Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО АБУЗАРА АЙДАМИРОВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1960–70-Х ГОДОВ'

ТВОРЧЕСТВО АБУЗАРА АЙДАМИРОВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1960–70-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность писателя / творчество / идея / чеченская литература / историческая проза / personality of writer / creativity / idea / Chechen literature / historical prose

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С.И. Инаркаева, З.И. Яхьяева

В статье ставится проблема изучения личности писателя Абузара Айдамирова, сыгравшего выдающуюся роль в формировании чеченской литературы 1960–70-х годов. Без преувеличения, его личность считается легендарной, ему впервые удалось осветить в национальной литературе проблемы, связанные с участием чеченцев в Кавказской войне 1817–1864 гг., формированием мухаджирства (массовый исход горцев в Османскую империю после поражения в Кавказской войне). Основной идеей, культивируемой автором в своих произведениях, является идея духовного прозрения чеченского народа. Творчество Абузара Айдамирова составило целую эпоху, создало отдельную парадигму концептуально важных для чеченской литературы 1960–70-х годов понятий и категорий, сыграло значительную роль в развитии ее жанровой системы, повлияло на эволюцию традиций исторической прозы, способствовало широким художественным обобщениям историко-культурного и нравственно-философского характера. Однако, несмотря на все эти важные стороны творчества чеченского писателя, оно все еще остается малоизученным и требующим к себе повышенного внимания со стороны литературоведов-исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY OF ABUZAR AIDAMIROV AND HIS INFLUENCE ON THE FORMATION OF TRADITONS OF HISTORICAL PROSE IN THE CHECHEN LITERATURE OF 1960s–70s

The article raises a problem of studying the personality of a writer Abuzar Aidamirov, who played an outstanding role in the formation of Chechen literature in the 1960s-70s. Without exaggeration, his personality is considered legendary, for the first time he managed to highlight in the national literature the problems associated with the participation of Chechens in the Caucasian War of 1817-1864, the formation of Muhajirism (the mass exodus of highlanders to the Ottoman Empire after the defeat in the Caucasian War). The main idea cultivated by the author in his works is the idea of spiritual enlightenment of the Chechen people. The work of Abuzar Aidamirov made up an entire epoch, created a separate paradigm of conceptually important concepts and categories for Chechen literature of the 1960s and 70s, played a significant role in the development of its genre system, influenced the evolution of the traditions of historical prose, contributed to broad artistic generalizations of historical, cultural, moral and philosophical nature. However, despite all these important aspects of the Chechen writer’s work, it still remains poorly studied and requires increased attention from literary researchers.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО АБУЗАРА АЙДАМИРОВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1960–70-Х ГОДОВ»

Библиографический список

1. Алиева П.Ш. Концепция перевода лексических и фразеологических единиц в художественных произведениях детективного жанра. Русский язык и русская культура в мировом культурном пространстве: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва: ООО «ВАШ ФОРМАТ», 2023.

2. Алимов В.В. Теория перевода. Перевод в сфере профессиональной коммуникации: учебное пособие. Москва: Едиториал. УРСС, 2005.

3. Кучерявенко В.В. Методические особенности вводного курса юридического перевода для студентов переводческой специальности. Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода. 2014; № 2: 136-144.

4. Kockaert J., Leuven K.U., Rahab N. Introduction: Quality in Legal Translation. The Journal of Specialised Translation. 2017; Iss. 27: 2-9.

5. Kobyakova I.K., Habenko M. The Challenges of Legal Texts Translation in terms of European Integration. Philological Treatises. 2017; № 9 (4): 39-45.

6. Гусева Н.В. Особенности педагогической диагностики при обучении английскому языку студентов юридического факультета. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 87-89.

References

1. Alieva P.Sh. Koncepciya perevoda leksicheskih i frazeologicheskih edinic v hudozhestvennyh proizvedeniyah detektivnogo zhanra. Russkij yazyk i russkaya kultura v mirovom kul'turnom prostranstve: sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva: OOO «VASh FORMAT», 2023.

2. Alimov V.V. Teoriya perevoda. Perevod v sfere professional'noj kommunikacii: uchebnoe posobie. Moskva: Editorial. URSS, 2005.

3. Kucheryavenko V.V. Metodicheskie osobennosti vvodnogo kursa yuridicheskogo perevoda dlya studentov perevodcheskoj special'nosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 22: Teoriya perevoda. 2014; № 2: 136-144.

