Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСТВО И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЕ-ЛИЦЕЕ'

ТЬЮТОРСТВО И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЕ-ЛИЦЕЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВЕСТ / ФГОС / ТЬЮТОР / CRITICAL THINKING / META-SUBJECTIVITY / DESIGN ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY / QUEST / FGOS / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаева Ольга Александровна

В статье рассматривается роль тьютора в организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащегося, а также необходимость создания психологически комфортных условий для развития творческого и, как следствие, исследовательского потенциала учащегося. Автор статьи описывают включение научной, научно-исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления в систему школьного образования. В статье говориться о многолетней подготовке учащихся Самарского медико-технического лицея к решению метапредметных задач, принятию нетривиальных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING AND CRITICAL THINKING IN THE ORGANIZATION OF STUDENT RESEARCH IN THE MODERN LYCEUM SCHOOL

In the article the role of the tutor in the organizations of design and research activity of the pupil and also need of creating psychologically comfortable conditions for development creative and as a result of the research potential of the pupil are considered. The author of the article describes the inclusion of scientific, research activity and technology of critical thinking development in the system of school education. The article is told about prolonged training of pupils of the Samara medico-technical lyceum for the solution of metasubject tasks and uncommon decisions.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСТВО И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЕ-ЛИЦЕЕ»

УДК 373.51

ТЬЮТОРСТВО И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЕ-ЛИЦЕЕ

TUTORING AND CRITICAL THINKING IN THE ORGANIZATION OF STUDENT RESEARCH IN THE MODERN LYCEUM SCHOOL

© 2019

О.А. Кулаева O.A. Kulaeva

В статье рассматривается роль тьютора в организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащегося, а также необходимость создания психологически комфортных условий для развития творческого и, как следствие, исследовательского потенциала учащегося. Автор статьи описывают включение научной, научно-исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления в систему школьного образования. В статье говориться о многолетней подготовке учащихся Самарского медико-технического лицея к решению метапредметных задач, принятию нетривиальных решений.

Ключевые слова: критическое мышление; метапредметность; проектная деятельность; научная деятельность; квест; ФГОС; тьютор.

In the article the role of the tutor in the organizations of design and research activity of the pupil and also need of creating psychologically comfortable conditions for development creative and as a result of the research potential of the pupil are considered. The author of the article describes the inclusion of scientific, research activity and technology of critical thinking development in the system of school education. The article is told about prolonged training of pupils of the Samara medico-technical lyceum for the solution of metasubject tasks and uncommon decisions.

Keywords: critical thinking; metasubjectivity; design activity; research activity; quest; FGOS; tutor.

Движение человека по уровням познания опосредуется богатством его внутреннего мира, его системой ценностей, жизненной направленностью.

Д.Б. Богоявленская [1]

На рубеже ХХ-ХХ1 веков человечество вступило в период глобальных изменений. Активизация всестороннего международного общения и взаимодействия значительно ускорила процессы глобализации. Для современного общества нормой становится жизнь в регулярно меняющихся условиях, соответственно, от членов данного общества требуется умение решать нетривиальные задачи. Находясь в поликультурном обществе, человек вынужден соответствовать высоким, а подчас и завышенным требованиям, поскольку успех коммуникативного взаимодействия зависит от толерантности и качественного сотрудничества. Одна из первых социальных систем, которая реагирует на запросы членов общества, личности, экономики, - это образовательная система [2].

Как считает А.О. Карпов, для «общества знаний, в котором знание способно создавать и входить в вещи, технологии, глобальные и локальные структуры жизни, человеческие отношения и, в конечном счете, производить само знание... основу его конкурентоспособности составляет способ воспитания людей, культурного и психического роста, духовного развития, "заточенного" на поиск истины. Теперь это есть проблема не только обучения, семейного воспитания, научного тьюторства, но самого общества как целого, которое должно производить несущие структуры жизни, "образовывающие" нового человека» [3, с. 63]. Очень важно рассмотреть и развить научный потенциал у человека, поскольку «принятие решений все в большей степени связано с наукой, и тех,

кто не имеет о ней представления, сбрасывают со счетов», - отмечает Дж. Маккензи (J. Mackenzie) [Цит. по: 3, с. 63].

