Вестник Омского университета, 2003. №4. С. 7-12. © Омский государственный университет
УДК 016:882(092) Тютчев
ТЮТЧЕВИАНА В ОМСКЕ (1818-1917)
Л.Г. Пономарева
ОГОНБ им. А.С. Пушки,на 644099, Омск, Красный путь, 11
Получена 10 сентября 2003 <?.
The analytical review of book collection « Tyutcheviana in Omsk: 1818-1917» is presented in this article. The article contains information about rare editions of F.I. Tyutchev's works from the collection of Omsk libraries of the XIX century.
В канун 200-летня со дня рождения Ф.И. Тютчева в отделе редких и ценных книг ОГОНБ им. A.C. Пушкина была создана коллекция «Тют-чевиана в Омске (1818-1917)», в которую вошли издания, связанные с именем поэта [1]. Это книжное собрание мы рассматриваем как исторический памятник отечественной культуры, который, с одной стороны, отражает основные тенденции в понимании жизни и творчества Тютчева в эпоху императорской России, с другой стороны, дает представление о процессе распространения книжной продукции из центра в сибирской провинции и о том, какие библиотеки предоставляли возможность омскому читателю ознакомиться с произведениями поэта. С достаточной долей условности мы разделили коллекцию на три временных отрезка.
I. Прижизненные публикации (1818-1873).
Имя Ф.И. Тютчева впервые появилось на страницах печати в «Трудах Общества любителей российской словесности...» за 1818 г., где сообщалось, что на заседании ОЛРС в присутствии В.А. Жуковского, В.Л. Пушкина (и др.) председатель ОЛРС А.Ф. Мерзляков прочитал стихотворение Тютчева «Вельможа. Подражание
Среди громов, среди огней. Среди клокочущих страстей, В стихийном, пламенном раздоре. Она с небес слетает к нам -Небесная к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре -И на бунтующее море Льет примирительный елей.
Ф.И. Тютчев. Поэзия
Горацию» (поэту тогда было всего лишь 14 лет).
В начале XIX в. в Омске находился экземпляр данного издания [2], но, тогда, естественно, никто и не заметил столь незначительный факт, который сегодня мы с особым пиететом отмечаем, ибо именно с этой заметки, собственно, и начинается библиография о Тютчеве.
Первые публикации Тютчева появились в России в литературных альманахах первой трети XIX в. («Урания», 1826 г., «Северная лира» 1827 г., «Северные цветы» 1827 и 1830 гг., «Галатея» 1829 и 1830 гг. и др.). В это время в Омске функционировала фактически только библиотека Сибирского казачьего войска, на базе которой была создана библиотека казачьего училища (на форзацах книг той эпохи сохранилась надпись рядом с штемпелем: «Войсковая библиотека Сибирского казачьего войска»). Альманахи изящной словесности не являлись приоритетными в процессе комплектования военных библиотек. И все же один журнал того времени - «Атеней» за 1829 г. со стихотворением Тютчева «На камень жизни роковой...» [3] - сохранился в фондах ОГОНБ, с него и начинается хронологический отсчет прижизненных публикаций Тютчева в Омске. При
содействии И.А. Вельяминова в 1828 г. в войсковом казачьем училище был открыт сельскохозяйственный класс, для которого выписали из центра специальную литературу. Таким образом «Атеней» как «журнал наук, искусств и изящной словесности, с присовокуплением записок для сельских хозяев» попал в Омск. Тогда, в 18201830-е гг., вряд ли кто-то из омичей обратил внимание на стихотворный фрагмент неизвестного поэта, хотя к тому времени творчество Тютчева уже состоялось как крупное самобытное явление русской словесности, уже были созданы «Кто с хлебом слез своих не ел...», «Весенняя гроза», «Бессонница», «Цицерон», «Silentium» и множество других шедевров, но омскому читателю эти тексты были недоступны.
