Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №6, Том 12 / 2020, No 6, Vol 12 https://esj.today/issue-6-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/82ECVN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Матолыгина Н.В., Степанова С. А., Руглова Л.В. Плюсы и минусы проведения открытых всероссийских конкурсов научно-исследовательских проектов студентов в дистанционном формате // Вестник Евразийской науки, 2020 №6, https://esj.today/PDF/82ECVN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Matolygina N.V., Stepanova S.A., Ruglova L.V. (2020). Pros and cons of holding open All-Russian competitions of students' research projects in a distance format. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(12). Available at: https://esj.today/PDF/82ECVN620.pdf (in Russian)
УДК 338.48 ГРНТИ 06.71.59
Матолыгина Наталия Витальевна
ФГКВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия» Министерства обороны
Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия Доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук»
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=380017
Степанова Светлана Александровна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Россия Заведующая кафедрой «Гостиничного и ресторанного бизнеса», профессор кафедры
Доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=630111
Руглова Лидия Владимировна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Россия
Доцент кафедры «Гостиничного и ресторанного бизнеса» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=694969 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57219610165
Плюсы и минусы проведения открытых всероссийских конкурсов научно-исследовательских проектов студентов
в дистанционном формате
Аннотация. В последнее десятилетие компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. 2020 год из-за пандемии коронавируса не только подтвердил это, но и ясно показал огромную значимость компьютерных технологий для образовательной среды. В настоящее время в научной литературе, СМИ, в интернете проходят оживлённые дискуссии о плюсах и минусах дистанционного обучения. При этом, как правило, упускается тот момент, что помимо учебных занятий в вузах традиционно ведется активная студенческая жизнь, включая проведение различных мероприятий, в том числе связанных с научно-исследовательской и проектной деятельностью студентов.
Сегодня, когда эксперты утверждают, что главным минусом дистанционного обучения в высшей школе является падение мотивации студентов, особенно важно найти релевантные методы профессионализации студенческой молодёжи в современном информационном пространстве. Всё вышесказанное и определило актуальность исследования.
В СПбГЭУ на факультете сервиса, туризма и гостеприимства кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса ежегодно организуется открытый Всероссийский конкурс студенческих научно-исследовательских проектов «Гостиница 21-го века: инновационные концепции развития гостиничного бизнеса в России» (далее - конкурс). Такая организационная форма, как студенческий конкурс проектов по своему профессиональному направлению, повышает профессиональную направленность студентов и развивает их творческие способности, создаёт интеллектуальный потенциал. Основываясь на конкретных современных исследованиях, авторы утверждают, что «процесс профессионализации выступает в качестве ведущего фактора личностного развития студентов». Кроме этого, как показывает международный и отечественный опыт, главные пробелы в подготовке специалистов сферы гостеприимства и туризма во всём мире касаются, прежде всего: навыков межличностного общения; знания иностранных языков и компьютерных технологий; элементарных умений коммерческой деятельности. Данный конкурс проектов как раз и формирует эти универсальные и профессиональные компетенции.
В статье авторы на примере конкурса, прошедшего в 2020 году дистанционно, рассматривают плюсы и минусы организации научно-исследовательских конкурсов студентов в данном формате. Авторы, имея 6-ти летний опыт проведения мероприятия НИРС такого масштаба, с помощью сравнительного анализа доказывают, что дистанционный формат проведения научно-исследовательских конкурсов студенческих проектов является сегодня перспективным и актуальным, но с учетом и возможной доработкой выявленных и охарактеризованных авторами минусов.
Ключевые слова: конкурс научно-исследовательских проектов; образование в дистанционном формате; проектная деятельность; научно-исследовательская деятельность студентов; профессионализация; профессиональная мотивация; профессиональная направленность; гостиничный бизнес; зрелищность научно-исследовательских конкурсов; «социальный лифт» (социальная вертикальная мобильность)
Современную деловую жизнь невозможно представить без компьютеров. Компьютерные или информационные технологии чрезвычайно важны в большинстве сфер современной человеческой жизнедеятельности. В последнее десятилетие они стали неотъемлемой частью и современного образования. 2020 год из-за пандемии коронавируса не только подтвердил это, но и ясно показал огромную значимость компьютерных технологий для образовательной среды.
