Научная статья на тему 'У. Калмыцкий фольклор и эпос «Джангар» в системе регионального образования Калмыкии'

У. Калмыцкий фольклор и эпос «Джангар» в системе регионального образования Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЛМЫЦКИЙ ФОЛЬКЛОР / ЭПОС «ДЖАНГАР» / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ПОТЕНЦИАЛ / КОММУНИКАЦИЯ / КОГНИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / EPIC "JANGAR" / СOMMUNIСATION / KALMYK FOLKLORE / REGIONAL EDUCATION / TEACHER / POTENTIAL / COGNITION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дякиева Бальджя Батнасуновна, Омакаева Эллара Уляевна

В статье представлен анализ коммуникативного, когнитивного, миромоделирующего и педагогического потенциала калмыцкого фольклора в целом и эпоса «Джангар» в частности применительно к современному школьному и дошкольному образованию в его региональном аспекте, что позволит более рельефно представить специфику фольклорной коммуникации, поможет учителю найти наиболее адекватные методы и способы организации изучения фольклора в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kalmyk Folklore and Epos Janggar in System of Regional Education in Kalmykia

The paper presents an analysis of communicative, cognitive, and educational potential Kalmyk folklore in general, and the epic «Djangar» particularly in relation to the modern school and preschool education in its regional dimension, which will more clearly present the specifi cs of folk communication, will help the teacher to fi nd the most appropriate and adequate methods and ways for organizing the study of folklore in the school.

Текст научной работы на тему «У. Калмыцкий фольклор и эпос «Джангар» в системе регионального образования Калмыкии»

ФОЛЬКЛОРИСТИКА

УДК 392.91

ББК 63.5 (2Рос=Калм)

КАЛМЫЦКИЙ ФОЛЬКЛОР И ЭПОС «ДЖАНГАР» В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ

Б. Б. Дякиева, Э. У. Омакаева

Преобразования, происходящие в современном российском обществе, затронули сферу культуры и образования, обнажив проблемы воспитания. Изменившиеся социально-экономические условия в нашей стране выдвинули новые требования к системе образования. В современной отечественной и зарубежной педагогической науке и практике происходит переосмысление концептуальных подходов к обучению и воспитанию дошкольников и младших школьников, роли различных предметов в их социальной адаптации.

Одним из важнейших принципов развития современного образования является регионализация, которая в соответствии с этнопсихологическими особенностями и этнообразовательными запросами обеспечивает полноту и непрерывность образования детей.

В этой связи в учебно-воспитательный процесс учебных заведений Калмыкии введены факультативно учебные предметы: «Фольклор», «Национально-прикладное искусство», «Тодо бичг», «Основы буддизма», «Традиционное воспитание калмыков», «История и культура родного края» и в том числе спецкурс «Джангар».

Данные предметы способствуют формированию национального самосознания, познанию собственной истории, самобытной культуры, системы духовных ценностей этноса в контексте современности.

Одним из основных школьных предметов, реализующих главную цель обучения и воспитания — формирование личности во всем ее многообразии (интеллектуальное и эмоциональное развитие, становление мировоззрения, нравственных и этических норм, освоение речевой культуры), была и остается литература. Отраженный в литературе богатый опыт человечества может

стать для учащегося лично значимым. В решении этой задачи большая роль определена и фольклору как самому естественному и органичному средству воспитания, важному фактору социализации ребенка.

Как и любой этнос, калмыки обладают своим корпусом фольклорных текстов. В горе и в радости обращались они к фольклору за утешением и вдохновением. Мироощущение калмыка, его симпатии, мечты

о счастье и добре ярко проявились во всех жанрах устного народного творчества: в песнях и легендах, эпосе и сказках, пословицах и загадках, благопожеланиях-йорялах и т. д.

Богат и разнообразен калмыцкий фольклор, но особое место в нем занимает героический эпос «Джангар», являющийся базовым фольклорным текстом калмыков, символом культуры этноса, этносимволом, хранящим в закодированной форме информацию, знания и представления народа о мире. Фольклор, как известно, существует в своих региональных и локальных традициях: «фольклорная традиционная культура в своем конкретном наполнении всегда региональна и локальна» [Путилов 2003]. В условиях глобализации важно суметь сохранить фольклорные региональные традиции [Оконов 2001; Хабунова 2011].

Рассмотрим особенности использования коммуникативного, когнитивного и педагогического потенциала калмыцкого фольклора дошкольной и школьной образовательной практикой в Калмыкии.

Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует более мягкому, гармоничному вхождению в последующий возрастной этап, так как он сообразен самой природе образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня становится все более очевидным, что первичным является когнитивное развитие, а социальная функция проявляется ближе к концу старшего дошкольного возраста.

