Научная статья на тему 'Сотворчество писателя Еремея Айпина и художника Геннадия Райшева'

Сотворчество писателя Еремея Айпина и художника Геннадия Райшева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
722
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГОРИЯ / ЮГРА / ХАНТЫ / КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ГЕННАДИЙ РАЙШЕВ / ЕРЕМЕЙ АЙПИН / YUGORIA / YUGRA / KHANTY PEOPLE / BOOK ILLUSTRATION / HISTORICAL NOVEL / GENNADY RAISHEV / EREMEY AYPIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедева Анна Витальевна

В статье говорится о творческом союзе двух столповых личностей Югры художника Геннадия Райшева и писателя Еремея Айпина. Их деятельность является сохраняющей историческую память народов Севера в качестве изобразительного и литературного текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collaboration between writer Eremey Aypin and artist Gennadiy Raishev1"Culture" Creative Association" in Khanty-Mansiysk Autonomous District-Yugra, Khanty-Mansiysk

This article dwells upon creative union of two significant people of Yugra artist Gennady Raishev and writer Eremey Aypin. Their work keeps historical memories of the Peoples of the North in literary and visual arts.

Текст научной работы на тему «Сотворчество писателя Еремея Айпина и художника Геннадия Райшева»

А.В.Лебедева

Ханты-Мансийск, Россия

A.V.Lebedeva

Khanty-Mansiysk, Russia

СОТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ ЕРЕМЕЯ АЙПИНА И ХУДОЖНИКА ГЕННАДИЯ РАЙШЕВА

Аннотация. В статье говорится о творческом союзе двух столповых личностей Югры — художника Геннадия Райшева и писателя Еремея Айпина. Их деятельность является сохраняющей историческую память народов Севера в качестве изобразительного и литературного текстов.

Ключевые слова: Югория; Югра; ханты; книжная иллюстрация; исторический роман; Геннадий Райшев; Еремей Айпин.

COLLABORATION BETWEEN WRITER EREMEY AYPIN AND ARTIST GENNADIY RAISHEV

Abstract. This article dwells upon creative union of two significant people of Yugra — artist Gennady Raishev and writer Eremey Aypin. Their work keeps historical memories of the Peoples of the North in literary and visual arts.

Key words: Yugoria; Yugra; Khanty people; book illustration; historical novel; Gennady Raishev; Eremey Aypin.___________________________________________

Сведения об авторе: Лебедева Анна Витальевна, начальник отдела культуры народов Севера.

Место работы: Учреждение ХМАО — Югры «Творческое объединение “Культура”».___________________

About the author: Anna Vitalievna Lebedeva, Head of the Department for Culture of the People of the North. Place of employment: “Culture” Creative Association” in Khanty-Mansiysk Autonomous District-Yugra.

Контактная информация: 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 14а; тел. (3467)332604. E-mail: [email protected]

Земля Сибирская, и в ней Страна Югория — неисчерпаемый ключ вдохновения, живой источник творчества. Не может и не должен человек оставаться равнодушным к истории, тайнам традиций и обрядов, к природе и временам года, к людям и их быту, к своей планете и солнцу.

Люди, живущие на этой земле, вносят свой вклад не только в нефтяные и газовые разработки, но и в формирование, сохранение и развитие наследия культурного пространства региона, России и мира.

В своей работе мы обратились к творческому союзу двух столпов Югры — художнику Геннадию Райшеву и писателю Еремею Айпину. Эти люди сотрудничают уже давно, и результат их деятельности можно увидеть воплощенным в книгах и выставочных экспозициях.

