Научная статья на тему 'IV межрегиональная художественная выставка «Урал, Сибирь, Дальний Восток»: искусство Урала'

IV межрегиональная художественная выставка «Урал, Сибирь, Дальний Восток»: искусство Урала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
229
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО УРАЛА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «УРАЛ / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК» / ЧЕЛЯБИНСК / ART OF THE URALS / INTERREGIONAL EXHIBITION "URAL / SIBERIA / FAR EAST" / CHELYABINSK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахарева Светлана Васильевна

Статья посвящена искусству Урала, представленному на IV Межрегиональной художественной выставке «Урал, Сибирь, Дальний Восток» следующими регионами - Свердловской областью (Екатеринбург, Нижний Тагил); Тюменской областью (Тюмень, Тобольск, Ялуторовск); Ханты-Мансийским автономным округом (Югра/Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Лангепас); Челябинской областью (Челябинск, Касли, Магнитогорск, Златоуст); Курганской областью (Курган); Оренбургской областью (Орск). Анализируется видовое и жанровое разнообразие, определяются тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IV INTERREGIONAL ART EXHIBITION "URAL, SIBERIA, FAR EAST": ART OF THE URALS

The article is devoted to the art of the Urals, presented at the IV interregional art exhibition "Ural, Siberia, Far East" by the following regions: Sverdlovsk region (Yekaterinburg, Nizhny Tagil); Tyumen oblast (Tyumen, Tobolsk, Yalutorovsk); Khanty-Mansi Autonomous okrug (Yugra, Khanty-Mansiysk, Nizhnevartovsk, Langepas); Chelyabinsk region (Chelyabinsk, Kasli, Magnitogorsk, Zlatoust); Kurgan region (Kurgan); Orenburg region (Orsk). Forms and genre diversity are analyzed and development trends are determined.

Текст научной работы на тему «IV межрегиональная художественная выставка «Урал, Сибирь, Дальний Восток»: искусство Урала»

УДК 7.036 С. В. Бахарева

Детско-юношеский центр г. Челябинска Россия

IV МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «УРАЛ, СИБИРЬ, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»:

ИСКУССТВО УРАЛА

Статья посвящена искусству Урала, представленному на IV Межрегиональной художественной выставке «Урал, Сибирь, Дальний Восток» следующими регионами - Свердловской областью (Екатеринбург, Нижний Тагил); Тюменской областью (Тюмень, Тобольск, Ялуторовск); Ханты-Мансийским автономным округом (Югра/Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Лангепас); Челябинской областью (Челябинск, Касли, Магнитогорск, Златоуст); Курганской областью (Курган); Оренбургской областью (Орск). Анализируется видовое и жанровое разнообразие, определяются тенденции развития.

Ключевые слова: искусство Урала; Межрегиональная художественная выставка «Урал, Сибирь, Дальний Восток»; Челябинск.

Рис. 1.

П. П. Ходаев. Бабушкин сундучок. 2019.

Холст, масло. 157x97

Собственность автора

2020 год стал годом масштабного события в художественной жизни Урала: IV Межрегиональная художественная выставка «Урал, Сибирь, Дальний Восток» была проведена в Челябинске - столице Южного Урала. Межрегиональная выставка предоставляет зрителям возможность увидеть панораму современного изобразительного искусства трех российских регионов.

Каменный пояс Урала, географическая граница Евразийского континента, традиционно воспринимается как регион, объединяющий в себе свойства культуры Европы и Азии. Феномен региона - в соединении полярных типов сознания и традиций.

Искусство Урала представляет собой синтез европейского искусства, пришедшего через классическое художественное образование, и восточной культуры, источником которой является народное мироощущение, вплетенное в канву современного восприятия.

В экспозиции выставки представлены два вида изобразительного искусства -живописное и декоративно-прикладное. Живопись способна отразить картину изменчивого мира во всем многообразии, с тончайшими нюансами настроений и состояний души, а декоративно-прикладное искусство, более материальное по своей природе, напротив, развивается в рамках традиции и стилизации, опираясь на первоосновы народной культуры.

Две непохожие ипостаси изобразительного искусства раскрывают различные аспекты творческой жизни регионов, позволяя глубже понять сущность происходящих в художественной жизни процессов, так же, как два полярных типа культуры Азии и Европы сливаются в единое целое, взаи-мообогащая друг друга, изобретая новые культурные коды [1]. Художник, тонко чувствующий вибрации времени, даже без глубокого осознания динамики происходящего, воплощает свои ощущения талантливо, остро, чувственно.

