ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9 : 7.01 ББК 88.45 Ю 70
А. А. Юрина
Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих достижений
Аннотация:
Статья посвящена анализу некоторых личностных характеристик субъекта творческой деятельности: творческой активности, мотивации творчества, эмоциональных состояний творца, субъективного творческого мира со своим пространством и временем, творческой уникальности, психологических барьеров в творчестве.
:
Субъект творческой деятельности, креативность, надситуативная активность, мотивация творчества, субъективный творческий мир.
Проблема творчества с давних времен интересовала человечество. Механизм творчества пытались понять философы, историки, лингвисты. Интерес к творчеству проявляли представители других научных дисциплин. Не , -вестные ученые, как В.М. Бехтерев, А. Пуанкаре, . . , . . , . .
.
19-20 столетий. Вначале она изучала все феномены, связанные с созданием нового и оригинального, описывая . -биографий выдающихся людей. Были выделены фазы , -
,
работа. В дальнейшем использование текстов, анкет, интервью позволило изучать различные отдельные аспекты
,
. -
задачу повышения творческого потенциала специалистов, что стимулировало исследования в области психологии творчества Существенной и наиболее выраженной в настоящее время тенденцией исследования является постепенное объединение когнитивного и личностного аспектов психологии творчества и постепенное утверждение понимания творчества как формы развития. Определения творчества охватывают очень широкий диапазон: от идеи , , до концепции творческого акта как полного осуществления и выражения всех уникальных возможностей инди-. , находятся четыре основных аспекта творчества: творче, ,
.
Для нашего исследования особый интерес представляет соотношение личностных свойств творца и результативности его творческих достижений. Остановимся подробнее на личностных характеристиках субъекта творче,
.
1. -
пектом творческой уникальности человека. Природа
,
в творчестве являются предметом научных дискуссий и практических поисков в психологии творчества Можно выделить следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека - креативность,
,
Д.Б. Богоявленская,1983), надситуативная активность (В .А. Петровский,1996).
. . -
тивно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она ,
новаторам, независимо от рода деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной лич, -теллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к си-туативо не стимулированной продуктивной деятельности.
Для характеристики механизма творческой активности В.А. Петровский ввел принцип надситуативной ак. -маться над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативной активности применима к человеку как субъекту (то есть источнику собственной активности). Таким образом, творческая активность понимается В А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу дея,
выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и по.
2.
с определенной мотивационной структурой личности,
системой ее ценностных ориентаций и общим миропониманием. Психологами давно доказано, что в основе любой, в том числе и творческой деятельности, лежат мотивы, те конкретные побудительные силы, которые стиму-, -
.
,
. ,
значимостью результатов творческой деятельности и самим процессом творчества оказываются мотивы, поэтому следует согласиться с мнением В.Н. Дружинина, отме-, « -ной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (по) »
излишне упрощенно. дал. Дружинин, 1999).
3. -
ристики личности выступает ее эмоциональное состояние
- ,
каждый момент жизни. Подразделяясь на позитивные и
,
влияют на результативность деятельности, включая твор-, , активности. А. Маслоу, выделяя в качестве центральной составляющей творческой деятельности эмоцию интере-, -ции. Говоря о двух стадиях творчества - первичной и , , ( -
) -- , вдохновение. На вторичной стадии (стадии материализации идеи) сила познавательного интереса снижается; от человека в большей степени требуются самодисциплина и упорный труд, связанные уже с другими переживания. ( . ).
К. Изард, отмечавшая, что «если первичная креативность
- -возбуждением, то вторичная креативность, предполагающая разработку и развитие первоначального творения, должна характеризоваться умеренным уровнем интере-». , , продукта творчества до желаемого совершенства, неизбежно сопутствуют периоды подавленности и страха и в такие периоды «мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий, встающих на пути творческой личности» (К. Изард, 2000). -, , -
, -тельности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, , , . С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый , . Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это ,
, : -
лаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей. Нейротизм, повышенная чувствительность - норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Нейротизм, двойственность творческой личности предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное Я и творческое (воображенное) Я. Активность творческого Я, <«аставдяющая» пребывать творца в мире воображенной, условной реальности - словесной, изображенной, символически-поштийной, сценически воплощенной и т.п. - объясняет наличие у творческой личности черт и особенностей, отличающих ее от обыч-. -« », « ».
.
жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменноагрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается само, -
ственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. К. Юнг ,
поведении противоположные черты своей натуры. Не бо, -
. ( . , 1991).
4. Творчество человека - это не только создание
,
творческого мира со своим пространством и временем.
