Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учащихся с нарушениями зрения на предмете - биология'

Исследовательская деятельность учащихся с нарушениями зрения на предмете - биология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баскова Татьяна Борисовна

В данной статье обозначены основные проблемы в развитии и социализации воспитанников с нарушениями зрения, представлена специфика организации их исследовательской деятельности; обоснована значимость и возможность организации исследовательской деятельности этой категории учащихся. На примере исследовательской работы по биологии рассмотрены методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся с нарушениями зрения. В статье представлены коррекционные задачи, проблемы, которые возникают у учащихся и педагога в процессе выполнения школьниками исследовательской работы. Статья будет полезна учителям и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям, работающим в коррекционных классах средних общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учащихся с нарушениями зрения на предмете - биология»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №3 • 2015

Инновации в образовательных учреждениях

Т.Б. Баскова

Исследовательская деятельность учащихся с нарушениями зрения на предмете — биология

Аннотация. В данной статье обозначены основные проблемы в развитии и социализации воспитанников с нарушениями зрения, представлена специфика организации их исследовательской деятельности; обоснована значимость и возможность организации исследовательской деятельности этой категории учащихся. На примере исследовательской работы по биологии рассмотрены методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся с нарушениями зрения. В статье представлены коррекционные задачи, проблемы, которые возникают у учащихся и педагога в процессе выполнения школьниками исследовательской работы. Статья будет полезна учителям и воспитателям специальных (коррекци-онных) общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям, работающим в коррекционных классах средних общеобразовательных школ.

Ключевые слова:

учащиеся с нарушениями зрения, исследовательская деятельность, биология.

Keywords: Abstract. This paper outlines the key issues in the development and socialization of

students with visual impairments, students with visual impairments, the article presents the specifics of the organization research, biology. of their research activities; the author proves the importance and possibility of orga-

nization of research activity of this category of students. Taking as an example the research work at biology classes the author describes the methods and techniques of the organization of research activity of students with visual impairments. The article presents the corrective tasks, problems that arise for students and teachers during the implementation of research work. The article will be useful for teachers and educators of special (correctional) educational institutions, teachers of additional education, teachers working in special classes of secondary schools.

Необходимость организации исследовательской деятельности учащихся с нарушениями зрения по биологии и другим учебным дисциплинам обусловлена высоким развивающим потенциалом такой деятельности и современными тенденциями в образовании [1,3,6,8,9].

В «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о роли исследовательских проектов, неотъемлемой частью которых, является исследовательская деятельность: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Согласно федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 г. (п.21), условия реализации основной

образовательной программы должны обеспечивать «формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследова-тельской и художественной деятельности».

В стандарте среднего (полного) общего образования от 17.05.2012 г. (п.18.2.1) обозначено, что программа развития универсальных учебных действий должна обеспечивать: «создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов», «формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.).

Приведенные выдержки из документов подтверждают актуальность организации исследовательской деятельности в средней и старшей школе, возможные затруднения учителей и необходимость учета особенностей младшего и старшего подростка [2,10,11,12].

В процессе исследовательской деятельности школьники решают исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. Главной целью учебной исследовательской деятельности является не производство новых знаний, а развитие личности учащихся. При этом исследовательская работа школьников сохраняет все этапы, научного исследования [8,9].

Особую значимость в образовании учащихся школы-интерната имеет развивающий потенциал исследовательской деятельности, так как воспитанники имеют серьезные проблемы развития и социализации [4,5,7,13,14].

Специфика исследовательской деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья редко описывается в литературных источниках. Организация исследовательской деятельности в школе-интернате показывает, что воспитанники с нарушениями зрения способны к выполнению исследовательских работ при определенных условиях.

Процесс организации исследовательской деятельности учащихся с нарушениями зрения складывается из нескольких этапов: подготовительный, проектирование исследовательской работы учащихся, выполнение учащимися исследовательской работы, оценка исследовательской деятельности учащихся.

