Научная статья на тему 'Тьюторство как неотъемлемая часть института кураторства в высшей медицинской школе'

Тьюторство как неотъемлемая часть института кураторства в высшей медицинской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL / ТЬЮТОР / TUTOR / СТУДЕНТ / STUDENT / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / THE INDEPENDENT DEVELOPMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насонова Наталья Александровна, Соколов Дмитрий Александрович, Кварацхелия Анна Гуладиевна, Лопатина Любовь Александровна, Ильичева Вера Николаевна

В настоящее время система преподавания в высших учебных заведениях России претерпевает множество изменений. Мотивация студента к обучению является сложной педагогической проблемой, решение которой кроется во взаимодействии обучающегося с педагогом, который сможет не только привить необходимые профессиональные знания, но и сформировать у него общекультурные компетенции, способствующие дальнейшему развитию студента как специалиста. Такими педагогом становится тьютор. Целью настоящей работы явилось исследование роли тьютора и форм его деятельности как участника образовательного и воспитательного процессов в высшей медицинской школе на основе ретроспективного анализа литературных данных и собственных психолого-педагогических наблюдений. Нами установлено, что тьютер выполняет вспомогательную роль в образовательном и воспитательном процессах в высшей школе. Задачей тьютора является, в первую очередь, помощь студенту в поиске самостоятельного решения проблемных ситуаций. В этом случае студент обладает большей свободой в постижении материала и поиске самостоятельных путей освоения знаний, чтобы в дальнейшем действовать эффективно и успешно. Тьютор на своем примере показывает владение материалом, который выходит за пределы его предмета, охватывает обширный набор знаний, который показывает связь исторических, эпохальных событий, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями предков, с современной культурой, образованием, воспитанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насонова Наталья Александровна, Соколов Дмитрий Александрович, Кварацхелия Анна Гуладиевна, Лопатина Любовь Александровна, Ильичева Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING AS AN INTEGRAL PART IN THE CURATORSHIP OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

Currently the system of teaching in higher educational institutions of Russia undergoes many changes. Motivating students to learn is a complex educational problem, the solution of which lies in the interaction of the student with the teacher, who will be able not only to instill the necessary professional knowledge, but also to form a common cultural competence, contributing to the further development of the student as a specialist. Such a teacher becomes a tutor. The aim of this work was to study the role of tutor and forms of its activity as a member of the education and educational processes in higher medical school based on a retrospective analysis of published data and own psycho-pedagogical observation. We have found uot that the tutors has a supporting role in the educational and training processes in higher education. The task of the tutor is, first and foremost, help the student to find an independent solution of problem situations. In this case, the student has greater freedom in the comprehension of the material and finding ways to develop self-knowledge, to operate further effectively and successfully. Tutor on the example shows the mastery of the material, that goes beyond its subject matter, covers a vast range of knowledge, which shows the relationship of historical, epochal events, spiritual and moral values, accumulated by generations of ancestors with modern culture, education, upbringing.

Текст научной работы на тему «Тьюторство как неотъемлемая часть института кураторства в высшей медицинской школе»

УДК 61+37.022

ТЬЮТОРСТВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ

© 2016

Насонова Наталья Александровна, кандидат медицинских наук,

ассистент кафедры нормальной анатомии человека Соколов Дмитрий Александрович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной анатомии человека Кварацхелия Анна Гуладиевна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры нормальной анатомии человека, Лопатина Любовь Александровна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной анатомии человека, Ильичева Вера Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной анатомии человека Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко, Воронеж (Россия)

Шевченко Александр Алексеевич, кандидат философских наук, врач-патологоанатом Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1, Воронеж (Россия)

Аннотация. В настоящее время система преподавания в высших учебных заведениях России претерпевает множество изменений. Мотивация студента к обучению является сложной педагогической проблемой, решение которой кроется во взаимодействии обучающегося с педагогом, который сможет не только привить необходимые профессиональные знания, но и сформировать у него общекультурные компетенции, способствующие дальнейшему развитию студента как специалиста. Такими педагогом становится тьютор. Целью настоящей работы явилось исследование роли тьютора и форм его деятельности как участника образовательного и воспитательного процессов в высшей медицинской школе на основе ретроспективного анализа литературных данных и собственных психолого-педагогических наблюдений. Нами установлено, что тьютер выполняет вспомогательную роль в образовательном и воспитательном процессах в высшей школе. Задачей тьютора является, в первую очередь, помощь студенту в поиске самостоятельного решения проблемных ситуаций. В этом случае студент обладает большей свободой в постижении материала и поиске самостоятельных путей освоения знаний, чтобы в дальнейшем действовать эффективно и успешно. Тьютор на своем примере показывает владение материалом, который выходит за пределы его предмета, охватывает обширный набор знаний, который показывает связь исторических, эпохальных событий, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями предков, с современной культурой, образованием, воспитанием.