Современное искусство Южного Урала сегодня отличается большим разнообразием мировоззрений и стилистических концепций - от спокойной созерцательности до полемизирующих и остроконфликтных форм. Во всех художественных центрах страны произошла и продолжает происходить смена творческих поколений, зримо отраженная в утрате масштабности художественного мышления и растущей изолированности людей. Возможно, это следствие очевидного понижения статуса художника в социуме, низкой востребованности профессионального искусства, недооценки его значения и влияния на культуру общества в целом.

Возрастной диапазон участников достаточно широк, но молодых художников немного, основная часть экспозиции - это произведения признанных мастеров, определяющих художественную стилистику областей региона.

Основу живописной части экспозиции составляют сюжетные произведения. Картины как наиболее эмоциональные и резонансные произведения позволяют художнику высказаться полностью, доступно и ясно донести свои чувства и мысли зрителю.

Декоративно-прикладное искусство охватывает самые разнообразные по форме, назначению и материалу художественные изделия. В уральском разделе выделились традиционно доминирующие направления декоративно-прикладного искусства: резьба

по кости, керамика, металл, которые легли в Рис. 4.

основу формирования экспозиции. С' Новик-

■ Томный вечер.

Неизменно ведущая роль в культурном 2015. Холст, масло. пространстве Уральского региона принад- 100x110 леЖИТ ХуДОЖНИКам Екатеринбурга. КуЛЬ- Собственность автора

турный центр Урала с советских времен является идеологическим ориентиром, творческим лидером, проявляя себя мощ-

<Рис. 2.

И. М. Анцыгин. Красные крыши. Из серии «Кын». 2020. Холст, масло. 80x100

Собственность автора

Рис. 3.

С. А. Кежов.

Вспоминая

художника. 2019.

Холст, акрил,

коллаж.

89x100

Собственность автора

но и направленно. Даже в кризисные для искусства времена, отчасти утратив связь с «большим стилем», изобразительное искусство Екатеринбурга демонстрирует эталонные образцы сюжетных произведений, которые вошли в экспозицию выставки.

Современный художник - творец, носитель и апологет своей философии и веры, оформленной в художественные образы. Таковы знаковые работы Любови Анциферовой и Василия Анциферова: предельно лаконичные, на грани лапидарности, они выражают основополагающие символы веры. Глубокое авторское переосмысление библейских сюжетов - в произведениях Сергея Григорьева, пронзительная простота изложения - у Михаила Житникова.

Искусство всегда ищет свободу, развивается вне границ, - язык искусства универсален.

Екатеринбург демонстрирует широкий диапазон мировоззрений и стилей в работах Сергея Айнутдинова, Алексея Ефремова, Нины Костиной, Алексея Лопато, Елизаветы Нетреба, Галины Ремезовой, Руслана Санжанова, Рамиля Хабибулина, Анатолия Шубина. Живописец Иван Анцыгин из Нижнего Тагила сохраняет прочную связь с лучшими пленэрными традициями.

Декоративно-прикладное искусство центрального Урала в экспозиции выставки представлено плеядой мастеров-керамистов: это Ирина Чухловина, Людмила Пле-совских, София Грекова-Прохоренко, Алла Кутузова, Алина Ландау, Анастасия Савина,

Ирина Трисанович. В разнообразных формах произведений мастера подчеркивают связь современного искусства и архаичных основ народного творчества.

Сегодня вечное искусство керамики не только не теряет свою актуальность, но и представляет огромный диапазон творческих направлений, бурно развиваясь в новых формах. Художники прекрасно ориентируются в современном мире с его эстетическими потребностями, чувствуют стиль времени и воплощают его в своих произведениях.

Тюменская организация Союза художников - менее многочисленная, но обладает своими неповторимыми специфическими особенностями. При всем многообразии творческих направлений в художественной жизни Тюмени очевидно влияние этнической культуры - русской, хантыйской, тюркской, - выраженной как в реалистических, так и в декоративных и авангардных произведениях художников.

Живопись представлена ведущими мастерами земли тюменской: монументальные мифологические образы Михаила Гарду-бея, лирический пейзаж мастера колорита Александра Новика, живописная новелла Александра Чемакина, утонченный пейзаж Юрия Юдина. Декоративное искусство -это разнообразие приемов в традиционной резьбе по кости мастеров, чьи имена прочно утвердились в этом виде искусства: Зинаида Ластовская из Тюмени, тобольские художники Минсалим и Сергей Тимергазе-евы, Ирина Вишнякова. Дерево и мрамор обретают жизненность в талантливых руках скульптора из Ялуторовска Владимира Шарапова.

