Вестник Омского университета, 2004. № 4. С. 14-18. © Омский государственный университет
УДК 016:882(092)Чехов
ЧЕХОВИАНА В ОМСКЕ (1885-1904)
Л.Г. Пономарева
ОГОНЕ им. А.С. Пушкина 644099, Омск, Красный путь, 11
Получена 1 октября 2004 г-This article deals with bibliography of Chechow in Omsk.
В 2004 г. нам суждено отметить памятную дату, связанную с именем А.П. Чехова. В контексте этого события в отделе редких книг Омской областной научной библиотеки имени A.C. Пушкина было развернуто исследование на тему «Чехов в книжной культуре императорской России». На данный момент этот вопрос в книговедческой науке изучен довольно широко [1], однако в региональном аспекте эта проблема имеет свои специфические особенности. На основании фондовых документов ОГОНБ в отделе редких книг была создана коллекция «Чеховиана в Омске» со следующей структурой: 1) прижизненные публикации А.П. Чехова и критические отзывы современников (1885-1904); 2) посмертная судьба наследия А.П. Чехова (1905-1917); библиотека А.П. Чехова: опыт реконструкции [2].
В данной работе мы охарактеризуем первую часть коллекции «Прижизненные публикации А.П. Чехова и критические отзывы современников (1885-1904)». Но прежде отметим одну особенность. После национализации книжных собраний библиотек дореволюционного Омска в 1920 г. основная часть изданий была передана в Омскую центральную городскую Пушкинскую библиотеку (ныне ОГОНБ имени A.C. Пушкина); сегодня эти фонды находятся на балансе отдела редких книг ОГОНБ, являясь важным книговедческим источником по проблеме бытования книг императорской России в Омском регионе.
На начальном этапе нашего исследования выявился один печальный факт. Из прижизненных отдельных изданий Чехова сегодня в коллекции находится только одно - «Остров Сахалин» [3] (М., 1895). Еще при жизни Чехова его произведения многократно переиздавались («Пестрые рассказы» - 11 изд.; «В сумерках» - 12 изд. и т.
д.) [4]. Естественно, что в свое время в фонды библиотек дореволюционного Омска эти издания поступали. Об этом свидетельствует «Каталог книг публичной библиотеки Сибирского казачьего войска» [5], где указано, что для омского читателя были доступны следующие издания Чехова: «Мужики. Моя жизнь. Рассказы» (Изд. А. Суворина. СПб., 1889), «Повести и рассказы» (Изд. И.Д. Сытина. М., 1898), «Каштанка» (Изд. А. Суворина. СПб., 1899), «В сумерках. Рассказы и очерки» (СПб., 1899), «Хмурые люди» (Изд. А. Суворина, СПб., 1900), «Пьесы» (СПб., 1901). В «Каталоге книг библиотеки Омского общества попечения о начальном образовании» [6] зафиксированы другие издания Чехова: «Рассказы» (Изд. А. Суворина. СПб., 1895), «В сумерках» (СПб., 1894), «Палата № 6» (Изд. «Посредника», 1895), «Дуэль» (СПб., 1895 и 1898 гг.), «Именины» (Изд. «Посредника», 1894).
Но, несмотря на эти серьезные потери в эпоху разрушительной национализации, в омской коллекции сегодня находится 89 прижизненных публикаций произведений А.П. Чехова и 88 критических отзывов современников. С определенной долей условности данное книжное собрание можно разделить на три хронологических отрезка.
