Научная статья на тему '«Очерки Замоскворечья» А. Н. Островского: формирование замысла (статья первая)'

«Очерки Замоскворечья» А. Н. Островского: формирование замысла (статья первая) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2001
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Н. ОСТРОВСКИЙ / АВТОР / РАССКАЗЧИК / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / СТИЛЬ / ЖАНР / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ / ОЧЕРК / AUTHOR / NARRATOR / POINT OF VIEW / STYLE / GENRE / TYPOLOGICAL PARALLELS / STUDIES / ALEXANDER OSTROVSKY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виноградов Андрей Александрович

Как известно, А.Н. Островский начал свою творческую деятельность в 1843 году. Первый рассказ был посвящён обычным жителям Замоскворечья. В период с 1843 по 1847 годы писатель создаёт несколько произведений на ту же тему. Существует профессиональное мнение, что всё это время автор работал над очерком «Записки замоскворецкого жителя» (1847). Однако детальный анализ ранних произведений позволяет предположить, что до «Записок…» существовало несколько рассказов под общим названием: «Очерки Замоскворечья». Судя по первым записям, Островский хотел написать большое произведение, выходящее за рамки рассказа. Не случайно отличительной чертой этого цикла является эпическое изображение событий: «Две биографии», «Замоскворечье в праздник». Однако ни одно из этих произведений не было завершено. Стиль Островского только формируется: писатель экспериментирует с формой и содержанием, пробует свои силы в копировании литературной манеры разных известных писателей. В результате творческого поиска автор постепенно отходит от прозаического описания в сторону драматического действия. Всё написанное прежде трансформируется частью в небольшой очерк «Записки замоскворецкого жителя», а частью в черновики для будущих пьес. В статье используются архивные материалы, многие из которых до сих пор неизвестны широкому кругу читателей. Это первая часть статьи о цикле рассказов Островского под названием «Очерки Замоскворечья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Sketches and scenes from the Zamoskvorechye merchants community’s life” by Alexander Ostrovsky: plot formation

As is well known, Alexander Ostrovsky began his artistic career in 1843. The first story was devoted to the usual residents of the Zamoskvorechye district of Moscow city. The writer creates several works on the same theme in the period from 1843 to 1847. There is a professional opinion, that all this time, the author was working on the essay “Sketches of the Zamoskvorechye local” (1847). However, a detailed analysis of the early works suggest that prior to “Sketches...”, there were several short stories under the title: “Sketches and scenes from the Zamoskvorechye merchants community’s life”. Judging from the first record, Alexander Ostrovsky wanted to write a great work which would go beyond the story. It is no accident that epic portrayal of events “The two biographies”, “Zamoskvorechye on holiday” is the hallmark of this cycle. However, none of these products has been completed. Alexander Ostrovsky’s style is just being formed: the writer is experimenting with form and content, trying his hand at copying literary manner of different well-known authors. As a result of creative research, the writer is moving away from prose description to the side of the dramatic action. Everything written before is transformed into a small part of the essay “Sketches of the Zamoskvorechye local”, and partly into the drafts for future plays. Archival materials, many of which are still not known to a wide circle of readers, are used in the article. This is the first part of the article about the cycle of short stories by Alexander Ostrovsky entitled “Sketches and scenes from the Zamoskvorechye merchants community’s life”.

Текст научной работы на тему ««Очерки Замоскворечья» А. Н. Островского: формирование замысла (статья первая)»

8. Постное О.Г. Эстетика И.А. Гончарова. -Новосибирск: Наука. Сибирское издательско-по-лиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. - 240 с.

9. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») / Топоров В.Н. Петербургский текст. - М.: Наука, 2009. - 820 с.

10. Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Собр. соч.: в 12 т. - Т. 3. - М.: Гослитиздат, 1954. - 414 с.

11. Шевырев С.П. Заключительные выводы // Шевырев С.П. История поэзии: Древняя Индия, Израиль, Греция, Рим, Европа Нового времени. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 424 с.

12. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. -Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

УДК 821.161.1.09"19"

Виноградов Андрей Александрович

кандидат филологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

avinon@kmtn.ru

«ОЧЕРКИ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ» А.Н. ОСТРОВСКОГО: ФОРМИРОВАНИЕ ЗАМЫСЛА1

(Статья первая)

Как известно, А.Н. Островский начал свою творческую деятельность в 1843 году. Первый рассказ был посвящён обычным жителям Замоскворечья. В период с 1843 по 1847 годы писатель создаёт несколько произведений на ту же тему. Существует профессиональное мнение, что всё это время автор работал над очерком «Записки замоскворецкого жителя» (1847). Однако детальный анализ ранних произведений позволяет предположить, что до «Записок...» существовало несколько рассказов под общим названием: «Очерки Замоскворечья».

