УДК 37
РС! 10.21661/Г-116746 Н.Ю. Хоменко, В.В. Гаврина
Социализация обучающихся в процессе творческой деятельности в разновозрастном объединении
Аннотация
В статье представлен опыт организации педагогического исследования процесса социализации обучающихся в процессе их творческой деятельности в разновозрастном объединении. В работе также дана характеристика некоторых полученных в исследовании результатов.
I
Ключевые слова: социализация, разновозрастное объединение детей, познавательно-продуктивная деятельность, творчество, критерии оценки.
N.Yu. Khomenko, V.V. Gavrina
The socialization of students in the process of art activity in a mixed-age organization
Abstract
The article analyzes the experience of pedagogical research of students' socialization in the process of their art activity in a mixed-age organization. It also provides the characteristic of some results, obtained in the research.
| Keywords: socialization, mixed-age organization, educational and productive activity, creativity, evaluation criteria.
А ктуальность проекта обусловлена потребуй! ностью детей в развитии их познаватель-.А. А но-продуктивной деятельности во внеурочное время в разнообразных, разновозрастных творческих объединениях.
При этом выявлено противоречие, которое состоит в том, что с одной стороны имеется нормативно-правовая база для развития деятельности разновозрастных объединений обучающихся и с другой стороны отсутствие методических рекомендаций по разработки дидактических средств педагогической поддержки развития деятельности обучающихся.
Выявленное противоречие позволило сформулировать тему нашего исследования: «Социализация обучающихся, в процессе творческой деятельности в разновозрастном объединении обучающихся».
Цель исследования состояла в том, чтобы разработать дидактические средства, способствующие повы-
шению эффективности формирования активной жизненной позиции обучающихся в процессе развития их творческой деятельности в разновозрастном объединении обучающихся.
Объектом исследования была творческая деятельность обучающихся в разновозрастном самодеятельном объединении. Предметом исследования было содержание дидактических средств, способствующих развитию творческой деятельности обучающихся в разновозрастном самодеятельном объединении.
Гипотеза исследования нашего исследования состояла в том, что разработка и создание дидактических средств, способствующих развитию творческой деятельности обучающихся во внеурочное время, могут способствовать повышению эффективности формирования активной жизненной позиции и социализации обучающихся.
Задачи исследования состояли в том, чтобы выявить особенности содержания творческой деятельности обучающихся в разновозрастном самодеятельном объединении, разработать критерии оценки результатов, способствующих повышению эффективности формирования их активной жизненной позиции и социализации.
Исследование проводилось в объединении «Творческая лаборатория» действующем на базе школы №75 г. Черноголовка.
Объединение «Творческая лаборатория» было создано в 2015 г. группой активных волонтеров-студентов из числа выпускников школы и старшеклассников при поддержке педагогов школы и родителей.
Задачи «Творческой лаборатории» были сформулированы следующим образом: предоставить условия для развития познавательно-продуктивной деятельности обучающихся во внеурочное время в интересах личности, общества и государства.
Используя соц. сети, организаторы объявили о времени и месте сбора учредителей объединения «Творческая лаборатория».
Первый сбор прошел в форме общегородского праздника с выступлениями юных дарований: музыкантов, спортсменов, танцоров, вокалистов, с выставкой работ юных художников и мастеров народных промыслов и ремесел.
В процессе подготовки и проведения первого сбора учредителей нового объединения проявились активные помощники - организаторы различных направлений творческой инициативы: работа на сцене (пение, игра на инструментах, ведение мероприятия, интерактив с залом, актёрская работа), работа в рубке со свето- и
звуко-аппаратурой, работа по организации анкетирования и выявления пожеланий родителей;), художественная составляющая (оформление сцены, создание декораций, афиш, костюмов, умение пользоваться гримом).
В течении сентября- октября в «Творческая лаборатория» объединяла 34 обучающихся. Анализ состава детей показал следующее: 21 - девочки, 13 - мальчики; возрастной состав от 9-ти до 17-ти лет.
