Научная статья на тему 'Формирование искусства Урала и Сибири в период советской индустриальной эпохи 1930-х. Выставка «Урало-Кузбасс в живописи»'

Формирование искусства Урала и Сибири в период советской индустриальной эпохи 1930-х. Выставка «Урало-Кузбасс в живописи» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
508
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ 1930-Х ГОДОВ / ВЫСТАВКИ "УРАЛО-КУЗБАСС В ЖИВОПИСИ" / "ЮЖНЫЙ УРАЛ В ЖИВОПИСИ" / ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДОКУМЕНТАЛИЗМА / НОВЫЙ РЕАЛИЗМ 1930Х ГОДОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трифонова Г. С.

Статья посвящена одному из сложнейших исторических периодов новейшей социальной истории и истории искусства России советскому периоду 1930-х годов. Рассматриваются особенности формирования советского искусства в период модернизации, формы творческой работы художников на стройках индустриализации, формирования организационной структуры художественной жизни и жанровой структуры искусства. Раскрывается роль Урала и Кузбасса Сибири как базовых регионов в создании новой экономики государства и искусства, воспитавшего новое поколение граждан. Автор обращается к уникальному творческому опыту советского искусства 1930-х годов, заложившему основы отечественного искусства последующих периодов, реализованному в комплексе созданных на индустриальных стройках Урала живописных произведений, экспонировавшихся на передвижной выставке «Урало-Кузбасс в живописи» в Свердловске, Уфе, Новосибирске, Челябинске, в Москве. В научный оборот вводится практически неисследованный материал, вошедший в коллекции уральских художественных музеев. В связи с этим исследуются поиски визуальной и смысловой правды, динамического пластического языка, ценностных опор, которые несут в себе неизвестные и малоизвестные в художественном мире произведения Урало-Кузбасского цикла, представляющего огромную общественно-историческую и художественно-эстетическую ценность. Исследование основано на коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств.The paper is devoted to one of the most difficult historical periods of modern social history and art history of Russia the Soviet period of the 1930s. The features of the formation of Soviet art in the period of modernization, the forms of creative work of artists at the construction sites of industrialization, the formation of the organizational structure of artistic life and the genre structure of art have been considered. The author reveals the role of the Urals and Kuzbass Siberia as the basic regions to create a new economy of the state and art, which brought up a new generation of citizens. The author refers to the unique creative experience of Soviet art of the 1930s, which laid the foundations of the native art of subsequent periods, implemented in a group of paintings created at industrial construction sites in the Urals, exhibited at the traveling exhibition «The Ural-Kuzbass in painting» in Sverdlovsk, Ufa, Novosibirsk, Chelyabinsk, Moscow. Practically unexplored material included in the collections of the Ural art museums has been introduced into scientific use. In this regard, the paper explores the search for visual and semantic truth, dynamic plastic language, values that carry the unknown and little-known in the art world works of the Ural-Kuzbass cycle, which is of a great social, historical, artistic and aesthetic value. The research is based on the collection of the Chelyabinsk state Museum of fine arts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Трифонова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование искусства Урала и Сибири в период советской индустриальной эпохи 1930-х. Выставка «Урало-Кузбасс в живописи»»

НАСЛЕДИЕ

УДК 75.056 Г. С. Трифонова

Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского Челябинск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВА

Урала и Сибири в период советской индустриальной эпохи 1930-х. Выставка «Урало-Кузбасс в живописи»

Статья посвящена одному из сложнейших исторических периодов новейшей социальной истории и истории искусства России - советскому периоду 1930-х годов. Рассматриваются особенности формирования советского искусства в период модернизации, формы творческой работы художников на стройках индустриализации, формирования организационной структуры художественной жизни и жанровой структуры искусства. Раскрывается роль Урала и Кузбасса - Сибири как базовых регионов в создании новой экономики государства и искусства, воспитавшего новое поколение граждан.

Автор обращается к уникальному творческому опыту советского искусства 1930-х годов, заложившему основы отечественного искусства последующих периодов, реализованному в комплексе созданных на индустриальных стройках Урала живописных произведений, экспонировавшихся на передвижной выставке «Урало-Кузбасс в живописи» в Свердловске, Уфе, Новосибирске, Челябинске, в Москве. В научный оборот вводится практически неисследованный материал, вошедший в коллекции уральских художественных музеев. В связи с этим исследуются поиски визуальной и смысловой правды, динамического пластического языка, ценностных опор, которые несут в себе неизвестные и малоизвестные в художественном мире произведения Урало-Кузбасского цикла, представляющего огромную общественно-историческую и художественно-эстетическую ценность. Исследование основано на коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств.

Ключевые слова: индустриализация 1930-х годов; выставки «Урало-Кузбасс в живописи»; «Южный Урал в живописи»; принцип художественного документализма; новый реализм 1930-х годов; региональные художественные коллекции.

Гиганты Урала. Обложка каталога. М.,1931 г.

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

Уральский регион, расположенный посреди России и имеющий свою историю, уходящую в глубокую древность планеты, ее природы и социальной жизни человека и общества, по-своему уникален в истории отечественного и мирового искусства. Возникновение искусства в эпоху верхнего палеолита (знаменитая Капова пещера - Шульган-таш на Южном Урале, территория Башкирии), этапы его последующего развития впол-

не соответствуют мировой хронологии и периодизации искусства, исчисляющей и вымеряющей эпохи, закономерности, стили, направления истории искусства от древности до современности, развитие видов искусства, оригинальных произведений и их авторов - всё это имеет свое уникальное преломление и измерение [15, с. 10-29]. Спрессованные толщей миллиардов и миллионов лет недра Урала несут в себе колоссальную энергию, которую из-

