Научная статья на тему 'Тьюторство как форма развития нравственно-экологических ценностей педагога'

Тьюторство как форма развития нравственно-экологических ценностей педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСТВО / НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

В статье раскрыты смысл и значение понятия «тыоторсгво». Тьюторство рассматривается как форма развития нравственно-экологических ценностей педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тьюторство как форма развития нравственно-экологических ценностей педагога»

5. Плетнева, Е. Г. Элементы культуры педагогического общения : метод, рекомендации [Текст]/ Е. Г. Плетнева. - Челябинск: УралГУФК, 2008. - 28 с.

6. Найн, А. Я. Актуальные проблемы развития интереса студентов в процессе диалога / Материалы науч.-метод. конф. педагогов Сибири [Текст]/ А. Я. Найн. -Кемерово: Изд-во КГПА, 2006. - С. 109-114.

7. Резенталь, Д. Э. Культура речи [Текст]/ Д. Э. Резенталь. - М.: Изд-во МГУ, 1964.-386 с.

8. Сычев, О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США [Текст]/ О. А. Сычев. - М.: Знание, 1997. - 39 с.

9. Фуреман, М. Н. Формирование готовности студентов к диалогическому общению [Текст]/ М. Н. Фуреман // Уральский меридиан. - 2006. - № 3. - С. 41-44.

УДК 574 (Б 71.54)

Халудорова Любовь Енжаповна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Республиканского института кадров управления и образования, L.E.Khaludorova@mail.ru, Республика Бурятия, Улан-Удэ

ТЬЮТОРСТВО КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Khaludorova Lubov Enzhapovna

Candidate of pedagogical science, assistante professor of the chair of pedagogy andpsychology of the Republican Institute for personnel management and education, L.E.Khaludorova@mail.ru, Buryatia Republic, Ulan- Ude

TUTORING AS A FORM OF DEVELOPMENT IN TEACHERS MORAL-ECOLOGICAL VALUE

В настоящей статье рассматривается вопрос о том, каким образом можно развивать нравственно-экологические ценности педагога, которые предполагают не только знания общечеловеческих, этноэкологи-ческих ценностей, но и убеждения в необходимости и преемственности этих знаний и поведения, направленного на реализацию этих знаний и убеждений. В связи с этим в республиканском институте кадров управления и образования разработана и реализуется авторская программа по развитию нравственно-экологических ценностей педагога-экотыотора. Для этого были выявлены потребности педагогов, для которых приоритетной является экологически ориентированная деятельность. В итоге они становятся лидерами в данном направлении деятельности, т. к. через их целенаправленную теоретическую подготовку, происходит взращивание опыта в этой деятельности.

Следовательно, они грамотно сопровождают экологически ориентированную деятельность не только в рамках школы, но и в любом сообществе. 224

Так, экотьюторы становятся представителями педагогических сообществ, активно занимающимися вопросами решения экологических проблем в окружающей их природной и культурной среде. Экотьютор, на наш взгляд, это педагог, который по собственной инициативе, проучившись на курсах профессиональной переподготовки, получает право для ведения нового вида деятельности, в нашем случае, экологически ориентированной деятельности. При этом педагоги позиционируют себя как субъект образовательной деятельности, проектируя траекторию собственного развития, и как субъект профессиональной деятельности, осуществляющий в ней определенные изменения.

Подготовка экотыоторов отличается от традиционных форм обучения тем, что они выбирают эти курсы по собственному желанию, исключительно по потребностям; в содержание обучения включается их реальный субъектный опыт.

Важным и значимым является социальный заказ. В связи с этим вопросы подготовки экотьюторов в условиях Байкальского региона были, прежде всего, обусловлены:

1) изменениями, происходящими в социально-педагогической реальности, появлением новых профессиональных норм в образовательном пространстве региона;

2) развитием субъектности педагога в условиях постдипломного педагогического образования, способствующей эффективному управлению собственной деятельностью;

3) пониманием педагога, что сегодня каждому необходимы разработанные и реализованные индивидуальные образовательные программы с приобретением дополнительных видов деятельности;

4) внедрением тыоторства со всеми его функциями для экологически ориентированного сопровождения деятельности педагогов на местах (образовательных площадках), владеющих разного рода умениями: организационными, проектировочными, рефлексивными и др.