Результаты анализа состава и уровня готовности детей к участию в деятельности различных направлений позволил сформировать следующие условные группы:
- стажёры (новоприбывший с испытательным сроком месяц);
- лаборанты (переведённый стажёр и ещё не проявившие себя в каком-то конкретном деле);
- младший творческий сотрудник (проявивший себя в подготовке и организации реальных дел);
- творческий сотрудник (регулярно и активно участвующий в делах лаборатории);
- старший творческий сотрудник (проявляющий себя как организатор и умеющий быть наставником для младших участников группы).
Названия условных групп были определены по аналогии с известными для обучающихся, жителей Наукограда, названиями сотрудников местных институтов, где как правило работали родители обучающихся.
Для оценки результатов деятельности обучающихся были определены критерии (когнитивные, деятельно-практические, мотивационно-личностные, коммуникативные) и показатели с учетом содержания деятельности обучающихся (таблица 1).
Таблица 1
Критерии и показатели оценки результатов взаимосвязи и преемственности формального
и неформального образования детей
Критерии Показатели
Когнитивный Знание банков данных по различным отраслям науки и практики;
Мотивационно-личностный Интерес к специальной литературе, к особенностям жизни и творчества людей, достигших успеха в науке, искусстве.
Деятельно-практический Умения в работе с ПК, в работе с литературой, измерительной и другой аппаратурой, в оформлении и подготовке компьютерной презентации результатов учебно-исследовательской работы.
Коммуникативный Участие в практикумах, конференциях, диспутах и публичных выступлениях по популяризации достижений науки и по защите результатов учебно-исследовательской деятельности.
В качестве средств педагогической поддержки обучающихся были намечены следующие группы дидактических материалов: задачи, упражнения, учебные проекты, учебно-исследовательские задания и учебные ситуации.
В группе детей, входящих в наше объединение «Творческая лаборатория», количественные показате-
ли, отражающие знания и универсальные учебные действия школьников по использованию компьютерных информационно-коммуникационных технологий, возрастали в более высоком темпе, нежели в контрольной группе детей, осваивающих умения работать на ПК в рамках школьной учебной программы, и прирост показателей составил 74%.
(
600 -500 -400 -
Результаты исследования позволяют утверждать, что выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение и сделать следующие выводы:
1. Установлено, что участие обучающихся в деятельности «Творческой лаборатории» способствует решению следующих педагогических задач:
- воспитание интереса и стремления к освоению методов научного познания окружающей действительности;
- обучение исследовательским и коммуникативным умениям и формирование опыта их использования в повседневной жизни;
- выявление и развитие природных задатков и способностей детей, проявляющих повышенный интерес к науке, технике, искусству и другим направлениям познавательно-продуктивной творческой деятельности.
2. Содержательной основой творческой деятельности в объединении «Творческая лаборатория» является:
- практико-ориентированные учебно-исследовательские задачи различного уровня сложности;
- упражнения и тренинги по использованию ИКТ в решении задач, возникающих в повседневной жизни и в частности в процессе учебной деятельности;
- учебные ситуации, способствующие актуализации знаний, умений обучающихся и опыта их использования в поиске оптимальных решений.
3. Выявлен и обоснован перечень дидактических средств, педагогической поддержки социализации обучающихся в деятельности объединения «Творческая лаборатория», в том числе: видеокомпьютерные системы; мультимедиа, кейс технологии; средства виртуальной реальности; электронный офис, поисковые системы; электронные тесты и контрольные задания с автоматизированным контролем усвоения знаний, видео материалы и т. п.
4. Разработаны и экспериментально апробированы критерии и показатели оценки результатов деятельности обучающихся в объединении «Творческая лаборатория».
Заключение
1. Повышению эффективности использования дидактических средств, педагогической поддержки социализации обучающихся в деятельности объединения «Творческая лаборатория» способствует взаимодействие и преемственность общего и дополнительного образования детей направленная на обеспечение полноты и цельности образования.