I. 1885—1887. Впервые имя Чехова стало известно омичам скорее всего из критических отзывов 1886 г. Газеты («Стрекоза», «Минута», «Будильник», «Зритель», «Москва», «Свет и тени» и др.), на страницах которых публиковались ранние произведения Чехова, в омских библиотечных каталогах не зафиксированы. Не поступили в омские библиотеки и первые сборники Чехова («Сказки Мельпомены», 1884; «Пестрые рассказы», 1886; «Невинные речи», 1887 и т. д.). Только с 1889 г. в каталогах омских библиотек
встречаются отдельные издания Чехова. В омской коллекции сегодня хранятся годовые подшивки газеты «Осколки» за 1885, 1887 гг., которые в свое время находились в Омске в личной библиотеке Егора Александровича Пахотина (об этом свидетельствует владельческий штемпель). Для Омского региона это безусловно редкий подлинный документ, свидетельствующий о раннем творчестве Чехова. Если в подшивке за 1885 г. мы выявили 48 публикаций под тремя псевдонимами (Улисс, Человек без селезенки, А. Чехонте), то уже в 1887 г. в «Осколках» было опубликовано всего 13 текстов, после чего сотрудничество Чехова с редакцией газеты прекратилось (в 1892 г. были напечатаны последние 4 чеховских рассказа). С 1886 г. Чехов уже начинает ощущать «тесные рамки» малой прессы(строгая регламентация объема текста - 100-150 строк, вечная зависимость от сроков выхода и т. п.). В 1914 г. оми-чи имели возможность впервые познакомиться с письмами Д.В. Григоровича, который в 1886 г. помог в становлении самосознания Чехова как писателя: «... поберегите Ваши впечатления для труда обдуманного, обделанного, писанного не в один присест, но ... в счастливые часы внутреннего настроения. Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам» [7]. В своем ответном письме Чехов писал: «Если у меня есть дар, который следует уважать, то, каюсь перед чистотою Вашего сердца, я доселе не уважал его. Я чувствовал, что он у меня есть, но привык считать его ничтожным» [8].
Омские экземпляры газеты «Осколки» позволяют нам увидеть фрагмент полномасштабного потока ранних чеховских публикаций, из которых часть так и осталась в пространстве своего времени (например, фельетоны Улисса «Осколки московской жизни» или филологические заметки «О мае» Человека без селезенки), однако большее количество текстов раннего Чехова было переиздано в XX в. миллионными тиражами.
Омский читатель 1880-х гг., не зная текстов Чехова, был уже заочно знаком с именем писателя по многочисленным отзвукам столичной печати [9]: «"Пестрые рассказы" - ужаснейший вздор» (Ф. Змиев); «Чехов сразу записался в газетных клоунов... его книга "Пестрые рассказы", как ни весело ее читать, представляет собою весьма печальное и трагическое зрелище самоубийства молодого таланта, который изводит себя медленною смертью газетного царства» (A.M. Скабичевский); «где для нас все просто, обыденно, - там для Чехова целое открытие», Чехов «изумляет уменьем свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самое необходимое, а в то же время взволновать и
чувство ваше и разбудить мысль» (Е.Л. Оболенский); жанр, избранный Чеховым, с одной стороны, граничит с анекдотом, с другой - с повестью и романом, «есть задачи, которые невозможно исполнить на пространстве нескольких страниц, невозможно сжать дальше известной черты, даже с помощью самого могучего художественного пресса, например, Лихарев задуман лучше, чем исполнен» (К.К. Арсеньев) и т. д.
II. 1888-1889. В 1887 г. значительно изменилась литературная среда, с которой был связан Чехов. Писатель вышел из окружения малой прессы, завязал плодотворные отношения с представителями большой литературы (Д.В. Григоровичем, А.Н. Плещеевым, В.Г. Короленко и др.). Омский читатель в 1888 г. впервые открыл для себя произведения Чехова на страницах журнала «Северный вестник» [10]. В этот период чеховского творчества жанр «мелочей» исчез и преобладающей формой стал большой рассказ. При обсуждении чеховского сборника «В сумерках» (1887) столичная журнальная критика обозначила новые грани таланта писателя [11]: «Произведения Чехова вообще чужды всяких журнальных тенденций и в большинстве обнаруживают вполне свободное отношение автора к делу искусства (В. Буренин); Чехов «только завязывает узлы и никогда их не развязывает. Он покидает своих героев в критическую минуту, когда коллизия обстоятельств их жизни достигает высшей степени сложности и трагизма», сумерки - это время, когда «замирающий свет не дает глазу резких контуров и определенных красок, когда это своеобразная незаконченность образов, обо-рванность перспектив, смутность освещения вызывают странную грусть» (A.M. Скабичевский); у Чехова «мистическое чувство природы», «неясное, неуловимое, почти непередаваемое волнение» (Д. Мережковский) и т. д. В 1888 г. статей и рецензий о Чехове появилось больше, чем за все предшествующие восемь лет (особая полемика развернулась вокруг публикации повести «Степь»). В омской коллекции их не так много, но даже по имеющимся публикациям видно, что современники уже сумели оценить некоторые грани новаторства Чехова-художника, такие, как изображение обыденного в беспафосной манере, отсутствие динамичных крупномасштабных событий, изображение не через описание, а через характерные детали и т. д. В 1912 г. вдумчивый омский читатель мог познакомиться с писательским кредо Чехова, высказанным в 1888 г. в письме к A.C. Суворину: «Не беллетристы должны решать такие вопросы, как Бог, пессимизм и т. п. Дело беллетриста изобразить только, кто и как, и при каких обстоятельствах говорили или думали о Боге или пессимизме. Художник
должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем. <...> Мое дело только в том, чтобы быть талантливым, т. е. уметь отличать важные показания от неважных...» [12].
