Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ СЛУШАТЕЛЯМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА ПРЕЗЕНТАЦИЙ "МОЯ СТРАНА")'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ СЛУШАТЕЛЯМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА ПРЕЗЕНТАЦИЙ "МОЯ СТРАНА") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Елена Викторовна, Полухина Светлана Владимировна

В данной статье рассматриваются специфика и основные направления воспитательной работы с иностранными обучающимися на этапе предвузовской подготовки в условиях дистанционного образования. Авторы статьи выделяют сферы применения возможностей интернет-технологий не только в учебных целях, но и для перевода в онлайн-режим культурных и воспитательных мероприятий учебных заведений на платформу социальных сетей. Данный формат позволяет показать, что возможности Интернета могут быть эффективны и целесообразны в лингводидактической деятельности, выступать не только как средство обучения и воспитания, но и как средство коммуникации, получения информации и развлечения. Авторами статьи дается сравнение оффлайн и онлайн-форматов проведения воспитательного мероприятия, подробно и комплексно рассматриваются различные аспекты его успешного проведения от определения целей до заключительной обработки результатов. Опыт проведения конкурса презентаций и перечисленные в статье возможности Интернета позволяют авторам рекомендовать данный интернет-формат для использования в качестве развитого и интересного инструмента работы со студенческой аудиторией и вовлечения всех обучающихся в проводимые мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеева Елена Викторовна, Полухина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING EDUCATIONAL WORK WITH FOREIGN STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING (ON THE EXAMPLE OF THE PRESENTATION COMPETITION "MY COUNTRY")

This article considers the specifics and main directions of educational work with foreign students at the stage of pre-university training in the context of distance education. The authors of the article identify several applications of the possibilities of Internet technologies not only for educational purposes, but also for transferring cultural and educational activities of educational institutions to the social network platform. This format of the activities clearly demonstrates that the possibilities of the Internet can be effective and appropriate in linguodidactic activities, being considered not only as a means of training and education, but also as a means of communication, obtaining information and entertainment. The authors compare offline and online formats of an educational event and consider in detail and comprehensively different aspects of its successful implementation from the definition of objectives to the final processing of the results. The realization of a presentation competition and the Internet capabilities listed in the article allow the authors to recommend this online format for use as a developed and interesting tool for working with students and involving them in the ongoing events.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ СЛУШАТЕЛЯМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА ПРЕЗЕНТАЦИЙ "МОЯ СТРАНА")»

УДК 378.046.2

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0015

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ СЛУШАТЕЛЯМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА ПРЕЗЕНТАЦИЙ «МОЯ СТРАНА»)

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1440-0723 AuthorID: 1091047

ГАЛЕЕВА Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный»

SPIN: 4270-0014 AuthorID: 1027550

ПОЛУХИНА Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный» Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, дом 26, e-mail: svp.linguae@gmail.com) Аннотация. В данной статье рассматриваются специфика и основные направления воспитательной работы с иностранными обучающимися на этапе предвузовской подготовки в условиях дистанционного образования. Авторы статьи выделяют сферы применения возможностей интернет-технологий не только в учебных целях, но и для перевода в онлайн-режим культурных и воспитательных мероприятий учебных заведений на платформу социальных сетей. Данный формат позволяет показать, что возможности Интернета могут быть эффективны и целесообразны в лингводидактической деятельности, выступать не только как средство обучения и воспитания, но и как средство коммуникации, получения информации и развлечения. Авторами статьи дается сравнение оффлайн и онлайн-форматов проведения воспитательного мероприятия, подробно и комплексно рассматриваются различные аспекты его успешного проведения от определения целей до заключительной обработки результатов. Опыт проведения конкурса презентаций и перечисленные в статье возможности Интернета позволяют авторам рекомендовать данный интернет-формат для использования в качестве развитого и интересного инструмента работы со студенческой аудиторией и вовлечения всех обучающихся в проводимые мероприятия.