Этим тандемом интересовались искусствоведы — Юрий Герчук и Галина Голынец, библиотекари — Светлана Волженина и Мария Мадьярова, и другие исследователи. Тем не менее, мы не встречаем обращения к союзу двух авторов как формированию творческих почерков. Зачастую в работах и статьях речь идет об одном или нескольких их произведениях, без акцента на то, что партнерство длится уже много лет. Последнее упоминание представлено Светланой Волжениной в сборнике, посвященном 65-летнему юбилею художника [1]. Здесь речь идет о трех книгах без подробного анализа иллюстративной части. После 2000 г. было издано шесть книг, остановиться подробно на иллюстрациях каждой из них не представляется возможным.

Знаковой книгой является исторический роман Еремея Айпина о трагических событиях 1930-х гг. на Обском Севере, которые сыграли в судьбе коренных народов Югры особо важную роль — «Божья Матерь в кровавых снегах». Мы более подробно рассмотрим особенности иллюстраций Геннадия Райшева в этом произведении.

Одним из основных источников, а в большой исторической перспективе — самым глубинным источником творческого и личностного потенциала человека является его принадлежность к определенной этнической общности. Когда этнос находится на подъеме, причастность к его исторической судьбе, ценностям и идеалам создает вдохновляющий настрой, активизирует созидательно-преобразовательную энергию людей, и наоборот: если этнос переживает состояние упадка, тем более в период глубокого социально-экономического кризиса, то это усугубляет гамму настроений социальной безысходности, истощает созидательную социальную энергию людей [6. С. 154]. Оба автора этнически принадлежат к народу ханты, но русская культура впитывалась ими с детства, и эти два начала органично проявляются в их творчестве.

Свои книги Еремей Данилович Айпин пишет на хантыйском и русском языках по рассказам родственников и старожилов, собственным воспоминаниям и впечатлениям, историческим хроникам. В основе текстов лежат реальные истории жизни аборигенов, мифологические сюжеты, биографические факты. Он работает во всех эпических жанрах, занимается поиском путей диалога традиционных хантыйских и современных ценностей в условиях воздействия техногенной цивилизации. Отдельные его произведения переведены на английский, венгерский, испанский, финский, японский языки. В конце 2007 г. в Ханты-Мансийске режиссер Олег Фесенко завершил съемки историко-приключенческой драмы по роману «Божья Матерь в кровавых снегах». Сейчас решается вопрос о постановке спектаклей по книгам писателя в Москве и Финляндии.

Венгерский филолог Каталина Надь в предложении о выдвижении Айпина в кандидаты на Нобелевскую премию по литературе в 2004 г. писала: «Его творчество — энциклопедия хантыйской жизни, оно является ценностью как художественной литературы, так и культурологии: он знает, понимает и в своих произведениях передает будущему поколению психическое, духовное, философское, моральное, историческое, этнографическое, фольклорное наследие, полученное от предков» [7. С. 22].

Сохранение и передача исторической памяти, помимо других форм, осуществляется через изобразительную деятельность. Особенно ярким примером является творчество художника Геннадия Степановича Райшева. Он родился в семье охотника-ханты С.М.Райшева и русской, коренной сибирячки Евгении Федоровны Коневой.

Райшев — самобытный, уникальный живописец и график современности. Через призму собственной жизни и родовой памяти он создает свой духовно-материальный мир образов. Ему интересны космические пространства и земной мир, природа и человек, мифы и легенды, отсюда и тематика его произведений. В работах художника можно выделить хантыйскую и русскую линии, которые проистекают из фольклорно-природной основы его искусства. Эти темы не замкнуты в себе, а представляют развивающуюся систему, потому так естественны переходы от одной темы к другой. В них художник выражает различные грани своего таланта. Их контрастность, их несхожесть придают его восприятию особую остроту и оригинальность.

Сегодня с именем мастера Геннадия Райшева знакомы не только его земляки, но и жители всей России и зарубежных стран. Он — заслуженный художник России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, член-корреспондент Российской Академии художеств. Его персональные выставки проводились в Ханты-Мансийске, Cypгуте, Екатеринбурге, Тюмени, Тобольске, Карпинске, Москве, Будапеште, Секешфехерваре (Венгрия), Йоэнсуу (Финляндия) и других городах.