III. 1892—1904. В 1890-е гг. омичи имели возможность быть первыми читателями шедевров чеховской прозы и драматургии (главным образом в журнале «Русская мысль») [13]. В русском обществе произведения зрелого Чехова пробуждали желание разобраться в истоках пессимизма и отчаяния человека на рубеже веков. Размышляя над «Скучной историей», Л.Е. Оболенский писал: «...поверхностный материализм, позитивизм и пессимизм, взятые из Европы, окончательно отбивают у нас охоту к высшим вопросам жизни и смысла жизни. Мы до сих пор наивно были уверены, что наука может дать ответ на все вопросы, а если она не дает их, то и ничто не может их дать, о них надо забыть, как о бессмысленной и бесцельной метафизике... Чехов показал ярко, наглядно, психологически-неоспоримо, что одна наука и специализация (без высшей религиозной идеи) невозможны для истинно разумной жизни» [14]. Для современников произведения Чехова были своеобразными «знамениями времени», которые так хотелось разгадать (в этом заключался главный лейтмотив критических статей о творчестве зрелого Чехова) [15]. Чехов владел тайной молчаливой исповеди. Этим целомудрием он особенно дорог для нас.
Из собраний сочинений в омской коллекции сохранился первый том первого издания 1899 г. в крайне ветхом состоянии (истертость страниц свидетельствует об огромном читательском спросе на издание) и полный комплект (со множеством дублетных экземпляров) второго издания А.Ф. Маркса в 16 томах, выпускавшегося в качестве приложения к журналу «Нива» в 1903 г.
Книжная коллекция «Чеховианав Омске 1885— 1904» главным образом состоит из изданий периодической печати (27 наименований), которые в свое время были востребованы читателями в пространстве 14 омских библиотек (военных общественных и ученических). Содержание этой коллекции хранит уникальный материал, который не может воспроизвести никакая антология, даже такая качественная, как «А.П. Чехов: pro et contra» (СПб., 2002). Сегодня только через научную систематизацию книжных источников мы обретаем возможность цельного восприятия культурного пространства, которое в свое время было подвергнуто тотальному разрушению.