Антивирусные меры заставили общество подстраиваться и перестраиваться, учитывая новые жизненные и профессиональные реалии из-за необходимости ограничения распространения заболевания. Но профессиональная и общественная жизнь, пусть и с ограничениями, должна продолжаться, а потому её нельзя поставить на режим «стоп». Она начинает принимать другие формы, в большей степени, подходящие для текущей ситуации. Еще известный китайский ученый Сюньцзы (ок. 313 - ок. 238 до н.э.) утверждал, что «В учении
Введение
нельзя останавливаться» 1 . Что касается образования, то здесь решение нашлось в дистанционном обучении, «что вполне оправданно и важно на фоне ситуации с ковид-19, т. к. позволяет не только сохранить здоровье людям, но и достаточно полноценно и масштабно продолжать образовательный процесс» [1, с. 57]. Кроме того, как указывают ученые, дистанционное обучение обходится на 50 % дешевле традиционных форм образования
В настоящее время в прессе, на телевидении, в интернете проходят оживлённые дискуссии о плюсах и минусах такого обучения [3]2. В них активно участвуют родители учеников, учителя, преподаватели вузов, общественные деятели, студенты и даже школьники. В частности, дистанционное обучение отличается от других педагогических технологий тем, что образовательный процесс осуществляется в режиме удаленного доступа, а это предполагает высокий уровень развития самосознания личности обучаемых [1, с. 59]. К сожалению, далеко не все даже обучающиеся высших учебных заведений обладают таким уровнем самосознания. В конце учебного 2019/2020 года эксперты высшей школы отмечают падение мотивации у студентов к учебной деятельности в дистанционном режиме3.
Но помимо учебных занятий в вузах обычно ведется активная студенческая жизнь, включая проведение различных мероприятий, в том числе связанных с научно-исследовательской и проектной деятельностью студентов. Сегодня проектные технологии предполагаются основными вариантами трансляции жизни и деятельности человека, а проектирование рассматривается как стиль жизни и тип мышления различных специалистов: ученых, педагогов, политиков и предпринимателей и др. «Всё пронизывающая проектность» становится основой труда в информационном, высоко технологичном обществе [4].
В СПбГЭУ на факультете сервиса, туризма и гостеприимства кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса ежегодно организуется и проводится традиционный всероссийский открытый конкурс студенческих научно-исследовательских проектов «Гостиница 21-го века: инновационные концепции развития гостиничного бизнеса в России» [5; 6].
Такая организационная форма, как студенческий конкурс проектов по своему профессиональному направлению, повышает профессиональную направленность студентов и развивает их творческие способности, создаёт интеллектуальный потенциал для будущей профессиональной деятельности. Имеются конкретные современные исследования, данные которых выдвигают «процесс профессионализации в качестве ведущего фактора личностного развития студентов» [7, с. 155]. Кроме этого, как показывает международный и отечественный опыт, главные пробелы в подготовке специалистов сферы туризма и гостиничного хозяйства во всём мире касаются, прежде всего: навыков межличностного общения; знания иностранных языков и компьютерных технологий; элементарных знаний коммерческой деятельности.
1 Мудрость тысячелетий: Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2006. -Автор-составитель В. Балязин. - 848 с. - С. 57.
2 Круглый стол «Плюсы и минусы дистанционного обучения в научно-исследовательской деятельности студентов» 17 декабря 2020. - URL: https ://www.ntspi. ru/about_academy/academy_news/55830/.
3 Эксперт: Главная проблема дистанта - отсутствие мотивации у студентов // Российская газета от 21.12.20. - URL: https://rg.ru/2020/12/21/ekspert-glavnaia-problema-distanta-otsutstvie-motivacii-u-studentov.html.
[2, с. 143].
Конкурс студенческих проектов как форма научно-исследовательской и проектной деятельности студентов
Данный конкурс как раз и формирует вышеуказанные общекультурные и профессиональные компетенции.
В данной статье мы хотели бы представить плюсы и минусы проведения такого мероприятия в режиме дистанционного формата.
Впервые конкурс «Гостиница 21-го века: инновационные концепции развития гостиничного бизнеса в России» состоялся в декабре 2014 года. По просьбам студентов решено было сделать этот конкурс традиционным и проводить ежегодно.