Судя по первым записям, Островский хотел написать большое произведение, выходящее за рамки рассказа. Не случайно отличительной чертой этого цикла является эпическое изображение событий: «Две биографии», «Замоскворечье в праздник». Однако ни одно из этих произведений не было завершено. Стиль Островского только формируется: писатель экспериментирует с формой и содержанием, пробует свои силы в копировании литературной манеры разных известных писателей. В результате творческого поиска автор постепенно отходит от прозаического описания в сторону драматического действия. Всё написанное прежде трансформируется частью в небольшой очерк «Записки замоскворецкого жителя», а частью в черновики для будущих пьес.

В статье используются архивные материалы, многие из которых до сих пор неизвестны широкому кругу читателей. Это первая часть статьи о цикле рассказов Островского под названием «Очерки Замоскворечья».

Ключевые слова: А.Н. Островский, автор, рассказчик, точка зрения, стиль, жанр, типологические параллели, очерк.

Очерк А.Н. Островского «Записки замоскворецкого жителя» (далее - «Записки...») впервые был опубликован в июне 1847 года в газете «Московский городской листок» без подписи автора. В состав «Записок.» входило два рассказа: «К читателям» и «Иван Ерофеич». При публикации в газете очерк был разделён на три условные части: 1) «К читателям» - до слов: «моё дело сторона» (3 июня); 2) «Рассказ Ивана Яковлевича» - до слов: «за младшего помощника столоначальника» (4 июня); 3) «Так вот-с...» - до фразы: «третья шинель у баса» (5 июня). При жизни драматурга «Записки.» не переиздавались.

В 1924 году М.Д. Беляев обнаружил новые материалы, связанные с этой публикацией: [Замоскворечье в праздник] (черновой набросок), [Введение] (черновой набросок), «К читателям» (черновой автограф), «Две биографии» (черновой автограф). В 1948 г. Л.М. Лотман опубликовала другую часть автографов на ту же тему: «Тетрадь 1-ая», [Предисловие] (черновой набросок), «Замоскворечье в праздник» (черновой автограф), «Кузьма Самсоныч» (черновой автограф). В отделе рукописей ИРЛИ замоскворецкие очерки оказались разведены по трём единицам хранения: №1, №2,

№5 (ИРЛИ. Ф. 218. Оп. 1). Автографы, входящие в папки №1 и №5 были обнаружены М.Д. Беляевым; рукописи, найденные Л.М. Лотман, составили папку №2. Пагинация черновых набросков не является авторской. Листы найденных рукописей нередко скомпонованы в случайном порядке и в таком виде пронумерованы. Например, беловой автограф очерка «Записки замоскворецкого жителя» написан на первых 15-ти листах рукописи, а ЧА «Кузьма Самсоныч» на листах № 22-40. Несмотря на то что авторы снабдили найденные сочинения Островского комментариями, до сих пор нет специального текстологического исследования на этот счёт, что вызывает определённые трудности при изучении первых произведений драматурга.

Впервые в собрании сочинений А.Н. Островского очерки были представлены в 16-томном издании под редакцией А.В. Ревякина (1949-1952) под рубрикой «Художественные произведения»: «Записки замоскворецкого жителя» (в составе: «К читателям», «Иван Ерофеич»), <Биография Яши>, «Замоскворечье в праздник», «Кузьма Самсоныч» (Т. XIII). Редакция значительно сократила очерк «Две биографии» и присвоила полученному отрывку собственное название: <Биография Яши>.

76

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2015

© Виноградов А.А., 2015

По поводу остальных рассказов в комментарии имеется оговорка: «В печати не последовало продолжения "Записок замоскворецкого жителя", однако Островский не ограничился написанием одного этого очерка. В рукописном наследстве сохранились очерки "Замоскворечье в праздник" и "Кузьма Самсоныч", которые являются продолжением "Записок замоскворецкого жителя"» [7, с. 127].

