УДК 37.015.4
Н. Н. Савина
ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ И ФАКТОРЫ РИСКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье дается определение понятий « факторы риска», « факторы защиты» применительно к делинквентному поведению как разновидности девиантного поведения подростков, приводится классификация выявленных факторов риска и защиты; на основе анализа зарубежных исследований показана эффективность западных программ по элиминированию факторов риска формирования делинквентного поведения в школе. Приводятся результаты авторского исследования по выявлению фактора защиты - креативности.
Ключевые слова: фактор, макрофакторы, фактор риска, фактор защиты, делинквентное поведение, девиантное поведение, креативность, нейротизм, психотизм.
Впервые понятие о факторах риска и факторах защиты применительно к поведению было дано М. Раттером [1]. Факторы риска ассоциируются с повышенной вероятностью развития девиантных форм поведения (в том числе связанных с отклонениями в психическом здоровье). «Защитные факторы - это условия и сопротивляемость людей к факторам риска: их определяют как факторы, которые улучшают или изменяют реакцию человека на некоторые средо-вые факторы риска, предрасполагают к развитию способности адаптироваться» [1, р. 147]. Получены убедительные данные о факторах риска и защиты и их связи с развитием различных форм отклоняющегося поведения.
По своему характеру и те и другие могут быть индивидуальными, семейными, социальными, средо-выми. Наличие множественных факторов риска в отсутствие защитных факторов дает кумулятивный эффект, что предрасполагает индивида к повышенной уязвимости и развитию различных форм девиантного поведения. Основные социально-экономические и средовые детерминанты девиантности и психического здоровья связаны с такими факторами, как бедность, война, неравенство. Например, бедные люди часто живут без удовлетворения базовой потребности в деятельности, возможности выбора и права на безопасность, которые не требуют доказательств. У них часто нет собственного жилья, образования и возможности дать образование детям, нет средств для сохранения здоровья. Группы населения, живущие в плохих социально-экономических условиях подвержены риску ухудшения психического здоровья, депрессии, к поведенческим девиациям, таким как неправомерное поведение. Другие макрофакторы, например урбанизация, война и перемещение населения, экономическая нестабильность, вынужденные миграции, способствуют развитию нервных расстройств, порождают асоциальное поведение [2].
Индивидуальные и семейные факторы риска и защиты могут быть биологическими, эмоциональными, психологическими, поведенческими, межличностными или связанными с семейным контекстом. Они могут оказывать сильное влияние на психическое здо-
ровье и поведение человека, особенно в сенситивные периоды жизни, например в подростковый период. В таблице перечислены основные факторы, которые, как было установлено М. Раттером, коррелировали с высоким уровнем поведенческих и психических расстройств [1].
Исследование делинквентности лабораторией доктора Джессора (ІЄ880Г еі аі., 1995) (цит. по книге
Факторы риска и защиты [1]
Факторы риска Защитные факторы
Психологические: Психологические:
Академическая Чувство безопасности
неуспеваемость Самоконтроль
Деморализация в учебе Отношения
Эмоциональная привязанности
незрелость Способность не
Нарушенный контроль пасовать перед
Дефицит внимания неприятностями
Г иперактивность Навыки решения
Нарушения проблем
коммуникации Просоциальное
Одиночество поведение
Вредные привычки Эмоциональное
Социальная развитие
некомпетентность Самоуважение
Социальные: Физические
Жестокое обращение с упражнения
ребенком Социальные:
«Заброшенность» Хорошее воспитание
ребенка Хорошие отношения
Подвергание агрессии, между родителями
насилию Социальная поддержка
Психологическая травма со стороны семьи
Семейный конфликт Школа,
Дезорганизация семьи способствующая
Злоупотребление развитию личности
алкоголем (психоактив- Безопасное и
ными веществами) поддерживающее
родителем сообщество
Личная утрата (референтная группа)
Психотравмирующие
события
Р Блэкборна [3]) за 3 года, охватывало 2 000 респондентов. Результаты показали, что к факторам риска относились следующие: низкая самооценка, чувство отчаяния, наличие друзей с рискованным поведением. Защитными факторами явились: положительное отношение к школе, нетерпимость к девиантности, наличие положительных отношений со взрослыми, наличие друзей, являющихся примерами конвенционального поведения. С точки зрения Джессора и его коллег, наиболее важным из полученных результатов является то, что защитные факторы играли значимую роль, предотвращая развитие проблемного поведения в будущем. Например, влияние низкой самооценки и чувства отчаяния было значительно меньше, чем влияние защитных факторов.