2. Разработанная и реализованная в инновационном образовательном объединении «Творческая лаборатория» модель содержания деятельности по социализации обучающихся отражают идеи отечественных и зарубежных исследователей в области методологии, теории и практики личностно развивающего открытого образования и основные требования ФГОС, предъявляемые к современному образованию.
3. Рассмотрение феномена самодеятельное объединение «Творческая лаборатория» в широком смысле (предметном, субъектном, культурном, технологическом, проблемном, коммуникативном) позволяет увидеть пути и средства системного влияния на личностное развитие учащихся и на повышение эффективности дидактических средств поддержки социализации обучающихся.
4. Определение учебно-исследовательской работы в качестве ведущего направления деятельности в разработанной модели организации взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования детей инициирует переход к субъект-субъектной парадигме современного образования и позволяет системно формировать исследовательское поведение обучающихся.
Вместе с тем проведенное исследование не исчерпывает все аспекты сложной и многоплановой проблемы моделирования процессов социализации обучающихся. Полученные нами материалы и выводы открывают новые возможности для дальнейших исследований в области педагогики.
300 200 100 О
/—;
Г^ )
2015/08 2015/12 2016/05 2016/09 2016/12
Рис. 1. Гистограмма 1. Показатель интереса к занятиям в объединениях «Творческая лаборатория»
Рис. 2
Отзывы выпускников
Ирина, 18 лет:
- Творческая Лаборатория помогла мне не только реализовать себя, в ней я нашла свою вторую семью. ТЛ свела меня с потрясающими, позитивными и ставшими мне настолько родными, людьми! те эмоции, которые я испытываю, проводя свое время с твориками, не передать словами! это место богато творческими, светлыми и рыжими ангелами, которые сделают твой день радужнее, стоит провести там хотя бы пять минут... невероятная атмосфера, смех, шутки, любовь и дружба. Семья -вот что такое Творческая Лаборатория. Место, где я смогла не только набраться энергии, но и смогла перебороть свой страх перед сценой и перед людьми, для которых мы творили и делали все наше безумство. За это стоит сказать большее спасибо нашей мамуле - Наталье Юрьевне и всем моим любимым заям.
Екатерина, 18 лет:
- Творческая лаборатория - это лучшее что случалось со мной за 11 лет школьной жизни! ТЛ- это второй дом, это уют, это родные люди и бесконечная атмосфера свободного творчества!
Благодаря Наталье Юрьевне, каждый из нас почувствовал собственную важность, узнал, что в школе есть место, где нас поймут и примут, где за неудачи никто не будет упрекать, где нас помогут раскрыть свой творческий потенциал
Участвуя во всех мероприятиях ты не только практикуешься в интересующей тебя области (пение, танцы и т. д.), ты также невольно начинаешь пробовать для себя что-то новое (ведение праздников, работа за пультом и т. д.)
Спасибо Наталье Юрьевне и ТЛ за то, что после выпуска из школы мне есть, что вспомнить! За новых друзей, за это невероятное ощущение единства!
Я честно могу сказать, что все эти люди стали для меня семьей, которую я безмерно люблю и по которой очень скучаю!
Спасибо вам за самый тёплый год в моей жизни!
Вы навсегда со мной! Константин, 17 лет: - Все члены творческой лаборатории стали для меня родными людьми. Творческая лаборатория даёт каждый день огромный заряд бодрости, тепла и позитива. А так-
Приложение 1
же ты чувствуешь себя полезным, ибо помогаешь школе. Ну и главный плюс творческой лаборатории- это неподражаемая Наталья Юрьевна.
Школьница Маргарита, 13 лет:
- С приходом в новую школу я очень рада быть твориком: это всегда веселая и добрая компания! Творческая лаборатория - это моя
семья, которую я никогда не покину.
Павел, 27лет:
- Неоднократно участвовал в проектах Натальи Юрьевны и с радостью вспоминаю те времена. Это было очень круто, увлекательно и весело. И праздники организованы у нас всегда были на зависть многим.
