УДК 371.398.025 ББК Ю983.402+Ч421.385
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
АЛ. Ермакова
Челябинский государственный педагогический университет
CREATIVE MIXED-AGE CHILDREN ASSOCIATION OF ADDITIONAL EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF TEENAGERS
A. Ermakova Chelyabinsk state pedagogical university
Обосновывается актуальность проблемы успешной социализации подростков в деятельности творческого разновозрастного объединения дополнительного образования. Конкретизируются понятия «социализация подростков» и «творческое разновозрастное объединение дополнительного образования». Рассматривается модель социализации подростков в творческом разновозрастном объединении дополнительного образования.
Ключевые слова: социализация подростков, творческое разновозрастное объединение дополнительного образования, эмоционально-чувственный способ освоения действительности, модель социализации подростков.
The problem of successful socialization of teenagers in the activities of creative mixed - age children association of additional education is substantiated. The concepts “socialization of teenagers” and “creative mixed - age children association of additional education” are explained. The model of socialization of teenagers in a creative mixed-age children association is presented.
Keywords: socialization of teenagers, creative mixed-age children association of additional education, emotionally sensitive way of mastering reality, model of socialization of teenagers.
Период конца XX - начала XXI века характеризуется усилением тенденций, связанных с формированием негативного социокультурного пространства, нездорового образа мира с низкими ценностными ориентирами и бездуховными составляющими, усилением социального неравенства населения. Сочетание роста преступности, наркомании и других асоциальных явлений с усилением потребности подростков в самостоятельности, независимости, свободе выбора сферы самореализации и самоутверждения выявляет отсутствие умений анализировать природу социальной деятельности, навыков успешных социальных отношений и социального сознания. В этих условиях актуализируется проблема интеграции подростков в систему социальных отно-
шений, усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей. Возрастает необходимость использования воспитательных возможностей творческих разновозрастных объединений дополнительного образования для формирования социальной культуры подростков.
Решение государством проблемы социализации подростков отражается в «Концепции модернизации дополнительного образования Российской Федерации» (от 06.10.04 № ПК-2), в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», которые подтверждают значимость деятельности творческих объединений как формы социального развития личности подростков через создание благоприят-
ной среды для передачи старшими поколениями младшим культурно-исторических знаний, убеждений, этических и эстетических навыков, качеств социально успешной личности [4, 9].
Изучение философской, психолого-педа-гогической литературы, материалов диссертационных исследований, обобщение личного опыта работы в образовании свидетельствуют о том, что исследование проблемы социализации подростков актуализирует воспитательные возможности творческих разновозрастных объединений дополнительного образования, теория и практика деятельности которых прошли длительный путь развития. Являясь мобильной и открытой системой, творческие объединения создают необходимое пространство по освоению социокультурных ценностей. Проблемам исследования социокультурного пространства посвящены работы С.Т. Шацкого,
Н.Ф. Головановой, М.И. Рожкова, A.A. Реан, М.Е. Дуранова, P.A. Литвак и др. [2, 5-8].
Социализация подростков рассматривается на основе применения различных педагогических подходов. Анализ литературы показал, что проблема деятельности разновозрастных объединений с целью социализации подростков в системе дополнительного образования изучена недостаточно многосторонне. Не выявлены средства, не обоснованы условия успешной социализации подростков. Проблемы социализации подростков требуют поиска новых педагогических подходов.
Нами выявлены следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне -между потребностью общества и государства в социализированной личности самостоятельного, ответственного гражданина и не в полной мере реализованными потенциальными возможностями творческих разновозрастных объединений в решении данной задачи;
- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью создания научно обоснованной модели социализации подростков в творческом разновозрастном объединении дополнительного образования и ее недостаточной теоретической разработанностью;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью расширения возможностей деятельности творческого разновозрастного объединения как формы социализации подростков в системе дополнительного образования и недостаточностью содержательно-методического обеспечения названного процесса.
Таким образом, актуальность на социально-
педагогическом уровне определяется направлениями модернизации образования, связанными с необходимостью формирования само-актуализированной личности, обеспечением доступности участия детей в творческих объединениях дополнительного образования на основе государственных гарантий, отраженных в нормативно-правовых документах, и функционированием детских объединений в режиме устойчивого бескризисного развития. На научно-теоретическом уровне выявлена необходимость теоретического обоснования и введения в практику творческих объединений научно обоснованного подхода к формированию успешной социализации подростков. На научно-методическом уровне требуется разработанная содержательно-методическая база проблемы социализации подростков в теории и практике современной педагогики.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема: как обеспечить успешную социализацию подростков в деятельности творческих разновозрастных объединений системы дополнительного образования?