В этой связи особенностью наших научных поисков является то, что мы углубились в рассмотрение и толкование понятия «тьторство».

В последнее время в образовательном пространстве очень активно используются понятия «тьютор», «тьюторство», «тьюториал», но мало специальных источников, объясняющих их значение и смысл. Вместе с тем корни данного понятия уходят в доисторические времена. Тьюторство подразумевает взаимодействие опытного человека, который умеет что-то делать и новенького, который еще не владеет теми или иными умениями. Формой их коммуникации становится свободное общение, в ходе которого опытный человек доступно, например, в виде легенд, притч и сказок рассказывает новенькому о том, что произошло с ним. Это делается для того, чтобы предупредить ученика от повторения собственных ошибок. После такого общения новенький начинает понимать происходящее. Еще Я. А. Коменс-кий утверждал, что преподаватель может эффективно работать лишь в том

случае, если будет заниматься не с отдельным учеником, а разделит всех учеников на группы, во главе каждой группы поставит наблюдающих, а над ними, в свою очередь, - других, и так далее, вплоть до самого старшего.

Истинность такой организации Я. А. Коменский доказывал тем, что в природе «ствол не доходит до всех ветвей, но, оставаясь на своем месте, сообщает сок главным, примыкающим к нему ветвям; те передают его другим, и таким образом сок переходит последовательно вплоть до последних и самых маленьких веток дерева» [2].

Необходимость организации такого взаимодействия учеников была известна и до Я. А. Коменского. Тот факт, что для овладения знанием, добродетелью или умением обязательно нужно, чтобы ученик побывал в роли учителя, сам преподавал кому-то, наставлял кого-то, прививал умения, люди зафиксировали давно. В школах Спарты каждый ученик, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что младшие приобретают в лице наставников не только учителя, но и надежную защиту, поддержку старшего друга. Такая система обучения и воспитания, основанная на сотрудничестве субъектов образовательного процесса, наблюдалась во все времена и в самых разных культурах.

Принципы спартанской педагогики римляне превратили в пословицу -«учатся, обучая». Близкое по значению высказывание можно встретить у Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе... Обучение - наполовину учение».

Принцип сотрудничества учеников в процессе обучения был одним из четырех Великих принципов конфуцианской педагогики, утверждавшей, что «если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны».

В конфуцианских школах после третьего года обучения проверяли, питает ли ученик почтение к науке и наслаждается ли обществом товарищей, а через семь лет проверяли способность рассуждать о науках и выбирать друзей. Считалось, что если заботиться только о продвижениях учеников в науках и не заботиться об отношениях с наставниками и учениками, то ученики останутся невежественными, не увидят пользы в учении.

Воспитанником одной из лучших английских школ VIII в., основанной при Йоркском монастыре, и большим поклонником тьюторской системы обучения был Алкуин, выполнявший при дворе Карла Великого функции министра просвещения. Создавая по повелению Карла образцовые школы во Франции, Германии, Италии, Алкуин прививал в них формы организации взаимоотношений учащихся по английским образцам. То, что отчасти удалось Алкуину, совершенным образом осуществили иезуиты, которые суммировали все известные европейскому просвещению методы совместного обучения юношества. Самое лучшее по тем временам светское образование и воспитание, максимальное развитие способностей -вот чем славились иезуитские школы, привлекавшие даже протестантов.

В их опыте были собраны и развиты ранее встречавшиеся формы соорга-низации учащихся: разновозрастная кооперация, где старшим ученикам поручалось обучение и воспитание младших; одновозрастная кооперация помогающих друг другу мальчиков; свободный обмен мнениями, воспитывающий творческую независимость; иерархические отношения между командиром группы и подчиненными ему сверстниками, дисциплинирующие ум и волю подчиненных, и командира.

В начале XIX в. был отмечен своеобразный бум учебного сотрудничества. Это было связано с тем, что появилась необходимость создания системы массовых народных школ, а причиной этому стал опыт педагогической работы Эндрю Белля - шотландца, попавшего в конце XVIII в. в Индию и назначенного интендантом школы в Мадрасе, где были собраны дети английских солдат.