4. Kockaert J., Leuven K.U., Rahab N. Introduction: Quality in Legal Translation. The Journal of Specialised Translation. 2017; Iss. 27: 2-9.

5. Kobyakova I.K., Habenko M. The Challenges of Legal Texts Translation in terms of European Integration. Philological Treatises. 2017; № 9 (4): 39-45.

6. Guseva N.V. Osobennosti pedagogicheskoj diagnostiki pri obuchenii anglijskomu yazyku studentov yuridicheskogo fakul'teta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 87-89.

Статья поступила в редакцию 20.07.23

УДК 82

Inarkaeva S.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Literature and Methods of its Teaching, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: inarkaeva67@mail.ru

Yakhyaeva Z.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Literature and Methods of its Teaching Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia)

CREATIVITY OF ABUZAR AIDAMIROV AND HIS INFLUENCE ON THE FORMATION OF TRADITONS OF HISTORICAL PROSE IN THE CHECHEN LITERATURE OF 1960s-70s. The article raises a problem of studying the personality of a writer Abuzar Aidamirov, who played an outstanding role in the formation of Chechen literature in the 1960s-70s. Without exaggeration, his personality is considered legendary, for the first time he managed to highlight in the national literature the problems associated with the participation of Chechens in the Caucasian War of 1817-1864, the formation of Muhajirism (the mass exodus of highlanders to the Ottoman Empire after the defeat in the Caucasian War). The main idea cultivated by the author in his works is the idea of spiritual enlightenment of the Chechen people. The work of Abuzar Aidamirov made up an entire epoch, created a separate paradigm of conceptually important concepts and categories for Chechen literature of the 1960s and 70s, played a significant role in the development of its genre system, influenced the evolution of the traditions of historical prose, contributed to broad artistic generalizations of historical, cultural, moral and philosophical nature. However, despite all these important aspects of the Chechen writer's work, it still remains poorly studied and requires increased attention from literary researchers.

Key words: personality of writer, creativity, idea, Chechen literature, historical prose

С.И. Инаркаева, канд. филол. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: inarkaeva67@mail.ru

З.И. Яхьяееа, канд. филол. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

ТВОРЧЕСТВО АБУЗАРА АЙДАМИРОВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1960-70-Х ГОДОВ

В статье ставится проблема изучения личности писателя Абузара Айдамирова, сыгравшего выдающуюся роль в формировании чеченской литературы 1960-70-х годов. Без преувеличения, его личность считается легендарной, ему впервые удалось осветить в национальной литературе проблемы, связанные с участием чеченцев в Кавказской войне 1817-1864 гг, формированием мухаджирства (массовый исход горцев в Османскую империю после поражения в Кавказской войне). Основной идеей, культивируемой автором в своих произведениях, является идея духовного прозрения чеченского народа. Творчество Абузара Айдамирова составило целую эпоху, создало отдельную парадигму концептуально важных для чеченской литературы 1960-70-х годов понятий и категорий, сыграло значительную роль в развитии ее жанровой системы, повлияло на эволюцию традиций исторической прозы, способствовало широким художественным обобщениям историко-культурного и нравственно-философского характера. Однако, несмотря на все эти важные стороны творчества чеченского писателя, оно все еще остается малоизученным и требующим к себе повышенного внимания со стороны литературоведов-исследователей.

Ключевые слова: личность писателя, творчество, идея, чеченская литература, историческая проза

Избранная тема нашего исследования является актуальной, а ее решение может пролить свет на понимание сокровенной сути творчества выдающегося чеченского писателя Абузара Айдамирова.

Масштаб литературного наследия писателя Абузара Айдамирова нужно оценивать не только с точки зрения того, сколько им написано художественных произведений, а с позиции того, какое значение имеет для всей литературы и культуры Чечни то, что сделано им на протяжении всей жизни [1-6].

В его случае создавать произведения оказалось не самым сложным делом, сколько их издавать. Драматизм писателя был в том, что его искренние побуждения составить свое видение истории народа, его будущего встречало у власти (советской) однозначное и упорное противодействие.

Утверждая безусловную актуальность заданной темы исследования, необходимо отметить не только многогранный талант писателя Айдамирова, но и гражданский подвиг, совершенный им во имя своего народа.

В этом - обозначении роли творчества писателя в формировании духовной жизни чеченского общества 1960-70-х годов - заключаются основная цель нашего исследования.