В 1836 г. Пушкин открыл Тютчева для русского читателя, напечатав 24 его стихотворения в «Современнике» (сегодня ознакомиться с этими публикациями в Омске можно только по факсимильному изданию журнала [4]). За пять лет (1836-1840 гг.) в «Современнике» было напечатано 39 стихотворений поэта, но затем имя Тютчева исчезло со страниц литературных изданий. А между тем в 1848-1849 гг. Тютчев создал «Когда в кругу убийственных забот...», «Слезы людские, о, слезы людские...», «Русской женщине», «Как дымный столп светлеет в вышине» и др., но при этом поэт не предпринимал никаких попыток к их публикации. Статья А.Н. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850 г.) побудила Тютчева к изданию ряда стихотворений в журнале «Москвитянин» (к сожалению, омские библиотеки того времени славянофильские издания не получали) .
Только в 1854 г. омская публика впервые открывает для себя имя Тютчева. Именно в этот год вышло в свет первое издание собрания сочинений Тютчева, редактором которого был И.С. Тургенев. Омский читатель был в курсе этих событий. С конца 1840-х гг. в Омск начинают планомерно поступать издания журналов «Отечественные записки» (экземпляры данного наименования имеют ярлык «Библиотека Сибирского кадетского корпуса») и «Современник» (на форзаце номеров за 1850-е гг. надпись «Канцелярия Главного Управления Сибири» и ярлык «Фундаментальная библиотека Омского городского училища»). Первое прижизненное собрание стихотворений Тютчева (110 текстов) было издано в 1854 г. в виде приложения к журналу «Современник» [5]. Отметим, что в омском экземпляре данного издания в стихотворении «Не гул молвы прошел в народе» («Пророчество») последние две строки зачеркнуты чернилами так, что их невозможно прочитать. Этому есть объяснение. Стихотворение появилось в печати во
время Крымской войны. Николай I признал его напечатание несвоевременным. 12 марта 1854 г. по поручению царя генерал-адъютант H.H. Анне-ков направил министру народного просвещения A.C. Норову «конфиденциальное» отношение: «В вышедшей на сих днях книге «Современника» за текущий март месяц напечатаны стихотворения Ф. Тютчева, в числе коих помещены следующие стихи [приведено полностью стихотворение «Не гул молвы прошел в народе...»]. Государь император, прочитав это стихотворение, изволил последние два стиха собственноручно зачеркнуть и написать: «Подобные фразы не допускать». /.../» [6]. Так что Главное управление Западной Сибири своевременно откликнулось на тайный циркуляр правительства, аккуратно вымарав неугодные строчки. Издание 1854 г. стало одним из главных текстологических источников при формировании полного собрания сочинений поэта в 1912 г.
В том же 1854 г. омский читатель ознакомился с высокой оценкой поэзии Тютчева И.С. Тургеневым: «...как не обидно для самолюбия современников, г. Тютчев ...стоит решительно выше своих собратьев по Аполлону. Легко указать на те отдельные качества, которыми превосходят его более даровитые из теперешних наших поэтов: на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета, на энергичную, часто сухую и жесткую страстность Некрасова, на правильную, иногда холодную живопись Майкова; но на одном г. Тютчеве лежит печать той великой эпохии ...которая так ярко и сильно выразилась в Пушкине» [7].
Если издание 1854 г. принесло поэту общероссийскую известность [8], то вышедшее в 1868 г. под редакцией И.С. Аксакова второе (и последнее) прижизненное отдельное издание стихотворений Тютчева [9] не нашло своего читателя, и, как отмечал К.В. Пигарев, оно годами лежало нераспроданным на книжных прилавках [10]. К сожалению, в фондах ОГОНБ это издание отсутствует, поэтому неизвестно, было ли оно в библиотеках дореволюционного Омска. Ценность этого издания определялась тем, что в нем было напечатано 75 стихотворений, созданных поэтом в период 1854 - 1868 гг. В наше время сохранились 10 первых публикаций отдельных стихотворений Тютчева этого периода, с которыми омский читатель мог ознакомиться в библиотеках кадетского корпуса, уездного училища, военного собрания [11]. Тексты Тютчева уже при жизни поэта были включены в хрестоматийные сборники по русской словесности. Два таких издания сегодня находятся в Омске [12].
