Научная статья на тему 'ТЬЮТОР В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ТЬЮТОР В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СПЕЦКУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко Наталия Борисовна, Фетисова Валерия Владимировна

В статье раскрывается роль спецкурса «Тьюторское сопровождение в процессе преподавания английского языка в дистанционном формате» в формировании готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде. Рассмотрено количество часов, отводимое на изучение спецкурса, описана его структура и раскрыто практико-ориентированное содержание. В статье проанализирована взаимосвязь компонентов педагога с ФГОС ВО 3++ по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» и 45.03.01 «Филология». Авторами аргументировано, что спецкурс носит профессионально-ориентированный характер и позволяет сформировать у будущих педагогов способности, востребованные для осуществления будущими педагогами тьюторского сопровождения в процессе обучения и преподавания. В статье описаны разработанные методические рекомендации для организации тьюторского сопровождения самостоятельной работы студентов в цифровой образовательной среде, которые включают в себя: этапы перехода на дистанционное обучение, процесс разработки онлайн- курса, особенности создания промовидео, разработка онлайн-курса, самоанализ педагогической деятельности педагогов, формы и требования к дистанционным занятиям, психологический комфорт в процессе обучения, этапы разработки дистанционного занятия, недостатки дистанционного занятия и конструктор сайтов TILDA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойленко Наталия Борисовна, Фетисова Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THEORY, PRACTICE

The article reveals the role of the course «Tutor in the process of teaching English in remote education» in the formation of readiness for tutoring future teachers to work in a digital educational environment. The course structure is described and its practice-oriented content is disclosed. The article considers the teachers’ components of FSES 3++ in the direction of 44.03.01 «Pedagogical education», 44.03.05 «Pedagogical education (two training programs)» and 45.03.01 «Philology». The authors argue that the special course is professionally oriented and allows future teachers to form abilities that are in demand for future teachers to provide tutor support in the process of learning and teaching. The article describes the methodological recommendations for the organization of tutor support of students’ autonomous work in the digital educational environment, which include: the stages of transition to remote learning, the process of developing the online course, the features of creating a promo video, the development of the online course, self-analysis of teachers' pedagogical activity, forms and requirements for remote learning, psychological comfort in the learning process, the stages of developing remote learning, the disadvantages of remote learning and the TILDA website builder.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОР В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

8. Полозова, И.А. Понятие субъективного благополучия и подходы к его исследованию / И.А. Полозова // Международный научный студенческий журнал. - 2020. - № 10. - С. 334-338

9. Пучкова, Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Пучкова Галина Леонидовна. - Хабаровск, 2003. - 148 с.

10. Рикель, А.М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А.М. Рикель, А.А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2017. - № 2. -С. 64-82

11. Самохвалова, А.Г. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки / А.Г. Самохвалова, Е.В. Тихомирова, О.Н. Вишневская // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - Т. 27. - № 2. - С. 32-38

12. Статистические показатели. Общая численность детей с инвалидностью в РФ. ТАСС: информационное агентство России [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/obschestvo/6606985 (дата обращения: 22.09.2022).

13. Федотова, Е.Е. Субъективное благополучие студентов и его факторы: теоретический анализ / Е.Е. Федотова // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2020. - № 3. - С. 63-69

14. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 488 с.

15. Шамионов, Р.М. Соотношение социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия и социальной фрустрированности молодежи / Р.М. Шамионов // Сибирский психологический журнал. - 2020. - № 77. - С. 176-195

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, доцент Самойленко Наталия Борисовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь); ассистент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Фетисова Валерия Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ТЬЮТОР В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация. В статье раскрывается роль спецкурса «Тьюторское сопровождение в процессе преподавания английского языка в дистанционном формате» в формировании готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде. Рассмотрено количество часов, отводимое на изучение спецкурса, описана его структура и раскрыто практико-ориентированное содержание. В статье проанализирована взаимосвязь компонентов педагога с ФГОС ВО 3++ по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» и 45.03.01 «Филология». Авторами аргументировано, что спецкурс носит профессионально-ориентированный характер и позволяет сформировать у будущих педагогов способности, востребованные для осуществления будущими педагогами тьюторского сопровождения в процессе обучения и преподавания. В статье описаны разработанные методические рекомендации для организации тьюторского сопровождения самостоятельной работы студентов в цифровой образовательной среде, которые включают в себя: этапы перехода на дистанционное обучение, процесс разработки онлайн- курса, особенности создания промовидео, разработка онлайн-курса, самоанализ педагогической деятельности педагогов, формы и требования к дистанционным занятиям, психологический комфорт в процессе обучения, этапы разработки дистанционного занятия, недостатки дистанционного занятия и конструктор сайтов TILDA.