Исследуя данную проблему, мы провели историко-генетический анализ процесса социализации подростков в детских разновозрастных объединениях, который показал, что в России и СССР в XIX и XX веках были созданы педагогические системы социализации подростков, активно использовавшие принцип объединения детей по интересам для реализации педагогических задач. В истории развития проблемы нами выделены три основных этапа.
На первом этапе с 1859 г. до 1917 г. (свободная школа JI.H. Толстого; клубные, культурные сообщества С.Т. Шацкого; движение скаутских дружин и отрядов) проблема социализации подростков не является предметом специального изучения, не сформирован терминологический аппарат и процесс социализации носит стихийный, научно необоснованный характер.
На втором этапе с начала 20-х до конца 80-х гг. XX в. (движение пионерских отрядов 20-х годов, колония и коммуна A.C. Макаренко, тимуровские команды А.П. Гайдара, школьные и студенческие отряды 50-х, коммунар-ские объединения, отряды, клубы, сборы, штабы) для подготовки личности, верной коммунистической идеологии, был разработан перечень норм поведения, пересмотрены учебные планы и программы. Понимание воз-
растающей роли образовательных заведений в ускорении социального, технического и культурного прогресса привело к усилению научно-исследовательской педагогической деятельности. В то же время проблема социализации подростков еще не стала в эти годы предметом специальных исследований.
Третий этап (с начала 90-х гг. XX в. до настоящего времени) - период перестройки и модернизации современной России (школы лидеров, творческие коллективы и объединения) характеризуется пониманием необходимости поиска путей успешной социализации подростков как одного из важнейших компонентов образовательного процесса. Опыт зарубежной педагогической практики подтвердил, что появление системы социализации подростков закономерно обусловлено культурой жизнедеятельности социума.
Результаты анализа проблемы социализации подростков в творческом разновозрастном объединении позволили установить, что современные подростки остро нуждаются в умениях анализировать природу социальной деятельности, в навыках построения социальных отношений, в развитии социального сознания. В отечественной психолого-педагоги-ческой науке присутствует преемственность в понимании идеи, направленность соответствия целей социализации подростков социальному заказу в рассматриваемый период времени, конкретизация результатов социализации в виде формирования значимых личностных качеств, соотносимых с идеалом человека в определенный исторический период. Новый взгляд на систему ценностей требует инноваций в деятельности творческого разновозрастного объединения дополнительного образования.
Как показал анализ философской, педагогической, психолого-педагогической литературы, четкое определение понятия «социализация подростков в творческом разновозрастном объединении дополнительного образования» отсутствует. Опираясь на понимание социализации ученых (В.Н. Головановой, A.A. Реан, М.И. Рожкова, P.A. Литвак и др. [2, 5-7]), нами конкретизировано понятие «социализация подростков» как процесс взаимодействия с окружающей средой и формирования базовых ценностных ориентаций; усвоения и оценки норм общества и своего окружения; выполнения определенных правил, установленных взрослыми, и приспособления к требованиям различных ролей общества. Уточнено творче-
ское разновозрастное объединение дополнительного образования. Это группа учащихся разного возраста, созданная на добровольной основе для совместной творческой деятельности по эстетическому развитию, которая осуществляется в рамках образовательной программы данного коллектива, создающей культурную микросреду для организации и реализации процессов социализации личности. Цель воспитательной деятельности творческого разновозрастного объединения - смоделировать жизненные ситуации, в результате проживания которых участники приобретают и закрепляют навык выстраивания социальных отношений в разновозрастном сообществе людей. Социализацию подростков в творческом разновозрастном объединении дополнительного образования понимаем как процесс формирования самоактуализированной, социально успешной личности с помощью развития эстетической культуры и гуманистического мироощущения во взаимодействии с окружающей средой.
