Научная статья на тему 'У истоков формирования драматургического таланта Ф. М. Достоевского и А. Н. Островского'

У истоков формирования драматургического таланта Ф. М. Достоевского и А. Н. Островского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
697
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК / ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК / ТЕАТРАЛЬНОСТЬ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / ПУШКИНСКАЯ ТРАДИЦИЯ / PUSHKIN'S TRADITION / NATURAL SCHOOL / PHYSIOLOGICAL ESSAY / SPIRITUAL ORIGIN / ORDINARY MAN / DRAMA / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тезина Виктория Александровна

В статье выявляются генетические и типологические контакты А.Н. Островского с Ф.М. Достоевским в момент формирования их драматургического таланта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At F.M. Dostoyevsky''s and A.N. Ostrovsky’s dramaturgical talent formation background

Genetic and typical relations of Fyodor Dostoyevsky and Alexander Ostrovsky are shown up in the moment their dramaturgical talent’s forming.

Текст научной работы на тему «У истоков формирования драматургического таланта Ф. М. Достоевского и А. Н. Островского»

УДК 82.161.1.09"18"

Тезина Виктория Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

У ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТАЛАНТА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И А.Н. ОСТРОВСКОГО

В статье выявляются генетические и типологические контакты А.Н. Островского с Ф.М. Достоевским в момент формирования их драматургического таланта.

Ключевые слова: натуральная школа, физиологический очерк, духовное становление, маленький человек, театральность, диалогичность, пушкинская традиция.

Незадолго до кончины, в декабре 1880 года, Ф.М. Достоевский в письме к неустановленному лицу (некому Николаю Александровичу) рекомендует необходимый список книг для библиотеки подростка: «Скажу лишь вообще: берите и давайте лишь то, что производит прекрасные впечатления и родит высокие мысли. Если ему минуло шестнадцать лет, то пусть прочтет Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Если он любит поэзию - пусть читает Шиллера, Гете, Шекспира в переводах и изданиях Гербеля. Тургенева, Островского, Льва Толстого пусть читает непременно, особенно Льва Толстого. (Гоголя, без сомнения, надо дать всего.) Одним словом - всё русское классическое» [6, с. 237].

Воспитание юной души Достоевский доверяет художественному слову великих предшественников и своих современников, среди которых он указывает имя А.Н. Островского. Заметим, что в библиотеке Достоевского (аннотированный каталог библиотеки Достоевского научно реконструирован в 2005 году сотрудниками Пушкинского Дома) среди собраний сочинений современников: Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева - также имелось 8 из 10 томов собрания сочинений Островского, выпущенных типографией А.А. Краевского в 1874 году.

Несмотря на противоречивые оценки Федором Михайловичем творчества драматурга, в сознании романиста имя Островского не раз оказывалось в одном ряду с Пушкиным и Гоголем. Так, в статье «"Свисток" и "Русский вестник"» в 3 выпуске журнала «Время» за 1861 год он пишет: «Мне кажется тоже, что литература наша, хоть и новая, хоть и недавняя, но вовсе уж не такая мизерная. Она совсем не скудная: у нас Пушкин, у нас Гоголь, у нас Островский, и это уже литература. Преемственность мысли видна уже в этих писателях, а мысль эта сильная, всенародная» [4, с. 112]. В этот ряд можно смело включить и имя самого Достоевского.

Генетически восприняв талант и наследие великих предшественников - Пушкина и Гоголя, Островский и Достоевский почти ровесниками пришли в русскую литературу. Их духовное становление пришлось на 1830-е - 1840-е годы, источник наблюдений писателей был один, и цель творческого

пути была общая - правдивое изображение жизни.

Им обоим многое пришлось претерпеть: Достоевский прошел испытание ссылкой и каторгой, Островский всю жизнь был связан каторгой цензурной. Оба знали, что такое нужда и страдание. Их связывали общие знакомые-литераторы, но развернутого межличностного творческого диалога, отраженного в письмах, дневниках, между Островским и Достоевским не было. Известны лишь пять писем Достоевского к Островскому и два письма Островского к Достоевскому. Переписка связана с двумя пьесами драматурга, напечатанными в журнале братьев Достоевских «Время», - «За чем пойдёшь, то и найдёшь» (1861) и «Грех да беда на кого не живет» (1862).

