ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Цыренова Валентина Бабасановна
д-р пед. наук, канд. ф-м наук, доцент Бурятского государственного
университета, РФ, г. Улан-Удэ Абашеева Анастасия Александровна ^удент 5 курса института математики и информатики Бурятского
государственного университета, РФ, г. Улан-Удэ
E-mail: abasheeva55@mail. ru
FORMATION OF INFORMATIVE MOTIVATION OF THE MIDDLE SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS
Tsyrenova Valentine
doctor of Education, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate
Professor Buryat State University, Russia, Ulan-Ude
Abasheeva Anastasia
5th grade student. Institute of mathematics and informatics Buryat state university,
Russia, Ulan-Ude
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам воспитания у школьников познавательного интереса в учёбе, формированию у учащихся потребности в учении.
В развитии познавательного интереса выделяется ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес.
Выделены пути формирования познавательного интереса в процессе преподавания математики. Показано, что познавательная активность школьника характеризуется: поисковой направленностью в учении; познавательным интересом как в учении, так и во внеучебной деятельности.
ABSTRACT
Article is devoted to questions of education at school, about cognitive interest in study, to formulate pupils' need for the education.
In development of cognitive interest a number of levels are allocated: curiosity, inquisitiveness, actually cognitive interest, creative interest.
Scientists allocate some ways of formation of cognitive interest in the course of teaching mathematics. An informative activity of the school student is characterized
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
by: a search orientation in the education; cognitive interest and extracurricular activities.
Ключевые слова: мотивация; познавательный интерес; исследовательская работа.
Keywords: motivation; cognitive interest; research work.
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников. Поэтому одной из центральных задач современной школы является формирование у учащихся такой мотивации, которая бы помогала им в учебной работе.
Согласно А.К. Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека, в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес [3, с. 3].
Как же воспитать у школьников познавательный интерес? Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач дидактики», — говорил Константин Дмитриевич Ушинский [7, с. 223].
Рубинштейн С.Л., Гоноболин Ф.Н., Щукина Г.И., Харламов И.Ф. понимают под познавательным интересом особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной деятельности; стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам; эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию
мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер [5, с. 387], [1, с. 80], [10, с. 27], [9, с. 85].
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень избирательной направленности, избирательного отношения к предмету и, соответственно, степень влияния познавательного интереса на личность.
В старшем школьном возрасте многое в познавательном интересе остается от подросткового уровня. Но сам ученик меняется. Меняется направленность его интересов. Появляется острый интерес к человеку, к его предназначению, к сверстникам, к взрослым, к противоположному полу, к будущей специальности. Круг интересов становится шире, что обуславливает некоторое снижение познавательного интереса у старших школьников. Но, тем не менее, познавательный интерес оказывает значительное влияние на жизненные планы старших школьников, на выбор специальности.
Егорова Л.И. и Финкельштейн Е.Н. считают, что среди объективных факторов, оказывающих влияние на познавательный интерес, можно выделить следующие [2, с. 41], [8, с. 29]:
1. длительность изучения однородного по содержанию учебного материала;
2. интерес к обучению зависит не только от времени, но и от объема изучаемого однородного материала;
3. трудность изучаемого материала также существенно влияет на интерес к обучению;
4. интерес зависит и от уровня понимания учащимися предлагаемого материала;
5. интерес обладает свойством локальной устойчивости;
6. интерес обладает свойством иррадиации.
На какой же основе рождается и укрепляется интерес к познанию в учебном процессе?
Рассмотрим условия, содействующие тому, что познавательный интерес — это действенная сила формирования личности школьника в учебном процессе.
Школа не может познакомить выпускника со всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития науки — велики. Поэтому одна из главных задач современной школы — научить молодого человека самостоятельно получать необходимые знания и расширять свой кругозор.
На основе исследований прошлых лет в данной области, можно выделить следующие условия, которые способствуют укреплению познавательного интереса:
1. активная мыслительная деятельность учащихся;
2. обучение на оптимальном уровне развития учащихся;
3. создание положительного эмоционального тонуса учебного процесса;
4. создание комфортных условий для учебного процесса.