Анна, 20 лет:
- Веселое время препровождение; интересные, смешные сценарии; индивидуальный подход к каждому! Удовольствие от каждой репетиции! Каждый праздник, который создает и организовывает Наталья Юрьевна отличается своей лучезарностью, теплотой, любовью!!!
Яна, 22 года:
- Наталья Юрьевна - позитив-нейший, творческий человек. Рядом с ней все сразу же оживает, становится добрее, светлее и ярче, иначе говоря, просто неисчерпаемый источник веселья, улыбок, положительных эмоций и хорошего настроения. Работать с Натальей Юрьевной огромное удовольствие. До сих пор вспоминаю все наши репетиции и сами мероприятия-впечатления остались наилучшие. Спасибо Вам, что вкладывая частичку себя, Вы смогли подарить многим людям улыбки, смех и радость!!!!!!!
Алексей, 25 лет:
- Наталия Юрьевна - золотой души человек! Она не только берет на себя всю организацию мероприятий и достигает заявленных целей, но делает это с душой и сердцем! Каждый праздник, каждый
Рис. 3
год, каждый участник мероприятия окружен заботой и теплотой, каждый школьник получает индивидуальный подход и может раскрыться «по-максимуму». Она умеет создать такую добрую, приятную, дружескую атмосферу, что вечера в школе вспоминают выпускники, давно уже школу окончившие. Наталья Юрьевна - большущее Вам спасибо за то, что Вы у нас есть.
Оля, 21 год:
- Наталья Юрьевна - светлейший человек, работать с которым -одно удовольствие! Я очень жалею, что не вошла в «ее команду» раньше, а начала участвовать во всем в десятом классе только. Каждый раз она предлагает новые идеи, в то же время, всегда учитывает наши пожелания по поводу тех или иных праздников, а потом комбинирует и создает прекрасную атмосферу творчества, для каждого по-своему интересную. Она учит не бояться сцены и всегда пробовать что-то новое и совсем нехарактерное! Огромное спасибо Вам за все, наша любимая волшебница!
Анна, 21 год:
- Наталья Юрьевна - человек с золотыми руками, всегда свежими идеями и огромным, добрым сердцем. Человек, умеющий нахо-
дить подход даже к ребенку самым странным характером, умеющий организовать всех и поставить в итоге всем запоминающееся, интересное представление!
Юлия, 25 лет:
- Как не поддержать нашу общественно любимую Натальичку
Юрьевну, наше солнышко и звездочку: только таким людям должно быть рядом с детьми всех возрастов, потому что с Натальей Юрьевной всегда уютно, интересно, весело, позитивно. Хочется обнять и не отпускать. Спасибо вам большое за всю ту радость, что вы подарили мне и огромному количеству других учеников!
Людмила, 19 лет:
- Наталья Юрьевна - золотой человек! Даже не представляю, как бы я жила без наших праздников, спектаклей (а особенно репетиций перед ними), её добрых и мудрых советов, весёлых историй. Каждый человек для неё - личность, особые качества которой она всегда учитывает, поэтому общаться с ней легко и приятно. Если у кого-то плохое настроение, Наталья Юрьевна может поднять его всего парой фраз и лучезарной улыбкой. А ещё она угощает нас шоколадками.
Александра, 22 года:
- Наталья Юрьевна, спасибо Вам за возможность проявить себя в интереснейших мероприятиях, за возможность реализации собственных идей, за время, проведённое с
Рис. 4
Вами, за приобретенный опыт. Нам несказанно повезло, что у нас есть Вы. Мы любим Вас и не сомневаемся, что это взаимно.
Ольга, 21 год:
- Наталья Юрьевна, спасибо вам за ваше терпение, за ваш оптимизм и всегда отличный настрой, который передается всем окружающим, за ваши нервы, потраченные на нас, за вашу любовь и теплоту, таких людей как вы очень мало, так что спасибо вам за то, что вы есть! Очень скучаю по нашим репетициям и выступлениям! Мы вас люби-ииииим!!!
