Научная статья на тему 'Традиционные образы и символы северных народов ханты и манси в современном искусстве художников Югры'

Традиционные образы и символы северных народов ханты и манси в современном искусстве художников Югры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3750
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮГРА / КУЛЬТУРА / ОБРАЗ / СИМВОЛ / ХУДОЖНИК / ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / YUGRA / CULTURE / IMAGE / SYMBOL / ARTIST / FOLK ART / CONTEMPORARY ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Творжинская Марина Дмитриевна

В статье рассматривается влияние традиционных образов и символов на современное искусство художников Западной Сибири. Особое внимание уделено интерпретации мифологических образов, и применение их образного начала в современном творчестве художников Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional images and symbols of northern subgroups Khanty and Mansi in contemporary art of Yugra artists

The influence of tradition images and symbols in contemporary art of Western Siberia artists is regarded. A particular attention is drawn to the interpretation of mythologic images and symbols in the works of Yugra artists.

Текст научной работы на тему «Традиционные образы и символы северных народов ханты и манси в современном искусстве художников Югры»

УДК 18:7.0 1

М. Д. ТВОРЖИНСКАЯ

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ ХУДОЖНИКОВ ЮГРЫ

В статье рассматривается влияние традиционных образов и символов на современное искусство художников Западной Сибири. Особое внимание уделено интерпретации мифологических образов, и применение их образного начала в современном творчестве художников Югры.

Ключевые слова: Югра, культура, образ, символ, художник, традиционное искусство, современное искусство.

Западная Сибирь — край таинственной архаической культуры. Зарождение изобразительного искусства Сибири в XX веке — явление оригинальное и самобытное в современном российском искусстве. По мере освоения Западной Сибири, после открытия первого газового, а затем и нефтяного фонтана (1960-е гг.), в округ стали приезжать не только нефтяники и газовики, но и представители творческих профессий. Заметной тенденцией этого периода стало стремление профессиональных художников проникнуть в мир художественного творчества прошлого, осмыслить заново историю древних народов, понять их культуру, сделать обобщения и найти закономерные и определяющие начала, которые откроют новые возможности для творческого самовыражения.

Наша работа — это шаг к обобщению и исследованию особенностей синтеза традиционного народного творчества в слиянии с новейшими направлениями в современном искусстве, а также становление художественной ситуации, складывающейся в Югре (Ханты-Мансийский автономный округ). Проведенный аналитический обзор научной литературы в рамках рассматриваемой темы показывает, что исследованию национальных традиций северных народов Югры в современном искусстве Западной Сибири не уделялось должного внимания. Фрагментарность имеющихся публикаций не позволяет подойти к глубокому изучению исследуемой проблемы, исследование профессионального искусства Югры находится в стадии зарождения. Приходится констатировать, что крайне мало исследовательских работ в сфере искусствоведения посвящено данной теме.

Объект предложенного исследования — современное искусство художников Югры. Основным направлением исследования является поиск ключевых мифологических образов и мотивов, общих как для профессионального искусства, так и для народной культуры.

Обращаясь в своём творчестве к мифологии, художники Югры движутся двумя путями. Первый путь заключается в изображении фигуративных образов: героев (адекватных мифологическим

персонажам), животных, растений, явлений природы, приобретающих значение символа, занимающих определенное место в мифологической картине мира, второй — через элементы орнамента, имеющего свою особенную знаковую стилистику. Элементы геометрического орнамента (ромбы, зигзаги; елочки, ячейки ажурного узора, комбинации точек и линий) включают в себя рудименты изобразительности и сохраняют зашифрованную, в знаках информацию об окружающей реальности. Эти два пути в своём развитии сближаются и тесно переплетаются. Исследования ханты-мансийского народного искусства дают полное понятие в отношении к изготовлению вещи в локальной традиционной культуре, где вещь имеет смысловую нагрузку и жесткое предназначение, художественно обозначенное конкретным символом, образом и знаком. Орнаментальный код образов и символов сакрален и раскрываем при глубоком знании финно-угорской мифологии.