древле человек научился понимать, ощущать органами чувств и образно перерабатывать в своем сознании и творчестве. Металлы и минералы, сложный, разнообразный и богатый уральский горный ландшафт, протянувшийся на 2,5 тысячи километров от берегов Северного Ледовитого океана до Мугоджар на юге, горная тайга и леса, бурные реки и глубокие озера, лесостепь в предгорьях, переходящая в степь, - трудно найти место за Земле, где были бы так тесно сплетены онтологические, природные и гуманитарные основы бытия и духовного его переосмысления, как на Урале. Народы, заселяющие Урал с древности, ментально вросли в этот мир, взаимодействовали с ним в течение тысячелетий, испытывая присущую человеку органическую потребность к преобразованию реальности и самого себя, к созиданию и творчеству. Художественная обработка металла и камня, глины, дерева, растительных волокон породили различные виды искусства: литье, гравировку, чеканку, керамику, резьбу и роспись по дереву, ткачество, вышивку и кружевоплетение, архитектурно-строительное искусство. С развитием религиозных верований и сложением культов мировых религий, с распространением на Урале христианства возникло хра-мостроительство, школы иконописания, деревянная христианская скульптура, лицевое шитье. В эпоху нового времени - эпоху Просвещения гигантская спираль от древнего первобытного реализма развернулась с новой убедительной силой, знаменуя огромную роль искусства в познании мира и отражении представлений о нем в искусстве. Традиции просвещения - стремления к объективному знанию - были преломлены в России в ХХ столетии, особенно после Октябрьской революции, когда новая власть Советов, сменившая монархию, создала свою идеологию и программу построения нового, как утверждалось, справедливого общества, где человек с детства приобщен к знаниям и освоению реальности, для того чтобы в свободном созидательном труде строить новый светлый мир. С 1917 по 1991

год Россия жила в этой парадигме, в которой в формировании мировоззрения, идеологии, этики, педагогики большое внимание уделялось искусству. Опираясь на огромный опыт искусства и его место в духовном преобразовании человека и общества, советская власть уделяла большое внимание развитию народного творчества, пробуждению любви к искусству и приобщению к нему с самого раннего возраста. Уроки рисования в детских садах и школах, система специальных учебных заведений - художественных школ, училищ, высших учебных заведений - способствовала воспитанию профессиональных художников, а также формированию огромной массы зрителей. Сознавая огромную силу воздействия искусства, советское государство выработало идеологию активного вовлечения художников во все области общественной жизни, вплоть до военно-революционной и производственной сфер. Агитационное искусство влияло на формирование массового сознания [8, с. 80-101; 1], в котором утверждалась важность выполнения тех или иных задач, стоявших перед обществом. Универсалии искусства использовались амбивалентно: с одной стороны, искусство свойственным его природе образом отражало высшие гуманистические идеалы и ценности; с другой - становилось средством скорейшего достижения целей, когда человек был объектом воздействия. При этом сфера художественной жизни и ее составляющие - система образования, творческие организации, объединяющие профессиональных художников, художественная критика и искусствознание, выставочные залы и музеи с их постоянно формирующимися собраниями - могла существовать благодаря реализации программы развития искусства в масштабе страны.

Для исполнения своей миссии искусство должно было развиваться свободно, не испытывая грубого контроля и жестких идейно-творческих ограничений. В бегло обозначенных здесь положениях лежит основное противоречие развития жизни искусства всего советского периода. С одной стороны,

Н.А. Русаков (1888-1941). Автопортрет в красной рубахе. 1935.

Холст, масло 74х56

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

постоянный контроль государства, с другой - огромная самоотдача, мастерство, честная и страстная гражданская позиция художника, отстаивающего истину в своем творчестве.

Обращаясь к реальной истории искусства ХХ века на Южном Урале [21, 22], мы можем констатировать, что региональное искусство развивается в русле общих закономерностей и локальных разновидностей историко-сти-левых и смысловых характеристик искусства. Повсюду - в Уфе, Челябинске, Оренбурге, Магнитогорске, Златоусте, малых городах - наблюдаются тенденции к самообразованию организационной структуры художественной жизни: появляются художественные кружки, затем организации Союза советских художников, музеи, набирает обороты выставочная деятельность, несущая просветительскую функцию [22]. Предтечами развернутого художественного процесса стали земляки-южноуральцы, большие художники, вошедшие в историю отечественного искусства: Ф. А. Бронников, Л. В. Попов, М. В. Нестеров, Ф. А. Малявин, И. Д. Шадр, Н. А. Русаков, Д. Д. Бурлюк, А. Э. Тюлькин. Крупные творческие личности в Челябинске Н. А. Русаков (1888-1941), И. Л. Ванды-шев (1891-1964), Д. Ф. Фехнер (1897-1973), В. Н. Челинцова (1906-1981), а также художники А. П. Сабуров, П. Я. Юдаков, О. П. Перовская, Т. В. Руденко-Щелкан создали в январе 1936 г. творческую Челябинскую организацию Союза советских художников, образоваться которому помещала война, -Союз художников РСФСР был создан только в 1957 году.

Более детального исследования заслуживает проблема взаимосвязи индустриализации и искусства Урала в 1930-х годах, в частности выставка «Урало-Кузбасс в живописи». В ХХ веке на Урале искусство исполняет не только информационно-агитационную миссию, но и способствует перенастройке мировоззрения и парадигмы новой картины мира; оно приобретает невиданный размах

развития, распространения и применения. Ярким фактом реализации нового понимания миссии

т

ш

искусства становится «Урало-Кузбасс в живописи» - явление, именуемое по названию выставки произведений, созданных на территории уральских промышленных строек периода индустриализации Урала и Сибири. С конца 1920-х - начала 1930-х на Урал и на Южный Урал едут бригады художников, писателей, поэтов, журналистов, композиторов и музыкальных деятелей, чтобы отразить великий поворотный момент в истории - модернизацию старого демидовского Урала. Более ста художников из Москвы и Ленинграда побывали на Южном Урале на строительстве ЧГРЭС, ЧТЗ, Магнитогорского металлургического комбината, Синарстроя других крупных предприятий, взбудоражив местную художественную жизнь. Документальный метод отражения реальности в ее героическом моменте в искусстве получил на Урале полноту воплощения в первой половине 1930-х годов и был положен в основу сконструированного метода социалистического реализма. Партийно-литературные круги центра формулировали в начале 1930-х «программные статьи» соцреализма как метода советского искус-

ства. На Урале на промстройках шло практическое и творческое освоение динамически рождающейся реальности [5; 7; 23].