В течение четырнадцати лет художник работает в Ханты-Мансийске, где создано уникальное по статусу в России учреждение: «Галерея-мастерская художника Г.С.Райшева». Галерея стала центром изучения его творческого наследия. Результаты научно-исследовательской работы воплотились в целом ряде публикаций и организации более 50 выставок, также в ней формируется самое крупное собрание его работ. Помимо этого «Мастерская художника» — настоящая лаборатория творчества: Геннадий Степанович регулярно и увлеченно творит, ставит художественные задачи, решает их, в ней происходят встречи посетителей, коллег и друзей с художником, проводят мастер-классы, экскурсии и беседы.

Одной из граней гения Райшева является работа в области книжной иллюстрации. В фондах Галереи хранятся рисунки к произведениям авторов классической литературы: иллюстрации к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», к «Повестям Белкина» и роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, серия иллюстраций «Читая Гоголя», иллюстрации к поэмам М.Ю.Лер-монтова, рисунки по мотивам прозы И. А. Бунина и др. Многие из них опубликованы в альбоме «Геннадий Райшев. Графика» исследователем Галиной Голынец. В 2009 г. к 75-летнему юбилею вышел трехтомник русской классики с иллюстрациями Геннадия Райшева (А. С.Пушкин,

Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов. Избранное).

«Почему отдаю предпочтение классике? Видимо, потому, что в классической литературе сюжет не превалирует над глубиной чувств. Жить чувственно — вот чему учила классика», — рассуждает художник, окончивший филологический и художественно-графический факультеты Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена.

В своих комментариях к литературным мотивам мастер поясняет: «Литературный материал интересен мне как таковой: могу ли я сделать то, что вижу внутренним взором. У меня есть определенные знания в области литературы, кинематографа, театра, музеев, материальной культуры народов, — все это дает возможность интерпретировать, находить изобразительные соответствия словесному образу. Я не делаю иллюстрации, а создаю общее впечатление. Все картинки рисуются от глубоко личного впечатления. Это абсолютно не иллюстрация в традиционном понимании этого слова».

Пластика форм и деликатность их стилизации, абсолютная композиционная выверенность, гармоничность сочетания индивидуального изобразительного языка и эстетики художественного почерка отличают работы Геннадия Райшева превосходным мастерством и высокой графической культурой [4. С. 66—69].

«Изучение графики, составляющей канву райшевского творчества, позволяет точнее понять его поиски, его эволюцию. Кроме того, графические произведения — рисунки, акварельные пейзажи и портреты с натуры, циклы иллюстраций — имеют самостоятельную ценность, которую не могут затмить блестящие колористические завоевания Райшева-живописца», — говорит во вступительной статье к альбому искусствовед Г.Голынец [3. С. 7].

Художник сотворчествует со своими современниками, такими как Е.Д.Айпин, Ю.Шеста-лов, М.К.Волдина, А.К.Омельчук и др. Не просто иллюстрируя литературные произведения, а как бы продолжая их замысел, но уже по собственным ощущениям.

Геннадием Райшевым на сегодняшний день проиллюстрированы более 35 книг, из кото -рых 10 — это книги Еремея Айпина. В 1990 г. увидел свет роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари», ставший началом творческого союза Айпин — Райшев.

Каталина Надь писала: «Снежно-белая книга “Ханты, или Звезда Утренней Зари” Е. Айпина с чарующими иллюстрациями ГРайшева. Сразу же приобрела. По пути домой на теплоходе по реке Иртыш до Омска начала читать книгу Айпина. Трепетала моя душа, как весенняя тайга: на меня необыкновенной силой влиял сибирский край, первая встреча с хантами, с манси, с ненцами и “буквенный голос” Айпина. Я переходила из одного изумления в другое, наслаждалась то сибирским краем, то произведением Айпина» [7. С. 21].