Вот основные образы, часто применяемые художниками в своем творчестве. Демиург Нуми-Торум (создатель всего сущего) — верховный бог, обитающий на небе «Белый старик». Жена небесного бога богиня Калтащ «Земная мать». Имя богини переводится как «пробуждающая, рождающая, создающая». Наверное, самым популярным образом можно назвать сына-героя верховного бога Ну-ми-Торума и Калтащ — Мир-Суснэ-Хума. Его имя переводится как «Человек, надзирающий за миром». Чаще всего представляют его в виде всадника. В то же время Мир-Суснэ-Хум, мог изображается и в иной ипостаси — в образе гуся, в котором сочетаются качества птицы и богатыря (гусь-богатырь). Куль-Отыр «Черт-богатырь» — хозяин мира мёртвых, царства болезней и смерти, младший брат и противоположность образу верховного бога Нум-Торума. Он изображается с заострённой головой. Богиня огня Най-Эква «семиязычная» женщина в красном платье. Божества светил: Хотал-Эква «Солнце Старуха» и Этпос-Ойка «Ночной Свет Старик».

Интересно, то, что мифологическое сознание, присущее народам Сибири, проявилось в работах национальных художников в виде образов и симво-

лов, не всегда понятных даже их носителям. Традиции северных народов — это наполненное жизнью «живое» пространство, где тотемные животные покровители рода, а реки, горы, леса, принадлежат богам и духам, а не человеку и даже самосознание, является олицетворением божества. Художественные произведения изобразительного искусства, создаваемые по мотивам мифологии — для одних мастеров: дань модной теме; для других — глубокая внутренняя потребность (это в основном относится к националам художникам, у которых помимо собственного таланта сильна родовая память); для третьих — способ диалогического контакта с иной культурой и попытка понять её для себя и открыть для других.

Композиции «Хантыйские боги и духи», «Вороний праздник» — результат многолетней творческой и исследовательской работы художника керамиста Г. М. Визель. Увлечение фольклором обских угров, образами древних сибирских мифов и легенд началось у Галины Михайловны с изучения материалов археологических и этнографических экспедиций, сказаний коренных народов. В синтезе фаянса, солей, пигментов и эмали родилась ее северная радуга, мягкие округлые формы Югорского божественного пантеона. Это сложные объемные произведения космогонического характера, демонстрирующие веру обских угров в существование трёх миров и культ богини-матери. Художник придает богам и духам необычные формы, где образ и объем «прорастают» друг в друга, а в силуэтах угадываются лики людей, птиц, животных и чудовищ, выстроенных в триедином стержне «птица-человек-зверь». Каждая композиция состоит из трёх частей: элемент Верхнего небесного мира — лик солнечной богини «Небесной Девы», или орёл, или души-птицы, или лосиные головы, далее средний уровень — сама земная богиня с людьми и животными — мир праздник жизни людей, затем граница подземного мира злых существ — двухголовый ящер, конь, медвежата, лоси. Фигуры с крыльями означают, что существо причастно к двум мирам: Среднему и Верхнему. Это божество, которое может подниматься в Верхний мир или спускаться в Средний. Обрамление из голов лосей демонстрирует то, что персонаж находится в Среднем мире. Изображение о трех головах у фигур говорит о том, что боги и духи одновременно присутствуют во всех трёх мирах.

Образы тотемных предков, божеств и духов ярко раскрываются в творчестве А. Н. Фанталова. Возникающие на его живописных полотнах необычные миры результат не только творческого вдохновения, но и серьёзной научной работы учёного-культуролога. Мир сновидений — сакральная тема в традиционной культуре сибирских народов. Касаясь, в своем творчестве столь тонкой и деликатной темы художник подбирает необычный стиль и манеру для выполнения своих работ. Композиции заполнены сюжетами и деталями, что создает эффект «ков-ровости», и зритель попадает в мир сновидений, неярких, нереальных, как будто размытых в красках призрачностью сна. Таковы его «Мать-Калтащ», «К небесному отцу», «Женщины сынок», «Старик мамонт». Богиня Калтащ изображена в птичьей ипостаси, Мир-Суснэ-Хум — как всадник на крылатом коне, а вот Нум-Торум напоминает Бога-отца из православной иконографии. Возможно, автор хотел показать взаимосвязь мировых культур, в частности, ханты-мансийской языческой и русской православной.