Условия, коррелирующие с делинквентностью, рассматриваются как переменные риска постольку, поскольку пребывание в них увеличивает вероятность делинквентного и криминального поведения. Так как множество людей, прошедших через бедность, разлад в семье и высокоделинквентные школы, не стали делинквентами, то встает вопрос о том, что отличает тех, кого можно назвать устойчивыми вопреки неблагоприятным условиям, от тех, кто уязвим, но поддался им. Противодействие риску может исходить от личностных черт, которые взаимодействуют с факторами риска и снижают вероятность делинквентного поступка. Например, интеллектуальные способности, сильная мотивация достижений, положительная самооценка и факторы темперамента могут выполнять защитную функцию [2].
Другие защитные факторы выделяют Левит с со-авт. [4] - это социальная поддержка; Гудман - сильные стороны самого ребенка [5]. Именно это направление представляется нам наиболее перспективным, потому что в самом ребенке заложен огромный природный позитивный потенциал, который может быть конструктивно использован в преодолении делинквентности. Главная задача педагогов - определить и развить эти сильные качества, свойства, способности ребенка, которые могут являться факторами защиты.
Нами было проведено исследование по выявлению факторов защиты и факторов риска делинквентного поведения, аналогов в отечественной научной литературе нам найти не удалось, поэтому для сравнения данных мы использовали данные подобных исследований зарубежных ученых. В качестве инструментария использовался краткий тест П. Торренса для определения креативности подростков (адаптирован в России в 1991 г.), опросник Айзенка для оценки экстраверсии / интроверсии, нейротизма, психо-тизма; опросник Гудмана «Сильные стороны и трудности» (ССТ) для родителей, учителей и подростков по выявлению эмоциональных проблем, отклонений в поведении, проблем со сверстниками и просоци-ального поведения. Критерии креативности (творчес-кости) по Торренсу: беглость, гибкость, оригиналь-
ность, разработанность. Исследование проводилось на выборке из 760 человек, из них экспериментальная группа - 217 юношей воспитательной колонии в возрасте от 14 до 18 лет. Было выявлено, что оригинальность и гибкость связаны положительно с нейро-тизмом (эмоциональной нестабильностью) и отрицательно - с диссимуляцией в экспериментальной группе. Поскольку критерий «гибкость» оценивает разнообразие идей и стратегий, низкие показатели гибкости свидетельствуют о ригидности мышления. Оригинальность характеризует нестандартность идей, способность избегать очевидных и неинтересных решений. Оригинальность предполагает неконформность личности, ее импульсивность. Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что нейротизм (эмоциональная нестабильность) положительно связан с разнообразием нестандартных идей, неконформнос-тью, импульсивностью делинквентного подростка. Черты неконформность и импульсивность являются факторами низшего порядка, входящими в суперфактор «нейротизм» по Г. Айзенку. Значит, мы приходим к выводу, что креативность (творческость) и ней-ротизм имеют общие факторы низшего порядка. Анализ взаимосвязи общего числа проблем и психо-тизма (психическая неуравновешенность) показал следующие результаты. Для общего числа проблем (данные учителей) в разных возрастных группах были значимы выраженность психотизма Б(1, 162) = 7.701, р= 0.006 и оригинальности Б(1, 162) = 4.191, р = 0.042. Взаимосвязь проблем поведения и оригинальности можно объяснить таким явлением, как «бессознательная защитная реакция» [6], которая может свидетельствовать вкупе с гибкостью о креативной гиперкомпенсации. В нашем исследовании было выявлено, что выраженность экстраверсии и гибкости у юношей достоверно больше в группе контроля, а выраженность нейротизма, психотизма и оригинальности - в экспериментальной группе среди осужденных. Оригинальность и гибкость положительно связаны с ней-ротизмом (эмоциональной нестабильностью) у подростков делинквентного поведения. Дивергентные способности (беглость и оригинальность - креативность в узком значении этого термина) были достоверно более выражены у делинквентных и криминальных подростков, чем у обычных учащихся. Суммируя вышесказанное, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что при неблагоприятных условиях социальной среды нейротизм (эмоциональная нестабильность), психотизм (психическая неуравновешенность) являются факторами риска криминального поведения и прогностическими факторами делинквентного поведения подростка. Нами выявлено, что нейротизм, как личностный фактор, имеет тесную корреляционную связь с совершением преступлений на сексуальной почве, нанесением тяжких телесных повреждений, преступлений с особой жестокостью.
