Научная статья на тему 'Изучение опыта обучения детей 6 - 7 лет математике посредством познавательно - исследовательской деятельности'

Изучение опыта обучения детей 6 - 7 лет математике посредством познавательно - исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
COGNITIVE-RESEARCH ACTIVITY / MATHEMATICAL KNOWLEDGE / FIRST-GRADERS / INFORMATION PROCESSES AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерабова Ирина Сергеевна

В данной статье рассматриваются возможные способы и этапы обучения первоклассников математике с применением познавательно-исследовательской деятельности, пути повышения уровня развития математических знаний, а также потенциал информационных процессов в обучении детей 6-7 лет математике посредством познавательно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the possible ways and stages of teaching first-graders mathematics with the use of cognitive research activities, ways to improve the level of development of mathematical knowledge, as well as the potential of information processes in teaching children 6-7 years of mathematics through cognitive research activities.

Текст научной работы на тему «Изучение опыта обучения детей 6 - 7 лет математике посредством познавательно - исследовательской деятельности»

УДК 37.013

Педагогические науки

Мерабова Ирина Сергеевна, студент магистратуры ГАОУ ВО МГПУ ИППО ГАОУ ВО МГПУ

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются возможные способы и этапы обучения первоклассников математике с применением познавательно -исследовательской деятельности, пути повышения уровня развития математических знаний, а также потенциал информационных процессов в обучении детей 6-7 лет математике посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, математические знания, первоклассники, информационные процессы и умения.

АЬэ^ас!: this article discusses the possible ways and stages of teaching first-graders mathematics with the use of cognitive research activities, ways to improve the level of development of mathematical knowledge, as well as the potential of information processes in teaching children 6-7 years of mathematics through cognitive research activities.

Keywords: cognitive-research activity, mathematical knowledge, first-graders, information processes and skills.

Цель статьи: описать и раскрыть личный опыт обучения детей 6-7 лет математике посредством познавательно-исследовательской деятельности и рассмотреть способы повышения уровня математических знаний первоклассников. Рассмотреть возможности информационных процессов в

обучении детей 6-7 лет математике посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Изучение особенностей развития первоклассников позволило выделить следующие их характеристики: невосприимчивость к классическим методам воздействия при помощи обсуждений, или тестирования; способность к приобретению новых знаний, в том числе и математических, через игры и активные методы взаимодействия с педагогом и сверстниками; способность к установлению причинно-следственных связей, сравнению, обобщению, выделению "главного", выполнению умозаключений и высказыванию собственных суждений.

В настоящее время предлагается многообразие средств для обучения математике, повышения уровня математических знаний. Познавательно-исследовательская деятельность - одно из них, и его применение особенно актуально для развития математических знаний первоклассников. Познавательно-исследовательская деятельность - организованная деятельность учащегося под руководством учителя, которая непосредственно связана с решением творческого, исследовательского задания, не имеющего заведомого результата, и предусматривает этапы, характерные для научного исследования (определение проблемы, формулировка гипотезы исследования, собственно проведение исследования, анализ его результатов и окончательное обобщение, формулирование выводов) [6, с. 204].

Мы предположили, что познавательно-исследовательская деятельность будет способствовать наиболее успешному обучению первоклассников математике, если: 1) будет предложен и применен комплекс познавательно-исследовательских заданий по математике; 2) будут реализованы педагогические условия для успешного применения познавательно-исследовательской деятельности; 3) будет учтена преемственность в организации познавательно-исследовательской деятельности.

Для проверки выдвинутой гипотезы была организована опытно-экспериментальная работа. Тема исследования действительно актуальна

сегодня, поэтому более детально рассмотрим ход опытно-экспериментальной работы, ее участников, цели, этапы. В работе участвовали дети 1 «а» класса ГБОУ Школа №1297 и их родители. Разделили детей, следуя рекомендациям классного руководителя. Из 30-ти детей в возрасте 6-7 лет сформировали 2 группы: экспериментальная группа в составе 15 человек и контрольная группа в составе 15 человек.

Были подобраны комплексы учебных (познавательно - исследовательских на математическом содержании) и контрольных (для определения уровня знаний по математике) заданий, которые соответствуют возрастным особенностям детей. Опытно-экспериментальная работа проходила поэтапно.

Констатирующий этап. Цель: анализ уровня обученности первоклассников математике. Продолжительность этапа - 2 месяца. Было проведено тестирование, состоящее из 10 заданий по математике (темы: геометрические фигуры, пространственные отношения, задачи, задачи на нахождение остатка, количественные и качественные признаки предметов, задачи на разностороннее сравнение, состав чисел в пределах 10).