Даже небольшое собрание омских экземпляров прижизненных изданий Тютчева заставля-
ет задуматься над вопросом: почему Тютчев не стал редактором собственных сочинений, почему только благодаря усилиям Тургенева и Аксакова современники услышали «голос» поэта? После смерти Тютчева именно над этим вопросом будут многие размышлять в России. Уже при жизни поэта сложился миф о том, что Тютчев мало пишет (об этом уже сообщалось в энциклопедии Ф. Толля, где впервые упоминается имя Тютчева [13]), что он пренебрежительно относится к своему таланту (достаточно вспомнить высказывания A.C. Хомякова [14]) . Вот, например, что сообщал В.Я. Брюсов об издании 1868 г.: «О Тютчеве рассказывают, что, написав новое стихотворение на каком-нибудь отрывке бумаги, он комкал этот листок и бросал его под стол. Аксаков сообщает, что для издания 1868 г. не было возможности достать подлинников руки самого писателя. Мало того: Тютчеву было доставлено оглавление всей предполагавшейся книжки; оно пролежало у него месяц и было возвращено непросмотренное. Сам Тютчев писал Погодину: «Стихов моих вот список безобразный; / Не заглянув в него, дарю им вас» [15].
II. Тютчевиана: 1870-1880-е гг.
На смерть Тютчева современники отреагировали странным образом. В омской тютчеви-ане нет ни одного проникновенного некролога: либо риторика, либо сухая констатация факта, либо безмолвие. Только через полгода в «Русском Архиве» появляются публикации, в которых ощущается осознанность потери. В качестве примера достаточно привести фрагмент из письма A.A. Половцова по поводу кончины Тютчева: «/.../Изящность внешнего убранства, комфорт, самое здоровье, все это проходило как-то незамеченным в глазах Тютчева не потому, чтобы он сурово осуждал слабости других, нет, ничего сурового в нем не было, а просто потому, что на этих предметах не останавливался духовный его взгляд. /.../ шутка с примесью жалости, вот все, чем разил Тютчев то, чего не уважал. Зато с каким жаром заступался он за все то, что имело право войти в святая святых /.../; как все это говорилось с тем неподдельным тоном утонченного, благовоспитанного человека, в тех полушутливых, снисходительных, беспредельно вежливых оборотах речи, которые сродни представителям 18-го века, чем надменным современникам нашего металлического прогресса» [16]. Современники оставили нам описания о последних днях жизни поэта. Вот как об этом писал A.B. Никитенко: «/.../ вся почти эта неделя прошла в борьбе со смертью. /.../ Иногда Тютчев приходит в себя на некоторое время, потом опять впадает в забытье. Сам как-то вспомнил о священнике, но исповедаться не мог - язык ему не
повиновался. Совершив глухую исповедь, однако он приобщился и понял, когда священник просил его открыть рот. Теперь, очевидно, поражен его мозг» [17]. Именно тогда, в те минуты роковой потери И.С. Аксаков создает свою книгу о Тютчеве (1874 г.). До этого мало кому удавалось так близко прикоснуться к сакральным глубинам феномена личности поэта. Мы можем с гордостью констатировать, что в Омске сохранился экземпляр первого издания этого уникального труда Аксакова [18]. Как пушкиноведение начинается с П.В. Анненкова, так тютчеведение - с И.С. Аксакова.
После смерти Тютчева была проведена большая работа по собиранию рукописей поэта. В Париже в архиве И.С. Гагарина хранились автографы неизданных текстов тютчевской лирики, они были переданы в Россию, и 31 стихотворение (из них 24 впервые) было опубликовано в «Русском архиве» за 1879 г. (в омской войсковой казачьей библиотеке можно было ознакомиться с этими публикациями [19]). Из архива Гагарина впервые были изданы письма Тютчева, которые проясняют загадочное отношение поэта к своим рукописям: « /.../ Ах, писание есть страшное зло. Оно как будто второе грехопадение злосчастного разума, как будто усиление материи /.../Меня страшит старая исписанная бумага, в особенности исписанная мною. Пахнет гнилью, от которой тошнит /.../» [20].