Ключевые слова: воспитательная работа, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, межкультурная коммуникация, русский язык как иностранный, проектная работа, адаптация иностранных студентов, самостоятельная работа обучающихся, подготовительное отделение, цифровая педагогика.

EXPERIENCE IN ORGANIZING EDUCATIONAL WORK WITH FOREIGN STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING (ON THE EXAMPLE OF THE PRESENTATION COMPETITION "MY COUNTRY")

© The Author(s) 2021

GALEEVA Elena Viktorovna, senior lecturer of the department "Russian as a foreign language" POLUKHINA Svetlana Vladimirovna, senior lecturer of the department "Russian as a foreign language" Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye shosse, 26, e-mail: svp.linguae@gmail.com) Abstract. This article considers the specifics and main directions of educational work with foreign students at the stage of pre-university training in the context of distance education. The authors of the article identify several applications of the possibilities of Internet technologies not only for educational purposes, but also for transferring cultural and educational activities of educational institutions to the social network platform. This format of the activities clearly demonstrates that the possibilities of the Internet can be effective and appropriate in linguodidactic activities, being considered not only as a means of training and education, but also as a means of communication, obtaining information and entertainment. The authors compare offline and online formats of an educational event and consider in detail and comprehensively different aspects of its successful implementation from the definition of objectives to the final processing of the results. The realization of a presentation competition and the Internet capabilities listed in the article allow the authors to recommend this online format for use as a developed and interesting tool for working with students and involving them in the ongoing events.

Keywords: educational work, distance learning, information and communication technologies, intercultural communication, Russian as a foreign language, project work, adaptation of foreign students, independent work of students, preparatory department, digital pedagogy.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы профессиональное педагогическое сообщество все больше и больше обсуждает использование дистанционных форм обучения, в том числе в области преподавания иностранных языков и, в частности, русского языка как иностранного. В настоящее время Интернет используется как в качестве вспомогательного средства обучения при очно-дистанционном формате работы, так и для размещения полностью дистанционных онлайн-курсов, которые можно проходить самостоятельно или с участием преподавателя-наставника. Повсеместный вынужденный переход на онлайн-обуче-ние весной 2020 года, вызванный пандемией СОУГО-19, выявил как достоинства, так и многочисленные недостатки дистанционного преподавания РКИ в российских вузах [1, 2]. Однако, важным преимуществом внедрения в образовательный процесс современных информацион-

ных и телекоммуникационных технологий является то, что «обучение принимает формы непрерывного индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса», «формирует способности к самостоятельному накоплению знаний и овладению способами познавательной деятельности» [3, с. 31].

А. Н. Богомолов указывает, что сегодня выделяются следующие сферы применения возможностей интернет-технологий: «как средство получения информации, как средство коммуникации, как средство развлечения, как средство обучения», - и отмечает, что перечисленные возможности Интернета могут быть использованы и в лингводидактической деятельности [4, с. 40]. Считаем, что применение интернет-технологий также целесообразно и эффективно для осуществления воспитательной работы со студентами. Это показал наш опыт проведения конкурса презентаций «Моя страна» среди ино-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

странных обучающихся подготовительного отделения НИУ МГСУ.

Воспитательная деятельность является важной составляющей работы с иностранцами, приезжающими в Россию для получения высшего образования. Смена языковой и социокультурной среды обитания, начало самостоятельной жизни вдали от семьи, трудности с освоением учебных программ - все это может привести к серьезным психологическим последствиям. Э. Тоффлер [5] говорит о возможном «шоке культуры» и вызванных им фрустрации и дезорганизации человека, когда в его жизни за короткое время происходят значительные перемены. Поэтому для адаптации иностранцев к новым условиям с ними должна проводиться постоянная внеаудиторная работа.

Воспитательная работа с иностранными обучающимися имеет свою специфику. Большинство из них представляют возрастную группу 18-25 лет, поэтому речь не может идти о воспитании в том виде, в котором оно применимо к детям или подросткам, когда допустимы более прямолинейные методы, так как в отличие от ребенка «взрослый человек будет испытывать потребность во внешнем воздействии, если это воздействие будет для него интересным и полезным» [6, с. 186].

