ФОЛЬКЛОРИСТИКА
УДК 392.91
ББК 63.5 (2Рос=Калм)
КАЛМЫЦКИЙ ФОЛЬКЛОР И ЭПОС «ДЖАНГАР» В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ
Б. Б. Дякиева, Э. У. Омакаева
Преобразования, происходящие в современном российском обществе, затронули сферу культуры и образования, обнажив проблемы воспитания. Изменившиеся социально-экономические условия в нашей стране выдвинули новые требования к системе образования. В современной отечественной и зарубежной педагогической науке и практике происходит переосмысление концептуальных подходов к обучению и воспитанию дошкольников и младших школьников, роли различных предметов в их социальной адаптации.
Одним из важнейших принципов развития современного образования является регионализация, которая в соответствии с этнопсихологическими особенностями и этнообразовательными запросами обеспечивает полноту и непрерывность образования детей.
В этой связи в учебно-воспитательный процесс учебных заведений Калмыкии введены факультативно учебные предметы: «Фольклор», «Национально-прикладное искусство», «Тодо бичг», «Основы буддизма», «Традиционное воспитание калмыков», «История и культура родного края» и в том числе спецкурс «Джангар».
Данные предметы способствуют формированию национального самосознания, познанию собственной истории, самобытной культуры, системы духовных ценностей этноса в контексте современности.
Одним из основных школьных предметов, реализующих главную цель обучения и воспитания — формирование личности во всем ее многообразии (интеллектуальное и эмоциональное развитие, становление мировоззрения, нравственных и этических норм, освоение речевой культуры), была и остается литература. Отраженный в литературе богатый опыт человечества может
стать для учащегося лично значимым. В решении этой задачи большая роль определена и фольклору как самому естественному и органичному средству воспитания, важному фактору социализации ребенка.
Как и любой этнос, калмыки обладают своим корпусом фольклорных текстов. В горе и в радости обращались они к фольклору за утешением и вдохновением. Мироощущение калмыка, его симпатии, мечты
о счастье и добре ярко проявились во всех жанрах устного народного творчества: в песнях и легендах, эпосе и сказках, пословицах и загадках, благопожеланиях-йорялах и т. д.
Богат и разнообразен калмыцкий фольклор, но особое место в нем занимает героический эпос «Джангар», являющийся базовым фольклорным текстом калмыков, символом культуры этноса, этносимволом, хранящим в закодированной форме информацию, знания и представления народа о мире. Фольклор, как известно, существует в своих региональных и локальных традициях: «фольклорная традиционная культура в своем конкретном наполнении всегда региональна и локальна» [Путилов 2003]. В условиях глобализации важно суметь сохранить фольклорные региональные традиции [Оконов 2001; Хабунова 2011].
Рассмотрим особенности использования коммуникативного, когнитивного и педагогического потенциала калмыцкого фольклора дошкольной и школьной образовательной практикой в Калмыкии.
Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует более мягкому, гармоничному вхождению в последующий возрастной этап, так как он сообразен самой природе образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сегодня становится все более очевидным, что первичным является когнитивное развитие, а социальная функция проявляется ближе к концу старшего дошкольного возраста.
Исключительно важное значение в становлении личности имеет дошкольное образование. Устойчивая связь когнитивных структур с личностными параметрами является основным показателем социальной зрелости ребенка.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту системообразующим свойством является мотивация, связанная с интеллектом [Вилюнас 1986]. Ребенок постепенно «окунается» в учебную деятельность, и мотивы учебного характера начинают доминировать над игровыми.
С эпосом «Джангар» учащиеся национального класса начинают знакомиться с
1 класса, где в доступной форме, с применением наглядных средств обучения, проводятся занятия-беседы «Страна-Бумба», «Богатыри Джангара», «Известные джан-гарчи», «Аранзал-конь Джангара» и др.
Какие идеи, заложенные в эпосе «Джан-гар», могут быть использованы современными педагогами в качестве национальнорегионального компонента? Конечно же, в первую очередь патриотизм богатырей страны Бумба [Липкин 1940].
Идея беззаветного служения Отечеству, идея мужской чести, дружбы, верности и единства прекрасно выражена в строках, известных каждому калмыку:
«Жизни свои острию копья предадим, Страсти свои державе родной посвятим, Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь
до конца».