В поисках эффективной работы с этими детьми, он разбил мальчиков на десятки, назначил себе помощников из старших учеников, те, в свою очередь, выбрали себе помощников среди семи - и девятилетних, а они надзирали за пяти - и шестилетними. Затем при непосредственном обучении сохранилась эта же иерархия. В итоге доклад Белля о большом эффекте этой системы был опубликован, и его дело нашло поклонника и последователя в лице Джозефа Ланкастера, который не только сам преподавал по этому методу, но и всячески способствовал широкому распространению этой системы, названной его именем, в Англии и на континенте. Ланкастерская система прочно внедрилась в школах Европы и Америки в первой четверти XIX в.

В 1815 г. в Петербурге было учреждено Общество училищ взаимного обучения. Таким образом, в то время церковная школа перестала отвечать запросам времени, а государства еще не могли в полной мере взять на себя расходы по содержанию массовой школы, ланкастерская система оказалась удобным способом обеспечения образования самых широких слоев населения. Система взаимоотношений, похожая на ланкастерскую систему, сегодня сохраняется в сельской малокомплектной школе, где старшие помогают младшим.

В современном вузе, в школе также активно говорят о тьюторстве. Если говорить о школе, то тьютор может сопровождать индивидуальные образовательные программы учеников. Значит, тыоторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Тьюторы

- это тоже вожатые, но только ведут они детей по пути развития собственных способностей. В данном случае у тьютора несколько важных задач. Он помогает ученику в определении эффективности обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативы. Кроме того, очень значима роль тьютора в качестве помощника в самоопределении старшеклассника. Отсюда, тьюторство представлено как

инициированная взрослыми форма ресурсно-организованной деятельности.

Тьютор вполне сознательно относится к способам своей деятельности как к предмету наблюдения, анализа, эксперимента. Тьютор не только побуждает развитие способов деятельности своего подопечного, но и тем самым развивает свои человеческие ресурсы.

Тьютор является консультантом учащегося. Он может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться в процессе обучения, а с другой стороны, он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека.

Тьютор может выступать в качестве организатора условий, в которых возможна образовательная активность ребенка в режиме проб и поиска. Он выявляет и поддерживает образовательные интересы учащихся, помогает ребенку включиться в проектную, игровую, авторскую и другие виды деятельности.

Тьютор также может выступать в качестве представителя семьи в школе. Фактически тьютор заботится о том, чтобы ребенок учился инициированию, самостоятельности при принятии решений, максимально мог проявлять свой интеллектуальный потенциал, развивать творческое мышление. Не случайно, тьютор (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель», репетитор, (школьный) наставник, опекун.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что тьюторство не является культурной новацией. Функция наставничества существует столько же, сколько существует человеческая культура. Но разница в том, что это происходило в большинстве случаев стихийно, а лишь иногда обретало институциональную форму.

Тьютором может быть и педагог, в данном случае проявляется субъектная активность как педагога, так и тьютора, выступающих равноправными участниками образовательного процесса. У них может быть взаимодействие, ориентация на индивидуальность, самобытность, результативность педагога, выработка в процессе профессионального общения индивидуальных норм взаимодействия, осознанных как необходимые для решения поставленных целей. Для того чтобы педагог стал тьютором, нужно создать такие алгоритмы профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность.

По мнению профессора Т. М. Ковалевой, «тьютор» - это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности. Поэтому тьютор может быть не только в образовательном учреждении, но и относиться к любым людям, осваивающим новую деятельность в любой сфере. Тьютор не тот, кто заменит усилия по собственному поиску подопечного, а тот, кто наравне с ним прилагает усилия по поиску способа передачи культурного содержания тому, кто ищет его (содержание) как опору в овладении собой. У 228

тьютора, в отличие от учителя, нет знания, которое он может передать, нет заданного пути формирования образа подопечного. Эти образцы знания и нормы, попадая в коммуникацию тьютора и подопечного, являются только средством для формирования знания о способе образования. И в этом смысле общение тьютора и подопечного всегда ситуативно. Эту ситуацию можно назвать ситуацией образовательного поиска. Она есть тогда, когда они оба не знают о том, какие образцы культурного содержания и как могут стать основой для формирования индивидуализированного способа движения к культуре, овладения собой через культурный образец. Их совместные попытки поиска такого способа и являются материалом для «рефлексивного снятия найденного способа».