Ключевые слова: тьютор, профессиональная подготовка, тьюторская деятельность, цифровая образовательная среда, спецкурс.

Annotation. The article reveals the role of the course «Tutor in the process of teaching English in remote education» in the formation of readiness for tutoring future teachers to work in a digital educational environment. The course structure is described and its practice-oriented content is disclosed. The article considers the teachers' components of FSES 3++ in the direction of 44.03.01 «Pedagogical education», 44.03.05 «Pedagogical education (two training programs)» and 45.03.01 «Philology». The authors argue that the special course is professionally oriented and allows future teachers to form abilities that are in demand for future teachers to provide tutor support in the process of learning and teaching. The article describes the methodological recommendations for the organization of tutor support of students' autonomous work in the digital educational environment, which include: the stages of transition to remote learning, the process of developing the online course, the features of creating a promo video, the development of the online course, self-analysis of teachers' pedagogical activity, forms and requirements for remote learning, psychological comfort in the learning process, the stages of developing remote learning, the disadvantages of remote learning and the TILDA website builder.

Key words: tutor, professional training, tutor activity, digital educational environment, special course.

Введение. Использование технологий тьюторского сопровождения студентов в вузе актуализировалось в связи с индивидуализацией образования в высшей школе, особенно в период пандемии. На сегодняшний день профессия «тьютор» становится ведущим трендом современного образования. Это инициировано государством, обществом, обучающимися, представителями педагогического сообщества [1-3].

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), в основу которых положены принципы индивидуализации образования, возможна при содействии тьюторов либо педагогов, готовых к тьюторской деятельности. Благодаря этому становится возможным персональное сопровождение обучающегося в ходе процесса обучения [12; 13].

В настоящее время подготовка педагогов для работы в цифровой образовательной среде (ЦОС) реализуется благодаря федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики РФ» и национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации».

Среди требований, предъявляемых к современной профессиональной деятельности педагога, выделяют формирование тьюторской деятельности педагогов для работы в ЦОС [6; 7].

Преподавание в новой среде - важная проблема для обсуждения в наши дни. Исследователи изучают роль учителя и обучаемого в онлайн-среде. Онлайн-обучение отличается от очного обучения, поэтому актуально рассмотреть роль преподавателя в онлайн-обучении. Требования онлайн-обучения могут также повлиять на то, как учителя и обучаемые воспринимают процесс преподавания и обучения [14-16].

С учетом вышеизложенных требований, нами разработан спецкурс «Тьюторское сопровождение в процессе преподавания английского в дистанционном формате», который, по нашему мнению, значим для формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде.

Цель статьи - рассмотреть роль спецкурса в системе профессиональной подготовки студентов Севастопольского государственного университета (далее - СевГУ) для формирования готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде.

Изложение основного материала статьи. Для нашего исследования нами рассмотрены основные понятия и термины: «тьютор», «тьюторская деятельность», «цифровая образовательная среда».

С учетом принятого ФГОС ВО 3++, «Профессиональный стандарт педагога», анализа основных терминов нами предпринята попытка разработать компоненты готовности к тьюторской деятельности будущего педагога.

Согласно «Профессиональному стандарту педагога», тьютор-педагог, возвращающий обучаемому его субьектность в контексте образования, работает с индивидуализацией образования; лицо, осуществляющее сопровождение обучающегося в построении и реализации его индивидуальной образовательной программы [1; 10]. Среди компетентностей тьютора исследователи выделяют: эмпатию, коммуникацию, знание образовательных ресурсов, самоконтроль, освоение цифровых технологий и ресурсов, постоянный рост и развитие, ведение документации, охрана жизни и здоровья тьюторанта [5; 9; 11].

Согласно ФГОС ВО 3++, важным аспектом педагогической деятельности бакалавра является, готовность к профессии путем выполнения ряда функций: конструктивной (отбор, организация и проектирование содержания учебной ин-формации и деятельности обучающихся); организаторской (организация процессов учебной и внеучебной деятельности); коммуникативной (установление конструкторских взаимоотношений с обучающимися) и гностической (сфера знаний учителя) [13].