Идею общенародной консолидации можно считать главной идеей эпоса. Наверное, поэтому «Джангар» был опорой и нравственным ориентиром для многих поколений народа. С клятвой богатырей шли в бой солдаты-калмыки в годы Великой Отечественной войны.
Идея совершенного человека.
По страницам эпоса можно проследить представление предков калмыков об идеальном образе мужчин и женщин. Сюжеты эпических песен построены таким образом, чтобы они могли максимально четко воспеть эпический кодекс чести.
В центре всех событий в эпосе — герой Джангар. Он — идеал храброго, мужествен-
ного, благородного, справедливого и непобедимого воина-освободителя. Под стать ему богатыри и сыновья, которые занимают место в одном ряду с отцами.
Какими чертами характера наделил своих героев народ? Хонгор — самый смелый, Алтан Чэджи — самый мудрый, Ке-Джилган
— красноречивый, Мингиян — самый красивый.
Смуглолицый Строгий Санал в эпосе «Джангар» изображен как идеальный воин. Устами ясновидца Алтана Чэджи ему дана такая характеристика:
С трудной задачей справится он,
В стане чужом прославится он, Победителем явится он!
Мне — мудрейшему, равен умом,
Савру подобно владеет мечом.
Он обращеньем с Мингияном сравним, Храбростью — с Хонгором
Багряным одним, Прочих достоинств — не сосчитал:
Все девяносто девять он Доблестей ратных в себе сочетал. Настоящий мужчина должен быть мужественным, иметь силу воли, презрение к смерти, воинскую доблесть, непримиримость к врагу, почитать заветы дружбы, обладать чувством достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять оскорблять честь рода и племени.
Высокая нравственность героев эпоса включает в себя благородство. Победители спрашивают у побежденного три его желания и даруют жизнь для претворения этих желаний. Именно такое благородство позволило остаться в живых Джангару, собрать соратников, создать государство — страну Бумбу.
Значительное место в эпосе уделено образам матери, верной жены, невесты, любимой героя. В этих образах отражены идеалы этических и эстетических представлений народа. Побуждение сына-героя к совершению подвига — главная функция матери. Здесь невозможно найти ни одного примера неуважительного отношения к матери.
Женщина должна быть высоконравственной, мудрой и скромной, терпеливой, преданной, чувствительной, мастерицей, должна уметь играть на музыкальных инструментах, быть хранительницей очага.
Героини эпоса исцеляют богатырей. Попавший в беду, получивший ранение сын обращается за помощью в первую оче-
редь к матери. Прикосновение рук матери к ранам сына оказывается чудодейственным. Таковы Зандан-Герел — мать богатыря Хонгора и супруга богатыря Савра Тяжелорукого. Как самые целомудренные женщины, они согласно древнему обряду, совершают ритуальные действия — помолившись, перешагивают через раненого богатыря, вынимают стрелу и этим спасают умирающего.
В женских образах воплощен идеал высокой нравственности.
Эпос «Джангар» — пример справедливого, достойного, уважительного отношения к врагам, и, наоборот, уважения врагами богатырей Джангара. Зарин-Зан-тайджи успокаивает своего силача: «Он (пленен-
ный) — державного мужа посол...».
В «Джангаре» воспевается труд. Воздается хвала кудесникам — мастерицам и умельцам. Например:
Шесть тысяч двенадцать мастеров, Возделыватели чудес,
В искусстве соревнуясь своем, Выбиваясь из сил, наконец,
Выстроили Джангару дворец.
Герои эпоса совершают подвиги с трехлетнего возраста. Дети должны превзойти своих родителей. Раннее взросление, приобщение к делам взрослых протекает в естественных условиях, в гармонии природы и труда, традиции и примеров. Это поучительно для нашей молодежи.
По страницам эпоса можно проследить ярко выраженное экологическое сознание народа, что человек — часть природы. «Джангар» учит понимать красоту природы через описание природы, ландшафтов. Учащиеся узнают о местах проживания наших предков, особенностях хозяйственного уклада древних скотоводов.