Ключевые слова: высшая школа, высшее медицинское образование, воспитательный процесс в вузе, тьютор, студент, психолого-педагогические аспекты образовательного процесса, самостоятельное развитие обучающихся.

TUTORING AS AN INTEGRAL PART IN THE CURATORSHIP OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

© 2016

Nasonova Natal'ya Aleksandrovna, candidate of medical sciences, teaching assistant of the department of human anatomy Sokolov Dmitriy Aleksandrovich, candidate of medical sciences, associate professor

of the department of human anatomy Kvaratskheliya Anna Guladievna, candidate of biological sciences, senior lecturer

of the department of human anatomy Lopatina Lyubov' Aleksandrovna, candidate of medical sciences, teaching assistant of the department of human anatomy Il'icheva Vera Nikolaevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department of human anatomy Voronezh N.N. Burdenko State Medical University, Voronezh, (Russia) Shevchenko Aleksandr Alekseevich, candidate of philosophy sciences, autopsist, Voronezh Municipal Clinical Acute Hospital № 1, Voronezh, (Russia)

Abstract. Currently the system of teaching in higher educational institutions of Russia undergoes many changes. Motivating students to learn is a complex educational problem, the solution of which lies in the interaction of the student with the teacher, who will be able not only to instill the necessary professional knowledge, but also to form a common cultural competence, contributing to the further development of the student as a specialist. Such a teacher becomes a tutor. The aim of this work was to study the role of tutor and forms of its activity as a member of the education and educational processes in higher medical school based on a retrospective analysis of published data and own psycho-pedagogical observation. We have found uot that the tutors has a supporting role in the educational and training processes in higher education. The task of the tutor is, first and foremost, help the student to find an independent solution of problem situations. In this case, the student has greater freedom in the comprehension of the material and finding ways to develop self-knowledge, to operate further effectively and successfully. Tutor on the example shows the mastery of the material, that goes beyond its subject matter, covers a vast range of knowledge, which shows the relationship of historical, epochal events, spiritual and moral values, accumulated by generations of ancestors with modern culture, education, upbringing.

Keywords: high school, higher medical education, educational process in high school, tutor, student, psychological and pedagogical aspects of the educational process, the independent development of students.

Введение. В настоящее время система преподавания в высших учебных заведениях России претерпевает множество изменений. Исторически сложившийся образовательный процесс должен быть изменен в связи с новыми формами обучения и новыми требованиями времени, чтобы отвечать новым стандартам [1].

Преподавание должно ориентироваться на индивидуальную траекторию развития студента. С одной стороны студент в процессе обучения должен приобрести глубокие знание по теме предмета, с другой - уметь самостоятельно мыслить и искать пути решения проблем,

с которыми ему предстоит встретиться в своей профессиональной деятельности.

Мотивация студента к обучению является сложной педагогической проблемой, поскольку со стороны обучающихся часто наблюдается безучастность в простом получении информации, влекущая за собой отсутствие тяги к знаниям [2]. Современный студент должен владеть способами самостоятельного поиска знаний, быть нацелен на разнообразные методы обучения, включая помощь извне. К таким видам помощи в получении необходимых знаний относится тьюторство.

Целью настоящей работы явилось исследование роли тьютора и форм его деятельности как участника образовательного и воспитательного процессов в высшей медицинской школе на основе ретроспективного анализа литературных данных и собственных психолого-педагогических наблюдений.

Результаты исследования. В настоящее время происходит трансформация просветительской модели обучения в сопровождающую. Тьютор оказывает помощь студенту в изучении материала, поиске решений в сложных ситуациях новых источников знаний. В роли тьютора может выступать как преподаватель, так и студент старших курсов, освоивший данную дисциплину. Однако роль тьютора отличается от роли преподавателя в обычном смысле этого слова. Задачей тьютора является, в первую очередь, помощь студенту в поиске самостоятельного решения проблемных ситуаций. В этом случае студент обладает большей свободой в постижении материала и ищет самостоятельные пути освоения знаний, чтобы в дальнейшем действовать эффективно и успешно.

