Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности студента'

Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Ольга Михайловна, Романова Ольга Викторовна

В статье раскрываются особенности организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов. Выявляются необходимые условия для её контролируемости и сопровождения. Определяются новые функции педагога-консультанта и его роль в осуществлении исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности студента»

УДК 378.1

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

О.М. Краснова* О.В. Романова**

В статье раскрываются особенности организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов. Выявляются необходимые условия для её контролируемости и сопровождения. Определяются новые функции педагога-консультанта и его роль в осуществлении исследовательской деятельности.

Ключевые слова: качество обучения; научно-исследовательская деятельность, индивидуальная образовательная траектория; информационные технологии; тьюторское сопровождение; тьютор-педагог.

TUTOR SUPPORT OF RESEARCH ACTIVITY OF THE STUDENT

O.M. Krasnova O.V. Romanova

The article describes the features of the organization of independent research activities of students. Identifies the necessary conditions for its accountability and support. Defines new functions of the teacher-adviser and its role in the implementation of research activities.

Keywords: quality of teaching, scientific research activities; individual educational trajectory; information technology; tutor support; tutor-teacher.

В системе высшего образования активизируются процессы модернизации и реформирования, которые невозможны без использования информационных технологий. Актуальность инноваций, обусловленная рядом предпосылок - переходом на многоуровневую систему подготовки учителей, внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, основанных на идеях компетентностного подхода, реализацией условий Болонского соглашения, относящихся к содержанию и технологиям обучения в вузах, активизацией конкурентности на рынке образовательных услуг - требуют существенно-

го пересмотра структуры, содержания и способов обучения учителей.

Приоритетным показателем качества образования в педагогических вузах выступает уровень профессиональной подготовки студентов. От качества подготовки будущего учителя к самостоятельной педагогической деятельности, исследовательской по своей сути, зависит успешность его профессиональной адаптации по месту работы. Школе нужен не просто учитель, способный качественно исполнять методические указания, а исследователь, обладающий системой необходимых компетенций для осуществления анализа и оперативного обновления своей педагогической

* Краснова Ольга Михайловна, заведующий кафедрой методики преподавания биологии, химии и естествознания Педагогического института Южного федерального университета, кандидат химических наук, доцент E-mail: [email protected]

** Романова Ольга Викторовна, доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания Педагогического института Южного федерального университета, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected]

деятельности, адекватного реагирования на изменяющиеся потребности в обществе, для прогнозирования способов осуществления и результатов педагогических воздействий.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторная личностная характеристика, включающая систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Динамика обновления системы образования требует от учителя оперативного реагирования на возникающие проблемы при изучении, освоении и внедрении нового - образовательных программ, школьных учебников, методов обучения и оценки учебных достижений. Эта особенность профессиональной деятельности современного учителя адекватна научно-исследовательской деятельности и может быть успешной только при выполнении всех требований к ней и овладении ее методологией. Поэтому важным компонентом профессиональной компетентности будущего педагога, на формирование которой направлено в целом высшее педагогическое образование, становятся исследовательские навыки.

Проанализировав ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» [4; 5], мы выделили следующие общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник педагогического вуза, формирующиеся в результате научно-исследовательской деятельности:

обладать способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей их решения,

обладать способностями к применению методов математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

обладать способностями логически верно строить устную и письменную речь;

быть готовым к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения и переработки информации;

обладать способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

обладать способностью к использованию систематизированных теоретических и практических знаний различных наук при решении социальных и профессиональных задач;

обладать способностью применять современные методы диагностирования достижений учащихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения обучающихся и т.д.

Научно-исследовательскую деятельность студентов в Педагогическом институте Южного Федерального университета организуют как в рамках специальных дисциплин, так и в ходе индивидуальной самостоятельной работы. Новью стандарты предполагают увеличение доли самостоятельной работы в бюджете учебного времени студента. Самостоятельную работу можно организовывать как научно-исследовательскую деятельность, навыки которой сегодня остро необходимы педагогу. Исследовательская деятельность подразумевает наличие умений ставить задачи и формировать план исследования в области образования, способность выбирать необходимые методы исследования и модифицировать их для конкретных целей, обрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе- Кроме того, студенту нужно научиться представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, докладов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати [3]. Такая сложная для студента деятельность требует специального обучения. Поэтому при разработке основной образовательной программы для подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в вариативную часть учебного плана мы включили дисциплину «Методология дидактических исследований в естествознании». Основной целью курса является формирование одной из самых сложных профессиональных компетенций: умения и способности осуществлять научно-теоретическое проектирование, практическую реализацию и оценку эффективности систем обучения, воспитания и развития на основе современной дидактики, теории воспитания и обучающих технологий конкретной предметной области. Приобретение