Нельзя не сказать о том, что писателей сближает разработка персонажей одного и того же типа: мечтателей, самодуров, людей «горячего сердца», праведников; рассмотрение сопряжённых тем и мотивов: тема «маленького человека», мотив трагической женской судьбы, мотив двойничества и т.д. Через проницательную наблюдательность Островского и Достоевского проходили истории их героев, «случайных семейств», истории целых городов - Скотопригоньевска, Петербурга, Бряхимова, Калинова. За злобой текущего дня сюжеты их произведений открывают нечто долговечное и типичное. При этом сопоставительный анализ творчества писателей не исчерпывается выявлением схожих особенностей на идейно-тематическом уровне.

В высказываниях Достоевского о русской литературе на страницах «Дневника писателя» исследователи не раз замечали обращение писателя к творчеству Островского, отмечая внутреннее тяготение Достоевского к драматургии, обращая внимание на нарастающий драматизм сюжетных событий, построение сюжетного действия как лавины событий. Это объясняется тем, что Федор Михайлович - писатель, наделённый ярким театральным сознанием, его персонажи не столько впечатляют нас как личности, сколько кажутся актёрами, играющими доверенную им роль. Высказывания о драматургической структуре произведений Достоевского, о расширении жанра романа за счет усвоения элементов драматического произведения мы встречаем, например, в работах В.Я. Кирпотина,

146

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

© Тезина В.А., 2014

У истоков формирования драматургического таланта Ф.М. Достоевского и А.Н. Островского

М.М. Бахтина, Вяч. Иванова. Наконец, известно, что первые литературные опыты Достоевского предпринимались в драматическом роде, и среди них была незавершённая пьеса «Борис Годунов». И. Зохраб отмечает, что романы Достоевского накапливают в себе элементы драматического произведения благодаря широкому использованию в них приёмов, связанных с драматическим жанром: «К таким элементам, как "приём масок", "механизированный приём", можно добавить в равной степени театральные элементы, которые имеются в большинстве произведений Достоевского: кульминационные сцены скандала в присутствии всех действующих лиц, деление героев на пары, индивидуализация их речи, самовыражение через речь, драматургическая манера построения произведения и т. п.» [7, с. 107].

Не стоит забывать, что исток таланта драматурга Островского - это художественная проза. Свой творческий путь драматург начинает с очерков «Записки замоскворецкого жителя». Как замечает Ю.В. Лебедев, «генетически раннюю драматургию Островского принято связывать с прозой "натуральной школы", с физиологическим очерком в период кризиса этого жанра. К концу 1840-х гг. рассказчик в очерках и повестях "натуральной школы" решительно изменяется. Он не спешит высказать свою точку зрения на происходящие события, не вмешивается в живой поток жизни. Напротив, он предпочитает "стушеваться", превратиться в хроникёра, объективно и беспристрастно воссоздающего факты. Художественный мир реалистической прозы становится всё более и более драматизированным, изменяется соотношение между описанием и сценкой. "Сценки" входили и в традиционные физиологии, но там они играли подчинённую роль. Очеркист-физиолог иллюстрировал ими свои итоговые наблюдения над жизнью, свои типологические характеристики. К 1850-м годам ситуация изменяется. В повествовательных жанрах сокращается удельный вес эпизодов "от автора" и нарастает собственно художественный, изобразительный, сценический элемент» [8, с. 7].

Писательский талант Достоевского и Островского рождается в колыбели натуральной школы, «таившей в себе потенциальные драматические начала». Преемники традиций натуральной школы стремятся ухватить время, внести живую жизнь в рамки повествования, за счёт этого в художественных произведениях 1840-х - 1850-х годов усиливается драматический элемент. В.В. Виноградов замечал, что не только физиологический очерк, но и «вся новелла в 1840-е годы начинает, если можно так выразиться, драматизироваться. Она строилась как ряд драматических эпизодов, пёстрых диалогов между действующими лицами, с детальным воспроизведением (в форме ремарок) обстановки, поз, движений и портрета героев» [2, с. 316].