Цель конкурса - повышение качества и практико-ориентированности высшего образования и среднего профессионального образования студенческой молодежи для будущей профессиональной деятельности в сфере гостеприимства.
Задачи Конкурса
• повышение профессиональной мотивации студентов;
• активное формирование и систематизация универсальных и профессиональных компетенций студентов;
• развитие научно-исследовательской и проектной деятельности студентов;
• формирование и развитие у студентов навыков публичных презентаций и защиты инновационных проектов;
• интеграция для совместной деятельности представителей гостиничного бизнеса, органов власти и образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования;
• продвижение Санкт-Петербурга как туристской дестинации, лидера в развитии гостиничной индустрии России и ведущего научно-образовательного центра страны.
По условиям конкурса участники в проектных командах (2-3 студента) разрабатывают концепцию гостиницы на территории России.
Конкурс традиционно проходит в 2 этапа: заочный (отборочный) и очный (финальный). На первом отборочном этапе конкурса проект предоставляется в двух формах: текст в Word и презентация в PDF. В финале проектанты защищают присланный проект, выступая с докладом и отвечая на вопросы конкурсного жюри.
Жюри определяет порядок выступлений конкурсантов методом жеребьёвки или любым другим методом (по алфавиту и т. д.). Конкурсанты сдают жюри письменный вариант доклада и делают доклад-сообщение на 10 мин. с презентацией слайдов, иллюстрирующих доклад (схемы, таблицы, главные положения проекта, визуализация основных характеристик объекта и др.).
Общими критериями оценки проектов являются следующие положения: актуальность проекта; научность и системность изложения; оригинальность идей и подходов при реализации проекта; инновационность (продуктовая, маркетинговая, технологическая); возможность практической реализации; глубина проработки конкурсантами всех требований к проекту; наглядность (целесообразность и эстетическое оформление).
Победителем первой «Гостиницы 21-го века» стал студенческий проект «Красный кирпич», предлагающий концепцию современного хостела для китайской молодёжи. Лучшим проектом второго конкурса стал проект малого отеля «Времена года», учитывающий российские традиции и праздники. Победитель третьего финала - романтический проект «Спа
отель Белый замок» для горожан, желающих «сбежать» из равнодушного города и рутинных будней. Чемпионом четвертого, ставшего всероссийским, конкурса стал проект «Туристический ротель Автобом», предлагающий концепцию бюджетного средства размещения. Победителем юбилейного, пятого конкурса стал проект «Йога-отель Карма», для людей желающих укрепить здоровье, душевное и физическое (СПбГЭУ). С лучшими проектами предыдущих лет можно ознакомиться в кафедральном студенческом сборнике научно-исследовательских работ «Вчера, сегодня завтра гостиничного и ресторанного бизнеса» [8].
Первые два конкурса состоялись в актовом зале одного из зданий университета, третий финал конкурса проводился в отеле 4* «Хилтон Экспофорум Санкт-Петербург»; четвертый - в отеле 4* «Санкт-Петербург», пятый - в отеле 4* «Введенский».
Необходимо отметить, что география конкурса «Гостиница 21 -го века» с каждым годом расширяется. За время существования конкурса в нем приняли участие студенты из таких городов, как Барнаул, Гатчина, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Нижний Новгород, Орёл, Пятигорск, Симферополь, Ставрополь, и, конечно, Санкт-Петербург, который традиционно представлен несколькими вузами.
Общая характеристика конкурса студенческих проектов в дистанционном формате
В 2020 году проведение VI конкурса, особенно его финального этапа, было под угрозой из-за эпидемии коронавируса. Организационный комитет конкурса принял решение не отменять конкурс, а финал провести в дистанционном формате, и финалистам дать возможность представить защиту своих проектов жюри и широкой общественности в формате видеороликов.
Несмотря на внешние условия в конкурсе с 12 февраля по 15 мая 2020 года приняли участие более 50 студентов из 7 вузов и 2 ссузов, представив 21 проект. В финал конкурса вышли 11 из них. Победителями этого конкурса стал проект хостела «#Мурманск Холл» студентов СПбГЭУ и проект глэмпинга «Лесная сфера» студентов НСТ4.
