Научная статья на тему 'Актуальные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации'

Актуальные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1065
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ПОЛИЦИЯ / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОТОКОЛ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / TROOPS OF THE NATIONAL GUARD / POLICE / MEASURES TO ENSURE PRODUCTION / PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / ADMINISTRATIVE OFFENSE / PROTOCOL / PROCEDURAL DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлова Анна Павловна

В статье представлены результаты анализа правовых норм, закрепляющих полномочия должностных лиц Федеральной службы войск национальной гвардии. Исследуются вопросы пределов дозволенного поведения сотрудников исполнительной власти для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of application of production support measures on cases of administrative violations by officials of the troops of the National Guard of the Russian Federation

The article presents the results of the analysis of the provisions of the articles that consolidate the powers of officials of the Federal Service of National Guard troops. The issues of application of measures to ensure the production of cases on administrative violations by officials of the federal executive body performing functions in the sphere of activity of the troops of the national guard of the Russian Federation, departmental protection of federal executive bodies are being investigated.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации»

Светлова Анна Павловна

Актуальные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации

В статье представлены результаты анализа правовых норм, закрепляющих полномочия должностных лиц Федеральной службы войск национальной гвардии. Исследуются вопросы пределов дозволенного поведения сотрудников исполнительной власти для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: войска национальной гвардии, полиция, меры обеспечения производства, общественный порядок, общественная безопасность, административное правонарушение, протокол, процессуальные документы.

Topical issues of application of production support measures on cases of administrative violations by officials of the troops of the National Guard of the Russian Federation

The article presents the results of the analysis of the provisions of the articles that consolidate the powers of officials of the Federal Service of National Guard troops. The issues of application of measures to ensure the production of cases on administrative violations by officials of the federal executive body performing functions in the sphere of activity of the troops of the national guard of the Russian Federation, departmental protection of federal executive bodies are being investigated.

Key words: troops of the National Guard, police, measures to ensure production, public order, public safety, administrative offense, protocol, procedural documents.

В структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, которая была образована в апреле 2016 г. [1], вошел ряд подразделений МВД России, в ведение которых входили задачи контроля и надзора в области оборота оружия, деятельности охранных организаций МВД России.

Одной из основных задач, возложенных на Росгвардию, является взаимодействие с полицией при охране правопорядка в общественных местах.

В настоящее время вопросы реализации полномочий должностных лиц подразделений вневедомственной охраны и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия в составе Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, полностью не урегулированы законодательством. На сегодняшний день имеется достаточно много правовых и организационных проблем, связанных с применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях сотрудниками вновь образованной структуры.

В связи с этим необходимо определить, что включают в себя понятия «полномочие должностных лиц», «пресечение административного правонарушения» и, как следствие, с какой целью реализуются указанные меры подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии.

Термин «полномочие» трактуется как предоставление государственному служащему (должностному лицу) в соответствии с занимаемой должностью права и возложение соответствующей юридической обязанности для совершения юридически значимого действия. Полномочие - это соединение юридической обязанности, возложенной на должностное лицо (государственный орган), с правом.

Отдельного права вне связи с юридической обязанностью у такого лица (органа) не существует. Право не является обязанностью, но оно властно напоминает о необходимости осуществить действия, предписанные обязанностью. Должностное лицо (орган государства) не может уклониться от неиспользования права для осуществления предписанного законом действия. В то же время при осуществлении

95

полномочия должностное лицо (орган) может выстраивать свое поведение только так, как это вытекает из предоставленного ему права [2].

Полномочия сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации определены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и заключаются также в пресечении преступления, административного правонарушения и противоправного действия [3].

Вместе с тем положение правовой нормы вышеназванного закона указывает на то, что сотрудники войск национальной гвардии должны осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях [3].

Следовательно, в области административного законодательства сотрудники войск национальной гвардии, в частности подразделений вневедомственной охраны, руководствуются именно кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Пресечение противоправного деяния - это метод государственного принуждения, реализуемый посредством уполномоченных органов исполнительной власти, в системе комплекса стимулирующих методов, которые при наличии воли государства заставляют физических и юридических лиц соблюдать установленные законом запреты и ограничения.