Обратимся к такому динамичному типу визуально-пространственной публикации событий социальной и художественной реальности и коммуникации, как выставка, формировавшемуся в истории искусства со времен античности и активизировавшемуся, начиная с эпохи Просвещения. Представленные на выставках в эпоху индустриализации в ХХ веке произведения графики и живописи, на поверхности которых остались следы строительных материалов, становятся мощным доказательством идеи переустройства мира и рождения уже сегодня светлого будущего. Искусство выступает наряду с другими созидательными направлениями деятельности человека мощным преобразующим футурологиче-ским фактором, и это

продемонстрировано на выставке самым убедительным и доказательным образом. Кроме того, выставка - это временная экспозиция актуального искусства здесь и сейчас, этот принцип зародился на индустриальных стройках Урала и Южного Урала в конце 1920-х - первую половину 1930-х годов и превратился в постмодернистский в 1990-е. Выставки в ХХ веке, в том числе и художественные выставки, обладают колоссальными возможностями обобщения, анализа различных явлений. Они дают ощущение непосредственного контакта с искусством того или иного периода и соприкосновения, сопереживания запечатленной реальности, собственного самостоятельного отношения, суждения, обобщений и оценки выставленных произведений, а через них и стоящей

за ними художественной реальности - и художнику-автору, и зрителю. Предшественниками больших выставок на Урале в ХХ веке, посвященных избранной теме, стали выставки уральского художника И. К. Денисова-Уральского (1864-1926) «Урал и его богатства» в Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге [11, с. 373-374], его передвижные выставки той же тематики, представлявшие собой комплексные экспозиции живописи, минералов, произведений камнерезного

искусства. Начиная с 1920-х годов выставки, как многоцелевой и многосоставный комплекс публикации явлений, становятся все более популярны и действенны как инструмент мобилизации творческого осмысления жизни. Во второй половине 1920-х, в 1925-26, 1927 годах в Перми состоялись Первая и Вторая выставки творчества современных художников Урала; в 1928 в Свердловске открылась областная выставка творчества художников Урала, а в 1929 первая выставка Свердловского филиала АХР и Областная выставка художников Урала [3, т. т. 1, 2]. Так Урал, где полным ходом в конце двадцатых развернулась индустриализация, массированно готовит рождение нового искусства индустриальной советской эпохи. Эти процессы на Урале и в центре страны

В. Н. Костяницын (1891 - 1940). Труболитейный цех Синарстроя. 1933. Холст, масло. 94,5х193,5

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

происходили практически одновременно [20, с. 70-77]. Этому немало способствовала деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР, с 1927 - АХР - Ассоциации художников Революции), устраивавшей с 1923 года ежегодные тематические выставки и основывавшей свои отделения в крупных городах - культурных региональных центрах страны и даже в Западной Европе.

Начиная с 1930 года в Москве организуются выставки работ художников, командированных Всекохудожником (еще нет союза художников, но это движение его готовит) на индустриальные стройки Урала: «Социалистическое строительство в советском искусстве» 14 декабря 1930-14 января 1931 года, проходившая в Москве на Кузнецком мосту, 11; в феврале 1931 года - выставка отчетных работ художников, командированных в районы индустриализации и колхозного строительства (114 художников-участников, 257 произведений живописи и графики); в мае 1931 года в Музее Революции в Москве - новая выставка «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве» с разделами: индустриальное строительство, индустриализация сельского хозяйства, новый быт, участие масс в социалистическом строительстве и классовая борьба, портреты вождей и деятелей СССР (76 художников, 128 произведений); выставка «Искусство третьего решающего года пятилетки», ноябрь 1931 - январь 1932 года в Третьяковке, посвященная 14-й годовщине Октябрьской революции с разделами: 1. Кризис капитализма и обострение классовой борьбы в странах капитала. 2. СССР и капиталистические страны. 3. Красная армия. 4. Социалистические методы труда в СССР. Ударничество, соцсоревнование. 5. Социалистическое строительство. 6. Реконструкция сельского хозяйства. 7. Культурное строительство. 8. Реконструкция городского хозяйства [3, т. 1; т. 2]. Последующие художественные выставки «Гиганты Урала», в выставочном зале по ул. Кузнецкий Мост, 11 в сентябре-октябре 1931 [4; 12, с. 99-100],

и «Урало-Кузбасс в живописи» 1935-1936 гг., организованные Всероссийским кооперативным товариществом «Художник» в Москве, Уфе, Свердловске, Новосибирске и Челябинске, затем в других уральских городах, поставили Урал в центре внимания всей страны как пространство рождения новой индустрии и нового этапа современного искусства.

Новым было все: маршруты «карты похода художников» - главные центры строительства гигантов советской индустрии: Магнитогорск, Челябинск, Свердловск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Златоуст, промстройки Западной Сибири, Башкирии и Казахстана. С кистью, карандашом и углем в руках художники исследовали заводы и стройки Урала, называя свой творческий труд по сбору изоматериала художественно-исследовательской работой, а объектами исследования - ударников уральского строительства, их героический труд, а также рождающийся в результате их труда новый индустриальный пейзаж, «т. е. вид обширных пространств, волей революционного пролетариата и гениальным предвидением его вождя ВКП (б) обращенных в опорные пункты социалистической экономики» [3, т. 1; т. 2]. За период с конца 1920-х до середины 1930-х на Урале в творческих командировках, подобных высадке десанта, побывали более ста московских и ленинградских художников. В каталогах к выставкам указывалось, что выставки отражают ту или иную часть урало-кузбасской проблемы, что произведения являются собственностью рабочих Урало-Кузбасса.

Критика начала 1930-х отразила специфичность и новизну художественного материала, представлявшегося на выставках: «Перед нами ряд художественных произведений - живопись, рисунки, на которых кое-где уцелели крупинки угля и руды, приставшие к полотну или бумаге во время работы художников в шахтах и карьерах железного Урала. Мы хотим этим сказать, что далеко не все, находящееся на выставке, показано в завершенном, чистовом виде.

Значительное число вещей представляет из себя материал для дальнейшей более углубленной, более обобщающей проработки художника» [4].

В нарастающем ритме строек фактом художественно-репортажного отражения и одновременно мощным обобщением напряженного творческого созидания индустрии и искусства стала выставка «Урало-Кузбасс», состоявшаяся в июле, октябре-ноябре и в конце 1935 года соответственно в Уфе, Новосибирске и Свердловске, в марте-апреле 1936 года в Челябинске [18]. За два года художники осуществили огромную работу: ими написано около 500 произведений, в том числе и крупномасштабных. Принимая во внимание огромное политическое и культурно-воспитательное значение происходящих событий и их отражение в творчестве художников, Московский союз советских художников (МОССХ) принял решение: прежде чем показать выставку в Свердловске и Москве, про-экспонировать ее по разделам в Уфе, Новосибирске и Челябинске.

