Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение образовательных событий в системе повышения квалификации'

Тьюторское сопровождение образовательных событий в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / TUTOR / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TUTOR SUPPORT TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОБЫТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TEACHER FURTHER TRAINING SYSTEM / TUTORING POSITION / SELF-DETERMINATION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудчик Светлана Викторовна

В статье представлена технология тьюторского сопровождения участников образовательного события в системе повышения квалификации. Она рассматривается как целенаправленная деятельность тьютора, содействующая максимальному вхождению педагога в контекст современной образовательной практики, становлению его как субъекта собственного профессионального развития, формированию индивидуальных мотивов и ценностей. Субъектность участника образовательного события проявляется в способности стать стратегом своей профессиональной деятельности, ставить и корректировать личные цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать индивидуальное профессиональное развитие, успешно общаться с коллегами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT OF EDUCATIONAL EVENTS WITHIN THE SYSTEM FOR TEACHER FURTHER TRAINING

The article presents a technology of tutor support of participants in the educational events within the system for teacher further training. Tutor support is understood as a tutor's purposeful activity facilitating the maximum entry of a teacher into the context of a modern educational practice. This activity promotes his (her) formation as a subject of professional development, and fosters the development of his (her) individual motives and values. Subjectivity of a participant of educational event is manifested in the ability to become a strategist of his (her) professional activities, to set and adjust personal goals, to realize the reasons to construct his (her) own actions and to assess their compliance with what was intended, to plan individual professional development, and to communicate effectively with colleagues.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение образовательных событий в системе повышения квалификации»

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ДУДЧИК Светлана Викторовна - канд. пед. наук, доцент, Московский педагогический государственный университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлена технология тьюторского сопровождения участников образовательного события в системе повышения квалификации. Она рассматривается как целенаправленная деятельность тьютора, содействующая максимальному вхождению педагога в контекст современной образовательной практики, становлению его как субъекта собственного профессионального развития, формированию индивидуальных мотивов и ценностей. Субъектность участника образовательного события проявляется в способности стать стратегом своей профессиональной деятельности, ставить и корректировать личные цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать индивидуальное профессиональное развитие, успешно общаться с коллегами.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, технология тьюторского сопровождения, повышение квалификации, событие, образовательное событие, профессиональное развитие

Для цитирования: Дудчик С.В. Тьюторское сопровождение образовательных событий в системе повышения квалификации // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 161-165.

Дополнительное образование сегодня рассматривается как важнейший ресурс профессионального развития педагога, как реализация его фундаментального интереса к созданию индивидуального профессионального опыта. В организации дополнительного образования особое место занимает система повышения квалификации (ПК) педагогических кадров, которая предоставляет обучающимся возможность использовать свои внутренние ресурсы для актуализации личностного потенциала и собственного продвижения в решении профессиональных задач.

В связи с возрастанием интереса к процессу индивидуализации образования в настоящее время начались попытки переноса тьюторской практики из сектора «школа» в другие секторы образования -в дополнительное и вузовское образование, в систему повышения квалификации [1]. Потенциал тьюторского сопровождения в системе повышения квалифика-

ции представляет для нас наибольший интерес [2].

Тьюторское сопровождение - это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью, разрабатывающей и реализующей свою персональную образовательную программу, это осуществление своевременной навигации возможныхпутей педагогического поиска, а при необходимости - оказание помощи и поддержки [3, с. 33]. Под технологией тьюторского сопровождения участников образовательного события мы понимаем целенаправленную деятельность тьютора, способствующую максимальному включению участника события в контекст образовательной практики, становлению его как субъекта личного профессионального развития, формированию мотивов и интересов.

Понятие «событие » характеризуется в литературе как «особая форма жизни, переход от наличного к иному, который одновременно есть и взаимопереход идеи к

162

Высшее образование в России • № 4, 2016

реалии» [4]. Поэтому любое мероприятие в системе повышения квалификации может стать для педагога-участника пространством осуществления индивидуальной идеи. Б.Д. Эльконин и В.В. Давыдов определяют образовательное событие как «ограниченное в пространстве и времени социальное явление, приводящее к антропологическим сдвигам и изменениям ». Образовательное событие разворачивается на уровне ценностей и идеалов, на компетент-ностном уровне, на уровне необходимых способностей, способов действий, знаний и умений [4]. К образовательным событиям можно отнести проектирование, тренинг, различные виды игр, конференции, круглые столы, форумы и другие мероприятия, проводимые в системе дополнительного профессионального образования.

Предлагаемая нами технология тьютор-ского сопровождения участников образовательного события является универсальной и применимой для любого формата мероприятий в системе дополнительного профессионального образования. Введение тьюторского сопровождения как педагогического сопровождения образовательных маршрутов движения участников образовательных событий может быть инициировано запросом администраций образовательных учреждений или самими участниками.