Анализ профессиональной сферы будущего педагога позволил выделить профессиональные задачи, которые формируются согласно ФГОС ВО 3++ направлений подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» и 45.03.01«Филология» (педагогические, проектные, методические, организационно-управленческие, культурно-просветительские и сопровождение).

С учетом анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс подготовки специалистов педагогического профиля, можем сделать вывод, что требования к формированию готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов не сформулированы.

В проекте в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (2016 г.), в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. термин «цифровая образовательная среда» определен. Однако на законодательном уровне еще не сформулирован. Нами за основы взяты определения ЦОС: Цифровая образовательная среда (ЦОС) - это открытые информационные системы (экосистемы), предназначенные для обеспечения образовательного процесса в вузе.

В дополнении к этим нормативным документам подготовку педагогов для работы в ЦОС возможно осуществлять через федеральный проект «Кадры для цифровой экономики РФ», национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [13, С. 293].

На основе анализа ряда источников, можно отметим особенности ЦОС для формирования готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов: открытость в доступе к информационным системам; доступ к среде Интернет; внедрение онлайн-обучения как альтернативной части образовательных программ.

При реализации программ бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» и «Филология» согласно ФГОС ВО 3++, высшее учебное заведение применяет электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы, позволил выделить готовность будущих педагогов к тьюторской деятельности для предметной области «Инновационные технологии преподавания ИЯ», «Методика преподавания иностранных языков», «Использование информационных технологий в образовательном процессе», «Использование информационных технологий в преподавании иностранных языков», «Цифровые технологии в педагогической деятельности», «Дистанционные технологии в предметном обучении», «Профессиональный трек (FUTURE SKILLS) (Преподавание английского языка в он-лайн формате)», «Инновационные технологии предметного обучения (английский язык)» по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и 45.03.01 Филология.

Соотнесение готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов для ЦОС и компетенций (по ФГОС ВО 3++) позволило сделать вывод о том, что подготовка будущего педагога для работы в ЦОС будет включать профессионально-педагогическую деятельность субъектов образовательного процесса, направленную на проектирование целей и содержания учебно-профессиональной деятельности в рамках ЦОС.

Таким образом, в цифровых образовательных средах появилась новая роль педагога - тьютора, ответственного за вовлечение участников в образовательный процесс. Новые компетенции необходимы для того, чтобы сделать обучение эффективным для каждого вида деятельности и для курса в целом. Тьютор создает условия для равного социального присутствия каждого участника образовательного процесса. Он позволяет и поощряет каждого уделять внимание личному (профессиональному) профилю, представлять себя образовательному сообществу по собственным принципам и ожиданиям от учебы, побуждает к общению и обмену опытом, поддерживает дискуссии, вовлекая участников в образовательный процесс [2].

Тьютор - это эксперт, который размещает на платформе учебные материалы для самостоятельного изучения; если в процессе обучения возникают проблемы, тьютор дополняет или уточняет информацию на ресурсе, указывает на любые недоразумения при работе участников с учебными материалами и дает инструкции. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь учащимся достичь образовательных целей, бросая им вызов, поощряя их и организуя связь; следить за учебным прогрессом, знать и понимать, достигнуты ли образовательные цели и какие новые навыки и компетенции они получают, завершая курс [2].

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что отдельные аспекты формирования готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде освещены в научных исследованиях [4; 5; 8-12].

Для построения целей и содержания учебно-профессиональной деятельности в рамках ЦОС для формирования готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов, нами проанализированы и взяты за основу методические

требования: соответствие требованиям ФГОС ВО 3++ направлений подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) и 45.03.01 «Филология», использование технологий, форм и методов обучения для работы в ЦОС.

Считаем, что в рамках спецкурса «Тьюторское сопровождение в процессе преподавания английского в дистанционном формате» формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций способствуют формированию готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде.

Программа спецкурса «Тьюторское сопровождение в процессе преподавания английского в дистанционном формате» рассчитана на 72 часа и включает 36 практических занятий. Итоговый контроль - демонстрационный экзамен. Целью спецкурса является обеспечение тьюторского сопровождения для совершенствования и (или) формирования у студентов новой компетенции с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание английского языка в дистанционном формате».

Среди задач нами выделены: целеполагание, планирование, отбор содержания, описание этапов, обеспечивающих образовательный процесс с использованием ИКТ: подбор технологий обучения: профессиональное развитие педагога для обеспечения его профессиональной деятельности.

В содержание спецкурса центральное место занимает тьюторское сопровождение по разработке факультативного курса с онлайн-поддержкой, методика и специфика преподавания английского языка в дистанционном формате, специфика проведения урока онлайн-формате с учеником, самоанализ и анализ деятельности других педагогов.