умений использования методов, приемов, процедур дидактического исследования, формирование навыков сбора и обработки экспериментальных данных, их интерпретации и оформления в виде целостной научно-исследовательской работы означает повышение уровня общенаучной подготовки, необходимой для успешной профессиональной деятельности учителя. Полученные навыки исследователя позволят студентам в дальнейшем участвовать в разнообразной инновационной работе школ, квалифицированно планировать и организовывать педагогические исследования, принимать участие в опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений различного масштаба. Исследовательская компетентность, будучи универсальной, по своему содержанию, формирует инновационный потенциал личности, необходимый для успешной деятельности в различных профессиональных сферах.

Содержание обучения распределяется между теоретической и практической частями, дополняющими друг друга. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим основам методологии педагогических исследований, систематическому освоению методов научного познания в области предметной дидактики. Исходной позицией курса является понимание процесса научного познания как целого, состоящего из совокупности взаимосвязанных элементов.

На лабораторных занятиях отрабатываются основные практические умения и навыки - конструктивные, прогностические, рефлексивные. Студент приобретает навыки научной организации педагогического труда, среди которых немаловажное значение имеют умения осуществлять информационный поиск литературы и работать с поисковыми системами 1п1егпе1, составлять аннотацию, конспект, тезисы, вести библиографический учет и систематизацию научно-методических источников.

Такой подход позволяет обеспечить реализацию профессиональной подготовки специалистов, обладающих определенной степенью владения теорией и необходимым диапазоном практических компетенций, готовых к осуществлению исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу в различных учебных заведениях или в сфере управления образованием. Будущий учи-

тель должен быть также готов к осуществлению аналитической, оценочной, проектной и опытно-экспериментальной деятельности в методических службах системы образования, в системе повышения квалификации учителей и т.п. Поэтому адекватность содержания данной дисциплины актуальным проблемам теории и практики современного образования является ведущим принципом отбора учебного содержания предмета.

С целью формирования у студента исследовательских и рефлексивных компетенций на учебных занятиях используются соответствующие методы и формы обучения: учебные дискуссии; планирование и учебное моделирование педагогического эксперимента; обучение ведению педагогических наблюдений, анкетирования, деловые игры и активные диалоговые формы.

На этапе оформления результатов педагогического исследования в виде выпускной квалификационной работы, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических пособий, плакатов по теме исследования возможно активное использование информационных технологий: от использования текстового редактора Microsoft Word и табличного редактора Microsoft Excel до программ обработки графических изображений и изготовления плакатов типа Adobe PhotoShop и др.

Для выступления на кафедрах, методических семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах информационные технологии можно применить в качестве средства презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад. В этом случае можно использовать программу для создания презентаций и деловой графики Microsoft Power Point. С помощью программы Microsoft Publisher возможно подготовить и напечатать раздаточный и иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени, информационные листки и т.д.

Кроме того, сегодня существует возможность публиковать статьи и монографии в internet с помощью пакетов Front Page, Flash MX, Dream Weaver для создания Web-страниц. Публикация в Internet является на сегодняшний день самым быстрым способом донести новейшую информацию о ходе и результатах педагогического исследования заинтересованным лицам.

Способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента является портфолио. Портфолио позволяет учитывать и оценивать достигнутые результаты в разнообразных видах деятельности — учебной, самостоятельной, творческой — и является важным элементом практи ко-ор иентир ован ного, деятельностного подхода к обучению. В портфолио накапливаются разнообразные продукты самостоятельной учебной работы, что позволяет получить объективную оценку результатов обучения.

Однако самостоятельная исследовательская деятельность студента требует методической помощи со стороны преподавателей. Студенческое исследование осуществляется индивидуально, что предполагает создание условий, реализующих возможности индивидуализации образовательного маршрута1 в его технологическом аспекте [2]. Организация учебного процесса по дисциплине «Методология дидактических исследований в естествознании» строится на использовании современных образовательных технологий, сочетающих коллективные, групповые и индивидуальные формы работы студентов и оказание им адресной консультативной помощи.

