ББК 87.8
А.В. Лебедева
Тенденции формирования художественной школы Югры
A.V. Lebedeva
Tendencies of Formation of Jugra Art School
Работа посвящена тенденциям формирования художественной школы севера Сибири. Рассмотрены особенности основания и развития художественного единства, которое складывается на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ключевые слова: Югра, «сибирский стиль», художественная школа, Геннадий Райшев, изобразительное искусство Сибири.
This work is devoted to tendencies in creating North-ern-Siberian art school. The author represents special features of foundation and development of artistic unity, which formed in the Khanty-Mansiysk autonomous area -Yugra.
Key words: Yugra, «the Siberian style», art school, Gennadyi Raishev, fine arts of Siberia.
Север - край самобытной архаической культуры -всегда был территорией, притягательной для художников. Настоящая работа - это шаг к обобщению и исследованию имеющегося материала по изобразительному искусству, а также художественной ситуации, складывающейся в Югре. Это начало обоснования вопроса о формировании художественной школы данного региона. Введение в общероссийское и мировое культурное пространство такой развивающейся ветви, как искусство севера Сибири, может не только дать формальное ознакомление, но и продемонстрировать органичный синтез с культурой других регионов и их художественными школами.
Приходится констатировать, что крайне мало исследовательских работ посвящено данной теме. Можно выделить два временных периода, когда отмечался рост интереса в этой области:
1. 1926-1941 гг., когда искусством северян заинтересовались столичные представители науки и культуры - В.Н. Чернецов, Н.Н. Пунин, Л.А. Месс, С.В. Иванов, А.Л. Горбунков и др.;
2. 1960-е гг. и по сегодняшний день - к данной проблематике обращались Г.Н. Тимофеев, Г.В. Голы-нец, Н.Н. Федорова, М.В. Кайгородова, Л.Г. Лазарева, В.Ф. Чирков, А.А. Белова и другие исследователи.
Именно на труды вышеназванных ученых мы опираемся в своей работе. Но стоит заметить, что на сегодняшний день не существует ни одного обобщающего исследования об исторических и культурных процессах региона, охватывающих 1920-2010 гг. Объект предложенного исследования - процесс формирования художественной школы Югры. Сегодня мы видим, как происходит интеграция между такими областями научного знания, как история, география, этнология, этнография, религиоведение, культурология, искусствоведение и др. Благодаря такой интеграции
гуманитарных наук и междисциплинарных подходов происходит более объемное видение прошлых и современных процессов в истории и культуре, что позволяет углубиться и осмыслить опыт прошлых поколений, увидеть и взять на заметку как положительные, так и негативные тенденции в развитии и становлении художественного пространства Югры.
Говоря об особенностях художественного развития Сибири начала XX в., в первую очередь отмечаем интерес путешественников, исследователей, а позже и политических деятелей к искусству коренных народов Сибири. В то же время в среде художников зарождается и озвучивается мечта о создании «сибирского стиля».
В.Н. Субботина и Н.Н. Федорова отмечают: «Особенности изобразительной стилистики сибирских народов исследовали первоначально в орнаментальном искусстве и этнографических рисунках - их собирали этнографы и художники. Необходим был толчок, концентрация усилий, чтобы “стиль заговорил” современным языком. Это оказалось возможным в практически лабораторных условиях Института народов Севера в Ленинграде. В ИНС - образовательном и научном центре - объединились усилия представителей народов сибирского Севера и столичной интеллигенции (этнографы В. Богораз, Л. Штеренберг, В. Чернецов, художники И. Соколов, Л. Месс, А. Успенский - ученики и коллеги А. Матвеева, искусствовед Н. Пунин, писатель Г. Гор). Последовательные этапы выявления и развития самобытного стиля в Художественных мастерских Института народов Севера (1926-1941) дали уникальные результаты в графике, скульптуре и живописи» [1, с. 28-32].
Итак, мы видим, что уже в 20-х гг. ХХ в. создаются предпосылки для возникновения собственной художественной школы, и уже идет речь о создании
собственного «сибирского стиля» и стилистики изобразительного искусства Обского Севера.
