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Развитие пространственных функций у детей с системным недоразвитием речи подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном речевом развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее. В статье показана необходимость раскрытия содержания эффективной организации логопедической работы развития пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи средствами интерактивных технологий.

Ключевые слова: системные недоразвитие речи, старший дошкольник, интерактивные технологии.

Annotation. The article substantiates the relevance of identifying and developing spatial representations in older preschoolers with systemic speech underdevelopment. An overview of the main ideas of modern researchers on the problem of spatial representations and the introduction of interactive technologies of the educational environment into kindergarten practice is presented. Orientation in space is of universal importance for all aspects of human activity, covering various aspects of his interaction with reality. The development of spatial functions in children with systemic speech underdevelopment follows the same patterns as in normal speech development, but this process is slower. The article shows the need to disclose the content of the effective organization of speech therapy work for the development of spatial representations in older preschoolers with systemic speech underdevelopment by means of interactive technologies.

Key words: systemic speech underdevelopment, senior preschooler, interactive technologies.

Введение. Хорошо развитые пространственные представления являются ключевым фактором для социальной адаптации дошкольников и их успешного дальнейшего обучения в школе. Плохо развитые пространственные представления прямо влияют на уровень умственного развития ребенка. Недостаточное усвоение пространственных представлений к старшему дошкольному возрасту является к одним из факторов, которые могут привести к трудностям в освоении детьми школьными навыками. Недостаточное развитие пространственных представлений может проявляться в недостаточной развитости графических умений, трудностях с письмом, чтением и математическими операциями.

Исследования О.И. Галкиной, А.А. Люблинской, Н.Ф. Титовой, Н.М. Яковлевой [5, С. 120] подтвердили, что для формирования простых пространственных представлений необходимо, чтобы дошкольник имел достаточное количество базовых знаний о предметах, которые его окружают, и о явлениях в окружающей среде. Одним из главных положений в этом процессе является осознание пространственных отношений между предметами, которые являются важными сигналами и помогают формированию сложных условных рефлексов.

Изложение основного материала статьи. Согласно М.В. Фомичевой, пространственные представления включают в себя определенные параметры, такие как размеры, формы перемещения и местонахождения предметов, а также положение собственного тела относительно предметов вокруг себя [3, С. 125].

Из работ Т.А. Мусейибовой [2, С. 75] следует, что изучение пространственной лексики у дошкольников связано с определенной последовательностью развития предлогов, таких как «около», «возле», «у», «на» и «по». Позднее, в детском возрасте, дети начинают использовать слова «справа» и «слева», для обозначения разницы между своими руками. В некоторых случаях к концу дошкольного возраста развиваются предлоги и наречия «как между», «напротив», «над».

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго [6, С. 63] выделяли 4 блока пространственных представлений, которые осваивает ребёнок дошкольного возраста (Таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.