Традиционно жюри финала - это признанные эксперты в своей области, ТОП-менеджеры индустрии гостеприимства и смежных индустрий. В данном конкурсе из-за внешнего форс-мажора жюри имело расширенный состав, были также включены ведущие преподаватели и представители студенческого научного сообщества факультета сервиса, туризма и гостеприимства.
Как показала жизнь, в конкурсе, проводимом в дистанционном формате, задача членов жюри гораздо сложнее, чем в предыдущих конкурсах. Основываясь на требованиях к конкурсным проектам, представленным в Положении конкурса, а также критериях оценки конкурсных проектов, жюри необходимо было оценить не только видеоролики финалистов, но также текст и презентации всех проектов.
Параллельно в социальной сети ВКонтакте в официальной группе конкурса vk.com/8оергоЬо1е121 зрительское жюри активно голосовало за видеоролики финалистов. Необходимо отметить, что видеоролики финалистам пришлось снимать в непростых условиях: без возможности выйти из дома и объединиться оффлайн с членами своей проектной команды.
4 В режиме самоизоляции: VI конкурс студенческих проектов «Гостиница 21 века» прошел дистанционно // https://yandex.ru/turbo/rtournews.ru/s/artic1es/v-rezhime-samoizo1yacii-vi-konkurs-studencheskih-proektov-gostinitsa-21-veka-proshe1-distantsionno.html.
Учитывая формат проведения конкурса, были также сформулированы критерии оценки видеоролика презентации проекта: качество вербальной и невербальной подачи информации; творческий подход к подаче информации; соблюдение временного регламента (до 3 минут).
А теперь рассмотрим плюсы и минусы проведения всероссийских научно-исследовательских конкурсов проектов студентов в дистанционном формате на примере опыта проведения VI конкурса - 2020.
Преимущества проведения конкурса в дистанционном формате
На наш взгляд, большим преимуществом проведения мероприятий такого рода в дистанционном режиме является возможность расширения географии участников и увеличения количества проектантов. Проведение конкурса в таком формате даёт возможность студентам и преподавателям любого российского вуза, где готовят специалистов в области туризма и гостеприимства, участвовать в данном мероприятии. К сожалению, современная жизнь показывает, что часто университеты отказывают студентам в финансировании поездки для участия в конкурсе, оплате гостиницы, а вот проведение конкурса дистанционно даёт такую возможность.
Кроме того, данный формат проведения способствует расширению студенческой зрительской аудитории конкурса. Традиционное проведение конкурса на территории отелей значительно ограничивает число зрителей. Обычно присутствуют не более 150-180 человек. Учитывая вместимость залов отелей и другие организационные вопросы, организаторам конкурса приходится ограничивать количество студентов, желающих присутствовать на финале конкурса.
Помимо расширения зрительской аудитории значительно увеличивается число болельщиков команд и их проектов. Данное проведение конкурса дало возможность просматривать проекты конкурсантов не только однокурсникам, но и студентам других курсов и вузов, а также их родственникам, друзьям и близким. Было около 3 000 уникальных просмотров в социальной сети Вконтакте при голосовании за видеоролики проектантов -финалистов.
Большим плюсом данного формата можно считать увеличение временных рамок конкурса. Знакомство с проектами для членов жюри и болельщиков длится несколько дней (от двух недель и более). В традиционных конкурсах «вживую» представление каждого проекта длится не более 10 минут.
При дистанционном режиме появляется возможность многократного просмотра видеопроектов конкурсантов членами жюри и всеми желающими. Например, члены жюри имеют возможность пересмотреть какой-то непонятный или спорный момент несколько раз.
Использование компьютерных технологий способствует активной обратной связи со зрителями. Приз зрительских симпатий в конкурсе студенческих проектов 2020 года - это результат голосования болельщиков. Более 800 человек, среди которых были не только студенты, отдали свои сердца (как мы помним, «сердечки» - компьютерный символ симпатии и признания) за конкурсантов из Политехнического университета Петра Великого и их проект «база отдыха «КубХаус». Более 600 сердец (голосов) получили проекты: хостел «#МурманскХолл» (СПбГЭУ) и гостиничный комплекс «Вокруг света» (КФУ им. В.И. Вернадского).