Задачи исследования:

1. Анализ роли писателя Абузара Айдамирова для национальной литературы;

2. Изучение специфики творчества Абузара Айдамирова

Научная новизна - показана лепта писателя Абузара Айдамирова в формирование духовной жизни чеченского общества 1960-70-х годов, что вносит вклад в анализ литературы народов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что широкий формат художественных обобщений исторического прошлого чеченского народа, прояснение многих трагических коллизий его участия в судьбоносных событиях страны, установление причинно-следственных связей этих процессов носит в творчестве писателя фундамен-

тальный характер и выводит его далеко за рамки общепринятых идей соцреализма. Именно в выявлении сказанного и заключается теоретическая значимость исследования.

Практическая ценность заключается в том, что материалы могут быть использованы в преподавании чеченской литературы в вузах и колледжах.

Казбек Байсалович Гайтукаев - чеченский ученый-литературовед - в своей книге «Писатель и его герои» так обозначил позицию Абузара Айдамирова в жизни и литературе: «Оскорбленное чувство национального достоинства писателя искало и находило нравственную опору и поддержку на дальних и близких подступах истории родного народа, в его почти беспрерывной героической борьбе за свою свободу и независимость» [2, с. 26]. Появление Абузара Айдамирова на чеченском литературном олимпе изменило всю качественную структуру национальной литературы. С этого момента она стала другой.

С высоты сегодняшнего времени осознание роли и значения его творчества для национальной литературы кажется неким рубежным моментом, с которого начинается новая культурно-историческая эпоха Чечни, отмеченная глубоким духовным наполнением. Абузар Айдамиров подвел итог формирования разносторонней духовной парадигмы чеченского народа, в которой еще раньше первыми писателями были озвучены самые важные для него (народа) посылы: любовь к родному краю, почитание традиций и обычаев, приобщение к образованию, культуре, уважение и бережное отношение друг к другу.

Чеченский писатель стал тем национальным лидером, который, несмотря на все запреты со стороны власти, выполнил заветы своих старших товарищей, многие из которых были уничтожены в период сталинских репрессий.

Родился именитый чеченский писатель 29 октября 1929 года в селе Мескеты Ножай-Юртовского района. История семьи, в которой ему довелось появиться, ничем не отличается от многочисленных историй людей его поколения. Первые живые раны будущему писателю были нанесены уже в 1933 году, когда был арестован его отец Абдулхаким. За несовершенные деяния он провел в ГУЛАГе восемь лет

Вернулся в 1941 году, но уже в 1949 году в депортации (1944-56) скончался, похоронен в Киргизии, в селе Успеновка Ошской области. Такие строки типичны для биографии чеченцев того времени. К моменту депортации Абузару Айдами-рову было пятнадцать лет, и, несмотря на все сложности жизни, ему удалось окончить начальную школу. Смерть отца сильно осложнило и без того тяжелую жизнь будущего писателя, поскольку основные заботы о семье легли на его плечи. Эти обстоятельства заставили его рано повзрослеть и сформировать сильный характер. Доказательством стало его рвение к образованию: в суровых во всех смыслах условиях жизни периода депортации молодой Айдамиров сумел окончить школу. Безусловно, этот факт говорит о его целеустремленности и волевых качествах.

Творческий путь писателя начался в середине 1950-х годов, в депортации. Первый рассказ Айдамирова появился в 1955 году в Алма-Атинской газете «Знамя труда». Но активный писательский рост приходится на первую половину 1960-х годов - на период массового возвращения чеченцев из мест депортации. Первая повесть «Ненан дог» («Сердце матери») появляется в 1961 году, а в 1962 году в свет выходит первый сборник его стихов «В родных горах». Вскоре чеченского автора приняли в Союз писателей СССР. Безусловно, в этом было признание таланта писателя, чье творчество являлось широкомасштабным во всех отношениях: оно способствовало развитию и укреплению не только чеченской, но и общенациональной советской социалистической литературы. В своих произведениях чеченский автор, будучи приверженцем партийной идеологии в ее главных принципах, использовал коммунистический (социалистический) контекст, коммунистическую символику, отражал советскую реальность, но при этом всегда стремился сохранять национально-ментальное начало, традиции и обычаи своего народа.

Один за другим выходили в свет сборники повестей и рассказов писателя:

- «Лаьмнашкахь серло» («Свет в горах»),

- «Генарсолтийн «хьуьнарш» («Подвиги Генарсолты»),

- «Ненан дог» («Материнское сердце»),

- «Кхолламан цхьа де» («Один день судьбы»),

- «Лаьттахь йитина лар» («След на земле»),

- «Лаьмнашка юхавар» («Возвращение в горы»),

- «Лаьмнийн некъашкахула» («По горным аулам»).