- -
, , принадлежащий ему мир, состоящий из событий собст-
,
жизненный хронотоп человека (Ковалев, 1991), и на обретенные в процессе жизни «присвоенные» человеком ми,
. -
ров может иметь разную степень интериоризации: от простого отражения событий в когнитивной сфере человека до переживания (сопереживания) этих событий, которое является присвоением в полном смысле слова При этом ценностное отношение к ним приближается к ценности событий собственной жизни человека. В обыденной сфере человек имеемт дело с пересечением и переплетением жизненных путей разных людей, при котором « »
мир со своими пространственно-временными мирами, достраивая и дополняя его. В результате такого процесса, . . « », -гический мир личности оказывается обогащенным тем
, , и чем более развито взаимное эмпатийное отношение к ним (А.В. Петровский, 1982). Эти миры, в которые может проецировать себя человек, представляют собой пространственно-временные сгустки, где прошлое, настоящее и будущее могут соединяться, меняться местами, проигрываться во множестве вариантов и т.д. Такое видение мира по своей сути является индивидуальной временной трансспективой (В.И. Ковалев, 1988), то есть субъективный обзор жизни, имеющий ценностно. -ражаемой временной трансспективой, ибо она представляет собой обзор не собственной, а воображаемой жизни. Умение создавать в себе такие персонализированные трансспективы присуще творческой личности. Научив, -альной временной трансспективой, то есть достигает высшего уровня личностной регуляции временем, что способствует его самореализации как индивидуальности. Посредством творчества «чего-то» человек научается творчеству самого себя, самоактуализации, саморазвитию, становится субъектом жизни и судьбы (Горностай, 1990). , -
тет возможность дополнительной самореализации, проживая не одну, а как бы несколько жизней. Подобное возможно благодаря ролевой децентрации, то есть своеобразному перевоплощению в объект своего творчества Творец идентифицирует себя с тем образом, который формирует его творческое воображение. Это сопровождается ролевым переживанием, то есть особым видом пе-, -, -, , -.
5. Творчество - уникальный и загадочный процесс, в котором рождается новое, которое после создания живет своей особой жизнью, независимой от творца. В творчестве важны дерзновение, превозможение себя, стремление к новому. Творческая уникальность, по мнению ЕЛ. Варламовой и С.Ю. Степанова, - это особый феномен в жизненном пути человека, это такие качества его , -цессе и результате его собственных усилий. Поэтому творческая уникальность - это основа истинной неповто-.
задачи под названием <жизнь» созидается творческая . , -
,
прошлого и настоящего цивилизации и продолжает себя в ее настоящем и будущем. Это обременяет каждого человека особой ответственностью, независимо от степени осознанности этого факта. В этом контексте жизненный путь человека становится его творческой площадкой. Главное в человеке не творческий потенциал, а творче,
увеличивать. Абсолютно не важно, в какой именно точке своего жизненного пути человек находится в данный мо-
- , , смысла или бессмыслицы. Главное - где он видит себя
,
он решил двигаться, каковы его цели, мечты, замыслы. ( . . , . . , 2002).
6. . . , -, . -являются в тенденции использовать известные штампы, основанные на самоограничении и преклонении перед авторитетами. Выделяя исторически обусловленные, гно-,
, -
ских барьеров: 1) барьер оценки объекта изобретения, как
; 2)
неверия в собственные силы (гипе^ложности, боязни авторитетов, «принципа невозможное™)); 3) «функционально-мыслительные» барьеры (стереотипности мыш-, ); 4) -
. , -хологических барьеров в структуру психологического . , -ский барьер в творчестве - это психологическое препятствие обнаружению решения творческой задачи, то есть вся та совокупность привычных представлений, образов, способов действий, которая мешает увидеть иной, нестереотипный вариант рассмотрения задачи. (Р.М. Гранов-, 2002).
Существует точка зрения, что творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способ, , выступает как ядро творческой личности, но последняя -продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ на выявление творческих личностей, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной , ,
.
духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во . -только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная. Творчество существует, пока существует человек. Творчество делает человека более человечным, открывая новые смыслы его бытия. По словам Виктора Гюго, ж радости жизни - в творчестве.
- ». , -личайшие творения человеческого духа через века несут в себе отпечатки личности их авторов, которые творчеством смогли не только победить свою смерть, но и сделать , , -гочисленных последующих поколений.
Примечания:
1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1983. - 176 с.
2. Варламова ЕЛ. Психология творческой уникальности человека / ЕЛ. Варламова, СЮ. Степанов. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 с.
3. Горностай ПЛ. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема / ПЛ. Горностай // Проблема саморазвития личности: методология и практика. - Депон. в ИНИОН АН СССР 27.07.90. № 42525. - С. 126-138.
4. Грановская Р.М. Конфликт творчества в зеркале психологии / Р.М. Грановская. - М.: Генезис, 2002. - 567 с.
5. .. . . . -
вой А.М. / КЗ. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 460 с.
6. . . / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. - 356 с.
7. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) / В Л. Ковалев // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. -. 216-230.
8. Ковалев В. И. Об индивидуальном жизненном хронотопе
/ . . // : Тез. всесоюзн. научной конференции. - Черновцы, 1991. -
Ч. 1. - С. 20-23.
9. Маслоу А. Мотивация личности. Пер. с англ. Ташлыбае-вой А.М. / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 1999. - 478 с.
10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Наука, 1982. - 255 с.
11. Петровский В А. Личность в психологии: парадигма субь-ектности / В А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. -512 .
12. . -
- / . // -вол. - М.: Ренессанс, 1991. - С. 267-285.