Научная статья на тему 'Тюремный патронат над несовершеннолетними правонарушителями'

Тюремный патронат над несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЕМНЫЙ ПАТРОНАТ / PRISON FOSTER CARE / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / JUVENILE OFFENDERS / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Марина Витальевна, Бебенин Алексей Владимирович

В статье рассмотрены причины совершения преступлений несовершеннолетними, а также правовые аспекты регулирования института тюремного патроната в отношении несовершеннолетних осужденных в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мельникова Марина Витальевна, Бебенин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISON PATRONAGE OVER JUVENILE OFFENDERS

The article is devoted to the causes of crime, as well as legal aspects of regulating the Institute of the prison patronage in respect of juvenile offenders in Russia.

Текст научной работы на тему «Тюремный патронат над несовершеннолетними правонарушителями»

4 «Об утверждении перечней должностей начальствующего состава, замещаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы в уголовно-исполнительных инспекциях, и соответствующих этим должностям специальных званий: приказ Минюста РФ от 25 июля 2005 № 113; О признании утратившими силу приказов главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации: приказ ФСИН РФ от 29 сентября 2005 № 795.

5 Об утверждении Инструкции об организации психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 № 238.

6 Модель статистически значима по критерию %2 с уровнем значимости менее 0,05.

7 Коэффициенты модели значимо отличны от 0 (по критерию Вальда).

УДК 343

ТЮРЕМНЫЙ ПАТРОНАТ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

© 2013 М. В. Мельникова, А. В. Бебенин

Аннотация. В статье рассмотрены причины совершения преступлений несовершеннолетними, а также правовые аспекты регулирования института тюремного патроната в отношении несовершеннолетних осужденных в России.

Ключевые слова: тюремный патронат, несовершеннолетние правонарушители, правосознание, социальная адаптация, ресоциализация.

PRISON PATRONAGE OVER JUVENILE OFFENDERS © 2013 M. Melnikova, A. Bebenin

Summary. The article is devoted to the causes of crime, as well as legal aspects of regulating the Institute of the prison patronage in respect of juvenile offenders in Russia.

Keywords: prison foster care, juvenile offenders, sense of justice, social adaptation, resocialization.

В структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных групп населения, занимающая заметное место в политической и культурной жизни страны. Подрастающее поколение выступает как потребитель накопленных предыдущими поколениями духовных и материальных ценностей.

В современных условиях по-новому определяется место молодежи в общественной жизни: с одной стороны, она достаточно активно участвует в решении общественных задач, с другой, молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней реальности, утверждается не всегда законными средствами и способами. Именно изменения социальных условий обусловливают специфический стиль жизни молодежи, манеру ее поведения, особенности рационального и эмоционального реагирования на явления, происходящие в обществе.

Преступность несовершеннолетних во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Современная социально-экономическая ситуация в стране часто побуждает молодежь совершать преступления. Наиболее распространенные причины тому - нестабильные условия жизни, отсутствие образования и воспитания, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Родители стали меньше заниматься детьми, стремясь переложить свои воспитательные функции на учебные заведения. Нужно отметить, что важную роль в семейном воспитании играет вся обстановка семейной жизни. Взрослые для растущего человека являются неким «психологическим центром». Известно, что в тех случаях, когда «психологический центр» в лице матери, отца иди другого заменяющего их лица не выполняет возложенные на него природой и обществом функции, у подростка появляется чувство беспокойства и незащищенности. Это формирует у него личную позицию неприятия окружающей среды.

Таким образом, не следует забывать, что основы характера, жизненные установки, ценности изначально закладываются в семье. Именно в раннем возрасте детям привива-

ются основные моральные требования, правила поведения и приличия. И в связи с этим весь дальнейший процесс воспитания (в школе, на работе, в общественных организациях и т.п.) уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей. Поэтому дефекты семейного воспитания - одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.

Также углублению кризисного состояния подростковой среды способствует политика, направленная на коммерческую выгоду. Из-за высоких цен подросткам недоступно большинство форм досуга.

С другой стороны, возрастает негативное влияние со стороны сверстников на формирование правосознания подростка. Духовная жизнь подростков деформируется вследствие проникновения в их среду через средства массовой информации пропаганды жестокости и насилия как нормы поведения подрастающего поколения.

Стремление к достижению успехов в учебной и трудовой деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами.

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен, прежде всего, для развитых стран.

Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, впоследствии, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, и в итоге, составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Дело в том, что у большинства несовершеннолетних преступников до осуждения не существовало нормальных социально-полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп и общностей. Для детей, выросших в таких условиях, процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит, он не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и нормах. Значит, и о процессе восстановления прежних социальных связей не может быть и речи. Здесь речь идет о ресоциализации, то есть о «процессе повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе»1. Так или иначе, становление социально-полезных связей, восстановление в правах проходит через процесс социальной адаптации, то есть человек должен приспособиться к условиям общества.

Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляемые в процессе адаптации.

Термин «адаптация» пришел в гуманитарные науки из естествознания, где понимался как «процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов), их органов к условиям среды». В общественных науках он означает следующее: социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой2.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие изменения социального статуса, девиантного поведения личности (освободившихся из мест заключения и т.п.). Эти меры осуществляются со стороны различных социальных служб.

Поведение отдельного лица после отбытия наказания зависит не только и, пожалуй, не столько от результатов карательно-воспитательного воздействия, сколько от влияния на него факторов постпенитенциарной адаптации.

Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение и отбывание которых происходит с отрывом осужденного от привычной среды, влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей. Изменяется и личность бывше-

го осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону. Исполнение наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в исправительном учреждении, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды.

Характерными особенностями социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы являются следующие:

- она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением свободы;

- этот социально-психологический процесс начинается с момента освобождения осужденных из мест лишения свободы и завершается достижением соответствия между ожиданиями-требованиями общества и поведением ранее судимого лица;

- задачей социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в социальной среде, предполагающей их свободное и добровольное подчинение нормативным требованиям данной среды и уголовно-правовых норм;

- социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы зависит также от адаптационных навыков и способностей, присущих индивиду изначально и воспитанных в условиях исполнения наказания;

- успех социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы в значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований, предъявляемых обществом и государством3.

Утверждение морально-нравственных ценностей в сознании бывших заключенных -неотъемлемая составная часть их социальной адаптации. В оценке жизненных перспектив несовершеннолетние, отбывшие наказание, обычно ощущают свою ненужность, несправедливое к себе отношение4.

Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств, затрудняющих реадаптацию, - мощное действие субкультуры, процветающей в воспитательных колониях, нередко привязывающей случайно оступившихся к преступной среде. Неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник воздействия на систему взглядов, ценностных ориентаций и стереотипов поведения. Анализ данной сферы социальной среды представляется особенно актуальным, так как речь идет о процессе социальной адаптации, который предполагает, прежде всего, восстановление социально полезных связей и правового статуса гражданина в полном его объеме.

Неформальные связи с лицами, характеризующимися аморальным и противоправным поведением, чаще всего возникают по месту жительства. Бытовые трудности, ослабление семейного и внесемейного контроля, конфликтные взаимоотношения в трудовом или учебном коллективе выталкивают таких лиц в неформальные группы, имеющие антиобщественную направленность. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера и свойств личности несовершеннолетних. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности приводят к неустойчивости личностных качеств несовершеннолетних, что затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений. Низкий уровень правосознания и правовой культуры расшатывают моральную саморегуляцию несовершеннолетних. Влияние на поведение в таком возрасте, безусловно, оказывает самооценка, которая в большинстве случаев является либо завышенной, либо заниженной. При завышенной самооценке поведение воспитанника базируется на желании доказать свою исключительность, заниженная самооценка осужденного способствует формированию неуверенности в себе, боязни выглядеть хуже других.

У несовершеннолетних осужденных идет процесс формирования волевых качеств, они способны к воспитанию, беря за образец сильных и волевых людей. Однако внешняя форма часто заслоняет у них содержание нравственной направленности. В результате для них таким образцом становятся приверженцы уголовной «романтики»5.

В современных условиях необходимы достаточные капитальные вложения для проведения мероприятий по социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из

мест лишения свободы. Эту задачу должно выполнять государство, но пока этим занимаются негосударственные организации, цель которых - благотворительная деятельность.

