Научная статья на тему 'IV МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «УРАЛ, СИБИРЬ, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»: ИСКУССТВО СИБИРИ'

IV МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «УРАЛ, СИБИРЬ, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»: ИСКУССТВО СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО СИБИРИ / ЖИВОПИСЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / КЕРАМИКА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ / THE SIBERIAN ART / PAINTING / DECORATIVE ART / CERAMICS / ART GLASS / INTERREGIONAL EXHIBITIONS / URAL / SIBERIA / FAR EAST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прошкина Ольга Алексеевна

Статья имеет обзорный характер и посвящена разделу искусства Сибири на IV Межрегиональной художественной выставке «Урал, Сибирь, Дальний Восток», организованной в Челябинске в 2020 году. На этот раз кураторы пригласили к участию только живописцев и художников декоративно-прикладного искусства. Среди главных тенденций можно отметить доминанту фигуративной живописи, стремление к яркой красочности, обобщенности форм и фактурности. Декоративно-прикладное искусство представлено главным образом красноярской школой керамики и работами художников из Омска. На данном этапе изобразительное искусство выходит в более открытое для коммуникации пространство, что увеличивает потребность в новом масштабе проектов. Так, совместные выставки трех регионов России - Урала, Сибири и Дальнего Востока - за последние пять лет неоднократно объединялись в крупные экспозиции, привлекая десятки тысяч зрителей, что доказало качественный рост интереса к современному изобразительному искусству, уверенно вышедшему за пределы исключительно профессионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IV INTERREGIONAL ART EXHIBITION “URAL, SIBERIA, FAR EAST”: ART OF SIBERIA

The article has an overview character and it is devoted to the section of the Siberian art at the IV Interregional art exhibition "Ural, Siberia, Far East", organized in Chelyabinsk in 2020. This time, the curators invited only painters and artists of decorative and applied arts to participate. Among the main trends, we can note the dominant of figurative painting, the desire for bright colorfulness, generality of forms and textures. Decorative and applied art is represented mainly by the Krasnoyarsk school of ceramics and works by artists from Omsk. At this stage, visual art is moving into a more open space for communication, which increases the need for a new scale of projects. Thus, joint exhibitions of three regions of Russia: the Urals, the Siberia and the Far East have been repeatedly combined into large expositions over the past five years, attracting tens of thousands of viewers, which proved a qualitative breakthrough in the interest in modern visual art, which has confidently gone beyond the exclusively professional community.

Текст научной работы на тему «IV МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «УРАЛ, СИБИРЬ, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»: ИСКУССТВО СИБИРИ»

УДК 74, 75 O.A. Прошкина

Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств Красноярск, Россия

IV МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «УРАЛ, СИБИРЬ, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»:

ИСКУССТВО СИБИРИ

Статья имеет обзорный характер и посвящена разделу искусства Сибири на IV Межрегиональной художественной выставке «Урал, Сибирь, Дальний Восток», организованной в Челябинске в 2020 году. На этот раз кураторы пригласили к участию только живописцев и художников декоративно-прикладного искусства. Среди главных тенденций можно отметить доминанту фигуративной живописи, стремление к яркой красочности, обобщенности форм и фактурности. Декоративно-прикладное искусство представлено главным образом красноярской школой керамики и работами художников из Омска. На данном этапе изобразительное искусство выходит в более открытое для коммуникации пространство, что увеличивает потребность в новом масштабе проектов. Так, совместные выставки трех регионов России - Урала, Сибири и Дальнего Востока - за последние пять лет неоднократно объединялись в крупные экспозиции, привлекая десятки тысяч зрителей, что доказало качественный рост интереса к современному изобразительному искусству, уверенно вышедшему за пределы исключительно профессионального сообщества.

Ключевые слова: искусство Сибири; живопись; декоративно-прикладное искусство; керамика; художественное стекло; межрегиональные выставки.

Рис. 1.

С. Е. Ануфриев (Красноярск). Вершина. 2019. Глина, глазури. Высота 68

Собственность автора

Изучение искусства предполагает систематизацию и упорядоченность: выявление общности или отличий, характерных особенностей художественных школ и творческих групп. Делать выводы намного легче спустя несколько десятилетий. Куда сложнее увидеть закономерности в искусстве современников, однако во многих статьях по искусству Сибири можно прочитать о закономерностях развития искусства региона.