В 12-томном собрании сочинений А.Н. Островского под редакцией Г.И. Владыкина (1973-1980) «Записки...» опубликованы в основной части первого тома. Основываясь, вероятно, на приведённой выше цитате А.В. Ревякина, новая редакция решила изменить состав «Записок.», включив в него незаконченные произведения: «К читателям», «Иван Ерофеич» <1>, «Кузьма Самсоныч»<2>, «Замоскворечье в праздник»<3> (Т. I), «Две биографии» (Т. 1.Приложения, варианты). В комментарии Е.И. Прохоров даёт объяснение: «Естественным продолжением напечатанных в "Московском городском листке" обращения "К читателям" и очерка "Иван Ерофеич" является оставшийся в рукописи очерк "Кузьма Самсоныч". Поэтому мы и публикуем его вслед за первым очерком. Автор не указал места в этом цикле для очерка "Замоскворечье в праздник", но, судя по тому, что в одном из первоначальных вариантов замысла он должен был идти непосредственно вслед за обращением "К читателям", очерк этот относится именно к этому циклу, а не представляет собой самостоятельного произведения; вследствие этого мы печатаем его также в составе цикла "Записки замоскворецкого жителя"» [6, с. 496]. Редакция вернула очерку <Биография Яши> авторское название, однако не изменила его содержание: вновь приводится первая часть рассказа.

Таким образом, в состав Полного собрания сочинений А.Н. Островского до сих пор не включены черновые наброски «Введение» и «Предисловие», черновые автографы очерков «К читателям» и «Иван Ерофеич», а также вторая условная часть рассказа о жизни Яши (Якова Семёновича). Проблема, на наш взгляд, заключается в том, чтобы обозначить роль и значение каждого очерка в творческом наследии писателя, показать процесс формирования цикла рассказов о жизни Замоскворечья.

«Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» является первым дошедшим до нас художественным произведением Островского. Хотя рассказ был написан почти через полтора года после публикации «Шинели», в нём, как в зеркале, отразилась гоголевская манера изложения. Впрочем, в стилистическом плане можно отметить особенности литературного таланта самого Островского, его умение «для каждого из действующих лиц подыскать особые, ему только и свойственные выражения и словечки, подметить харак-

терные для него движения и поступки» [1, с. 6]. Из всех найденных очерков «Сказание.» оказалось единственным, не вызывающим сомнений по поводу написания: на последней странице автографа имеется дата: «1843. Декабря 15».

Рассказ имеет сюжетную особенность: повествование ведётся от третьего лица, лишь в конце возникает авторское «я». «Моё перо, - сетует рассказчик, - не в состоянии достойно описать этого. Впрочем, я после справлялся, и мне сказали, что скоро [всё объяснилось] всё утихло и кончилось мировой» [1, с. 20]. Создаётся впечатление, что писатель спешил закончить рассказ, чтобы перейти к очередной работе - очерку «Две биографии». Эпический замысел, отражённый в заглавии, способствует решению новой творческой задачи: проанализировать процесс формирования и развития порабощённой замоскворецким бытом личности.

Вступление нового рассказа почти списано со «Сказания...»: «В одном из грязных переулков, которых [такое множество] так много между Мясницкой и Сретенкой, есть домик очень непривлекательной наружности; три маленькие окошечка смиренно смотрят на улицу, а дощатая кровля во многих местах поросла мохом.» [1, с. 14]; «На Зацепе, недалеко от церкви Флора и Лавра, [на широкой немощёной] стоял небольшой серенький домик; пять окошек смиренно смотрели на широкую немощёную улицу, которая неизвестно почему наз<ывалась> Дворянской» [1, с. 21]. В обоих произведениях участвует читатель - «молчаливый собеседник». Автор часто привлекает его как безмолвного союзника: «Вы думаете, что и конец; нет, это ещё только начало» [1, с. 16]; «Но если вы его увидите, не трудитесь разгадывать жизнь его и душу по физиономии» [1, с. 21]. «Молчаливый собеседник» не случайно оказывается в зависимом от автора положении. Как правило, это образ представителя старой литературной школы, перед которым рассказчик открывает новые горизонты.