С творчеством А. Н. Фанталова перекликаются акварельные работы Л. Н. Гайнановой. Они сходны в цвете неярким колоритом, как будто покрытым дымкой, а также внутренней глубокой философией. Картина «Югра древняя» — симбиоз образов и символов древних верований коренных народов ханты и манси. В едином хороводе жизни здесь смешалось всё и все: люди, звери, боги, весь мир. Пространство и все вокруг едино и одушевлёно, а человек — всего лишь частичка этого огромного мира. И правит этим миром Мать-Калтащ, её силуэт в виде птицы просматривается в солнечном диске, представленном в виде шаманского бубна.

Интересно решает образы ханты-мансийской мифологии художник А. А. Вахрушев. Работая с историей мифологии, он создаёт эмоциональные и современные произведения, близкие и понятные автору мифы оформились в живописное произведение, где северное пространство ритмично поделено на многоплановую перспективу. Ритм движения рек, озер, объемы лесов и болот, бескрайний горизонт неба дают возможность воссоздать образ родины. Таковы его «Птица предок» и «Олень». В стилизованных силуэтах фигур животных и птиц легко угадываются черты, присущие древним изображениям. Длинные ноги, рога в виде чаши и раздвоенная голова оленя, ромбовидный клюв, утяжеленный корпус и короткая шея птицы. Абстрактное искусство здесь тесно граничит с народным творчеством. А. А. Вахрушев обладает тонким чувством цвета и гармонии, высоким вкусом, отличной памятью и богатым образным воображением. Образы и символы в его работах перекликаются с образами и символами традиционного искусства.

Яркий, глубоко народный и на сегодняшний день самый известный современный художник Югры — Г. С. Райшев. Именно в творчестве этого хантыйского живописца-графика четко прослеживается синтез реалистического и символического восприятия традиционных образов и символов. Абстрактно-знаковые фигуры людей в произведениях мастера, обладают характерными чертами современников и вместе с тем, прошлое концентрирует наше внимание в символах и знаках архаических культур. К. Г. Богемская обратила внимание, что визуальные образы, рожденные воображением примитивных художников обладают огромной силой воздействия на зрителя, но и для художника, создавшего их, являются самоутверждением своей личности и «обрастают» собственным космосом [1, с. 21]. Этот поток живой энергии ощущается именно в работах Г. С. Райшева. Контурный, с бесконечной вибрацией цвета, он создает свой ритм, легко перетекающий из одной плоскости в другую. От воплощения земных реалий сибирской жизни, мифологизированных, но все же неотрывных от земли, ее фактурной плотности, чувственно проживаемой живописной материи, конкретно формируемой красочной пастой на холсте (хвоя, оперение, трава, песок, вода), Райшев пришёл к большим обобщениям, к дематериализации предметного мира, к его символическому преображению. Это выражается даже во внешнем, очевидном изменении композиционного построения: от точки сверху и высокой линии горизонта к ее понижению, к небесному простору, который всё большее место занимает в полотнах художника. Человеческие чувства, явления природы, художник персонифицирует, как это делается и по сей день в традиционной культуре. Вот и появляются многочисленные «болотные бабы», «шайтаны»,

«хозяева рек, озер, болот». Тела квадраты, головы ромбы, лица пусты, руки отсутствуют. Как пишет И. Н. Гемуев: «Сам художник однажды высказал такую мысль о своем творчестве, что его мир не обозначался абсолютно правильными предметами, он обозначался чувственным состоянием окружения ...творчество построено на чувствовании и на размышлении» [2, с. 86].

Пример творческого переосмысления орнамента народов ханты и манси — роспись по ткани представительницы хантыйского народа, художницы А. В. Юхлымовой. Узоры и орнаменты на её полотнах — как философская основа, заполняя их цветом, она создает фантастические композиции. Четко выверенная композиция контуров проявляет мягкий силуэт мифологического образа, а символы орнамента раскрывают в линиях, изгибах, точках и пятнах цвета смысл собственного мировоззрения автора и вековые традиции Севера. Возможно, благодаря генетической памяти, ей удается тонко чувствовать сакральную связь узора и цвета. По определению исследователя истории примитива К. Г. Богемской, каждый наивный художник отбирает для своего изобразительного творчества круг «любимых» образов и сюжетов, которые он повторяет и отрабатывает, комбинирует на протяжении всей жизни [1, с. 88]. Название серии батика «Ханши. Хантыйские письмена» отражает в целом идею творчества этого художника.