Мы полагаем, что конкурс в таком формате, в какой-то степени, является своеобразным «социальным лифтом» или одним из вариантов «социальной «вертикальной» мобильности» [9], что очень актуально для современного образовательного и профессионального пространства
России. Это - хорошая возможность талантливым студентам из других городов и вузов без финансовых и организационных затрат со стороны участника самостоятельно реализовать себя творчески, проявить себя в будущей профессии, быть замеченными экспертами и практиками гостиничного рынка и улучшить портфолио своих достижений. Проект конкурсантов могут увидеть не только члены жюри, и шансы участников на будущее тем выше, чем активнее продвижение конкурса со стороны оргкомитета. В свое время один из наших выпускников получил очень хорошее карьерное предложение после того, как представители топ-менеджмента увидели в интернете информацию о том, что он читает гостевые лекции по соответствующей тематике нашим студентам направления «Гостиничное дело».
Следующим положительным моментом, который необходимо отметить - это уменьшение психологической нагрузки проектантов и организаторов конкурса. При его традиционном проведении у проектантов, как у спортсменов на Олимпиаде, есть только 10 минут, чтобы продемонстрировать свой проект и проявить себя, а отсюда излишнее волнение и напряжение. В свою очередь, у организаторов конкурса - это соблюдение дедлайнов и регламента проведения мероприятия, т. к. финал в отеле - это как телепередача «в прямом эфире».
В нынешнем конкурсе, как отмечали некоторые руководители студенческих проектов впервые появилось равенство возможностей участников, обусловленное отсутствием у них социально-психологических проблем, связанных с адаптацией к условиям места проведения финала. При проведении прошлых конкурсов студенты из других городов жаловались, что они «только прилетели в Санкт Петербург и еще полностью не освоились, а главное, не отдохнули с дороги». Иначе говоря, с корабля - на бал.
Появилась возможность увеличения количества проектов в финале. Проводя такое мероприятие в отеле, организаторы ограничены, максимум 11 проектами, часть до кофе-брейка и часть после, т. к. работать более 5 часов подряд, даже с перерывом, очень тяжело членам жюри, и соответственно участникам очень утомительно ожидать свой «выход». Тяжело и зрителям, сидящим в зале, находиться без движения долгое время.
Большим плюсом, что немаловажно, является уменьшение финансовых затрат оргкомитета. Несмотря на то, что отели всегда делают оргкомитету конкурса «комплиментарное предложение», аренда конференц-зала более, чем на 5 часов, кофе-брейк более, чем на 150 человек и т. д. - это весомые затраты для кафедры и факультета.
А теперь остановимся на минусах проведения мероприятий такого рода в дистанционном формате.
Самый важный из них - это отсутствие непосредственного общения членов жюри с конкурсантами при знакомстве с проектами. Но данная проблема, в какой-то степени, решаема. В этом убедился один из авторов, поработав в качестве члена жюри в октябре 2020 г. на ежегодной международной студенческой олимпиаде «Экономика и менеджмент», организатором которой традиционно является СПбГЭУ.
Сюда же следует отнести, невозможность подведения итогов конкурса в краткие сроки. Обычно это осуществляется сразу после окончания конкурса.
Как минус, следует отметить, что существует риск включения в сеть хулиганствующих элементов и, как следствие, срыв мероприятия.
Недостатки проведения конкурса в дистанционном формате
Кроме того, и мы считаем, это большим недостатком, отрицательным моментам является отсутствие непосредственного активного участия большого числа студентов, задействованных в организации конкурса (потеря сопричастности происходящему событию). Традиционно в подготовке конкурса участвует большое количество студентов-добровольцев. Это ведущие конкурса, дежурные по отелю, группа встречающих членов жюри и гостей, участники стола-регистрации, техническая команда поддержки.
Следует обязательно учитывать возможность технических сбоев (искажение, а иногда исчезновение звука, зависание картинки и т. д.).
Существует ещё трудность выбора подходящего времени для всех членов жюри для коллективного обсуждения финальных проектов участников.
Большинство студентов, особенно присутствовавших на предыдущих конкурсах, отметили потерю чувства красочного праздника, т. к. конкурсы обычно проводились в красивых залах и общих зонах отелей («Хилтон Экспофорум», «Санкт-Петербург», «Введенский»), включая проход по нарядным анфиладам лестниц, торжественную регистрацию в интересно оформленных вестибюлях, общение в организованный кофе-брейк для студентов, преподавателей и гостей и др. Здесь речь идёт о зрелищности, которую часто в педагогике считают одним из обязательных принципов проведения различных конкурсов [10, с. 121]. Конечно, при дистанционном режиме происходит большая потеря зрелищности и ощущения праздника.
