Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность как важный фактор географической подготовки учащихся'

Исследовательская деятельность как важный фактор географической подготовки учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / STUDENT-CENTERED APPROACH / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ УМЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / EXPLORATORY WORK / RESEARCH / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карбаева Шолпан Шайкеновна, Абу Айдана

В статье рассматриваются методологические и организационно-содержательные проблемы исследовательского подхода в образовании и создание педагогических условий для организации исследовательской деятельности учащихся. Выявлено исследовательское умение, обеспечиващее подготовленность учащихся к творческой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological and organizational-substantive issues of the research approach in education and creation of pedagogical conditions for the organization of research activity of students are discussed in the article. Research ability providing students’ preparedness for creative work is revealed.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность как важный фактор географической подготовки учащихся»

являть творческую активность, повышая эффективность обучения в процессе реализации ФГОС. А студенты, вне зависимости от состояния здоровья, семейных обстоятельств, личностных особенностей имеют возможность успешного прохождения обучения.

Список литературы:

1. «Моой1е - учебник для начинающих» http://rumoodler. сот/

2. Дистанционные курсы для педагогов по работе с системой дистанционного обучения Moodle http://moodleschool. ги/

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Карбаева Шолпан Шайкеновна

Канд.пед.наук., доцент

Абу Айдана

Магистрант специальности 6М011600 «География» Казахский национальный университет им.Абая

г.Алматы, Казахстан

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются методологические и организационно-содержательные проблемы исследовательского подхода в образовании и создание педагогических условий для организации исследовательской деятельности учащихся. Выявлено исследовательское умение, обеспечиващее подготовленность учащихся к творческой работе.

ABSTRACT

Methodological and organizational-subSantive issues of the research approach in education and creation of pedagogical conditions for the organization of research activity of Sudents are discussed in the article.

Research ability providing Sudents' preparedness for creative work is revealed.

Ключевые слова: образование, личностно-ориентированный подход, исследовательская деятельность, исследовательская работа, исследовательское умение, учебный процесс.

Keywords: education, Sudent-centered approach, exploratory work, research, research skills, learning process.

Образование в современном мире требует от учащихся не только глубоких теоретических знаний, но и творческого потенциала, способствующего успешной самореализации в динамической социальной среде, развитому мышлению, ориентированного на устойчивое будущее. Оно связано с коренными преобразованиями во всех областях социально-экономической жизни общества, и необходимостью ставить перед школой переход от «знаниецентрического» подхода к «личностно-ориентированному» подходу в образовании. В связи с этим, одной из главных задач обучения в современной школе становится обучение детей мыслить по-новому, формирование в них навыков исследовательской деятельности. Для реализации задач школа должна больше применять элементы творчества в учебном процессе. В связи с этим, в процесс творческого познания необходимо включать различные виды самостоятельной исследовательской деятельности.

Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. В связи с этим подготовка учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска выдвигается в ряд важнейших задач современного образования. В связи с этим, необходимость создания педагогических

условий для организации исследовательской деятельности учащихся как в рамках обязательных учебных предметов, так и вне уроков является одним из основных требований к образовательному процессу, указанных в Государственном общеобязательном стандарте образования РК [1].

Включение исследовательской деятельности в обучение учащихся отражено в работах многих ученых и педагогов. Исследовательская деятельность раскрывет основные психологические закономерности процесса развивающего образования [2,3,4,5].

Исследовательская деятельность направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Исследовательские умения служат основой включения учащихся в исследовательскую работу, в результате которой осуществляется творческий познавательный процесс в познании мира. Исследовательская работа учащихся - это самостоятельный поиск знаний, наблюдение, простейшие эксперименты и творческие способности (развитие мышления, памяти, логики, умения четко выражать свои мысли устно или письменно).

Для развития исследовательских умений необходимо организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся вовлеклись в процесс самостоятельного поиска:

Учитель

В познавательных учебных действиях учащиеся освоят такие элементы исследовательской деятельности, как умение видеть проблему, работать с разными источниками информации, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, умение адекватно использовать коммуникативные средства.

В научных трудах, изучающих методологические и организационно-содержательные проблемы исследовательского подхода в образовании, исследовательские умения рассматриваются как совокупность приемов, которыми должен владеть учащийся, и возможность применять поисковые методы учения в процессе усвоения: анализ и установление причинно-следственных связей, сопоставление, объединение, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога или нового варианта решения, планирование, подбор и использование средств деятельности, математическая и графическая интерпритация результатов.

Под исследовательскими умениями понимается способность учащихся сознательно выполнять умственные и практические действия, соответсвующие логике исследования.

Общие исследовательские умения рассматриваются как познавательные умения, обеспечивающие успешное осуществление поиска и решение проблем.

По А.И.Савенкову, для успешного осуществления исследовательской деятельности необходимы исследовательские способности, квалифицируемые как индивидуально-психологические способности личности. Способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также в овладении способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Под способами и приемами исследовательской деятельности нужно понимать исследовательские умения, такие, как видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям и другие [6].

Для более подробного понимания, нами предлагается критериальная характеристика, которая показывает освоение элементов исследовательской деятельности как результат целостного образовательного процесса, включающего исследовательское обучение, организацию исследовательской деятельности (рис.1).

