№ 3 [37] 2015
© Шаховской А. П., 2015 УДК 781.61
ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОЗИДАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается один из аспектов творчества, трактуемого как процесс созидания личности композитора, характеризуются связанные с этим проблемы.
Ключевые слова: композиторское творчество, творческий процесс, эмоциональное-рациональное
Композиторское творчество — сложный психологический процесс перевода реального (=образы реальной действительности) в музыкальное (=музыкальные образы). Вместе с тем, творчество трактуется не только как процесс создания новой художественной ценности (музыкального произведения), но и как процесс создания композитором самого себя в качестве субъекта творчества1. Данная взаимосвязь выступает как константное качество творческого труда, отмечаемое и учеными-аналитиками, и творцами-практиками. Именно это имел в виду французский поэт Поль Валери, утверждая, что не поэт создает стихотворение, а стихотворение — поэта.
Очевидно, что личность автора проявляется, прежде всего, в индивидуализации стиля, в уникальности авторских решений. Несомненно, что прежде всего личностный аспект обусловливает энергетику произведения, как одну из его субстанциональных сущностей, образующих определенный уровень воздействия на слушателя, заряжающий и заражающий его авторской эмоцией-мыслью. Этим обусловливаются многие проблемы, связанные как с воспитанием композитора [3, с. 4-7], так и с самоорганизацией последним творческой деятельности, идеальной формулой которой выступает девиз: творчество не столько способ мысли, сколько образ жизни.
Исходя из этого, представляется возможным трактовать творчество как эмоционально-образное восприятие композитором себя в картине мира (по К. Юнгу). Осмысливая все реалии окружающей действительности в их многообразных связях и отношениях, композитор отражает в тексте свое отношение к ним, что в свою очередь образует социокультурный контекст произведения как совокупность признаков эпохи.
Данное качество музыки как специфического отражения субъективированной композиторской эмоции-мысли психологи выделяют как доминирующее. В. Леви, говоря о непосред-
ственности обращения музыки к слушательскому сознанию, отмечает: «Сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания, она (музыка. — А. Ш) при всей своей отвлеченности всегда содержит <...> чувственную непосредственность» [1, с. 37], которая, по сути, репрезентирует личность творца.
С этой точки зрения большое значение обретает взаимосвязь общемузыкального и общеинтеллектуального в развитии личности по мере расширения композиторского опыта. Именно опыт открывает дверь в сокровенные тайны творчества, формирует специфичность, индивидуальность композиторского высказывания (а шире — стиля композитора). Исходя из этого французский композитор, грек по происхождению, Я. Ксенакис определил создание музыки как выражение человеческого интеллекта звучащими средствами. Данная трактовка прямо указывает на тесное единение эмоционального и рационального (=общеинтеллектуального), ибо на основе единства «рацио-эмоцио» возможно проявление творческого потенциала композитора, реализуемого в конкретном создаваемом произведении.
Последнее, неся в себе композиторскую мысль-эмоцию, представляет в целом результат отражения двух явлений: а) реалий действительности и б) конструктивных возможностей звукового материала. Указанные явления не являются некими автономными образованиями, они, несомненно, взаимосвязаны и взаимозависимы. Их единство образует в сознании композитора два условных уровня мышления.
На пересечении этих уровней, по сути, происходит перевод реального (образы реальной действительности) в музыкальное (музыкальные образы). Указанный перевод, очевидно, связан с формированием композитором субъективированного (личного) видения и слышания мира. В схематизированном виде данный перевод можно отразить следующим образом:
Актуальные проблемы высшего музыкального образования
Из вышеизложенного следует, что композиторское мышление есть явление интегративного характера, соединяющее в себе два уровня единого творческого процесса:
а) образный уровень, связанный с познанием жизненных реалий как музыкальных прообразов;
б) конструктивный уровень, связанный с освоением выразительных возможностей музыкально-конструктивных средств.
Становление композиторского мышления как творческого «инструмента» композитора — сложный процесс, предполагающий приложения значительных интеллектуальных усилий, наличие особого склада и качества (на уровне взаимодействия «рацио-эмоцио») мышления, формирование которого, в свою очередь, длительный по времени и трудоемкий по затратам процесс2.
Представляется необходимым отметить: на этой основе формируется, по сути, информационное пространство музыкального произведения как совокупность явлений, обусловивших его создание. Понимаемое в таком аспекте произведение несет в себе целостный мир художественного и жизненного опыта автора, который представляет собой причинный «механизм», обусловливающий процесс творчества ^авторского музыкально-звукового высказывания) и располагающийся, условно говоря, за пределами
звучания. Не развивая далее эту тему (ибо это требует отдельного рассмотрения), обозначим главное. В процессе творчества композитор выстраивает картину мира, осознает свое место в ней, для того чтобы познать собственную душу. Конечным же результатом является созидание личности.
Примечания
1 Данный факт был осознан еще античными мыслителями; в подтверждение приведем цитату из Аристофана: «Поэт творит подобное себе».
2 Немецкий философ И. Фихте, исследовавший творчество, прежде всего, как философскую проблему, пришел в свое время к выводу, что творчество имеет духовно-практическую природу. То есть оно соединяет в себе совершенствование практических навыков и развитие духовного мира человека. Исходя из этого, Фихте определяет творчество как «дело-действие» («Thathhandlung»).
Литература
1. Леви В. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. 1966. № 8.
2. Орлов Г. А. Древо музыки. Вашингтон - Санкт-Петербург: Н. А. Frager & Со: Советский композитор, 1992. 490 с.
3. Шаховской А. П. Формирование квантовых моделей композиторского мышления: учебное пособие. Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, 1999. 28 с.