В целях пресечения деяний деликвента, составления протокола, если это невозможно сделать на месте выявления правонарушения, рассмотрения дела всесторонне и в сроки, установленные законодательством, а также исполнения постановления должностное лицо, наделенное правом, способно применять меры, исчерпывающий перечень которых закреплен законодательно, а именно, доставление; задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; помещение иностранных граждан или лиц без гражданства в специальные учреждения с последующим принудительным выдворением за пределы Российской Федерации [4].

Необходимо понимать, что пресечение правонарушения невозможно осуществить без применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, перечисленных в ст. 27.1 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным, т.е. наделенным правом их применения. Меры административ-

ного пресечения регулируются нормами административного права и содержат юридические свойства, а также способы принудительного воздействия, направленные на немедленное прекращение реального, открыто осуществляемого противоправного деяния на месте его обнаружения. Реализация данных мер осуществляется путем непосредственного вмешательства представителя государственной власти, наделенного соответствующими полномочиями, в деятельность деликвента с целью дальнейшего привлечения к юридической ответственности.

Обеспечение законности при применении мер административного принуждения будет гарантировано, если эти меры и, как результат, само наказание осуществляются в силу компе-тенционных полномочий органа или должностного лица, представляющего государственную власть и наделенного этой властью, в строгом соответствии с законом [4].

По смыслу правовой нормы, меры, обеспечивающие дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, являются одновременно и мерами принуждения в той степени, в которой они заставляют выполнять законные распоряжения или требования сотрудников, исполняющих служебные обязанности.

Административное производство возбуждается с составлением первого процессуального документа, в котором зафиксировано конкретное действие правомочного лица, мера, позволяющая объективно рассмотреть материалы и принять решение. Установлен момент для своевременного и правильного рассмотрения дела в строго ограниченные сроки [4].

Статья 28.2 КоАП РФ указывает на то, что о совершенном деянии должен быть составлен протокол об административном правонарушении.

Следует учитывать, что составление протокола об административном правонарушении без закрепления информации об обстоятельствах совершения административного правонарушения в процессуальных документах, необходимых для привлечения лица к установленной законом ответственности, невозможно.

В соответствии с действующим законодательством, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом вневедомственной охраны, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только в пределах компетенции, установленной приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 6 октября 2016 г. № 286 «О полномочиях должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» [5].

96

Так, доставление осуществляется представителями исполнительной власти, на которых возложены задачи войск нацвардии, при выявлении нарушений правопорядка только на охраняемых объектах и если они связаны с причинением ущерба либо этим объектам, либо вещам, находящимся на данном объекте, либо с проникновением на охраняемую зону - в служебное помещение ОВД (полицию), подразделения воинской части либо органа управления Росгвардии [4].

Данная статья прямо указывает на единственную категорию правонарушителей и те обстоятельства, при которых сотрудник вневедомственной охраны вправе применить к нарушителю меру обеспечения административного производства, называемую доставлением. Доставлять правонарушителей, совершивших иные правонарушения, запрещено.

Перейдем непосредственно к административному задержанию. Оно осуществляется в отношении лиц, административное производство по делам о которых отнесено законодателем к ведению нацгвардии. Основания, порядок, сроки регламентированы КоАП РФ [3].

В пункте 5 ст. 10 КоАП РФ указывается, что осуществлять задержание в административном порядке можно лишь в том случае, когда сотрудник нацгвардии уполномочен составить протокол об административном правонарушении, перечень нарушений которых определен приказом [5], для пресечения правонарушений на территории подведомственного объекта, связанного с посягательством или причинением ущерба объекту или вещам, находящимся на его территории либо в случае проникновения в зону охраны войск [4].

В соответствии с правовой нормой сотрудники вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, находящиеся на маршрутах патрулирования общественного порядка, правом административного задержания не наделены. И задержание в данном случае также не подразумевает ни какого-либо физического удержания нарушителя, ни юридически значимого законного процессуального действия.

При наличии признаков административного правонарушения должностное лицо, полагая, что субъект совершил противоправные действия, применяет одну из мер с целью подтверждения своего подозрения. Затем лицо в законном порядке привлекается к ответственности, соразмерно содеянному. Документом, в котором изложены обстоятельства случившегося, является протокол об административном правонарушении. И если должностное лицо не было изначально наделено правом логически завершить все предшествующие действия его составлением, то возникает вопрос: на каком

основании применены вышеперечисленные меры?