Вскоре Островский прерывает повествование. По всей видимости, писатель увлекается демократической идеей, основанной на том, что характер человека имеет социальную природу, другими словами, постижение сущности бытия обусловливает понимание не только психологии отдельного человека, но и ментальности всего общества. В творческом плане Островский отказывается от индуктивного сюжета, он предполагает создать несколько очерков, призванных показать читателю целостную картину Замоскворечья, раскрыть его «патриархальную» философию. В «Двух биографиях» можно найти эпизод, где видны очертания такого подхода: «За обедом толковали о том, когда начать ученье, выбирали лёгкий день и положили отслужить в воскресенье молебен и начать азы» [1, с. 22]. Именно с описания «лёгкого» дня Островский начинает очередной рассказ.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2015

77

Первый вариант имеет заголовок: «1. Замоскворечье в праздник». Затем он зачёркнут, и написан новый: «1. Праздничное утро» - и за ним несколько строк текста: «Между праздником за М<осквой>-р<екой> и про. Есть некоторые [яркие] резкие черты, которыми Зам<оскворечье> в праздничный день [резко] ярко отличается от прочих частей Москвы. Возьмём, например, воскресенье. По ту сторону М<осквы>-р<еки> та же суета, та же деятельность, как и в будни: а у нас не то; у нас сейчас видно, коли праздник.». Этот вариант также зачёркнут, и дан третий заголовок: «Воскресенье», за которым имеется всего одна фраза: «У нас за Москвой-рекой воскресный день резко отличается от прочих дней недели» [1, с. 12]. На этом попытки рассказать о празднике заканчиваются. Вероятно, Островский почувствовал, что для масштабной картины требуется подготовить читателя, настроить его на эпическую волну.

Возникает новый заголовок: «Введение». Заголовок зачёркнут, но за ним следует текст, который можно разделить на две условные части. В первой части от лица обывателей ведётся рассказ о чудесах Замоскворечья. Здесь сохраняется образ «старенького домика», который теперь приобретает оттенок тайны: «А вот, Марья Антиповна, за Москвой-рекой есть дом - только это, господа, истинная правда, не грех побожиться - так вот, сударыня моя, дом каменный, каменным забором обнесён, только кто в этом доме живёт, этого никто в мире не знает» [1, с. 12]. Рассказ включает в себя самые невероятные слухи о Замоскворечье, в результате всё сводится к уже известной картине: «Итак, это дело тёмное, может быть, последствия откроют» [1, с. 15]; «В какой-то туманной дали представляется это мирное Замоскворечье» [1, с. 13].

Вторая условная часть «Введения» имеет подзаголовок «Очерки Замоскворечья» и состоит, в свою очередь, из трёх фрагментов. Первый отрывок - небольшое лирическое отступление автора, посвящённое красоте «мирного» края, - написан под очевидным влиянием прежней литературной традиции: «[Замоскворечье, Замоскворечье! Что ты? Что таится под твоей скромной тихой наружностью? Жизнь ли патриархальная самодовольная или бедность горькая, вопиющая? Как живёт здесь человек, удалённый от столичного шума и движения, как мирный гражданин, дышащий счастием семейной жизни в блаженном согласии с супругою, в трогательной дружбе с соседями, или черствеет душа его в будничных мелочах жизни]» [1, с. 16]. В «Сказании.» тоже присутствовала атмосфера гоголевского стиля, но иного, сатирического свойства: «На улице было грязно и темно, хоть глаз выколи; по расчётам полиции, должен был светить месяц, потому и не зажигали фонарей, а почему месяца не оказалось, неизвестно» [1, с. 17]. Здесь же события даются в философском освещении, так,

как это сделано в «Мёртвых душах»: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа» [2, с. 239].

Первый фрагмент отступления зачёркнут, за ним следует предложение: «Так спросит себя человек, взглянувши на тебя издали, хоть из Кремля. чел<овек>, которы<й>. не наблюдал тебя» (вторая часть отступления). Предложение не зачёркнуто, имеет риторическое значение и напрямую связано с прежним (зачёркнутым) текстом. Следующий (третий) фрагмент по содержанию почти совпадает с первым отрывком. Разница лишь в том, что теперь вместо вопросительной появляется утвердительная интонация: «Что ты? Что таится под твоей скромной тихой наружностью?», чем к последующему (третьему) фрагменту: «Я знаю тебя, Замоскворечье, я сам провёл несколько лет жизни в лоне твоём, имею за М<осквой>-р<екой> друзей и приятелей и теперь ещё брожу иногда по твоим улицам. Знаю тебя в праздник и в будни, в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам» [1, с. 13]. Вероятнее всего, третий фрагмент отступления должен был следовать сразу за заголовком «Очерки Замоскворечья», а второй отрывок автор просто забыл зачеркнуть.