1. Подготовительный этап

Подготовительный этап необходим для изучения контингента учащихся, возможности привлечения специалистов, оценки материально-технических возможностей школы для проведения школьниками исследовательских работ. В начале организации исследовательской деятельности определяется круг примерных тем, исходя из возможностей материально-технической базы школы.

На первом этапе необходимо диагностировать индивидуальные особенности воспитанников: способности, склонности, мотивы, интересы, физическое развитие.

Индивидуальные особенности проявляются на фоне общих возрастных и особенностей, связанных с воспитанием в закрытом учебном заведении. У слепых и слабовидящих учащихся некоторые проблемы развития обусловлены наличием дефекта. Наиболее характерно для воспитанников с нарушениями зрения: «сенсорный голод», недостаточное развитие сферы деятельности, низкая активность, проблемы в сфере общения.

Выявление индивидуальных особенностей воспитанников проводится путем тестирования, изучения документации: индивидуальной карты, медицинской карты, классных журналов, контрольных и творческих работ. В беседах с воспитанниками определяются их интересы.

2. Проектирование исследовательской работы учащихся

Диагностика индивидуальных особенностей воспитанников позволяет проектировать исследовательскую работу. Коррекционно-развивающая направленность — это самая яркая черта исследовательской деятельности воспитанников школы-интерната.

В табл 1 представлена коррекционно-развиваю-щая направленность каждого этапа исследовательской работы учащихся школы-интерната. Этапы рассмотрены подробно, при выполнении некоторых исследовательских работ, этапов может быть меньше.

Занятия исследовательской деятельностью могут способствовать коррекции проблем развития воспитанников с нарушениями зрения. Данные таблицы 1 получены автором в ходе непосредственного наблюдения и анализа исследовательской деятельности учащихся 7-10 классов школы-интерната

На основе индивидуальных особенностей учащегося определяется содержание исследовательской деятельности. Использование тех или иных форм и методов работы, педагогических технологий зависит от того, какие коррекционные задачи необходимо решить.

3. Исследовательская работа учащихся

Темы исследовательских работ могут быть самые разнообразные. Процесс выполнения учащимися с нарушениями зрения исследовательских работ представим на примере работы по биологии.

Тема: «Оценка экологического состояния комнатных растений класса»

Общая характеристика работы

Возраст учащихся: 7 класс. Количество учащихся: 3-8. Продолжительность исследовательской работы: учебная четверть. Учебная тема по биологии: «Организм и среда». Оборудование: комнатные растения, бланки для ответов, компьютер с доступом в Интернет, определитель болезней и вредителей комнатных растений, справочник о комнатных растениях, инструменты для ухода за комнатными растениями, почва.

Развивающие цели: развитие интереса к учебной исследовательской деятельности, к биологии; развитие способности прогнозирования и планирования своей деятельности; развитие умений нахождения причинно-следственных связей и формулирования выводов.

Коррекционные цели: повышение активности учащихся в обучении; расширение кругозора учащихся; развитие коммуникативных навыков учащихся; расширение сенсорных представлений учащихся; коррекция недостатков развития речи; формирование предметной соотнесенности слов; коррекция недостатков развития сферы деятельности.

Таблица 1. Коррекционно-развивающая направленность исследовательской деятельности воспитанников школы-интерната

Проблемы развития воспитанников Этап исследовательской работы Возможные изменения в развитии воспитанников

и трудности, возникающие и преодоление трудностей выполнения ими

при выполнении ими исследовательских работ исследовательской работы

Пониженный интерес к учебной деятельности Мотивация исследовательской деятельности Появление заинтересованности к изучению темы (воспитанник задает вопросы и готов к поиску ответов)

Общая низкая активность Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования Формирование стойкого интереса, позволяющего начать исследование, повышение активности (воспитанник готов выполнять практическую часть работы)

Трудность выбора объекта и цели исследования, исходя из своих интересов и возможностей Определение цели и объекта исследования (учитывая интересы и возможности воспитанника, материально-техническую базу и возможность привлечения специалистов) Развитие способности выбора объекта и цели исследования. Оценка своих возможностей.