Ханты-мансийские орнаменты так же использует в своем творчестве В. Н. Банникова. Небольшие станковые произведения, выполненные в технике батика, очень декоративны, изысканны по цвету и несут смысловую информацию о древних знаках-образах. Эта идея применения элемента орнамента, как самостоятельного сюжета-символа, воплощается автором и в работах, выполненных в технике горячей художественной эмали. Чёткие, почти трафаретные образы мифологических сюжетов из народного эпоса обских угров можно увидеть в работах «Мир-Суснэ-Хум» и «Птица солнце». Интересный прием выбрал художник для цветового решения художественных эмалей. На светлом серебристом фоне выделяется ярко-красный всадник в духе традиций, орнамент на одежде переливается бисерным разноцветьем, самый холодный синий цвет, это конь. Таким образом, народная традиция в изображении образа «Мир-Суснэ-Хума» сохранена, с другой стороны, автором привносятся собственные цветовые нюансы.

Знаки, как образы, несут в себе традиционную иконографию, а смысл раскрывается его современной трактовкой, такова графическая серия работ художника С. Г. Медведева «Югра — Большое гнездо». Все композиции графических листов представлены двумя элементами орнаментами-знаками: всадник-герой «Мир-Суснэ-Хум» и «Большое гнездо». С. Г. Медведев в данной серии, совсем не собирался рассказывать о мифологии северных народов. Его, как художника, заинтересовала прежде всего форма элементов орнамента, сама графика знака и образное название одного элемента «Большое гнездо». Через профессиональное мастерство, художественные приемы и «игру слов» художник донес до зрителя свою идею о благополучном северном крае Югра — «Большое гнездо», где живет и работает многонациональный народ, который с уважением относится к традиционной культуре аборигенов.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. Наиболее чутки к этнокультурной символике

те авторы, которые живут в регионе не одно поколение. А глубинная интерпретация народного творчества, мифологии, образов и символов характеризует современный художественный процесс в творчестве художников Западной Сибири, что определяет перспективные тенденции его профессионального развития. Но только в XXI веке заговорили о зарождении самобытного художественного явления, что обусловлено образовательными и личностными факторами, которые проявились во всех видах изобразительного искусства.

2. Система художественного переосмысления и трансформации изображений традиционных образов и символов в индивидуальном творчестве художников, дает сильные предпосылки в образовании общей художественной стилистики в архитектуре, живописи, графике, декоративно прикладном искусстве, а также формирует этнокультурное пространство на территории Югры.

3. Мощным объединяющим фактором в художественной среде является обращение к культуре коренных малочисленных народов Севера. Но необходимо отделять сухую подражательность от истинных, философски осмысленных произведений искусства. Утверждать, что уже сложились устойчивые признаки в формальной структуре творчества югорских художников, еще рано, но их зарождение уже началось.

4. Все ярче виден национальный колорит автономного округа в экспозиционном пространстве последних десятилетий. Это отмечают авторы и кураторы выставочных проектов. Появляются мастера и творческие союзы, которые причисляют себя к таким течениям, как этнофутуризм и археоарт.

В данной работе мы обозначили на сегодняшний день влияние и огромный творческий интерес современных профессиональных художников к традиционной культуре северных народов, на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Общий вывод таков: в настоящее время идет активное формирование художественного стиля и школы, где в многоликом однообразии современных художественных поисков художники Югры испытывают потребность в определении собственной идентичности, художнического самоопределения, а значит, и самого искусства теми изменениями, которые наблюдаются в филиации национально-этнической картины мира. Творческие устремления художников Югры отражают особенности их самосознания, обусловленного как традиционными образами и символами, бытом и культурой северного народа, так и мощным влиянием патронажной нации, включенностью народа Сибири в мировую историю. На сегодня художники смело и уверенно используют в своих произведениях традиционные образы и символы, наполняют их новыми формами, идеями, применяют новейшие конструкции и материалы, создают современное художественное пространство Югры, которое продолжает нести в себе своеобразие традиционной культуры северных народов ханты и манси. И такое направление в современном творчестве, несомненно, обладает особым значением для всего изобразительного искусства России.

Библиографический список

1. Богемская, К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке / К. Г. Богемская. - СПб. : Алетейя, 2001. - 185 с.

2. Гемуев, И. Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос / И. Н. Гемуев. — Новосибирск : Наука, 2001. — 232 с.

