Научная статья на тему 'Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения'

Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4754
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения»

УДК 316.614 С-53

Снимщикова Эмилия Викторовна

аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел. (928) 273-45-57

Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение творческой личности, гения, героя, лидера, избранника народа являют собой пример позитивных девиаций в поведении, т. е. культурно одобряемых отклонений.

Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Можно выделить характерные качества и способы поведения, которые способствуют формированию позитивных девиаций в поведении индивида.

Прежде всего, это качества личности. Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивида в определенных областях деятельности.

Определяющим для творческой личности является направление сознания и бессознательного, заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания и бессознательного. Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой мысленной действительности и нового Я.

Нейротизм, повышенная чувствительность - норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой, во-вторых, не дает оснований для выводов о родстве гениальности и безумия.

Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Творческая смелость - это черта творческого Я, и она может отсутствовать у реального Я творца в обыденной жизни.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей.

Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его

отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире.

Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер.

Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности.

Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

Сверхмотивация. Одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Очень интересна гипотеза некоторых русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например, с солнечной активностью.

Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Известно, например, что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения.

В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.

Творчество - это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей Оно является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области [11].

Творчество, творческий потенциал и креативность, - весьма сложные, неоднозначные понятия. Будучи чрезвычайно важными для судеб человека и общества, они подвергались углубленному теоретическому анализу на

протяжении многих столетий и в силу этого меняли свое содержание, обогащались и развивались [6, с. 168]. Творчество может рассматриваться двояко — как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т. е. момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности — от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оптимального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяют специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее дифференциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.

Креативность — интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

— когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);

— эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);

— мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости); коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность действительно рассматривается как эвристический способ жизнедеятельности, но на уровне социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид деятельности, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данном сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы [12, с. 165-210]. Таким образом, творчество и креативность можно рассматривать как позитивные девиации поведения.

Само творчество - не только как понятие, но и как объективный феномен

- весьма многозначно. Отнюдь не все его проявления могут быть оценены в качестве позитивных с точки зрения интересов и потребностей общества, системы его норм и ценностей.

Сегодня понятие творчества может быть достаточно полно и адекватно описано на основе идеи смыслового пространства, опорными точками которого являются родственные, генетически связанные с ним категории и понятия, принадлежащие различным областям философского и научного знания. Таковыми являются, прежде всего: свобода и необходимость, различие и тождество, дифференциация и интеграция, противоречие и гармония, хаос и порядок, информация и новизна, потребность и мотивация, ценность, благо и др.

Творческая личность - это личность всесторонне активная, самостоятельная, способная к саморазвитию и самореализации в определенных видах деятельности.

Творческую личность можно рассматривать с двух сторон.

С одной - креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека.

Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь, помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни. Она характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Такая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это

объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Творческими личностями не рождаются, но становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя - продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата.

Целью любого нормально функционирующего общества является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности, способной быть субъектом мировых и общественных преобразований.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, согласно которой у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами.

В современном российском обществе, находящемся в транзитивном периоде своего развития, нелегко приходится всем категориям населения. Переходное состояние - время глубочайших перемен, сопровождаемых кризисами и катастрофами, нередко окрашенных трагизмом и безысходностью. Оно связано не только с радикальной трансформацией социально-экономических и политических условий жизни, но и с неизбежностью изменения ценностно-нормативной системы общества, крушением прежних духовно-нравственных ценностей. Возникает новая социокультурная реальность и формируется соответствующий этой реальности новый тип личности. Такое время требует максимальной мобилизации творческих потенций каждого человека и общества в целом, в противном случае им не выжить.

В условиях переживаемого кризиса реальной, практической основой его преодоления является достаточно радикальное преобразование главного, ключевого «ресурса» нашего общества - человека, россиянина. Преобразование - в направлении развития и культивирования его творческих способностей и возможностей. Нынешний российский кризис настолько глубок, что выйти из него в состоянии только активный, деятельный, творчески одаренный человек и народ.

Но необходимость творчества для нашего общества, крайняя потребность в существенном повышении его креативного потенциала обусловлена не только внутренними российскими обстоятельствами. Она вызывается также глобальными, общемировыми условиями - резким ускорением темпов, а также противоречивостью, катастрофичностью социального развития. В процессе саморазвития личности акцент должен быть сделан прежде всего на воспитании творческого отношения к делу, умении решать принципиально новые задачи, справляться с тяжелейшими кризисными ситуациями. Одно из проявлений сложности и противоречивости современного

мира - это лавинообразное нарастание информации (так называемый «информационный взрыв») и невозможность управляться с ней прежними методами. В современном мире личности невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей. Поэтому вполне справедлива мысль о том, что позитивные девиации способствуют более эффективной адаптации в условиях стихийно изменяющихся реалий.

Следовательно, необходимо внимательно разобраться в указанной многозначности, особенно с учетом изменившихся российских реалий, с тем чтобы максимально содействовать именно позитивным проявлениям творческой активности и по возможности блокировать, минимизировать негативные. Кроме того, различные компоненты творческого потенциала личности неравнозначны по интенсивности своего влияния на всю ее творческую сферу. Разработка намеченной темы поможет учесть и это обстоятельство для повышения творческой активности, креативных возможностей общества.

Ссылки:

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

2. Акимов И., Клименко В. О природе таланта. М., 1994.

3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 311 с.

4. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы: Сборник научных трудов / АПН СССР; Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М.: АПН РСФСР, 1990. 180 с.

5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 356 с. (Мастера психологии).

6. Исследование проблем психологии творчества: Сборник статей / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. 336 с.

7. Ковалева А. И. Социализация: норма и отклонение. М.: Ин-т Молодежи, 1996.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

9. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.

10. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН АрмСССР, 1988. 262 с. (Формы, механизмы, стратегии).

11. Педагогический словарь. М.: Изд-во Дрофа, 2008. С. 286.

12. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303 с.

13. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1975. 253 с.

14. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная / АН СССР; Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990, 222 с.

15. Рубинштейин С. Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 1998. 705 с. (Мастера психологии).

16. Социальная психология личности / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. 344 с.

17. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд. корпорация «<Логос», 1996. 318 с.

18. Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учеб. Пособие / Науч. ред. А. А. Гоеков; Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1997. 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.