Калмыка нельзя представить без коня. В «Джангаре» подвиги богатырей всегда связаны с их боевыми спутниками [Липец 1984]. Кони знаменитых богатырей имеют клички, которые обычно указывают на его масть или же подчеркивают какие-либо боевые качества: конь Джангара зовется Аранзалом, кличка коня Санала — Чалый, Мингияна — Соловый, Савра — Лыско.
Описание седлания коня — излюбленное место сказителей. У кочевых народов было принято обучать мальчиков верховой езде с малолетнего возраста. Считалось, что мужчина-воин, прежде всего, должен быть
хорошим наездником. Седло, сползшее со спины на живот, — знак поражения седока.
В «Джангаре» имеется эпизод, изображающий ситуацию, когда богатыри, одержав победу над врагами, сбивают со спин их коней седла под живот и прогоняют врагов. Хорошо показано в эпосе заботливое отношение богатыря к своему коню. Нет ни одного случая, чтобы он истязал его за непослушание.
Также в эпосе описываются национальные игры: борьба, игра в альчики. То, что в эпосе запечатлены все виды национальных спортивных состязаний, указывает на их значимость в жизни народа, в воспитании подрастающего поколения.
«Джангар» и сегодня присутствует в быту каждой калмыцкой семьи, родители часто обращаются к образам народных героев (своим детям дают имена богатырей: Хонгор, Джангар, Савр, Санал). Имя Джангара носят улицы, кинотеатры.
Педагогами республики широко используется в повседневной работе воспитательный потенциал эпоса. В 1996 году был принят Указ Главы Республики Калмыкия «О государственной поддержке изучения и освоения калмыцкого народного эпоса «Джангар» и утверждена республиканская целевая программа по его пропаганде. Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия во исполнение этих документов ведется целенаправленная работа.
Ежегодно во всех учреждениях образования республики в рамках Международного дня родного языка, неделей, месячников и декад калмыцкого языка проводятся циклы мероприятий, посвященные эпосу «Джангар». Проводятся уроки знаний, встречи с учеными, конференции, тематические классные часы и круглые столы, устные журналы и беседы. Во многих учреждениях республики созданы и успешно функционируют этнографические уголки и музеи, в которых размещены материалы по мотивам героического эпоса калмыцкого народа.
В целях стимулирования интереса к научно-исследовательской работе по изучению истории создания героического эпоса, ознакомления школьников с научными исследованиями в области изучения эпоса, воспитания подрастающего поколения на примерах богатырей Джангара, проводятся республиканские массовые мероприятия.
Так, например, среди старшеклассников ОУ РК проводится республиканская ученическая научно-практическая конференция по предметам региональной компетенции, одна из шести секций которой посвящена «Джангару». В данной секции принимают участие учащиеся 8-11-х классов инновационных и общеобразовательных ОУ. Победители и призеры награждаются дипломами и денежными призами. Участники секции готовят научно-исследовательские проекты и представляют их к публичной защите, используя при этом компьютерные технологии.
Одними из лучших знатоков «Джанга-ра» являются учащиеся Малодербетовской гимназии Малодербетовского района, Калмыцкой национальной гимназии, Чилгир-ской СШ Яшкульского района, Оргакин-ской СШ Ики-Бурульского района и др.
Для повышения интереса учащихся школ республики к изучению жемчужины калмыцкого устного народного творчества
— эпоса «Джангар», привлечения творческой, научной, преподавательской и родительской общественности к пропаганде эпоса среди молодежи, выявления уровня знаний учащимися эпоса как сокровищницы народной мудрости, отражающей лучшие качества национального характера, многовековой опыт калмыцкого народа, традиционным стало проведение республиканского фольклорно-этнографического фестиваля «Джангрин ачнр» среди учащихся школ республики. Следует заметить, что количество участников фестиваля ежегодно возрастает.
Фестиваль проводится по следующим секциям и направлениям: «Эрудит» (знание содержания эпоса «Джангар»), «Юные исследователи «Джангара», «Юные джан-гарчи» (исполнительское мастерство), театрализованное представление по мотивам эпоса «Джангар» (актерское мастерство).
В рамках фестиваля проводятся конкурс «Путешествие в страну Бумба», викторина (джангарчи, исследователи, скульптурные памятники). Участники пишут эссе на темы «Мой «Джангар», «Мой любимый образ в песнях «Джангра», представляют к защите научно-исследовательские работы по содержанию эпоса на калмыцком языке, а юные джангарчи состязаются в мастерстве исполнения отрывков героического эпоса в музыкальном сопровождении (с использованием калмыцких народных инструментов).