Во «Введении» Островский пытается найти такой способ подачи материала, который позволил бы рассмотреть внутреннюю жизнь Замоскворечья во всех подробностях. Самой оригинальной и красочной попыткой может быть признан полилог, однако писатель отказывается от этого варианта в пользу прозаических версий. Согласно первой из них, автор - творец художественного мира: он всё знает, про всё ведает. По второй версии, автор является жителем Замоскворечья, от своего имени рассказывает об увиденных им событиях. В обоих вариантах повествование ведётся от первого лица, при этом, если воспользоваться терминологией Б.А. Успенского, внешняя точка зрения изменяется на внутреннюю, пространственная позиция автора претерпевает ограничения, за счёт чего происходит совпадение оценочного и психологического планов выражения.

В дальнейшем писатель систематизирует проявленные в разрозненных черновых набросках мотивы. Этот этап работы отражает план «Тетради 1-ой», состоящий из двух пунктов: «1-е. Прелюдия. 2-е. Праздник». За планом следует зачёркнутый текст: «Наконец я переехал из-за М<осквы>-р<еки> - как я рад, весел, - дышу свободнее. Как я рад, что переехал из-за Мос<квы>-реки» [3, с. 123]. Несмотря на внешний оптимизм рассказчика, читатель, вероятно, должен настроиться на восприятие тёмных сторон замоскворецкого быта, где, по аналогии, грустно жить и тяжело дышать. Далее написан заголовок «Предисловие». Заголовок зачёркнут, за ним написан новый: «Из записок молодого человека, переехавшего из Замоскворе-

чья». Это название не зачёркнуто, но текст, который к нему относится, написан на полях. Повествование ведётся от первого лица: «Для первого знакомства, читатели, я поведу вас в мирный тихий уголок Москвы, т. е. не то чтобы уголок, а порядочный угол, называемый Замоскворечьем» [3, с. 123]. Если первая часть предложения напоминает стилистическую манеру «Очерков Замоскворечья» из «Введения.», то вторая (уточняющая) часть имеет уже сатирический оттенок. В результате возникает контраст не только между Москвой и Замоскворечьем, как в зачёркнутом варианте «Прелюдии», а между двумя видами восприятия Замоскворечья: «тихий уголок» и «порядочный угол». По всей видимости, этот текст отражает попытку Островского объединить философский и сатирический подходы к изображению действительности.

«Недавно, - продолжает автор, - [попались в руки записки молодого человека] мне попалась в руки тетрадь одного молодого человека, переехавшего из Замоскворечья, [Но позвольте мне сделать одно замечание] и я предлагаю её на ваше благосклонное внимание» [3, с. 123]. Если следовать замыслу, после «замечания» рассказчик должен вернуться к найденной тетради, на страницах которой обнаружить очерк о празднике в Замоскворечье (см. второй пункт плана «Тетради 1-й»). Однако этот отрывок не имеет логической связи с последующим текстом, где автор делает ироничное отступление о происхождении слова «Замоскворечье». Более того, последнее предложение «Предисловия» гласит: «Но оставимте филологию на этой стороне и пойдёмте за Москву-реку», что соответствует началу следующего очерка: «Когда у нас за М<осквой>-р<екой> праздник, так уж это сейчас видно. И откуда бы ты ни пришёл, человек, сейчас узнаешь, что у нас праздник» [3, с. 124]. Вероятно, сначала текст («Для первого знакомства...») был написан для [Предисловия], потом автор заменил заголовок («Из записок.»), сделал первое дополнение («Недавно мне попалась.»), предполагая развить эту мысль, но так и не осуществил задуманное.

Многочисленные поправки и дополнения, сделанные Островским в рукописном тексте, предопределяют два варианта развития сюжета «Тетради 1-й». Согласно первому плану рассказ о Замоскворечье ведётся от имени автора «Предисловия»: рассказчик приглашает читателя вместе с ним посетить неведомый мир, полный загадок и приключений. Однако пропасть между повествователем - апологетом прогрессивных отношений -и коренными жителями Замоскворечья не позволяет писателю проникнуть в тайны чудесного края (ср.: третий условный фрагмент второй части «Введения»). Второй (более поздний) вариант исключает этот разрыв: на первом месте оказывается посредник - очевидец всех описанных событий,

тогда как автор превращается в стороннего, но мудрого наблюдателя. В дальнейшем Островский опирается именно на второй сценарий: «Из тетради, о которой я упоминал выше, я выбрал несколько статей о Замоскворечье, [а также с позволения] которые теперь и предлагаю вашему благосклонному вниманию» [1, с. 11]; «А лучше я выпишу целиком из рукописи, что рассказывал о тебе сослуживец твой, Иван Яковлич, неизвестному автору "Записок о Замоскворечье". И тебе не обидно, и моё дело сторона» [6, с. 35].