Можно выделить три основных направления воспитательной работы с иностранцами на подготовительном отделении. Во-первых, это знакомство с российскими обычаями, традициями, законами, формулами вежливости и правилами поведения в различных бытовых и официальных ситуациях. Эту информацию слушатели подготовительного отделения могут получить как на уроках или из текстов лингвострановедческой направленности, так и во время тематических экскурсий по городу. Такого рода знания помогают лучше адаптироваться к жизни в России и избежать коммуникативных неудач и других проблем, вызванных культурными различиями.

Но иностранцы, обучающиеся в московских вузах, вынуждены контактировать не только с носителями русской культуры и с москвичами. В общежитиях столичных вузов, как правило, им приходится даже больше общаться с другими иностранцами и представителями разных регионов Российской Федерации. Поэтому вторым направлением воспитательной работы должно быть знакомство с культурой народов мира и налаживание межкультурного диалога с обучающимися из других стран. В данном случае русский язык становится инструментом для интеграции другой культуры в собственную картину мира [7]. Это особенно актуально для подготовительных отделений вузов, где в одной группе могут учиться иностранцы, культуры и религиозные воззрения которых значительно различаются. По определению Совета Европы межкультурный диалог «имеет целью развитие более глубокого понимания различного мировоззрения и поведения, повышение уровня сотрудничества и вовлеченности (или свободу выбора), создание условий для развития личности, а также продвижение толерантности и уважения к другому» [8, с. 17]. Нередко иностранные выпускники российских вузов потом занимают важные руководящие посты в своих странах. Таким образом, воспитывая в студентах уважительное отношение к чужим культурам, мы можем не только избежать конфликтов или взаимной неприязни в конкретной группе или во время обучения в России, но и вносим свой небольшой вклад в противодействие ксенофобии в глобальном масштабе.

Третьим направлением воспитательной работы является развитие различных навыков, умений и личностных качеств обучающихся, таких как ответственность, креативность, умение работать в группе, вежливость, дисциплинированность, упорство и т. д. Различия образовательных методик, существующих в разных странах, культурные особенности воспитания, а также социально-экономический фактор сказываются на уровне подготовки иностранных обучающихся для решения задач,

которые ставит перед ними обучение в российском вузе. У одних может вызвать затруднения задание выразить своё мнение по проблеме, другие не умеют делать презентации на компьютере и тому подобное. Поэтому на этапе довузовской подготовки необходимо развить у иностранных абитуриентов такие метапредметные умения, которые им будут необходимы при дальнейшем обучении в вузе. Одним из наиболее эффективных методов работы в данном направлении является проектная деятельность, благодаря которой повышаются познавательная активность обучающихся и их самостоятельность при изучении нового материала, развиваются их когнитивные навыки и умения [9]. Как отмечают современные исследователи, метод проектов реализует сразу несколько подходов к обучению: коммуникативный, личност-но-ориентированный, компетентностный, - и повышает мотивацию учащихся, особенно в условиях языковой среды [10 - 14].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель данного исследования - выявление преимуществ и недостатков дистанционного формата проведения воспитательных мероприятий с иностранными слушателями подготовительного отделения, а также поиск оптимальной технической базы для осуществления данной работы в онлайн-формате.

Пандемия коронавирусной инфекции СОУГО-19, разразившаяся в 2020 году, поставила перед педагогическим сообществом задачу ускоренного перехода на дистанционное обучение. В таких условиях проведение традиционных воспитательных и культурных мероприятий в привычном оффлайн-формате стало невозможным. Вместе с тем, из-за новой стрессовой ситуации, связанной с вынужденной самоизоляцией иностранцев в общежитии, значимость подобных мероприятиях только возросла. Поэтому на первом этапе перед нами стояла задача выбора подходящей онлайн-площадки для конкурса презентаций «Моя страна», который проводился среди слушателей подготовительного отделения НИУ МГСУ. Решение поставленной задачи осуществлялось с использованием методов анализа и сравнения возможностей различных общедоступных ресурсов сети Интернет.

