Цель: повышение качества знаний учащихся 5 класса с использованием различных методов развития познавательной активности на уроке математики.
3. Контрольный эксперимент.
Цель: выявление значения использования исторического материала на уроках математики как средства повышения качества знаний учащихся.
Сравнивая, контрольные работы 1 и 2, которые учащиеся писали в начале и в конце эксперимента, можно увидеть, что качество знаний повысилось с 47% до 59% .
Использование исторических сведений на уроках математики позволяет повысить их эффективность, сделать занятие более наглядными и интересными, что ведет к повышению качества знаний школьников.
Каждая школа работает над повышением качества обучения детей. Для этого необходимо использовать новые технологии обучения. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Качество знаний при этом заметно возрастает.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гнеденко, Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике [Текст] / Б. В. Гнеденко. - М. : Просвещение, 2000. - 144 с.
2. Гушель, От Кирика новгородца до Эйлера. Из истории отечественной математики [Текст] / Р. З. Гушель. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - 47 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Цой Екатерина Данииловна
Старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин
филиала РГГУ в г. Георгиевске
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются современные способы совершенствования преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий. Роль и место контроля в учебном процессе. Особое внимание уделяется контролю качества знаний с использованием компьютерного тестирования. Эффективность использования тестов с применением современных информационных технологий с точки зрения обработки результатов.
ABSTRACT
In this article we tried to analyse modern ways of developing foreign language with the help of IT. Role and place of control in educational process. But the most part is devoted to the question of knowledge testing by means of computer-based testing. Efficiency of tests use with application of modern information technologies from the point of view of the processing results.
Ключевые слова: иностранный язык, компьютерная лингводидактика, информационные технологии, контроль, компьютерное тестирование.
Keywords: foreign language, computer Linguodidactics, Information Technology, control, computer-based test.
В процессе обучения в высшей школе одной из важных задач для многих исследователей является методика комплексного использования технических и дидактических средств обучения. Это можно объяснить тем, что информационные технологии обучения объединяют знания различных наук, например, как социология, информатика, история.
Самостоятельным направлением дидактики и методики обучения языкам, является компьютерная лингводидакти-ка предметом исследований которой является внедрение компьютеров в учебный процесс. Проблемы компьютерной лингводидактики рассматриваются в работах: Н.Ф. Талызиной, Т.В. Габай, В.Я. Ляудиса, А.Г. Мордвинова, М.А. Акоповой, В. Денинг, В.И. Брановицкого, А.М. Довгялло, Е.С. Полат, Р.Г. Пиотровского, А.В. Зубова, Э.Л. Носенко.
Использование информационных технологий при обучении иностранному языку является достаточно трудоемким процессом для преподавателя из-за специфики обучения, так как обучение должно включать знание методики преподавания иностранного языка, социологии, лингвистики, культуры изучаемого языка, психологии, когнитологии, культурологии, компьютерных технологий и т. д.
«Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенси-
фикации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности: незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ; компьютерная визуализация учебной информации ... об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и виртуальных; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения» [2, с. 102].
Применение информационных технологий в процессе обучения предоставляет доступ к обширным информационным ресурсам, что способствует самостоятельному обучению. Студенты с помощью компьютера получают возможность оказаться в различных ситуациях, которые требуют от них творческого подхода.
Студенты с удовольствием работают на компьютере с использованием различных приложений. Компьютер воспринимают не только как средство познания, но и как объект изучения. Обучение с использованием информационных технологий экономит время, повышает эффективность, увеличивает доступ к информации, позволяет обучаться самостоятельно с помощью онлайн курсов.