Первое посмертное собрание стихотворений Тютчева было издано в 1883 г. П.И. Бартеневым (в его основу был положен сборник 1868 г.). В фондах ОГОНБ сохранилось второе издание первого посмертного собрания сочинений Тютчева 1886 г. (2 экземпляра находились в библиотеке омской женской гимназии) [21]. Однако наиболее ценным считается издание «Сочинения Ф.И. Тютчева. Стихотворения и политические статьи», подготовленное в 1886 г. вдовой поэта Э.Ф. Тютчевой. Омский читатель мог ознакомиться с политическими статьями Тютчева из публикаций «Русского архива» [22], в издании 1886 г. все эти статьи перепечатывались в тех же переводах. Продолжали поступать в Омск и первые публикации отдельных стихотворений поэта [23]. "
III. Тютчевиана: 1890-1917-е гг.
На рубеже веков появляются новые подходы к изучению жизни и творчества Тютчева.
Во-первых, начинается систематизация биографических источников. Возглавляет эту деятельность В.Я. Брюсов. Он первый попытался создать летопись жизни и творчества Тютчева [24]. Бартенев писал: «...за тридцать лет, прошедших со дня смерти, обнародованы целые библиотеки дневников, писем, воспоминаний и бумаг его со-
временников. Достаточно назвать такие издания, как "Жизнь и труды М.П. Погодина", "Дневник В.А. Жуковского", "Остафьевский архив". Вот почему мы считаем своевременным сделать свод всего, что мы знаем теперь о жизни Ф.И. Тютчева» [25].
Во-вторых, на страницах журналов публикуются развернутые высказывания философов о Тютчеве: B.C. Соловьева [26] («Достойная и вечная жизнь, которая требуется, но не дается разумом, должна быть добыта духовным подвигом./.../ ; к России у Тютчева «было некоторое отчуждение, с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа...»), С.Л. Франка [27] («Его предметное чувство носит космический характер»; «в гармоничной природе мятежный человек...»), Д.С. Мережковского [28] («совершенство Тютчева для критики почти непроницаемо»; «Толковать Тютчева - превращать алмаз в уголь» /.../).
Философствовать о Тютчеве начинают литераторы, критики: Ю. Айхенвальд [29] (Слово Тютчева открыло новые миры духа. Его боль воскрешает нас из состояния внутреннего окаменения; под благообразием хаос шевелится. Бытие человека проницает глухая трагедия /.../), А.Г. Горнфельд [30] (Для него не настало истории; Внешне Тютчев баловень судьбы; Ночь страшна, ибо страшна истина, человек связан с бездной неразгаданного, религия не побеждает «темного корня бытия» /.../), Д.С. Дарский [31], Б. Эйхенбаум [32] (в глубине пространства природы -мгла и страх, время - бесформенно уносящийся поток, смерть; двойственность природы: с одной стороны, у нее есть душа, с другой - она глухонемая, слепорожденная, равнодушная стихия, беспамятная. Эстетика это не оценила, она не опирается на онтологию /■■■/)■
Естественно, что на это количество текстов о Тютчеве был отклик в обществе. Уже С.А. Вен-геров констатировал следующий факт: «Тютчева /.../ трудно причислить к активным литературным силам 30-40-х гг. /.../ именно теперь и создавалась известность этого выдающегося поэта-мыслителя. В наши дни среди поклонников «чистого искусства» и символистов почитание Тютчева приняло характер какого-то культа» [33].