Проанализировав работы многих авторов, мы выделили следующие пути
формирования познавательного интереса:
1. содержание образования, как источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе;
2. формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе;
3. решение занимательных, логических задач;
4. игра;
5. усиление практической направленности математики;
6. создание благоприятного климата в классе;
7. предъявление задач повышенной трудности, выполнение исследовательской работы.
Содержание учебного материла несет учащимся новую информацию. Они начинают понимать, как богат мир, и как увлекательно познавать это новое на каждом уроке.
Что касается школьного предмета математики, то оно интересно не для всех учащихся, для многих - это сухая наука, поэтому одна из главных задач учителя: сделать математику ярче и привлекательней.
Хорошим вкладом в формирование межпредметных связей, гуманитаризации школьного математического образования является использование литературных цитат, подходящих стихов, метафор. Всё это будет воздействовать на познавательный интерес к предмету.
Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе. Познавательная активность школьника характеризуется:
• поисковой направленностью в учении;
• познавательным интересом как в учении, так и во внеучебной деятельности.
Самостоятельные работы являются формой совместной, единой деятельности учителя и учащихся. При выполнении самостоятельной работы у ученика развиваются организационные умения, которые позволяют ему готовиться к самообразованию.
Решение занимательных, логических задач. Решение занимательных задач — неотъемлемая часть интересного обучения. Они помогают сложные научные истины делать доступными для ученика, развивать мышление. При этом необходимо соблюдать меру, чтобы занимательность не уводила от самой познавательной задачи, а наоборот, раскрывала суть познаваемого материала.
Однако занимательность не должна мешать формированию устойчивого познавательного интереса, а, наоборот, расширять и углублять смысл изучаемого материала на хорошем эмоциональном фоне.
Многие школьники считают, что главная цель в решении задач - найти правильное решение, но это верно лишь отчасти.
На самом деле — решить задачу, значит овладеть новыми математическими приёмами, узнать что-то новое, научиться мыслить не стандартно.
Рассмотрим решение какой-либо задачи и посмотрим, чему оно может нас научить. «Площадь прямоугольника равна а2. Найти наименьшее значение периметра этого прямоугольника».
Мы решили задачу четырьмя способами.
Чему мы научились, решая эту задачу? Как это установить?
1. Мы рассмотрим еще раз задачу и установим, что полезно запомнить тип задачи: такие задачи могут нам встретиться не раз.
2. Мы установили, какой прием (способ) был главным инструментом решения (и запомнили этот прием: выделение полного квадрата, использование свойства обратно пропорциональных переменных и т. п.).
3. Мы отметили, что тождества сокращенного умножения нужно хорошо знать, чтобы применять их к решению задач.
4. Мы установили некоторую зависимость между суммой и произведение двух переменных (когда произведение есть величина постоянная).
5. Видим, что теперь мы можем сами составлять аналогичные задачи.
Как говорилось выше, для формирования познавательного интереса у школьников на уроках математики, учитель предлагает ученикам и занимательные задачи. Например, при изучении темы: «Решение неопределенных уравнений» выясняем, что уравнения с двумя неизвестными имеют либо ограниченное число решений, либо единственное. Рассмотрим примеры таких задач.
1. Допустим, что имеются только пятирублевые и трехрублевые купюры. Как этими деньгами заплатить 35 р.? (Сдачи получить нельзя) [9, с. 83].
2. Найти двузначное число, первая цифра которого равна разности между этим числом и числом, записанным теми же цифрами, но в обратном порядке [6, с. 84].
Широкую перспективу для развития мышления дают логические задачи, например:
1. Приведите примеры геометрических понятий, которые выражаются одним, двумя, тремя, четырьмя словами [4, с. 9].
2. Что описывается в следующих предложениях: свойство прямой или свойство плоскости? «Если две точки прямой принадлежат плоскости, то и каждая точка этой прямой принадлежит этой же плоскости». «Всякая прямая, лежащая в плоскости, делит эту плоскость на две выпуклые области» [4, с. 9].