На втором этапе исследования был проведен эксперимент по переводу конкурса «Моя страна» в онлайн-формат с последующим наблюдением за ходом мероприятия, анализом и обобщением полученных результатов. На данном этапе также использовался метод сравнения для определения наиболее эффективного формата проведения мероприятий подобного типа.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Конкурс презентаций «Моя страна» представляет собой в первую очередь интеллектуальное, культурное и воспитательное мероприятие для обучающихся по программе подготовительного отделения, направленное на знакомство с культурами разных народов, воспитание толерантности в студенческой среде, на поддержание университетских традиций. Но его также можно рассматривать и как продолжение образовательной работы, учитывая, что подготовка к таким лингвострановед-ческим конференциям на ранних этапах обучения направлена на развитие монологической речи, владение которой является необходимым условием дальнейшего успешного обучения в вузе и рассматривается как компонент процесса общения. При этом «важной становится работа над русской фонетикой, поскольку слушателями докладов будут не только преподаватели русского языка, но и носители других языков» [15, с. 127].

Целями и задачами конкурса являются популяризация русского языка как средства межнационального общения, приобщение обучающихся к традициям национальных культур разных стран мира, распространение в поликультурном пространстве университета идей толерантного отношения и уважения к представителям разных национальностей, а также укрепление межнациональных связей, усвоение ценностей мира, солидар-

ности и сотрудничества в рамках культурного взаимодействия. Тематика конкурса презентаций отражена в названии «Моя страна».

Подготовка к конкурсу проектов осуществлялась в НИУ МГСУ в группах обучающихся на подготовительном отделении в течение учебного года. К презентациям участников выдвигались следующие требования: соответствие теме и её творческое осмысление; оригинальность композиции; логичность и связность работы; языковое богатство, выразительность, владение нормами русского языка; самостоятельность работы; наличие чётко выраженной авторской позиции.

Для организационно-методического обеспечения конкурса был создан оргкомитет, сформированный из числа преподавателей кафедры РКИ. Он осуществлял следующие функции: утверждение регламента проведения конкурса, утверждение списка участников конкурса, формирование состава жюри конкурса и организация его работы, а также обеспечение проведения финального состязания.

Конкурс презентаций проводился на кафедре в два этапа. На первом этапе участники конкурса представили в формате PowerPoint презентации родных стран, отражающие их культуру, традиции и национальные особенности. Жюри конкурса оценило творческие работы участников в соответствии с требованиями и определило победителей первого тура. По первоначальной задумке и принятому Положению о конкурсе отобранные жюри финалисты должны были представить свои проекты всем слушателям подготовительного отделения, продемонстрировав не только навыки письменной речи и работы в программе PowerPoint, но и навыки устного выступления на русском языке. Определение победителей второго этапа конкурса планировалось осуществить путём голосования зрительских симпатий.

Поскольку финал конкурса должен был пройти в мае, от его проведения в университете пришлось отказаться. Встал вопрос о трансляции видеопрезентаций через Интернет и выборе интернет-сервиса для проведения конкурса онлайн. Говоря о технической стороне, стоит подчеркнуть, что переход на онлайн-формат был вынужденным и осуществлялся в очень сжатые сроки. На момент, когда в Москве был введён режим самоизоляции и вузы перешли на дистанционное обучение, подходил к концу первый этап конкурса: большая часть участников уже прислала свои презентации, а члены жюри начали их просматривать, чтобы отобрать десять лучших. Следовало учитывать уже проделанную работу, поэтому требования к презентациям для отборочного тура менять было невозможно.

