Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОЗИДАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОЗИДАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ-РАЦИОНАЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаховской Альберт Павлович

В статье рассматривается один из аспектов творчества, трактуемого как процесс созидания личности композитора, характеризуются связанные с этим проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS A PROCESS OF BUILDING A PERSONALITY

The article touches upon one of the aspects of creativity regarded as the process of building the composer’s personality and characterizes the problems connected with it.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОЗИДАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

№ 3 [37] 2015

© Шаховской А. П., 2015 УДК 781.61

ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОЗИДАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается один из аспектов творчества, трактуемого как процесс созидания личности композитора, характеризуются связанные с этим проблемы.

Ключевые слова: композиторское творчество, творческий процесс, эмоциональное-рациональное

Композиторское творчество — сложный психологический процесс перевода реального (=образы реальной действительности) в музыкальное (=музыкальные образы). Вместе с тем, творчество трактуется не только как процесс создания новой художественной ценности (музыкального произведения), но и как процесс создания композитором самого себя в качестве субъекта творчества1. Данная взаимосвязь выступает как константное качество творческого труда, отмечаемое и учеными-аналитиками, и творцами-практиками. Именно это имел в виду французский поэт Поль Валери, утверждая, что не поэт создает стихотворение, а стихотворение — поэта.

Очевидно, что личность автора проявляется, прежде всего, в индивидуализации стиля, в уникальности авторских решений. Несомненно, что прежде всего личностный аспект обусловливает энергетику произведения, как одну из его субстанциональных сущностей, образующих определенный уровень воздействия на слушателя, заряжающий и заражающий его авторской эмоцией-мыслью. Этим обусловливаются многие проблемы, связанные как с воспитанием композитора [3, с. 4-7], так и с самоорганизацией последним творческой деятельности, идеальной формулой которой выступает девиз: творчество не столько способ мысли, сколько образ жизни.

Исходя из этого, представляется возможным трактовать творчество как эмоционально-образное восприятие композитором себя в картине мира (по К. Юнгу). Осмысливая все реалии окружающей действительности в их многообразных связях и отношениях, композитор отражает в тексте свое отношение к ним, что в свою очередь образует социокультурный контекст произведения как совокупность признаков эпохи.

Данное качество музыки как специфического отражения субъективированной композиторской эмоции-мысли психологи выделяют как доминирующее. В. Леви, говоря о непосред-

ственности обращения музыки к слушательскому сознанию, отмечает: «Сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания, она (музыка. — А. Ш) при всей своей отвлеченности всегда содержит <...> чувственную непосредственность» [1, с. 37], которая, по сути, репрезентирует личность творца.

С этой точки зрения большое значение обретает взаимосвязь общемузыкального и общеинтеллектуального в развитии личности по мере расширения композиторского опыта. Именно опыт открывает дверь в сокровенные тайны творчества, формирует специфичность, индивидуальность композиторского высказывания (а шире — стиля композитора). Исходя из этого французский композитор, грек по происхождению, Я. Ксенакис определил создание музыки как выражение человеческого интеллекта звучащими средствами. Данная трактовка прямо указывает на тесное единение эмоционального и рационального (=общеинтеллектуального), ибо на основе единства «рацио-эмоцио» возможно проявление творческого потенциала композитора, реализуемого в конкретном создаваемом произведении.

Последнее, неся в себе композиторскую мысль-эмоцию, представляет в целом результат отражения двух явлений: а) реалий действительности и б) конструктивных возможностей звукового материала. Указанные явления не являются некими автономными образованиями, они, несомненно, взаимосвязаны и взаимозависимы. Их единство образует в сознании композитора два условных уровня мышления.

На пересечении этих уровней, по сути, происходит перевод реального (образы реальной действительности) в музыкальное (музыкальные образы). Указанный перевод, очевидно, связан с формированием композитором субъективированного (личного) видения и слышания мира. В схематизированном виде данный перевод можно отразить следующим образом:

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

Из вышеизложенного следует, что композиторское мышление есть явление интегративного характера, соединяющее в себе два уровня единого творческого процесса:

а) образный уровень, связанный с познанием жизненных реалий как музыкальных прообразов;

б) конструктивный уровень, связанный с освоением выразительных возможностей музыкально-конструктивных средств.

Становление композиторского мышления как творческого «инструмента» композитора — сложный процесс, предполагающий приложения значительных интеллектуальных усилий, наличие особого склада и качества (на уровне взаимодействия «рацио-эмоцио») мышления, формирование которого, в свою очередь, длительный по времени и трудоемкий по затратам процесс2.

Представляется необходимым отметить: на этой основе формируется, по сути, информационное пространство музыкального произведения как совокупность явлений, обусловивших его создание. Понимаемое в таком аспекте произведение несет в себе целостный мир художественного и жизненного опыта автора, который представляет собой причинный «механизм», обусловливающий процесс творчества ^авторского музыкально-звукового высказывания) и располагающийся, условно говоря, за пределами

звучания. Не развивая далее эту тему (ибо это требует отдельного рассмотрения), обозначим главное. В процессе творчества композитор выстраивает картину мира, осознает свое место в ней, для того чтобы познать собственную душу. Конечным же результатом является созидание личности.

Примечания

1 Данный факт был осознан еще античными мыслителями; в подтверждение приведем цитату из Аристофана: «Поэт творит подобное себе».

2 Немецкий философ И. Фихте, исследовавший творчество, прежде всего, как философскую проблему, пришел в свое время к выводу, что творчество имеет духовно-практическую природу. То есть оно соединяет в себе совершенствование практических навыков и развитие духовного мира человека. Исходя из этого, Фихте определяет творчество как «дело-действие» («Thathhandlung»).

Литература

1. Леви В. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. 1966. № 8.

2. Орлов Г. А. Древо музыки. Вашингтон - Санкт-Петербург: Н. А. Frager & Со: Советский композитор, 1992. 490 с.

3. Шаховской А. П. Формирование квантовых моделей композиторского мышления: учебное пособие. Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, 1999. 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.