В образовании потенциал информационно коммуникационных технологий проявляется практически во всех аспектах учебного процесса. Информационные технологии в сочетании с информационными педагогическими технологиями открывают обширные возможности, которые способствуют образовательной практики, такие как индивидуализация и дифференциация обучения; повышение познавательного интереса к изучению у студентов; организация различных форм взаимодействия в учебно-воспитательном процессе; изменение в деятельности обучающего и обучающегося; управлять, организовывать, планировать и контролировать учебный процесс на новом уровне. С применением инфокоммуникационных технологий в учебном процессе возникли некоторые проблемы, с которыми столкнулась высшая школа и для решения, которых необходимы новые подходы. Средства, которыми обладает традиционная дидактика, не в состоянии разрешить все задачи, поставленные перед теорией обучения. По-мнению Ф. Янушкевич «речь не о правильности тех или иных положений дидактической науки, а о том, что принципиально изменился сам ее объект, а также совокупность тех факторов, которые выступают в качестве системообразующих для деятельности специалиста и которые влияют на построение и организацию всего учебно-воспитательного процесса в высшей школе» [3, с. 72].
В результате чего с точки зрения целей педагогической деятельности возникла необходимость привести теорию обучения и воспитания в соответствие с современными требованиями.
Лингводидактический потенциал инфокоммуникационных технологий в обучении иностранным языкам лингво-дидактика определяет следующими комплексными показателями:
1) функциями инфокоммуникационных технологий в процессе обучения с учетом возможностей варьирования режимов работы и форм организации учебного процесса;
2) сферой применения инфокоммуникационных технологий, определяемой задачами обучения, для решения которых они могут быть использованы, и кругом пользователей, на которых они ориентированы;
3) дидактической эффективностью этих средств с точки зрения их целевого назначения [1].
В процессе обучения иностранным языкам применяют разнообразные компьютерные средства, режимы, использования которых можно варьировать в зависимости от вида учебной деятельности, например аудиторная или внеаудиторная самостоятельная работа, выполнение коллективной работы, контроль уровня знаний и т.д.
Одним из эффективных способов контроля знаний студентов является тестирование с использованием информационных технологий, которое можно отнести к нетрадиционной форме контроля знаний. Задания такого рода можно использовать для входного, текущего, и итогового контроля. Тестирование при обучении иностранному языку, возможно, применять не только для того, чтобы определить
способности в различных видах деятельности, выявить пробелы в знаниях, возникающие в процессе обучения, но и найти нужный подход в преодолении возникших проблем. Иноязычная коммуникативная компетенция, изучающих или владеющих иностранным языком является объектом тестирования в современной методике преподавания.
Если исходить из того, что тест - это метод педагогической диагностики, то есть способ измерения уровня знаний, а педагогическая диагностика - это основная часть педагогического контроля, то для тестов можно выявить следующие функции: диагностирующую, обучающую, организующую и воспитывающую.
Диагностирующая функция позволяет определить уровень достигнутых знаний, умений и навыков. Обучающая функция состоит в передаче знаний и формировании навыков и умений. Знания передаются в процессе объяснения или показа, а навыки формируются неоднократным подкреплением. Организация учебного действия обучающихся, побуждение их к таким действиям будут иметь отношение к организующей или стимулирующей функциям преподавателя. Суть воспитывающей функции заключается в стремлении преподавателя научить студентов работать систематически, воздействуя на их психологические особенности.
Роль тестирования имеет особое значение при обучении иностранному языку. С помощью заданий в тестовой форме можно определить не только уровень сформированности коммуникативной компетенции у студентов, а также готовность к обобщению на изучаемом языке. Компьютерное тестирование в учебном процессе используется не только как средство контроля, но и как упражнения для самостоятельного выполнения. Основное отличие тестов от традиционных форм контроля заключается в том, что тест всегда предполагает измерение.
Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества в отличие о других форм контроля;
оценка по результатам тестирования всегда выставляется объективно независимо от личных симпатий или антипатий преподавателя по отношению к студентам;
предоставляет возможность проверить уровень владения иностранного языка в одно и то же время у всей группы или потока, особенно удобно использовать такую форму контроля у студентов обучающихся на заочной или дистанционной форме обучения;
студенты не испытывают такого эмоционального напряжения как при устном ответе;
результаты предоставляются мгновенно после завершения тестирования;
с помощью полученных результатов можно провести диагностику трудностей языкового материала и провести корректировку в методике преподавания для дальнейшего их устранения.
