УДК 738 А. У. Греков
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Москва, Россия
ТВОРЧЕСТВО ГАЛИНЫ ВИЗЕЛЬ:
ЭХО ДАЛЕКИХ ВРЕМЕН
Статья посвящена творчеству художника декоративно-прикладного искусства, живописца, академика Российской академии художеств Галины Михайловны Визелъ. Одна из основных тем творчества Г.М. Визелъ - культура и верования коренных малочисленных народов тюменского Севера. Исследуются индивидуальный стиль и мотивы образности, связанные с сибирским фольклором и сказаниями финно-угорских народов.
Ключевые слова: Г.М. Визелъ; керамика; ханты и манси; миф.
Г. М. Визель. Югорская Мадонна. Декоративная скульптура. 1998. Шамот, фаянс, глазури, окиси. 97x44x19
Собственность автора
Галина Михайловна Визель1 - художник, чье самобытное творчество широко известно в России. Когда сталкиваешься с неординарным произведением искусства, аналоги которому трудно отыскать в художественном пространстве, оказываешься перед сложнейшей задачей поиска оснований творческих идей и оригинальных решений, делающих автора узнаваемым и неповторимым. Так произошло и с арт-объектами известного художника-керамиста из Ханты-Мансийска, народного художника Российской Федерации, академика РАХ, профессора Галины Михайловны Визель, которые, на наш взгляд, дают возможность достаточно полно представить образ их создателя, прочувствовать уникальную линию ее творчества.
В России есть славные художественные династии, в которых творческий огонь несут
несколько поколений. Одна из таких - династия, начавшаяся с Э.О. Визеля. Эмиль Оскарович был экспертом по русской и западной живописи и скульптуре, организатором международных художественных выставок, членом совета Эрмитажа и Русского музея, художником, чьи работы экспонировались на Парижских салонах 1894 г. и 1901 г. [4]. К одной из ветвей семьи сегодня принадлежит Г.М. Визель, принявшая фамилию мужа, художника Александра Георгиевича Визеля, внука О.Э. Визеля. Ее художественная натура формировалась в том числе и под влиянием семейной ауры.
Решительная и смелая по натуре, Галина Михайловна всегда ставила перед собой самые трудные художественные задачи. А ее авангардный почерк - это своего рода фирменный стиль, верность которому знамену-
ют все годы ее трудов. Определить этот стиль каким-либо одним термином довольно сложно. В нем сплавились, органично слились мастерское владение материалом и оригинальное содержание: древние сибирские мифы, сказания народов ханты и манси, образы старинного угорского литья (культовые атрибуты угров отличались экспериментальным моделированием), воспринятые современным художником из толщи веков и бережно донесенные до нас искренним и чутким автором.
Г.М. Визель родом из Тюмени, хорошо знает и любит родной край и потому так легко и свободно открывает зрителю этот незнакомый мультикультурный мир, где веками соседствуют разные народы, каждый из которых обладает своей неповторимой культурой, своей особой ментальностью.
Долго находясь вдали от своей родины - в Ташкенте, - Г.М. Визель получила там среднее и высшее художественное образование. Одним из ее педагогов в Ташкентском театрально-художественном институте им. А.Н. Островского на отделении керамики была Н.Х. Аучиева, входившая в когорту художников Ташкентского экспериментально-творческого комбината прикладного искусства, с которыми связано развитие выставочной керамики.
Практика создания художественного произведения для выставки, а не для использования в быту начала складываться в Узбекистане в период с конца 1960-х по начало 1990-х годов: «Наряду с традиционными отраслями декоративно-прикладного искусства среднеазиатских народов - ковроделием, кошмова-лянием, художественным ткачеством, керамикой, ювелирным искусством и т. д. - стали появляться нетрадиционные по характеру произведения мастеров в керамических, текстильных и ювелирных материалах. Обычно понятие "керамика" в Узбекистане отождествлялось с декоративной облицовкой архитектурных памятников или с бытовыми изделиями (блюдами, ляганами и т. д.), которые издревле были распространены в быту народов Средней Азии. Начиная с конца 1970-х
на выставках стали появляться изделия из керамики, не предполагавшие утилитарного применения» [5].
