Научная статья на тему 'Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих достижений'

Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих достижений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
839
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / НАДСИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА / СУБЪЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ МИР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрина Алла Анатольевна

Статья посвящена анализу некоторых личностных характеристик субъекта творческой деятельности: творческой активности, мотивации творчества, эмоциональных состояний творца, субъективного творческого мира со своим пространством и временем, творческой уникальности, психологических барьеров в творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих достижений»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9 : 7.01 ББК 88.45 Ю 70

А. А. Юрина

Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих достижений

Аннотация:

Статья посвящена анализу некоторых личностных характеристик субъекта творческой деятельности: творческой активности, мотивации творчества, эмоциональных состояний творца, субъективного творческого мира со своим пространством и временем, творческой уникальности, психологических барьеров в творчестве.

:

Субъект творческой деятельности, креативность, надситуативная активность, мотивация творчества, субъективный творческий мир.

Проблема творчества с давних времен интересовала человечество. Механизм творчества пытались понять философы, историки, лингвисты. Интерес к творчеству проявляли представители других научных дисциплин. Не , -вестные ученые, как В.М. Бехтерев, А. Пуанкаре, . . , . . , . .

.

19-20 столетий. Вначале она изучала все феномены, связанные с созданием нового и оригинального, описывая . -биографий выдающихся людей. Были выделены фазы , -

,

работа. В дальнейшем использование текстов, анкет, интервью позволило изучать различные отдельные аспекты

,

. -

задачу повышения творческого потенциала специалистов, что стимулировало исследования в области психологии творчества Существенной и наиболее выраженной в настоящее время тенденцией исследования является постепенное объединение когнитивного и личностного аспектов психологии творчества и постепенное утверждение понимания творчества как формы развития. Определения творчества охватывают очень широкий диапазон: от идеи , , до концепции творческого акта как полного осуществления и выражения всех уникальных возможностей инди-. , находятся четыре основных аспекта творчества: творче, ,

.

Для нашего исследования особый интерес представляет соотношение личностных свойств творца и результативности его творческих достижений. Остановимся подробнее на личностных характеристиках субъекта творче,

.

1. -

пектом творческой уникальности человека. Природа

,

в творчестве являются предметом научных дискуссий и практических поисков в психологии творчества Можно выделить следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека - креативность,

,

Д.Б. Богоявленская,1983), надситуативная активность (В .А. Петровский,1996).

. . -

тивно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она ,

новаторам, независимо от рода деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной лич, -теллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к си-туативо не стимулированной продуктивной деятельности.

Для характеристики механизма творческой активности В.А. Петровский ввел принцип надситуативной ак. -маться над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативной активности применима к человеку как субъекту (то есть источнику собственной активности). Таким образом, творческая активность понимается В А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу дея,

выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и по.

2.

с определенной мотивационной структурой личности,

системой ее ценностных ориентаций и общим миропониманием. Психологами давно доказано, что в основе любой, в том числе и творческой деятельности, лежат мотивы, те конкретные побудительные силы, которые стиму-, -

.

,

. ,

значимостью результатов творческой деятельности и самим процессом творчества оказываются мотивы, поэтому следует согласиться с мнением В.Н. Дружинина, отме-, « -ной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (по) »

излишне упрощенно. дал. Дружинин, 1999).

3. -

ристики личности выступает ее эмоциональное состояние

- ,

каждый момент жизни. Подразделяясь на позитивные и

,

влияют на результативность деятельности, включая твор-, , активности. А. Маслоу, выделяя в качестве центральной составляющей творческой деятельности эмоцию интере-, -ции. Говоря о двух стадиях творчества - первичной и , , ( -

) -- , вдохновение. На вторичной стадии (стадии материализации идеи) сила познавательного интереса снижается; от человека в большей степени требуются самодисциплина и упорный труд, связанные уже с другими переживания. ( . ).

К. Изард, отмечавшая, что «если первичная креативность

- -возбуждением, то вторичная креативность, предполагающая разработку и развитие первоначального творения, должна характеризоваться умеренным уровнем интере-». , , продукта творчества до желаемого совершенства, неизбежно сопутствуют периоды подавленности и страха и в такие периоды «мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий, встающих на пути творческой личности» (К. Изард, 2000). -, , -

, -тельности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, , , . С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый , . Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это ,

, : -

лаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей. Нейротизм, повышенная чувствительность - норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Нейротизм, двойственность творческой личности предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное Я и творческое (воображенное) Я. Активность творческого Я, <«аставдяющая» пребывать творца в мире воображенной, условной реальности - словесной, изображенной, символически-поштийной, сценически воплощенной и т.п. - объясняет наличие у творческой личности черт и особенностей, отличающих ее от обыч-. -« », « ».

.

жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменноагрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается само, -

ственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. К. Юнг ,

поведении противоположные черты своей натуры. Не бо, -

. ( . , 1991).

4. Творчество человека - это не только создание

,

творческого мира со своим пространством и временем.