Ханты-Мансийская организация Союза художников близка к Тюменской не только территориально: родственные этнические мотивы оказывают огромное влияние на творчество мастеров, являются неиссякаемым источником вдохновения. Владимир Видинеев из Нижневартовска и его проникновенный портрет, Сергей Устюжанин и Владимир Колов из Ханты-Мансийска в фи-

лософских размышлениях о вечных вопросах бытия, Александр Седов из Лангепаса и Ольга Мерцалова из п. Хулемсунт создают авторскую символику северного края.

Признанные мастера керамики Ханты-Мансийска Галина Визель и Василиса Портнова в декоративной скульптуре представляют лучшие примеры целостности художественного виденья и высокие эстетические качества материала. Монолитность образов, глубокий символизм роднят эти произведения с артефактами искусства, уходящего своими корнями в древнейшие исторические слои.

Небольшая по численности Курганская организация Союза художников - это коллектив ярких художников: Эдуард Алексеев, Татьяна Иванова, Станислав Кежов, Борис Орехов, Андрей Садов, Андрей Колмогоров. Традиционно курганских мастеров отличают проникновенный лиризм и тяготение к романтичности.

Орск, один из небольших городов Урала, относится к числу старейших поселений. Орское городское отделение Союза художников очень активно проявляет себя в художественной жизни, став одним из центров проведения всероссийских пленэров. Творчество мастеров имеет свой неповторимый настрой: неразрывная связь с природой, созерцательность, размеренные ритмы. На собственность

Рис. 5.

И. В. Усманов. Околица. 2020. Холст, масло. 73x100

автора

Рис. 6.

Р. Ж. Саржанов. Время, 2019. Холст, масли. 100x100

Собственность автора

выставке представлены работы Александра Еремина, Олега Китаева, Ильяса Усманова.

Традиции изобразительного искусства Урала столь разнообразны, что их, пожалуй, можно сравнить с уральскими самоцветами, где каждый фрагмент является самоценным, но одновременно органичным и необходимым как часть целого.

Южный Урал, помимо больших городов Челябинска и Магнитогорска, включает в себя яркие, самобытные художественные центры с вековыми традициями - города Касли и Златоуст.

Челябинская организация Союза художников лишь приближается к 85-летнему юбилею, тем не менее за это время приобретен огромный эстетический опыт, накоплен богатейший историко-культурный материал. В экспозиции находятся работы нескольких поколений художников: знаковые имена, старшее поколение и молодые художники составили широкий диапазон творческих исканий, отражающий время. Это чувственный мрамор Вардкеса Авакя-

на, жанровая живопись Анатолия Ладнова, высокая драматургия в творчестве Александра Владимирова, наполненный душевной теплотой портрет Ларисы Суриной, исполненные в лучших традициях русского пейзажа работы Дмитрия Сурина и Василия Соловьева, живописная полифония Павла Ходаева, фантасмагорические образы Евгения Варгота, изысканная романтичная композиция Ольги Костюк и филигранное, созерцательное произведение Анатолия Ко-стюка, живописные впечатления Геннадия Жихарева и экспрессивные яркие работы Любови Серовой.

Декоративное искусство представляют признанные мастера Южного Урала: дивный фарфор Елены Щетинкиной парит в пространстве, как мираж, и кажется неосязаемым, нематериальным; керамические пласты Елены Сластниковой - как воплощение грез о прекрасном; контрастно черное ажурное кружево каслинского литья исполнено Натальей Куликовой, а виртуозная кованая пластика - Флоридом Хамадиевым; звонкое многоголосье керамики с этническими мотивами - у Павла Пахарукова; веселые ироничные персонажи - Бориса Тряпицына; изысканные формы из дерева философских притч - Александра Карпенко.

Торжественно и изысканно выглядит в экспозиции Златоустов екая гравюра. Традиционное холодное оружие исполнено признанными мастерами-граверами Григорием Манушем и Юрием Рябковым, настенные часы - Денисом Лохтачевым. Живописное мастерство Златоуста демонстрируют Татьяна Поветкина, Николай Гарус: реалистичные, мощные, насыщенные светом произведения эмоционально созвучны общему бравурному строю экспозиции.

Магнитогорская организация некогда являлась составляющей Челябинской, но всегда опиралась на собственную школу и традиции - модернистские, экспериментальные. Смелые произведения созвучны динамике промышленного гиганта Урала. На межрегиональной выставке мастера живописи Олег Базылев, Владимир Ванюков,

Эдуард Медер утверждают авангардный характер искусства Магнитки. Традиции лирического пейзажа представлены работами Любови Александровой.