Наиболее последовательно и полно художественная система северян реализовалась во второй половине 1930-х гг. Так, например, в эти годы становятся известными имена живописцев селькупа Ижимбина, ханты
Н. Натускина, ненки Лампай, эвенков Терептьева и Сахарова, уда Киле Пячка.
Исследователи особо выделяют творчество ненца Константина Панкова, погибшего на фронте в 1944 г. Его работы наиболее полно сохранились и переставляют северную землю на выставочных площадях музеев России. Известный краевед Новомир Патрикеев в статье о первых литераторах и художниках Югры отмечает: «Мировое признание пришло к первым национальным художникам-студентам Института народов Севера на Международной выставке 1937 года в Париже. Золотой медалью «Гран-при» были отмечены картины наших земляков К. Панкова и Н. Натускина. Картины Константина Панкова, уроженца Саранпауля, сына мансийки и ненца, до сих пор являются украшением Ленинградского Арктического музея» [2, с. 74].
В декабре 1930 г. в числе других был образован Остяко-Вогульский национальный округ (с 1940 г. переименован в Ханты-Мансийский автономный округ). Народы, населяющие Югорскую землю, сплотились на основе этнической, экономической и культурной общности.
Исследователь становления художественных основ округа Геннадий Тимофеев пишет: «В 1930-е годы начал складываться первый опыт своеобразных форм и методов работы с полукочевым и кочевым населением Севера. В Юганске был организован «Дом остяка», который устраивал картинные выставки, проводил беседы на различные темы и ставил пьески по материалам местной жизни» [3, с. 49]. В 1937 г. при педагогическом училище Ханты-Мансийска под руководством художницы Елизаветы Гавриленко работала студия самодеятельных художников, в которой занималось 30 учащихся из коренных национальностей. К сожалению, следы ее деятельности теряются со времени начала Великой Отечественной войны. Позже, с 1947 по 1956 г., миссию продолжил художник, уроженец села Конево Самаровского района Остяко-Вогульского национального округа Иван Михайлович Конев.
1950-1960-е гг. обозначены развитием сурового стиля, общим подъемом всех направлений жизни страны, что отразилось и в изобразительном искусстве.
Так, в июле 1957 г. окружным исполнительным комитетом Совета народных депутатов трудящихся было подписано решение о создании в Ханты-Мансийске окружного Дома народного творчества (с 2003 г. Творческое объединение «Культура»). Именно это учреждение осуществляло методическую помощь коллективам и кружкам в подготовке и проведении
смотров художественной самодеятельности, создании художественных агитбригад, сборе и обработке фольклора народов ханты и манси. Первым директором был назначен музыкант В.И. Басов. В его отчете за 1958 г читаем: «Вопросами изобразительного и прикладного искусства в округе учреждения культуры до 1958 года почти не занимались. Правда, на культбазах и в центрах национальных районов иногда организовывались выставки. Но должного пропагандистского и воспитательного значения они не имели, так как готовились они наспех. Широкие слои населения в них не участвовали. Богатое по своему содержанию национальное прикладное творчество не собиралось и не обобщалось» [4. с. 16].
В 1959 г. изобразительную студию окружного Дома народного творчества возглавил талантливый художник Михаил Бронников. Под его руководством плодотворно работали молодые и не очень молодые любители кисти. Настолько плодотворно, что 28 их картин экспонировались на Всероссийской выставке в Москве [2, с. 13].
Таким образом, с середины 1950-х - начала 1960-х гг. зарождается художественное и выставочное движение в округе. В периодической печати появляются статьи о местных художниках и умельцах.
С 60-х гг. ХХ в. выставки произведений самодеятельных художников и мастеров народного творчества начинают носить регулярный характер. Это дает возможность представить самобытное искусство не только на местах, но и в окружном центре, в области, в столице, а также на мировой арене.