Мне хотелось бы продолжить эту тему на примере экспозиции работ сибирских

живописцев и художников декоративно-прикладного искусства на IV Межрегиональной выставке «Урал, Сибирь, Дальний Восток».

Данный проект вырос из региональных выставок, которые в разных формах (крупные региональные, молодежные или секционные смотры) являются отлаженным и понятным механизмом, позволяющим собрать, показать, увидеть и осознать. Но мир меняется, обмен информацией происходит так быстро, что кажется, будто сокращаются расстояния. Это позволяет нам видеть, что делают

коллеги по всему миру, иногда даже в режиме онлайн. Возможно, такие изменения повлияли на требования к созданию более крупных художественных проектов, которые могли бы показать и обобщить творчество не только города, области или региона, но и нескольких крупных регионов страны.

В Сибири процессы осмысления нового информационного и творческого пространства за последние пять лет выразились в проведении таких выставок, как «Красный проспект» (2017) в Новосибирске и «Форма» (2019) в Новокузнецке. Оба проекта привлекли мастеров трех регионов России - Урала, Сибири и Дальнего Востока. Вторая академическая выставка отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока в Красноярске (2017), межрегиональная выставка в Иркутске «Сибирь - Дальний Восток» (2019) свидетельствуют о потребности расширения творческих границ, о желании увидеть работы мастеров других регионов и увидеть свое творчество в новом контексте.

На межрегиональной выставке в Челябинске 2020 года представлены произведения, созданные за последние пять лет, многие из них уже экспонировались на крупных межрегиональных и всероссийских проектах.

Экспозиция Сибирского региона представлена произведениями из Барнаула, Горно-Алтайска, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Томска и Хакасии. Организаторы в этот раз ограничились только живописью и декоративно-прикладным искусством. Ощущение мозаичности на крупных выставках - не редкость: много работ разного художественного качества и разных стилей.

Основные ощущения от материала, представленного на нынешней выставке:

- преобладание фигуративного искусства в разных стилистических формах;

- потребность в цвете интенсивном, солнечном, насыщенном, цвете, который образует форму. Много ярких, красочных, наполненных экспрессией работ;

- едва уловимое состояние тревоги: с одной стороны, есть мажорность звучания, с другой - это чувство зыбкое, неустойчивое.

Более предметный разговор следует начать с пейзажа - жанра, который традиционно присутствует на крупных выставках и представлен в нескольких разновидностях.

Одна из них - традиционная: это реалистич- рис. 2.

ные виды природы с красивыми далями и A.C. Войнов

тщательной, внимательной прорисовкой, (кРаснояРск)-

Музыка камня. устойчивой композицией, иногда с чуть ще- 2oi9

мящим состоянием тишины и покоя. Тако- Холст, масло.

вы работы А. Клюева и П. Баталова (Крас- 160x90

ноярск), А. Трифонова (Хакасия), Е. Бучнева

г " г т v " j автора

и В. Ельникова (Горно-Алтайск), А. Архипо-вского (Новокузнецк) и других.

Однако есть и иной подход к пейзажу, когда пространство воспринимается в крупных формах, сохраняются глубина, планы, соотношение объемов, но природные объекты максимально обобщены, а где-то и почти приближаются к геометрическим формам. Словно скульптурные осязаемые объемы, собранные в одном полотне, они весомы, правдивы и решены живописными средствами настолько убедительно, что и не требуют дополнительных пояснений. Это можно увидеть в работах В. Сергина, Н. Незговоровой, К. Войнова (рис. 2) (Красноярск), Ю. Сусина (Хакасия), С. Писарева (Иркутск). Горные массивы в своей незы-

Рис. 3.

Е.В. Боброва (Омск).

Красная отара. 2018.

Холст, масло. 200x115

Собственность автора

блемости и тяжеловесности впечатляют в работах Е. Дёмкиной (Барнаул). Ритмичность и звучность цвета наполняют работы А. Жукова (Новосибирск).