[1] Соболев Ю. Из ранних критических отзывов // Соболев Ю. Чехов: Статьи, материалы, библиография. М.: Федерация, 1930. С. 235-258; Валу-хатый С. Библиотека Чехова // Чехов и его среда / Под. ред. Н.Ф. Бельчикова. Л.: Academia, 1930. С. 197-423; Коншина E.H. Чехов-редактор // Исследования и материалы: Сб. 10. М.: Книга, 1965. С. 84-98; Громов М.П. Антон Чехов: первая публикация, первая книга // Прометей. Т. 2. М.: Молодая гвардия, 1967. С. 162-178; Николаев В.А. А.П. Чехов и литература о дальневосточном крае // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1972. Вып. 11. С. 119-126; Гоманенко В. Т. «Черный монах» А.П. Чехова и его критики // Журналистика и литература / Под ред. Э.А. Лазаревич. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 203-220; Видуэцкая И.П. А.П. Чехов и его издатель А.Ф. Маркс. М.: Наука, 1977; Есин В.И. Чехов - журналист. М.: Изд-во МГУ, 1977; Долотова Л.М. Чехов и «Русская мысль» (К предыстории сотрудничества в журнале) // Чехов и его время. М.: Наука, 1977. С. 265-283; Жабицкая Л. «Буду изучать Вашу манеру»: А.П. Чехов // «Они питали мою музу...»: Книги в жизни и творчестве писателей. М.: Книга, 1986. С. 132-153; Динерштейн Е.А. А.П. Чехов и его издатели. М.: Книга, 1990; Сборники А.П. Чехова: Межвузовский сб. / Под ред. А.Б. Муратова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.; Сахарова Е.М. А.П. Чехов и библиотеки // Сов. библиотековедение. 1990. № 5. С. 65-70; Динерштейн Е.А. A.C. Суворин: Человек, сделавший карьеру. М.: РОССПЭН, 1998. С. 243-266; Сухих H.H. Сказавшие «Э!»: Современники читают Чехова // А.П. Чехов: PRO ET CONTRA. Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX - начала XX в. (1887-1914). СПб.: РХГИ, 2002. С. 7-44 и др.
[2] На основании каталога библиотеки А.П. Чехова, составленного С. Балухатым, мы выявили на базе фондов ОГОНБ издания, входившие в библиотеку писателя. В пространстве Омского региона -это важный книговедческий источник для исследователей творчества Чехова.
[3] Чехов А. Остров Сахалин (Из путевых записок). - Издание редакции журнала «Русская мысль». М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерова, 1895. Ярлык: Омская городская вторая библиотека.
[4] См. об этом подробнее: Динерштейн Е.А. A.C. Суворин: Человек, сделавший карьеру. М., 1998. С. 252.
[5] Каталог книг публичной библиотеки Сибирского казачьего войска / Составлен в 1903 г. Омск: Тип. Штаба Сиб. воен. округа, 1905. Стб. 198-201.
[6] Каталог книг библиотеки Омского общества попечения о начальном образовании. Омск: Тип. Ак-мол. обл. правл., 1906. С. 148.
[7] Слово. С. 2: К 10-летию смерти А.П. Чехова. М.: Т-во A.A. Левинсон, 1914. С. 200.
[8] Письма А.П. Чехова / Сост. Б.Н. Бочкарев. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1909. С. 13.
[9] Змиев Ф. [Ф.И. Булгаков] Рец. на кн.: Пестрые
рассказы. А. Чехонте (Ан. П. Чехов). СПб., 1886 // Новь. 1886. № 17 (1 июля). С. 62-63. Надпись: Войсковой публичной библиотеки Сибирского каз. войска. Получено 19 июля 1886 года; [Скабичевский A.M.] Рец. на кн.: Пестрые рассказы, А. Чехонте (Ан. Е. Чехова), СПб., 1886 // Северн. вестн. 1886. № 6. С. 123-126 (паг. 2-я). Штемпель: Омская городская библиотека периодических изданий; Оболенский Е.Л. Обо всем. (Критическое обозрение) // Рус. богатство. 1886. № 12. С. 166-185. Штемпель: Омская городская Пушкинская библиотека; [Скабичевский A.M.] Рец. на кн.: Ан.П. Чехов. В сумерках. Очерки и рассказы. СПб., 1887 // Северн, вестн. 1887. № 9. С. 81-85 (паг. 2-я); Арсеньев К.К. Беллетристы последнего времени // Вестн. Европы. 1887. № 12. С. 766-776. Ярлык: Омская городская вторая библиотека.
[10] Степь // Северн, вестн. 1888. № 3. С. 75-167. Ярлык: Омская городская вторая библиотека; Огни // Северн, вестн. 1888. № 6. С. 1-36. Ярлык: Омская городская вторая библиотека; Именины // Северн, вестн. 1888. № 11. С. 49-89. Штемпель: Омская городская библиотека периодических изданий; Иванов: Драма в 4 действиях // Северн, вестн. 1889. № 3. С. 135-194. Штемпель: Омская городская библиотека периодических изданий; Скучная история (Из записок старого человека) // Северн, вестн. 1889. № 11. С. 73-130. Ярлык: Библиотека Омского офицерского собрания.