Исключительно важное значение в становлении личности имеет дошкольное образование. Устойчивая связь когнитивных структур с личностными параметрами является основным показателем социальной зрелости ребенка.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту системообразующим свойством является мотивация, связанная с интеллектом [Вилюнас 1986]. Ребенок постепенно «окунается» в учебную деятельность, и мотивы учебного характера начинают доминировать над игровыми.

С эпосом «Джангар» учащиеся национального класса начинают знакомиться с

1 класса, где в доступной форме, с применением наглядных средств обучения, проводятся занятия-беседы «Страна-Бумба», «Богатыри Джангара», «Известные джан-гарчи», «Аранзал-конь Джангара» и др.

Какие идеи, заложенные в эпосе «Джан-гар», могут быть использованы современными педагогами в качестве национальнорегионального компонента? Конечно же, в первую очередь патриотизм богатырей страны Бумба [Липкин 1940].

Идея беззаветного служения Отечеству, идея мужской чести, дружбы, верности и единства прекрасно выражена в строках, известных каждому калмыку:

«Жизни свои острию копья предадим, Страсти свои державе родной посвятим, Груди свои обнажим и вынем сердца,

И за народ отдадим свою кровь

до конца».

Идею общенародной консолидации можно считать главной идеей эпоса. Наверное, поэтому «Джангар» был опорой и нравственным ориентиром для многих поколений народа. С клятвой богатырей шли в бой солдаты-калмыки в годы Великой Отечественной войны.

Идея совершенного человека.

По страницам эпоса можно проследить представление предков калмыков об идеальном образе мужчин и женщин. Сюжеты эпических песен построены таким образом, чтобы они могли максимально четко воспеть эпический кодекс чести.

В центре всех событий в эпосе — герой Джангар. Он — идеал храброго, мужествен-

ного, благородного, справедливого и непобедимого воина-освободителя. Под стать ему богатыри и сыновья, которые занимают место в одном ряду с отцами.

Какими чертами характера наделил своих героев народ? Хонгор — самый смелый, Алтан Чэджи — самый мудрый, Ке-Джилган

— красноречивый, Мингиян — самый красивый.

Смуглолицый Строгий Санал в эпосе «Джангар» изображен как идеальный воин. Устами ясновидца Алтана Чэджи ему дана такая характеристика:

С трудной задачей справится он,

В стане чужом прославится он, Победителем явится он!

Мне — мудрейшему, равен умом,

Савру подобно владеет мечом.

Он обращеньем с Мингияном сравним, Храбростью — с Хонгором

Багряным одним, Прочих достоинств — не сосчитал:

Все девяносто девять он Доблестей ратных в себе сочетал. Настоящий мужчина должен быть мужественным, иметь силу воли, презрение к смерти, воинскую доблесть, непримиримость к врагу, почитать заветы дружбы, обладать чувством достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять оскорблять честь рода и племени.

Высокая нравственность героев эпоса включает в себя благородство. Победители спрашивают у побежденного три его желания и даруют жизнь для претворения этих желаний. Именно такое благородство позволило остаться в живых Джангару, собрать соратников, создать государство — страну Бумбу.

Значительное место в эпосе уделено образам матери, верной жены, невесты, любимой героя. В этих образах отражены идеалы этических и эстетических представлений народа. Побуждение сына-героя к совершению подвига — главная функция матери. Здесь невозможно найти ни одного примера неуважительного отношения к матери.

Женщина должна быть высоконравственной, мудрой и скромной, терпеливой, преданной, чувствительной, мастерицей, должна уметь играть на музыкальных инструментах, быть хранительницей очага.

Героини эпоса исцеляют богатырей. Попавший в беду, получивший ранение сын обращается за помощью в первую оче-

редь к матери. Прикосновение рук матери к ранам сына оказывается чудодейственным. Таковы Зандан-Герел — мать богатыря Хонгора и супруга богатыря Савра Тяжелорукого. Как самые целомудренные женщины, они согласно древнему обряду, совершают ритуальные действия — помолившись, перешагивают через раненого богатыря, вынимают стрелу и этим спасают умирающего.

В женских образах воплощен идеал высокой нравственности.

Эпос «Джангар» — пример справедливого, достойного, уважительного отношения к врагам, и, наоборот, уважения врагами богатырей Джангара. Зарин-Зан-тайджи успокаивает своего силача: «Он (пленен-

ный) — державного мужа посол...».

В «Джангаре» воспевается труд. Воздается хвала кудесникам — мастерицам и умельцам. Например:

Шесть тысяч двенадцать мастеров, Возделыватели чудес,

В искусстве соревнуясь своем, Выбиваясь из сил, наконец,

Выстроили Джангару дворец.