В рамках тьюторского сопровождения участников образовательного события мы видим три вектора работы. Во-первых, тьютор принимает участие в создании, сопровождении, аналитике индивидуальных материалов участников (бортовых журналов, дневников, маршрутов, карт), в работе события (очные и заочные тьюториалы); проводит подготовительные беседы по проблематике планируемых событий; вместе с участниками формирует и представляет на рассмотрение всех участников образовательные продукты индивидуальной и групповой деятельности; проводит консультации по вопросам формирования об-

разовательного продукта в рамках мероприятия; планирует, готовит и участвует в проведении вводного (подготовительного) и итогового (по результатам события) тью-ториала; осуществляет разработку и продуктивное использование соответствующего технологического сопровождения образовательного события в системе ПК (видеоматериалы, книги, статьи, интернет-ресурсы); способствует представлению результатов мероприятия профессионально-образовательному сообществу (статьи, публикации выводов и рекомендаций в научной печати).

Во-вторых , как наставник тьютор проводит индивидуальные и групповые консультационные встречи, направляющие участников в проблемном пространстве мероприятия, сопровождает профессиональное развитие учителей, развивает их исследовательские, коммуникативные и социокультурные компетенции.

В-третьих, как координатор мероприятия тьютор оповещает педагогов группы, с которой он работает, о целях, задачах, особенностях участия в образовательном событии; осуществляет необходимые коммуникации с гостями и руководителями мероприятия, экспертами, держит участников в курсе события посредством электронной почты и телефона.

Технология тьюторского сопровождения образовательного события содержит следующие этапы: организационный (цель - осознание участником индивидуальных профессиональных интересов и потребностей до начала мероприятия), мотивацион-ный (цель - фиксация личных проблем, профессиональных целей на мероприятии), реализационный (цель - достижение целей, поставленных до начала мероприятия), итоговый (цель - осознание полученных результатов, подведение итогов).

Учет интересов участников события в системе ПК осуществляется на каждом этапе работы мероприятия и тьюторского сопровождения: при осознании участником

индивидуальных запросов, фиксации личной цели, мотивации личного участия в событии, решении практических заданий, определении технологической составляющей и пр. Тьютор способствует устранению или компенсации таких затруднений, как непонимание участником своих запросов, характера педагогического окружения, скрытых профессиональных проблем, личной образовательной истории. В связи с этим тьюторское сопровождение в системе ПК призвано культивировать особую технику - «пробу сил» по установлению «соразмерности порядка индивидуальной души человека с миром вокруг нас, то есть с тем, что заведомо больше самого человека» (М.К. Мамардашвили) [5]. Такое возможно лишь в образовательном пространстве «проб», где участник форума, производя определенные действия, демонстрирует свои компетенции перед другими участниками и тьюторами-консультантами. По обратной связи и реакции педагогов он имеет возможность понять эффективность, значимость того, что он делает. Он осознает свои действия, проводит их коррекцию и сам принимает решение о том, что ему необходимо для дальнейшего профессионального развития, что может быть в его профессиональном «портфеле», а что подлежит удалению. Выводы при поддержке тьюторов делаются на глазах участников события. В этой позиции «вовлеченного» участника события, субъектности и действует тьютор. Он нужен для обеспечения процесса и «отзеркаливания» действий участника и осознания педагогом результатов своего движения в предлагаемом контексте. Субъектность проявляется и в умении участника события проектировать свою деятельность, фиксировать и «редактировать » личные цели, постигать и понимать собственные мотивы, самостоятельно подбирать технологические средства и оценивать их соответствие задуманному, проектировать индивидуальное профессиональное развитие, осуществлять эффектив-

ную коммуникацию с коллегами. Таким образом, областью деятельности тьютора является построение индивидуального образовательного пространства для каждого участника образовательного события, конструирование практики расширения профессиональных возможностей педагога, становление его субъектности в процессе участия в мероприятии.

Особое значение в эволюции субъект-ности участников имеет проведение тью-торских консультаций и встреч (тьютори-алов). Преимущественной формой тью-торского сопровождения в контексте образовательного события являются групповые встречи, которые проводятся до, во время и после события. Индивидуальные встречи проводятся по инициативе и запросам участников мероприятия. Формат групповых встреч направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей участников, на снижение уровня отсеивания и отчуждения в сформированной группе. Адресность и пластичность личного взаимодействия вместе с эмоциональной составляющей являются основными причинами для введения индивидуального тьюторского сопровождения. Встречи можно разделить на базовые и вспомогательные (по требованию и запросу участника). В базовую встречу входит введение в новое содержание и обратная связь с участником события, вспомогательная встреча направлена на поддержку учителей в работе секции или работе в группе, решение возникающих проблем. Продуктами тьюторской деятельности являются бортовые журналы, дневники, маршрутные листы участников, заполненные на тьюториалах, созданные индивидуальные образовательные маршруты, мини-исследования и проекты, выполненные при содействии тьюторов.