[11] Рец. на кн.: «Пестрые рассказы», «В сумерках» // Рус. мысль. 1888. № 4. С. 208-210 (паг. 2-я). Штемпель: Омская городская библиотека периодических изданий; Рец. на кн.: Рассказы Антона Чехова. СПб., 1888. Издание A.C. Суворина // Рус. мысль. 1888. № 8. С. 385-386 (паг. 3-я); Мережковский Д. Старый вопрос по поводу нового таланта: «В сумерках» Ан. Чехова. Рассказы Ан. Чехова // Северн, вестн. 1888. № 11. С. 77-99 (паг. 3-я). Штемпель: Омская городская библиотека периодических изданий.
[12] Письма А.П. Чехова. Т. 2: 1888-1889. Изд. М.П. Чеховой. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1912. С. 101. Штемпель: Омская городская общественная библиотека имени В.Г. Белинского.
[13] Палата №6 // Рус. мысль. 1892. № 11. С. 76-123. Штемпель: Омская городская библиотека периодических изданий; Рассказ неизвестного человека // Рус. мысль. 1893. № 2. С. 153-186. Штемпель: Библиотека Семипалатинского военного собрания; Остров Сахалин (Из путевых заметок) // Рус. мысль. 1893. № 10. С. 1-33; № 11. С. 149170; № 12. С. 77-114; 1894. № 2. С. 26-60; № 6. С. 1-27; № 7. С. 1-30. Ярлык: Библиотека Омского военного собрания. Штемпель: Переплетное заведение типографии И.Г. Сунгурова в Омске. Надпись: Военное собрание; Черный монах // Артист 1894. № 1. С. 1-16; Бабье царство (Рассказ) // Рус. мысль. 1894. № 1. С. 154-189; Три года // Рус. мысль. 1895. № 1. С. 1-53; № 2. С. 115-156. Надпись: М.Н. Шанина; Ариадна // Рус. мысль. 1895.
№ 12. С. 1-26. Штемпель: Библиотека Омского военного собрания; Дом с мезонином // Рус. мысль. 1896. № 4. С. 1-17; Чайка: Комедия в 4 действиях // Рус. мысль. 1896. № 12. С. 1-26. Штемпель: Библиотека Омского военного собрания; Мужики // Рус. мысль. 1897. № 4. С. 167-194. Ярлык: Библиотека Омского общественного собрания; Человек в футляре: Рассказ // Рус. мысль. 1898. № 7. С. 120-131. Ярлык: Библиотека Омского общественного собрания. II. Крыжовник. III. О любви // Рус. мысль. 1898. № 8. С. 145-162. Надпись: Сибирской каз. библиотеки; Ионыч: Рассказ Антона Чехова // Ежемесячные литературные приложения к журналу «Нива». 1898. № 9. С. 1-23. Ярлык: Библиотека А. Александрова; Случай из практики: Рассказ // Рус. мысль. 1898. № 12. С. 189-198; Дама с собачкой (Рассказ) // Рус. мысль. 1899. № 12. С. 149-164. Надпись: Получено 28 декабря 1899. Войсковой каз. библиотеки; Три сестры: Драма в 4 действиях // Рус. мысль. 1901. № 2. С. 124-178. Ярлык: Фундаментальной библиотеки Омской классической гимназии; Вишневый сад: Комедия в 4 действиях // Сборник Товарищества «Знание» за 1903 г. Кн. 2. СПб., 1904. С. 29-105. Ярлык: Омская городская вторая библиотека.
[14] Созерцатель [Оболенский Л.Е.]. Новый поворот в идеях нашей беллетристики. «Скучная история»: Повесть Антона Чехова. (Критический этюд) // Рус. богатство. 1890. № 1. С. 109-112.