Сравнительный анализ некоторых показателей проведения конкурса в очном и дистанционном формате
Для наглядности мы представили сравнение некоторых характеристик и показателей конкурса с 2014 по 2020 годы в табличной форме (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей и характеристик ежегодного всероссийского открытого конкурса студенческих научно-исследовательских проектов «Гостиница 21-го века: инновационные концепции развития гостиничного бизнеса в России»
Учебный год / Сравниваемый критерий 2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020
Уровень конкурса Внутри факультетский Внутри вузовский Внутри вузовский Всероссийский Всероссийский Всероссийский
Место проведения финала СПбГЭУ СПбГЭУ Отель «Хилтон Экспофорум» Отель «Санкт-Петербург» Отель «Введенский» Дистанционно
Количество проектов: отборочный/ финальный этап 14 / 9 18 / 11 12 / 9 16 / 8 24 / 10 24 / 11
География проектантов Санкт-Петербург Санкт-Петербург Санкт-Петербург Барнаул, Калининград, Санкт-Петербург Гатчина, Калининград, Краснодар, Екатеринбург, Пятигорск, Симферополь, Санкт-Петербург, Ставрополь Калининград, Краснодар, Кемерово, Нижний Новгород, Орел, Санкт-Петербург, Симферополь
Учебный год / Сравниваемый критерий 2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020
Количество участников, в том числе зрителей финального этапа (чел.) Более 80 Более 100 154 186 171 Около 3000, РФ и другие страны, в том числе дальнего зарубежья
Необходимо отметить, что оценивать показатели нужно с учетом того факта, что это не было плановое проведение конкурса в подобном формате, данную форму оргкомитет конкурса выбрал уже в процессе его проведения (отборочный этап конкурса проводится с 12 февраля, а 16 марта, с учетом рекомендаций Министерства науки и высшего образования, организаторы огласили новые правила проведения конкурса)5.
Подробная итоговая информация по конкурсу «Гостиница 21 века: инновационные концепции развития гостиничного бизнеса в России» - 2020 с фотографиями финалистов традиционно была размещена на сайте СПбГЭУ, у информационных партнеров, и, конечно, в группе конкурса Вконтакте6. В течение месяца всем участникам, финалистам и победителям были разосланы сертификаты и дипломы, а научным руководителям и руководству образовательных учреждений - благодарственные письма.
Заключение
Мероприятие в новом для нас формате завершилось. Победители были названы, но в выигрыше, мы полагаем, остались все. Зрители увидели новую интересную творческую форму профессионального обучения, организаторы конкурса и научные руководители проектантов завели новые деловые профессиональные контакты. Авторы проектов смогли почувствовать себя настоящими отельерами, донести свои идеи как усовершенствовать гостиничный бизнес, и продемонстрировать умения и навыки презентации и ведения дискуссии. Они получили реальную возможность заглянуть в свою будущую профессию. На наш взгляд, у студентов неплохо сработала не только «школа памяти», где используются знания из прошлого, но и «школа мышления» с использованием знаний из своего профессионального будущего.
Таким образом, жизнь показывает, что при необходимости, особенно в виду форс мажорных обстоятельств, такой формат проведения открытых научно-исследовательских конкурсов студенческих проектов имеет право на жизнь, но, конечно, с учетом и возможной доработкой всех выявленных минусов.
5 Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2. - С. 3-6. https://cvberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovv-postroeniva-novvh-modelev-obucheniva/viewer.
6 Официальная группа конкурса проектов студентов «Гостиница 21 века» // https://vk.com/socprohotel21.
ЛИТЕРАТУРА
1. Легконогих А.Н., Сорочкина О.Ю., Легконогих Н.И. Компьютерные технологии как качественный инструмент дистанционного обучения в вузе // ALMA MATER (Вестник высшей школы). - 2020. - № 6 (июнь). - С. 56-60. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091785.
2. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. - 2016. - № 2. - С. 143. https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovaniya-tendentsii-perspektivy/viewer.