Различные интернет-сервисы отличаются набором возможностей, качеством видео- и аудиотрансляций, наличием и качеством технической поддержки. От проведения финала конкурса в режиме видеоконференции с участием всех слушателей подготовительного отделения было решено отказаться, хотя такой формат казался ближе всего к первоначальной задумке, так как не было уверенности в устойчивости связи, когда несколько десятков человек одновременно подключатся к онлайн-конференции через WiFi общежития. Опыт проведения занятий в небольших группах показал, что у многих студентов часто возникали технические проблемы со связью в виде помех или прерывания сигнала, особенно если требовалось включить видео или микрофон. Поэтому участникам конкурса было предложено озвучить свои презентации и прислать их в видеоформате. При этом к продолжению работы над презентациями пригласили не только отобранных жюри финалистов, но и всех желающих, так как мероприятие теперь не было ограничено по времени и на просмотр презентаций можно было отвести несколько дней. Таким образом, удалось заинтересовать и привлечь к дальнейшему активному участию в конкурсе максимальное количество обучающихся. За небольшим исключением видео предоставили все, кто 68

ранее прислал презентации в PowerPoint. В общей сложности были получены 62 презентации от 71 участника из 33 стран (по условиям конкурса допускалась командная работа).

Организаторами было рассмотрено несколько возможностей размещения видеороликов в Интернете: облачные хранилища, YouTube, социальные сети ВКонтакте и Facebook. При выборе места размещения учитывался ряд параметров. Во-первых, нужна была возможность оценивать видео с помощью «лайков», чтобы повысить мотивацию обучающихся и к созданию собственных видео, и к активному просмотру работ других участников. Во-вторых, по Положению о конкурсе для большей объективности голосования в нем могли принимать участие только слушатели подготовительного отделения МГСУ и их преподаватели, поэтому необходимо было сделать доступ к видео ограниченным. Доступ по ссылке, который предлагают облачные хранилища или YouTube не был приемлемым вариантом, так как ссылку могли переслать посторонним, и было бы невозможно отследить, кто по ней перейдет, а в таком случае накрутки «лайков» и просмотров стали бы неизбежными. В-третьих, желательно было не требовать от иностранцев дополнительно регистрироваться на каком-либо сайте, так как это резко снизило бы количество участников, особенно тех, кто выступал только в качестве зрителя и не делал собственной презентации. Их мотивация к участию в конкурсе изначально была ниже мотивации авторов презентаций, а дополнительные препятствия могли бы их остановить от просмотра чужих роликов.

Таким образом, самой подходящей площадкой для проведения конкурса оказалась популярная среди иностранцев социальная сеть «Фейсбук». Большим преимуществом этого сайта является то, что пользователям не надо предпринимать каких-то специальных действий для поиска роликов. Просматривая свою новостную ленту, участники автоматически видели там конкурсные видео. А создание закрытой группы, к которой могли присоединиться слушатели подготовительного отделения и преподаватели, позволило ограничить аудиторию. Для нескольких преподавателей, которые отказались регистрироваться в социальной сети, видео финалистов были также выложены на сайте YouTube с доступом по ссылке. Оргкомитетом конкурса была подготовлена рассылка приглашений участникам и уведомлений всем слушателям о времени проведения финального этапа мероприятия.

Еще одним важным вопросом была организация процедуры голосования. Определение победителей по количеству набранных «лайков» представлялось недостаточно объективным, так как при открытом голосовании многие склонны отмечать не лучшие работы, а презентации друзей, соотечественников. Таким образом, увеличивались шансы на победу презентаций тех стран, откуда приезжает больше студентов. Также было замечено, что некоторые участники конкурса проставляли «лайки» всем подряд, только чтобы обратить их внимание на себя и свою презентацию. Поэтому для создания опросного листа был использован сервис «Google Формы», ссылка на который была размещена в группе. В настройках анкеты было отмечено, что форму нельзя отправлять более одного раза, так что множественное голосование с одного адреса было исключено. Чтобы также исключить участие в голосовании по данной ссылке многочисленных друзей и родственников конкурсантов, которые очень интересовались происходящим и присылали запросы на добавление в закрытую группу, в начале формы был предложен контрольный вопрос на русском языке, ответ на который знали все, обучающиеся в МГСУ, но не могли знать посторонние люди. При неправильном ответе на контрольный вопрос блокировалась возможность принять участие в голосовании с данного адреса. Для голосования был дан ограниченный, но

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

довольно большой период времени после публикации всех конкурсных видео, так что в нем смогли принять участие более 100 человек.