Отзывы детей о деятельности «Творческой лаборатории»
1. Как относитесь к нашему творчеству и вовлечению в культурные мероприятия?
2. Какой результат на данный момент вы получили?
3. Что бы вы хотели получить от участия в «Творческой лаборатории»?
Ксения, 14 лет:
- 1. Прекрасно, я считаю, что очень важно, чтобы в школе все мы (ученики) участвовали в школьных мероприятиях, ибо это развивает у нас навыки работы на сцене, уверенное поведение перед обществом (в нашем случае школьном).
2. На данный момент я перестала бояться сцены, научилась вживаться в роли, и еще очень интересно участвовать в разработке будущего фестиваля
3. Много положительных эмоций (хотя их и так предостаточно, благодаря любимой творческой и вам).
Кирилл, 17 лет:
- 1. Я отношусь очень положительно, ведь это позволяет развеять серость обычных дней и увидеть что-то новое и уникальное.
2. Благодаря Творческой лаборатории я научился позитивнее видеть мир, получил бесценный опыт в актёрской игре и техническом деле. Плюсом к этому идут многие новые знакомства.
3. Всё, что я хотел бы получить, уже получено, но всё же есть, к чему стремиться, научиться лучше
играть различные роли и многое другое.
Юлия, 15 лет:
- 1. То, что вы делаете для нас, - это самое лучшее. Вы помогаете раскрыться детям, снять с них рамки, даете им свободу. Сближение людей самое главное. Создается одна большая семья. Каждый друг за друга.
2. Все что я хотела и не думала, что это будет, вы помогли осуществить. Мне вы помогли преодолеть некоторые страхи, комплексы. Вы подарили мне новых друзей.
3. В будущем я надеюсь - это будет только больше развиваться и станет не только в нашей школе. Люди, которые состоят в ней, мне очень дороги.
Вика, 15 лет:
- 1. Я очень люблю наше творчество. У нас всегда очень интересные и взрывные идеи, и то что мы участвуем в культурных мероприятиях повышает всем настроение и это очень интересно для самих участников.
2. На данный момент я получила много позитива, развила творческие навыки и появилось больше друзей.
3. Не бояться сцены, ну и больше веселья и творческих идей.
Светлана, 14 лет:
- 1. Замечательная идея, потому что это дает возможность раскрыть в себе таланты, быть активным участником школьной жизни.
2. Больше интересных знакомых, друзей, я перестала бояться микрофона и сцены.
3. Больше мне ничего и не надо, все есть, все прекрасно, хожу в лабораторию с удовольствием.
Илья, 15 лет:
- 1. Безусловно, положительно. Мне нравится, что наши усилия по постановке спектаклей и организаций идут на благо многих: для школы и, как оказалось, для города.
2. Смотря что понимать под результатом. Если результат - есть актёрское мастерство, то этому нет предела. Всегда можно повышать и повышать свой уровень. Ежели понимать это как то, что я известен и
тому подобное, то я удовлетворён. Для меня многого не надо.
3. Общение и взаимопомощь. Всё это я уже вижу и буду видеть в будущем.
Алёна, 15 лет:
- 1. Я отношусь положительно, т.к. это очень интересный процесс.
2. Открыла для себя возможность играть на сцене.
3. Положительные эмоции, общение, развитие.
Ксения, 14 лет:
- 1. Я всего лишь 3 месяца в Творческой лаборатории, но за это время я поняла, как это здорово, что-то создавать, придумывать, участвовать в разных мероприятиях, выходить на сцену уже с такими родными для меня людьми.
2. Я научилась выступать на сцене (не бояться выходить на неё); с помощью репетиций к НГ я учусь передавать эмоции своего героя.
3. Я бы хотела и дальше развиваться со своей лабораторией; творить;
Егор, 17 лет:
- 1. К нашему творчеству отношусь очень положительно, безумно люблю Творческую Лабораторию.