Трудности формирования образного мышления, способности прогнозировать результат своей деятельности Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез) Развитие образного мышления, развитие способности выявлять причинно-следственные связи и предсказывать результат

Недостаточно развита способность планировать свою деятельность, особенно длительную Определение конкретных задач исследования Формирование способности планировать длительную многоэтапную деятельность и формулировать задачи каждого этапа деятельности

Узкий кругозор, недостаточно развито умение работать с источниками информации (находить нужную информацию, анализировать информацию) Поиск и изучение литературы по теме исследования Расширение кругозора, развитие умения работать с книгой и другими источниками информации

Сенсорная депривация, формализм знаний, не сформированы навыки исследовательской деятельности Выбор методов, планирование и выполнение практической части исследования Расширение сенсорных представлений об окружающей действительности, накопление опыта самостоятельной исследовательской деятельности

Трудности формирования мыслительных операций Анализ полученных результатов Формирование навыков сопоставления, обобщения и анализа полученных данных, оформления данных в форме таблиц, графиков, диаграмм

Ограниченный опыт практической исследовательской деятельности Проверка гипотезы (проведение подтверждающего результаты эксперимента) Закрепление навыков проведения практической части исследования

Сложности в формулировке выводов о результатах своей исследовательской деятельности Формулирование выводов Развитие умения подведения итогов исследовательской деятельности

Недостатки развития устной и письменной речи, настойчивости и воли Подготовка отчета о проделанной работе (согласно требованиям конференции, конкурса и т.п.) Развитие устной и письменной речи, развитие настойчивости и воли

Трудности формирования связной монологической речи. Замкнутый круг общения Представление результатов исследования на конференции или другом отчетном мероприятии Развитие монологической речи, памяти, умения отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей. Расширение круга общения, знакомство с опытом исследовательской деятельности сверстников из других образовательных учреждений. Социализация воспитанников

Образовательные цели: обеспечение освоения учащимися приемов определения экологического состояния комнатных растений; обучение основным правилам ухода за комнатными растениями; формирование у уча-

щихся представлений об экологических факторах и их влиянии на живые организмы.

Воспитательные цели: воспитание бережного отношения к природе; воспитание культуры общения.

Этапы исследовательской работы

Мотивация исследовательской деятельности школьников

Данная работа успешно выполняется в классах, где учащиеся любят выращивать комнатные растения. В противном случае, сначала необходимо заинтересовать школьников комнатным цветоводством, а потом уже предлагать выполнить исследование на эту тему.

Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования

A) Повторение того, что растения живые организмы и без них невозможно существование человечества.

Б) Вопросы учащимся:

Как чувствуют себя ваши комнатные растения в классе? От чего и от кого зависит их здоровье и красота? Все ли вы правильно делаете при уходе за комнатными растениями? Что делать, для того, чтобы комнатные растения были здоровы и красивы?

B) Формулировка учащимися вопросов о том, что они хотят узнать. Каково состояние комнатных растений нашего класса? Что мы можем сделать, чтобы улучшить его?

Г) Предварительная тема исследовательской работы: «Состояние комнатных растений класса».

Определение цели исследования

Цель формулируется вместе с учителем: «Определение и улучшение состояния комнатных растений класса»

Выбор объекта исследования: комнатные растения класса.

Формулирование рабочей гипотезы (в ходе беседы).

Вопрос учащимся: Как улучшить состояние комнатных растений вашего класса?

Примерный ответ учащихся: «Состояние комнатных растений нашего класса улучшится, если мы найдем причины болезни, повреждения, плохого роста, устраним эти причины и будем правильно ухаживать за растениями».