Проницательный взгляд на особый мир Замоскворечья - «Записки замоскворецкого жителя» (1847). Это первый шаг Островского на литературном пути. Когда-то он с упорством достиг истока Волги - небольшого ручейка, вытекавшего из-под упавшей берёзы. Так и в «Записках замоскворецкого жителя» - начало будущего драматургического таланта Островского. Как отмечает И.А. Овчи-нина, «уже в этих первых очерках видна природа дарования Островского: в самой действительности он видит элементы зрелищности, в людях - лицедеев, воспринимая жизнь театрально» [9, с. 170].

Достоевский годом ранее очерков Островского публикует роман «Бедные люди», принёсший ему шумный успех и получивший высокую оценку Белинского. В центре романа - образ «маленького человека» Макара Девушкина, говорящего от своего лица в письмах к Вареньке Добросёловой. Островский наверняка был знаком с этим романом, так как в первом из замоскворецких очерков - «Иван Ерофеич» - заметна сходная психологическая мотивировка в изображении подобного героя. Чуткое восприятие общественного состояния, ощущение духовного разлада в душах людей, стремление обнажить внутренний мир героя его же устами, достижение полного правдоподобия происходящих событий (так, автор-издатель в «Записках» замечает, что «это сущая правда») - общие черты ранней прозы Островского и Достоевского.

В голосе Ивана Ерофеича, который уничижительно заявляет о себе («человек-то я маленький, и ходу мне никакого нет»), мы узнаём Макара Де-вушкина - героя романа Достоевского. Житель Замоскворечья сам «просится в свет» и «неотступно молит» рассказать о нём читателям. А перед этим обитатель петербургского угла Макар Девушкин в письмах к Вареньке Добросёловой открывает свою живую, страдающую, но при этом не лишённую гордости душу («гордость унижения, гордость мученика», - как скажет автор-повествователь об Иване Ерофеиче в «Записках замоскворецкого жителя»).

Возникает также общая символичная деталь, связанная с литературной традицией XIX века, -«странная шинель», в которой ходит по Замоскворечью Иван Ерофеич. Макар Девушкин также не лишен этого атрибута: «Дождь был такой, слякоть такая была сегодня! Я, ясочка моя, в шинель-то закутался, иду-иду да всё думаю: "Господи! прости, дескать, мои согрешения и пошли исполнение желаний"» [3, с. 77].

В очерке об Иване Ерофеиче и в романе Достоевского нет подробного описания внешности героев. Автор-повествователь в «Записках» так заявляет, отказывая в описании «физиономии» героя: «Ах, Иван Ерофеич! Иван Ерофеич! Не хорошо, братец, так запускать себя! Хоть бы ты шинель-то переменил, а то ведь срам сказать, ходишь ты зиму и лето в своей допотопной шинели. Ну, погляди ты

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

147

на себя хорошенько: бархатный воротник у твоей шинели сложен совершенно как хомут, капюшон у тебя со складками и всегда как-то раздут, так что сверху он шире, чем внизу. А ещё как увидит тебя какой-нибудь юмористический писатель, да опишет тебя всего, и физиономию твою опишет, и вицмундир твой, и походку твою, и табакерку твою опишет, да ещё и нарисуют тебя в твоей шинели в разных положениях, тогда уж вовсе беда - засмеют тебя совсем. Уж я, право, не знаю, что мне с тобой делать. Нет, уж как ты ни проси, а я тебя не покажу. Мне на первых-то порах не хочется, чтоб меня обвинили в незнании приличий. А лучше я выпишу целиком из рукописи, что рассказывал о тебе сослуживец твой, Иван Яковлич, неизвестному автору "Записок о Замоскворечье". И тебе не обидно, и моё дело сторона» [10, с. 35]. В приведённой цитате присутствует отголосок романа Достоевского «Бедные люди»: «И они ходят, пасквилянты неприличные, да смотрят, что, дескать, всей ли ногой на камень ступаешь али носочком одним; что-де вот у такого-то чиновника, такого-то ведомства, титулярного советника, из сапога голые пальцы торчат, что вот у него локти продраны - и потом там себе это всё и описывают и дрянь такую печатают» [3, с. 69].