ТВОРЖИНСКАЯ Марина Дмитриевна, аспирантка кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов; доцент

кафедры декоративно-прикладного искусства Ханты-Мансийского института дизайна и прикладных искусств (филиал Уральской государственной архитектурно-художественной академии). Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.05.2014 г. © М. Д. Творжинская

Информация

Гранты-2016 (стипендии постдокторантам) для реализации исследовательских проектов в Германии

Библиотека герцога Августа в Вольфенбюттеле (The Herzog August Bibliothek, Германия), независимый исследовательский центр в Нижней Саксонии, предлагает постдокторские стипендии гражданам Германии и иностранцам для реализации проектов с использованием фондов библиотеки. Ежегодно присуждается около 50 стипендий.

Стипендия продолжительностью от 2 до 12 месяцев составляет 1800 Евро (полная стипендия) или 1250 Евро (частичная стипендия). Условием получения стипендии является наличие у стипендиата возможности провести весь стипендиальный период в Вольфенбюттеле.

Полная стипендия присуждается молодым специалистам, не имеющим постоянной работы, либо тем специалистам, которые оформили неоплачиваемый отпуск для участия в программе библиотеки. Для стипендиатов, имеющих постоянную работу и находящихся в оплачиваемом отпуске в течение стипендиального периода, предусмотрена частичная стипендия. Дополнительно выделяются средства на покрытие транспортных расходов стипендиата на проезд в Вольфенбюттель и обратно.

Цель стипендии — привлечение квалифицированных исследователей к работе в фондах библиотеки и реализация исследовательских проектов по истории Средневековья и Нового времени с использованием фондов библиотеки.

Крайний срок подачи заявок на участие в программе — 31 января 2015 года.

Детальная информация опубликована на сайте библиотеки: http://www.hab.de/

Первый международный отраслевой конкурс изданий для вузов «Университетская книга-2015»

по направлению «Здоровье и безопасность»

Редакционный совет, редакционная коллегия и редакция журнала «Университетская книга» извещают ректоров высших учебных заведений, руководителей издательских подразделений вузов и издательств, выпускающих литературу для сферы среднего и высшего профессионального образования, о проведении в 2014 — 2015 гг. Первого Международного отраслевого конкурса изданий для вузов «Университетская книга-2015» по направлению «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ».

I Международный отраслевой конкурс изданий для вузов «Университетская книга-2015» по направлению «Здоровье и безопасность» (далее — Конкурс) проводится с целью поддержки авторов и авторских коллективов, активизации научно-исследовательской и учебно-методической работы, поощрения издательских проектов вузов, направленных на обеспечение ФГОС третьего поколения, повышения уровня редакционно-издательской деятельности, полиграфического исполнения и художественного оформления изданий для студентов, аспирантов, педагогов и слушателей дополнительного профессионального образования. Конкурс проводится с 1 сентября 2014 г. по 6 февраля 2015 г. В Конкурсе принимают участие преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, научные сотрудники научно-исследовательских учреждений, издательства, редакционно-издательские отделы и другие издательские подразделения вузов и организаций, выпускающие издания для среднего и высшего профессионального образования. На Конкурс принимаются научные и учебные (книжные, журнальные и электронные) издания, вышедшие в свет в 2010 — 2014 гг., прошедшие редакционную обработку, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям и отраслевым ГОСТ. Присланные на Конкурс издания не оплачиваются и возврату не подлежат.

Для участия в Конкурсе необходимо выслать в оргкомитет конкурса заявку и три экземпляра изданий, а также перечислить на счет организатора конкурса организационно-целевой взнос (на оплату экспертизы и техническую обработку изданий, ведение базы данных, печать дипломов, сертификатов, составление каталога, приобретения призов и др.) в размере 1000 рублей (в том числе НДС) за каждое наименование, которое может быть представлено в одной или двух номинациях.

Число изданий (в том числе и в электронном виде), представленных участниками на Конкурс, неогра-ничено. Информация о поступлении книг на Конкурс размещается на сайтах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (далее — НГПУ) www.nspu.net. и НИИ здоровья и безопасности НГПУ (далее — НИИЗиБ) www.niizib.ru. Результаты конкурса будут опубликованы на сайтах журнала «Университетская книга» www.unkniga.ru, НГПУ и НИИЗиБ.

Положение о Конкурсе опубликовано на сайте http://www.unkniga.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.