Определено, что псжотизм оказался значимым фактором в совершении убийств.
2. Обнаружено наличие положительной корреляционной связи между псжотизмом, проблемами поведения и гиперактивностью. Гиперактивность явилась значимым фактором для совершения сексуальные и насильственные преступлений, причем вклад гиперактивности в совершение сексуальный преступлений более значим, чем вклад псжотизма и нейротизма. Но проявление этж личностные факторов детерминировано социальным окружением и может быть элиминировано социально-педагогическим воздействием.
3. Креативность (творческость) имеет тесную связь с псжотизмом. Развивая креативность и изменяя вектор ее приложения в гармоничной среде, мы меняем направленность личности в социально-приемлемое русло. «Процесс повышения креативности имеет системный xaрaктер. Изменяя креативные свойства индивидуума, мы воздействуем на широкую область эмоционально-личностные свойств. Для объяснения общей тенденции изменения креативности и сопряженные с ней мотивационно-личностные изменений целесообразно привлечь теорию систем. Согласно ей, жизнедеятельность индивидуума представляет собой внутренне согласованную систему, между элементами которой установлены сложные и неоднозначные связи; внутри нее существует определенный баланс. В случае, если некоторый элемент изменяется, то баланс нарушается. Обретение системой новой устойчивости через изменение значительного количества связей между элементами, приводит к переконструированию самж элементов» [7].
4. Нейротизм, псжотизм и креативность в качестве единого комплекса могут являться прогностическими факторами делинквентности при условии неблагоприятного влияния окружающей среды. Но если рассматривать высокие оценки дивергентный способностей (креативности), по предположению М. Холодной (2002), как бессознательную защитную реакцию на те или иные девиации, то тогда креативность (в узком значении), по нашему мнению, выступает как фактор защиты делинквентной личности. Значит, можно предположить, что если организовать (сформировать) социально-положительное окружение, креативную среду, направить креативные способности на решение социально одобряемый творческиx задач, то уменьшится влияние псжотизма и нейротизма из-за снижения (отсутствия) уровня эмоциональные проблем, проблем общения и поведения, и, таким образом, в целом делинквентное поведение изменится в сторону социально приемлемого. Таким образом, мы пржодим к главному выводу: результаты нашего исследования достоверно доказали, что креативность является фактором защиты личности подростка от формирования делинквентного поведения при благоприятные yсловияx окружающей среды. Эмпирически установлено, что с развитием при-
родной креативности, рассматриваемой в качестве защитного фактора, происходит ослабление влияния нейротизма и психотизма как факторов риска формирования делинквентного поведения. Данное положение связано с реализацией механизма торможения отрицателыного в личности путем создания положи-телыных стимулов саморазвития подростка. Это знание может быты исполызовано в целях профилактики правонарушающего поведения подростков.
Меры по профилактике отклоняющегося поведения и нарушений в психическом здоровые детей в подростковый период представляют собой программы обучения родителей умению справлятыся со своими детыми в трудный для них возраст, например, программа «Невероятные годы», которая предусматривает усиление положителыного взаимодействия между ребенком и родителем, повышающее качество социалыного функционирования, а также смягчающее нарушения поведения дома и в школе. В программе исполызуются методы моделирования с исполызова-нием видеозаписей, которые включают родителей, школыных учителей и детей [8].
