Научная статья на тему 'У РОСГВАРДИИ НЕДОСТАТОЧНО ПОЛНОМОЧИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

У РОСГВАРДИИ НЕДОСТАТОЧНО ПОЛНОМОЧИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОСГВАРДИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин В. М.

В статье акцентируется внимание на недостаточности полномочий Росгвардии по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в ходе обеспечения государственной и общественной безопасности. Разработан дополнительный комплекс мер, которые могут быть положены в основу формирования новых полномочий должностных лиц указанного властного органа при осуществлении ими производства по делам об административных правонарушениях. Внесены предложения по совершенствованию административного законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях. Выявлен пробел в правовом регулировании по обеспечению войсками национальной гвардии государственной и общественной безопасности, заключающийся в том, что рассматриваемый федеральный орган исполнительной власти ни одну из форм предварительного расследования не осуществляет, что негативно сказывается на стратегическом планировании деятельности Росгвардии в сфере предупреждения преступлений. Высказывается предложение о необходимости подготовки в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации соответствующих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеншин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROSGVARDIYA DOES NOT HAVE ENOUGH AUTHORITY TO CARRY OUT ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES IN THE COURSE OF ENSURING STATE AND PUBLIC SECURITY

The article focuses on the insufficiency of the powers of the Rosgvardiya to carry out proceedings on cases of administrative offenses in the course of ensuring state and public security. An additional set of measures has been developed that can be used as a basis for the formation of new powers of officials of the specified authority when they carry out proceedings on cases of administrative offenses. Proposals have been made to improve the administrative legislation regulating the proceedings in cases of administrative offenses. A gap has been identified in the legal regulation on the provision of state and public security by the National Guard troops, which consists in the fact that the federal executive body under consideration does not carry out any form of preliminary investigation, which negatively affects the strategic planning of the activities of the Rosgvardiya in the field of crime prevention. A proposal is made on the need to train relevant specialists in higher education institutions of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «У РОСГВАРДИИ НЕДОСТАТОЧНО ПОЛНОМОЧИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 342.924

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-264-267

NIION: 2003-0059-2/22-260

MOSURED: 77/27-003-2022-02-459

У Росгвардии недостаточно полномочий на осуществление административно-юрисдикционной деятельности в ходе обеспечения государственной и общественной безопасности

Виктор Михайлович Шеншин

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия, vitya-shen@mail.ru

Аннотация. В статье акцентируется внимание на недостаточности полномочий Росгвардии по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в ходе обеспечения государственной и общественной безопасности. Разработан дополнительный комплекс мер, которые могут быть положены в основу формирования новых полномочий должностных лиц указанного властного органа при осуществлении ими производства по делам об административных правонарушениях. Внесены предложения по совершенствованию административного законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях. Выявлен пробел в правовом регулировании по обеспечению войсками национальной гвардии государственной и общественной безопасности, заключающийся в том, что рассматриваемый федеральный орган исполнительной власти ни одну из форм предварительного расследования не осуществляет, что негативно сказывается на стратегическом планировании деятельности Росгвардии в сфере предупреждения преступлений. Высказывается предложение о необходимости подготовки в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации соответствующих специалистов.

Ключевые слова: административно-юрисдикционная деятельность, государственная безопасность, общественная безопасность, Росгвардия, производство по делам об административных правонарушениях, предварительное расследование, образовательные организации

Для цитирования: Шеншин В. М. У Росгвардии недостаточно полномочий на осуществление административно-юрисдикционной деятельности в ходе обеспечения государственной и общественной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 264-267. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-264-267.

Original article

Rosgvardiya does not have enough authority to carry out administrative and jurisdictional activities in the course of ensuring state and public security

Viktor M. Shenshin

Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Saint Petersburg, Russia,

vitya-shen@mail.ru

Abstract. The article focuses on the insufficiency of the powers of the Rosgvardiya to carry out proceedings on cases of administrative offenses in the course of ensuring state and public security. An additional set of measures has been developed that can be used as a basis for the formation of new powers of officials of the specified authority when they carry out proceedings on cases of administrative offenses. Proposals have been made to improve the administrative legislation regulating the proceedings in cases of administrative offenses. A gap has been identified in the legal regulation on the provision of state and public security by the National Guard troops, which consists in the fact that the federal executive body under consideration does not carry out any form of preliminary investigation, which negatively affects the strategic planning of the activities of the Rosgvardiya in the field of crime prevention. A proposal is made on the need to train relevant specialists in higher education institutions of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation.

© Шеншин В. М., 2022

JURISPRUDENCE

Keywords: administrative and jurisdictional activities, state security, public security, Rosgvardiya, proceedings on administrative offenses, preliminary investigation, educational organizations

For citation: Shenshin V. M. Rosgvardiya does not have enough authority to carry out administrative and jurisdictional activities in the course of ensuring state and public security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):264-267. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-264-267.