Кроме того, с начала творческого пути автор много занимался историей народа, подтверждением чему стало его исследование в этой области под названием «Хронология истории Чечено-Ингушетии».

Основная тематика и идейное содержание этих произведений понятны уже по самим их названиям. У чеченского автора нет отдельно друг от друга существующих тем - все темы его произведений постоянно перемежаются друг с другом, являются сквозными. Но все же главной темой его творчества становится тема родины, родного края, природы, дружбы и любви.

В повести «Ненан дог» («Материнское сердце») автор ставит вопрос о женщине с точки зрения просветительских идей. Главная героиня Курсам привлекательна, воспитана в традиционных ценностях, мудра и мужественна. Автор в комическом ключе представил основную сюжетную линию, выставив коварных Саида и Асета образцами недостойных имени чеченцев людьми. Автор на стороне добра, носительницей которого в повести становится Курсам.

Проблема семьи и семейных ценностей Абузара Айдамирова будут волновать всегда, вне литературы в том числе. Став учителем по призванию, он постоянно в своей педагогической деятельности будет сталкиваться в чеченских семьях с проблемами образования и воспитания. Особенно в этой связи волновало писателя женское образование, он всегда выступал за равные права женщин с мужчинами в образовании, выказывая себя тем самым ярким просветителем, озабоченным проблемами будущего народа: без образованных людей оно ему справедливо казалось печальным.

Возвращаясь к вопросам творческой деятельности чеченского писателя, отметим, что в своих жанровых предпочтениях он определился сразу: продолжая писать стихи, взялся за крупную эпическую форму. Особенная страсть к истории народа, болезненная привязанность к теме исторического прошлого народа породили в творчестве чеченского писателя историческую прозу, благодаря которой он стал знаменит на всю страну.

Первые пробы в этом направлении писателя обозначены 1963 годом -созданием повести «Машаран ц1арах» («Именем свободы»). Повесть появилась в авторском сборнике «Лаьмнашкахь серло» («Свет в горах») 1963 года издания.

Именно это произведение стало предвестником формирования в его творчестве широкого исторического контекста. Считается, что из повести «Машаран ц1арах» выросли его легендарные романы «Еха буьсанаш» («Долгие ночи») (1972), «Лаьмнашкахь ткъес» («Молния в горах») (1989), «Дарц» («Буря») (1999), объединившиеся позже в роман-трилогию [3].

Появление этой важной темы - темы истории в творчестве легендарного чеченского писателя не является чем-то необычным, если учитывать тот факт, что об истории своих народов в 1960-70-е гг. писали практически все национальные авторы.

Активно эволюционировал жанр исторической прозы и в русской литературе 1960-70-х годов, когда в лице многих известных авторов (В. Шукшин, Б. Окуджава и многие другие) стали складываться широкие художественные системы, в структуре которых с разных аспектов исследовалась русская история. Романы «Я пришел дать вам волю» (В. Шукшин), «Бедный Авросимов», «Свидание с Бонапартом» (Б. Окуджава) и многие другие являются тому примером.

Одной из главных проблем, поставленных Айдамировым в прозе, является проблема нравственного прозрения народа, его духовного становления. Отмечая во многом новаторское начало, важно отметить, что чеченский писатель пришел в литературу, как уже было сказано выше, в период, когда активно стали складываться широкие традиции исторической прозы. 1960-70-е годы - время активности жанра исторической прозы, когда практически все народы многонациональной страны (Советского Союза) обратились к истории своих народов, и в структуре историко-литературного процесса сформировалась широкая парадигма этого жанра.

Для чеченского национального литературного процесса 1960-70-е годы стали периодом взлета всех литературных жанров, всех жанрово-видовых форм. И справедливости ради нужно сказать, что все писатели вполне гармонично совмещали в своем творчестве все жанровые позиции, отдавая иногда предпочтения какой-то отдельной из них. Так сложилось и в творчестве Абузара Айдами-рова. Начинал он творческую деятельность, работая одновременно и в прозе, и в поэзии. Однако запечатлелась в памяти людей и легла благодатной почвой в национальной литературе его историческая проза.

