Научная статья на тему 'У истоков физической культуры как самостоятельной научной и учебной дисциплины в дореволюционной России'

У истоков физической культуры как самостоятельной научной и учебной дисциплины в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовцев А. М.

История отечественной физической культуры как особого направления науки и профессиональной деятельности людей в России фактически начинается ещё в первой половине ХIХ в., когда в нашей стране действовал «прообраз» физкультурного образования – официальные программы по физическому воспитанию для курсантов военных учебных заведений Российской империи. «В этих образовательных учреждениях, к которым относилась Стрелковая офицерская школа, все кадетские корпуса, где для армии готовили помощников учителей по фехтованию, гимнастике, плаванию, физическое воспитание носило преимущественно прикладной характер, и лишь в последующем оно приобрело должную системность и наполнилось вопросами теоретического осмысления практических умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков физической культуры как самостоятельной научной и учебной дисциплины в дореволюционной России»

У ИСТОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

© Ростовцев А.М.*

Белгородский государственный университет, г. Белгород

История отечественной физической культуры как особого направления науки и профессиональной деятельности людей в России фактически начинается ещё в первой половине XIX в., когда в нашей стране действовал «прообраз» физкультурного образования - официальные программы по физическому воспитанию для курсантов военных учебных заведений Российской империи. «В этих образовательных учреждениях, к которым относилась Стрелковая офицерская школа, все кадетские корпуса, где для армии готовили помощников учителей по фехтованию, гимнастике, плаванию, физическое воспитание носило преимущественно прикладной характер, и лишь в последующем оно приобрело должную системность и наполнилось вопросами теоретического осмысления практических умений и навыков.

Так же в рассматриваемое время проведению занятий по физической подготовке обучали на курсах кантонистов, в фехтовально-гимнастических кадрах, гимнастических командах при гвардейских полках, а с середины XIX в. - во всей армии» [1, с. 103]. Основателем регулярных занятий по физической подготовке в российской армии по праву считается А.В. Суворов, который «для развития у солдат и офицеров силы, быстроты» в конце XVIII в. первым из армейских чинов внедрил в войсках регулярные гимнастические и другие физические упражнения и изложил их содержание в своём Полковом учреждении.

«Сам термин «физическое воспитание» был введён Н.И. Новиковым (1744-1818), концепция которого заключалась в развитии альтернативных правительственным программам методик военно-физической подготовки»[2].

«Большое значение для улучшения качества подготовки специалистов, развертывания научных исследований в области их физического совершенствования, создания курса теоретических основ физической подготовки русских войск в XIX в. имела научная, организаторская, преподавательская и публицистическая деятельность М.И. Драгомирова и А.Д. Бутовского.

Идеи М.И. Драгомирова нашли свое отражение в обосновании прикладного содержания программ обучения воспитанников русских военно

* Студент Исторического факультета.

- спортивных учебных заведений. Генерал А. Д. Бутовский был выразителем прогрессивных взглядов на физическую подготовку войск, разрабатывал руководящие документы, программы. Он руководил курсами воспитателей по физической подготовке, которые были созданы по его инициативе, преподавал курс истории, теории и методики физических упражнений, издал по этим проблемам более 70 трудов» [1, с. 103-104].

«В работах А.Д. Бутовского (1838-1917) рассматривалось социально-гуманистическое понимание физической культуры. Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике и опубликовал более 60 работ, в которых раскрывал в историческом аспекте роль физической культуры в обучении и воспитании молодежи» [3].

В конце XIX начале XX вв. в России бурный подъём испытывало общественно-педагогическое движение, которое на рубеже веков породило многочисленные педагогические теории, оказавшие как прямое, так и косвенное влияние на возникновение концепций высшего педагогического образования. «Передовая педагогическая мысль России характеризовалась нацеленностью на потребности народного просвещения, гуманистической ориентацией дидактических моделей, на саморазвитие личности учащихся, а также стремлением вывести образование из кризиса. Педагогические теории П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, Л.И. Петражицкого, биолого-медицинские концепции В.М. Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, психолого-педагогические концепции А.П. Нечаева, сциентистские концепции М.М. Ковалевского, А.Л. Шанявского, Н.В. Сперанского создали богатейший социокультурный фон и сформировали теоретические предпосылки для развития системы высшего педагогического образования.

Проблема подготовки учителя стала в начале ХХ в. одной из важнейших в жизни страны. На страницах печати и во время заседаний комиссий при Педагогическом обществе Московского университета (1898 г.) и Комиссии об улучшениях в средней общеобразовательной школе (1899 г.) разворачивается бурная дискуссия о подготовке учителя, о формах педагогического образования» [4, с. 181-182].