Из вышеизложенного следует, что доставление, задержание сотрудниками вневедомственной охраны в территориальный ОВД лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения, для составления должностными лицами территориальных ОВД протокола об административном правонарушении, равно как и применение иных мер обеспечения производства (осмотр места совершения административного правонарушения, личный досмотр, препровождение на медицинское освидетельствование, изъятие вещей и документов и т.д.), приведет к возбуждению дела об административном правонарушении не имеющим на это полномочий лицом, и все процессуальные документы, составленные сотрудниками вневедомственной охраны (протокол осмотра места происшествия, личного досмотра, медицинского освидетельствования и т.д.), не будут являться надлежащей доказательственной базой в административном производстве. В настоящее время к административному правонарушению, которое может быть процессуально оформлено сотрудниками вневедомственной охраны, отнесена только ст. 19.3 КоАП РФ, при условии выявления административного правонарушения на охраняемом объекте.

Поэтому применительно, к гл. 20 КоАП РФ, которая затрагивает сферу общественных отношений в области охраны общественного порядка и общественной безопасности, сотрудники войск национальной гвардии, в частности подразделений вневедомственной охраны, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не уполномочены.

При обнаружении признаков административного правонарушения сотрудники вневедомственной охраны войск национальной гвардии сообщают о выявлении признаков административного правонарушения дежурному центра оперативного управления пункта централизованной охраны своего ведомства, который в свою очередь передает указанную информацию оперативному дежурному территориального ОВД для регистрации и направления на место правонарушения должностных лиц полиции, уполномоченных процессуально фиксировать обстоятельства выявленного административного правонарушения: составлять протокол мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении.

Столь объемная сфера общественных отношений, как охрана общественного порядка, выпадает из поля деятельности войск национальной гвардии РФ, тогда как в составе МВД России подразделения вневедомственной охраны принимали самое активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений в общественных местах.

97

Указанному положению дел, кроме отсутствия ряда полномочий, способствует и то, что до настоящего времени не издан соответствующий нормативный акт, разъясняющий порядок изготовления, учета и выдачи бланочной продукции, необходимой для обеспечения административного производства; порядок проверки законности и качества составления сотрудниками вневедомственной охраны документов по делам об административных правонарушениях; порядок подготовки для рассмотрения руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, материалов, составленных сотрудниками вневедомственной охраны.

Подводя итог, необходимо отметить, что административное принуждение реализуется большин-

1. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ № 157 от 5 апр. 2016 г. //Собр. законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.

2. URL: https://elementary_law.academic.ru

3. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2016. № 27, ч. 1. Ст. 4159.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-Ф // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1. Ст. 1.

5. О полномочиях должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 6 окт. 2016 г. № 286.

6. Депутат КПРФ: Нацгвардия может дублировать функции других ведомств // РИА Новости. URL: https://vestirossii.com/zdorove/ depytat-kprf-nacgvardiia

ством служб и подразделений МВД России. В связи с этим актуальна проблема совершенствования правового регулирования реализации мер административного пресечения, поскольку в действительности наблюдается дублирование функций полиции и войск национальной гвардии, о недопущении которых отмечает глава МВД России В.А. Колокольцев [6]. Требуется неотлагательное принятие нормативных правовых актов, уточняющих полномочия должностных лиц войск национальной гвардии РФ, в частности сотрудников вневедомственной охраны, при проведении процессуальных действий, а главное, фиксации обстоятельств совершенного деяния, предупреждения и пресечения административных правонарушений и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

1. Questions of the Federal Service of Troops of the National Guard of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation № 157 d.d. Apr. 5, 2016 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2016. № 15. Art. 2072.

2. URL: https: //elementary_law.academic.ru

3. On the troops of the National Guard of the Russian Federation: fed. law d.d. July 3, 2016. № 226-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2016. № 27, pt. 1. Art. 4159.

4. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses d.d. Dec. 12, 2001. № 195-F // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 1, pt. 1. Art. 1.

5. On the powers of officials of the troops of the National Guard of the Russian Federation to draft protocols on administrative violations and administrative detention: the order of the Federal Service of the troops of the National Guard of the Russian Federation of Oct. 6, 2016. № 286.

6. Communist MP: National Guard can duplicate the functions of other departments // RIA NEWS. URL: https://vestirossii.com/zdorove/depytat-kprf-nacgvardiia

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Светлова Анна Павловна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России; тел.: + 79182623449.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.P. Svetlova, Candidate of Law, Senior Lecturer of the Chair of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: 79182623449.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.