Известно много вариантов определения термина «тьютор». Дословный перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor - наставник, опекун, репетитор [3]. В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» указано, что тьютор - лицо, преподаватель, облегчающий процесс обучения, чья цель - быть знающим наставником своих воспитанников [4]. Различные авторы выделяют три главных цели тьюторства. Первая - поддержка, которая направлена на формирование самостоятельности будущего специалиста. Вторая - сопровождение, которое заключается в помощи, направленной на воплощение индивидуальных образовательных программ. И третья - включает в себя фасилитацию, которая направлена на культурное и личностное самоопределение студента

[5] .

Для России тьюторство это достаточно необычный вид педагогической деятельности, отличающийся от классической модели образования. Он подразумевает максимальную свободу студента в получении новых знаний и полную индивидуализацию учебного процесса. Современное образование требует от студента самостоятельных и инициативных действий, поэтому тьютор это помощник, который не преподносит студенту информацию, а направляет, координирует деятельность студента [6].

Изначально тьюторство сформировалось в старейших университетах Англии, где в условиях отсутствия образовательных стандартов и большой самостоятельности студенту был часто нужен наставник, который поможет разобраться в личных возможностях и потребностях воспитанника. При этом тьютор помогал в выборе дисциплин, которые необходимо осваивать студенту, а также оказывал помощь в составлении индивидуального плана учебной работы. К XVII в тьютор стал основной фигурой учебного процесса, заменяя собой профессорско-преподавательскую должность. Каждый тьютор набирал себе двух-трех студентов, помогал им в освоении учебного материала, а впоследствии самостоятельно принимал у них экзамены и зачеты по итогам освоения материалов. Знаменитый английский педагог Джон Локк, живший в XVII в, писал: «Задача тьютора - развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование - это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора - не только научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию» [7].

Можно сказать, что эти слова полностью отражают смысл тьюторства и в современном мире. В России должностные обязанности тьютора подчинены приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного

справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 02.08.10 №761н [8]. При этом важное значение приобретает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он «усвоил» в школе, но и обладающего готовностью ... создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не «срабатывают» знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия.» - писал В. Г. Богин [9]. Образовательная рефлексия подразумевает осмысление учащимся своих знаний и построение проекта индивидуальной системы образования для себя в будущем. Для этого будущему специалисту нужно осознать свои возможности и выбрать правильное направление в дальнейшем получении знаний. Тьютор это человек, который может помочь будущему студенту в осуществлении этих планов. Таким образом, уже на уровне школьного образования человек должен выбрать собственную траекторию дальнейшего развития, связанную в первую очередь с его индивидуальными потребностями.

Тьюторство способно развивать личность на самых разных этапах жизни человека, начиная с дошкольного образования, но наибольшая польза от тьютора-наставника может быть получена именно во время обучения в высшем учебном заведении [10]. Когда будущий специалист уже осознал свои возможности, перспективы дальнейшей деятельности, именно тьютор поможет составить индивидуальный план получения необходимых знаний и направит образовательный процесс по пути наибольшей результативности [11].

Нельзя сказать, что профессия тьютор является экстраординарной для современной России. В 2007 году была организована «Межрегиональная тьюторская ассоциация», однако, до настоящего времени остается актуальным вопрос «Зачем нужен тьютор и в чем его отличие от преподавателя?». Способна ли эта профессия быть востребована в высших учебных заведениях России, адаптироваться к специфике русского классического высшего образования?

Для педагогики медицинской высшей школы, с точки зрения организации процесса обучения, компетентност-ный подход - это революционный шаг, направленный на формирование всесторонне развитой личности врача-профессионала, способного применить полученные навыки в практической деятельности, и обладающего определенными общекультурными компетенциями.

Покидая среднюю школу, и приходя в медицинский вуз, студенты часто представляют профессию врача в довольно «романтическом» свете, при этом с первых дней обучения они вливаются в достаточно трудоемкий, сложный, и не всегда им понятный, мир фундаментальных, теоретических и клинических дисциплин. В связи с этим задача тьютора состоит в разъяснении той огромной ответственности, которую берет на себя будущий врач. Наряду с несомненной важностью получения студентом определенных теоретических и практических знаний, навыков и умений, необходимо сформировать у студентов определенный общекультурный ориентир, который поможет будущему врачу адаптироваться как в пределах своего социума, так и в условиях иных религиозно-культурных и социальных сред.

Тьютор на своем примере показывает владение материалом, который выходит за пределы его предмета, охватывает обширный набор знаний, который показывает связь исторических, эпохальных событий, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями предков, с современной культурой, образованием, вос-

питанием.