Ввиду большого количества презентаций было решено, кроме выборов призеров среди финалистов, вручить призы зрительских симпатий тем, кто наберёт наибольшее количество «лайков», даже если их работы не были выбраны жюри. Такое решение было оправдано тем, что многие не прошедшие в финал участники смогли сделать не менее интересные видео, чем финалисты, хотя изначально их презентации не были отмечены жюри. Этот дополнительный конкурс еще более мотивировал иностранцев к просмотру и обсуждению видео. А наличие новых комментариев под публикациями поднимало их в новостных лентах всех участников группы. Таким образом увеличивались количество просмотров и вовлеченность всех студентов, что было крайне важно для достижения целей конкурса как воспитательного и образовательного мероприятия.

Видео конкурсантов не были выложены в группу одномоментно. Учитывая большое количество участников и разную степень занятости студентов в разные дни, оргкомитет принял решение публиковать видео постепенно. Первые два дня были отведены для работ участников, не прошедших в финал. Третий день был посвящен финалистам. Новые видео появлялись в группе через одинаковые временные интервалы, что стало возможным благодаря функции выбора даты и времени публикации, которую предоставляет «Фейсбук».

Стоит особо отметить, что на стадии проработки сценария мероприятия были выбраны и подготовлены ведущие конкурса из состава слушателей подготовительного отделения. По нашему мнению, выбор ведущих - очень важная составляющая, так как от их активности, эмоций и нацеленности сделать конкурс привлекательным и удерживающим внимание посетителей в течение нескольких дней, зависел успех всего мероприятия. Так как конкурс проходил не в режиме реального времени, ведущие заранее записывали видео с объявлением участников и новых этапов конкурса. Они также сняли небольшие видеоинтервью со всеми финалистами.

По завершении голосования и подсчета «лайков» в группе были опубликованы результаты и видеообращение председателя жюри ко всем участникам конкурса.

Подводя итоги, можно сказать, что проведение конкурса онлайн и в традиционном аудиторном формате -два различных мероприятия, и быстрое переключения с одного формата на другой создало определенные трудности. Однако чёткое определение целей конкурса презентаций, понимание потребностей аудитории и создание качественных и содержательных материалов стали факторами его успешного проведения.

Мероприятие позволило обеспечить вовлечение всех слушателей подготовительного отделения в происходящий процесс. Все части сценария понятным образом следовали друг за другом, поддерживая заинтересованность и увлеченность аудитории. Каждый из участников находился у своего компьютера, но конкурс дал посетителям чувство присутствия на событии, живости происходящего.

На протяжении конкурса удавалось удерживать внимание и высокий уровень вовлеченности зрителей. Комментарии к публикациям в группе стали основным и единственным способом для участников высказать свое мнение или дать обратную связь по любому вопросу. Участники конкурса и зрители имели возможность общаться в чате друг с другом, выражать свое мнение. Совместный просмотр конкурсных работ позволил не только сопереживать, но и совершать активные действия.

Звуковое сопровождение сделало восприятие конкурса более эмоциональным. Видео- и аудиовставки ведущих использовались в качестве звукового фона на протяжении всего мероприятия.

Кульминацией конкурса стало онлайн-голосование и подведение итогов. Организаторы стремились создать атмосферу дружбы, связанную с эмоциональной вовлеченностью всех участников, а выступление заведующей кафедрой РКИ с поздравлением в записи усилило аргументацию и интерес аудитории, заменило живое выступление.