На рубеже веков Тютчев становится культовой фигурой, а в обществе ощущается недостаток в изданиях поэта: «Попробуйте приобрести его стихотворения! В магазине вам скажут, что издание давно разошлось, и в продаже их не имеется /.../ А, казалось бы, в наши дни тонкого вкуса к тютчевским стихотворениям пора сделаться настольной книгой» [34]. Современники отмечали тревожную тенденцию: «За последнее время можно было достать лишь издание "Рус-
ского Архива" (1899), небольшую книжку стихов, похожую на молитвенник. Издание 1900 года, составленное при содействии библиографа A.A. Флоридова по рукописям, тщательно собранным и приведенным в порядок женой поэта, у петербургских букинистов продавалось в несколько раз дороже номинальной цены» [35]; «Тютчева знают по хрестоматиям, а Тютчев как поэтическая индивидуальность остается для нас неведомым» [36]. В омской тютчевиане этого времени действительно отсутствуют издания 1899 и 1900 годов, зато преобладают тематические хрестоматийные сборники, в которых представлены отдельные фрагменты лирики Тютчева [37].
Большим событием в культурной жизни России стало издание в 1912 г. первого «полного собрания» сочинений Тютчева под редакцией П. В. Быкова (в качестве «руководящего» было принято издание 1854 г.), которое в последующем выдержало четыре переиздания. В омской коллекции первое издание отсутствует (понятно, что оно осталось в пространстве столиц), провинция довольствовалась переизданиями. В омской коллекции хранится 5 (!) экземпляров второго издания, выпущенного в качестве приложения к журналу «Нива» [38], что свидетельствует о том, что читательский спрос на тексты Тютчева был наконец-то удовлетворен. Современники откликнулись несколькими критическими рецензиями на новые издания (самым обстоятельным анализом можно считать работу Б. Садовского, который отметил некоторую «суховатость» примечаний, понимая, что чего-то другого нельзя было ожидать от библиографа Быкова) [39]. Однако истинную критику издания Быкова выскажут ученые уже «другой», «советской России». Традиция критического отношения к тютчевскому тексту начинается с деятельности ДД. Благого [40]. Но это уже другая история.
В лирике текстах Тютчева с предельной искренностью высвечивается судьба каждого из нас («Я не свое тебе открою...»). Омская тютчевиа-на дает прекрасную возможность приблизиться к таинству рождения, жизни, смерти и бессмертия русского гения. Познать круг этих преображений - значит соприкоснуться с истиной.
[1] Отбор источников состоялся на основании существующей библиографии: Ф.И. Тютчев. Библиографический указатель произведений и литературы о жизни и деятельности. 1818-1973 / Сост. И.А. Королева, A.A. Николаев / Под ред. К.В. Пигарева. М.: Книга, 1978.
[2] Протокол 33-го заседания // Труды общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете. 4.12: Летописи Общества. Год III. М.: В университетской Типо-
графин, 1818. С. 35, 40. Ярлык: Библиотека Сибирского кадетского корпуса.
[3] Тютчев Ф.И. К N.N. («На камень жизни роковой...») // Атеней: Журнал наук, искусств и изящной словесности, с присовокуплением записок для сельских хозяев, заводчиков и фабрикантов / Издаваемый Михаилом Павловым. М.: В Тип. Семена Селиванова«)го, 1829. 4.1. С. 61-62. Ярлык: Библиотека Сибирского кадетского корпуса.
[4] Ф.Т.[Тютчев Ф.И.] Стихотворения, присланные из Германии // Современник. 1836. №3. С. 5-22; № 4. С. 32-41. (Факс, издание. М.: Книга, 1987.)
[5] Тютчев Ф.И. Стихотворения // Современник. 1854. № 3. С. 1-60 ( наг. 2-я); № 5. С. 1-14 (наг. 2-я). Ярлык: Фундаментальная библиотека Омского городского училища. Надпись: Канцелярии Главного Управления Западной Сибири.
[6] Цит по кн.: Тютчев Ф.И. Лирика: В 2 т. / Под ред. К.В. Пигарева. Т. 2. М.: Наука,1966. С.360-361.
[7] И.Т. [Тургенев И.С.] Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева // Современник. 1854. № 4. С. 23-26 (наг. 3-я).