Журналист Екатерина Гидревич пишет: «Когда жизненное пространство Айпиных: отца, братьев, сестер, соседей — стало сжиматься под натиском покорителей нефтяных просторов, Еремей начинает искать спасение для своего народа. Словами из романа “Ханты, или Звезда Утренней Зари” он пытается примирить нефтяников и коренных жителей: “Земли на всех хватит”. Потом он стал писать о том, что народ вымирает от пагубного отношения к земле, на которой испокон веков поклонялся Богам» [2].

Союз проявился в органичном дополнении: текст — иллюстрация. Авторы являются «со-творцама», которые не просто понимают, а чувствуют связь с природным началом, свой народ и его культуру. Тем не менее, проблемы, затрагиваемые в произведениях, носят не только этнический характер, а затрагивают общечеловеческие ценности. Целостность книги определяется не только филологическими критериями, но и ее визуальной презентабельностью. В данном случае под одной обложкой оказываются два текста, представляющих линию индивидуального видения каждого из авторов, но они не конкурируют между собой, а более полно раскрывают суть задуманного. Неоднократно Райшев и Айпин рассказывали о союзе друг с другом через интервью и статьи.

Так, в 1991 г. выходит первый альбом о творчестве Г.Райшева «Геннадий Райшев: Хантыйские легенды», в котором Еремей Айпин говорит о художнике в своем рассказе «Гром-старик». Художник — герой, который становится легендой, воссоздавшей через творения свой мир и мир своего народа. Писатель, с присущей ему скромностью, неоднократно отмечал, что иллюстрации художника кажутся ему даже интереснее, глубже и содержательнее своих рассказов.

Позднее издаются книги «Я слушаю землю», «Ночь маэстро, или Река-в-январе. Рассказы. Лирика последних лет», «Клюквинка и травяная косичка: Потешки, сказки, были сургутских остяков» из серии «Сказки моего детства», «Река-в-январе» и другие.

Исследователь Светлана Волженина рассуждает: «И, если поэзия говорит своим, уже по природе абстрактным языком, что определяет и иллюстративный язык, то теперь перед художником стоит другая задача — создать художественный образ прозаических произведений, где

есть литературные герои, сюжет. Но ожидание традиционного подхода не оправдывается: кон -кретных образов литературных героев нет, как нет и сюжетных рисунков. «Патрон» художественной иллюстрации Николай Кузьмин говорил, что «...от художника-иллюстратора требуется постижение духа литературного произведения и той эпохи, в которой живут и действуют герои», тем самым иллюстрации помогают читателю в постижении авторского замысла.

Чем помогает читателю художник Райшев? Думаю, тем, что не мешает работе образного мышления читателя. Ведь важно не конкретное, а эмоциональное восприятие литературного произведения. В интервью Лилии Лазаревой Геннадий Райшев сказал: «Моя картина — это не красота для стены. Это книга для чтения». С полным правом это относится и к книжной графике, а читатель, открывший книгу с иллюстрациями Райшева, должен быть готов к тому, что художник ему не облегчит задачу, не разжует то, что непонятно, а заставит работать воображение, ум и чувства» [1. С. 43—44]. Помимо того, что читатель открывает книгу, он может прийти на выставку. Так, в столице Ханты-Мансийского автономного округа в рамках совместного проекта «Читаем с Райшевым» Галереи-мастерской Г.С.Райшева и Государственной библиотеки Югры в 2006 г. состоялась выставка графических работ Райшева — иллюстрации к произведениям югорских авторов: Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах», «Клюквинка и травяная косичка» и «Посреди бора длинный хвост»; Марии Вагатовой «Ас аланг». В период V Всемирного конгресса финно-угорских народов, проходившего в Ханты-Мансийске, в стенах Государственной библиотеки Югры с 25 июня по 25 июля 2008 г. была развернута выставка иллюстраций к роману Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах». В нее вошла серия из 15 графических листов (в том числе и тех, которые не были помещены в книге), выполненных в 2002 г. в технике — шариковая ручка, акварель.