Конституционные предписания содержат положения о том, что человек, его права являются высшей ценностью, обязанностью государства выступает их признание, соблюдение и защита (статья 2 Конституции Российской Федерации). Признание и гарантирование прав граждан осуществляется в соответствии с Основным законом российского государства (статья 17). Признавая, что права гражданина являются непосредственно действующими, Конституцией Российской Федерации в статье 18 установлено, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Не менее важным обстоятельством выступает право каждого гражданина на защиту своей чести и доброго имени (статья 23).

В пункте 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее по тексту — Стратегия) при достижении целей государственной и общественной безопасности устанавливаются задачи, направленные на снижение уровня криминализации общественных отношений; профилактики, предупреждения и пресечения правонарушений1.

Каждое государство самостоятельно в определении системы органов, обеспечивающих национальную безопасность и ее виды. В масштабе обеспечения национальной безопасности Президентом Российской Федерации было принято решение о создании на базе внутренних войск МВД России нового федерального органа исполнительной власти — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия)2.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации относится к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в предусмотренных законодательством сферах деятельности. Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» утверждено Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Одним из ключевых направлений деятельности Росгвардии по обеспечению государственной и об-

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru.

2 Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 17.06.2019) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru.

щественной безопасности выступает организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях производства по делам об административных правонарушениях, отнесенного к компетенции войск национальной гвардии (подпункт 26 пункта 9 Указа Президента РФ № 510).

Указанное полномочие есть не что иное, как реализация практической направленности администра-тивно-юрисдикционной деятельности Росгвардии [3]. Характеризуя указанный институт административного права А.О. Дрозд рассматривает ее как «характерную процедуру по рассмотрению определенных дел, связанных с назначением наказания, завершающуюся принятием соответствующего акта, отличного от актов, принимаемых на каждой из стадии производства по делам об административных правонарушениях» [1].

Отметим, что административно-юрисдикцион-ная деятельность Росгвардии регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (части 1 и 1.1 статьи 8.37, статьей 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности), статьей 14.2 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьями 17.7, 17.9, части 1 и 6 статьи 19.3, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 8, 8.1, 12-14, 27 и 28 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.13, 19.20, частями 2, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.13, 20.15, статьей 20.17 (в отношении объектов, охраняемых войсками национальной гвардии Российской Федерации), статьями 20.18, 20.19, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24, частью 1 статьи 20.25, статьями 20.30, 20.34, 23.85, 28.3), а также приказом Росгвардии от 14 ноября 2018 г. № 498, закрепляющим перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП. Вместе с тем, механизм реализации полномочий, предоставленных должностным лицам, указанным актом не конкретизирован.

Указанные нормативные правовые акты позволяют высказаться в пользу того, что войска национальной гвардии являются основным субъектом административной юрисдикции, от эффективности деятельности которого зависит качество обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина, а также предупреждение административных правонарушений.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исследуемый вид деятельности Росгвардии состоит в составлении протоколов [4] и вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях, рассмотрении таких дел, принятии по ним решений в порядке, определенном КоАП РФ, а также в исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях.

Санкции составов административных правонарушений, предусмотренные административным законодательством, и по которым должностные лица Росгвар-дии правомочны принимать решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности, предусматривают следующие виды наказаний: предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Субъекту правоприменения в данном случае предоставлены полномочия по наложению лишь предупреждения и административного штрафа.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Росгвардии, показывает ее недостаточную регламентацию и отсутствие ряда полномочий у указанного властного органа, которые не позволяют ему в полной мере осуществлять административно-юрисдикционную деятельность в ходе применения норм административного законодательства, возникающих при производстве по делам об административных правонарушениях. Как итог, с нашей точки зрения, государственная и общественная безопасность обеспечиваются не в полной мере.

Так, занимаясь разработкой темы относительно административно-юрисдикционной деятельности, автор считает, что Росгвардию следует наделить дополнительными полномочиями, которые скажутся на эффективности и целесообразности осуществляемого ею производства по делам об административных правонарушениях.

По нашему мнению, войска национальной гвардии следует наделить полномочиями по принятию и регистрации (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений об административных правонарушениях; выдаче уведомлений о приеме и регистрации письменных заявлений об административных правонарушениях; осуществлению в указанных в законодательстве сферах деятельности проверок заявлений и сообщений об административных правонарушениях, принимать меры по ним, информировать заявителей о ходе проведения проверок; передаче (направлению) заявлений (сообщений) об административных правонарушениях уполномоченным на то лицам для проведениях соответствующих проверок с уведомлением об этом заявителей.

Нами не обнаружено такое полномочие должностных лиц, как информирование соответствующих государственных и муниципальных органов, организаций и должностных лиц указанных органов

и организаций об известных фактах, незамедлительного реагирования.

Целесообразно внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты, которые будут предусматривать особенности незамедлительного прибытия соответствующих лиц на место совершения административного правонарушения, пресечения противоправных действий, устранение угроз государственной и общественной безопасности, документирования обстоятельств совершения административных правонарушений, обеспечения сохранности следов административных правонарушений.