Определение задач исследовательской работы

(Совместно с учителем)

1. Узнать названия комнатных растений класса (подписать названия растений). 2. Определить их состояние (заполнить бланк.) 3. Изучить условия для роста и развития каждого комнатного растения (создать презентацию). 4. Определить причины ухудшающие состояние комнатных растений. 5. Научиться правильно ухаживать за комнатными растениями класса и улучшить их состояние.

Тему и задачи исследования записать в тетрадь.

Поиск и изучение литературы по теме исследования

Изучение справочника комнатных растений, определение названий комнатных растений класса, правил ухода за комнатными растениями класса и требований растений к освещенности, поливу.

Выполнение презентации: «Комнатные растения моего класса». В презентации дается информация о ком-

натных растениях класса: название, фото, кратко о правилах ухода, и требованиях растений к освещенности и поливу.

Изучение текста учебника и интернет источников, поиск определений понятий: экология, экологические факторы.

Окончательная формулировка темы: «Экологическое состояние комнатных растений класса»

Выполнение практической части исследования (в группах, или в парах).

Для исследования учащимся надо предлагать не вызывающие аллергию и не ядовитые комнатные растения. Слепым школьникам лучше выбрать растения не ломкие, с запахом, с кожистыми листьями.

Рекомендуемые комнатные растения: абутилон, амариллис, аспидитра, аукуба, бальзамин, бегония, брио-филлюм, герань, гибискус, глоксиния, каланхоэ, колеус, маранта, сансевьера, сциндапсус, хлорофитум.

Табл. 2 представляет собой бланк, в который учащиеся записывают информацию о растении, полученную в ходе практической работы. На каждое растение заполняется отдельный бланк.

Таблица 2. Оценка экологического состояния

комнатного растения Название растения:_

Показатель Необходимые Состояние действия

1. Положение растения

относительно источника света

2. Увлажненность почвы (звук

при постукивании о горшок

глухой — почва влажная,

звонкий — почва сухая)

3. Соответствие размеров

растения и вазона

4. Состояние листьев (механические повреждения, повреждение вредителями, загрязнение пылью)

5. Вывод (состояние растения идеальное—условия произрастания и уход полностью соответствуют потребностям растения, удовлетворительное — уход не соответствует потребностям растения, критическое — растение находится на грани гибели)

В зависимости от уровня подготовки, сложности патологии учащихся возможно несколько вариантов проведения практической части исследования.

Слабовидящим учащимся с нормой интеллекта предлагается оценить экологическое состояние 2-3 комнатных растений (на человека), заполнить бланки, обсудить результаты в группе.

Слепым учащимся необходимо работать в паре со слабовидящим, и оценить состояние 1-2 комнатных растений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитанникам с задержкой психического развития необходимо разработать более подробный алгоритм выполнения практической работы и оценить состояние 1-2 комнатных растений.

При организации групповой исследовательской работы, группы включают учащихся с разными зрительными возможностями, что позволяет получить максимально полную информацию об исследуемом объекте или явлении. Коллективно «добытое» знание еще раз подчеркивает важность каждого члена группы и необходимость сотрудничества для достижения результатов.

Анализ полученных результатов (работа учащихся в группе)

Подсчет количества растений находящихся в идеальном, удовлетворительном и критическом состоянии. Выявление причин болезней, повреждений и слабого роста комнатных растений класса. Нахождение причинно-следственных связей между деятельностью человека и развитием растений, между действием факторов среды и развитием растений. Определение необходимости полива, рыхления, пересадки, очистки листьев комнатных растений для их быстрого роста.

Проверка гипотезы

Практическая работа: «Уход за комнатными растениями класса»

Выполнение необходимых операций по уходу за комнатными растениями класса и отслеживание изменений, происходящих с растениями.

На данном этапе учащиеся отрабатывают практические умения по уходу за комнатными растениями.

Умение определять месторасположение растения в зависимости от освещенности и температуры.

Умение определять потребность растения в поливе (хотя бы одним способом).

Умение определять потребность растения в пересадке (учитывая время года, возраст растения, состояние растения, объем цветочного горшка).

