Научная статья на тему 'Формирование мотивации и познавательной активности школьников на уроках математики через исследовательскую деятельность'

Формирование мотивации и познавательной активности школьников на уроках математики через исследовательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / TECHNOLOGY / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондакова Ирина Федоровна

В данной статье рассматривается формирование мотивации и познавательной активности учащихся на уроках математики через организацию исследовательской деятельности, которая нацелена на решение проблемы в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. В статье приведены фрагменты занятий, где показаны способы описания практической жизненной задачи на математическом языке, возможности применения математических знаний при изучении других предметных областей. Такие занятия вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, которая ведет к новым открытиям, интересу к познаниям.This article discusses the formation of motivation and cognitive activity of students in mathematics through the organization of research activity, which is aimed at solving the problem as a result of independent actions, students with the obligatory presentation of these results. The article provides fragments of classes that show how to describe a practical life task in a mathematical language, the possibility of applying mathematical knowledge in the study of other subject areas. Such classes involve students in their research activities, which lead to new discoveries, an interest in knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондакова Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации и познавательной активности школьников на уроках математики через исследовательскую деятельность»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Кондакова И.Ф. Email: Kondakova689@scientifictext.ru

Кондакова Ирина Федоровна - учитель математики высшей категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Оймяконская средняя общеобразовательная школа им.Н.О. Кривошапкина, п. Оймякон, Оймяконский улус, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в данной статье рассматривается формирование мотивации и познавательной активности учащихся на уроках математики через организацию исследовательской деятельности, которая нацелена на решение проблемы в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. В статье приведены фрагменты занятий, где показаны способы описания практической жизненной задачи на математическом языке, возможности применения математических знаний при изучении других предметных областей. Такие занятия вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, которая ведет к новым открытиям, интересу к познаниям.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, технология, познавательная активность.

FORMATION OF MOTIVATION AND COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS THROUGH

RESEARCH ACTIVITY Kondakova I.F.

Kondakova Irina Fedorovna - mathematics Teacher of the highest category, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OYMYAKON SECONDARY SCHOOL NAMED AFTER N.O. KRIVOSHAPKIN, OYMYAKON SETTLEMENT, OYMYAKON ULUS, REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Abstract: this article discusses the formation of motivation and cognitive activity of students in mathematics through the organization of research activity, which is aimed at solving the problem as a result of independent actions, students with the obligatory presentation of these results. The article provides fragments of classes that show how to describe a practical life task in a mathematical language, the possibility of applying mathematical knowledge in the study of other subject areas. Such classes involve students in their research activities, which lead to new discoveries, an interest in knowledge. Keywords: research activity, technology, cognitive activity.

УДК 372.851

Современная реальность образовательного процесса выражается в возросшей потребности продуцирования школой творчески мыслящих людей, ярких личностей, способных к адаптивному взаимодействию по варианту обновления среды, т.е. использующих нешаблонные или неизвестные ранее способы (Е.А. Ямбург. Школа для всех, м., новая школа 1996г.) По этому поводу известный педагог - дидактист И.Я. Лернер писал: «учебная деятельность суть творческое преобразование объекта изучения, позволяющее развивать теоретическое мышление, т.е. это такое изучение материала, при котором выясняется происхождение, становление и развитие предмета» (Лернер И.Я. Проблемное обучение - М: Знание 1974 г.).

Решить такой социально-педагогический заказ современной реальности позволяет опора на развивающее обучение и в частности - на активизацию познавательной

деятельности учащихся в процессе обучения. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний, учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности само развивающейся и само реализующейся. В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения, о которых неоднократно говорилось.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста;

• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом. педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

• отстаивать свое мнение;

• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

• ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

• рецензировать ответы товарищей;

• оценивать ответы и письменные работы товарищей;

• заниматься обучением отстающих;

• объяснять более слабым учащимся непонятные места;

• самостоятельно выбирать посильное задание;

• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Организация научно - исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно - исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно -исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Решая задачи, ученик часто обращается к аналогии, с ее помощью открываются редкой красоты числовые зависимости, формулы, теоремы... С помощью математических символов можно оформить разные явления, процессы и т.д., они несут большой объем информации, формулы приобретают особую компактность. Недаром говорят, что «математика - царица наук». Ни одна наука не может обойтись без математического аппарата: соединение наук с математикой двигает жизнь вперед.

Математические знания и представления якутов - это свидетельство народной мудрости, свидетельство широкого распространения математики и её важной роли в жизни народа. Без математических знаний нет глубокого логического мышления, наблюдательности, зоркости, богатого воображения, фантазии, умственных способностей. Конечно, о числах в древние времена знали не только якуты, но и другие народы.

В различных произведениях фольклора, в исследованиях по этнографии, олонхо и других частично затронуты эмпирические элементарные математические представления якутов, которые составляют неотъемлемую часть народной мудрости.