Учитывая особенности социализации подростков, осуществляем увеличение способов освоения действительности, способствующих формированию гуманистических ценностных ориентаций через использование эмоциональ-но-чувственного способа освоения действительности, что позволяет оптимально сочетать два образовательных направления: когнитивное и эмоционально-волевое [1, 3]. Эмоцио-нально-чувственный способ освоения действительности мы понимаем как явление социализации подростков творческими средствами, характеризуемое формированием: 1) осознания собственных эмоциональных состояний; 2) умения различать эмоции других людей и использовать словарь эмоций и формы выражения, принятые в данной культуре, на более зрелых стадиях - способность усваивать культурные сценарии и связывать эмоции с социальными ролями; 3) умения симпатического и эмпатического включения в переживания других людей; 4) способности отдавать себе отчет в том, что внутреннее состояние необязательно соответствует внешнему выражению как у самого индивида, так и у других людей; на более зрелых стадиях - умения понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других и учитывать это в собственном поведении; 5) умения справляться со своими негативными переживаниями, используя стратегии саморегуляции; 6) осознание того, как
эмоции выражаются во взаимоотношениях; 7) умения соответствовать собственным представлениям о желательном эмоциональном «балансе».
Для осуществления процесса успешной социализации подростков мы предлагаем интегративную модель социализации подростков в творческом разновозрастном объединении дополнительного образования, созданную на основе синергетического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Первый подход позволяет определить значение социализации подростков во взаимодействии с открытой, самоорганизующейся системой разновозрастного творческого объединения дополнительного образования, требующей кооперирования различных дисциплин. Второй подход является основополагающим при определении потенциала творческого разновозрастного объединения в социализации подростков (в процессе творческого развития подростки учатся осуществлять целе-полагание коммуникативной деятельности, организовывать общение, осваивать социальные роли, приобретают опыт самостоятельно анализировать и оценивать результаты своих действий). Третий выступает ведущим в разработке модели социализации подростков в творческом разновозрастном объединении дополнительного образования. Он позволяет осознавать свои ценностные ориентиры, учитывать личностные особенности, развивать гуманное мироощущение и социальные способности личности.
Социализация подростков в творческом разновозрастном объединении реализуется в соответствии с принципами: культуросооб-разности (приобщение к культуре, формирование эстетического вкуса, иммунитета против бездуховной продукции), гуманизации (отношение к человеку как к высшей ценности), самостоятельности в творческой деятельности (свободный выбор своего вклада в созидание социального продукта), интеграции когнитивного и эмоционально-волевого направлений образовательного процесса (гармоничное развитие не только когнитивной, но и эмоционально-волевой сферы личности). Основанием для выделения данных принципов является необходимость формирования качеств социально успешной самоактуализи-руемой личности подростка.
Интегративная сторона модели заключается в использовании возможностей объеди-
нения разделов знаний философии, психологии, физиологии, социологии. В рамках дополнительного образования интегрируются педагогические отрасли общей педагогики: педагогика, изучающая особенности обучения, воспитания и развития школьников в процессе получения знаний, с социальной педагогикой, изучающей социальное воспитание человека, с отраслью художественной педагогики, изучающей аспекты художественнодуховного воспитания человека через искусство и эстетическое в искусстве и жизни. Интеграция когнитивного, эмоционально-волевого и креативного компонентов диктует построение педагогической работы на основе разнообразных форм, гармонично развивающих у подростков базовые ценностные ориентации, эстетические и этические нормы общества.
Целевой блок обозначает цель функционирования модели и совокупность задач, направленных на социализацию подростков в творческом разновозрастном объединении дополнительного образования.
Содержательный блок раскрывает панораму предметного содержания, на основе которого осуществляется учебно-педагогическое взаимодействие всех субъектов социализации подростков в творческом разновозрастном объединении. Он представляет единство когнитивного, эмоционально-волевого и креативного содержания образования, направленного на решение задач успешной социализации подростков.
Значимым звеном модели является коммуникативный блок, который учитывает мотивацию общения подростков фактором социального становления через удовлетворение социальных потребностей. Данный блок усиливает процесс социального развития личности подростков. Коммуникативный блок способствует формированию умения жить и созидать вместе с другими людьми, в команде творческого объединения, продуктивно создавать собственный творческий результат, сольные проекты как продукт труда, принимаемые социумом через средства коммуникации; развивает умения осмысленно применять различные виды коммуникаций; позволяет подросткам успешно выстраивать социальные отношения, вступать в коммуникацию, овладевать средствами эффективного общения, способствуя быстрой адаптации в изменяющейся социальной среде, социальной активности и ответственности подростков.