Элементы исследовательской деятельности

Исследовательские умения

Постановка проблемы

Работа с источниками

Постановка целей и задач

Коммуникабельность

видеть противоречия и ориентироваться в

современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования, ставить вопросы,

выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать собранный материал, объяснять, доказы-вать, выдвигать и защищать свои идеи и т.д.

собирать новую информацию, находить информацию в различных источниках, анализировать, систематизирова ть, оценивать и преобразовывать информацию и т.д.

выбирать целевые и смысловые

установки в своих действиях и

поступках (ставить цель и

самостоятельно планировать деятельность по этапам, выбирать методы исследования, планировать эксперимент), оформлять результаты достижений, творческий подход и т.д.

кратко и логично излагать мысли,

ораторские способ-

ности, ответствен-ность, умение обосновывать собст-венную точку

зрения, оценивать свою дея-тельность, использовать речевые средства для дискус-сии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и

отстаивать свою

позицию, учитывать позиции других

участников и т.д.

Рисунок 1. Критериальный аппарат в освоении элементов исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность учащихся, по своему смыслу, образовательным функциям, является механизмом введения в мир ценностей интеллектуального сообщества. В процессе исследовательской деятельности каждый преследует определенную цель. Цель исследовательской деятельности учащегося принципиально отличается от цели исследовательской деятельности ученого, но их сближают ценностные основания.

Резюмируя вышесказанное можно сделать выводы, что исследовательская деятельность имеет познавательный (получение новых знаний в конкретной предметной области и

их использование в поисках решения поставленных учебных задач), развивающий (умение применять научные методы исследования, планировать деятельность, анализировать и применять новую информацию) и воспитывающий (рази-тие самостоятельности) характер.

Исследовательская деятельность учащихся при обучении географии формируется поэтапно [7]. Формы организации исследовательской деятельности учащихся бывает разными, здесь возникает вопрос, какие же исследования могут проводить школьники?

Исследовательскую деятельность учащихся при обучении географии можно организовывать в рамках учебных предметов, в рамках регионального компонента, в рамках прикладных курсов, через экскурсию и поход в окружающую среду или производственные объекты и т. д.

Так, учащимся в рамках учебных предметов можно предлагать различные практические задания исследовательского характера. К примеру, с учетом дифференцированного подхода, учащимся предлагаются следующие творческие задания на тему «Южная Америка». Целью исследовательского задания является определение зависимости рельефа от строения и движения земной коры.

Задание 1. Горы Анды - одни из самых высоких гор на Земле. Используя карту, докажите этот факт. Объясните причины значительной высоты горной системы: а) с точки зрения строения земной коры; б) с позиции теории движения литосферных плит.

Самостоятельность учащихся при выполнении заданий исследовательского характера является показателем развития готовности учащихся к исследованию. Но здесь нужно учитывать то, что учащийся, не владеющий или в меньшей степени владеющий исследовательскими умениями, нуждается в помощи учителя при проведении исследования. Поэтому при организации практических заданий исследовательского характера в рамках учебных предметов ведется систематическое руководство со стороны учителя и четкое планирование совместной деятельности с учащимися. Например, для выполнения задания учитель совместно с учащимися составляет план дальнейшего действия исследовательской работы:

1. Найти на карте горы Анды и самую высокую точку, нанести на контурную карту.

2. Охарактеризовать горы Анды по возрасту и образованию складок.

Ответ должен быть следующего характера: высота гор связана с их возрастом. Анды - молодые горы. Их основные складки образовались во время альпийской складчатости и мало разрушились под действием внешних процессов. С точки зрения теории движения литосферных плит Анды находятся в зоне их взаимодействия. Океаническая плита продвигается под материк и приподнимает ее край. С контактом литосферных плит связаны вулканизм и землетрясения.

Задание 2. Почему Бразильское плоскогорье и Амазонская низменность, находясь в пределах Южно-Американской платформы, имеют неодинаковую высоту над уровнем моря и разный характер поверхности?

План действия исследовательской работы:

1. Найти на карте Южно-Американскую платформу и Бразильское плоскогорье, Амазонскую низменность, нанести на контурную карту.

2. Тектонические движения земной коры: вертикальные и горизонтальные.

Ответ: Различным участкам платформ свойственны неодинаковые вертикальные движения. В местах поднятия фундамента обычно формируются возвышенности и плоскогорья, а в местах его медленного опускания - низменности.

Нестандартность в выполнении заданий исследовательского характера может выражаться в установлении неочевидных связей, использование эвристических способов решения задания и переносе знаний в незнакомую ситуацию, что свидетельствует о заинтересованности учащихся в определенном развитии у них исследовательских умений.

Таким образом, нами было выявлено, что исследовательские умения способствуют самообразованию, обеспечивают подготовленность обучающегося к творческой работе и являются ценностными основаниями быть более успешным в различных сферах жизни.

Список литературы:

1. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) Постановление Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080.

2. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

3. Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002.- 1 Юс., библ.

5. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? //Исследовательская работа школьников, №4, 2003. - С.18-23.

6. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.- М.: Генезис, 2005. - 203с. С.8-10.

7. Ерохина Н. Н. Совершенствование географической подготовки сельских школьников через организацию исследовательской деятельности //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Н. Герцена. - 2007. - № 17(43). - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.