Научная статья на тему 'АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД / МЕГАКОСМ МИРА / МАКРОКОСМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УМА / КОМПОЗИТОРСКИЙ ОПЫТ / ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаховской Альберт Павлович

Ассоциации выступают как фактор взаимосвязи звукового и НЕ-звукового в музыкальном произведении, как действенный компонент творческого процесса и, соответственно, - интерпретации композитором сложившейся в его стиле (=опыте) звуковой символики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOCIATIVE FIELD OF A MUSICAL COMPOSITION

Associations serve as the factor of interconnection of the sound and NON-sound in a musical composition, as an efficient component of a creative process and, therefore, - the composer’s interpretation of the sound symbolism, formed in his style (=experience).

Текст научной работы на тему «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

© Шаховской А. П., 2014

АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ассоциации выступают как фактор взаимосвязи звукового и НЕ-зву-кового в музыкальном произведении, как действенный компонент творческого процесса и, соответственно, — интерпретации композитором сложившейся в его стиле (=опыте) звуковой символики.

Ключевые слова: ассоциативный ряд, мегакосм мира, макрокосм человеческого ума, композиторский опыт, личное бессознательное, коллективное бессознательное

Музыка не представляет замкнутый в себе мир, не является «вещью в себе», она связана незримыми нитями с реальной действительностью (=жизнью), в которой, по сути, «располагаются» импульсы, стимулы творчества.

В искусствоведческих трудах проблема влияния внешних факторов на процесс творчества получила пространное толкование. Но, по сути, она является бесконечной, ибо каждое новое знание открывает перед исследователями новые горизонты.

Автор данной работы сделал попытку подобного подхода к проблеме, которую можно обозначить как проблему «звукового» и «НЕ-зву-кового» в музыкальном произведения, что предполагает «совмещение» музыковедческого и психологического аспектов анализа.

Музыкальное произведение всегда выступает как итоговая музыкально-звуковая форма, завершающая творческий акт. В силу этого звучащее (=слышимое) произведение представляет собой как бы видимую часть айсберга, предполагающую наличие скрытого от глаз наблюдателя основания. В контексте же нашего исследования: звучащее (=слышимое) произведение предстает как pars pro toto (часть вместо целого), предполагающее наличие некоего НЕ-звучащего (=НЕ-слышимого) содержания, скрытого от воспринимающего слуха.

Исходя из выдвинутой немецким музыковедом М. Хурте идеи об «ассоциативном аккомпанементе» слуховых впечатлений, из разработок учёных по данной проблеме, автор провел анализ ассоциативного ряда.

Признавая научную корректность предложенного М. Хурте термина «ассоциативный аккомпанемент», представляется более целесообразным использовать понятие «ассоциативный ряд». Это обусловлено тем, что термин М. Хур-те предполагает, прежде всего, параллельность, одновременность звучания и сопровождающих его ассоциаций, чем определяется содержание предложенного им термина. Наше исследование

показало: произведение вызывает ассоциации не обязательно связанные с (условно говоря) моментом звучания.

По своей сути возникающие ассоциации образуют как бы ассоциативный контекст (=поле) исполнения произведения, проявляясь и ДО, и ПОСЛЕ звучания. Они выстраиваются в определенный ряд значений, имеющий двойственную структуру. Два слоя (=уровня) этого ряда взаимосвязаны в едином потоке ассоциаций по принципу дополнительности. Условно их можно обозначить как объективированный и субъективированный, ибо первый из них своими корнями (истоками) уходит в глубинные слои мировой культуры и связан с общими коллективными представлениями, а второй обусловлен, прежде всего, событиями жизни, опытом автора и несёт в себе очевидный личностный оттенок.

Несомненно, что за ассоциативным рядом стоит колоссальная историческая память и обширный, часто скрытый для слушателя смысл, отражающий глубинные пласты (=значения) культуры, богатство личного духовного опыта. Это обеспечивает, как отмечается в научной литературе, сопричастность человеческой культуре в целом, ощущение её полноты и стереоскопической объемности, образуя поле глубинных семантических значений и обусловливая, в свою очередь, познавательный аспект композиторского творчества [3].