Студенты самостоятельно выбирают вид дидактического исследования на основе осознанной самооценки учебных возможностей и профессионально-ориентированных потребностей. Индивидуальные образовательные траектории характеризуются разнообразием методов, средств и технологий обучения, что ориентировано на личный интерес и способности студентов. Как показывает практика работы отдельных вузов и наш собственный опыт, такими технологиями могут быть - модульное, проектное обучение, обучение с помощью информационных технологий, дистанционное обучение. Информационные технологии могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, роликов, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных экскурсий и т.д. Можно сказать, что организация и проведение современных педагогических исследований не может обойтись сегодня

без применения информационных технологий.

Используя технологии индивидуальных образовательных траекторий, мы организуем продуктивную исследовательскую самостоятельную деятельность студентов над выбранными ими педагогическими проблемами. Деятельность преподавателя при их реализации, направленная на развитие научно-исследовательской компетентности студентов, мы предлагаем рассмотреть как один из аналогов тьюторского сопровождения.

Педагог-тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение каждой личности в процессе научно-исследовательской работы. В его задачи входят консультации, обеспечивающие координацию всех этапов работы, включая проблемы и трудности процесса самообразования конкретного обучаемого, что обеспечивает строгую индивидуализацию процесса развития.

Классическое тьюторство, возникшее в средневековой Англии в рамках университетского образования, конечно, не может быть прямо заимствовано и перенесено на рассматриваемую нами ситуацию. Однако разработка модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в наших вузах представляет определенный интерес. Как отмечает Г.М. Беспалова, «...тьюторское сопровождение - это особый тип педагогического сопровождения, в ходе которого обучающийся выполняет образовательное действие, а преподаватель создает условия для его осуществления и осмысления. Сущностной характеристикой тьюторского сопровождения является тот факт, что обучаемый выполняет действия по самостоятельно разработанным нормам, которые затем анализируются с педагогом с целью осознания их эффективности и целесообразности. Основным механизмом осуществления тьюторского сопровождения является совместная аналитическая деятельность студента и педагога-тьютора в ходе индивидуальной консультации -тьюторской встречи» [ 1 ].

Наше тьюторское сопровождение исследовательской деятельности студентов имеет целью оказание помощи в выявлении проблемы самостоятельного исследования и прогнозирование его результатов, в составлении рабочего плана

1 Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это замысел обучаемого относительно

его собственного продвижения в образовании, оформленный и упорядоченный им в соответствии с

педагогическими технологиями и учебной деятельностью.

91 Современная наука № 1 (4) 2011

индивидуальной исследовательской работы, в формулировании методологического аппарата исследования, в оформлении результатов исследования в виде статьи, доклада, выпускной квалификационной работы, в подготовке докладов, научных статей, в осуществлении выбора методов исследования, в планировании педагогического эксперимента, в анализе экспериментальных данных по исследуемой проблеме и в проведении обработки данных.

Ежегодно в нашем вузе проводится научно-исследовательская конференция, где студенты представляют результаты своих индивидуальных исследований. В 2010 г более трети студентов-выпускников подали заявки на выступление, а большая часть студентов магистратуры публи-

Литература

ковали тезисы и статьи в сборниках научных конференций различного уровня.

В контексте формирования готовности к исследовательской деятельности тьюторское сопровождение студентов выстраивается как сопровождение индивидуальных образовательных проектов. Совместная деятельность повышает возможности студентов, придает его исследовательской деятельности современный научный характер. Педагог-тьютор, выстраивая действия студентов, тем самым моделирует этапы его самообразования, способствует активизации его познавательной деятельности, расширению когнитивных, психологических и практических образовательных возможностей.

1. Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение формирования готовности к самообразованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lerner.edu3ООО.ш/bespalova.htm (дата обращения 25.02.11).

2. Бордюгова Т.Н. Построение индивидуальной образовательной траектории бакалавра физико-математического образования//Информатизация образования-2010: материалы Международной научно-методической конференции. -Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 20Î0. С. 278-279.

3. Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогической образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/197487/ (дата обращения 15.02.11).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогической образование (квалификация (степень) «магистр») (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umd.udsu.ru/FGOS_VPO/050100.htm (дата обращения 15.02.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.