Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития физической культуры и массового детско-юношеского спорта'

Состояние и перспективы развития физической культуры и массового детско-юношеского спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
574
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фитина Л. Н.

В статье представлен анализ детско-юношеского спорта, обозначены перспективы и направления развития массового детско-юношеского спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фитина Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития физической культуры и массового детско-юношеского спорта»

3. История развития физической культуры в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.revolution.allbest.ru/sport/00009249_0.html.

4. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. В.Г. Кинелева. - М., 1995. - 325 с.

5. Очерки истории педагогической мысли народов СССР. Конец XIX -начало XX вв. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова. - М., 1991. - 448 с.

6. Таймазов В. А. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности / В.А. Таймазов, Ю.Ф. Курамшин, А.Т. Марьянович. - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. - 480 с.

7. Гик Е.Я. Популярная история спорта / Е.Я. Гик, Е.Ю. Гупало. - М., 2007. - 448 с.

8. Пущенко Е. История Санкт - Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта [Электронный ресурс] / Е. Пущенко. - Режим доступа: www.karatespk.spb.ru/modules.php? name=News&file=article&sid=9.

9. Шахвердов Г.Г. Лесгафт П.Ф. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности / Г.Г. Шахвердов. - Л.: Лесгафт, 1950. - 381 с.

10. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения [Электронный ресурс] / Г.С. Деметер. - Режим доступа: www.fictionbook.ru/author/demeter_georgiyi_stepanovich/ocher-ki_po_istorii_otechestvennoyi_fizic/read_online.html?page=2.

11. Павлов С.П. Физическая культура и спорт в СССР [Электронный ресурс] // БСЭ. - Режим доступа: ttp://www.slovari.yandex.ru/dict/bse/article/ 00075Z35300.html.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

© Фитина Л.Н.*

Уральский государственный технический университет - УПИ им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

В статье представлен анализ детско-юношеского спорта, обозначены перспективы и направления развития массового детско-юношеского спорта.

Основной предпосылкой для серьезных перемен в спортивной сфере стало усиленное внимание государства к улучшению качества жизни и

* Профессор кафедры Управления в сфере физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.

благосостоянию россиян, укреплению здоровья, физического развития детей, духовному воспитанию молодежи, к вопросам создания материально-технической базы спорта, к повышенной значимости спорта как инструмента для решения социальных и экономических задач.

В настоящее время Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации разработана Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Одним из основных направлений Стратегии является развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва.

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков школьного возраста в 2005-2009 годах сохранялись. Общая заболеваемость детей по сравнению с 2002 годом увеличилась на 9 %, а подростков - на 12 %.

Результаты мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод о том, что 53 % обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет - хронические заболевания, лишь 10 % выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. До 80 % выпускников школ получают ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, а здоровье и уровень физического развития свыше 40 % допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.

Важными факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников [2, 5, 9].

Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80 % школьников, показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60 % от результатов их сверстников 6070 годов прошлого столетия. За последние годы школьный травматизм вырос на 13 %.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН на диспансерном учете состоят 68 % детей, нуждающихся в активных лечебно-оздоровительных мероприятиях.

Формирование здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения через стимулирование уровня развития детско-юношеского спорта следует рассматривать в ряду национальных приоритетов. Стратегической целью реформирования физического воспитания и спорта должно стать повышение уровня здоровья и работоспособности детей и молодежи [1, 4, 8].

Анализ показателей посещаемости учащимися образовательных учреждений занятий по физической культуре показывает, что в период с

2005 по 2008 год 92-95 % учащихся общеобразовательных учреждений посещали уроки физической культуры. Количество учащихся, посещающих дополнительные занятия, возросло с 30,4 % в 2005 году до 39,5 % в 2008 году, из них около 2/3 организованно занимаются спортом в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности.

Количество учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в период с 2005 по 2008 год находилось на уровне 3,9-4,3 % от общего количества школьников. Количество учащихся, отнесенных к спецмедгруппе и посещающих занятия по физическому воспитанию, составляло в 2005 году - 47,2 %, а в 2008 году - 52,9 %.

Таким образом, около половины учащихся, отнесенных к спецмед-группе, не занимаются физической культурой.

Сопоставляя показатели состояния здоровья учащихся образовательных учреждений и посещаемости уроков физической культуры, в первую очередь необходимо говорить о низкой эффективности физического воспитания в образовательных учреждениях и отсутствии условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий учащихся [1, 2, 5].

В настоящее время наблюдается дефицит квалифицированных педагогов. Так, в среднем количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя физической культуры в общеобразовательном учреждении, составляло в 2005 году 191 человек, в 2008 году - 179 человек.

В этой связи решение кадрового вопроса является ключевым в создании условий для повышения эффективности физического воспитания в образовательных учреждениях [5, 8].

Пути совершенствования системы физического воспитания и развития массового спорта в образовательных учреждениях определены и связаны в первую очередь с созданием спортивных клубов со своей многоуровневой системой соревновательной деятельности, ориентированной на повышение интереса детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом [8, 6].