2.Я получил большой творческий опыт за все время нахождения в ТЛ.
3. Все, что я хочу я получаю в период моего пребывания в ТЛ.
Арина, 13 лет:
- 1. Мне нравится заниматься с талантливыми людьми, которые находятся в ТЛ, потому я получаю от них новые знания, умения, а участвовать с ними в культурных мероприятиях очень интересно.
2. На данный момент я умею разбираться с техникой, что помогает мне дополнять школьные мероприятия звуком и светом.
3. От «Творческой Лаборатории» я бы хотела получить ещё большие умения играть в сказках, проводить мероприятия в роли ведущей.
Мария, 14 лет:
- 1. Замечательно отношусь. Участие в мероприятиях даёт возможность раскрыть в себе новые
качества, возможно преодолеть какие-то комплексы и стать более открытым.
2. Поняла, что если долго стараться, то всё обязательно получится. Вместе с этим, благодаря ТЛ, появилась возможность познакомиться с интересными и умными людьми, которые делятся своим опытом и учат новому.
3. Открыть в себе новые качества и научиться новому и интересному.
Ева, 15 лет:
- 1. Я считаю, что в наше время создание таких сообществ (групп, не знаю, как сказать) является крайне важным, ведь именно там люди раскрывают в себе качества, которые они не замечали ранее, находят новых друзей, учатся работать слаженно, в одной команде и, конечно же, то, что любимый наставник (солнечная Наталья Юрьевна) не забывает подкармливать своих подопечных). А если нас привлекают к культурным мероприятиям - это слов не передать, как замечательно, благодаря этому люди становятся добрее, а мир лучше.
2. Так как я состою здесь только пару месяцев, то могу мало, что сказать о «Творческой лаборатории», но(!) однозначно уверю, если вы пришли сюда и прониклись всей душевной атмосферой, которая царит в лаборатории, вы навряд ли захотите отсюда уйти, если только вы не черствы.
3. Всё, что я хотела получить от «Творческой лаборатории», уже получила (хоть и за пару месяцев): новых друзей, яркие и запоминающиеся моменты и впечатления, веселую обстановку и вкусняшки (ну куда без них). Однако мне хотелось бы не только получить, но и внести свой весомый вклад в её дальнейшее развитие.
Дарья, 15 лет:
- 1. Очень нравится творчество и вообще вся идея «Творческой лаборатории». Также очень нравится участие в культурных мероприятиях.
2. Появилась уверенность в себе, нашла новых друзей, нашла новые способы выразить себя, новые способы творить).
3. Получить море счастья и хорошего настроения, а также возможность развиваться в творческой сфере.
Карина, 17 лет:
- 1. Отношусь очень хорошо!! Творчество и культурные мероприятия делают для нас подарок. Это как самые замечательные воспоминания о нашей школе, дают понять нам, что школа не только даёт нам знания.
2-3. От участия в «Творческой лаборатории» я уже получила всё то,что я хотела и даже больше! В ТЛ забываешь о своих проблемах, набираешься больше смелости, получаешь улыбки от каждого и даришь свою улыбку другим. Я находилась постоянно как будто в волшебном мире, где ты можешь только радоваться и смотреть как радуются другие. Я получила много общения с хорошими и талантливыми людьми. Наталья Юрьевна научила нас всему, всегда поддерживала, всегда переживала за нас, мы ей как родные и это очень
здорово. Печально лишь расставаться, но всё равно понимать, что это навсегда в нашем сердце, в наших воспоминаниях. Понимать, что расставание не навсегда.
Александра, 15 лет:
- 1. Творческая лаборатория - это замечательное место, где можно открыть себя заново, научиться не бояться трудностей, развить свои творческие способности. В творческой лаборатории добрый и приветливый коллектив и всем всегда рады.
2. Творческая лаборатория помогла мне увереннее чувствовать себя на сцене, я обрела новых друзей, научилась правильно работать в коллективе.