Читая прессу тех лет, находим подтверждение целенаправленному воплощению идеи формирования так называемого метода социалистического реализма в художественной практике первой половины 1930-х годов и прежде всего на Урале - искусство в советской стране все более становится зеркалом государственной политической программы и средством визуальной художественной пропаганды.

Газета «Уральский рабочий» писала: «До сих пор в Свердловске не было ни одной выставки, которая могла бы быть приведена в какое-либо сравнение с выставкой «Ура-ло-Кузбасс» [19].

Выставка имела четыре раздела: индустриальный (самый большой); историко-революционный (самый интересный, по мнению рецензента); сельскохозяйственный, жанрово-бытовой живописи [18]. Крити-

ка отмечала сложность разработки новой для художников индустриальной темы, где еще не накоплено больших традиций. Упреки в формализме получил А. Нюрнберг за его картину «Ударники Омской железной дороги» и Н. Шестопалов в картине «Пугачев на Белорецком заводе», в ущерб теме забывший о живописной культуре, по мнению рецензента. Среди мастеров индустриального пейзажа особые достижения отмечены в творчестве Б. Яковлева («Бакальский рудник», «Строительство Саткинского завода «Магнезит» - ныне в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств) [9, с. 181]. Портреты ударников ЧТЗ Ф. Модорова оцениваются как большая творческая удача (также в собрании ЧГМИИ) [9, с. 121-123]. В историко-револю-

Б. Н. Яковлев. (1890 - 1972). Рудник. Сатка. 1934.

Холст, масло. 141x100

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

В. Н. Костяницын. Три ударника. Синарстрой. Инженер Кораблинов, рабочие Васильев и Елфимов. 1932. Холст, масло. 127х113

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

ционной теме подчеркнуто высоко оценена картина ленинградского художника А. Любимова «Челябинский пересыльный пункт», где среди ссыльных, выходящих из ворот пересыльной тюрьмы на окраине Челябинска, изображен Сталин (ныне картина в Киевском музее русского искусства). Сравнительно недавние события Гражданской войны, связанные с Уралом, столичные художники, несомненно, изучали, стремясь отразить уральский революционный хронотоп. В наши дни на выставках в Челябинске привлекли внимание два полотна историко-революционного жанра из урало-кузбасского комплекса произведений: картина Н. М. Ко-чергина «Контрреволюционное выступление чехословацких отрядов», 1935 г. (в собрании Государственного исторического музея Юж-

ного Урала, Челябинск), которой посвящена книга историка Е. В. Волкова, недавно вышедшая в свет [2], а также картина П. П. Со-колова-Скаля «Ночной разговор», посвященная В. И. Чапаеву (в собрании ЧГ-МИИ) [9, с. 153].

Выставка «Урало-Кузбасс в живописи» была открыта в Свердловске в декабре 1935

- январе 1936 г., затем перевезена в Челябинск, где открылась 30 марта в клубе ЧТЗ и в помещении ФЗУ ЧТЗ имени Сталина (актовый зал и фойе) [5]. В ее состав входили произведения художников Москвы, перечисленных на афише (архив ЧГМИИ): Н. Бе-лянин, Л. Вязьминский, Л. Веселовский, К. Вялов, С. Герасимов, Г. Горелов, Д. Деви-нов, Б. Дейкин, Б. Иогансон, В. Карев, К. Козлова, Н. Козлов, К. Корыгин, В. Костяницын, П. Котов, В. Крайнев, Е. Львов, Ф. Малаев,

A. Марков, Е. Машкевич, В. Мешков, П. Мещеряков, И. и Ф. Модоровы, Ф. Невежин, Н. Никонов, А. Нюренберг, В. Перельман, С. Петров, Ю. Пименов, П. Покаржевский,

B. Почиталов, В. Рождественский, Н. Ромадин, Б. Рыбченков, А. Северденко, Л. Дроздов, Л. Старков, Б. Такке, Б. Терпсихоров, Д. Топорков, В. Финогенов, Е. Хохлов, Г. Ше-галь, Н. Шестопалов, Ф. Шурпин, Б. Яковлев, О. Яновская. Из художников Ленинграда в выставке участвовали: В. Апостоли, В. Белкин, Г. Бибиков, И. Бродский, П. Буч-кин, И. Владимиров, Е. Жаба, И. Колесова, Н. Кочергин, В. Кучумов, А. Любимов, Т. Ля-кин, Л. Рутковский, П. Смуркевич, К. Соколов, П. Строев, А. Уханова, В. Федоров, Я. Чахров. В выставке приняли участие художники Свердловска (И. Слюсарев и др.), Уфы (И. Урядов и др.) и Челябинска: И. Ван-дышев, А. Корабельников, Н. Никулин, Т. Руденко-Щелкан, Н. Русаков, А. Сабуров, А. Самохвалов, А. Сосновский, А. Тарасов, Д. Фехнер, В. Челинцева, П. Юдаков (и др.)

- практически весь творческий состав Союза художников Челябинска, образованного в январе 1936. Не все участники были названы в афише.

На выставке в Челябинске было организовано посещение школами, ФЗУ, предпри-

ятиями. Выставка стала большим событием в Челябинске. Газета «Челябинский рабочий» призывала горожан, «чтобы каждый трудящийся, студент, ученик школы побывал на выставке и внимательно ознакомился с ней» [7].

Значение выставки «Урало-Кузбасс» огромно. Она вслед за двумя тематическими выставками, названными выше, знаменовала рождение ведущего метода советского искусства художественно-документального реализма, получившего толчок для своего развития на гигантских стройках индустриализации Урала и Сибири. Выставка разбудила народ, культурную общественность, послужила мощным импульсом к развитию местной художественной жизни на Урале, образованию творческих союзов художников в Свердловске и Челябинске, открытию художественных музеев в Свердловске (1935/36) и Челябинске (1939/40) [24, 25].