В настоящее время профессия тьютор в европейском понимании этого термина в России отсутствует. В высшей школе, в том числе и в медицинских вузах его функции в основном реализуются кураторами, частично - самими студентами, активами студенческого самоуправления и преподавателями. Однако тьютор может найти свое применение в высшей школе в зависимости от своего педагогического опыта и квалификации.

По мнению А. Верхозиной [12], можно выделить несколько видов тьюторства:

- «тьютор-стажер» - специалист, который оказывает помощь студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения. Эту роль могут выполнять студенты старших курсов или активисты студенческого самоуправления;

- «академический тьютор» - специалист с обязательной тьюторской подготовкой, который способен помочь студенту в реализации индивидуального учебного плана, что является актуальным при введении модульной системы образования;

- «тьютор-наставник» - выпускник вуза, прошедший тьюторскую подготовку, работа которого будет направлена на формирование личностных и профессиональных компетенций будущего специалиста;

- «тьютор-супервизор» - специалист, непосредственной задачей которого является организация работы тьюторов, формирование педагогического мастерства в области тьюторства.

Выводы. В заключение можно сделать вывод, что тьютор это особая педагогическая специальность, цель которой состоит в помощи студенту научиться самостоятельному достижению поставленных целей, направлении своего подопечного к свободе и самостоятельности, осознании им своих способностей для достижения наибольшей эффективности в своей будущей профессии. Исходя из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главная цель деятельности тьютора заключается в профессиональной педагогической организации индивидуальной образовательной программы, «постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации индивидуальной образовательной программы». При этом работа тьютора заключается не только в помощи студенту в понимании индивидуальных потребностей для лучшего освоения учебной программы, но и в сопровождении студентов с ограниченными возможностями здоровья, помощи в дистанционном обучении и распределении внеучебной деятельности. При этом наибольшая эффективность тьюторства заключается в особом взаимодействии студента и тьютора, в стремлении студента как можно сильнее развивать свои способности, в максимальном стремлении студента к сотрудничеству. Следует помнить, что тьютор не должен самостоятельно принимать решения за подопечного, выбирать цели и строить программу обучения. Сложно ответить нужно ли тьюторство современному высшему образованию, при этом и сами студенты часто не готовы нести ответственность за принимаемые ими решения, так же как и преподаватели часто не считают возможным предоставлять полную самостоятельность будущему специалисту. Это объясняется преобладанием традиционной автори-тарно-знаниевой системой образования, которая доминирует в российских вузах. Тем не менее, в настоящее время общество нуждается в самостоятельных специалистах, обладающих широкими профессиональными компетенциями. Тьюторство будет способствовать воспитанию таких профессионалов.

ред. проф. В. В. Миронова. М.: Изд-во МГУ, 2007.

2. Гордашников В. А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / В. А. Гордашников, А. Я. Осин. М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2009.

3. Профессия - тьютор: информационно-методический бюллетень. 2013. № 2. М.: «Институт проблем инклюзивного образования МГППУ».

4. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. М.: Ин-т повышения квалификации гос. Служащих Российской академии гос. службы при Президенте РФ, 1998. 179 с.

5. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева [и др.]. М.Тверь, «СФК-офис», 2012. 246 с.

6. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тью-торского сопровождения в общем образовании»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 64 с.

7. Белицкая Е. В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии: автореф. дис. . канд. пед. Наук / Е. В. Белицкая. Волгоград: ВГПУ, 2012.

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html

9. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности: монография / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория - практике ; под научн. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: Изд-во Ин-та ТП и МИ в образовании РАО, 1993.

10. Особенности воспитательной среды в медицинском вузе / М. А. Ковалевская [и др.] // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: сб. научн. тр. по итогам междунар. научн-практич. конф. Вып. 2. Воронеж, 2015. С. 50-53.

11. Системный анализ образовательной информационной системы при изучении морфологических дисциплин в медицинском вузе / А. В. Петров, В. Н. Ильичева, Д. А. Соколов, В. В. Спицин // Журнал анатомии и гистопатологии. - 2013. - Т. 2, № 1. С. 65-77.

12. Верхозина А. Тьютор как педагогическая специальность в системе профессионального образования [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.eom/publ/1/ ^Ш:ог/14-1-0-371 (дата обращения: 15.05.2016).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брызгалина Е. В. Инновационное образование: вызовы и решение / Е. В. Брызгалина, В. В. Миронов //

Философское образования: традиции и инновации ; под_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.