Приложение 2
Мнения педагогов
Коновалихин Сергей Владимирович - канд. хим. наук, учитель физики, астрономии и ОБЖ школ Черноголовки (1996 - 2013 гг.); Лауреат премии губернатора Московской области в рамках реализации проекта «Образование» (2013 г); автор 32 работ по методике преподавания физики и применению информационных и когнитивных технологий при обучении в средней общеобразовательной школе, автор сборника «Качественные задачи по физике» (М.: 2010. «Бюро кван-тум»); в настоящее время ст. научн. сотр. лаборатории рентгеноструктурных исследований Института Структурной Макрокинетики и Проблем Материаловедения Российской Академии наук; автор 154 научных работ в советских, российских и зарубежных журналах:
- Деятельность Н.Ю. Хоменко и ее «Творческой лаборатории» очень важны как для детей, обучающихся непосредственно в МОУ СОШ №75, так и наукограда Черноголовка в целом. В современных условиях все меньше внимания в ходе учебного процесса обращается на развитие творческих способностей учащихся. Реформа образования, продолжающаяся непрерывно третье десятилетие, привела к тому, что триединая задача школы (Обучение, Воспитание и Образование) отошла на второй план. Подмена этой задачи формированием набора компетенций привела к тому, что дети становятся прагматиками. Широкое образование, умение сопоставлять информацию, применять, полученную при изучении разных предметов современной школьной программы информацию, вне стен школы, сейчас «не в тренде». Зачем тратить время на чтение «Войны и мира», если достаточно прочитать 10 страничек краткого содержания великого романа. Зачем учить наизусть стихотворения С. Есенина? Зачем знать названия всех восьми планет Солнечной системы? Зачем мне умение ориентироваться в лесу? Этот пробел современной школы и пытается ликвидировать «Творческая лаборатория» Н.Ю. Хоменко.
Современные дети не умеют общаться, не умеют играть в коллективные ролевые игры. Сейчас не увидишь во дворе группу детей, играющих в «Казаки- разбойники». В детской песочнице большой редкостью является группа детей, совместно строящих город или крепость. Исчезли девочки, играющие в ролевые игры,
например «в больницу» или «магазин». В «Творческой лаборатории» Н.Ю. Хоменко дети разных возрастных групп вместе решают весьма сложные задачи организации школьного мероприятия. Они учатся совместной деятельности, умению общаться, умению выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Особо хочу подчеркнуть, что дети учатся подчинять свои интересы интересам коллектива. Это облегчает адаптацию в новом студенческом коллективе (из каждого выпуска МОУ СОШ №75 80 - 85% выпускников поступает в ВУЗы). Впоследствии это многим пригодится при адаптации в трудовом коллективе. Для юношей такой опыт необходим при призыве на действительную воинскую службу.
Важным аспектом работы «Творческой лаборатории» Н.Ю. Хоменко является образовательная деятельность. Участвуя в спектаклях, капустниках, учащиеся вольно или не вольно, начинают интересоваться литературой, начинают читать! Не из-под палки, не по приказу, а сами! Последнее приводит к расширению кругозора.
У современных детей, замученных компьютерами, мобильными телефонами и прочими гаджетами, возникают проблемы с устной речью. Они не могут четко и внятно сформулировать простейшее предложение. Агрессивная массовая культура обедняет речь учеников. Все чаще из уст школьников слышна нецензурная речь. Сценарии сказок, спектаклей и представлений написаны качественным русским языком. Дети постепенно привыкают к нормальной речи, развивают умение владения «великим и могучим» русским языком. Учатся воспринимать красоту поэзии и «большой» литературы.