Выставка «Урало-Кузбасс в живописи» 1935 /36 имела большой резонанс на Урале и в России и получила продолжение: из нее была сформирована передвижная выставка «Южный Урал в живописи», которая прошла по маршруту: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст - инструментальный завод, Златоуст - металлургический завод, Троицк (город), Троицк-Железнодорожный, Копейск, Курган, Кыштым, В. Уфалей, Касли, Трубный завод (Синарстрой, Первоуральск), УАЗ, Каменск, Шадринск, Карабаш, Сатка, Аша, Миньяр. Предполагалось отправить ее по маршруту далее в Казахстан, но это не было осуществлено. С октября 1936 по февраль 1939 года выставка посетила более 16 пунктов. Экспозиция размещалась обычно в клубных зданиях. Только за 1938 год выставку посетило 77030 человек. Работу с передвижной выставкой вел искусствовед, художественный критик, член Союза советских художников Л. П. Клевенский. Из его «Отчета о работе выставки «Южный Урал в живописи в 1938» узнаем, что «выставка представляет собой собрание картин московских и ленинградских художников, которые были выделены из фонда большой

выставки «Урало-Кузбасс живописи», организованной Всекохудожником в 1932-35. И. Дроздов представлен полотном «Златоу-стовские пролетарии в борьбе за 8-часовой рабочий день в 1897». А. Максимов дал полотно «Златоустов ская бойня 1903», П. Со-колов-Скаля - полотно «Ночной разговор». Н. Шестопалов выставил эскиз «Пугачевщина», Сашин - «Октябрь 1917 в Челябинске». Есть работы Ф. Модорова «Общий вид ЧТЗ», «Паросиловая ЧТЗ», «Бригада бетонщика Монахова», портреты ударников Резничен-ко, Баландиной, Кондратова, Фомина, портрет Л. Б. Сафразьяна. Борис Яковлев экспонировал три пейзажа Сатки. В. Костяницын - индустриальный пейзаж «На стройке трубного завода», портреты каменщиков Шеста-кова, Некриной, трех ударников на лесах. Колесов показал пейзаж «Вид на р. Исеть», «Пейзаж с коровами», «На работе». В. Карев «Установка танков в инструментальном цехе ЧТЗ», «Портрет прораба Новикова», «Перспектива инструментального цеха». Далее перечислены художники Лякин, Козлов, Е. Львов, Кучумов, К. Соколов, Б. Ры-бченков, Мешалкин, Корыгин, Белянин, Соловьев, Бучкин, Чахров, Жаба, Кочер-

Артпроект «Первая пятилетка» 2018. Группа мастеров Челябинского государственного центра народного творчества. Текстиль, лоскутная мозаика.

Челябинский государственный центр народного творчества

гин, Любимов, их картины и карандашные наброски, исполненные на строительстве предприятий Алюминькомбината (опытного завода), в шахтах, кузницах, цехах Магни-тостроя, Кочкарьзолота, Станкозавода, сат-кинского завода «Магнезит», Карабашского медеплавильного завода, Юрюзанских домн и др. - всего 95 картин. В ряде городов в экспозицию были включены работы местных художников и учащихся школ. Посещение носило коллективный организованный ха-

Н. А. Русаков. Советская симфония. Портрет сына Олега. 1935. Из цикла «Молодежь страны Советов». Холст, масло. 74х56

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

рактер, что давало возможность для проведения лекций, бесед, семинаров и консультаций [23, с. 80, 81, 112].

Таким образом, выставка «Южный Урал в живописи» выполняла две главные цели: знакомила трудящихся и учащуюся молодежь с подлинными произведениями современного искусства, исполненными ведущими художниками страны; помогала выявлению талантов на местах и активизировала местную художественную жизнь, творчество профессиональных художников, способствовала их объединению в творческую организацию.

В отчете 1938 Л. П. Клевенский писал: «В октябре исполняется двухлетие нашей передвижной выставки (...). Выставка завершает свою работу. Сохранить выставочный фонд можно двумя путями. Первый (линия наименьшего сопротивления) - передать его хозяевам полотен (Востоксталь, Всеко-художник, Углетрест и т. д.). Сделать так - значит распылить цельное. Второй путь: отметить двухлетие выставки открытием в Челябинске областной картинной галереи (. ). Причем мне перспективы картинной галереи мыслятся как большого культурного мероприятия. В нее должны войти выставка «Южный Урал в живописи» полотнами, переданными из нашего же фонда а) областному музею; в) 15 полотен крупнейших художников, в том числе заслуженного деятеля искусств И. Грабаря, принадлежащих облисполкому; в) лучшие экземпляры картинных фондов районных музеев - Златоустовского (художники Маковский, Левитан), Шадрин-ского (художник Бронников), Миасского и Каменского (старинная прекрасная иконопись), г) работы художников области (. )». Приведенная докладная записка - первый проект будущего музея [25].

Выставка «Урало-Кузбасс в живописи» и ее вариант «Южный Урал в живописи» способствовали концентрированию усилий по выявлению образа и типологии художественного музея и ускорили определение конкретных путей и мероприятий для осуществления этой цели.

В первой половине 1930-х на Урале возникают пейзажи уральских окрестностей, панорамы и индустриальные пейзажи строек крупных промышленных предприятий, портреты людей, создающих их своим непомерно тяжелым и самоотверженным трудом с верой в будущую лучшую жизнь. Ре-портажный документальный реализм 1930-х был заложен в основу социалистического реализма как один из его элементов и нашел продолжение в картинах на историко-революционную тему советского периода, усиленный большей идеологической направленностью. Интересен глубинный смысл происходящего - документальный подход в искусстве, принцип репортажного реализма, правды факта положил начало концу утопии...

В собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств хранятся эти раритеты советского индустриального искусства, возникшие в огнедышащей лаве Урало-Кузбасса. Это полноценные с художественной точки зрения качественные произведения Ф. Модорова, С. Рянгиной, Б. Яковлева, В. Корыгина, В. Костяницына, В. Кучумова, П. Соколова-Скаля, Я. Чахрова.

Нарастающий темп индустриализации и политизации внутренней жизни страны, бурного срастания жизни и искусства в атмосфере строительства социализма, как было провозглашено на XVIII съезде ВКП (б) - построенного в основном к концу 1930-х гг., вылился на финальном этапе в экспозицию выставки, отразившей и подытожившей в искусстве происходившие в стране модернизационные процессы колоссального масштаба. 18 марта 1939 в день открытия XVIII съезда ВКП (б) в Москве в помещении постоянной строительной выставки на Фрунзенской набережной состоялось открытие самой грандиозной художественной выставки советского времени, посвященной индустриализации - «Индустрия социализма». На выставке приняли участие 479 художников, 1015 произведений, причем не только традиционно для таких выставок станковыми видами искусства жи-

вописью, графикой, скульптурой, но и художественными лаками, фарфором.

