Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение временного детского коллектива в ходе образовательного события экологической направленности'

Тьюторское сопровождение временного детского коллектива в ходе образовательного события экологической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОР / EDUCATIONAL EVENT / TUTOR SUPPORT / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мевх Анна Вадимовна, Гангнус Наталия Андреевна

Представлены рекомендации по организации образовательного события с тьюторским сопровождением, а также опыт работы на краевом слете лидеров молодежного экологического движения «Зеленый мир» Пермского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мевх Анна Вадимовна, Гангнус Наталия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT OF A TEMPORARY CHILDREN'S TEAM DURING AN ENVIRONMENTAL EDUCATION EVENT

The article presents recommendations on the organization of an educational event with tutor support; the experience of work at the regional rally of the leaders of the youth ecological movement Green World of the Perm Territory is presented.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение временного детского коллектива в ходе образовательного события экологической направленности»

УДК 371.213.3

Мевх Анна Вадимовна

методист

ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум», отделение дополнительного образования детей «Экологический центр», Пермь, Россия 614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 79 e-mail: region_olimp@mail. ru

Гангнус Наталия Андреевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и

психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, тел. + 7 (342) 238-63-91 e-mail: pedagog@pspu. ru

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Anna V. Mevh

Methodologist of the Perm Agroindustrial Technical School, Secondary Education

Department of the Ecological Center

79, St. Karpinsky, Perm, Perm Region, Russia, 614000 e-mail: region_olimp@mail. ru

Natalia А. Gangnus

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professorof Pedagogy and Psychology

Department

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» Perm, Russia 24, Sibirskaja, Perm, Russia, 614990 e-mail: pedagog@pspu. ru

TUTOR SUPPORT OF A TEMPORARY CHILDREN'S TEAM DURING AN ENVIRONMENTAL EDUCATION EVENT

Аннотация. Представлены рекомендации по организации образовательного события с тьюторским сопровождением, а также опыт работы

© Мевх А.В., Гангнус Н.А., 2018

на краевом слете лидеров молодежного экологического движения «Зеленый мир» Пермского края.

Ключевые слова: образовательное событие, тьюторское сопровождение, тьютор.

Abstract. The article presents recommendations on the organization of an educational event with tutor support; the experience of work at the regional rally of the leaders of the youth ecological movement Green World of the Perm Territory is presented.

Key words: educational event, tutor support, tutor.

В условиях изменений социальной ситуации все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования, ориентированного на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков [1-3]. В связи с этим необходима работа учреждений дополнительного образования детей с детскими общественными организациями.

Сегодня такая работа находит отражение в тьюторском сопровождении, обеспечивающим процесс выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, в ходе образовательного события, где участниками являются члены детских общественных организаций, которые входят в МЭД «Зеленый мир» Пермского края.

Одна из главных задач тьюторского сопровождения - не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности в образовании, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей образовательной, профессиональной, гражданской жизни.

Нами было проведено закрытое анкетирование педагогов Пермского края, которые являются руководителями детских экологических объединений, занимающихся природоохранной общественной и проектной деятельностью, с целью выяснить, есть ли какая-то отличительная особенность у детей, занимающихся в детских экологических общественных объединениях.

Анализ анкет показал, что такие дети личностно ориентированы, придают особую значимость роли каждого в общем деле, свою активную жизненную они обусловливают окружением - они испытывают личную ответственность за происходящее вокруг. Отдают предпочтение использованию максимально достоверных сведений и берут за основу проверенное и/или экспертное знание. Одновременно с навыками публичных выступлений лидерам приходится отстаивать свою точку зрения. Свои организационные качества лидеры постепенно совершенствуют, всегда рассматривая не только способы достижения краткосрочных целей, но и строя планы на будущее и для себя лично, и для своего объединения, ориентируя всю свою работу на перспективу. Этот принцип соответствует общей идее защиты природы.

Мы проанализировали образовательную среду краевого слета лидеров молодежного экологического движения (МЭД) «Зеленый мир» в 2016 г. по методике В.А. Ясвина. Мы пришли к выводу, что нам необходимо вводить новые формы работы с лидерами-экологами. Одним из наиболее эффективным, на наш взгляд, стало введение тьюторского сопровождения в образовательное событие - слет лидеров.

В 2016 г. нами не были учтены этапы подготовки образовательного события, а также не было тьюторского сопровождения участников слета, поэтому показатели по методике В. Ясвина не были высокими: широта образовательной среды, интенсивность, доминантность, социальная активность, мобильность методов образования.

Таким образом, мы пришли к выводу, что нам необходимо найти возможность в рамках образовательного события - слета лидеров, проводить индивидуальную работу с каждым участником, в том числе и педагогическим составом. Также мы осознали необходимость отслеживания эффекта после события.

Мы взяли за основу при подготовке образовательного события -краевого слета лидеров МЭД «Зеленый мир» этапы тьюторского сопровождения и соотнесли их с этапами подготовки образовательного события. Это позволило организовать мероприятие с учетом всех условий, необходимых для тьюторского сопровождения участников.