На 1970-е гг. приходится новый активный период изучения этнографии и фольклора народов Севера, в частности обских угров. Находясь в этнографической среде, художники, чутко реагируя на интерес к самобытности традиционных культур и проблемам ее выживания, вовлекаются в работу по сбору фольклора и орнамента.
На северной земле начинают активную работу по сохранению и передаче культуры коренных народов приезжие мастера. Известный ученый Н.М. Ядринцев был твердо убежден, что включение «инородцев» в культурную, художественно-творческую жизнь будет определенным вкладом в общечеловеческую культуру и мировую цивилизацию [3, с. 34]. Сюда жить и работать приезжают представители академической школы живописи - Иван Михайлович Конев, Михаил Ефимович Бронников (1923-1992), Владимир Витальевич Гаврилов (1933-2008), Николай Дмитриевич Иванов, Владимир Александрович Игошев (1921-2007).
Считается, что именно Михаил Бронников открыл талант замечательного мансийского резчика по дереву, будущего заслуженного работника культуры РСФСР Петра Шешкина (1930-1981), заметил и развил способности известного самодеятельного живописца ханты Митрофана Тебетева (1924 г.р.). Искусствовед-
ческий анализ их творчества представлен тюменским искусствоведом Александром Валовым в предисловии к альбому «Художники города Ханты-Мансийска» (Ханты-Мансийск, 1997 г.). Сегодня их живописные и графические работы, скульптурные композиции собраны в коллекции Государственного окружного музея Природы и Человека, Березовского районного краеведческого музея, Творческого объединения «Культура», Тюменского музея изобразительных искусств, а также хранятся в других музеях России.
В работах мастера отразили историю и культуру округа своего времени, сохранили историческую память своего народа.
Особняком стоит имя известного самобытного художника, уникального живописца и графика современности Геннадия Райшева (1934 г.р.). Этнически Г. Райшев впитал в себя два пласта культуры, среди которой рос и воспитывался, - русский и хантыйский. Через призму собственной жизни и родовой памяти он создает свой духовно-материальный мир образов. Ему интересны природа и человек, мифы и легенды, воспоминания детства, отсюда и вытекает тематика его произведений. В настоящее время в Ханты-Мансийске действует галерея-мастерская художника Г. С. Райшева, которая стала своеобразной лабораторией творчества Геннадия Степановича, где он создает свои произведения, принимает посетителей и где хранятся самое большое собрание его картин и личный архив.
По мере освоения территории, после открытия первого газового, а затем и нефтяного фонтана (1960-е гг.), в округ стали приезжать не только нефтяники и газовики, но и представители творческих профессий, в том числе преподаватели изобразительных дисциплин общеобразовательных школ и вновь открывающихся художественных школ и школ искусств.
В искусствоведении термин «художественная школа» имеет многоуровневое содержание, но всегда им подчеркивается общность или близость мировоззрения определенной группы художников, связанных одними идеалами, духовными устремлениями, неповторимостью, самобытностью.
Путь сложения школы в искусстве начинается с выделения в определенной природной, социокультурной среде группы художников, близких по творческой позиции, и создании ими произведений, отличающихся яркой самобытностью и сближающихся друг с другом по ряду существенных признаков. На этом этапе можно говорить о проявлении творческой индивидуальности и своеобразии, критерием которых является оригинальность.
Доктор искусствоведения, профессор Т.М. Сте-панская выделяет следующие признаки школы: общность тем и мотивов (природа - горы, реки); близость тональных (колористических) разработок (художники прежде всего чувствуют цвет); общий характер фактурных разработок; общая роль пейзажа
в сюжетно-тематической картине; наличие фактов освоения общих мотивов в различных техниках [5, с. 56]; своя история - свои герои, своя земля. Все это (природа, история) формирует сюжеты, мотивы и колорит, композиционные приемы и развитие жанров [6, с. 12]. Мы считаем, что одной из важных ступеней на пути формирования художественной школы является объединение художников в организации.