Выставка имела государственное значение: она публиковала средствами искусства через созданные крупными мастерами произведения победу советской государственной политики. Выставка была организована Народным комиссариатом тяжелой промышленности СССР по постановлению Совета народных комиссаров.

Во вступительной к каталогу статье говорилось, что в период подготовки выставки художников принял Серго Орджоникидзе и поставил перед ними задачи: «в своих произведениях они должны показать не только заводы и комбайны и не только их работу, не только, как машина поднимает пласты земли, но и то, как люди, работая на машинах, борясь со стихией, изменяя лик земли, изменяются сами и как изменяется их психология» [6].

В статье заявлены сложившиеся в течение 1930-х годов и уже работающие на практике программные принципы видения властью места и роли искусства: революция открыла музеи и сделала достоянием народа величайшие произведения искусства; она освободила художника от кабалы и зависимости капиталиста и помещика. Советский художник творит для народа, и народ ценит и любит своих мастеров. Советское государство поддерживает художника и помогает ему. Партия и правительство внимательно и любовно выращивают новое искусство - искусство социалистического реализма (6).

Выставка «Индустрия социализма» явилась визуальным подтверждением сложившейся государственной системы и структуры, в которую было вмонтировано в строго отведенных границах изобразительное искусство. Новую социальную реальность искусство в рамках допущенных средств его языка должно было делать визуально зримой.

Экспозиция выставки строилась как анфилада семнадцати залов с четырьмя перпендикулярными примыкающими к ней ритмично расположенными залами-высту-

пами. Каждый зал имел заданную тему: 1. Избранники народа; 2. Карта СССР из самоцветов; 3. Страницы прошлого, гражданская война; 4-5. Индустрия крепит оборону СССР; 6. Новое лицо страны; 7, 10. Новостройки двух пятилеток (2 зала); 8. Социализм вошел в быт; 9. Большевики открыли богатства страны; 11. Ударники пятилеток;

Н. А. Русаков. Южный Урал. У разъезда Гремячий ключ. 1934.

Холст, масло. 98x115

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

12. СССР стал металлическим; 13-14. Новые города, новые люди; 15. Жить стало лучше, жить стало веселее; 16. Огонь по врагам! (сатира); 17. Советская Арктика и освоение Севера.

Закономерно, что после окончания Великой Отечественной войны, когда начали восстанавливать Челябинскую картинную галерею, директор Г. Н. Лапин, научный сотрудник Л. П. Клевенский обратились в Комитет по делам искусств СССР с просьбой передать в собрание уральского музея произведения выдающихся современных художников, в Челябинск был отправлен ряд картин с этой эпохальной выставки, в годы войны хранившейся в эвакуации в Новоси-

бирске. Эти феноменальные большеформат-ные холсты К. Юона, А. Герасимова, М. Са-рьяна, А. Дейнеки, Б. Иогансона - образ большого сталинского стиля, - исполнены выдающимися художниками, работавшими еще до революции, а также представителями нового советского поколения живописцев [9, с. 180, 169, 149, 74-75, 85].

Так на Урале, на Северном, Среднем и Южном, среди бурного строительства новой промышленности и нового человека, утвердились в искусстве принципы документализ-ма, непосредственного визуального впечатления от восприятия движущейся реальности, живописи и графики факта, ставшие частью основ искусства социалистического реализма. В Челябинске, исполнившем в годы войны патриотический подвиг огромного и тяжелейшего труда во имя победы и превратившемся в послевоенное время в центр Южного Урала, оказались собранными в коллекции советского искусства областного художественного музея не только картины, созданные здесь в период индустриализации, но и выполненные крупными советскими мастерами в 1930-1950-е годы, продолжившими идеи строительства новой жизни и героизма народа. Эти картины стали символом социализма и образовали своего рода заповедник искусства соцреализма в собрании Челябинской картинной галереи (в настоящее время ЧГ-МИИ).

Размышляя об итогах выставки «Ура-ло-Кузбасс в живописи», хочется обратить внимание на ее значение для всего советского искусства и особенно - для развития регионального уральского варианта отечественного искусства 1930-х годов и последующих периодов искусства ХХ века.

Более детально возможно представить эту картину только после выявления в музейных и других фондах произведений, экспонировавшихся на этой эпохальной выставке, по-

следующей полной публикации всего фонда произведений этого могучего комплекса -в форме выставки-реконструкции, проведении исследовательских и реставрационных работ, подавляющее большинство которых не реставрировались и не экспонировались после знаменитой Урало-Кузбасской выставки почти столетие.

Приближение к освоению урало-кузбасской коллекции началось на Урале в 1970-е годы в Челябинской областной картинной галерее, открывшейся на базе этой коллекции в 1940 по замыслу основателя и первого директора Л. П. Клевенского, возившего передвижную выставку «Южный Урал в живописи» во второй половине 1930-х годов. Проведение, в последующие десятилетия, начиная с 1970-х, исследовательской, реставрационной и экспозиционной работы создало основания для накопления качественной информации. Одним из первых событий, публично открывших произведения ура-ло-кузбассовского цикла из собрания ЧОКГ, был показ этюдов и портретов строителей и строительства Челябинского тракторного завода в экспозиции открытого к 50-летию ВЛКСМ заводского музея ЧТЗ. В декабре 1983 - мае 1984 года в Челябинской картинной галерее была открыта выставка «Советское искусство 1917-1983. Анализ коллекции ЧОКГ»; к ней впервые после войны были натянуты на подрамники, прошли консервацию и реставрацию и были показаны на выставке большеформатные произведения А. Герасимова, С. Рянгиной, Б. Яковлева и ряда других авторов, что позволило сформулировать проект предполагаемой совместной работы музеев Челябинска и Кемерово как раз накануне первого учредительного съезда Союза музеев России в 2002 году. Проект этот в постперестроечный период критического отношения к искусству социалистического реализма («официального искусства») не вызвал энтузиазма в Министерстве культуры России (его посчитали «местным») и у музейщиков г. Кемерово (которых «сырой материал» урало-кузбас-совских этюдов не вдохновил). Так что об-

ращение к этому комплексу произведений и событий сегодня, когда время отодвинуло от нас эти горячие события почти на столетие, назрело как первостепенная актуальная проблема и задача в изучении и публикации большого и значительного историко-худо-жественного пласта отечественного и мирового искусства. К тому же, масштаб значения выставки - общероссийский в той же степени, как и региональный, уральский. Полнота структуры и содержания процессов в художественной культуре по-настоящему впервые оформилась начиная именно с 1930-х годов, благодаря социально-экономическим и культурно-художественным преобразованиям во втором десятилетии советской эпохи. Для судеб искусства Южного Урала и Большого Урала значение Урало-Кузбасса важно и в процессе основания и развития художественных музеев региона и образования художественной жизни, отделений Союза художников. На выставке «Урало-Кузбасс

С. В. Рянгина. У шахтной печи. Завод «Магнезит». 1934.