Формирующий этап. Цель: создать условия для использования комплекса познавательно-исследовательских заданий по математике и применить данные задания в процессе обучения математике. Продолжительность этапа - 2 месяца. Формирующая работа была проведена в экспериментальной группе учащихся.

Контрольный этап. Цель: проанализировать динамику развития математических знаний первоклассников посредством познавательно-исследовательской деятельности. Продолжительность этапа - 2 месяца. Было предложено тестирование, состоящее из 10 заданий, направленных на изучение уровня развития математических знаний, но с учетом повышения уровня сложности. В данном этапе участвовали дети экспериментальной и контрольной группы для проверки эффективности формирующей работы при соблюдении условий гипотезы.

Контрольный этап показал, что преобладает низкий и средний уровни развития математических знаний в обеих исследуемых группах. Дети с

удовольствием решали задания тестирования, советовались и помогали друг другу. В ходе тестирования первоклассники устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы и выдвигали предположения. Некоторое количество детей затруднялись с ответами, нервничали, не доводили задания до результата; так же с трудом, а то и вовсе не могли оценить итоги своего тестирования.

В формирующий этап входил комплекс познавательно-исследовательских заданий, в которых дети использовали практические исследовательские методы (пересыпания, переливания, разрезания, наложения и приложения, сравнения, задачи на расстановки предметов по заданным классификациям). Так же учащиеся применяли операции сложения и вычитания, учились ориентироваться на плоскости, передавать форму предмета. Данными заданиями мы реализовали условия, которые содержала гипотеза исследования.

В результате тестирования на контрольном этапе было выявлено, что формирующая работа повысила уровень развития математических знаний в экспериментальной группе. Результат тестирования стал значительно выше, чем был ранее. Таким образом, формирующую работу можно считать эффективной.

Но возможности познавательно-исследовательской деятельности в обучении не ограничиваются только ее влиянием на уровень математических знаний первоклассников. Есть еще одно направление, в котором понавательно -исследовательская работа способствует развитию детей 6-7 лет. Это направление связано с информационными процессами в обучении детей математике.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего инициативу и самостоятельность. Использование информационных технологий помогает учителям перейти от объяснительно-

иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, особенно на уроках математики.

Внедрение информационных технологий поставило в фокус внимания педагогов ученых и практиков непосредственно само понятие информации, ее свойства и виды, и такие информационные процессы, как: поиск, обработка, хранение, передача и кодирование. Таким образом "Трансформировалась сущность дидактического процесса, он охватил все этапы освоения информации: получение, сохранение, переработку и применение" [4, с. 23]. Соответственно, внедрение информационных процессов в освоение учебных дисциплин должно привести к формированию определенных умений у младших школьников (на материале различных дисциплин).

Математическое содержание и работа с ним, организованная посредством познавательно-исследовательской деятельности, позволяют формировать у детей 6-7 лет следующие умения: различать информационные процессы; преобразовывать информацию различного вида; обрабатывать текстовую и графическую информацию; организовывать процесс хранения и передачи информации и, конечно же, осуществлять поиск информации.

Для успешного усвоения младшими школьниками математики учителю в своей работе необходимо использовать, прежде всего, практические упражнения. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте у детей преобладают наглядно-образный и наглядно-действенный типы мышления, поэтому любое новое знание должно быть получено в процессе активных действий самого ребенка, он не должен быть ограничен лишь наблюдением за действиями других [2].

При использовании подобных упражнений ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи, искать проблему, делать выводы, что помогает развивать познавательные способности на уроках математики, лучше усваивать предмет и, в то же время, закреплять знания об информации и информационных процессах. Важной составляющей такой работы является

форма фиксации и действия по представлению данных, полученных в результате поиска, а также сам процесс поиска.

Учитывая вышесказанное, а также опыт работы с информацией на уроках математики в первом классе, предлагаем учебные задания, которые, с одной стороны включают информационные процессы, а с другой, предполагают познавательно- исследовательскую деятельность учащихся [3].

• Поиск, получение информации:

Решение кроссворда «Информация вокруг нас». Внимание детей будет сосредоточено на таких вопросах, как: наука о способах работы с информацией; способность человека чувствовать запахи; способность человека получать информацию глазами; процесс обработки информации в голове человека, один из способов получения информации; получение информации с помощью органов чувств; четко определенный порядок действий при выполнении работы; сведения об окружающем мире; слово, зашифрованное рисунками и отдельными буквами; умение человека оценивать размеры предметов глазами; умение человека работать, не отвлекаясь; оператор программы "Художник", используемый для закрашивания рисунка; информация, которую мы получаем с помощью слуха [5, с. 194].