Отличным вариантом постконкурсной активности стал онлайн-опрос. После окончания конкурса участникам на почту было отправлено электронное письмо с просьбой заполнить небольшую анкету, содержащую вопросы, которые позволяют понять заинтересованность участников, их удовлетворенность участием в конкурсе, желание повторного участия в аналогичных конкурсах, а также интересующие темы. Такой опрос дал возможность получить обратную связь по качеству и актуальности конкурса.

Организаторами также были тщательно проанализированы комментарии, которые стали ценным источником информации как для улучшения качества конкурса, так и для получения новых идей. По вопросам и репликам в чате было получено достаточно много информации о том, насколько сценарий и содержание были интересны и понятны для аудитории, а в будущем для проведения работы по повышению качества контента и методов его подачи.

Так как конкурс получил большой отклик у студентов и преподавателей, было решено после подведения итогов голосования открыть доступ к презентациям для всех желающих. «Фейсбук» не позволяет сделать общедоступной группу, которая создавалась как закрытая, но предоставляет возможность создать открытую страницу, связанную с группой. На такой странице и были выложены все конкурсные работы.

ВЫВОДЫ

Сравнивая оффлайн и онлайн-форматы проведения конкурса, можно увидеть ряд преимуществ последнего. Во-первых, это возможность для большого количества участников показать всем свои работы, так как нет ограничения по времени просмотра. Необходимость первого тура конкурса была продиктована именно тем, что просмотр презентаций в аудитории или в зале не мог длиться целый день, поэтому жюри должно было выбрать из всех презентаций несколько лучших. Таким образом, при проведении мероприятия онлайн первый тур оказывается не нужен. Тем не менее жюри может выбрать призеров по версии преподавателей наряду с голосованием студентов. Во-вторых, в Интернете есть возможность обменяться мнениями, поддержать понравившиеся работы, то есть присутствует общение между участниками и зрителями, тогда как в аудитории зрители были бы пассивны.

С точки зрения лингводидактики онлайн-формат также более эффективен для обучения иностранцев русскому языку, благодаря использованию видео. Как отмечает О. В. Хрипункова, «основную часть информации об окружающей действительности современный человек получает именно посредством аудиовизуального восприятия, поэтому различные видеоматериалы являются одним из самых интересных и полезных ресурсов при обучении русскому как иностранному» и позволяют одновременно развивать разные виды речевой деятельности [16]. У зрителей есть возможность поставить видео на паузу и внимательно прочитать текст презентаций, обращаясь к словарю, если есть такая необходимость. Также появляется возможность несколько раз пересматривать видео, если не все понятно с первого раза.

Конкурс позволил большому количеству студентов научиться на начальном этапе обучения аргументированно и логично излагать в развернутой форме свои собственные мысли и суждения, воспроизводить содержание различных источников, оценивать события. Это позволило превратить конкурс презентаций в увлекательный способ вовлечения слушателей в образователь-

ную деятельность.

Кроме того, размещение видео в Интернете делает его доступным для более широкой аудитории, в том числе российской. У иностранцев появляется возможность порадовать своими успехами в русском языке родственников и друзей, что повышает их мотивацию. А у последующих поколений слушателей подготовительного отделения остаются образцы презентаций, на которые они смогут равняться, готовя свои.

Но у проведения конкурса в очном формате также есть свои положительные особенности. Это и живое общение, и демонстрация навыков устного выступления перед большой аудиторией, когда нет возможности записать несколько дублей и выбрать лучший. Как показала практика, именно устное выступление представляет собой наибольшую трудность и вызов для иностранцев, так как не каждый, кто может написать содержательный текст и его красиво проиллюстрировать, способен потом его внятно представить публике. Также при традиционном очном формате конкурса нет необходимости в техническом руководителе конкурса - специальном сотруднике, который создает, настраивает и модерирует группу в социальной сети, в течение нескольких дней загружает файлы, консультирует участников при возникновении у них проблем с видео или звуком.