Тьютор - это человек, который больше слушает, больше думает, для него важно не говорить, а молчать, понимать. В отличие от учителя тьютор помогает сориентироваться в предметной культуре. Он философ предмета, он понимает область предмета - загадки, научные школы и т. д. У него должны быть очень глубокие знания, чтобы можно было выходить на уровень философии, методологии науки. Тьютор - свободная педагогическая профессия. Для него важно, чтобы человек сам понял больше про свой потенциал, миссию, предназначение в жизни. Для этого тьютор помогает человеку создать такие условия, в которых тот мог бы глубже раскрыть самого себя.

Тьютор призван сопровождать профессиональное развитие педагога, т. е. разрабатывать индивидуальные образовательные программы; организовывать профессиональные пробы; содействовать в профессиональном позиционировании; проводить процедуры анализа и рефлексии (с целью понимания педагогами своих достижений); выявлять проблемы и корректировать действия педагогов; помогать им входить в новые виды деятельности (проектную, исследовательскую, программно-организованную). Также тыотор по сопровождению индивидуальных образовательных программ работает с образовательной инициативой учащихся; создает условия для формирования индивидуальной образовательной программы. Таким образом, теоретические основы понятия «тьюторство» составили: теория индивидуализации в образовании; психология профессионализма; субъектный подход к процессу личностного развития; акмеологический и андрагогический подходы; система представлений о профессионализации как о процессе становления субъектного отношения к профессиональной деятельности.

Сегодня ведется поиск такой технологии обучения, при помощи которой взрослых обучающихся можно превратить из пассивных потребителей учебной информации в творческих соучастников получения новых знаний.

Е. И. Агаркова и С. В. Загребельная делятся опытом о том, как в Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования разработали и реализовывают технологию тьюторского сопровождения повышения квалификации учителей [1]. Данная технология включает диагностический, мотивационный, целеполагающий, проектировочный, организационно-управленческий, оценочно-результативный этапы. На диа-

гностическом этапе предполагается экспертиза соответствия результатов педагогической деятельности учителя всем требованиям.

Целью мотивационного этапа является развитие системы потребностей и мотивов, отражающих побуждения учителей к самосовершенствованию и стремления к пополнению общих и профессиональных знаний, к совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений.

Внимание уделяется изучению индивидуальных психолого-педагогических особенностей учителя как субъекта педагогической деятельности. Деятельность тьютора на этом этапе заключается в том, что он указывает учителю на выявленные в процессе диагностики пробелы в деятельности.

На этапе целеполагания тьютор совместно с методистом ИПК распределяет учителей на группы, в которые входят учителя со сходными потребностями в повышении квалификации, затем определяются цели каждого учителя. Проектировочный этап предполагает деятельность тьютора по оказанию помощи обучающимся в составлении индивидуального образовательного маршрута. В Красноярском краевом институте повышения квалификации авторским коллективом под руководством Г. А. Гуртовенко разрабатываются собственные подходы к пониманию тюторства [3]. По их мнению, тьютор - это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Это означает, что он, с одной стороны, является организатором сетей профессионального развития, с другой - инициирующим и поддерживающим образовательный процесс.

Как организатор сетей профессионального развития субъекгов, тыотор работает с образовательными ресурсами, квалифицируя их, оформляя их и управляя движением ресурса (накоплением, соорганизацией, мониторингом и употреблением). Как сопровождающий профессионального развития, тьютор организовывает ситуации самоопределения, самоосуществления, самореализации человека в профессии, помогая ему разрабатывать индивидуальные образовательные программы, обеспечивая его профессиональные пробы, создавая места для профессионального позиционирования.

Принципиальное отличие тьюторства заключается в том, что педагог на курсах учится самостоягельно, а тьютор помогает ему, технологически организуя особые пространства совместной деятельности; обучение происходит на основе реального опыта слушателей.

После изучения различных подходов к толкованию понятия «тьюторство», в процессе обучения (организованной совместной деятельности) мы разработали примерную модель тьютора. Эта модель способствует пониманию того, что экотьютор овладевает не суммой определенных знаний, а комплексом компетенций, позволяющих самостоятельно управлять своим собственным развитием и становлением. Еще необходимо отметить, что тьюторство действительно является формой ресурсно-организованной деятельности для развития нравс-твенно-экологических ценностей педагога.