Холст, масло 176x150

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

в живописи» впервые вровень друг с другом встали в единый экспозиционный ряд мастера Москвы и Ленинграда и художники Урала. Для Челябинска очевидно утверждение достижений живописца Н. А. Русакова (18881941), показавшего свои картины и портреты из серии «Молодежь страны Советов» и «Молодежь колониального Востока» рядом с работами сокурсников Казанской школы и Московского художественного училища живописи, ваяния и зодчества. Ученик основоположника живописи ХХ века в Челябинске Н. А. Русакова А. П. Харин вспоминал, как накануне их учитель Николай Афанасьевич с волнением ожидал открытия выставки и говорил студийцам: мол, наконец, все увидят, кто живописец и рисовальщик, а кто ... (дальше следовало резкое народное выражение (14, с. 140). Имелись ввиду сложные взаимоотношения, часто встречающиеся в творческой среде, в том числе внутри челябинского коллектива художников, в частности, между Русаковым и Сабуровым и их школами-студиями. В целом в жизни страны и в искусстве обстановка была чрезвычайно напряженной: в середине 1930-х гг. вовсю вступил в действие репрессивный аппарат, жертвой которого вскоре стал челябинский живописец пламенеющего колорита, художник-ориенталист в 1910-1920-е гг., ученик Н. И. Фешина и К. А. Коровина Н. А. Русаков. Несомненно, значение выставки «Ура-ло-Кузбасс в живописи» было чрезвычайно важным в творчестве Н. А. Русакова и его современников - уральских художников; оно стало решающим для становления художественной культуры Челябинска в ХХ веке, и шире - для советского искусства.

Осознавая актуальность проблемы му-зеефикации и историко-современнной интерпретации урало-кузбасской проблемы во всей ее сложности и многогранности, ЧГМИИ, открывшийся как Челябинская государственная картинная галерея в 1940 г., к 80-летию экспонирования выставки «Ура-ло-Кузбасс в живописи» в Челябинске с декабря 2016 по май 2017 года развернул в здании картинной галереи выставку «Ударным тем-

пом, полным ходом!» из собрания. Концепция выставки, на которой были представлены тридцать пять произведений с выставки «Урало-Кузбасс» восемнадцати художников (примерно десятая часть той исторической выставки) осмысливалась как художественная хроника эпохи индустриализации. Впервые в таком объеме после 1936 года произведения урало-кузбасского комплекса предстали для обозрения восемьдесят лет спустя после их создания. Часть произведений была отреставрирована на спонсорскую помощь Сбербанка реставраторами ЧГМИИ с привлечением художника-реставратора Строгановской художественной-промышленной академии Ф. Гузанова.

Некоторые произведения портретной и индустриально-пейзажной живописи с выставки «Урало-Кузбасс» из собрания ЧГМИИ были включены в экспозицию выставки живописи 1920-1940-х гг. «Без границ», экспонировавшуюся 6 декабря 2018-24 февраля 2019 года в Челябинском музее изобразительных искусств. На этой выставке состоялась презентация опубликованного научного каталога собрания отечественного искусства 1920-1950-х Челябинского ГМИИ [9], в котором впервые отражена знаменательная для музея коллекция, положенная в 1939 году в его основание.

В июне 2019 года картины урало-кузбасского комплекса были показаны в Екатеринбурге на Уральском культурном форуме, на выставке «Искусство первых пятилеток», в состав экспозиции были включены произведения урало-кузбасского комплекса. Экспозиция была дополнена серией текстильных работ в лоскутной технике, исполненных методом свободной импровизации по композициям плакатов советских художников периода индустриализации творческим коллективом народных мастеров при при Челябинском государственном центре народного творчества, экспонировавшихся на международной выставке и удостоенных Гран-при. В этой серии отражены связи, параллели и пересечения 1930-х и 2010-х гг., современного пластического осмысления образов со-

бытий, типичных персонажей и стилистики времени и искусства 1930-х годов в сплаве народной и индустриальной массовой культуры, живого наследия авангарда в интерпретации современных народных мастеров - в технике лоскутной мозаики, уходящей корнями в русское народное крестьянское искусство.

После возвращения из Екатеринбурга с уральского культурного форума, в дополненном варианте выставка была еще раз про-экспонирована в августе 2019 г. уже в другом помещении ЧГМИИ - в Александровском зале здания на главной площади Челябинска. Даже при невозможности осуществить сегодня полноту показа урало-кузбасского комплекса очевидно, что обращением к поднятому из фондов музея живописному циклу картин, этюдов, типизированных портретов рабочих и инженеров, индустриальных и сельских пейзажей - эта выставка стала событием в культурной и социальной жизни города и региона, взволновавшим поколения горожан. Урбанистический облик индустриального Челябинска, созданный в 1930-е годы, история строительства промышленных сооружений - известных заводов ЧТЗ, станкозавода имени Серго Орджоникидзе, жилых кварталов, сделали эту выставку фактом возвращения благодарной социальной памяти народа уральского региона, работавшего для всей России и в мирное время, и в период защиты Отечества. Значение выставки усиливается не только историческим значением, но и качеством художественных достижений советской живописи 1930-х годов, очевидных, несмотря на этюдный характер, обусловленный походными условиями, в которых создавались станковые работы различных жанров. Рождение нового искусства в напряженном ритме строительства новой индустрии и социалистических городов, формирование новых соотношений материального и духовного, функционального и художественного, характерных содержания, пластического языка и формы было утверждено на Урале «в буднях великих строек».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Булавка Л. А. Социалистический реализм: превратности метода. Философский дискурс. М.: Культурная революция, 2007. - 272 с.

2. Волков Е. В. Площадь павших революционеров: чехословацкий «мятеж» глазами советского художника. Челябинск: издательство «Каменный пояс». -158 с.