[8] В библиотеки Омска поступали следующие отклики на издание 1854 г.: Современные заметки // Современник. 1854. № 4. С. 101, 111 (паг. 3-я); Библиографическая хроника. Журналистика // Отечеств, зап. 1854. № 7. С. 4446 (паг. 4-я). Ярлык: Фундаментальная библиотека Омского городского училища. Надпись: Омского Казачьего училища; [Дудышкин С. С.] Стихотворения Ф. Тютчева. СПб., 1854 II Отечеств, зап. 1854. № 8. С. 55-75 (паг. 4-я). Ярлык: Фундаментальная библиотека Омского городского училища; [Панаев И.И.] Заметки и размышления Нового поэта по поводу русской журналистики // Современник. 1854. № 9. С. 7375 (паг 3-я). Надпись: Фундаментальной [неразборчиво]; и др.
[9] В фондах ОГНБП сохранилась одна рецензия на издание 1868 г. [Щебальский П.К.] Стихотворения Ф. Тютчева. М., 1868 // Рус. вести. 1868. № 9. С. 360-364. Ярлык: Омская городская вторая библиотека.
[10] Тютчев Ф.И. Лирика: В 2 т. / Под ред. К.В. Пигарева. Т. 1. М.: Наука, 1966. С. 309.
[11] Тютчев Ф. Успокоение // Рус. вестн. 1858. № 8. С. 719-720; Тютчев Ф.И. «Весь день она лежала в забытьи», «Утихла буря ... легче дышит», «О, этот юг, о, эта Ницца!», «Как хорошо ты, о море ночное» // Рус. вестн. 1865. № 2. С. 685-687. Ярлык: Библиотека Сибирского кадетского корпуса; Тютчев Ф.И. «Молчит сомнительно Восток...» // Рус. вестн. 1865. № 6. С. 111. Ярлык: Библиотека Сибирского кадетского корпуса; Тютчев Ф.И. «Певучесть есть в морских волнах...» // Рус. вестн. 1865. № 8. С. 432. Ярлык на форзаце удален; Тютчев Ф.И. «Великий день Карамзина» // Вестн. Европы. 1866. № 12. С. LXII. Ярлык: Библиотека Сибирского кадетского корпуса.
Штемпель: Омская городская библиотека периодических изданий; Тютчев Ф.И. Дым // Отечеств. зап. 1867. №5. С. 181-182. Ярлык: Фундаментальной Библиотеки Омского уездного училища; Тютчев Ф.И. На новый 1855 год («Стоим мы слепо пред Судьбою...») // Рус. арх. 1867. № 12. Стб. 1638. Ярлык: Библиотека Омского военного собрания.
[12] Тютчев Ф. «Пошли, Господь, свою отраду», «Утро в горах», «Полдень», «Весенняя гроза», «Эти бедные селенья», «Весенние воды» // Сборник избранных мест из произведений современных русских писателей. Вып. 2. СПб.: В тип. Департамента внешней торговли, 1860. С. 1-2, 104106, 171, 175; Тютчев Ф.И. «Весенние воды», «Покинутая вилла», «Осенний вечер», «Весенняя гроза», «День и ночь», «Неман» // Хрестоматия для всех: Русские поэты в биографиях и образцах / Сост. Н.В. Гербель. СПб.: Тип. Имп. Акад наук, 1873. С. 345-351.
[13] Настольный словарь для справок по всем отраслям знания: В 3 т. Т.З / Сост. под ред. В.Р. Зотова, Ф. Толля. Изд. Ф. Толля. СПб.: В тип. В. Безоб-разова и комп., 1864. С. 751. Ярлык: Фундаментальной Библиотеки Омской женской гимназии.
[14] Хомяков A.C. Полн. собр. соч. Т.8: Письма. М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнеров, 1904. С.137. 192-193.
[15] Брюсов В. О собрании сочинений Ф.И. Тютчева // Рус. арх. 1898. № 10. С.254.
[16] Половцов A.A. Выдержка из частного письма по поводу кончины Ф.И. Тютчева // Рус. арх. 1874. № 5. Стб. 1374-1376.
[17] Никитенко A.B. Моя повесть о самом себе и о том, «чему свидетель в жизни был». Записки и дневник (1804-1877 гг.). Т. 2. Издание 2-е, исправленное и дополненное по рукописи под редакцией, с примечаниями и алфавитным указателем М.К. Лемке. СПб.: Тип. СПб. Т-ва и изд. дела «Труд», 1905. С.489. Штемпель: Благовещ. Офиц. Лазарет.