Школыные программы благодаря научению соответствующему эмоционалыному поведению улучшают психическое состояние и нивелируют отклонения в поведении. Некоторые программы проводятся во всей школе, тогда как другие нацелены толыко на одну ее часты (один класс) или на специалыную группу учащихся с установленным риском. В резулытате улучшиласы успеваемосты, повысилосы качество навыков решения проблем и уровены социализации, снизился уровены агрессивного и делинквентного поведения.
Программы, нацеленные на контекстуалыные переменные в доме и в школе, реконструируютш колы-ную обстановку; например, проект «Перемены в школе» [9], влияя на психологический климат в классе способствовал снижению уровня эмоционалыных расстройств. Игра в хорошее поведение [10] способствовала снижению уровня отклонений в поведении. Норвежская программа предотвращения буллинга [11] улучшала дисциплину и предотвращала развитие делинквентного поведения.
Предотвращение и преодоление делинквентного поведения подростков является приоритетным направлением деятелыности как в сфере образования, так и в сфере права, профилактической медицины, превентивной психологии и социалыные служб [12]. Снижение влияния факторов риска, связанные с макроэкономикой, - это задача государственная [13]. Но преодоление криминалыного и делинквентного поведения подростков на основе знания, учета и развития защитных факторов - силыных сторон личности ребенка - это задача, посилыная педагогическим коллективам школ, оснащенных современными педагогическими технологиями и методиками личностноориентированного обучения и воспитания.
Список литературы
1. Rutter M. Resilience in the face of adversity // Br. J. Psychiatry. 1985.
2. Гилинский Я. И. Девиантология. СПб., 2004. С. 14.
3. Blackburn R. The Psychology of criminal conduct. John Wiley & sons, Ltd. N.Y., 2002.
4. Levitt M. J., Guacci-Franco N. & Levitt J. Convoys of social support in childhood and early adolescence: structure and function //
Developmental Psychology. 1993. V. 29. P. 811-818.
5. Goodman R. A modified version of the Rutter Parent Questionnaire including extra items on children's strengths: a research note // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994. V. 35. P. 1483-1494.
6. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. С. 141-142.
7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. С. 227-228.
8. Webster-Stratton C., Reid M. J. The Incredible Years parents, teachers and children training series: a multifaceted treatment approach with
conduct problems. // Kazdin A. E. (ed). Evidence-based psychotherapies for children and adolescents. N.Y.: Guilford, 2003.
9. Felner R. D., Brand S., Adan A. et al. Restructuring the ecology of the school as an approach to prevention during school transitions:
extensions of the School Transitional Environment Project (STEP) // Prev. Hum Srv. 1993. 10:103-36.
10. Kellam S. G., Rebok G. W., lalongo N. et al. The course and malleability of aggressive behavior from early first grade into middle
developmental epidemiologically-based trial // J. Child Psychiatry. 1994. 35: 259-81.
11. Olweus D. Bully/victim problems among schoolchildren: basic facts and effects of a school-based intervention program // Rubin K. Development and treatment of childhood aggression. Hillsdale: Erlbaum, 1989. P. 411-48.
12. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. С. 472.
13. Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб., 2004. С. 176.
Савина Н. Н., кандидат педагогических наук, профессор, проректор по научной работе.
Новосибирский гуманитарный институт.
Ул. Советская, 23, г Новосибирск, Россия, 630099.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.03.2009
N. N. Savina
PROTECTION AND RISK FACTORS, AND JUVENILES’ DELINQUENT BEHAVIOR
The paper offers a definition of such notions as “risk factor”, “custody factor” as applied to delinquent behavior, a version of juvenils’ deviant behavior. It includes a classification of revealed risk and custody factors, demonstrates effectiveness of delinquent behavior formation risk factors elimination programs adopted by schools in the West, made on the basis of foreign sources, and comprises results of a research conducted by the author into finding out custody-creativity factor.
Key words: factor, macrofactors, riskfactor, custody factor, delinquent behavior, deviant behavior, creativity, neurotism, psychotism.
Savina N. N.
Novosibirsk Humanitary Institute.
Ul. Sovetskaya, 23, Novosibirsk, Russia, 630099.
E-mail: [email protected]