Думается, Галина Визель восприняла уже тогда экспериментальный подход к материалу и форме. Основными тенденциями, которые отмечались не только в Узбекистане, но и во всей стране, были взаимовлияние подходов в создании формы в керамике и скульптуре, а также возрастание роли большой керамической формы в интерьере и экстерьере.
В Ташкенте Г.М. Визель получила признание как художник, а потом вернулась в Сибирь. Переехав в Тюмень, а затем в Ханты-Мансийск, она постепенно открывала там для себя красоту Сибирского края, увидев его уже осознанным взглядом художника. Север подарил ей свои духовные заветы. В творчестве мастера шел поиск нового образного художественного языка, индивидуального стиля. Она работает с большой формой, ищет тему: очень хороши ее слегка подсвеченные глазурями композиции диптиха блюд «Жизненный цикл» с их четырьмя регистрами, в которые укладывается весь человеческий путь, - аналогия народного сюжета «лестница человеческой жизни», многообразно проявленная в фольклоре разных стран мира.
В блюдах и скульптурных композициях, выполненных Г.М. Визель, ощущается ритм, заданный творческой энергетикой, обусловленный внутренним видением художника. Уже сами названия ее зрелых произведений
Г. М. Визель.
Божественные
близнецы.
Декоративная
скульптура. 2020.
Шамот,
глазури, золочение. 63,6x30,8x12,5
Государственный художественный музей (Ханты-Мансийск)
Г. М. Визель. Изумрудная птица. Скульптура из серии «Боги и духи». 1992. Шамот, глазури, окиси. 63,5x31,5x15,5
Музеи геологии, нефти и газа (Ханты-Мансийск)
постепенно вводят нас в мир старинного сибирского фольклора: «Праздник медведя», «Медвежье капище», «Угорская мадонна», «Золотая баба», «Дорога шамана», «Боги и духи», «Мир-суснэ-хум», «Мать Калтащ», «Вороний праздник», -всё это так незнакомо для европейского слуха, так необычно, так таинственно, так непривычно, но вместе с тем так притягательно.
Целую книгу мифов и легенд древних угров можно прочитать на керамических блюдах Г.М. Визель, объединенных в три серии: «Дорога шамана», «Поклонение богам» и «Древние знаки», и увидеть, как буквально происходит возрождение сибирских мифов в произведениях современного мастера. Мастер очень внимательна к технике создания формы из цельного куска, к способам обжига, дающим особую фактурную поверхность керамических скульптур (этот опыт обобщен в учебном пособии «Материалы и технологические процессы в керамике», изданном в 2014 году [1]).
Глубоким и сияющим является цветовое решение диптиха «Образы вечности», демонстрирующее выразительные возможности шамота, внутренне напряженное и богатое колористически. Со зрителями как бы вступают в диалог древние легенды Югры, слитый с природой духовный, мифологический мир обь-угорских народов. В синтезе фаянса, солей, пигментов и эмали родилась торжественная югорская сюита, насыщенная высоким пафосом любви к родной земле и ее народу.
Но вершиной поисков автора стало произведение «Боги и духи» (1992). Сложная семи-фигурная композиция здесь объединена триединым стержнем «человек - зверь - птица», олицетворяющим нерушимую связь Верхнего, Среднего и Нижнего миров в мифотворчестве хантов. В магическом числе «семь» (столько выполнено предметов) светится сокровенное божественное начало северного человека в союзе с животным миром как частью природы. Суть открытия - лик, запечатленный в древе бытия, крылья и гордые головы птиц, прижавшиеся к дереву, звери.