3. Выставки советского изобразительного искусства: справочник. Т. 1. 1917-1932; т. 21933-1940. М.: Советский художник, 1965-1967.

4. Гиганты Урала. Выставка Всероссийского кооперативного товарищества «Художник». IX-X 1931. Работы выездной бригады художников. Седьмая выставка. Москва, 1931, Кузнецкий мост, 11.

5. Зубрецкий П. Урало-Кузбасс в живописи // Челябинский рабочий. 1936. 27 марта.

6. Индустрия социализма. Всесоюзная художественная выставка: каталог выставки. Государственное издательство «Искусство». Москва - Ленинград, 1939. - 50 с.

7. Ирвина И. Зрители и культурники (Размышления на выставке «Урало-Кузбасс») // Челябинский рабочий. 1936. 21 апреля.

8. Круглова Т. А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль.: Дисс... докт. филос. н. Екатеринбург, 2005. - 420 с.

9. Отечественная живопись 1920-1950-х годов: каталог коллекции/сост. Н. А. Козлова. Челябинск: ЧГМИИ, 2018. - 191 с.

10. Сегодня открытие выставки (Урало-Кузбасс) // Челябинский рабочий. 1936. 30 марта.

В.В. Карев (1886 -1969). Портрет прораба Новикова. 1932. Холст, масло 115x52

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

11. Семенова С. К. Алексей Денисов-Уральский. Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2012. -392 с.: ил.

12. Трифонова Г. С. Выставки «Гиганты Урала» (1931), «Урало-Кузбасс в живописи» (1935) и «Южный Урал в живописи» (1936) как феномен художественной традиции уральской историко-культурной зоны: традиции и новации в отечественной духовной культуре: сборник материалов IV Южно-Уральской межвузовской науч.-практ. конф./науч. ред. Н. П. Парфентьев. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. С. 99-110.

13. Трифонова Г. Картинная галерея/Челябинск: энциклопедия (пилотный экз). Челябинск: «Каменный пояс», 2001. С. 351-356.

14. Трифонова Г. С. Николай Русаков. Жизнь и творчество. 188-1941. «.Я смотрел зачарованным глазом.». Челябинск, 2004. - 160 с.: цв. ил.

15. Трифонова Г. С. Современное искусство Урала и уральские творческие организации Союза художников. Страницы истории и характеристика своеобразия. Современное искусство Урала. Синергия региональных и общероссийских тенденций. России: Изобразительное искусство Российской федерации. Урал/руководитель проекта К. Б. Кузьминых. М.: Пранат, 2013. С. 10-29.

16. Трифонова Г. С. Утопический эксперимент ушедшего века. Урал - заповедник искусства соцреализма // Челябинск Автограф-арт. 2007. № 1-2. С. 24-33.

17. Трифонова Г. С. Художественная культура Южного Урала 19001980-е гг. Художественная среда. Музей. Художники. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. - 271 с.: 131 ил.

18. Урало-Кузбасс в живописи. Выставка картин Урало-Кузбасс: каталог/отв. ред. М. А. Червонный. Московский и Ленинградский Союзы советских художников. Изд-во МОССХ, Свердловск. 1935.

19. Урало-Кузбасс в живописи. Открытие выставки // Уральский рабочий. 1935. 2 декабря.

20. Архив ОГАЧО. Фонд Р - 802, опись 1, ед. хр. 20. Л. 21, 22, 110-114, 118-128, 137, 138, 140, 160, 182, 199-202, 226-239, 244, 273, 279, 287-295.

21. Архив ОГАЧО. Фонд Р-802, опись 1, ед. хр. 21. Л. 32, 33, 114.

22. Архив ОГАЧО. Фонд Р-802, опись 2, ед. хр. 7. Л. 22-24.

23. Архив ОГАЧО. Фонд Р-802, опись 2, ед. хр. 10. Л. 89, 113, 117, 118, 119, 120, 162, 165, 169.

24. Архив ОГАЧО. Фонд Ф-914, опись 1, ед. хр. 19. Л. 133-136.

25. Архив ОГАЧО. Фонд Ф-914, опись 1, ед. хр. 119. Л. 33, 34, 40, 41, 75.

Об авторе

Трифонова Галина Семеновна - кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин и кафедры живописи Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского, член ВТОО Союза художников России, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» (АИС).

E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF THE URAL AND SIBERIAN ART DURING SOVIET INDUSTRIAL EPOCH OF THE 1930s. THE EXHIBITION «THE URAL-KUZBASS IN PAINTING»

Trifonova Galina Semyonovna

Candidate of historical sciences, associate professor of the Department of social and humanitarian, psychological and pedagogical disciplines, Department of painting of the South Ural state Institute of arts named after P. I. Tchaikovsky, Chelyabinsk

Abstract: The paper is devoted to one of the most difficult historical periods of modern social history and art history of Russia - the Soviet period of the 1930s. The features of the formation of Soviet art in the period of modernization, the forms of creative work of artists at the construction sites of industrialization, the formation of the organizational structure of artistic life and the genre structure of art have been considered. The author reveals the role of the Urals and Kuzbass - Siberia as the basic regions to create a new economy of the state and art, which brought up a new generation of citizens.

The author refers to the unique creative experience of Soviet art of the 1930s, which laid the foundations of the native art of subsequent periods, implemented in a group of paintings created at industrial construction sites in the Urals, exhibited at the traveling exhibition «The Ural-Kuzbass in painting» in Sverdlovsk, Ufa, Novosibirsk, Chelyabinsk, Moscow. Practically unexplored material included in the collections of the Ural art museums has been introduced into scientific use. In this regard, the paper explores the search for visual and semantic truth, dynamic plastic language, values that carry the unknown and little-known in the art world works of the Ural-Kuzbass cycle, which is of a great social, historical, artistic and aesthetic value. The research is based on the collection of the Chelyabinsk state Museum of fine arts.

Keywords: industrialization of the 1930s; exhibitions «The Ural-Kuzbass in painting»; «southern Urals in painting»; the principle of artistic documentalism; the new realism of the 1930s; regional art collections.

Архитекторы В. Масленников, П. Голышев ул. Красный Путь, 20 1929 год Фото С. Одинцовой

Архитектор Е. Семенов ул. Ленина, 8 1935 год

Фото С. Одинцовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.