Важным направлением работы должно быть создание условий, при которых в каждой школе организовывались спортивные команды, выступая за которые, школьники не только смогут осваивать навыки спортивного воспитания, но и содержательно провести внеучебное время, что в ко -нечном итоге окажет определенное профилактическое воздействие, снизив негативное влияние улицы [2, 4, 9].

В настоящее время расширяется география проведения всероссийских соревнований. Повышается массовость физкультурно-спортивных мероприятий. В Спартакиадах учащихся и молодежи России ежегодно принимает участие до 3,5 млн человек.

Однако этого в настоящее время уже недостаточно. Необходимо создание системы соревнований различных видов и форм, отвечающих разнообразным потребностям и интересам детей, подростков, юношей и девушек.

Приоритетными для массового детско-юношеского спорта являются соревнования среди спортивных команд (клубов) общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования, комплексные соревнования и соревнования по видам спорта по месту жительства, соревнования для детей и юношей, проводимые общественными физкуль-турно-спортивными организациями [1, 5, 8].

Реальным способом увеличения эффективности физического воспитания и подготовки спортивного резерва является создание образовательных объединений (центров образования), включающих дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, спортивные школы, спортивные сооружения [3, 5].

В настоящее время в Российской Федерации действует более 6 тыс. детских и подростковых клубов, детско-юношеских клубов физической подготовки, число занимающихся в которых составляет около 1,2 млн. человек.

Основным инструментом развития материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом детей и юношества по месту жительства является федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [7].

В части развития инфраструктуры массового спорта предполагается строительство легковозводимых типовых спортсооружений в образовательных учреждениях и по месту жительства [7].

В то же время наличие материальной базы в регионах России не достаточно для динамичного развертывания спортивно-массовой работы.

Необходимым условием для решения проблемы является принятие и реализация целевой муниципальной (межмуниципальной) программы развития физической культуры и спорта, направленной на увеличение доли услуг, реализуемых различными организациями в сфере детско-юношеского спорта, формирование штата специалистов физической культуры и спорта, проведение популярных спортивно-массовых мероприятий на уровне муниципального образования.

Организация отдыха - важнейший фактор укрепления здоровья подрастающего поколения россиян. В организациях, обеспечивающих отдых детей и их оздоровление, ежегодно отдыхает свыше 6 млн. детей.

Ежегодно из федерального бюджета оказывается поддержка бюджетам субъектов Российской Федерации в реализации полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время путем предоставления им субсидий, кроме того, значительная поддержка организации отдыха детей на федеральном уровне осуществляется за счет Фонда социального страхования.

Муниципальные власти отдают предпочтение малозатратным формам организованного отдыха и физического воспитания детей и подростков, таким как: лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях и др.

Несмотря на позитивные тенденции в организации массового детско-юношеского спорта, детского отдыха и оздоровления, на региональном уровне сохраняется немало проблем, прежде всего связанных с тем, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не имеют программы действий, направленных на развитие детско-юношеского спорта, активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. Органы местного самоуправления, на которые возложены полномочия в развитии детско-юношеского спорта, организации активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, не имеют в достаточном количестве своих бюджетных средств. Предприятия и организации, содержащие детские спортивно-оздоровительные учреждения и имеющие крайне изношенную материальную базу, также испытывают экономические трудности.

Существуют проблемы нормативно-правового и организационного характера, сдерживающие дальнейшее развитие системы детско-юношеского спорта [2, 3, 9].

В настоящее время законодательство Российской Федерации не гарантирует в полном объеме предоставление за бюджетный счет услуг по организации занятий и обучению детей и молодежи в сфере физической культуре и спорта.

Проблема дефицита финансирования относительно необходимых потребностей учреждений спортивной направленности (спортивные школы, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства и т.д.) в настоящее время трансформировалось в следующее:

- с одной стороны, отсутствуют научно обоснованные нормативы финансирования детско-юношеского спорта, в том числе соревновательной деятельности, позволяющие учреждениям и, соответственно, учредителям правильно выстраивать бюджетную политику;

- с другой стороны, недофинансирование бюджетных учреждений приводит к необоснованному росту платных услуг в детско-юношеском спорте, что также снижает возможности детей из социально необеспеченных семей заниматься спортом.

Для субъектов Российской Федерации необходимо обеспечение двух направлений деятельности:

- разработка нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, в том числе детско-юношеского;

- создание региональных программ развития физической культуры и спорта.

Список литературы:

1. Взаимодействие сторон в управлении региональной системой физической культуры и спорта: монография / В.В. Новокрещенов. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ 2006. - 380 с.

2. Менеджмент деятельности спортивных школ: учебное пособие / А.Б. Малинин. - М.: Физическая культура, 2008. - 240 с.

3. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента. - М.: Советский спорт, 2004. - 416 с.

4. Рожков П. А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-право -вые проблемы: монография. - М.: Советский спорт, 2002. - 256 с.

5. Спорт для всех: социально-педагогические технологии / С.Н. Лит-виненко. - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2005. -368 с.

6. Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование: монография. - М.: «Советский спорт», 203. - 352 с.

7. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2005-2015 гг.».

8. Физическая культура и спорт в муниципальном образовании: монография / А. А. Предельский. - Физическая культура, 2008. - 128 с.

9. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Под общ. ред. Кузмина В.В. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.