Педагог, становясь экотьютором, не только помогает своим подопечным ученикам, коллегам, родителям и жителям своего поселения осваивать разные виды деятельности (необязательно в области профессиональной деятельнос-

ти), но и сам развивает свои человеческие ресурсы, т. е. происходит одновременное, параллельное взаимное, совместное развитие. Также наше экспериментальное исследование выявило, что педагог, именно с развитыми нравственно-экологическими ценностями, может состояться как экотьютор.

Поэтому нравственно-экологическая ценность педагога является базовой составляющей компетенций экотьютора. Мы доказали, что чем выше уровень развития нравственно-экологических ценностей педагога, тем эффективнее его деятельность как экотьютора. Таким образом, в содержание разработанной модели развития нравственно-экологических ценностей педагога - экотыотора включены следующие, на наш взгляд, компетенции:

1. Самообразовательные компетенции

- самостоятельно находить, отбирать, систематизировать, обобщать и использовать необходимую экологически ориентированную образовательную информацию;

- самостоятельно ставить цели, планировать, организовывать свой индивидуальный процесс экологически ориентированного образования и траекторию личностного развития;

- самостоятельно и аргументировано доказывать свою точку зрения в экологически ориентированном пространстве;

- самостоятельно выявлять, корректировать, оформлять, решать проблемы, возникающие в экологически ориентированном самообразовании; видеть новые проблемы, вытекающие из прошлого опыта.

2. Организационно-коммуникативные компетенции

- организовывать собственную деятельность, связанную с решением экологически ориентированных образовательных задач;

- организовывать взаимодействие, взаимопомощь и поддержку между всеми участниками экологически ориентированного образовательного процесса;

- эффективно распределять свое время и время участников экологически ориентированного образовательного процесса на различные виды деятельности;

- развивать экологически ориентированную деятельность (обучение) в общении (умение ладить с людьми, устанавливать контакты, согласовывать действия, работать в паре, группе, слышать и слушать других, задавать вопросы концептуального плана, разрешать конфликты).

3. Конструктивно-проектировочные компетенции

- составлять экологически ориентированную программу собственной деятельности, деятельности группы, школы;

- составлять экологически ориентированные образовательные маршруты изучения содержательного материала;

- устанавливать экологически ориентированные межпредметные, метапредметные связи изучения дисциплин;

- проектировать модульную организацию экологически ориентированной образовательной деятельности;

- определять наиболее рациональные формы, методы, технологии экологически ориентированного образовательного процесса;

- развивать при решении экологических проблем умения тактически, стратегически, многомерно мыслить;

- комбинировать элементы теории и практики для порождения целого, нового знания;

4. Социально-личностные компетенции

- критически рассматривать и осмысливать явления и события, связанные с экологически ориентированными вопросами в мире, России, РБ;

- определять связи прошлого, настоящего и будущего по экологически ориентированным вопросам;

- оценивать социальные и личностные тенденции, связанные с состоянием окружающей среды;

- входить в дискуссию по вопросам, связанным с решением экологических проблем и вырабатывать свое мнение;

- задавать себе вопросы о смысле бытия, о характере взаимоотношений с людьми, обществом, руководствоваться в этой сфере деятельности нравственными ценностями.

В целом, содержание данной программы построено на изучении материалов разработанного нами учебно-методического комплекта (научно-практического пособия «Экопедагогика» и рабочей тетради к нему).

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что качественная подготовка экотьюторов возможна именно в эффективной системе дополнительного профессионального образования по ряду причин:

- эффективная система дополнительного профессионального образования, более чем другие образовательные учреждения, приближена к школе;

- эффективная система дополнительного профессионального образования

- гибкая система, включенная непосредственно в социально-образовательную практику, способная быстро внести коррективы в подготовку кадров, ориентируясь на региональные потребности системы образования, конкретной школы, личности самого педагога;

- эффективная система дополнительного профессионального образования

- система, способная, с одной стороны, осуществлять единую образовательную политику в работе со всеми категориями педагогов и других взрослых.

Библиографический список

1. Агаркова, Е. И. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей [Текст]/ Е. И. Агаркова, С. В. Загребель-ная // Методист. - 2009. - № 8. - С. 14-17.

2. Коменский, Я. А. Собрание сочинений в 3 т. [Текст]/ Я. А. Коменский // М.,

- 1989.

3. Костина, Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов / Н. А. Костина // Сибирский учитель. - 2006. - № 1 (43). - С. 47-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.