Живописное начало мощное, напряженное, энергичное как свойство таланта художника присуще работам Е. Бобровой (рис. 3) (Омск). Красный - интенсивный, сложный цвет - делает работу яркой, сочной, убедительной: нет условности, но есть цвет, и он владеет всем, захватывая, подавляя. Цвет, который определяет форму, фактуру, настроение, который имеет смысловую доминанту, проявлен в работах Г. Баймухано-ва (Омск): его городской пейзаж - сложный по фактуре, тональным переходам и деликатный по цвету. Пастозность живописной

манеры с цветовой доминантой ясно читается в картинах А. Беляева (Новосибирск), А. Межовой (Красноярск), В. Осипова (Иркутск). Цвет является определяющим и в работе В. Иванкина (рис. 4) (Новосибирск), напряженные диагонали, как пробела в древнерусских фресках, формируют динамику всей композиции.

Мощь колористического начала ощущается в беспредметной живописи Е. Дорохова (рис. 5) (Омск). Смелый, экспериментирующий художник передает красоту формы без привязки к реальности, подчеркивая цветом ее характеристики. Фактурность, некоторая уплощенность объектов и обостренность переходов присуща работам Т. Татауровой (Омск), В. Нестерова (Новосибирск). Ритмичность как формообразующий компонент прослеживается у В. Рогаче-ва (Красноярск).

Декоративность в живописи создает ощущение драгоценной рукотворности, сказочности, как, например, в работах О. Горбуновой (Омск), Е. Аблязовой (Красноярск), Г. Краснова (Хакасия), С. Элояна (Иркутск) (рис. 6). В этих произведениях ощущается связь с миром уходящим. «Современная художественная жизнь Западной Сибири характеризуется ростом интереса к древним культурным традициям, этническому искусству, символике и мифологии. В развитии этнической темы сегодня можно выделить несколько направлений, неоднозначных по ценности и масштабу. Основой творческого поиска в профессиональном искусстве становится освоение мифов и преданий народов края, этнографических, археологических и исторических материалов. Этническая тема возникает в творчестве художников, большинство из которых по рождению и образованию связаны с Сибирью» [2, с. 74-75]. Связи искусства Сибири с древними корнями - довольно интересное явление, при этом существует разделение на «неоархаику», обращение ко времени первобытного искусства, и обращение к этническим мотивам народов, проживающих на территории Сибири. На выставке в Челябинске

этнические мотивы усиливают смысловую наполненность работ Л. Арбачковой (Новокузнецк), А. Укачина (Горно-Алтайск).

В декоративном решении ощущается символичность, близость к народным поверьям, поверьям о силе рода. Восточные мотивы включаются в образы и привносят свежий ассоциативный ряд: так, в натюрморте А. Горенской (рис. 7) (Хакасия) японские предметы образуют декоративный орнамент и наполняют работу дополнительным символическим смыслом. Декоративные приемы натюрморта С. Лисицы (Омск) наполняются образами индо-тибетского эпоса.

«Важным является размежевание в сибирском искусствоведении понятий "этно" и "архео". Первое относится к любому использованию этнических мотивов, исторических цитат в произведениях искусства, второе же предполагает "умение вжиться", "овладеть" знаковой символикой древних, впустить ее в подсознание и производить на свет картины, в которых, казалось бы, нет и намека на исторические артефакты, только в высшей степени абстракция, индивидуальный язык художника» [1, с. 51].

Жанр портрета является не самым популярным сейчас, однако на крупных выставках встречаются интересные работы, раскрывающие разные аспекты: графический подход выбрала для себя Т. Ашкинази (рис. 8) (Барнаул); декоративность деталей, интерьера или пейзажей увеличивает напряжение художественного образа в работах С. Гурьева, Д. Карабчук (Красноярск). К жанровому портрету обращается В. Коробейников (Кемерово), вдумчиво и сосредоточенно подходя к созданию образа человека, реализуя возможности, которые дает многофигурная композиция с сюжетной составляющей.