Оказание первой помощи лицам, пострадавшим от административных правонарушений, при отсутствии специализированной медицинской помощи, сообщение близким родственникам пострадавшего сведений о такой помощи, направление лиц в медицинские организации придаст деятельности Росгвардии большего авторитета в глазах граждан, повысит доверие Российского общества.

На качестве деятельности Росгвардии положительно также скажется выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, принятие в пределах своих полномочий мер по их устранению.

Вызывать представителей юридических лиц и граждан по находящимся в производстве по делам об административных правонарушениях делам, а также в связи с проверкой заявлений и сообщений о правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции должностных лиц Росгвардии.

Целесообразно предусмотреть возможность получения по таким делам объяснений, материалов, иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан; подвергать приводу лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.

Полномочия по обеспечению государственной и общественной безопасности, возложенные на Росгвардию должны подтверждаться издаваемыми указанным органом правовыми актами по установлению и (или) обеспечению обязательных условий и требований безопасности. В свою очередь граждане и юридические лица обязаны соблюдать, исполнять и использовать адресованные им правила, условия и требования, изданные в рамках обеспечения указанных видов безопасности [2, с. 119]. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о необходимости наделении граждан и юридических лиц правами и обязанностями по оказанию содействия должностным лицам Росгвардии в ходе выполнения ими своих функций.

Закрепление в соответствующем приказе Росгвар-дии формы протокола и постановления об административном правонарушении позволит гражданам в случае их неправильного составления, и при нарушении прав граждан, связанных с эмоциональными страданиями, вызванными ущемлением такого нематериального блага как достоинство личности и репу-

тационными потерями, а также право указанных лиц на судебную защиту, обращаться в суд за защитой своих прав и признания протокола или постановления об административном правонарушении незаконными.

Проведение экспертизы (исследования) изъятых в ходе проверки у граждан и юридических лиц документов позволит в более краткие сроки проводить производство по делам об административных правонарушениях.

Нормативно-правовое закрепление термина «общественная безопасность» создает проблемы правоприменительной деятельности Росгвардии. В своей основе обеспечение войсками национальной гвардии государственной и общественной безопасности сводится к осуществлению полномочий в сфере административно-правового регулирования. Анализ нормативных правовых актов подтверждает данный вывод. Автору не удалось обнаружить ни одного документа, который бы позволял должностным лицам Росгвардии выполнять предписания уголовно-правового характера. Часть 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление предварительного следствия. В части 3 определен круг органов и должностных лиц, проводящих дознание.

Как видим, должностные лица Росгвардии ни одну из форм предварительного расследования не осуществляют, что по нашему мнению, не совсем объективно даже исходя из круга тех полномочий, которые возложены на Росгвардию. Здесь уместно отметить, что в соответствии с пунктом 11 раздела II Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 Росгвардия разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры, направленные на пресечение преступлений и административных правонарушений.

Вместе с тем, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами, регулирующими админи-стративно-юрисдикционную деятельность, на Росгвар-дию возложены полномочия по производству по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции войск национальной гвардии.

Все это по нашему мнению позволит улучшить качество осуществления должностными лицами Ро-сгвардии производства по делам об административных правонарушениях в рамках административно-юрис-дикционной деятельности, тем самым будет осуществлена возможность более эффективного обеспечения государственной и общественной безопасности.

Список источников

1. Дрозд А. О. Понятие и сущность администра-тивно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных милиции по делам об административных правонарушениях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 4 (48). С. 48-51.

2. Позднышов А. Н. Государственная служба в сфере обеспечения общественной безопасности : монография. Ростов н/Д, 2003.

3. Шеншин В. М. Концепция административно-юрисдикционной деятельности Росгвардии : точка зрения // Военное право. 2020. № 1(59). С. 56-61.

4. Шеншин В. М. Оформление протокола об административном правонарушении должностными лицами войск национальной гвардии при осуществлении ими административно-юрисдикционной деятельности : вопросы применения // Российская юстиция. 2020. № 2. С. 22-24.

5. Шеншин В. М. О недостаточности полномочий Росгвардии в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности // Современное общество и право. 2021. № 6(55). С. 129-135.

References

1. Drozd A. O. The concept and essence of administrative-jurisdictional activity of district police commissioners in cases of administrative offenses // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 4 (48). P. 48-51.

2. Pozdnyshov A. N. Public service in the field of public security : monograph. Rostov o/D, 2003.

3. Shenshin V. M. The concept of administrative and jurisdictional activity of Rosgvardiya : a point of view // Military law. 2020. № 1(59). P. 56-61.

4. Shenshin V. M. Registration of a protocol on an administrative offense by officials of the National Guard troops when they carry out administrative and jurisdictional activities: issues of application // Russian justice. 2020. № 2. P. 22-24.

5. Shenshin V.M. On the insufficiency of the powers of the Rosgvardiya in the field of ensuring state and public security // Modern Society and law. 2021. № 6(55). P. 129-135.

JURISPRUDENCE

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 25.03.2022; принята к публикации 15.04.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 25.03.2022; accepted for publication 15.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.