В Иване Ерофеиче, как и в Макаре Девушкине, на первый план вынесено конфликтное отношение героя к действительности. В отличие от гоголевского Башмачкина, в котором личность стёрта, «маленькие люди» ранних произведений писателей смело заявляют о себе. Тут обнаруживается традиция, восходящая к Пушкину, слышатся нотки трагические, развернувшиеся впоследствии в драмах Островского и романах Достоевского. Перенося в ткань повествования трагический конфликт, найденный ещё Пушкиным, Островский вслед за Достоевским отыскивает в герое униженную, но активную и деятельную, готовую к бунту душу.

Подобно героям Достоевского, голос Ивана Ерофеича прорывается у Островского длинным монологом в финале рассказа: «Я не крепостной какой-нибудь, кажется. <...> Я благородный человек!» [10, с. 41]. Эта исповедь напоминает рассказ о загубленной жизни отставного чиновника Мармела-дова, героя романа «Преступление и наказание»: «Для чего я не служу, милостивый государь, - подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, -для чего я не служу? А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?» [5, с. 14].

За внешней комичностью героев Достоевского и Островского скрывается глубокий внутренний драматизм, повреждённая гордыней душа «маленького человека», обреченного на одиночество из-за своей социальной придавленности и духовной «вялости».

Форма повествования Достоевского и Островского в этих ранних произведениях также заслу-

живает особого внимания. Роман «Бедные люди» представляет собой переписку двух лиц, где отсутствуют авторские наблюдения со стороны. Авторский голос в «Записках замоскворецкого жителя» тоже заретуширован и скрывается за повествованием издателя, а тот, в свою очередь, «передаёт» слово сослуживцу Ивана Ерофеича - Ивану Яковлевичу. Таким образом, возникает многоголосие, составляющее особенность жанровой структуры «Записок». На эту особенность ранней прозы Островского обращает внимание и А.В. Павлов: «В жанровом отношении многоголосие временами создает эффект сценичности, который особым образом организует текст, придаёт событиям динамику драматического действия. Это было характерной чертой прозы 40-х годов XIX века» [11, с. 47].

Разными путями Островский и Достоевский шли к единой художественной цели. Так, уже на раннем этапе творчества оба писателя стремятся объективно отразить реальность, обнажая душу героя - вместилище противоречий, где низкое сочетается с высоким, «святость» соседствует с «грехом». У Островского, как и у Достоевского, нет «однотонной человеческой значимости» [1, с. 201]. Это специфическое свойство их творческого метода особенно ярко обнаружится в поздних произведениях.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. писатель, 1963. - 362 с.

2. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976. - 512 с.

3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 1. - Л.: Наука, 1972. - 520 с.

4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 19. - Л.: Наука, 1979. - 355 с.

5. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 6. - Л.: Наука, 1973. - 421 с.

6. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 30, кн. 1. - Л.: Наука, 1988. - 456 с.

7. Зохраб И. Ф.М. Достоевский и А.Н. Островский (в свете редакторской деятельности Достоевского в «Гражданине»») // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 8. - Л.: Наука, 1988. -С. 107-125.

8. Лебедев Ю.В. А.Н. Островский и русская литература // Литература в школе. - 2013. - № 4. - С. 7-11.

9. Овчинина И.А. «Записки замоскворецкого жителя» // А.Н. Островский. Энциклопедия. - Кострома; Шуя, 2012. - С. 170.

10. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1973. - 476 с.

11. ПавловА.В. О жанровых особенностях «Записок замоскворецкого жителя» А.Н. Островского // А.Н. Островский в новом тысячелетии. - Кострома, 2003. - С. 44-48.

148

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.