Художник, доктор педагогических наук Виктор Николаевич Банников вспоминает: «1996 год по инициативе начальника управления культуры округа И.С. Кошкина, специалиста управления М.В. Кайгородовой ознаменовался первым собранием художников округа, созданием первой общественной организации художников - “Художники Югры” с организацией действующей окружной выставки “Югра художественная” с периодичностью проведения выставок, один раз в два года, что поддерживается до сих пор и уже стало своеобразной традицией. “Югра художественная” открыла много новых интересных имен на художественном небосклоне, дала путевку в жизнь многим будущим членам Союза художников России» [7, с. 52].
Когда мы говорим об объединении художников, то особое место принадлежит истории Ханты-Мансийского окружного отделения Союза художников России, которая начинается с 2003 г. С 2006 г. и по настоящее время председателем правления отделения является живописец, доцент Ханты-Мансийского института дизайна и прикладных искусств Владимир Вячеславович Колов. В 2010 г. отделение насчитывало 32 высококвалифицированных художника-профессионала, осуществляющих свою деятельность в различных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Его костяк составляют художники из Сургута, Нижневартовска, Когалыма, Мегиона, Ханты-Мансийска. Многоликий портрет югорской организаций Союза художников -результат миграции мастеров разных художественных школ и творческих манер.
Среди членов Союза художников России - народный художник России, обладательница серебряной медали Академии художеств России Галина Михайловна Визель; заслуженный художник России, обладатель золотой медали и член-корреспондент Академии художеств России Геннадий Степанович Райшев; заслуженные художники России Александр Георгиевич Визель и Сергей Геннадьевич Медведев. Многие авторы являются лауреатами и дипломантами окружных, региональных, всероссийских выставок:
С.Н. Устюжанин (г. Ханты-Мансийск), О.А. Мер-цалова (п.г.т. Березово), А.Н. Седов (г. Лангепас),
В.В. Портнова (г. Ханты-Мансийск) и др. Единственным самодеятельным художником является Митрофан Алексеевич Тебетев, принятый в Союз художников в 1993 г.
Мастера имеют возможность участвовать в систематических окружных мероприятиях, таких как «Арт-пленэр», «Югра мастеровая», «Большая вода», которые сегодня носят официальный статус международных.
В 2008 г. состоялась крупная региональная художественная выставка «Урал Х» в Челябинске, по ее итогам был выпущен каталог [8], по которому с ясностью можно проследить, что на сегодняшний день почти во всех регионах формируются собственные художественные школы («Башкирская школа», «Нижне-Тагильская школа», «Магнитогорская школа», «Екатеринбургская школа»). О художественной жизни севера Сибири свидетельствуют каталоги персональных, городских, окружных и региональных выставок. Тем не менее пока нельзя назвать ни одного фундаментального исследования о художниках Югры. Крайне мало проводится конференций или круглых столов о творчестве и наследии ныне действующих авторов и уже ушедших. Таким образом, только зарождается основа теоретического осмысления художественных тенденций округа.
На первом этапе становления школы велика роль образования. В округе работают художники, керамисты и скульпторы, которые делятся своим опытом с учащимися.
Система художественного образования в округе развита от художественных школ и студий до высших учебных заведений. Например, в Ханты-Мансийске действуют: Центр искусств для одаренных детей Севера, Институт дизайна и прикладных искусств (филиал) УралГАХА, окружной колледж искусств, Сургутский художественно-промышленный колледж, Югорское художественное училище, художественнографический факультет Нижневартовского педагогического института. В каждом городе окружного подчинения работают школа искусств или художественная школа, в более крупных городах - даже не одна. Эти факты говорят о зарождении преемственности в художественной среде. И, конечно, нельзя не упомянуть Югорский государственный университет, выпускающий специалистов в области искусствоведения - художественных критиков. Мы отмечаем действующие культурные центры на территории Ханты-Мансийского автономного округа, поскольку они вносят посильный вклад как в развитие творческой личности, так и в формирование культурного пространства на территории Югры.
Второй этап в развитии школы характеризуется сложением общих устойчивых признаков в формальной структуре произведения искусства [5, с. 44]. При формировании художественной школы Югры говорить об устойчивости этих признаков еще рано, но их зарождение уже началось.