[18] Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев. (Биографический очерк). М.: Тип. В. Готье, Кузнецкий мост, 1874 // Рус. арх. 1874. № 11. С. [5], 6-406, [407].Надпись: Войск. Каз библиотеки.
[19] Тютчев Ф.И. Стихотворения / Под ред. И.С. Аксакова // Рус. арх. 1879. № 5. С. 118-138. Надпись: Войсковой казачьей библиотеки.
[20] Там же. С. 120.
[21] Тютчев Ф.И. Стихотворения: Новое издание. М.:В университетской типографии, 1886. Ярлыки штемпель: Фундаментальная библиотека Омской первой женской гимназии.
[22] Тютчев Ф.И. Россия и Революция (1848) / Пер. с фр. Ф.И. Тимирязева // Рус. арх. 1873. № 5. Стб.895-926, 827-831. Ярлык: Библиотека Омского военного собрания; Тютчев Ф.И. Россия и Германия (1844) / Пер. с фр. Ф.И. Тимирязева // Рус. арх. 1873. № 10. Стб. 1993-2042; Тютчев Ф.И. Папство и Римский вопрос, с Русской точки зрения / Пер. с фр. В.Н. Лясковского // Рус. арх.
1886. № 5. С. 33-51. Надпись: Войсковой каз. библиотеки.
[23] Тютчев Ф.И. На взятие Варшавы («Как дочь родную на закланье») // Рус. арх. 1879. № 3. С. 385-386. Надпись: Войсковой казачьей библиотеки; Тютчев Ф.И. Издателю «Вести» («Вы не родились поляком...») // Рус. арх. 1884. № 1. Стб. 243. Ярлык: Библиотека Сибирского кадетского корпуса. Тютчев Ф.И. «Пламя рдеет, пламя пышет...», «Так, в жизни есть мгновения...» // Рус. старина. 1885. № 2. С. 433. Надпись: Войсковой каз. библиотеки; Тютчев Ф.И. «Высокого предчувствия...» (Из Манцони) // Рус. арх. 1885. № 6. С. 320-321. Ярлык: Библиотека Сибирского кадетского корпуса; Тютчев Ф.И. Москвичам (Куда себя морочите вы грубо...» // Рус. арх. 1885. № 10. С. 298. Надпись: Войсковой каз. библиотеки; Тютчев Ф.И. Москвичам (Куда себя морочите вы грубо...» // Рус. арх. 1885. № 10. С. 298. Надпись: Войсковой каз. библиотеки.
[24] Брюсов В. Ф.И. Тютчев. Летопись его жизни // Рус. арх. 1903. № 11. С. 481-498; № 12. С. 641-652. Штемпель: Фундаментальная библиотека [обрыв печати].
[25] Там же. С. 481.
[26] Соловьев B.C. Поэзия Ф.И. Тютчева// Вести. Европы. 1895. № 4. С. 735-752. Ярлык: Библиотека Сибирского кадетского корпуса.
[27] Франк С. Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева // Рус. мысль. 1913. № 11. С. 1-31 (паг. 2-я). Ярлык: Омская городская вторая библиотека. Штемпель: Омская городская общественная библиотека имени Виссариона Григорьевича Белинского.
[28] Мережковский Д. С. Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев. Пг.: Тип. Т-ва Печ. и Изд. дело «Труд», 1915. С. 5-14, 65-123. Ярлык: Омская городская вторая библиотека. Штемпель: Омская городская общественная библиотека имени Виссариона Григорьевича Белинского.
[29] Айхенвальд Ю. Тютчев. Литературные силуэты // Науч. слово. 1905. № 8-9. С. 137-149. Штемпель: Фундаментальная библиотека при Омской женской гимназии.
[30] Горнфельд А.Г. На пороге двойного бытия // Горнфельд А.Г. О русских писателях. Т.1: Минувший век. СПб.: Типо-литография Акцион. О-ва «Самообразование», 1912. С. 3-26. Ярлык: Омская городская вторая библиотека. Штемпель: Омская городская общественная библиотека имени В.Г. Белинского.