Каждый школьник - личность, каждая личность обладает творческим потенциалом, творческий потенциал можно и нужно развивать [4]. Для развития творческого потенциала необходимо несколько условий:

- тьютор, способный увидеть и развить творческие способности личности;

- мотивация учащегося к обучению и выполнению поставленных задач;

- возраст обучающегося (поскольку возрастные особенности позволяют или не дают возможности справиться с выбором материала, его анализом и умением делать выводы);

- среда или, другими словами, условия, которые могут как способствовать, так и разочаровать при выполнении исследовательских проектов [5].

Тьютор (tutor в переводе с английского - педагог-наставник, опекун, попечитель; от лат. tueor - заботиться, оберегать) -специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных [6].

Мы можем рассматривать тьюторство как неофициальную форму педагогического взаимодействия при организации исследовательского обучения школьников в части содействия генерированию творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности [7 ; 8], практически отождествляя это понятие с научным руководством со стороны ученых, специалистов высшей школы или педагогов школы. Это будет справедливо в том случае, если между ребенком и взрослым возникают особые, индивидуальные отношения, в которых наставник выступает в роли проводника во взрослую жизнь посредством педагогических возможностей. Тьютор - это тот человек, который способен включать в мир ученика новые социальные и профессиональные компоненты реальной жизни. От тьютора зависит многое: общий

эмоциональный настрой; комфортные условия каждого участника и четкость организации на протяжении всего цикла разработки и реализации проекта; ощущение успешности каждого участника. Тьютору предстоит: познакомить каждого обучающегося с содержанием конкурсной программы; организовать работу группы и каждого ее члена в отдельности; создать условия для работы каждого участника и группы в целом в течение конкурса; заботиться об эмоциональном климате и рабочей атмосфере в группе; организовать работу своей группы до и после конкурсной программы (включая знакомство членов группы); оказывать каждому из участников индивидуальную помощь и поддержку - как консультационно-организационного, так и психологического характера; осуществлять рефлексию. Эффективность деятельности тьютора зависит от умения выстраивать «тактику взаимодействия». Позицию тьютора можно определить как содействие самоопределению и самореализации обучающихся в процессе конкурсных событий.

Тьютор помогает обучающемуся выстроить собственную траекторию будущего движения, выделять и рефлексировать полученный опыт, занять субъектную позицию к собственному развитию и осваивать механизмы развития себя как субъекта. По существу это навигатор, который должен понять, откуда и куда стремиться попасть его «заказчик», выстроить оптимальный «маршрут следования», при необходимости приостанавливать процесс движения и производить «сверку отклонений от маршрута», осуществлять его оценку. Ролевой репертуар тьютора включает в себя две позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор). Большую роль в понимании роли тьютора, поставленных перед тьютором задач, психологического сопровождения учащегося во время выполнения проектно-исследовательской работы играют научные труды доктора психологических наук, профессора Дианы Борисовны Богоявленской [9-11].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования [12] (далее ФГОС ООО), среднего (полного) общего образования [13] (далее ФГОС СПОО), к новым требованиям, предъявляемым к учащимся средней школы, относятся:

- готовность и способность к познавательной деятельности;

- овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования;

- самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач;

- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

- овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.

Указанные выше требования реализуются в условиях включения учащихся в исследовательскую деятельность, которая призвана повысить качество образовательного процесса в общеобразовательной школе. Таким образом, согласно ФГОС ООО, ФГОС СПОО, учащиеся уже в основной школе (5-9 классы) должны быть подготовлены к исследовательской деятельности, которая на старшей ступени общего образования станет для них одной из базовых наряду с проектной и социальной.

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательское обучение предполагает непрерывное задействование в образовательном поле метода научных исследований.

По мнению А.О. Карпова, относительно небольшая группа молодых людей способна придерживаться исследовательского

стиля жизни, поскольку здесь мы можем говорить о формировании исследовательского интеллекта личности. Как правило, исследовательский интерес имеет внепредметное происхождение, то есть стимулируется неучебным содержанием образования.

В современном мире любая информация имеет экономическое значение. Глобализация не только культур, но и сфер деятельности ставит новые задачи перед образованием. Современному члену общества необходимо уметь критически мыслить, то есть анализировать, оценивать, противостоять воздействию/манипулированию окружающей информационной среды.

Термин «критическое мышление» (англ. critical thinking), ставший популярным в последние годы, используется в ряде наук (философии, психологии) и во многих учебных дисциплинах - физике, литературе, биологии и пр. Авторы ряда аутентичных учебников по английскому языку разработали разделы, задания на развитие и формирование критического мышления.

Критическом мышление - это интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия [14].