Театрализованное представление проходит по следующим примерным темам: «Героический эпос «Джангар» и страницы истории калмыцкого народа», «Встреча былинных героев и богатырей эпоса «Джан-гар», «Путешествие во времени. Наш современник в стране Бумба», «Эпосы мира в гостях у «Джангара».
Вопросы эффективности и качества преподавания эпоса «Джангар», проблем и перспектив его изучения обсуждаются на республиканских и районных (городских) семинарах, заседаниях методобъединений. Педагогами национальной системы образования накоплен положительный опыт по преподаванию эпоса «Джангар»: разработаны и систематизированы дидактические и раздаточные материалы, циклы уроков и внеклассных мероприятий.
В каких же именно направлениях необходимо вести работу так, чтобы максимально эффективно использовать многоаспектный потенциал фольклора? Прежде всего на уроках, факультативных занятиях и классных часах; в кружковой работе, фольклорных группах и экскурсиях в музеи, выставки; при организации работы по детскому самоуправлению; в научно-исследовательской деятельности учащихся; на внеклассных мероприятиях (спортивных состязаниях по национальным видам спорта, народных играх), в походах по историческим местам; в работе с родительской общественностью; в налаживании культурных и экономических связей с представителями национальной диаспоры и с соседними регионами; при проведении школьных научно-практических конференций.
Таким образом, принцип построения учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования Калмыкии отражает диалектическое единство трех компонентов
— этнического, межнационального и общемирового, что позволяет ребенку почувствовать свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.
Изучение фольклора в школе выдвигает ряд сложных задач, требующих интегрирования усилий целого ряда наук. Основной этап изучения фольклорного произведения в школе — работа над его текстом. Учащиеся должны ознакомиться с его содержанием, эмоционально прочувствовать, осмыслить его идейно-тематическое и ху-
дожественное своеобразие, выработать на основе анализа произведения собственное понимание поставленных проблем. Анализ фольклорного текста должен осуществляться не только на уровне языка, но и в контексте всей духовной культуры народа, с широким привлечением мифологии, истории и этнографии, поскольку «за текстом» стоит целый комплекс представлений, именуемый картиной мира в ее фольклорных версиях — эпической, сказочной и т. д. [Омакаева 1997].
Фольклор — такая же жизненная реальность, как и сама жизнь. Он оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая его действительность. Поэтому необходима открытость школьника разному опыту [Выготский 1967: 13].
В современных социокультурных условиях проблемы, затронутые в эпосе, могут явиться серьезным мотивом для размышлений старшеклассников над смыслом жизни вообще. Эпос двупланов: с одной стороны, это простой событийный план, а с другой
— сложная «внутренняя» тема, раскрывающая последовательно развивающийся процесс духовного развития героя. В процессе чтения, знакомства и анализа произведения школьники глубже постигают словесное искусство, открывают новые для себя знания, находят ключ к решению собственных мировоззренческих вопросов, психологических проблем и т. д.
Литература
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. М., 1967. 93 с.
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1986. 211 с.
Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюркомонгольском эпосе. М.: Наука, 1984. 264 с.
Липкин С. Патриотические эпопеи / Джангариа-да. Элиста,1940. С. 42-45.
Оконов Б. Б. Фольклор в общей системе литературного образования в калмыцкой национальной школе. Элиста: АПП «Джангар», 2001. 319 с.
Омакаева Э. У. Текст как отражение картины мира: лингвокультурологические аспекты описания эпоса «Джангар» // Проблемы современного джангароведения: мат-лы респ. конф., посв. 75-летию А. Ш. Кичикова. Элиста, 1997. С. 26-31.
Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура; 1п шешопаш. СПб., 2003. 464 с.
Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар»: проблема сохранения региональных традиций в современных условиях // Материалы Международной научной конференции «„Джангар“ и эпические традиции народов Евразии: проблемы исследования и сохранения», посвященной 70-летию Учреждения Российской академии наук Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН. Элиста: КИГИ РАН, 2011. С. 143-145.