В комментарии Е.И. Прохорова к «Запискам замоскворецкого жителя» обнаруженные в ХХ веке очерки расположены в ином порядке: «Тетрадь 1-ая» - Предисловие - «Замоскворечье в праздник», потом: [Замоскворечье в праздник] -[Введение]. Если следовать предложенному сюжету, после первой части «Двух биографий» писатель сразу составляет план «Тетради 1-й», пишет «Предисловие», где появляется мотив записок, переходит ко второму пункту, создаёт очерк под другим, чем в плане, названием: «Замоскворечье в праздник». Затем отказывается от всего написанного, ставит цифру «1», под которой возникает зачёркнутый заголовок: «Замоскворечье в праздник». Потом появляется «Введение», где автор опять начинает всё сначала, затем снова всё отменяет и пишет очерк «К читателям», где проявляются мотивы «Тетради 1-ой».

Подобный анализ расходится не только с представленным нами развитием событий, но и с точкой зрения А.В. Ревякина, несомненно, известной комментатору: «Островский, как это видно из первоначальных набросков очерка, колебался в его названии. Вначале очерк был назван "Замоскворечье в праздник", потом "Праздничное утро", затем "Воскресение". Позже заглавие "Воскресение" зачёркнуто и восстановлено первое - "Замоскворечье в праздник"» [7, с. 128]. Кроме того, все рукописные листы из папки № 2, куда входит «Тетрадь 1-ая», имеют особенную манеру написания: текст расположен с одной половины листа, тогда как другая половина оставлена автором для дополнений, вставок и заметок [5]. Напротив, все сочинения, входящие в папку №5, имеют другое графическое исполнение: строка занимает всю ширину листа, поправки и добавления вставлены, как правило, сверху написанных слов [4].

Итак, после «Сказания.» автор продолжает исследовать «не тронутый искусством край с его обычаями, причудами, странностями» [6, с. 463]. Пытаясь найти свою манеру изложения, Островский пробует силы в изображении микромира и макромира, в создании динамичных сцен и статичных описаний; он соотносит мотивы противопоставления и тождества, особенности сатирической и философской интонации. Стремление писателя придать повествованию характер эпич-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015

79

ности позволяет говорить о создании отдельного художественного цикла очерков. Название цикла постоянно меняется: «Замоскворечье в праздник», «Очерки Замоскворечья» «Тетрадь 1-ая». В дальнейшем Островский предпринимает ещё несколько попыток развить ту же тему, где снова возвращается к одному и тому же названию: «Очерки Замоскворечья».

Примечание

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-04-00113.

Библиографический список

1. Беляев М.Д. Неизданные страницы Островского (К истории текста «Записок Замоскворецкого жителя») // Островский. Новые материалы. Письма. Труды и дни. Статьи. - Л.: ГИЗ, 1924. -С. 10-42. Внутри цитат все слова и выражения, зачёркнутые А.Н. Островским, заключаются в квадратные скобки; в угловые скобки заключа-

ются все дополнения, как, например, дополнение букв недописанного слова, случайно пропущенные слова, пополняющие контекст, без них неполный.

2. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: в 17 т. -Т. V. - М.; Киев: Издательство Московской Патриархии, 2009. - 680 с.

3. Лотман Л.М.«Записки замоскворецкого жителя» А.Н. Островского (История и эволюция замысла) // Труды отдела новой русской литературы. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1948. - С. 123-142.

4. Островский А.Н. Две биографии. Автограф // ОР ИРЛИ. - Ф. 218. - Оп.1. - Ед. хр. 5. - Л. 1-15.

5. Островский А.Н. Записки замоскворецкого жителя. Автограф // ОР ИРЛИ. - Ф. 218. - Оп. 1. -Ед. хр. 2. - Л. 1-40.

6. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. -Т. I. - М.: Искусство, 1973. - 576 с.

7. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 16 т. -Т. XIII. - М.: ГИХЛ, 1952. - 404 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.