Умение критически мыслить не связано с уровнем образованности. В качестве примера можно рассмотреть детей раннего возраста. Данное явление было давно отмечено психологами. Дети, не ограниченные рамками, свободно высказывают свои не-клишированные, нетривиальные мысли, применяют неизвестные для них предметы, иногда ошибаясь в своих действиях, но чаще показывая или высказывая рациональность ситуации.

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний [15].

Исследование - это научный процесс изучения какого-либо явления. На наш взгляд, научное мышление отличается от обыденного тем, что требует организованности, упорядоченности, строгости, а также нетривиальности.

В федеральных государственных общеобразовательных стандартах заложены требования к «построению индивидуальной образовательной траектории», к «формированию научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами» [16]. Формируя у обучающихся способность построения индивидуальной образовательной траектории, развивая научный тип мышления, учитель выполняет основную задачу системы образования - научить учиться. Таким образом, происходит развитие «умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией» [16].

Учителя Самарского медико-технического лицея используют множество форм и методов решения основных задач, поставленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Педагогический коллектив обеспечивает «формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности» [16]. Учебные занятия в СМТЛ разрабатываются в соответствии с ФГОС. На занятиях учитель вместе с обучающимися формулирует проблему. Ребята делятся на группы и пытаются решить данную проблему. После высказанных решений переходят к изучению соответствующей темы более подробно. Домашнее задание также содержит поисково-исследовательский компонент. Оценивая выполнение домашнего задания на следующем уроке, учитель и ученики анализируют ответы ребят, аргументируют оценки. Дети

учатся находить информацию, анализировать, отбирать материал, презентовать результаты своей деятельности перед аудиторией, что способствует формированию критического мышления [17].

Формированию критического мышления способствует и учебно-проектная деятельность. Уже в младшем и среднем звеньях ребята выполняют учебные, творческие проекты.

Выполнение первых проектных работ дает учителю материал для анализа потенциальных возможностей учащихся в творческой познавательной деятельности, готовности детей углубленно изучать предметы. По итогам выполненных работ (защита перед классом, на учебных конференциях) ребята направляются на конференции городского уровня (например, конференция «Первые шаги в науку»), на всероссийские и международные конференции, форумы, конкурсы (например, «Шаг в будущее. Юниор»).

В период выполнения проектов в 5-7 классах у детей выявляется способность усваивать программу на опережение. По итогам выполненных работ ребята направляются на конференции городского уровня (например, «Я - исследователь»). Мы начинаем преподавать некоторые предметы на углубленном уровне. Учащиеся посещают лаборатории, кружки по естественно-научным и математическим предметам. Чтобы дети могли окунуться в решения метапредметных задач, тем самым развивая критическое мышление во внеурочное время, для учащихся 7-х классов проводится метапредметный квест «12 стульев». Квест проводится в конце третьей четверти, что помогает выявить уровень интеллектуально-творческого, познавательного и социального развития учащихся. Ребята проходят так называемые «комнаты», которые соответствуют учебным предметам будущих профилей: физика, математика, биология, география, история, английский язык. Седьмой класс - последний класс общеобразовательной школы, с восьмого класса происходит профильное деление: техническое, медицинское, экономическое отделения.

В квесте у ребят есть возможность на практике, во время внеурочной деятельности, проявить навыки критического мышления в ходе решения метапредметных заданий. По результатам квеста можно диагностировать степень сформированности метапредмет-ных результатов учащихся.

В 8-9 классах учащиеся в условиях профильного самоопределения посещают спецкурсы и лаборатории, создают индивидуальные проекты в рамках профиля. Ребятам предоставляется возможность выполнять проектные и научные работы под руководством педагогов вузов. По итогам защиты работ на учебной конференции лицеисты направляются на конференции, форумы, конкурсы городского, всероссийского, международного уровня (например, ФОС «Шаг в будущее» и пр.).

Для 9-11 классов проводится ежегодная научная конференция лицеистов «День науки». В конференции принимают участие дети, которые работали над научными, научно-исследовательскими темами, способные анализировать, отбирать, оценивать, делать выводы, то есть критически мыслить.

Наш опыт показывает, что мотивация, интерес к обучению, стремление достичь более высоких результатов появляется и сохраняется у 80% ребят, которые занимались исследованиями. Анализируя профессиональный выбор наших выпускников, мы можем сказать, что 60% учащихся были профессионально сориентированы в процессе научно-исследовательской деятельности в лицее. Наши выпускники, те, кто в настоящий момент закончили вуз или являются студентами, подтверждают, что лицейский опыт научно-исследовательской деятельности помог им как при поступлении в вуз, так

и во время обучения в нем, поскольку принцип работы над курсовыми и дипломными проектами идентичен принципу работы над научно-исследовательскими работами [18].

