Научная статья на тему 'Роль учебно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учащихся'

Роль учебно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH WORK / ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЕ / EXPRESS RESEARCH / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЯ / THEORETICAL EXPRESS RESEARCH / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / EXPERIMENTAL RESEARCH / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / RESEARCH PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаралиева М.Т.

Статья посвящена организации самостоятельной учебноисследовательской деятельности учащихся при изучении ботаники в общеобразовательных школах. Автор приходит к выводу, что правильная организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности способствует развитию у учащихся самостоятельности мышления, приобретению новых знаний и навыков, исследовательских умений, развитию интереса к изучению биологии, приобретению опыта творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the organization of independent research work of students in the botany course in comprehensive schools. The author concludes that properly organized independent research contributes to developing students independent thinking, to their acquiring new knowledge and skills, as well as research skills, their developing interest for studying biology, and provides some creative experience.

Текст научной работы на тему «Роль учебно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учащихся»

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

М. Т. Умаралиева

Аннотация. Статья посвящена организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении ботаники в общеобразовательных школах. Автор приходит к выводу, что правильная организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности способствует развитию у учащихся самостоятельности мышления, приобретению новых знаний и навыков, исследовательских умений, развитию интереса к изучению биологии, приобретению опыта творческой деятельности.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, экспресс-исследование, теоретические экспресс-исследования, экспериментальные исследования, исследовательские проекты.

Summary. The article is devoted to the organization of independent research work of students in the botany course in comprehensive schools. The author concludes that properly organized independent research contributes to developing students' independent thinking, to their acquiring new knowledge and skills, as well as research skills, their developing interest for studying biology, and provides some creative experience.

Keywords: research work, express research, theoretical express research, experimental research, research projects.

91

На данном этапе человеческого развития на первый план выходят люди, обладающие высокими творческими способностями, необходимыми волевыми качествами, инициативные, умеющие критически мыслить и готовые стать востребованными в разнообразных видах деятельности. Современная школа должна научиться готовить в своих стенах воспитанников, вполне соответствующих этим требованиям времени.

На наш взгляд, важно еще в школе помочь ученикам развить в себе творческое начало, научиться не-

стандартно мыслить, критически анализировать информацию и делать выводы, принимать самостоятельные решения, а также быть готовыми нести ответственность за совершенные действия. Только грамотно выстроенный образовательный процесс, подкрепленный современными методами обучения, позволит вывести уровень преподавания на новый требуемый уровень.

Известно, что развитию самостоятельного мышления, целенаправленного научного поиска способствует организованная учебно-исследователь-

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

92

ская деятельность учащихся, она позволяет ученикам проявлять способности адекватно воспринимать окружающий мир, видеть его закономерности и парадоксы, используя при этом гибкость мышления при решении практических и теоретических задач, позволяет учащимся обогащать свой жизненный опыт и творческий потенциал. Именно учебно-исследовательская деятельность школьников является одной из перспективных организационных форм, содействующих развитию самостоятельности учащихся, при этом у последних формируются способы добычи информации и алгоритм действий, позволяющий самостоятельно решать те или иные задачи.

Под исследовательской деятельностью понимают форму организации образовательной работы, связанную с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Причем исследования и наблюдения должны быть систематическими и планомерными, а цель четко сформулирована и посильна для достижения. Такая деятельность должна быть направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, ученики должны самостоятельно ставить эксперименты, вести наблюдения, обрабатывать результаты, делать заключения и формулировать рекомендации.

Прежде всего, привлекая учащихся

к исследованиям, нужно основываться на их интересах. Для ученика все, что изучается, должно стать личностно значимым, способствовать развитию его интереса и повышению уровеня знаний. Темы и методы исследования, которые предлагаются и рекомендуются ученику, должны соответствовать его психолого-физиологическим возможностям и не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Подбирая темы опытов и наблюдений для учащихся, учитель создает условия для совершенствования наблюдательности, памяти, ассоциативного, творческого мышления школьников.

При организации научно-иссле-до ва тельской деятельности учащихся общеобразовательной школы предлагается использовать следующие виды исследований: экспресс-исследования, теоретические экспресс-исследования, экспериментальные исследования, исследовательские проекты.

Экспресс-исследование. По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в пятом классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований. Например, учащимся предлагается экспресс-исследование на тему: «Изучение декоративных видов деревьев, кустарников, многолетних и однолетних цветковых растений выращиваемых во дворах, парках, садах» и по ходу учебно-исследовательской работы уча-

Таблица 1.

Изучение декоративных видов деревьев, кустарников, многолетних и однолетних цветковых растений, выращиваемых во дворах, парках, садах

Название растения Строение кроны Внешнее строение листьев — простой или сложный лист Значение растения

Преподаватель XX

3 / 2010

Таблица 2.

Изучение декоративных растений, выращиваемых для озеленения городских улиц

е я во е е е е я

и н и н с ств Форма и и н а и т и н ка д и н и н

а ю з а е ст а X 1— (3 £ >3 1 е О н з и Ф 0 р т ст и л е а ц о Ф 0 р т ет в ц 0 Ц а Ф Т а н ф (3 а

л р и О и 00 р

щиеся заполняют графический организатор (табл. 1).

Объем исследовательской деятельности учащихся 6-класса можно расширить, например, попросить их заполнить табл. 2.