[31] Дарский Д. С. «Чудесные вымыслы». О космическом сознании в лирике Тютчева. М., 1913. Ярлык: Омская городская вторая библиотека. Штемпель: Омская городская общественная библиотека имени Виссариона Григорьевича Белинского.
[32] Эйхенбаум Б. Письма Ф.И. Тютчева к жене // Рус. мысль. 1916. № 3. С. 16-22 (паг. 3-я). Ярлык: Омская городская Пушкинская библиотека.
[33] Венгеров С.А. Очерки по истории русской лите-
ратуры. СПб., 1907. С. 65.
[34] Колтоновская Е.А. Критические этюды. СПб.: Типо-литография Акц. О-ва «Самообразование», 1912. С. 236.
[35] Совр. мир. 1912. № 10. С. 336-337. Ярлык: Библиотека Омского Общественного собрания.
[36] Рус. богатство. 1913. № 9. С. 265-267. Ярлык: Омская городская Пушкинская библиотека.
[37] Родина: Сборник стихотворений, посвященных русскими поэтами Родине. Издание Н.Ч. М.: Тип. т-ва И.Н. Кушнеров, 1898. С. 71; Поэты-поэту. Сборник стихотворений, посвящ. A.C. Пушкину на его кончину и открытие памятника в Москве / Сост. И.Н. Божерянов. СПб: Тип. Спб. Акц. Общ. Печ. дела Е. Евдокимов, 1899. С. 37-38. Ярлык: Омская городская Пушкинская библиотека; Русская поэзия. Избранные стихотворения русских поэтов с биографическими и пояснительными примечаниями / Сост. А. Сосницкий. 2-е изд., значительно дополненное. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1902. С. 216-219, 496-497. Штемпель: Кредитных и ссудо-сбер. товарищ, г. Омска; Чтец-декламатор. Художественный сборник стихотворений, рассказов и монологов. Для чтения в дивертисментах, на драматических курсах, литературных вечерах и т. п. Т. 2. Киев: Тип. Петра Барского, 1905. С. 139. Ярлык: Омская Центральная Пушкинская библиотека; Гражданские мотивы в русской поэзии от Пушкина до наших дней. Сборник / Сост. Н. Лернер, Н. Ставрогин. СПб.: Книгоиздательство «Слово и жизнь», 1906. С. 31-32. Ярлык: Омская Центральная Пушкинская библиотека; Литературная хрестоматия для средних классов средне-учебных заведений. Ч. 1 / Сост. преподаватели женской гимназии М.Д. Могилянской «Василеостровской новой школы» Н. Балаев и Н. Дмитриев. СПб.: Изд. книжного магазина П.В. Луковникова, 1912. С. 96-97, 281282, 287-288, 300. Ярлык: Омская городская вторая библиотека.
[38] Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. С критико-биографическим очерком В.Я. Брюсо-ва, библиографическим указателем, примечаниями, вариантами, факсимиле и портретом / Под ред. П.В. Быкова. СПб.: Издание Т-ва А.Ф. Маркс, 1913. Ярлык: Омская Центральная Пушкинская библиотека. Штемпель: Попечительный совет Омской 3-ей женской гимназии.
[39] Садовской Б. Рец. на кн.: Ф.И. Тютчев. Полное собрание сочинений. С критико-биографическим очерком В.Я. Брюсова, библиографическим указателем, примечаниями, вариантами, факсимиле и портретом. Издание шестое, исправленное и дополненное. Редакция издания П.В. Быкова. Изд. А.Ф. Маркс. СПб., б.г. (1912). Ц.З р. // Рус. мысль. 1912. № 12. С. 425-426. Ярлык: Библиотека Омского Общественного Собрания.
[40] Пигарев К. В. Судьба литературного наследства Ф.И. Тютчева // Литературное наследство. Т. 1921. М.: Журнально-газетное объединение, 1935. С. 371-418.