3. Чернобай Е.В., Давлатова М.А. Изменение профессиональных ролей учителя в условиях дистанционного обучения: актуальный взгляд // Педагогика. - 2020. -№11 (84). - С. 100-108.
4. Жигалова О.П. Проектно-технологический подход обучения как основа подготовки учителя к реализации профессиональной деятельности в информационном обществе // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5. -№ 6. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN617.pdf.
5. Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. Конкурс исследовательских проектов как фактор профессионализации студентов // Вестник индустрии гостеприимства. Международный научный сборник. - СПб.: СПбГЭУ. - 2017. - Вып. 2. - С. 1524. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29124864.
6. Руглова Л.В., Матолыгина Н.В. Конкурс студенческих исследовательских проектов «Гостиница 21 века» как инновационный формат профессионализации студентов в индустрии гостеприимства // Туризм и образовательные технологии: Сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 октября 2019 г. / Под редакцией Г.А. Карповой. - СПбГЭУ, 2019. - С. 410-414. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42791754.
7. Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. Проблемы профессионального становления студентов и пути их решения на современном этапе модернизации высшего образования в России // Эффективное управление в гостиничном и ресторанном бизнесе: теория, практика, подготовка кадров. Коллективная монография. -Санкт-Петербург, 2017. - С. 143-161. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29918845.
8. Вчера, сегодня, завтра гостиничного и ресторанного бизнеса: научно-исследовательские аспекты: Сборник научных работ студентов / под ред. С.А. Степановой, Н.В. Матолыгиной, Л.В. Ругловой. - СПб.: Инфо-да, 2017. - Вып. 2. - 89 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29891968.
9. Кормишкин Е.Д., Горин В.А. Равный доступ к качественному образованию как возможность для «вертикальной» социальной мобильности // Вестник Евразийской науки. - 2020. - № 5. - URL: https://esj.today/PDF/39ECVN520.pdf (доступ свободный).
10. Москвина А.М., Кочемасова Л.А. Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов // Вестник Самарского технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. - 2019. -№2 (42). - C. 119-133. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38511029.
Matolygina Natalia Vital'evna
Mikhaylovskaya artillery academy, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=380017
Stepanova Svetlana Alexandrovna
Saint Petersburg state university of economics, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=630111
Ruglova Lidia Vladimirovna
Saint Petersburg state university of economics, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=694969 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57219610165
Pros and cons of holding open All-Russian competitions of students' research projects in a distance format
Abstract. In the last decade, computer technology has become an integral part of modern education. The year 2020, due to the coronavirus pandemic, not only confirmed this, but also clearly showed the enormous importance of computer technology for the educational environment. Currently, there are lively discussions about the pros and cons of distance learning in the scientific literature, the media, and on the Internet. At the same time, as a rule, the moment is missed that, in addition to academic studies in universities, an active student life is traditionally conducted, including various activities, including those related to research and project activities of students.
Today, when experts argue that the main disadvantage of distance learning in higher education is the drop in student motivation, it is especially important to find relevant methods for professionalizing student youth in the modern information space. All of the above determined the relevance of the study.
At UNECON, at the Faculty of Service, Tourism and Hospitality, the Department of Hotel and Restaurant Business annually organizes an open All-Russian competition for student research projects "Hotel of the 21st century: innovative concepts of hotel business development in Russia" (hereinafter - the competition). Such an organizational form as a student competition of projects in their professional direction increases the professional orientation of students and develops their creative abilities, creates intellectual potential. Based on specific modern research, the authors argue that "the process of professionalization acts as a leading factor in the personal development of students". In addition, as international and domestic experience shows, the main gaps in the training of specialists in the field of hospitality and tourism around the world concern, first of all: the skills of interpersonal communication; knowledge of foreign languages and computer technology; elementary business skills. This project competition is precisely what forms these universal and professional competencies.
In the article, the authors, using the example of a competition held remotely in 2020, consider the pros and cons of organizing student research competitions in this format. The authors, having 6 years of experience in conducting a research activity of such a scale, using a comparative analysis, prove that the remote format for conducting research competitions for student projects is today promising and relevant, but taking into account and possible revision of the disadvantages identified and characterized by the authors.
Keywords: competition of students' research projects; education in a distance format; project activities; research activities of students; professionalization; professional motivation; professional orientation; hotel business; showy of research competitions; "social lift" (social vertical mobility)