Структура спецкурса направлена на освоение следующих разделов: этапы перехода на дистанционный формат обучения (подготовка преподавателя и обучаемого; выбор платформы обучения: выбор формы дистанционного обучения; составление расписания занятий; обратная связь с обучаемыми; разработка занятия; общение с родителями обучаемых); разработка учебного курса (алгоритм составления программы учебного курса: составление программы учебного курса, отбор пособий и дополнительных ресурсов); индивидуальная образовательная программа (составляющие индивидуальной образовательной программы: целевое назначение; характеристика обучаемых, которым адресована программа); курс (наименование одного или нескольких УМК с обозначенным уровнем по шкале CEFR); продолжительность обучения; ожидаемый результат; рекомендации обучаемому; создание промовидео (понятие «промовидео»; общение с аудиторией; основные требования к промовидео); разработка онлайн-курса (онлайн-курс для учащегося разрабатывается на основе результатов собеседования с этим учащимся и с учетом цели, которую учащийся для себя определяет; материалы для разработки онлайн-курса: результаты собеседования с учащимся; шаблон для разработки курса; критерии оценивания онлайн-курса); самоанализ педагогического мастерства педагога; самоанализ учебного занятия; формы и требования к дистанционным занятиям.

Нами разработаны методические рекомендации для тьюторского сопровождения самостоятельной работы студентов в цифровой образовательной среде, которые включают в себя: этапы перехода на дистанционное обучение, процесс разработки онлайн-курса, особенности создания промовидео, разработка онлайн-курса, самоанализ, форма дистанционных уроков и требования к ним, психологический комфорт, пункты разработки дистанционного урока, недостатки дистанционного урока и конструктор сайтов TILDA. Считаем, что разработанный нами профессионально-ориентированный курс для формирования у будущих педагогов тьюторских навыков может быть рекомендован для основной образовательной программе подготовки будущих педагогов в рамках элективных или факультативных дисциплин.

Необходимо отметить, что программа спецкурса построена с учетом междисциплинарного подхода, поскольку специфика преподавания спецкурса требует активного использования достижения педагогических наук и постоянного соотнесения излагаемого материала с материалом изученных дисциплин («Инновационные технологии в обучении иностранным языкам», «Методика преподавания иностранных языков», «Использование информационных технологий в образовательном процессе», «Использование информационных технологий в преподавании иностранных языков» и др.).

На основе спецкурса нами разработана отдельным модулем система лекций, семинаров практических занятий, тезауруса для учебных дисциплин «Инновационные технологии в обучении иностранным языкам», «Методика преподавания иностранных языков».

Для преподавателей вузов и студентов разработано содержание научно-методического семинара «Специфика преподавания английского языка в дистанционном формате».

Выводы. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ВО 3++) и цифровая трансформация образовательного процесса стали причиной пересмотра основных подходов и принципов организации профессиональной подготовки педагогов.

В нашем исследовании приведено теоретическое обобщение и практическое решение научной проблемы готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности: изучено состояние научной разработки проблемы формирования готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов в целом, с последующим анализом системы формирования готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов в цифровой образовательной среде.

В целом, необходимо отметить, что спецкурс «Тьюторское сопровождение в процессе преподавания английского в дистанционном формате», ориентированный на практико-ориентированную деятельность будущих педагогов, способствует осознанию будущими педагогами потребности в формировании готовности к тьюторской деятельности.

Литература:

1. Должностная инструкция тьютора общеобразовательного учебного заведения [Электронный ресурс] / Межрегиональная Тьюторская ассоциация. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/ (дата обращения 28.06.2022).

2. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов / С.А. Щенников [и др.]; под редакцией С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 188 с.

3. Кежов, А.А. Тьюторство в образовательном процессе / А.А. Кежов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 2. - С. 211-213

4. Ковалева, Т.М. Тьюторство как антропопрактика / Т.М.Ковалева // Человек. RU. - 2016. - № 11. - С. 71-81

5. Кравченко, А.И. Болонский процесс. Лектор или тьютор / А.И. Кравченко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 18-23

6. Моспан, Т.С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Моспан Татьяна Сергеевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»]. - 2020. - 183 с.

7. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. - М.: Образование Сервис, 2004.- 608 с.