Общая структура тьюторского сопровождения в рамках образовательного события следующая:

1 ) организационная часть (до начала

164

Высшее образование в России • № 4, 2016

мероприятия): установление контакта с потенциальным участником, знакомство, выявление и фиксация профессиональных интересов в контексте предложенного содержания;

2) основная часть (образовательное событие): выявление текущего запроса, интереса учителя, сопровождение образовательного запроса педагога в содержательном контексте события, обсуждение содержания или инсталляций, встреч, которые произошли в содержательном поле образовательного события, с применением разных тьюторских техник, совместная аналитика договоренностей, заключенных на предыдущем этапе;

3) итоговая часть (во время и после события): завершение тьюторской встречи, подведение итогов, подготовка группового образовательного продукта, создание аналитической справки и аналитического отчета.

Группа тьюторского сопровождения участников образовательного события может состоять из двух-трех человек: тьютор, консультант и ассистент тьютора. Задача каждой тьюторской группы разделена на две составляющие: экспериментальную (тьюторскую) во время события и контрольно-диагностическую (до и после мероприятия). Такое разделение позволяет полностью использовать потенциал тью-торского сопровождения, а участнику проводить самомониторинг личностно-профес-сионального роста.

Для реализации вышесказанного в рамках деятельности кафедры интерактивных технологий Московского института от-

крытого образования в 2010-2014 уч. году и кафедры индивидуализации и тьютор-ства МГПУ под руководством проф. Т.М. Ковалевой в 2015 г. были разработаны программы тьюторского сопровождения образовательных событий и курсов повышения квалификации. Целью реализации программ стали: развитие творческой активности учителей, популяризация эффективного опыта применения учителями г. Москвы открытых образовательных технологий, повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов, организация возможностей сотворчества детско-взрослых коллективов, совершенствование профессиональных компетенций в области применения современных образовательных технологий.

Литература

1. Челнокова Е.А. Тьюторство в ретроспективе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 7. С. 117-120.

2. Дудчик С.В. Подготовка тьюторов в сис-

теме дополнительного профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 22-27.

3. Ковалева Т.М. Профессия «Тьютор». М. -

Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.

4. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб.

пособие для студентов высш. учеб. завед. М.: Академия, 2008. 144 с.

5. Чередилина М.Ю. Событийность как катего-

рия в теории образования // Бизнес. Образование. Право. 2013. № 1. С. 127-130.

Статья поступила в редакцию 25.01.16.

TUTOR SUPPORT OF EDUCATIONAL EVENTS WITHIN THE SYSTEM FOR TEACHER FURTHER TRAINING

DUDCHIKSvetlana V. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents a technology of tutor support of participants in the educational events within the system for teacher further training. Tutor support is understood

as a tutor's purposeful activity facilitating the maximum entry of a teacher into the context of a modern educational practice. This activity promotes his (her) formation as a subject of professional development, and fosters the development of his (her) individual motives and values. Subjectivity of a participant of educational event is manifested in the ability to become a strategist of his (her) professional activities, to set and adjust personal goals, to realize the reasons to construct his (her) own actions and to assess their compliance with what was intended, to plan individual professional development, and to communicate effectively with colleagues.

Keywords: teacher further training system, tutor, tutoring position, tutor support technology, self-determination, self-realization

Cite as: Dudchik, S.V. (2016). [Tutor Support of Educational Events within the System for Teacher Further Training]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 4 (200), pp. 161-165. (In Russ., abstract in Eng.)

1. Chelnokova, E.A. (2012). [Tutoring in the Retrospective View]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proc. of Volgograd State Pedagogical University]. No. 7, pp. 117-120. (In Russ.)

2. Dudchik, S.V. (2015). [Tutor Training in the System of Additional Vocational Training]. Vysshee

obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. No. 6, pp. 22-27. (In Russ.)

3. Kovaleva, T.M. (2012). Professiya "T'yutor" [Profession «Tutor»]. M.-Tver': SFK Office Publ.

246 p. (In Russ.)

4. El'konin, B.D. (2008). Psikhologiya razvitiya: uchebnoeposobie dlya studentov [Developmental

Psychology: Textbook for University Students]. M.: Akademiya Publ., 2008. 144 p. (In Russ.)

5. Cheredilina, M.Y. (2013). [Eventfulness as a Category in the Theory of Education]. Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Right]. No. 1, pp. 127-130. (In Russ.)

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а.л. (20 000 знаков), в отдельных случаях — до 0,75 а.л. (30 000 знаков).

Статьи принимаются в электронном виде (текстовый редактор—Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5). Сложные рисунки и графики должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 х 206 мм).

В присланном файле, помимо текста статьи, должна содержаться следующая информация на русском и английском языках:

• сведения об авторах (ФИО полностью, ученое звание, ученая степень, должность, место работы, адрес электронной почты каждого автора);

• название статьи (не более пяти слов);

• аннотация и ключевые слова;

• ссылки на источники (даются в порядке упоминания в квадратных скобках, оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008).

Материалы принимаются в редакции по адресу: 127550, Москва, ул. Прянишникова, д. 2А, тел. (499)976-07-46 и по электронной почте ([email protected], [email protected]).

References

The paper was submitted 25.01.16.

Сведения для авторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.