Умение определять потребность растения в подкормке (учитывая время года, возраст растения, состояние растения).

Умение определять потребность растения в очистке листьев (на ощупь или визуально).

Умение поливать комнатные растения (двумя способами).

Умение опрыскивать комнатные растения.

Умение рыхлить почву у комнатных растений.

Умение пересадки и перевалки комнатных растений.

Умение очищать листья у комнатных растений (разными способами).

Формулирование выводов

В соответствие с задачами исследования формулируются выводы. Выводы касаются выявленным

учащимися взаимосвязям между явлениями, в данном случае, действие экологических факторов и деятельности человека на экологическое состояние комнатных растений. В выводах можно указать, что нового узнали учащиеся, что научились делать, что смогли сделать самостоятельно и в чем испытали затруднение.

Подготовка отчета о проделанной работе

Форма отчета зависит от требований мероприятия (конференции, конкурса) или урока, где планируется представлять работу. Обязательной частью отчета является доклад и иллюстрирующая его презентация. По данной работе отчет может состоять из нескольких сообщений учащихся на темы: «Комнатные растения нашего класса», «Почему комнатные растения болеют?», «Как правильно ухаживать за комнатными растениями?», «Экологическое состояние комнатных растений класса».

Отчет учащиеся выполняют в парах или индивидуально. Этот этап требует от школьников много терпения, поэтому является для них очень сложным. Для того, чтобы облегчить работу учащихся, необходимо составить с ними план отчета. Доклад должен быть кратким, но емким по содержанию. Для успешного представления результатов работы, можно предложить учащимся несколько раз перечитать текст доклада и пересказать его.

Представление результатов исследования на конференции или другом отчетном мероприятии

Лучше всего, если результаты исследовательской работы учеников 7 класса прозвучат на уроке или школьной конференции. Участие в городских и областных конференциях необходимо начинать не ранее 8 класса.

Представленная исследовательская работа имеет коррекционно-развивающую направленность в том случае, если на каждом этапе исследования создаются предпосылки для решения поставленных коррекцион-ных задач.

4. Оценка исследовательской деятельности учащихся

Оценку исследовательской деятельности учащихся с нарушениями зрения объективнее проводить с нескольких позиций. С позиции педагогов, во-первых, оценивается решение коррекционно-раз-вивающих задач, во-вторых, проблемы, возникающие у воспитанника в процессе исследовательской работы, их причины и пути решения. С позиции ученика, самооценка воспитанником своей деятельности. С позиции жюри конкурсов и конференций, оценка по критериям, изложенным в положениях к конкурсам. Победа на конкурсе не должна стать главным показателем качества исследовательской работы воспитанника.

Литература

1. Абрамова М.Н. Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2.С. 23-25.

2. Антропова И.П. Школа исследовательских проектов — школа будущего. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С. 68-71.

3. Афанасьев Д.А. Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6..С. 67-69.

4. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.— М: «Институт практической психологии», 1997. 334 с.

5. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.— Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. 155.

6. Никитина Л.А. Образовательные ситуации в методической подготовке как средство становления исследовательской компетентности педагога //Образование и наука. 2010. № 5. с. 15-25

7. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психическая депривация. Магнитогорск, 2003. 132с.

8. Рожкова О.Ю., Таций Т.В., Федулова Т.В., Молотко-ва А.Н., Потапова Н.В. Интеллектуальное воспитание школьников в период летних каникул «школа юного исследователя» по естественнонаучному направлению. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 1. С. 43-59.

9. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2.С.68-78.

10. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2.С.4-7.

11. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 3-9.

12. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 1. С. 73-76.

13. Чапаев Н.К., Чошанов М.А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения //Образование и наука. 2011. № 10. С. 3-12.

14. Шмигирилова И.Б. Проблемы реализации компетентност-ного подхода в школьном образовании. // Образование и наука. 2013. № 7. с. 38-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.