Первый этап - подготовительный. На этом этапе мы получаем запрос от участников, анализируем его, ведем подбор педагогического коллектива таким образом, чтобы каждый оказать необходимую помощь участнику во время события. Это может быть консультация, методическая рекомендация, помощь в определении цели участия в мероприятии. Мы максимально стараемся включить в наши события интерактивные площадки, мастер-классы по тем темам и проблемам, которые заявляют участники. Важным считаем подготовку тьюторов образовательного события. Мы предварительно отбираем педагогов с тьюторской позицией из числа бывших участников слета, студентов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ), магистрантов направления «Тьюторство в образовании», участников Тьюторского центра ПГГПУ, коллектива Экологического центра.

Затем разработали программу подготовки с учетом базовых знаний кандидатов: об этапах тьюторского сопровождения, техниках и методиках работы с тьюторантом. Затем проводим с ними встречи, на которых подробно разбираем этапы тьюторского сопровождения на каждом этапе образовательного события. Эти педагоги сами заполняют рефлексивный дневник. Познакомили тьюторов с особенностями целевой аудитории. Организовали и провели обучающий семинар, в рамках которого состоялось обучение будущих тьюторов на слете. Отработали полученные навыки друг на друге. Были проведены индивидуальные консультации для тьюторов (в личных беседах, через общую беседу в «ВКонтакте»). Затем был организован и проведен установочное организационное собрание с разбором программы. По завершению слетов была проведена рефлексия.

Второй - мотивационный и целеобразующий. С него начинается непосредственно реализация образовательного события. На данном этапе мы помогаем ребенку сформулировать свою цель на мероприятии, даем необходимый эмоциональный настрой.

Третий и четвертый этапы - диагностический и ресурсный. Задача организаторов и тьюторов на этом этапе - предоставить участникам ресурсную среду, создать ситуацию выбора и самооценивания. Участники расставляют приоритеты, определяют для себя программу мероприятия, тем самым отвечая на вопросы: «Какой я? Что я умею? Какие мне необходимы новые знания и умения? С кем я должен встретиться на этом мероприятии, чтобы получить максимальную для себя выгоду и дать максимально то, что я могу, другим участникам».

Пятый этап - реализация образовательного события. Организаторы управляют ресурсной средой, а дети и педагоги активно участвуют в мероприятии, анализируют, что, новые знания им дают, реализует свой маршрут при сопровождении тьютора.

Шестой этап - рефлексивный. Организаторы подводят итоги мероприятия, выделяя время для самооценивания. Организаторы при помощи тьюторов фиксируют эмоциональный настрой, вносят коррективы в деятельность, получают запрос на будущее. Участники при помощи тьюторов анализируют деятельность, ставят цель на будущее.

Таким образом, соединив этапы тьюторского сопровождения с ходом образовательного события, мы получили образовательное событие, в котором предполагалось тьюторское сопровождение. Индивидуальное сопровождение каждого участника слета во время конкурсных испытаний, в момент выбора интерактивной площадки и рефлексии, при определении стратегии развития объединения было логичным.

После введения тьюторского сопровождения, повысились показатели образовательной среды по методике В.А. Ясвина, что говорит о том, что введение тьюторского сопровождения было эффективным.

Выделенные В.А. Ясвиным параметры образовательной среды оказываются в определенной степени связанными друг с другом, и в то же время каждый из них может иметь свой низкий или высокий показатель независимо от уровня показателей других параметров.

Данная система параметров экспертизы образовательной среды позволяет производить ее системное описание, предоставляет возможность осуществлять мониторинг развития образовательной среды учебного заведения. Эта методика является инструментом, эффективность использования которого зависит от самого пользователя. Ежегодно проводя экспертизу своей образовательной среды методом включенной экспертизы можно обеспечить четкий контроль динамики ее развития, целенаправленно корректировать это развитие путем перераспределения ресурсов, если предоставляется необходимым увеличить показатель того или иного параметра. Получив результат экспертизы, можно определить стратегию ее дальнейшего развития на основе своих представлений о целях образования.

Мы пришли к выводу, что нами упущена работа с родителями участников слета, что влияет на такие параметры, как эмоциональность, доминантность и широта образовательной среды. Это может стать темой для дальнейшего исследования.

В этом плане важно сказать, что миссия тьютора заключается не только в том, чтобы совместно с ребенком выстроить траекторию в образовании, но и помочь не бояться сменить ее в какой-то особенно важный момент жизни. Уметь распознать свои внутренние и внешние мотивы, оценить ресурсы.

Таким образом, работая с мотивацией ребенка, перспективой, его ресурсами, тьютор может наиболее эффективно вывести своего подопечного на осознание важности участия в образовательном событии, самого процесса обучения, для его жизни и последующей значимости выбора для общества. Такие дети ищут «свой путь», понимают смысл саморазвития, готовы ставить свои собственные цели в этом процессе и не готовы брать «пакетные решения», предлагаемые школами и университетами. Сопровождение его внутреннего и внешнего пути к взрослению и вхождению в жизнь позволит сократить разрыв между знанием о ней и умением жить.

Список литературы

1. Будущее образования: глобальная повестка [Электронный ресурс]. -URL: http://map.edu2035.org

2. Доклад Агентства стратегических инициатив и Сколковского института науки и технологии «Атлас новых профессий» [Электронный ресурс]. - URL: http://atlas100.ru

3. Робинсон К., Ароника Л. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка [Электронный ресурс]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - URL: http://psihdocs.ru/ken-robinson-lu-aronika-shkola-budushego-kak-virastite-talantl.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.