Научная статья на тему 'Исторические сведения о возникновении понятия "десятичная дробь" и методика использования этих сведений на уроках в 6-5 классах'

Исторические сведения о возникновении понятия "десятичная дробь" и методика использования этих сведений на уроках в 6-5 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ / HISTORICAL INFORMATION ON THE LESSON / APPEARANCE OF DECIMAL FRACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрусталева Татьяна Алексеевна

В данной статье представлены результаты теоретического и экспериментального исследования исторических сведений о возникновении понятия «десятичная дробь» на уроках математики. Автор разработал, апробировал и выявил степень эффективности системы мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса к теме десятичных дробей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the results of theoretical and experimental studies of historical information about the origin of the concept of “decimal fraction” in math class. The author has developed, tested and revealed the degree of effectiveness of the system of measures aimed at the formation of cognitive interest to the subject of decimal fractions.

Текст научной работы на тему «Исторические сведения о возникновении понятия "десятичная дробь" и методика использования этих сведений на уроках в 6-5 классах»

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОНЯТИЯ «ДЕСЯТИЧНАЯ ДРОБЬ» И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИХ СВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ В 6-5 КЛАССАХ

Хрусталева Татьяна Алексеевна

магистр ЧГУ им. И.Н. Ульянова, учитель МБОУ «СОШ№7 имени Олега Беспалова» гор. Чебоксары

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлены результаты теоретического и экспериментального исследования исторических сведений о возникновении понятия «десятичная дробь» на уроках математики. Автор разработал, апробировал и выявил степень эффективности системы мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса к теме десятичных дробей.

ABSTRACT

This article presents the results of theoretical and experimental studies of historical information about the origin of the concept of "decimal fraction" in math class. The author has developed, tested and revealed the degree of effectiveness of the system of measures aimed at the formation of cognitive interest to the subject of decimal fractions.

Ключевые слова: Исторические сведения на уроке, возникновение десятичных дробей.

Keywords: Historical information on the lesson, appearance of decimal fractions.

Целостное всестороннее развитие школьника, формирование его личности и профессиональное становление невозможны без существенной опоры на высокий уровень математической подготовки. Педагоги, психологи и методисты доказали, что для эффективной реализации целей образования необходимо использовать в учебном процессе систему задач с научно обоснованной структурой, в которой место и порядок каждого элемента строго определены и отражают структуру и функции этих задач.

Во всех цивилизациях понятие дроби возникло из процесса дробления целого на равные части. Первыми дробями везде были дроби вида 1/n. Дальнейшее развитие естественным образом идет в сторону рассмотрения этих дробей как единиц, из которых могут быть составлены дроби m/n - рациональные числа. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина.

Десятичные дроби и действия с ними в систематическом виде описал среднеазиатский ученый Д.Г. Каши в своей книге «Ключ к арифметике» (1427). В Европе учение о десятичных дробях впервые изложил фламандский ученый Симон Стевин в книге «Десятая»(1585). Д.Г. Каши и С. Стевин запи-сывали целую и дробную части в одной строке, но без десятичной запятой. В 1571 году Иоганн Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали так 3(0)7 или разными чернилами целую и дробную части. В 1592 году в записи дробей впервые встречается запятая.

Несмотря на большой интерес к внедрению исторических сведений на уроках математики, в основном говорится лишь о необходимости и целесообразности введения исторического материала в школьный курс математики, методикам использования, методам отбора исторических сведений уделяется мало внимания.

Изучение истории математики позволяет приблизить математику к жизни, оторваться от представления математики как абстрактной сухой науки. Необходимо показать связь математики с другими науками, с искусством. Как правило, на уроках математики предлагается просто проводить беседы на исторические темы, давать некоторые исторические справки, конечно, это будет мотивировать обучающихся к

изучению математики, но это не все возможности использования исторического материала, на таком материале можно строить исследовательскую работу, строить практико-ори-ентированные задания, необходимо работать над этимологией математических понятий, тогда исторический материал может способствовать развитию ценностного отношения к математике.

Подготовка к урокам, на которых есть возможность использовать исторический материал для развития познавательного интереса учащихся, должна строиться по следующему плану: 1)определение места использования исторического материала при изучении темы; 2)установ-ление связи исторического материала с элементами данной темы;3)определение места использования исторического материала в уроке; 4)выбор наиболее результативных, эффективных средств использования исторического материала; 5)продумывание возможностей дальнейшего использования отобранного исторического материала на уроках или внеклассной работе.