Удивительно изысканны и вместе с тем глубоко народны скульптуры Г.М. Визель «Дух воды», «Дух леса» и другие композиции этой серии. Интересны декоративные блюда, ритуальные чаши, фигуры идолов и животных Севера [3]. В них переплелись реальность и верования народов. Многократно варьируя образы, экспериментируя с различными материалами: глиной, фаянсом, шамотом и цветом глазурей и окислов, художник создает некую «первобытную симфонию», пронизанную первозданной природной красотой.
Такова и фаянсовая, слегка тронутая окислами и глазурями «Мать Калтащ», сидящая на коне и фронтально развернутая к зрителям. Богиня материнства широко раскинула руки и как бы хочет обнять весь мир, защитив его этим охранительным жестом от катаклизмов. Олицетворением природы выступает трогательное, мирно пасущееся стадо оленей под гигантской фигурой коня богини.
Интересна по пластике скульптура «Небесный конь», выполненная автором из шамота и украшенная глазурями и золотом. Благодаря своей стройной изогнутой фигуре и позе, жеребец словно стремится в облака, отражая извечную мечту человека о прекрасном, о красоте. Ведь конь - это не только символ силы, быстроты и неутомимости, но и знак солнца и света. Хорошо известно, что и Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло свое яркое воплощение в архитектуре Русского Севера.
Центральной фигуре мансийского пантеона богов Мир-суснэ-хуму посвящен целый ряд произведений автора. Герой также изображен на коне, объезжающем Югорскую Вселенную. В творчестве Г.М. Визель изображения Мир-суснэ-хуму многообразны. Выполненные из глины, шамота и фаянса, они украшены зооморфными рельефными и живописными орнаментами, маленькими фигурками животных на лошадином крупе, посреди которого располагается столпообразная, идолоподобная фигура бога. Он спокоен и безмятежен, он - поборник справедливости, учитель и наставник народа.
Особой цветовой и пластической экспрессией отличаются шамотные мифологические птицы художницы. Покрытые разноцветными глазурями, с орнаментальными рельефными рисунками, они ярко и образно аккомпанируют легендам и мифам Югории как символы духа и души.
Многие годы Г.М. Визель отдает преподавательской работе. Способность не только находиться в постоянном творческом поиске, но и передавать свое мастерство ученикам отмечали многие коллеги автора, в том числе и преподаватель Ханты-Мансийского института дизайна и прикладных искусств скульптор В. Саргсян, в соавторстве с которым в 2008 году Г.М. Визель была выполнена почти трехметровая керамическая решетка для гостиницы «Югорская долина». Сложная по своей структуре многоярусная композиция как нельзя лучше вписалась в интерьер общественного здания и своеобразно проиллюстрировала мифологическую составляющую культуры целого региона. Замысел художественного оформления комплекса связан с мифом о земле Югорской, богатой пушниной и рыбой, на которой жили ханты и манси, почитая богов, и которую защитил угорский князь Самар.
Продолжая мифологическую тему, это творческое содружество принесло создание серии из семи декоративных бронзовых скульптур «Боги и духи». Каждая из них напоминает дерево, вырастающее из земли, словно всемирное древо, что соединяет про-
шлое, настоящее и будущее. Навершие скульптур - стилизованная крона святого дерева с фигурами божеств и духов с их окружением. На стволе - орнаменты, символы и таинственные коды, составляющие смысл и существо каждой из композиций.
Вот скульптура «Космическое деление мира». В ее содержании - ре-лигиозно-мифо-логические представления обских угров о Космосе,
который включает три сферы: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) миры. В верхнем мире обитают боги; в среднем - люди, растения, животные, лесные существа и земные божества; в нижнем - мертвые духи. И все эти миры составляют семислойное жизненное пространство и связаны между собой. Все фигуры выстроились в определенном порядке по центральной оси аллеи одной из центральных улиц Ханты-Мансийска и органично вписаны в окружающую городскую среду. Работы последних лет, посвященные мифологии народов ханты и манси, подтверждают, что обращение к угорской мифологии является актуальным и востребованным. Это еще раз продемонстрировала персональная выставка в марте - апреле 2021 года в Государственном художественном музее г. Ханты-Мансийска.