Особо отметим, что всего около 2% населения округа составляют представители коренных мало-
численных народов (ханты, манси и ненцы) Севера, развитие их национальных культур стало важнейшим приоритетом в культурной политике округа, а также мощным объединяющим фактором в художественной среде. Но есть и обратная сторона данного процесса, связанная с бездушной подражательностью, необоснованным копиизмом, которые впоследствии выдают за произведения искусства.
Третий этап формирования школы предполагает формирование общих устойчивых признаков как в формальной, так и в образной структуре произведения искусства. На этом этапе можно применить термин «стиль», т.е. школа предполагает наличие уникального самобытного стиля. Когда мы начинаем говорить об этом этапе, применительно к школе севера Сибири, то возникает парадокс, основанный на том, что еще не сложились в полной мере первый и второй этапы, а в 1930-х гг. уже шла речь о собственном стиле, про который мы уже говорили выше. Сейчас, когда можно видеть весь временной период, очевидно, что открытие «северного стиля» в искусстве шло параллельно открытию традиционной северной культуры.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1. В 1930-е гг. педагогами Института народов Севера в Ленинграде было отмечено, что представители народов севера Сибири имеют особое художественное видение, которое формируется в стилистике произведений. Но только в ХХ1 в. начали снова говорить о зарождении самобытного художественного стиля, что обусловлено образовательными и личностными факторами.
2. Система художественного образования в Ханты-Мансийском автономном округе дает сильные предпосылки для становления собственной художественной школы и формирования культурного пространства на территории Югры.
3. Мощным объединяющим фактором в художественной среде является обращение к культуре коренных малочисленных народов Севера. Однако необходимо отделять бездушную подражательность от истинных произведений искусства. Говорить о сложении общих устойчивых признаков в формальной структуре произведения искусства югорских художников еще рано, но их зарождение уже началось. Авторы и кураторы выставочных проектов стараются подчеркнуть именно национальный колорит автономного округа в экспозиционном пространстве. Индивидуальные авторы и творческие союзы начинают причислять себя к таким течениям, как этнофутуризм и археоарт.
В данной работе мы показали современный уровень развития изобразительного искусства севера Сибири на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Очевидно, что в настоящее время идет активное формирование художественной школы
севера Сибири, о завершении которого мы сможем говорить только спустя годы, и важно уже на этом этапе обозначить все сильные и слабые стороны данного
процесса, который, несомненно, обладает особым значением для всего изобразительного искусства России и мира.
Библиографический список
1. Субботина В.Н., Федорова Н.Н. Тобольская резная кость. Северный изобразительный стиль. Г. Райшев // Сибирский миф. Голоса территорий. - Омск, 2005.
2. Патрикеев Н.Б. Первые литераторы и художники Югры // Новости Югры.- 1992. - 27 авг.
3. Тимофеев Г.Н. Музы народов Югры: очерки по истории художественной культуры народов Обского Севера. -Сургут, 1997.
4. Из информационного отчета Ханты-Мансийского окружного Дома народного творчества 1958 г. // Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. - Ф. 247. - Оп. 2. - Д. 45. - Л. 234.
5. Степанская Т.М. Художественная школа // Ма^Ш-Агі: Все о мировом искусстве и культуре. [Электронный ресурс]. -иКЪ: http://marysto.narod.ru/theory-art/school.html.
6. Степанская Т.М. Художественная школа Алтая и ее место в искусстве России // За науку. - 2009.
7. Банников В.Н. Особенности художественного пространства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры // Искусство в современном мире : матер. первой науч.-практ. конф., посвященной 70-летнему юбилею Г.С. Райшева и 75-й годовщине со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (7 декабря 2004 г.) / под. ред. Л.Г. Лазаревой. - Ханты-Мансийск, 2005.
8. Региональная художественная выставка «Урал Х»: Башкортостан, Екатеринбург, Златоуст, Курган, Магнитогорск, Нижний Тагил, Орск, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск : каталог / сост. Л. Скобелева. - Челябинск, 2008.