На сравнительно коротком интервале российской истории с 90-х годов XX в. до настоящего времени общество стало свидетелем гигантских по амплитуде социальных скачков сокрушительной силы, которые не оставили камня на камне от некогда незыблемых идеологических программ Советского Союза. Ломая устоявшееся сознание, перестроечная волна выбросила массы людей в стихию эпохи коммерциализации, бездушных, безыдейных установок, разорвав связующие нити некогда единого общества. Драматизм исторической ситуации не преминул сказаться на культуре и искусстве, отразившись в новых возникших формах, революционных, протестных, скандальных, шокирующих, провокационных, как само это время. Настоящее искреннее искусство есть проекция чувств, мыслей, ощущений, отражающая трансформацию человеческого общества в новой современной реальности.

Сегодня мы становимся свидетелями стремительно меняющегося мира, тяготеющего к технологии, которая захватила сознание людей. Новая виртуальная реальность предлагает новые дистанционные методы общения, примитивное потребительское восприятие, усугубляя тем самым духовную изоляцию людей. В общественной жизни торжествует психология постмодернизма, где все иронично играют во все, бесстрастны и бесчувственны в своем стремлении опровергнуть традиционные истины, поставить под сомнение все авторитеты и незыблемые ценности. Подчас в этой «новой реальности» исключается само понятие гуманности, обесценивается смысл основополагающих жизненных понятий, в том числе игнорируется ценность искусства.

Современное изобразительное искусство Уральского региона демонстрирует устойчивое противостояние механизмам, разрушающим традиционные ценности. Глубокая связь с философией, культурой, высокое

Рис. 7.

Г. И. Машун.

Несессер

трехпредметный. 2014.

Сталь, латунь, кожа, золочение. Длина в ножнах 43,5 см

Собственность

ООО «Мастерская ДПИ

"Лик"»

мастерство, образованность и многолетний опыт представляют профессиональное искусство антагонистом массовому искусству, которое часто демонстрирует бессодержательность, а то и откровенную пошлость.

Ориентиром для творчества уральских художников всегда служили непреходящие ценности великих традиций российской культуры - вера в добро, надежда на справедливость.

Проведение Межрегиональной художественной выставки «Урал, Сибирь, Дальний Восток» становится традицией. Это масштабный смотр, демонстрация огромного творческого потенциала художников трех больших российских регионов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить ценность и насущную необходимость проведения подобных выставок как неотъемлемого компонента эстетического воспи-

тания общества, выразить благодарность учредителям, организаторам и участникам выставки и пожелать им новых идей, новых вдохновенных произведений на благо и процветание российской культуры и искусства.

Литература

1. Трифонова, Г. С. Современное искусство Урала и уральские творческие организации Союза художников России. Страницы истории и характеристики своеобразия // Изобразительное искусство Российской Федерации. Урал : [художественный альбом] / Министерство культуры Российской Федерации ; Российская академия художеств ; Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» ; руководитель проекта, [составитель и редактор] К. Б. Кузьминых ; [автор предисловия Г. С. Трифонова]. - Москва : Пранат, 2013.-С. 10-29.

Об авторе

Бахарева Светлана Васильевна - искусствовед, член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, педагог МБУДО «Детско-юношеский центр» г. Челябинска. E-mail: shr.chel@mail.ru

IV INTERREGIONAL ART EXHIBITION "URAL, SIBERIA, FAR EAST": ART OF THE URALS

Bakhareva Svetlana Vasilievna

Art critic, member of the International association of fine arts of UNESCO.

Abstract: The article is devoted to the art of the Urals, presented at the IV interregional art exhibition "Ural, Siberia, Far East" by the following regions: Sverdlovsk region (Yekaterinburg, Nizhny Tagil); Tyumen oblast (Tyumen, Tobolsk, Yalutorovsk); Khanty-Mansi Autonomous okrug (Yugra, Khanty-Mansiysk, Nizhnevartovsk, Langepas); Chelyabinsk region (Chelyabinsk, Kasli, Magnitogorsk, Zlatoust); Kurgan region (Kurgan); Orenburg region (Orsk). Forms and genre diversity are analyzed and development trends are determined.

Keywords: art of the Urals; interregional exhibition "Ural, Siberia, Far East"; Chelyabinsk.

Рис. 8. Г. М. Визелъ. Хозяин леса. 2020. Шамот, глазури. 68x32x20

Собственность автора

Рис. 9.

М. В. Тимергазеев. Старик и лодка. 2016. Рог лося, кость мамонта,

гравировка, тонирование. 26x24x75

Собственность автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.