Деятельностно-технологический блок определен составляющими содержательного блока и реализуется через освоение образовательной программы эстетического развития подростков творческого разновозрастного объединения дополнительного образования, включающей элементы ряда технологий: гуманно-личностной, культуровоспитывающей дифференцированного обучения по интересам детей, развивающего обучения, индивидуализации обучения, технологии мастерских, технологии повышения коммуникативной компетентности. Данный блок обеспечивает необходимый инструментарий преподавания, характеризуется сменой приоритетов от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала подростков и проявления культуры социальных взаимоотношений. Блок представляет разнообразные виды деятельности, способствует формированию личностных новообразований, единству сознания и деятельности, когда подросток, взаимодействуя с миром, изменяет его и изменяется сам. Блок содержит игровую, познавательную, оздоровительную, трудовую, творческую рефлексивную деятельность подростков и деятельность по программированию своего желаемого будущего в социуме.
Диагностико-результативный блок определяет промежуточные и конечный результаты социализации подростков, включает критерии социализации подростков в творческом разновозрастном объединении - творческая самореализация, ориентация в социокультурном пространстве и великодушие к миру. Диагностика социализации подростков проводится на основе указанных критериев, с помощью апробированных методик и является предпосылкой для критического осмысления хода образовательного процесса и корректировки его компонентов. Особенность процесса социализации в том, что результат не может быть конечным. Социализация подростков предполагает постоянно развивающуюся способность к самоактуализации. Среда творческого разновозрастного объединения оказывается открытой, эффективной, целостной, целевой, управляемой, динамичной для формирования духовного социального пространства. Достижением реализации воспитательного потенциала творческого объединения является моделирование вариативных ситуаций, формирующих у подростков умения социального взаимодействия с людьми. Подро-
стки приобретают эстетические вкусы, умения саморазвития и самопрезентации, ценностный ориентир построения жизни по законам гуманизма и нравственности.
Модель способствует созданию единого образовательного пространства через синтез эстетических, социальных и психологических знаний, с помощью включения подростков в освоение социальных ролей, через интеграцию детей в общество, эстетических знаний в практику, через предоставление подростку возможностей участвовать в различных формах социальной жизни вместе с остальными членами общества, осваивая социально-ролевые функции.
Функционирование модели социализации подростков в творческом разновозрастном объединении дополнительного образования будет успешно при следующем комплексе педагогических условий: 1) развитие творческого потенциала подростков; 2) интеграция свободы выбора деятельности ребенком и принятой ответственности перед собой и коллективом за результат совместной творческой деятельности в условиях творческого разновозрастного объединения по интересам; 3) увеличение способов освоения действительности, способствующих формированию гуманистических ценностных ориентаций.
Модель социализации подростков в творческом разновозрастном объединении способствует созданию культурной микросреды для организации и реализации процессов социализации подростков, объединенных общей деятельностью, структурой совместного управления, устойчивыми связями и взаимоотношениями, социальными по своей природе. Социальное развитие подростков происходит через усвоение информации, рождающей впечатления, способные возникать в момент высокого эмоционального напряжения, переживаемого от творческого процесса. Включение подростков в творческую деятельность развивает воображение ребенка, расширяет резервы его организма через архитипичные образы и модели поведения, являясь средством социального развития, обеспечивает освоение культурных ценностей социума через познание социальных ролей и накопление социального опыта.
Литература
1. Вайсбах, X Эмоциональный интеллект / X. Вайсбах. - М.: Лик-Пресс, 1988. - 160 с.
2. Голованова, Н. Ф. Социализация и вос-
питание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. -272 с.
3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. — http://www.smolin.ru/
5. Литвак, P.A. Социокультурное образование и развитие личности: теория и практика: моногр. / P.A. Литвак, М.Е. Дуранов, И.И. Дуранов; общ. ред. P.A. Литвак. - Челябинск, 2009. - 220 с.
6. Реан, А.А. Психология личности. Социа-
лизация поведение, общение /А.А. Реан. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.
7. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб. пособие / М.И. Рожков. - М.: Гуманит. изд. центр «Вла-дос», 2002. - 160 с.
8. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / С.Т. Шацкий. - М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 304 с.
9. Щербаков, Р.Н. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года / Р.Н. Щербаков // Народное образование. - 2005. -М2.- С. 248.
Поступила в редакцию 7 февраля 2010 г.