Ассоциативный ряд связан, прежде всего, с коллективными представлениями, ибо музыка является интонационным способом существования духовных ценностей. В ней в специфической музыкальной форме находят продолжение (=осу-ществление) все основные компоненты духовной культуры: её предметное и ценностно-смысловое содержание, психологические и знаковые формы, способы социального функционирования.

Можно предположить: ассоциативный ряд, связывая произведение с глубинными пластами духовной культуры, является и фактором включенности произведения в её мегакосм. Ибо

если музыка это микрокосм, то она должна каким-то образом соответствовать макрокосму человеческого ума и мегакосму мира, как отметил Г. А. Орлов. Очевидно, что ассоциативный ряд (=внезвуковое содержание) выступает как показатель такого рода соответствия, поскольку в нём проявляется и «мегакосм мира» (объективированный слой) и «макрокосм человеческого ума» (субъективированный слой).

Именно в этом, на наш взгляд, заключается эффект воздействия музыки, поскольку опора на ассоциации (=ассоциативный ряд) является не одним из возможных средств художественного воздействия, а обязательным компонентом механизма этого воздействия.

Эффективность данного воздействия видится, прежде всего, в том, что в ассоциативном ряде «сливаются» воедино многовековой опыт традиции и жизненный опыт личности, обеспечивающие активную сопричастность культуре. Именно это имел в виду, скорее всего, американский ученый В. Цукеркандль, утверждая, что музыка обретает жизнь, когда один опыт соединяется с другим, музыкальный опыт — с опытом различной природы.

Как отмечается учеными, каждая культура формирует ассоциативный фонд, складывающийся в общественном сознании и присваиваемый индивидом вместе с другими составляющими (=компонентами) социально-исторического опыта в его самом широком значении. А, по сути, личный опыт (личное бессознательное) соединяется с тем коллективным бессознательным (по Юнгу), которое образует автономный психический фонд, хранящий передающийся по наследству опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования — архетипы (как общекультурные первообразы), по сути, лежат в основе символики творчества.

Можно предположить, что ассоциативный ряд актуализирует (извлекает) из бессознательного (а равно — из ассоциативного фонда) опыт традиции, который выступает в данном случае как «архетипический фон» (=контекст) мелоди-

кообразования. Очевидно, что содержание, составляющее данный «архетипический фон» (а равно - НЕ-звуковое содержание), не представляет собой «развернутую» смысловую линию. Скорее всего, оно хранится в «свернутом» состоянии, «развертываясь» в процессе творческого акта, тем самым обусловливая его.

Механизм этой обусловленности видится в следующем. Единство музыкального и немузыкального опыта формирует в сознании автора некий «образ-эталон» (термин Е. В. Назайкин-ского) произведения (=звукового высказывания). В процессе музыкально-звукового воплощения этот «образ-эталон» выступает как «включатель ассоциаций», в результате чего происходит переход (=смещение) от конкретики ассоциативного ряда (как предмета) к его символическому воплощению — произведению (как образу предмета).

В заключение отметим: ассоциативный ряд предстает как носитель НЕ-звукового содержания. Содержание же, в свою очередь, является фактором связи с коллективным опытом традиции. С этой точки зрения ассоциации выступают как один из факторов творения, а соответственно — интерпретации автором сложившейся в его стиле (=опыте) звуковой (=интонационной) символики. Актуализация опыта осуществляется в акте творчества, представляющего, по сути, форму музыкального «поведения», включенного в определенную творческую ситуацию. Таким образом, ассоциативный ряд выступает и как фактор связи произведения с художественной действительностью.

Литература

1. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.

2. Орлов Г. А. Древо музыки. Вашингтон-Санкт-Петербург: Н. А. Frager & Со, Советский композитор, 1992. 490 с.

3. Шаховской А. П. Познавательный аспект композиторского творчества. Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, 1999. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.