Как мы уже говорили выше, Геннадий Райшев дает собственное, не предполагающее дословности, прочтение текста через визуально-образное восприятие. Иллюстрации повествуют о «закадровой части» Казымского восстания, о противостоянии железной системы советского государства и человеческой судьбы, в них мы практически не находим прямого соответствия текстовой и изобразительной части романа.

Читателя и зрителя порой смущает некоторая простота изображения, в работах нет ничего лишнего, они как выстрел, как предел, как момент, запечатленный во всей его пространственно-временной полноте. Будто ребенок изобразил увиденное, приложив все свое знание, понимание и умение. Да и как может быть иначе, ведь такие же, как и описанные в романе, события (смерть отца) повлияли на судьбу художника в реальной жизни, когда в один момент ему пришлось стать кормильцем своей семьи.

Графические средства художник выбирает не случайно, поскольку именно через их остроту появляется возможность передать мрачную событийность и дух того времени. Тема огульных опал и расстрелов без суда и следствия, хоть и шокирующая, в качестве повода для иллюстраций оказалась наиболее яркой [5].

Роман Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» является драматичным и визуально ярким произведением, в нем через картины восстания переданы все трагические события, прокатившиеся по бывшей Российской империи. Это несчастье не только всего народа, но и каждого человека, жившего в тот исторический период. Это судьба Геннадия Райшева и Еремея Айпина.

Таким образом, Югра — край самобытной архаической культуры, ее история и память о ней сохраняются в творческом наследии художника Геннадия Райшева и писателя Еремея Ай-пина. За двадцатилетний период свет увидели десять книг и еще несколько были подготовлены к печати, некоторые из них переведены на иностранные языки. Эти издания внесли большой вклад в литературу малых народов, что позволяет сделать вывод о значимости книг и иллюстраций.

Авторские рисунки, без сомнения, относятся к вкладу Г.С.Райшева в художественную культуру округа и финно-угорского мира. Художник является не пассивным хранителем исторической памяти, он активно транслирует традиционную мифологизированную картину мира в собственной изобразительной интерпретации. Несмотря на то, что в картинах Райшева мы не видим четких детальных проработок, мы ощущаем полноту образа и его законченность.

Мастер улавливает и передает содержательность сюжета, сотканного из мировосприятия, интуиции и генетической памяти.

Графические работы Г. С.Райшева — важное событие в сотрудничестве с писателями. Органичный синтез визуального и текстового ряда делают книги более насыщенными и дают дополнительную возможность индивидуального прочтения и интерпретации текста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волженина С.Ю. Книжная графика Г.С.Райшева // Геннадий Райшев: грани творчества: Мат-лы на-уч.-практич. конф., посвященной 65-летнему юбилею художника (17—18 ноября 1999 г., г.Ханты-Мансийск) / Сост. Л.Г.Лазарева. Ханты-Мансийск, 2000.

2. Гидревич Е. Его читатель — его избиратель. иКЪ: http://www2.admhmao.ru/power/duma/10let/Ugor_ уг/аіріп.Шт

3. Голынец Г.В. Графика: путь исканий и экспериментов // Геннадий Райшев. Графика. Альбом / Сост. Г.В.Голынец. Екатеринбург, 2004.

4. Лебедева А.В. Два взгляда на творчество Николая Гоголя. Выставки Виталия Горяева и Геннадия Райшева в Ханты-Мансийске // Югра. 2009. № 5.

5. Лебедева А.В. Иллюстрации Геннадия Райшева к роману Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»: писатель, художник и тень восстания // Арт-лад. 2010. № 1.

6. Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика. Новосибирск, 1987.

7. Надь К. Три этюда о моем хантыйском друге // Мир Севера. 2008. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.