Герои эпоса совершают подвиги с трехлетнего возраста. Дети должны превзойти своих родителей. Раннее взросление, приобщение к делам взрослых протекает в естественных условиях, в гармонии природы и труда, традиции и примеров. Это поучительно для нашей молодежи.

По страницам эпоса можно проследить ярко выраженное экологическое сознание народа, что человек — часть природы. «Джангар» учит понимать красоту природы через описание природы, ландшафтов. Учащиеся узнают о местах проживания наших предков, особенностях хозяйственного уклада древних скотоводов.

Калмыка нельзя представить без коня. В «Джангаре» подвиги богатырей всегда связаны с их боевыми спутниками [Липец 1984]. Кони знаменитых богатырей имеют клички, которые обычно указывают на его масть или же подчеркивают какие-либо боевые качества: конь Джангара зовется Аранзалом, кличка коня Санала — Чалый, Мингияна — Соловый, Савра — Лыско.

Описание седлания коня — излюбленное место сказителей. У кочевых народов было принято обучать мальчиков верховой езде с малолетнего возраста. Считалось, что мужчина-воин, прежде всего, должен быть

хорошим наездником. Седло, сползшее со спины на живот, — знак поражения седока.

В «Джангаре» имеется эпизод, изображающий ситуацию, когда богатыри, одержав победу над врагами, сбивают со спин их коней седла под живот и прогоняют врагов. Хорошо показано в эпосе заботливое отношение богатыря к своему коню. Нет ни одного случая, чтобы он истязал его за непослушание.

Также в эпосе описываются национальные игры: борьба, игра в альчики. То, что в эпосе запечатлены все виды национальных спортивных состязаний, указывает на их значимость в жизни народа, в воспитании подрастающего поколения.

«Джангар» и сегодня присутствует в быту каждой калмыцкой семьи, родители часто обращаются к образам народных героев (своим детям дают имена богатырей: Хонгор, Джангар, Савр, Санал). Имя Джангара носят улицы, кинотеатры.

Педагогами республики широко используется в повседневной работе воспитательный потенциал эпоса. В 1996 году был принят Указ Главы Республики Калмыкия «О государственной поддержке изучения и освоения калмыцкого народного эпоса «Джангар» и утверждена республиканская целевая программа по его пропаганде. Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия во исполнение этих документов ведется целенаправленная работа.

Ежегодно во всех учреждениях образования республики в рамках Международного дня родного языка, неделей, месячников и декад калмыцкого языка проводятся циклы мероприятий, посвященные эпосу «Джангар». Проводятся уроки знаний, встречи с учеными, конференции, тематические классные часы и круглые столы, устные журналы и беседы. Во многих учреждениях республики созданы и успешно функционируют этнографические уголки и музеи, в которых размещены материалы по мотивам героического эпоса калмыцкого народа.

В целях стимулирования интереса к научно-исследовательской работе по изучению истории создания героического эпоса, ознакомления школьников с научными исследованиями в области изучения эпоса, воспитания подрастающего поколения на примерах богатырей Джангара, проводятся республиканские массовые мероприятия.

Так, например, среди старшеклассников ОУ РК проводится республиканская ученическая научно-практическая конференция по предметам региональной компетенции, одна из шести секций которой посвящена «Джангару». В данной секции принимают участие учащиеся 8-11-х классов инновационных и общеобразовательных ОУ. Победители и призеры награждаются дипломами и денежными призами. Участники секции готовят научно-исследовательские проекты и представляют их к публичной защите, используя при этом компьютерные технологии.

Одними из лучших знатоков «Джанга-ра» являются учащиеся Малодербетовской гимназии Малодербетовского района, Калмыцкой национальной гимназии, Чилгир-ской СШ Яшкульского района, Оргакин-ской СШ Ики-Бурульского района и др.

Для повышения интереса учащихся школ республики к изучению жемчужины калмыцкого устного народного творчества

— эпоса «Джангар», привлечения творческой, научной, преподавательской и родительской общественности к пропаганде эпоса среди молодежи, выявления уровня знаний учащимися эпоса как сокровищницы народной мудрости, отражающей лучшие качества национального характера, многовековой опыт калмыцкого народа, традиционным стало проведение республиканского фольклорно-этнографического фестиваля «Джангрин ачнр» среди учащихся школ республики. Следует заметить, что количество участников фестиваля ежегодно возрастает.

Фестиваль проводится по следующим секциям и направлениям: «Эрудит» (знание содержания эпоса «Джангар»), «Юные исследователи «Джангара», «Юные джан-гарчи» (исполнительское мастерство), театрализованное представление по мотивам эпоса «Джангар» (актерское мастерство).