3. В чем различие следующих предложений:
• на спектакле присутствовали все учащиеся нашего класса;
• на спектакле присутствовали учащиеся нашего класса;
• на спектакле присутствовали только учащиеся нашего класса;
• на спектакле присутствовали только некоторые учащиеся нашего класса;
• каждый учащийся нашего класса присутствовал на спектакле [4, с. 12].
4. Приведите примеры истинных суждений, содержащих слова: «все», «некоторые», «каждый», «не все», «любой», «существует», «не существует», «только некоторые», «всякий» [4, с. 12].
5. Расположите следующие понятия в ряд так, чтобы каждое последующее было родовым по отношению к предыдущему: призма, куб, многогранник, параллелепипед, четырехугольная призма, прямой параллелепипед, выпуклый многогранник, прямоугольный параллелепипед [4, с. 13].
Игра. Для развития познавательного интереса и его становления на уроках могут использоваться ролевые игры, которые имеют мобилизующее, эмоциональное значение.
Усиление практической направленности математики находит отражение в следующих типах уроков: урок-практикум, урок-конференция, урок-защита проектных задач.
Создание благоприятного климата в классе. Для поддержания познавательного интереса нужно создавать в учебном процессе ситуации успеха у школьников, для этого необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера в классе, которая снимает чувство неуверенности.
Предъявление задач повышенной трудности, выполнение исследовательской работы. Одной из педагогических технологий обучения,
получивших распространение в последние годы, является учебно -исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность школьников — это не только альтернатива школьной программе, а еще и «витамин» интереса к науке, которого часто не хватает в школе.
На наш взгляд исследовательская деятельность может быть реализована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности.
На уроке:
1. Применение исследовательского метода обучения.
2. Проведение уроков с использованием современных технологий: урок-развития критического мышления, урок-защита творческого задания, урок с использованием групповых форм работы.
3. Проведение учебного эксперимента.
4. Домашнее задание исследовательского характера.
Вне урока:
5. Исследовательская практика.
6. Факультативные занятия, курсы по выбору.
7. Школьное ученическое научно-исследовательское общество.
8. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
9. Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов.
Урок развития критического мышления.
Мыслить критически - значит, понять и осознать собственное «я», воспринимать другие точки зрения. Базовая модель мышления («вызов — осмысление-рефлексия»).
Рассмотрим урок при изучении темы «Подобие фигур».
Стадия вызова. Обсуждаются вопросы с классом:
• Отношение величин;
• Отношение отрезков;
• Пропорция;
• Основное свойство пропорции;
• Пропорциональные отрезки;
• Предметы одинаковой формы, но разных размеров.
Стадия осмысления. Вводится понятие подобных треугольников, коэффициента подобия, отношение площадей подобных треугольников, признаки подобия треугольников.
Стадия рефлексии. На стадии рефлексии учащиеся решают задачи текстовые, на готовых чертежах, задачи с перекрестными ссылками.
В заключении изучения учащимся даются задачи для творческой защиты, типа:
1. Доказать, что если никакие две стороны треугольника не равны между собой, то биссектриса любого угла треугольника делит противоположную сторону на неравные отрезки.
2. Отрезок АВ поделен на две части. Доказать, что произведение частей отрезка наибольшее, если отрезок АВ поделен пополам.
Список литературы
1. Гоноболин Ф.Н. Психология М.: Просвещение, 1973.
2. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроке // Математика в школе. 1996. № 6.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1996.
4. Никитин В.В. Сборник логических упражнений М.: Просвещение, 1970.
5. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии Питер, 2002 г
6. Ткачёва М.В. Домашняя математика М.: Просвещение, 1994.
7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Том 1 М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук,1867.
8. Финкельштейн Е.Н. Заинтересовать учеников // Математика в школе. 1993. № 2.
9. Харламов И.Ф. Педагогика М.: Гардарики, 1999.
10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. Институтов М.: Просвещение, 1979.