Проблема социальной адаптации лиц, отбывших наказание, является одной из актуальных на сегодняшний день. Темпы криминализации общества, как показывает статистика, продолжают оставаться очень высокими, а борьба с преступностью становится одной из приоритетных государственных задач. Некоторыми успехами в этом направлении может считаться включение вопросов о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года6. В Концепции речь идет о понятии «постпенитенциарной адаптации», обеспечение которой предполагает разработку системы мер по подготовке осужденного к освобождению из мест лишения свободы (предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных - предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства; создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой также предусматривается Концепцией. Кроме того, Концепция предполагает привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров, религиозных конфессий и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных.

В научном сообществе также продолжительное время обсуждаются проблемы патроната, и большинство авторов сходятся во мнении, что только совместными усилиями государственных органов и учреждений, общественных объединений можно повысить эффективность процесса социальной адаптации осужденных7. Однако изучение повышения эффективности мер и создания оптимальной модели тюремного патроната как над освободившимися от дальнейшего отбывания наказания, так и находящимися в исправительных учреждениях, невозможно без изучения истории вопроса.

В 20-е годы ХХ в. в Советском Союзе патронирование стало рассматриваться как одно из перспективных направлений устройства беспризорных детей8. Можно констатировать, что патронат, бывший в начале своего развития просто благотворительной деятельностью, основанной на чувстве сострадания, перерос в дело, имеющее общесоциальное и уголовно-политическое значение, поскольку с ним связывалась возможность снижения рецидива. Вся деятельность обществ патроната направлялась на оказание моральной и материальной поддержки освободившемуся лицу из мест заключения, сглаживание перехода от заключения к свободе. Главная задача заключалась в том, чтобы возвратить бывшего преступника в ряды честных тружеников. Для этого необходимо было показать ему возможность и необходимость честной жизни, восстановить прерванные социальные связи.

В России издревле чувство сострадания к ближнему вызывало стремление населения облегчить участь «тюремных сидельцев»9. Эта деятельность, называемая патронатом, носила благотворительный и, в основном, спонтанный характер и выражалась в предоставлении на короткое время крова, оказании помощи деньгами, одеждой, едой10. Со временем она осознается как одно из средств борьбы с преступностью.

Изменение отношения к преступникам, вывод о возможности и необходимости их исправления и перевоспитания, гуманизация взглядов на тюремное дело, свойственные XIX в., привели к пониманию того, что значительно важнее, чем оказание помощи материального характера лицам, отбывшим наказание, является помощь в возвращении их к честной жизни, приспособлении их к жизни на свободе. Перед патронатом теперь ставилась более значимая цель - удержание от совершения новых преступлений теми, кто уже отбыл наказание, то есть предупреждение рецидивной преступности. Если освободившийся из тюрьмы в первое время не встретит ни от кого поддержки, то он, хотя бы в силу одной трудности найти честный заработок вследствие естественного недоверия к нему со

стороны общества, легко может снова встать на путь преступления. Отсюда ближайшие задачи патроната: морально и материально поддержать освободившегося из мест заключения, помочь ему трудоустроиться, сгладить для него переход от заключения к свободе. Особенно необходим патронат при условном освобождении и тем более в отношении несовершеннолетних.

Особую значимость проблема предупреждения и борьбы с преступностью несовершеннолетних приобретает в переломные моменты истории государства, когда процесс реформирования всех сфер жизни общества отражается, прежде всего, на самых незащищенных слоях населения страны, и в первую очередь на детях и подростках. В настоящее время в России преступные проявления среди несовершеннолетних являются, пожалуй, одним из доминирующих проявлений криминальной активности и одной из наиболее актуальных проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства.

Подавляющая часть несовершеннолетних осужденных нуждается в особой социальной поддержке. Около половины бывших воспитанников воспитательных колоний в первые три года после освобождения совершают повторные преступления. Более половины несовершеннолетних осужденных, поступающих в воспитательные колонии, до ареста не учились и не работали; каждый десятый - сирота или остался без попечения родителей. Эти дети нуждаются в особой помощи и заботе, они, как правило, из неблагополучных семей, уровень развития многих из них ниже среднего.

Освободившихся из заключения подростков общество рассматривает как потенциально опасных, однако часто государственные структуры занимают по отношению к ним пассивную позицию.

В начале XIX в. для того чтобы помочь несовершеннолетнему преступнику вернуться в общество, стали развивать патронатную деятельность. Перед патронатом ставилась цель не только первоначального характера (простая материальная поддержка), но и борьбы с преступностью в целом, и детской и молодежной, в частности, путем удержания от совершения новых противоправных деяний тех, кто уже отбыл наказание. Знание истории становления и развития института тюремного патроната необходимо для правильного понимания и всесторонней оценки его роли в системе пенитенциарных учреждений.