Большие полотна, которые в экспозиции «удерживают стену», на современных выставках встречаются все реже. Картина «Разговор без слов» С. Горбатко (рис. 9) (Красноярск) - один из немногих примеров таких работ. Крепкая композиция, проду-

Рис. 4.

В.В. Иванкин (Новосибирск). Эскиз весеннего равноденствия. 2016-2020. Холст, темпера. 150x100

Собственность автора

манные образы и геометрические обобщения формы сочетаются с интересно решенным фоном - изображен почти сказочный лес. Работа М. Омбыша-Кузнецова (Новосибирск), как всегда, узнаваема: в ней есть гиперреализм, легкая ироничность и выверенное построение, яркие звучные цвета.

Рис. 5.

Е.Д. Дорохов (Омск).

Древний камень. 2015.

Холст, масло. 140x150

Собственность автора

Рис. б. С.Н. Элоян (Иркутск). Вифлеемская зведа. 2019.

Холст, масло. 120x120

Собственность автора

Рис. 7.

A.M. Горенская (Хакасия). Хранители границ. 2019.

Холст, масло. 120x100

Собственность автора

Обращают на себя внимание работы художников, которые раскрывают сюжетные темы в композициях с одной или двумя фигурами, подобных случайно увиденным кадрам: таковы работы С. Форостовского (рис. 10), М. Руднева, С. Назарова (рис. 11) (Красноярск), И. Катонова (Горно-Алтайск) (рис. 12), Е. Шадриной (Новосибирск). Люди в них пребывают в сосредоточенном состоянии, мы словно увидели момент мо-

литвы в работе С. Форостовского, оказались случайными свидетелями происходящего в произведении С. Назарова. В этих картинах крупный формат холста усиливает образ персонажей. Немалое значение имеет освещение, передающее настроение всего полот-на.В отдельных произведениях использован некоторый примитивизм в художественных средствах, не всегда за ним зрителям удается рассмотреть серьезные качества произведений. Работы В. Фатеева (Новосибирск) при очевидной условности композиционного построения, напоминающего театральную форму, невероятно эффектны в передаче пространства. Цвет и экспрессия мазка образуют и формы, и плоскости, и детали. Е. Бралгин (Барнаул) вводит в пространство многоцветный поток, огибающий дом воронкой, куда как бы затягивает и человека, и стадо, и небо. Тревожное настроение вызывает красочная сцена в работе Ю. Третьякова (Новосибирск). Но пространство может быть и спокойным, напряженным и замершим, как в работах С. Червова (Кемерово), Н. Молодцова (Омск).

Композиции в произведениях В. Степа-ненко (Новосибирск) и Т. Дашковой (Омск) решены лаконично, ясные формы и контрастные цвета интенсивно взаимодействуют друг с другом.

Украшением выставки стал раздел декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены работы, выполненные в различных материалах: керамика (Красноярск, Омск, Иркутск), стекло (Омск), металл (Иркутск), резьба по кости (Омск) и дереву (Кемерово). Обожженная глина хранит тепло земли, художники мастерски работают с ней, покрывая глазурью или оставляя рыхлой фактурную поверхность. «Выпускники красноярской школы - это яркие, самобытные, творчески отзывчивые специалисты, которые работают по всей Западной и Восточной Сибири. Их работы выделяются в общем контексте сибирской керамики, декоративные композиции, разные по тематике и формообразованию, обладают общими качествами и особенностями: об-

разной цельностью, лаконизмом пластики, цветовой сдержанностью, точно найденным масштабом. Пространственные пропорции форм определяют емкое звучание этих работ, будь то скульптурная пластика, предметный ансамбль или концептуальные объекты. Для сибирской школы характерно обращение не только к красоте природы региона и исконно русским традициям, но и к историческому опыту местного народного творчества» [3, 115].