• Передача информации:

Вспомните азбуку Морзе. Для чего она была придумана? Где она применялась?

Закодируйте с помощью азбуки Морзе девиз: «Будем активно мыслить!».

Подумайте, как в области математической науки люди передают информацию друг другу,

• Поиск и хранение информации

Прочитайте стихотворение С. Михалкова "Как мы жили без книг"! Какую информацию вы получили из стихотворения? Для чего нужна книга?

Какую информацию ученик получает из условия арифметической задачи? Что он с ней делает? [1, с. 240].

• «Информация и информационные процессы» (дидактические игры):

Игра «Определи - по звуку» - получение информации. Даны три жестяные емкости: в одной из них - горох, в другой - монеты, в третьей -болты. Приглашается один человек из команды, ему разрешается взять в руки только две банки, открывать их нельзя. Необходимо определить, в какой банке что лежит. Аналогично можно проводить игры на распознавание объектов по запаху, на ощупь, на вкус.

Игра «Без слов!» - передача, получение информации. Играющие делятся на две команды. Одна загадывает животное и показывает характеризующие его признаки с помощью пантомимы. Другая команда отгадывает. Если ответ дан правильно, то команды меняются ролями.

Игра «Ты это знаешь!» - передача информации. Игрокам предлагают передать (не записывая) знакомое всем участникам стихотворение или песню. Слова передаются по слогам (надо сохранять темп стихотворения и мелодию песни). Например, «В ле-су ро-ди-лась ё-лоч-ка». Игру можно проводить по кругу или организовать соревнования двух команд. В соревновании выигрывает та команда, которой удалось «передать» текст без пауз. (Приложение «Информатика в школе» №4 - 2007 г.).

Игра "Собери поезд" - работа с информацией. У детей номера вагончиков на карточках от 1 до 10. По команде надо, чтобы они встали по порядку. 2 команды, кто быстрее.

Игра со словами - кодирование и поиск информации. Разгадай, какой инструмент спрятался в слове "АЙКЕНИЛ". Придумай подобную загадку с другим математическим термином (названием).

• Упражнения на раскодирование, кодирование, хранение, передачу, поиск информации:

Выбери модель к задаче! Реши задачу! Нарисуй модель к задаче, а твои друзья попробуют разгадать, какая задача скрывается в схеме!

1+1 9-1 1+1 9-1

2+1 8-1 2+1 8-1

3+1 7-1 3+1 7-1

4+1 6-1 4+1 6-1

1+1 9-1 1+1 9-1 Заполни таблицу значений выражений в первом и втором столбиках! Что заметил?

таблицу!

И

0

Сколько отрезков на рисунке? Запиши все названия отрезков в

А И В

К И

М

Что означает, когда о человеке говорят, что у него "семь пядей во лбу?" Как сравнить отрезки по длине при помощи мерок разной длины?

Итак, обучение первоклассников математике посредством познавательно-исследовательской деятельности, обусловленное особенностями психического развития детей данного возраста, способствует повышению уровня их математических знаний, а также открывает возможности для формирования информационных умений, необходимых для жизни и развития в современном мире.

Б

Библиографический список:

1. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. - М.: Высшая школа, 2011. -240 с.

2. Ивашова О. А. Применение исследовательских заданий в занимательной форме для становления вычислительной культуры у младших школьников. Начальная школа 2009, №8.

3. Коваленко О. А. Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов. Сборник трудов по итогам научно-практической конференции Инновации в общем и профессиональном образовании. 2010.

4. Муртазина Н. А. Учебные модели как содержание электронных информационных ресурсов и их применение в обучении младших школьников математике. Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Сб. №3/ М-во образования и науки.Российской Федерации, Федеральное гос. автомом. учреждение «Федеральный ин-т развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Ред. журн. «Обруч»; [под ред. Ходаковой Н. П.]. - М.: Обруч, 2014. -С.23-27.

5. Скарбич С. Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач: учебное пособие / С. Н. Скарбич ; науч. ред. д-р пед. наук, проф. В. А. Далингер. - 2-е издание, стереотипное. - М.: Флинта, 2011. - 194 с.

6. Форкунова Л. В. Методика формирования исследовательской компетентности школьников в области приложений математики при взаимодействии школы и вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (математика) / Форкунова Лариса Валентиновна; Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - Архангельск, 2010. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.