В целом можно сказать, что интеграция исследовательского образования и технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста учащегося.

Индивидуальная исследовательская деятельность обучающихся обогащает практику личностно-ориентированных технологий. Образовательные технологии, используемые педагогом в работе, должны способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удается что-то открыть самому [19]. Задача учителя - вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. В процессе проектно-иссле-довательской работы проявляется самостоятельная мыслительная деятельность: учащимся приходится сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Деятельность учителя по организации про-ектно-исследовательской деятельности может быть многогранна, но в первую очередь она должна создавать условия для формирования исследовательской компетенции учащихся. Участие обучающихся в интеллектуальных конкурсных мероприятиях различного уровня (регионального, федерального, международного) можно назвать масштабным, многоплановым проектом.

* * *

1. Богоявленская Д.Б. Методические основы построения типологии творчества // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. 2015. Т. 1. С. 264-267.

2. Резникова Ю.Г., Карпова Л.Г. Формирование навыков учебно-исследовательской работы у учащихся основной школы // Вестник БГУ. Серия «Педагогика». 2014. № 1. С. 31-34.

3. Карпов А.О. Социализация научно-исследовательского типа в обществе знаний // Современное образование. 2016. № 1. С. 1-35.

4. Карпов А.О. Научное образование в современной школе // Народное образование. 2004. № 9. С.47-56.

5. Гулин Ю.М., Рябенко И.П. Тьюторство как фактор, способствующий научно-исследовательской социализации школьников // Тьюторство в исследовательском образовании : сборник трудов российской науч.-метод. конференции-семинара. 19-21 марта 2018 г., г. Москва / под ред. Д.Б. Богоявленской, Б.И. Пружинина, А.О. Карпова. М. : АПФН, 2018. С. 35-42.

6. Карпов А.О. Как организовать систему исследовательского обучения школьников // Школьные технологии.2011.№ 3. С. 98-104.

7. Карпов А.О. Метод научных исследований vs метод проектов // Педагогика. 2012. № 7. С. 14-25.

8. Карпов А.О. Научный наставник в исследовательском образовании // Образовательные технологии. 2013. № 4. С. 28-38.

9. Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность»: методологические подходы // Образование личности. 2014. № 4. С. 58-66.

10. Богоявленская Д.Б. Стандартно о нестандартном // Проблемы современного образования: интернет-журнал. 2017. № 1. С. 24-36. URL:http://www.pmedu.ru/index.php/ru/2017-god/nomer-1 (дата обращения: 05.05.2019).

11. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь сопровождения развития учащихся // Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящее, будущее : материалы междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 45-летию кафедры психологии ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». Ульяновск : УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2014. С. 138-144.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 05.02.2019).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СПОО) URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 07.02.2019).

14. Scriven M., Paul R W. Critical Thinking as Defined by the National Council for Excellence in Critical Thinking // Proceedings of 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform (1987). URL: http://www.criticalthinking.org/pa-ges/defining-critical-thinking/766 (дата обращения: 05.07.2016).

15. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М. : Прогресс, 1990. 716 с.

16. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://kongra-dovka.ucoz.ru/Obrazovanie/prikaz-1897.pdf (дата обращения: 25.10.2016).

17. Рябенко И.П. Системный подход при организации исследовательской деятельности учащихся на региональном уровне на примере сотрудничества Псковской области и программы «Шаг в будущее» // Творчество молодых исследователей в системе «школа - наука - вуз» : сборник трудов российской научно-методической конференции-семинара. 22-23 ноября 2017 г., г. Москва / под ред. Д.Б. Богоявленской, А.О. Карпова. М. : НТА «АПФН», 2017. С. 59-68.

18. Серебрякова Н.Б., Кулаева О.А. Взаимосвязь гуманитарных и естественно-научных дисциплин в научно-исследовательской деятельности // Тьюторство в исследовательском образовании : сборник трудов Российской научно-методической конференции-семинара. 19-21 марта 2018 г., г. Москва / под ред. Д.Б. Богоявленской, Б.И. Пружинина, А.О. Карпова. М. : НТА «АПФН», 2018. С. 67-71.

19. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. 2003. № 4. С.54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.