Тяготеющая к растительным и архаичным формам композиция «Вершина» С. Ануфриева (рис. 1) (Красноярск) установлена на три стеклянных шара, которые словно отрывают ее от тверди. Ощущение лаконичности и завершенности передано в работах А. Ми-гаса, И. Рудой (Красноярск), А. Поляницы (Иркутск). Народные мотивы и целостность формы, идущей от первобытной керамики, ощущаются в работах, представленных С. Гинтер, Т. Криво, С. Шинкоренко, супругами Окрух (Красноярск), С. Пуртяна (Иркутск), С. Мухиной (рис. 13) (Омск). Геометрические формы иронично обыграны в работе «Нер-почка» Е. Красновой (Красноярск). Использование архитектурных мотивов в керамике создает ощущение взаимодействия предмета и пространства в произведении «Там, где живет ветер» Ю. Буренкова (Омск).

Работы из стекла производят впечатление драгоценных предметов: тонкая тональная гамма, плавная пластика стекла помогают переключиться от фигуративного искусства и отдохнуть. Произведения М. Мороз (Омск), имея очертания декоративных блюд, воспринимаются как абстрактная, но упорядоченная форма.

Это основные характеристики сибирской экспозиции. На межрегиональной выставке работы сибиряков органично вплетаются в общий контекст, состоящий из произведений художников трех регионов России. В этом взаимодействии видны параллели, пересечения творческих поисков, напряжение или гармония мысли, от которых появляется художественное пространство: творческое, живое, дышащее.

Рис. 8.

Т.В. Ашкинази (Барнаул). Леонтий Зыбайлов. 2016. Картон, масло. 42x52

Собственность автора

Рис. 9.

С.П. Горбатко (Красноярск). Разговор без слов. 2016.

Холст, масло. 175x195

Собственность автора

Рис. 10.

C.B. Форостовский (Красноярск). Ветер с гор. 2013. Холст, масло. 119x119

Собственность автора

Рис. 11. С.О. Назаров (Красноярск). Тайна. 2016. Холст, масло. 140x130

Собственность автора

Рис. 12.

И.Н. Катонов

(Горно-Алтайск).

Дети Алтая. 2015.

Холст, масло.

135x135

Собственность автора

Рис. 13. С. С. Мухина (Омск).

Старцы. 2017. Шамот, глазури. Высота 72, 70

Собственность автора

Литература

1. Коробейникова, Т.С. Археоарт как отличительная черта творчества сибирских художников авангардистов 60-80-х гг. XX века // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2012. - С. 51-54.

2. Павлова, Е.Ю. Этническая тема в современном искусстве и народные промыслы Западной Сибири // Гуманитарные науки Сибири. - Новосибирск, 2007. - №3. - С. 74-77.

3. Сысоева, Е.А., Краснова, Е.А. Симпозиумы по художественной керамике в Сибири - демонстрация лучших достижений современного декоративного искусства // Новое слово в науке: перспективы развития. - Чебоксары, 2016. - № 1-1(7). - С. 114-119.

Об авторе

Прошкина Ольга Алексеевна - кандидат искусствоведения, доцент факультета теории и истории искусств Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске.

E-mail: olga-proshkina@ya.ru

IV INTERREGIONAL ART EXHIBITION "URAL, SIBERIA, FAR EAST": ART OF SIBERIA Proshkina Olga Alekseevna Candidate of arts, associate professor at the Faculty of theory and history of art of the Moscow State Academic Art Institute named after V I. Surikov, chief specialist of the Regional Branch of the Russian Academy of Arts "Ural, Siberia and Far East" in Krasnoyarsk, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: The article has an overview character and it is devoted to the section of the Siberian art at the IV Interregional art exhibition "Ural, Siberia, Far East", organized in Chelyabinsk in 2020. This time, the curators invited only painters and artists of decorative and applied arts to participate. Among the main trends, we can note the dominant of figurative painting, the desire for bright colorfulness, generality of forms and textures. Decorative and applied art is represented mainly by the Krasnoyarsk school of ceramics and works by artists from Omsk. At this stage, visual art is moving into a more open space for communication, which increases the need for a new scale of projects. Thus, joint exhibitions of three regions of Russia: the Urals, the Siberia and the Far East have been repeatedly combined into large expositions over the past five years, attracting tens of thousands of viewers, which proved a qualitative breakthrough in the interest in modern visual art, which has confidently gone beyond the exclusively professional community.

Keywords: the Siberian art; painting; decorative art; ceramics; art glass; interregional exhibitions; Ural; Siberia; Far East.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.