Применение различного исторического материала на уроках математики позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными, что ведет к повышению качества знаний школьников. Чтобы убедиться в этом, было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ №7 имени Олега Беспалова» г.Чебоксары.

Для проведения исследовательской работы были составлены планы - конспекты уроков с использованием различного исторического материала для учащихся. В качестве экспериментальной площадки был выбран 5 класс, который занимается по учебнику «Математика 5» Виленкина Н. Я., Жохова А. С. и др. при пяти часах в неделю.

Исследование включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

1. Констатирующий эксперимент.

Цель: определить у учащихся качество знаний по пройденной теме.

Для определения уровня качества знаний учащихся были использованы результаты проведения контрольной работы, проведенной по окончанию изучения предыдущей темы

2. Формирующий эксперимент.

Цель: повышение качества знаний учащихся 5 класса с использованием различных методов развития познавательной активности на уроке математики.

3. Контрольный эксперимент.

Цель: выявление значения использования исторического материала на уроках математики как средства повышения качества знаний учащихся.

Сравнивая, контрольные работы 1 и 2, которые учащиеся писали в начале и в конце эксперимента, можно увидеть, что качество знаний повысилось с 47% до 59% .

Использование исторических сведений на уроках математики позволяет повысить их эффективность, сделать занятие более наглядными и интересными, что ведет к повышению качества знаний школьников.

Каждая школа работает над повышением качества обучения детей. Для этого необходимо использовать новые технологии обучения. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Качество знаний при этом заметно возрастает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гнеденко, Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике [Текст] / Б. В. Гнеденко. - М. : Просвещение, 2000. - 144 с.

2. Гушель, От Кирика новгородца до Эйлера. Из истории отечественной математики [Текст] / Р. З. Гушель. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - 47 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Цой Екатерина Данииловна

Старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин

филиала РГГУ в г. Георгиевске

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются современные способы совершенствования преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий. Роль и место контроля в учебном процессе. Особое внимание уделяется контролю качества знаний с использованием компьютерного тестирования. Эффективность использования тестов с применением современных информационных технологий с точки зрения обработки результатов.

ABSTRACT

In this article we tried to analyse modern ways of developing foreign language with the help of IT. Role and place of control in educational process. But the most part is devoted to the question of knowledge testing by means of computer-based testing. Efficiency of tests use with application of modern information technologies from the point of view of the processing results.

Ключевые слова: иностранный язык, компьютерная лингводидактика, информационные технологии, контроль, компьютерное тестирование.

Keywords: foreign language, computer Linguodidactics, Information Technology, control, computer-based test.

В процессе обучения в высшей школе одной из важных задач для многих исследователей является методика комплексного использования технических и дидактических средств обучения. Это можно объяснить тем, что информационные технологии обучения объединяют знания различных наук, например, как социология, информатика, история.

Самостоятельным направлением дидактики и методики обучения языкам, является компьютерная лингводидакти-ка предметом исследований которой является внедрение компьютеров в учебный процесс. Проблемы компьютерной лингводидактики рассматриваются в работах: Н.Ф. Талызиной, Т.В. Габай, В.Я. Ляудиса, А.Г. Мордвинова, М.А. Акоповой, В. Денинг, В.И. Брановицкого, А.М. Довгялло, Е.С. Полат, Р.Г. Пиотровского, А.В. Зубова, Э.Л. Носенко.

Использование информационных технологий при обучении иностранному языку является достаточно трудоемким процессом для преподавателя из-за специфики обучения, так как обучение должно включать знание методики преподавания иностранного языка, социологии, лингвистики, культуры изучаемого языка, психологии, когнитологии, культурологии, компьютерных технологий и т. д.

«Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенси-

фикации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности: незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ; компьютерная визуализация учебной информации ... об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и виртуальных; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения» [2, с. 102].

Применение информационных технологий в процессе обучения предоставляет доступ к обширным информационным ресурсам, что способствует самостоятельному обучению. Студенты с помощью компьютера получают возможность оказаться в различных ситуациях, которые требуют от них творческого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.