[15] I. [Кигн В.Л.]. Беседы о литературе: А.П. Чехов // Книжки недели. 1891. № 5. С. 195-219. Ярлык: Омская городская вторая библиотека; Протопопов М. Жертва безвременья (Повести г. Антона Чехова) // Рус. мысль. 1892. № 6. С. 95122 (паг. 2-я). Ярлык: Омская городская вторая библиотека; Перцов П. Изъяны творчества (Повести и рассказы А. Чехова) // Рус. богатство. 1893. № 1. С. 39-71 (паг. 2-я). Ярлык: Библиотека Омского общественного собрания; Гольцев В.А. А.П. Чехов (Опыт литературной характеристики) // Гольцев В.А. Литературные очерки. Издание редакции журнала «Русская мысль». М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнеров, 1895. С. 19-45. Ярлык: Омская Центральная Пушкинская библиотека. Штемпель: Книжный магазин Товарищества М.О. Вольф; Краснов П. Осенние беллетристы. Ан.П. Чехов // Труд. 1895. № 1. С. 201210. Надпись: Получ. 19 января 1895. Войск, биб. Сиб. каз. войска; К. М-ский. Жертва безвременья (Повести и рассказы Антона Чехова) // Рус. вестн. 1896. № 6. С. 231-245. № 7. С. 231245. Ярлык: Фундаментальной библиотеки Омской классической гимназии; Абрамов Я.В. Наша жизнь в произведениях Чехова // Книжки недели. 1898. № 6. С. 130-168. Ярлык: Библиотека Омской Центральной фельдшерской школы; Волынский А. Антон Чехов // Северн, вестн. 1898. № 12. С. 198-206. Ярлык: Омская городская вторая библиотека. Штемпель: Общество попечения о начальном образовании в Омске. Библиотека; Меньшиков М.О. Больная воля. («Палата №6»:
Рассказ А.П. Чехова) // Меньшиков М.О. Критические очерки. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1899. С. 158-188. Ярлык: Омская Центральная Пушкинская библиотека; Потапов Ал. Из жизни и литературы: А.П. Чехов и публицистическая критика // Образование. 1900. № 1. С. 14-29 (наг. 2-я). Ярлык: Фундаментальной библиотеки Омской женской гимназии; Краснов Пл. Молодые беллетристы-академики. Короленко и Чехов // Книжки недели. 1900. № 4. С. 171-183. Ярлык: Библиотека Омской центральной фельдшерской школы; Михайловский П. Литература и жизнь: Кое-что о г. Чехове // Рус. богатство. 1900. № 4. С. 119-140. Ярлык: Библиотека Омского общественного собрания; A.B. [Богданович А.П.] Рец. на пьесы Чехова «Дядя Ваня» и «Три сестры» // Мир Божий. 1901. № 4. С. 2-7. Ярлык: Омская городская вторая библиотека; Оболенский Л. Беседы о литературе и искусстве. (А.П. Чехов и Максим Горький) // Живописное обозрение.
1902. № 1. С. 87-98; Михайловский П. Литература и жизнь. О повестях и рассказах гг. Горького и Чехова // Рус. богатство. 1902. № 2. С. 162-179 (паг. 2-я). Ярлык: Омская городская вторая библиотека; Мирович П. Трагедия обыденной жизни в современной драме (драмы Гауптмана и Чехова) // Вестник воспитания. 1902. № 3 (март). С. 156— 179; Овсянико-Куликовский Д.П. А.П. Чехов // Вопросы психологии и творчества. СПб.: Издание Д.Е. Жуковского, 1902. С. 206-256. Ярлык: Омская Центральная Пушкинская библиотека. Аль-бов В. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова (Критический очерк) // Мир Божий. 1903. № 1. С. 84-115. Штемпель: Библиотека Омской центральной фельдшерской школы; Венгеров С. Антон Чехов (Литературный портрет) // Вестник и Библиотека самообразования.
1903. № 32 (7 августа). Стб. 1328-1331; № 33 (24 августа). Стб. 1370-1372; Скабичевский А. Есть ли у Чехова идеалы? // Скабичевский А. Соч.: В 2 т. Т. 2. 3-е изд. Ф. Павленкова. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1903. С. 349-381. Штемпель: Омская городская общественная библиотека имени A.C. Пушкина; Волжский [Глинка A.C.] Очерки о Чехове: Конфликт идеала и действительности. Власть обыденщины. Равнодушные люди. Беспокойные и нудные. Параллели. Мужики. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1903. Ярлык: Омская Центральная Пушкинская библиотека; т. д.