Творчество Абузара Айдамирова, как не раз отмечалось выше, явилось своего рода водоразделом в национальной литературе: автор обозначил высокий художественный уровень, на который равнялись практически все, кто пришел в эту сферу после него. Для многих чеченских писателей, сформировавшихся в конце 1970-х - начале 1980-х годов, Айдамиров стал учителем и мастером, дававшим путевки в мир большой литературы. К примеру, одним из первых, кто заметил талант Мусы Бексултанова (современный чеченский писатель) и дал высокую оценку его творческим посылам, был Абузар Айдамиров.

Абузар Айдамиров сыграл в 1960-70-е годы огромную роль в формировании национального самосознания - в этом была особенная необходимость в связи с тем, что чеченский народ возвращался из мест депортации, восстанавливалась духовная сфера чеченского общества. И в этом смысле появление такого писателя, как Абузар Айдамиров, имело стратегическое значение для возрождающейся национальной культуры, формирования его духовно-нравственного дискурса. Главные акценты в исторической прозе писателя делаются на Кавказской войне 1817-1864 гг, переселении чеченцев в Турцию (проблема мухаджирства), предреволюционных процессах в Чечне, участии чеченцев в событиях первой русской революции 1905-1907 годов. Лейтмотив его произведений - национально-освободительная борьба народа против царского засилья, отстаивания права жить на своей исторической земле.

В этой связи автор активно ставит вопрос о земле, создает в своих произведениях страницы о жизни чеченских крестьян, вынужденных постоянно скитаться с одного земельного надела на другой, арендуемого ими у казаков или у кумыкских и кабардинских князей. Показательна в этой связи история Мусхи Жантимирова из повести «Именем свободы», демонстрирующая бесправное положение чеченцев, которых, во-первых, облагают большим налогом на землю, а во-вторых, царские власти оставляют за собой право в любой момент согнать их в труднообрабатываемые земли горной части Чечни.

В исторической прозе Абузара Айдамирова основное место отведено выяснению причинно-следственных связей, приведших к Кавказской войне, переселению в Турцию, формированию мухаджирства как исторического явления и т. д. Концептуально важной частью всего исторического контекста, сформированного в прозе чеченского писателя, обозначилось абречество, занимающее свое ведущее положение в кавказской литературе. Примерами служат роман писателя-чеченца М. Мамакаева («Зелимхан»), грузинского автора Чабуа Амирэджиби («Дата Туташхиа»), современного адыгейского автора Джамбулата Кошубаева («Абраг») и другие.

Основная идея исторической прозы Абузара Айдамирова заключена в духовном прозрении чеченского народа, прошедшего долгий и мучительный путь к свободе. В конце своей жизни герои прозы писателя подходят к пониманию необходимости революции, осознанию, что единственно возможным спасением для чеченского народа может стать его участие в грядущих революционных событиях. Оставаясь человеком доброй воли, несмотря на все испытания, Али (главный герой повести «Именем свободы») вместе со своими младшими товарищами - Петром, Датико, Николазом и другими - участвует в революционных событиях, погибает в 1907 году Нисколько не сомневаясь в правильности избранного пути, герой Айдамирова оставляет завещание товарищам, в котором звучит откровенный призыв вступить в кровавую схватку с царизмом, когда грянет революционная буря.

Будучи человеком своего времени, сохраняя кровную связь со своим народом, являясь приверженцем широких просветительских взглядов, Абузар Айдамиров воспринимал участие чеченцев в революционных событиях как единственную возможность в тот исторический период обрести веками выстраданную свободу Создавая в своем творчестве монументальные историко-революционные полотна, писатель пытался восстановить историческую справедливость в отношении чеченского народа, ставшего на Северном Кавказе надежным оплотом для большевиков, вступивших в смертельную борьбу с царизмом за установле-

Библиографический список

ние советской власти в 1917-1921 годы. Многими десятилетиями власть откровенно замалчивала масштаб участия чеченцев в этих процессах и даже пыталась дискредитировать их - подтверждением является депортация 1944-1956 годов.

С высоты текущего историко-культурного момента, в свете многих общественно-политических изменений, произошедших в обществе за последние десятилетия, выстраивается истинная трагедия героев романных произведений Абузара Айдамирова. Читатель проникается глубоким сочувствием и состраданием к представителям старших поколений, судьбы которых легли на алтарь жертвенности во имя революционных идеалов.

Развал советской страны (1991), обрушение мифа о справедливой советской власти заставляют воспринимать произведения чеченского писателя несколько иначе: преклоняясь перед безусловным его талантом и мужеством, приходится констатировать, что в формировании творческой парадигмы и ее принципов чеченский автор являлся порождением своего времени, пронизанного идеями социалистического реализма.