- -

, , принадлежащий ему мир, состоящий из событий собст-

,

жизненный хронотоп человека (Ковалев, 1991), и на обретенные в процессе жизни «присвоенные» человеком ми,

. -

ров может иметь разную степень интериоризации: от простого отражения событий в когнитивной сфере человека до переживания (сопереживания) этих событий, которое является присвоением в полном смысле слова При этом ценностное отношение к ним приближается к ценности событий собственной жизни человека. В обыденной сфере человек имеемт дело с пересечением и переплетением жизненных путей разных людей, при котором « »

мир со своими пространственно-временными мирами, достраивая и дополняя его. В результате такого процесса, . . « », -гический мир личности оказывается обогащенным тем

, , и чем более развито взаимное эмпатийное отношение к ним (А.В. Петровский, 1982). Эти миры, в которые может проецировать себя человек, представляют собой пространственно-временные сгустки, где прошлое, настоящее и будущее могут соединяться, меняться местами, проигрываться во множестве вариантов и т.д. Такое видение мира по своей сути является индивидуальной временной трансспективой (В.И. Ковалев, 1988), то есть субъективный обзор жизни, имеющий ценностно. -ражаемой временной трансспективой, ибо она представляет собой обзор не собственной, а воображаемой жизни. Умение создавать в себе такие персонализированные трансспективы присуще творческой личности. Научив, -альной временной трансспективой, то есть достигает высшего уровня личностной регуляции временем, что способствует его самореализации как индивидуальности. Посредством творчества «чего-то» человек научается творчеству самого себя, самоактуализации, саморазвитию, становится субъектом жизни и судьбы (Горностай, 1990). , -

тет возможность дополнительной самореализации, проживая не одну, а как бы несколько жизней. Подобное возможно благодаря ролевой децентрации, то есть своеобразному перевоплощению в объект своего творчества Творец идентифицирует себя с тем образом, который формирует его творческое воображение. Это сопровождается ролевым переживанием, то есть особым видом пе-, -, -, , -.

5. Творчество - уникальный и загадочный процесс, в котором рождается новое, которое после создания живет своей особой жизнью, независимой от творца. В творчестве важны дерзновение, превозможение себя, стремление к новому. Творческая уникальность, по мнению ЕЛ. Варламовой и С.Ю. Степанова, - это особый феномен в жизненном пути человека, это такие качества его , -цессе и результате его собственных усилий. Поэтому творческая уникальность - это основа истинной неповто-.

задачи под названием <жизнь» созидается творческая . , -

,

прошлого и настоящего цивилизации и продолжает себя в ее настоящем и будущем. Это обременяет каждого человека особой ответственностью, независимо от степени осознанности этого факта. В этом контексте жизненный путь человека становится его творческой площадкой. Главное в человеке не творческий потенциал, а творче,

увеличивать. Абсолютно не важно, в какой именно точке своего жизненного пути человек находится в данный мо-

- , , смысла или бессмыслицы. Главное - где он видит себя

,

он решил двигаться, каковы его цели, мечты, замыслы. ( . . , . . , 2002).

6. . . , -, . -являются в тенденции использовать известные штампы, основанные на самоограничении и преклонении перед авторитетами. Выделяя исторически обусловленные, гно-,

, -

ских барьеров: 1) барьер оценки объекта изобретения, как

; 2)

неверия в собственные силы (гипе^ложности, боязни авторитетов, «принципа невозможное™)); 3) «функционально-мыслительные» барьеры (стереотипности мыш-, ); 4) -

. , -хологических барьеров в структуру психологического . , -ский барьер в творчестве - это психологическое препятствие обнаружению решения творческой задачи, то есть вся та совокупность привычных представлений, образов, способов действий, которая мешает увидеть иной, нестереотипный вариант рассмотрения задачи. (Р.М. Гранов-, 2002).

Существует точка зрения, что творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способ, , выступает как ядро творческой личности, но последняя -продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ на выявление творческих личностей, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной , ,

.

духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во . -только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная. Творчество существует, пока существует человек. Творчество делает человека более человечным, открывая новые смыслы его бытия. По словам Виктора Гюго, ж радости жизни - в творчестве.

- ». , -личайшие творения человеческого духа через века несут в себе отпечатки личности их авторов, которые творчеством смогли не только победить свою смерть, но и сделать , , -гочисленных последующих поколений.

Примечания:

1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1983. - 176 с.

2. Варламова ЕЛ. Психология творческой уникальности человека / ЕЛ. Варламова, СЮ. Степанов. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 с.

3. Горностай ПЛ. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема / ПЛ. Горностай // Проблема саморазвития личности: методология и практика. - Депон. в ИНИОН АН СССР 27.07.90. № 42525. - С. 126-138.

4. Грановская Р.М. Конфликт творчества в зеркале психологии / Р.М. Грановская. - М.: Генезис, 2002. - 567 с.

5. .. . . . -

вой А.М. / КЗ. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 460 с.

6. . . / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. - 356 с.

7. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) / В Л. Ковалев // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. -. 216-230.

8. Ковалев В. И. Об индивидуальном жизненном хронотопе

/ . . // : Тез. всесоюзн. научной конференции. - Черновцы, 1991. -

Ч. 1. - С. 20-23.

9. Маслоу А. Мотивация личности. Пер. с англ. Ташлыбае-вой А.М. / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 1999. - 478 с.

10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Наука, 1982. - 255 с.

11. Петровский В А. Личность в психологии: парадигма субь-ектности / В А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. -512 .

12. . -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- / . // -вол. - М.: Ренессанс, 1991. - С. 267-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.