В рамках фестиваля проводятся конкурс «Путешествие в страну Бумба», викторина (джангарчи, исследователи, скульптурные памятники). Участники пишут эссе на темы «Мой «Джангар», «Мой любимый образ в песнях «Джангра», представляют к защите научно-исследовательские работы по содержанию эпоса на калмыцком языке, а юные джангарчи состязаются в мастерстве исполнения отрывков героического эпоса в музыкальном сопровождении (с использованием калмыцких народных инструментов).

Театрализованное представление проходит по следующим примерным темам: «Героический эпос «Джангар» и страницы истории калмыцкого народа», «Встреча былинных героев и богатырей эпоса «Джан-гар», «Путешествие во времени. Наш современник в стране Бумба», «Эпосы мира в гостях у «Джангара».

Вопросы эффективности и качества преподавания эпоса «Джангар», проблем и перспектив его изучения обсуждаются на республиканских и районных (городских) семинарах, заседаниях методобъединений. Педагогами национальной системы образования накоплен положительный опыт по преподаванию эпоса «Джангар»: разработаны и систематизированы дидактические и раздаточные материалы, циклы уроков и внеклассных мероприятий.

В каких же именно направлениях необходимо вести работу так, чтобы максимально эффективно использовать многоаспектный потенциал фольклора? Прежде всего на уроках, факультативных занятиях и классных часах; в кружковой работе, фольклорных группах и экскурсиях в музеи, выставки; при организации работы по детскому самоуправлению; в научно-исследовательской деятельности учащихся; на внеклассных мероприятиях (спортивных состязаниях по национальным видам спорта, народных играх), в походах по историческим местам; в работе с родительской общественностью; в налаживании культурных и экономических связей с представителями национальной диаспоры и с соседними регионами; при проведении школьных научно-практических конференций.

Таким образом, принцип построения учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования Калмыкии отражает диалектическое единство трех компонентов

— этнического, межнационального и общемирового, что позволяет ребенку почувствовать свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.

Изучение фольклора в школе выдвигает ряд сложных задач, требующих интегрирования усилий целого ряда наук. Основной этап изучения фольклорного произведения в школе — работа над его текстом. Учащиеся должны ознакомиться с его содержанием, эмоционально прочувствовать, осмыслить его идейно-тематическое и ху-

дожественное своеобразие, выработать на основе анализа произведения собственное понимание поставленных проблем. Анализ фольклорного текста должен осуществляться не только на уровне языка, но и в контексте всей духовной культуры народа, с широким привлечением мифологии, истории и этнографии, поскольку «за текстом» стоит целый комплекс представлений, именуемый картиной мира в ее фольклорных версиях — эпической, сказочной и т. д. [Омакаева 1997].

Фольклор — такая же жизненная реальность, как и сама жизнь. Он оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая его действительность. Поэтому необходима открытость школьника разному опыту [Выготский 1967: 13].

В современных социокультурных условиях проблемы, затронутые в эпосе, могут явиться серьезным мотивом для размышлений старшеклассников над смыслом жизни вообще. Эпос двупланов: с одной стороны, это простой событийный план, а с другой

— сложная «внутренняя» тема, раскрывающая последовательно развивающийся процесс духовного развития героя. В процессе чтения, знакомства и анализа произведения школьники глубже постигают словесное искусство, открывают новые для себя знания, находят ключ к решению собственных мировоззренческих вопросов, психологических проблем и т. д.

Литература

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. М., 1967. 93 с.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1986. 211 с.

Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюркомонгольском эпосе. М.: Наука, 1984. 264 с.

Липкин С. Патриотические эпопеи / Джангариа-да. Элиста,1940. С. 42-45.

Оконов Б. Б. Фольклор в общей системе литературного образования в калмыцкой национальной школе. Элиста: АПП «Джангар», 2001. 319 с.

Омакаева Э. У. Текст как отражение картины мира: лингвокультурологические аспекты описания эпоса «Джангар» // Проблемы современного джангароведения: мат-лы респ. конф., посв. 75-летию А. Ш. Кичикова. Элиста, 1997. С. 26-31.

Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура; 1п шешопаш. СПб., 2003. 464 с.

Хабунова Е. Э. Героический эпос «Джангар»: проблема сохранения региональных традиций в современных условиях // Материалы Международной научной конференции «„Джангар“ и эпические традиции народов Евразии: проблемы исследования и сохранения», посвященной 70-летию Учреждения Российской академии наук Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН. Элиста: КИГИ РАН, 2011. С. 143-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.