Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгодский, М.: Искусство, 1986 г. - 326 с.
2. Ганелин Ш.И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе / Ш.И. Ганелин. - Л. :ЛТУ, 1972. - 250 с.
3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А. Лобанова, Балашов: Изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2005 - 76 с.
4. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий, 2-е изд. / К.К. Платонов, М.: Высшая школа, 1984 г. - 174 с.
5. Прокопова А.С. Роль диалога в развитии визуальной культуры будущих педагогов-художников / Сибирский пе-
дагогический журнал // под ред. Т.А. Ромма, Новосибирск: Изд-во СПЖ, 4/2014 - стр. 43 - 47.
6. Словарь иностранных слов. - 7-е издание, перераб. -М.: Русский язык, 1979 - 624 с.
7. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий, М.: Просвет, 2011. - 512 с.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; М.: Академия, 2002. - 576 с.
9.Сухая В.В. Факторы социокультурных трансформаций искусства в философии культуры П. Сорокина - автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук / В.В. Сухая, М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006 г. - 20 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 6Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Самакаева Наталия Германовна
магистр ЧГУ им. И.Н. Ульянова, учитель МБОУ «Заволжская СОШ»
г. Чебоксары
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлены результаты теоретического и экспериментального исследования проблемы формирования познавательного интереса учащихся 6-х классов на уроках математики. Автор разработал, апробировал и выявил степень эффективности системы мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса.
ABSTRACT
This article presents the results of theoretical and experimental research of the problem of formation of informative interest of pupils of 6 classes at lessons of mathematics. The author has developed, tested and revealed the extent of the effectiveness of the system, aimed at the formation of cognitive interest.
Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная деятельность на уроке математики
Keywords: cognitive interest, cognitive activity on the math lesson
Формирование познавательного интереса учащихся представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором развития личности. В наше время возникает потребность в воспитании таких черт личности, которые позволили бы человеку чётко определять цели, реализовывать планируемое, уметь исследовать предметную сторону явлений, а также устанавливать причинно - следственные связи. Удовлетворение этих потребностей связано с проблемой формирования познавательного интереса у школьников.
И хотя данная проблема нашла широкое отражение во многих трудах Б.Г. Ананьева, В.В.Давыдова, А.И. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, Н.Ф, Талызина, Г.И. Щукиной и др., она не теряет своей актуальности в связи с постоянной модернизацией современного математического образования. Мы по-новому сталкиваемся с проблемой формирования познавательного интереса, что ведет к разработке новых методик формирования познавательного интереса. В связи с этим проблема исследования определяется следующим противоречием: недостаточная теоретическая и практическая представленность системы формирования познавательного интереса учащихся 6-х классов на уроках математики.
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной
работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
В качестве эффективных средств развития интереса к учебному предмету используются различные методы и приемы: дидактическая игра, творческие задания, проведение нетрадиционных уроков, использование сюжетных - ролевых игр, применение технических средств и ИКТ. Логические разминки, «кодирование и расшифровка» информации, отгадывание загадок, ребусы, занимательные квадраты также способствует повышению интереса к учебе [1, с.30]. В практике часто используются задания творческого характера, которые формируют у детей приемы умственной деятельности: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, аналогия.
В процессе обучения математике используются разнообразные средства. Они должны составлять единый комплекс, основой которого является учебник, который должен отвечать следующим условиям: давать систематическое, научно-обоснованное, доступное для учащихся данного возраста изложение; включать достаточное количество разнообразных задач и упражнений; учитывать интересы и особенности психологического развития ребенка; стимулировать познавательную деятельность школьника.
Основной целью исследования является изучение различных форм активизации процесса обучения учащихся математики в 6-х классах и разработка на их основе методики
для организации познавательной деятельности учащихся на протяжении всего урока.
Применение различных методик формирования познавательного интереса на уроках математики позволяет повысить его эффективность, сделать занятие более наглядными и интересными, что ведет к повышению качества знаний школьников. Чтобы убедиться в этом, было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ №7» г. Чебоксары.
Для проведения исследовательской работы были проанализированы возможности действующих учебников математики 6 класса для организации активной познавательной деятельности, так же были составлены планы - конспекты уроков с использованием различных методов развития познавательных способностей у учащихся. В качестве экспериментальной площадки был выбран 6 класс, который занимается по учебнику «Математика 6» Виленкин Н. Я., Жохов А. С. и др. при 5-ти часах в неделю.
В учебнике авторского коллектива под руководством Н.Я. Виленкина слишком мало интересных, занимательных задач, акцент делается на усвоение учащимися основных знаний, умений и навыков. Задачи разделены на 3 блока: 1-ый - для работы в классе; 2-ой - для решения дома; 3-ий -упражнения для повторения, который содержит небольшое число упражнений, рассчитанных на развитие мышления, памяти, внимания. В учебнике можно встретить только математические кроссворды на повторение изученного материала. Занимательных задач мало, необходимо использовать дополнительную литературу. В учебнике содержится множество отступлений, исторических фактов, что может
способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Исследование включало в себя констатирующий (цель: определить у учащихся качество знаний по пройденной теме), формирующий (цель: повышение качества знаний учащихся 6 класса с использованием различных методов развития познавательной активности на уроке математики) и контрольный этапы (цель: выявление значения практических методов формирования познавательного интереса у учащихся к математике в условиях модернизации современного образования как средства повышения качества знаний учащихся)
Сравнивая, контрольные работы 1 и 2, которые учащиеся писали в начале и в конце эксперимента, можно увидеть, что качество знаний повысилось с 45% до 63% .
Каждая школа работает над повышением качества обучения детей. Для этого необходимо использовать новые технологии обучения. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их заинтересованности на протяжении всего урока.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева М. В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3.С. 29-36
2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст]. - М.: Педагогика, 1988.-208 с.