Примечания
1. Г. М. Визель родилась в 1941 году в Тюмени. Училась в Ташкентском художественном училище им. П.П. Бенькова на живописно-педагогическом отделении (1965-1969), затем - Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского, отделение керамики (1969-1974). Член Союза художников России с 1978 года. Член
Г. М. Визель. Северный фольклор. Декоративная скульптура. 1996. Фаянс, глазури, окиси. 83x46x21
Собственность автора
Союза дизайнеров России с 1997 года. В 2002 году награждена серебряной медалью Российской академии художеств. Народный художник Российской Федерации. Председатель Правления Тюменского отделения Союза художников России (1985-1987, 1995-1996). Главный художник города Тюмени (1989-1999). Преподаватель Тюменского государственного института искусств и культуры (1992-1999). Преподаватель Ханты-Мансийского колледжа-интерната искусств с 2002 г. Художник декоративно-прикладного искусства, монументалист, живописец. Участница окружных, областных, региональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставок. Произведения находятся в Государственном музее изобразительных искусств Узбекистана, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Российской академии художеств, Курганском художественном музее, Тюменском музее изобразительных искусств, Тобольском историко-архитек-турном музее-заповеднике, Тюменском областном краеведческом музее, Лемненском музее (Польша), Музее геологии, нефти и газа (г. Ханты-Мансийск), Когалымском музее изобразительных искусств, в частных собраниях России, Узбекистана, Франции, Германии.
Литература
1. Визель, Г.М. Материалы и технологические процессы в керамике. - Ханты-Мансийск, 2014. - 27 с.
2. Галина Визель. Керамика. Живопись. Фаянс : альбом / сост. H.H. Шайхтдинова. - Москва, 1994. - 127 с. : ил.
3. Коллекция скульптуры Г.М. Визель. - URL: http://www.muzgeo.ru/kollektsiya-skulptury-g-m-vizel.php (дата обращения 08.06.2021).
4. Парамонов, В. Вензеля Визеля. - URL: https:// pushkino.tv/news/kray-rodnoy/160596/ (дата обращения 08.06.2021).
Г. М. Визель. Небесный конь. Декоративная скульптура. 2005. Шамот,
глазурь, золочение. 57x66x20
Собственность автора
Г. М. Визель. Блюдо с Небесным всадником. 2019. Фаянс, ангобы, глазурь. Диаметр 39
Сибирский центр современного искусства «Форма» (Новокузнецк)
5. Умарова, И.А. Проблемы и тенденции развития нетрадиционной керамики Узбекистана 1970-90-х гг. : автореф. дисс. ... канд. искусств. - URL: http:// cheloveknauka. com/problemy-i-tendentsii-razvitiya-netraditsionnoy-keramiki-uzbekistana-1970-90-h-gg (дата обращения 10.06.2021).
Об авторе
Греков Александр Умарович - академик Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного и народного искусства Научно-исследовательского института Российской академии художеств, секретарь Союза художников России
E-mail: museumot_ag@inbox.ru
CREATIVE WORK OF GALINA WIESEL: AN ECHO OF DISTANT TIMES
Grekov Alexander Umarovich
Academician of the Russian Academy of Arts, Honored Artist of the Russian Federation, Candidate of Arts, Head of the Department of Decorative, Applied and Folk Art in the Research Institute of the Russian Academy of Arts, Secretary of the Union of Artists of Russia
Abstract: The article is devoted to the work of the artist of decorative and applied arts, academician of the Russian Academy of Arts Galina Mikhailovna Wiesel. One of the main themes of G. M. Wiesel's work is the culture and beliefs of the indigenous peoples of the Tyumen North. The article examines the individual style and motifs of imagery associated with Siberian folklore and the tales of the Finno-Ugricpeoples.
Keywords: G. M. Wiesel; ceramics; Khanty and Mansi; myth.