В качестве примера приведем фрагменты уроков, а также задания, которые демонстрируют учащимся, что математика - часть общечеловеческой культуры. Этого можно достичь, если: раскрыть взаимосвязь науки с окружающим нас миром, показать способы описания практической жизненной задачи на математическом языке, возможность применения математических знаний при изучении других предметных областей.

В 8 классе при изучении темы «Трапеция» использована технология проектной деятельности, в процессе выполнения которой дети должны понять, что архитектура и математика взаимосвязаны.

Тема урока: Трапеция

Тема проекта: «Трапеция в архитектуре нашего села».

Тип проекта: исследовательский.

Цель проекта: показать, что математика - это часть общечеловеческой культуры.

Задачи:

- изучить определение, свойства трапеции;

- найти трапеции в архитектуре нашего села;

- составить задачи на решение трапеции, для своих случаев.

- создать электронную презентацию по проекту.

Подготовительная работа: за неделю до проведения урока класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание.

Продукт проекта: электронная презентация.

План работы над проектом:

- самостоятельный поиск новой дополнительной информации (изучение учебной, справочной и другой литературы, интернет-ресурсов);

- систематизация и анализ собранного материала;

- составление задач к своему проекту;

- промежуточная рефлексия;

- создание и оформление электронной презентации проекта;

- подготовка к защите проекта.

Защита проекта: каждая группа по одному выходит и защищает свой проект.

В процессе выполнения таких проектов, учащиеся учатся замечать в повседневно встречающихся объектах красоту и величие; знакомятся с бытом и историей своего народа, в котором живут.

В 10 классе до изучения темы «Усеченная пирамида» можно предложить детям найти и прочитать статью В.П. Ноговицына, Н.Г. Соломонова, А.С. Саввинова, А.В.Степанова «Естественнонаучный взгляд на якутский балаган».

Из этой статьи ребята узнали, что якутский балаган, в котором жили саха (якуты) вплоть до середины прошлого столетия, имеет форму усеченной пирамиды и что жилье в такой форме не встречается ни у одного народа. Также учащиеся отметили, что оказывается во всех строениях народа саха присутствует соотношение «золотое сечение». В суровых условиях северного климата , особенно Полюса Холода(когда зимой температура до -71 °С, а летом - до +40 °С) такая форма жилища хорошо удерживала тепло в помещении. Этому свидетельствуют расчеты, сделанные авторами статьи, с которыми учащиеся 10 класса ознакомились и увидели взаимосвязь четырех наук: математики, физики, истории и архитектуры.

Следуя сказанному в 11 классе при изучении темы «Движение», учащимся было предложено домашнее творческое задание «Симметрия своими руками».

Кто-то увидел симметрию в растительном и животном мире, кто-то в предметах быта, кто-то в архитектуре, кто-то в технике, кто-то в национальных орнаментах и т.п. Таким образом, на выставке были представлены: вышивки, мягкие игрушки, вязаные вещи, картины в разных техниках, макеты зданий, изделия из бисера и т.п.

Старшеклассники отметили, что красота симметричных фигур удивила их при знакомстве с темой творческого задания в интернете. Сам процесс создания поделок увлек их и доставил неожиданное для них удовольствие. А конечный результат и выставка способствовали эстетическому восприятию увиденного.

После каждой групповой работы, кто-то из ребят начинает свою исследовательскую деятельность, которая ведет к новым открытиям, интерес к познаниям.

Мои учащиеся успешно участвуют в различных школьных, улусных, республиканских и Всероссийских научно-практических конкурсах и олимпиадах.

Научно-познавательное становление личности в исследовательском образовании определяется не формальной системой учебных отношений, а человеческим фактором, который включает ученика, учителя, научного тьютора, профессиональный коллектив, социальное окружение и играет социально-ключевую роль. Посредством этих действующих лиц формирует исследовательское поведение научного типа, в основе которого лежит научное отношение к истине.

Список литературы /References

1. Величко М.В. (автор-составитель) «Математика. 9-11 классы: проектная

деятельность учащихся» - Волгоград: «Учитель», 2007. 123 с.

2. Дереклеева Н.И. «Научно-исследовательская работа в школе». М.: «Вербум-М»,

2001.

3. Дорошенко C.C., Трушин Б.Н. Научно-исследовательская работа учащихся сельской школе // Химия в школе, 1989. № 6. С. 95-96.

4. Карпов А.О. Научное образование в современной школе // Народное образование, 2004. № 9 (1342). С. 47-56.

5. Осипова Г.И. «Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». Волгоград: «Учитель», 2007.

6. Сиденко А.С. «Проекты и исследования в развивающейся школе». М.: «Академия», 2007.

7. Райков Б.Е. Исследовательский метод педагогической работе. Л., 1924. 123 с.

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://letopisi.org/index.php/Баркэмп_25.08.2009/ИКТ_как_средство_активи зации_познавательной_деятельности_учащихс1/ (дата обращения: 05.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.