Контроль с использованием компьютерного тестирования это не просто инструмент для воспроизведения знаний студентов полученных от преподавателя или учебных пособий, а комплексный показатель результатов всей учебной деятельности, показывающий динамику общего развития, формирование специальных умений и навыков, познавательный интерес студентов, а также творческие способности.
Тестирование с использованием информационных технологий является современным методом контроля знаний в преподавании иностранного языка, повышает эффектив-
ность образовательного процесса, дает объективную оценку результатам образовательного процесса, что повышает качество образования.
Список литературы:
1. Минькова Е.Н. Сущность, функции и потенциал использования инфокоммуникационных технологий в гума-
нитарном образовании http://www.superinf.ru/view_helpstud. php?id=3373
2. Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. О некотором опыте применения мультимедиа технологий в учебном процессе // Высшее образование в России. 2004. - № 2. - С. 101-105.
3. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. - М:, 1985г.
ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕХАНИЗМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕКСТА У ДЕТЕЙ 9-8 ЛЕТ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Лариса Николаевна Мочалова
Канд.пед.наук, Северный Арктический федеральный университет,
г. Архангельск
Елена Валентиновна Шлай
Доцент, канд.пед.наук, Северный Арктический федеральный университет,
г. Архангельск
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования механизма вероятностного прогнозирования у детей с недоразвитием речи. Качественный анализ позволил выявить особенности механизма вероятностного прогнозирования у школьников с недоразвитием речи.
ABSTRACT
The article presents the results of a study of the mechanism of probability prediction in children with underdevelopment of speech. Qualitative analysis has allowed to reveal features of the mechanism of probabilistic forecasting in schoolchildren with speech and language disorders.
Ключевые слова: механизм вероятностного прогнозирования, дети с недоразвитием речи, речь, язык, текст. Keywords: the mechanism of probabilistic prediction, children with speech and language disorders, speech, language, text.
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности - значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности». Решению данной задачи может способствовать включение школьников в антиципирующую деятельность [4, с.352].
В переводе с латинского «антиципация» (апйарайо) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.
В XX в. в связи с исследованиями физиологии поведения животных и человека, познавательных процессов, творческой деятельности для обозначения эффектов антиципации появились различные термины, в том числе и «вероятностное прогнозирование» [2, с.143] .
Изучив научную литературу, мы будем опираться в своей работе на следующем определении феномена исследования
Механизм вероятностного прогнозирования - это устройство организации мозга, предназначенное для предвосхищения будущего грамматически и лексически правильно оформленного текста, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта [1, с.382].
Несмотря на большой интерес к этой теме, в методической литературе нет однозначного понимания ни самого
понятия «догадка», ни объема явлений составляющих это понятие, ни психолингвистических механизмов, лежащих в основе реализации догадки в процессе чтения текста на иностранном языке.
Если предположить, что механизм вероятного прогнозирования, который лежит в основе осуществления догадки, реализуется на трех уровнях: на уровне отдельной лексической единицы (на уровне слова), на уровне предложения и на уровне текста, то можно предложить иную, несколько отличную от традиционной, классификацию видов догадки: догадку языковую, догадку контекстуально-языковую и контекстуально - дискурсную.
Чисто языковая догадка реализуется на отрезке, равному отдельному слову. Языковая догадка реализуется в умении использовать внутренние опоры проблемного слова - известные корни, знакомые словообразовательные элементы, принципы словообразования, межъязыковые параллели и т.д. Обучение языковой догадке, таким образом, предполагает развитие навыка решения языковых, прежде всего словообразовательных, задач.
Контекстуально - языковая догадка - это опознавание лексических и лексико-грамматических явлений на отрезке отдельного предложения или ряда предложений при поддержке контекста или опоре на него. Контекстуально-языковая догадка не ограничивается только синтаксическими построениями. При участии контекста возможно прояснение значения отдельного «проблемного» слова. Как известно, лексика и морфология оцениваются как значимые только при включении слова в состав предложения. Таким образом,