Оказав огромное влияние на становление жанровой сущности чеченского романа 1960-70-х годов (особенно обогатив историческую и историко-революционную модификацию), Абузар Айдамиров в первую очередь «возвел человеческую личность в сферу ценностного осмысления художественного сознания, привел к активизации нравственно-этических исканий прозы, углубил философский кругозор литературы» [4, с. 25].

Таким образом, проведенное исследование приводит к следующим выводам: являясь автором уникальной художественной концепции мира, в которую включены перипетии, подчеркивающие все особенности национального характера народа, формирования его исторической судьбы, Абузар Айдамиров всем своим творчеством сумел оказать огромное влияние на историко-литературный процесс 1960-70-х годов, способствовал формированию национального самосознания чеченского общества, транслировал идею сохранения его этноменталь-ного начала.

1. Айдамиров А.А. Кхолламан де («Один день судьбы»). Грозный: Книга, 1993.

2. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. Грозный: Книга. 1989.

3. Джамбеков О.А., Джамбекова Т.Б. Мифологема свободы в фольклорной и литературной парадигме Чечни (на материале трилогии чеченского прозаика Абузара Айдамирова «Долгие ночи»). Гуманитарные исследования. 2015; № 3: 84-88.

4. Елканов К.Р Художественно-философское осмысление проблем человека в осетинской прозе 60-80-х годов ХХ века. Владикавказ, 2008.

5. Кусаев А. Писатели Чечни. Грозный: ИПК «Грозненский рабочий», 2011.

6. Садулаева М.Х. Проблема взаимосвязей человека и природы в трилогии чеченского писателя А. Айдамирова. Система ценностей современного общества. 2013; № 30: 40-45.

References

1. Ajdamirov A.A. Khollaman de («Odin den' sud'by»). Groznyj: Kniga, 1993.

2. Gajtukaev K.B. Vplamenislova. Groznyj: Kniga. 1989.

3. Dzhambekov O.A., Dzhambekova T.B. Mifologema svobody v fol'klornoj i literaturnoj paradigme Chechni (na materiale trilogii chechenskogo prozaika Abuzara Ajdamirova «Dolgie nochi»). Gumanitarnye issledovaniya. 2015; № 3: 84-88.

4. Elkanov K.R. Hudozhestvenno-filosofskoe osmyslenie problem cheloveka v osetinskojproze 60-80-h godov ХХ veka. Vladikavkaz, 2008.

5. Kusaev A. PisateliChechni. Groznyj: IPK «Groznenskij rabochij», 2011.

6. Sadulaeva M.H. Problema vzaimosvyazej cheloveka i prirody v trilogii chechenskogo pisatelya A. Ajdamirova. Sistema cennostej sovremennogo obschestva. 2013; № 30: 40-45.

Статья поступила в редакцию 20.07.23

УДК 811.351.42

Edilov S.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: salavdie_1951@mail.ru

CHARACTERISTICS OF MODELS OF VERB PHRASES WITH NOUNS IN THE CHECHEN LANGUAGE. The article considers classification of phrases according to the morphological properties of the main word, characterizes the models of verbal phrases with nouns in the Chechen language. Phrases with a verb as the main word are usually called verbal. The verb in the Chechen language can mainly be combined with nouns in indirect cases (with and without postpositions), with adverbs and with an infinitive. Verb phrases in the Chechen language are very productive, because the verb, being the most developed part of speech, enters a variety of syntactic relations with all significant parts of speech, in combination with a noun in the nominative case, depending on transitivity, can express both a real object and a subject, and in combination with a dative, genitive and local cases - logical subject or indirect object. The scientific novelty of the research lies in the expansion of philological science in the sections related to the analysis of models of verbal phrases with nouns in the Chechen language.

Key words: verb phrase, direct object, dependent noun, postpositional combinations, spatial relations

С.Э. Эдилов, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: salavdie_1951@mail.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ГЛАГОЛЬНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В ЧЕЧЕНСКОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассмотрена классификация словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова, дана характеристика моделей глагольных словосочетаний с именами существительными в чеченском языке. Словосочетания с глаголом в роли главного слова принято называть глагольными. Глагол в чеченском языке в основном может сочетаться с именами существительными в косвенных падежах (с послелогами и без них), наречиями и инфинитивом. Глагольные словосочетания в чеченском языке являются весьма продуктивными, потому что глагол, являясь наиболее развитой частью речи, вступает в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.