8. Проскуровская, И.К. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства / И.К. Проскуровская // Педагогические технологии. - 2017. - № 3. - С. 15-24

9. Солодова, Е.А. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения / Е.А. Солодова, П.П. Ефимов, И.О. Ефимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2016. - С. 264-267

10. Сунь, С. Содержание понятия «тьюторство» в научно-педагогической литературе / С. Сунь // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 4. - С. 120-129

11. Тьюторское сопровождение одаренных старшеклассников: учебное пособие для вузов / Е.Н. Лекомцева [и др.]; ответственный редактор Е.Н. Лекомцева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 260 с.

12. Федотова, С.В. Технология «Тьюторство» - образовательный поиск наставника и подопечного / С.В. Федотова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 18-23

13. Фетисова, В.В. Современное состояние проблемы готовности педагогов к тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде / В.В. Фетисова // Modern Science, 2022. - № 4-3. - С. 293-297

14. Samoylenko, N. New generation teacher: challenges and technologies / N. Samoylenko, L. Zharko, M. Shevchenko // EpSBS. - 2021. - Volume 111. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.europeanproceedings. com/ article/10.15405/epsbs.2021.06.03.111 (дата обращения 08.06.2022).

15. Fifty Ways to Teach Online: Tips for ESL / EFL Teachers Paperback, 2016. - 240 p.

16. Gary Motteram Innovations in learning technologies for English language teaching. British Council 2013, Brand and Design / C60710. - Spring Gardens London SW1A 2BN, UK. - 201 р.

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Петров Андрей Владимирович

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РФ

Аннотация. В статье проводится анализ учебного процесса в образовательных организациях органов внутренних дел Российской федерации, связанного с формированием компетенций по профессиональному владению табельным огнестрельным оружием. Обосновывается необходимость модернизации процесса получения и закрепления знаний, умений и навыков владения автоматическим оружием. Отмечается необходимость внесения изменений в рабочие учебные программы обучающихся, проходящих обучение в рамках получения высшего образования и лиц, впервые принимаемых на службу, в рамках первоначальной профессиональной подготовки.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, пистолет, автомат, пистолет-пулемет, правоохранительные органы, министерство внутренних дел, экстремальная ситуация, преступник, правонарушение.

Annоtation. The article analyzes the educational process in educational institutions of the internal affairs bodies of the Russian Federation, associated with the formation of competencies in the professional possession of service firearms. The necessity of modernizing the process of obtaining and consolidating knowledge, skills and habits of owning automatic weapons is substantiated. It is noted the need to make changes to the working curricula of students undergoing training as part of higher education and persons newly hired as part of initial professional training.

Key words: firearms, pistol, submachine gun, submachine gun, law enforcement agencies, Ministry of Internal Affairs, extreme situation, criminal, offense.

Введение. Профессия сотрудника правоохранительных органов сложна и многогранна. Для того чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, будущий полицейский должен пройти специальный отбор на профессиональную пригодность, а также, сложный процесс обучения и подготовки, который включает массу различных дисциплин [7].

Сотрудники органов внутренних дел имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудными в социальном отношении, для которых характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенческой деятельности. В этой связи сотрудники ОВД должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, нередко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни. В то же время личная профессиональная безопасность сотрудника во многом зависит от него самого, от его общей профессиональной подготовленности и профессионального опыта. Кроме того, зарубежная и отечественная практика деятельности правоохранительных органов показывает, что важную роль в обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудника играет владение им специальной тактикой и методами действий в этом направлении [2, 8, 9].

Не последнюю роль играет наличие у правоохранителя компетенций, позволяющих в совершенстве владеть огнестрельным оружием.

Изложение основного материала статьи. Совершенствование вопросов профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов неоднократно затрагивалось в исследованиях ученых, однако на данном этапе есть ряд вопросов, один из которых мы рассмотрим в нашем исследовании и предложим на него ответ [1, 5, 6].

На вооружении ОВД стоит масса различных образцов вооружения. К основным и наиболее часто применяемым типам вооружения относятся: пистолеты, пистолеты-пулеметы (ПП) и автоматы. Табельным оружием подавляющего большинства сотрудников полиции является пистолет (в основном - пистолет Макарова (ПМ), реже - пистолет Ярыгина (ПЯ) и другие).

И если в процессе обучения времени для усвоения, закрепления и совершенствования навыков стрельбы из короткоствольного оружия отводиться относительно достаточно, то работе с длинноствольным оружием, для получения хоть каких-то устойчивых навыков, времени отводится крайне мало.

В рабочей учебной программе Профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.