Таким образом, использование современных интернет-технологий вполне целесообразно не только для учебных целей, но и для проведения культурных и воспитательных мероприятий с иностранными обучающимися, даже на базовом уровне изучения русского языка. Считаем, что в дальнейшем онлайн или смешанный формат проведения таких конкурсов, как «Моя страна», будет оправданным и наиболее эффективным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Панова Е. П. Роль цифровых технологий в процессе обучения студентов-иностранцев русскому как иностранному / Е. П. Панова, Н. Р. Саенко // Сервис PLUS, 2020. 14 (3), РГУТиС. - М, 2020. - С. 94-102.

2. Мирзаева Т. Е. Возможности платформы ZOOM в процессе организации дистанционного обучения РКИ / Т. Е. Мирзаева // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сборник научных статей II Международной научно-практической конференции /Н. С. Степанова (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2020. - С. 174-179.

3. Бондарь А. В. Инновационные образовательные технологии в системе постиндустриального общества / А. В. Бондарь. Н. А. Жебентяева, А. П. Чуракова //Цифровая трансформация образования: электронный сборник тезисов научно-практической конференции, 30 мая 2018 г., ГИАЦМинистерства образования Республики Беларусь. - Минск, 2018. - С. 30-32.

4. Богомолов А. Н. Интернет-технологии в обучении русскому языку как иностранному /А. Н. Богомолов //Вестник ЦМО МГУ, 2009. №1. Методика. -М., 2009. - С. 40-44.

5. Тоффлер Э. Шок будущего. Пер. с англ. -М.: АСТ, 2008. 560 с.

6. Матвеев Ю. Н. Вопросы организации воспитательной работы со студентами-иностранцами / Ю. Н. Матвеев, М. А. Марюков, Л. А. Марюкова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - СПб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2015. - С. 186-194.

7. Митина Е. В. Формирование навыков межкультурной коммуникации в процессе обучения русскому языку как иностранному / Е. В. Митина // Моя профессиональная карьера. - Кемерово: «Моя профессиональная карьера», 2020. - С. 92-96.

8. Белая книга по межкультурному диалогу. Жить вместе в равном достоинстве [Электронный ресурс] // Совет Европы, 2009. - https://www.coe.int/t/dg4/intercultural/Publication_WhitePaper_ID_ en.asp (дата обращения: 14.10.2020)

9. Савилова С. Л. Проектная деятельность как метод повышения мотивации на уроках РКИ / С. Л. Савилова, Ш. Даваасурэн // Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: методическая готовность преподавателей: материалы IIIВсероссийского научно-методологического семинара-конференции, Томский политехнический университет. - Томск, 2016. - С. 80-83.

10. Филиппова В. М. Метод проектов и специфика его использования при обучении РКИ в языковой среде /В. М. Филиппова //Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XV Международной научно-практической конференции. РГПУ имени А.И. Герцена. - СПб, 2016. - С. 158-160.

11. Andryuchshenko O., Bakhralinova A., Abzuldinova G., KairovaM. Methodology of implementation of the project-based approach to the

Russian language learning // Man in India. 2017. Vol. 97. Issue 15. Pp. 353-369.

12. Коростова С. В. Традиционный и инновационный контент как основа проектной деятельности в курсе русского языка как иностранного / С. В. Коростова, И. В. Нефёдов //Русистика, 2020. Т. 18 №1. -М.: РУДН. - С. 85-96.

13. Дмитриева Д.Д. Применение метода проектов при обучении русскому языку иностранных студентов - медиков // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 25-28.

14. Петрова Н.Э. Работа с профильными научными и научно-популярными текстами с иностранными студентами-медиками в системе преподавания русского языка как иностранного // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 195-197.

15. Князева Е. С. Проведение воспитательной работы при обучении иностранных студентов в военном вузе/Е. С. Князева// Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020.

- С. 124-127.

16. Хрипункова О. В. Применение видеоматериалов на занятиях по русскому как иностранному (РКИ) / О. В. Хрипункова//Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сборник материалов VIМеждународный научно-методической конференции (24-25 января 2020 г.) /редкол.: Е. А. Пляскова (отв. ред.) [и др.].

- Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. - С. 118-122.

Статья поступила в редакцию 22.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.