Под влиянием научно-теоретического взлёта российской педагогической мысли конца XIX - начала XX вв. серьёзное развитие получила теория физического воспитания. Именно в данный период физическая культура стала выходить за рамки её практического использования в оборонной сфере, и начиналось формирование теории физвоспитания как самостоятельной отрасли научного знания. «Быстро возрастала роль физвоспи-тания как социального фактора, которое символизируя вечность жизни и чистоту помыслов, воспитывало в учащейся молодёжи честность и добросовестность» [3].

«Характеризуя возросший общественный и интерес к вопросу физического воспитания и его место в общественно-педагогическом движении

эпохи, видный русский врач и педагог В.В. Гориневский в 1913 г. подчеркивал, что «в течение последних десятилетий он не снимался с очереди и всегда был жгучим вопросом современности». В то время прогрессивная педагогическая общественность требовала введения физического воспитания в учебный план школы в качестве обязательного предмета» [5, с. 211].

«Вопросы физического воспитания являлись предметом обсуждения на различных форумах русской педагогической и медицинской общественности, в том числе и на всероссийских педагогических съездах.

Разработка научно-методических основ физического воспитания осуществлялась также в спортивных обществах и кружках, в Обществе содействия физическому развитию учащейся молодежи (ОСФРУМ), в педагогических и естественнонаучных обществах, в обществах здравоохранения.

В разработке научно-методических основ физического воспитания в конце XIX - начале XX вв. отчетливо выявились два основных направления - образовательное и гигиеническое. По сути это были два различных подхода к рассмотрению задач содержания и организации процесса физического воспитания» [5, с. 211-212].

«Представители гигиенического направления видели цель физического воспитания в достижении высокого оздоровительного эффекта. По их мнению, физическое воспитание должно, прежде всего, содействовать всестороннему развитию физических способностей ребенка. Основоположником гигиенического направления был известный детский врач и педагог, редактор журнала «Вестник воспитания» Е.А. Покровский» [5, с. 212].

Создателем образовательного направления в физическом воспитании являлся знаменитый русский анатом, физиолог и педагог Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909 гг.).

«Лесгафт П.Ф. в 1861 г. закончил медико-хирургическую академию с серебряной медалью и званием врача, в 1865 г. он получил учёную степень доктора наук (медицины), а в 1868 г. - доктора наук хирургии» [6, с. 125-127]. «В 1868 г. после защиты докторской диссертации П.Ф. Лес-гафт возглавил первую в России кафедру физиологической анатомии в Казанском университете. Вернувшись в Санкт-Петербург, он руководил занятиями по анатомии первых русских женщин-врачей» [7, с. 52].

«В 1882 г. в Петербурге с участием П.Ф. Лесгафта при женской гимназии М.Н. Стоюниной были открыты двухгодичные Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, на которые принимали девушек, закончивших средние учебные заведения» [8]. «В 1893 г. учёный организовал Биологическую лабораторию, которая впоследствии в 1918 г. была преобразована в Естественнонаучный институт, названный его именем. Созданные Лесгафтом в 1896 г. Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом открывавшихся в будущем в СССР и других странах вузов физической культуры» [9, с. 195-211].

«Творчески осмыслив все известные к тому времени системы физического воспитания, П.Ф. Лесгафт положил начало научному анализу физического воспитания, рассматривая его с позиций анатомии и физиологии, педагогики и психологии. Он одним из первых в мире поставил физическое воспитание в один ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга Петра Францевича состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сердцевиной педагогических взглядов ученого на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития человека при решающей роли нравственного воспитания» [10].

Делая вывод о роли П.Ф. Лесгафта в развитии физической культуры как самостоятельной сферы научного и учебного знания, об этом выдающемся педагоге по достоинству можно сказать, что это именно он дал физическому воспитанию научно-теоретическую и учебно-методическую основу.

«К 1914 г. Россия отставала по общим показателям развития спорта от большинства других стран, однако отдельные спортсмены успешно выступали на международных соревнованиях - А.Н. Паншин, Н.И. Седов, Н.В. Струнников, В.А. Ипполитов (конькобежный спорт), Н.А. Панин-Ко-ломенкин (фигурное катание), М.С. Свешников (гребля), И.М. Поддубный и И.М. Заикин (борьба), П. А. Заковорот и Т.И. Климов (фехтование), М.И. Дьяков (велоспорт) и др. В 1914 г. в стране было 1,2 тыс. спортивных объединений (около 45 тыс. членов, главным образом из привилегированных сословий) в 332 городах и посёлках» [11].

В целом в период становления и первоначального развития науки о физической культуре и спорте, продолжавшийся в России с 90-х гг. XIX в. до Первой мировой войны, физическое воспитание так и не достигло уровня самостоятельного научного знания. «В регулярные планы учебных заведений страны того времени не вводилась «физическая культура» или «физическое воспитание» как отдельная обязательная учебная дисциплина» [11], несмотря на то, что за это ратовали практически все представители передовых российских научно-педагогических кругов.