При организации теоретического экспресс-исследования учащихся ориентируют на работу по усвоению и обобщению фактов и материалов, содержащихся в разных источниках. Например, можно предложить следующие теоретические экспресс-исследования: «Азбука ухода за комнатными растениями», «Аптека на грядке», «Зеленый доктор на вашем подоконнике», «Австралийский гигант», «О чем говорят названия растений», «Растение - человеку», «Вечнозеленая красавица леса», «Бактерии - враги или друзья?», «Экскурсия в царство грибов», «Яблоки бывают разные», «В поисках хлебного дерева», «Карлики в мире растений», «Декоративные растения», «Загадочное растение - бамбук», «Зеленый доктор в моем доме», «Кактусы в доме», «Картофель - второй хлеб», «Красная книга - сигнал тревоги», «Путешествие в клетку», «Растения-путешественники», «Растения - символы разных стран», «Фотосинтез -загадка природы», «Осторожно! Ядовитые растения» и др.

Замечено, что в процессе поиска информации ученики знакомятся с

основными принципами оформления текстовых документов, учатся работать с книгами в библиотеке, находить нужную информацию в Интернете, а также анализировать собранные данные, выделять в них главное, классифицировать и систематизировать материал. Работы оформляются в письменном виде - в виде реферата или слайда. И с такой формой теоретического исследования учащиеся 6 классов довольно успешно справляются.

Далее, во время выполнения лабораторных и практических работ на уроках ботаники, различных опытов и экспериментов во внеурочное время, учащиеся приобретают навыки экспериментального исследования. В ходе выполнении этих работ школьники учатся наблюдать за растением, фиксировать и правильно оформлять результаты наблюдений, анализировать полученные данные, делать выводы. Им предлагаются такие темы, как: «Тайна бобовых», «Корнеплод - разве плод?», «Тайна сумаля-ка», «Влияние минеральных удобрений на урожайность картофеля», «Роль пикировки в развитии помидора», «Изучение выделения кислорода листьями комнатных растений», «Окаменевшие растения», «Влияние света на рост растений», «Лишайники - биоиндикаторы загрязнения атмосферы», «Взаимодей-

93

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

ствие: Человек - Растение», «Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растений», «Грибы - не растения и не животные», «Лист -зеленая лаборатория растений», «Листопад в жизни растений» и др.

Необходимо формировать интерес к теоретическим и экспериментальным исследованиям еще на уроке. Именно тогда должны возникать и обозначаться проблемы, которые учащимся хотелось бы разрешить. Школьникам предлагается ряд экспериментов на выбор, при этом учитывается их интерес, потенциал проведения опыта, способности и навыки. Достаточно простые в исполнении опыты помогают учащимся приобрести опыт наблюдения и эксперимента, а более сложные опыты требуют более высокого уровня подготовки учащихся, развивают стремление к исследовательскому поиску. Так, при изучении темы «Испарение воды листьями» ученики выполняют дома несколько видов заданий.

Задание 1: растение, выращенное в горшке с землей, полить водой. За-94 тем, накрыть его стеклянной банкой и поставить на свет; пронаблюдать, как через некоторое время на стенках банки с внутренней стороны появятся капли воды. Дать объяснение этому явлению.

Задание 2: взять для опыта растение; отрезать веточку; опустить в мерный стакан и капнуть несколько капель масла. Понаблюдать, как в течение суток понижается уровень воды. Определить сколько воды испарили листья ветки в течение суток.

Задание 3: растение в горшке полить водой, поставить на весы и уравновесить гирями. Как изменится положение чаш весов через некоторое

время? О чем будет свидетельствовать этот факт?

Задание 4: два растения, выращенные в одинаковых горшках, полить водой, взвесить; один горшок поставить на солнечный свет, а другой - в тень. Через несколько часов растения опять взвесить. Высказать предположение о том, как изменился вес этих горшков. Вес, какого горшка - выставленного на свет помещенного в тень - изменился больше? Ответ пояснить.

Эти задания можно усложнить: определить, сколько воды испаряют растения с крупными и мелкими листьями; как происходит испарение в разных для растений условиях: в высокой или низкой температуре, при свете или темноте и др. Следующий этап эксперимента заключается в ответе на вопрос: «Зачем листья комнатных растений нужно время от времени обмывать водой? Все ли растения одинаково испаряют воду? Какие растения испаряют воду больше, и от чего зависит объем воды, испаряемой растением? При выполнении данного поиска ученики ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.

Исследовательские проекты являются высшей ступенью учебно-исследовательской деятельности учащихся. Познав методы теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. По итогам выполненных учащимися творческих работ на этом этапе следует проводить конференции, анализировать результаты проведенных исследований, готовиться

Преподаватель

3 / 2010

к выступлениям или стендовым докладам, осмысливать, систематизировать и обобщать все ранее исследованное самими учащимися.

Итак, можно заключить, что учебно-исследовательская работа учащихся содействует высокой творческой активности, развитию самостоятельного мышления, освоению учащимися алгоритмов исследовательской работы; формирует интерес к исследованиям, помогает приобрести новые знания, умения и навыки, приобрести опыт публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах. Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, скорее всего, окажутся востребованными при проведении самостоятельной научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях всей системы непрерывного образования.

А. И. Герцена. - Москва, 2009. - № 116. С. 194-198.

5. Рогова О. Б., Рогов А. А. , Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: информационные материалы для школьника. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. - 32 с.

6. Харитонов Н. П. Правила выполнения школьниками исследовательских работ // Биология. Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. -№ 26. ■

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями // Биология. Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. - № 2, 3, 6, 8.

2. Калинова Г. С., Кучменко В. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. «Биология». Подготовка к экзамену. Рекомендации и задания. - М.: Астрель, 2002. - 320с.

3. Меркулова И. М. Результативность организации научно-исследовательской деятельности учащихся в курсе изучения биологии // Биология. Приложение к газете «Первое сентября». Фестиваль «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.1september.ru.

4. НикишинаЕ. В. Учебно-исследовательская задача в разделе биологии «Человек и его здоровье» // Известия Российского государственного педагогического университета им.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.