Под тюремным патронатом следует понимать покровительство бывшим осужденным, освободившимся из мест заключения, путем нравственной и материальной поддержки, цель которого - не допускать их возвращения на преступный путь.

Основной формой деятельности по исправлению несовершеннолетних правонарушителей стало создание различных обществ, занимавшихся попечением осужденных. Например, с целью улучшения условий содержания заключенных было создано Общество попечительное о тюрьмах. Государство фактически переложило на него материальную заботу о состоянии тюрем, организацию тюремного быта и нравственного исправления арестантов, оставив себе функцию управления. Важным финансовым источником данного общества были средства благотворительности. Отчисления из казны предназначались только для самого необходимого11.

Несовершеннолетние преступники в Российской империи в отличие от европейских стран подвергались фактически тем же видам наказаний, что и взрослые, а зачастую и содержались вместе. Исправительные заведения для несовершеннолетних в России стали появляться после принятия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1866 г., содержащего нормы об исправительных приютах, и в большинстве своем были частными, их организовывали благотворительные общества. Но все же одной из основных проблем была малочисленность исправительных приютов и отсутствие мест в них. На практике подросток, совершивший преступление, чаще оказывался в тюрьме.

21 мая 1864 г. в Москве было основано первое исправительно-учебное заведение для малолетних преступников, так называемый Рукавишниковский приют по имени русского общественного деятеля и благотворителя, основателя и директора Московского исправи-

тельного приюта Николая Васильевича Рукавишникова (1845-1875). В приюте находилось около 30 воспитанников. Рукавишников четко организовал главные составляющие исправительного процесса - труд, учебу и отдых детей. Преимущественно на свои личные средства он наладил работу сапожной, переплетной, портняжной, столярной и брошюровочной мастерских. Главным условием покровительства была обязанность воспитанника сохранять связь с заведением в течение трех месяцев по выходе из приюта: приходить в приют, писать

0 себе. Без разрешения администрации не разрешалось бросать работу, на которую его устроили. Каждый, выходящий из приюта мальчик, получал пособие на одежду, также имел капитал, часть из которого поступала в виде залога работодателю-мастеру. Воспитанник в кризисной ситуации мог взять средства из своего капитала под поручительство двух вышедших воспитанников. Если мальчик соблюдал все обязательства, залог не тратился, то

12

через 3 года капитал полностью поступал в его распоряжение .

Однако при всех положительных начинаниях работа по организации патроната не была достаточной, не все начинания претворялись в жизнь. Оказался безуспешным опыт организации свободных артельных мастерских для выходящих из приюта, не находилось нуж-

13

ного количества попечителей . Но очевидно одно: патронат стал важной и неотъемлемой частью исправительной системы несовершеннолетних. К сожалению, без помощи государства, усилиями только общественных организаций невозможно решить задачу организации патроната бывших осужденных. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы преступность не росла и тем самым не увеличивалась опасность обеспеченности прав и свобод человека. Интересы государства и общества здесь совпадают.

1 Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. - Харьков, 1990. - С. 47.

2 Словарь по социальной работе - М., 1997. - С. 173.

3 Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. - Харьков, 1990. - С. 10.

4 Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных // Социс. 1999. - № 3. - С. 57-73.

5 Социальная педагогика / под ред. М. А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 283.

6 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

7 Прохоров Л. А., Прохорова М. Л., Чичерева М. А. Актуальные проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы в связи с помилованием // Общество и право. - 2009. - № 5. - С. 155-161.

8 См.: Конюс Э. М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917-1940 гг.) (по материалам организационных и научных съездов). - М., 1954.

9 См.: Беляева Л. И. Патронат в России. - М.: Академия МВД России, 1996.

10 Пусторослев П. Исторический очерк покровительства освобожденным из заключения // Юридический вестник: Издание Московского юридического общества. - М., 1890. - № 12. - С. 561-578 // http://www.lawlibrary.ru

11 См.: Тальберг Д. Попечительное о тюрьмах общество // Журнал гражданского и уголовного права. - 1878. - С. 1-57.

12 См.: Тюремный вестник. - 1898. - № 4.

13 Золотова М. Б. Переплетные мастерские в Петербурге и Москве при обществах социальной поддержки в XIX - начале XX вв. // http://do.gendocs.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.