Если учесть специфику политического режима царской России начала XX в., политику правительства в образовательной сфере, то вышеуказанные обстоятельства справедливо объясняются тем, что власть не была готова санкционировать глубокую демократизацию образовательных учреждений, преодолеть критиковавшуюся образованной элитой «однобокость» образования за счёт расширения спектра преподававшихся в гимназиях и университетах классических и технических специальностей профессиями педагогико-гуманистической направленности, снятия полового ценза для поступающих в вузы и т.п. Проходившая тогда с целью демократизации образования реформа высших учебных заведений велась с большими на-

реканиями, постоянно встречала препятствия властей и в конечном итоге не достигла ставившихся перед ней задач. Страну в начале XX в. сотрясали внешние и внутренние катаклизмы (русско - японская война 1904-1905 гг., революция 1905-1907 гг.), и в этих условиях закономерно ужесточался политический режим, тормозилось развитие свободы общественной жизни.

Поэтому, хотя знания по физическому воспитанию благодаря П.Ф. Лес-гафту, Е.А. Покровскому, М.И. Драгомирову, А.Д. Бутовскому и другим российским и зарубежным учёным-педагогам достигли очень высокого научно-теоретического уровня, они не находили должного практического применения. Под влиянием политического фактора попытки учёных создать регулярную систему подготовки профессиональных педагогических кадров на демократических принципах организации обучения пресекались административными запретами властей. Например, в 1905 г. в Санкт-Петербурге по распоряжению царского правительства были закрыты лесгаф-товские Высшие женские курсы руководительниц физического образования из-за участия их слушательниц в событиях 9 января 1905 г. Идеи П.Ф. Лес-гафта очень слабо внедрялись в сознание интеллигенции и студенчества, а значит, только небольшая часть образованного российского общества могла в полной мере осознавать всю важность профессии педагога по физическому воспитанию в формировании разносторонне развитой личности.

То есть, вполне естественно то, что в начале XX в. в Российской империи ни о каком реальном проведении в жизнь чаяний прогрессивной научно-педагогической элиты о превращении теоретических знаний по направлениям воспитания личности человека, в том числе физическому, в самостоятельные профессиональные знания, о становлении физической культуры полноправной наукой с её исследовательскими и учебными институтами не могло быть и речи. Вся система научных взглядов П.Ф. Лес-гафта, Е.А. Покровского и других учёных по физическому воспитанию, а так же их учеников тогда в основном оставалась кабинетной теорией, которой только предстояло пройти путь развития до отдельной отрасли педагогической науки. В полной мере это будет реализовано уже в советской России, когда физическая культура и спорт будут поставлены государством и обществом на качественно новый уровень, и знания по физическому воспитанию получат профессиональный, а значит и образовательный заказ.

Список литературы:

1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учеб. пособие для студ. ВУЗов / Под общ. ред. М.М. Маликова. -М., 2006. - 528 с.

2. Лях В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков [Электронный ресурс] / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон // Физическая культура. -Электрон. журн. - 1996. - № 1 - Режим доступа: www.lib.sportedu.ru/press/ ЯкУоШ996М/р5-10.Ь№1.

3. История развития физической культуры в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.revolution.allbest.ru/sport/00009249_0.html.

4. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. В.Г. Кинелева. - М., 1995. - 325 с.

5. Очерки истории педагогической мысли народов СССР. Конец XIX -начало XX вв. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова. - М., 1991. - 448 с.

6. Таймазов В. А. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности / В.А. Таймазов, Ю.Ф. Курамшин, А.Т. Марьянович. - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. - 480 с.

7. Гик Е.Я. Популярная история спорта / Е.Я. Гик, Е.Ю. Гупало. - М., 2007. - 448 с.

8. Пущенко Е. История Санкт - Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта [Электронный ресурс] / Е. Пущенко. - Режим доступа: www.karatespk.spb.ru/modules.php? name=News&file=article&sid=9.

9. Шахвердов Г.Г. Лесгафт П.Ф. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности / Г.Г. Шахвердов. - Л.: Лесгафт, 1950. - 381 с.

10. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения [Электронный ресурс] / Г.С. Деметер. - Режим доступа: www.fictionbook.ru/author/demeter_georgiyi_stepanovich/ocher-ki_po_istorii_otechestvennoyi_fizic/read_online.html?page=2.

11. Павлов С.П. Физическая культура и спорт в СССР [Электронный ресурс] // БСЭ. - Режим доступа: ttp://www.slovari.yandex.ru/dict/bse/article/ 00075/35300^^.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

© Фитина Л.Н.*

Уральский государственный технический университет - УПИ им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

В статье представлен анализ детско-юношеского спорта, обозначены перспективы и направления развития массового детско-юношеского спорта.

Основной предпосылкой для серьезных перемен в спортивной сфере стало усиленное внимание государства к улучшению качества жизни и

* Профессор кафедры Управления в сфере физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.