Участвуя в обсуждении сценария вечера, дети получают задания, которые заставляют применять полученные знания. Например, чтобы придумать имя заведующей лабораторией естественных наук «Кислоте Перманганато Калиевне» на вечере посвящении в старшеклассники, надо знать химию. Таким образом, работа «Творческой лаборатории» Н.Ю. Хоменко помогает сформировать интерес к изучению предметов школьной программы. Другим примером может служить сценарий по мотивам «Звездных войн», заставляющий узнать больше об «убиенной» чиновниками от образования Астрономии. В конце концов, дети начинают понимать, что чудеса они могут творить сами. Для этого им совсем не надо владеть волшебной палочкой Гарри Поттера или магическими заклинаниями.
Участие в постановках способствует формированию у учащихся стрессоустойчивости, умения находить выход из непредвиденной ситуации. Не может любое действие в школе пройти строго по сценарию от начала до конца. Что-то сломалось, кто-заболел, у кого-то порвался костюм. Умение не впадать в панику, а быстро найти выход из создавшейся ситуации очень необходимо в 21 веке.
Необходимо отметить и одновременную работу учащихся разных возрастов. Нередко можно встретить в школе высокомерное отношение старшеклассников к «мелюзге». Последнее может сформировать у младшеклассников комплекс неполноценности. Умение помочь младшему - важнейшая воспитательная задача, достаточно успешно решаемая «Творческой лабораторией» Н.Ю. Хоменко. С другой стороны, работа пяти -шестиклассника со старшеклассниками повышает его рейтинг в глазах одноклассников. Формирует уверенность в своих силах. Стоит оговориться, что детский коллектив - это организация с хорошо отлаженной и быстрой на ответную реакцию, обратной связью. Поэтому самоуверенного, переоценивающего свою роль в коллективе ребенка быстро поставят на место. Такие жизненные уроки, обычно, запоминаются надолго.
В «Творческой лаборатории» Н.Ю. Хоменко реализован индивидуальный подход к каждому ребенку. Наталья Юрьевна умеет убедить ребенка, помочь ему раскрыть свои возможности. Все хотят быть принцессами и добрыми волшебниками. Убедить ребенка в том, что он будет лучшим в мире котиком или лягушкой не просто. На просто убедить подростка в том, что выглядеть смешным на сцене, не значить выставить себя на посмешище. Но Н.Ю. Хоменко это удается.
В заключение хочется отметить, что работа «Творческой лаборатории» Н.Ю. Хоменко в МОУ СОШ №75 своего рода благотворительная деятельность. Наталья Юрьевна тратит личное время, силы на весьма не простую работу с детьми. А выпускные вечера, ежегодно организовываемые выпускниками «Творческой лаборатории» становятся культурным событием для всего наукограда Черноголовка. Остается пожелать «Творческой лаборатории» продолжения такой нужной школе и городу работы, а Н.Ю. Хоменко терпения и новых творческих успехов.
Мухина Валентина Юрьевна - канд. физ.-мат. наук, учитель английского языка (стаж работы 11 лет), переводчик английского языка (стаж работы 2 года):
- Работа, выполняемая Н.Ю. Хоменко с подростками в «Творческой лаборатории» по внеклассной работе, проводится на высоком профессиональном уровне.
Н.Ю. Хоменко демонстрирует отличную способность не только формулировать собственную точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и умело внедрять ее в деятельность творческого коллектива как формы социального развития личности подростков через создание благоприятной среды для передачи старшим поколениям младшим культурно-исторических убеждений, этических и эстетических навыков, в качестве социально успешной личности.
На научно-методическом уровне Н.Ю. Хоменко разработала содержательно-методическую базу проблемы социализации подростков в теории и практике современной педагогики.
Анализ проблемы социализации позволил автору выполняемой работы установить, что современные
подростки остро нуждаются в умениях анализировать природу социальной деятельности, в навыках построения социальных отношений, в развитии социального сознания.
Эту проблему Н.Ю. Хоменко рассматривает как процесс формирования самоактуализированной, социально успешной личности с помощью развития эстетической культуры и гуманистического мировоззрения во взаимодействии с окружающей средой.
В творческом коллективе Н.Ю. Хоменко социальное развитие подростков происходит через усвоение информации, рождающей впечатления, способные возникать в момент высокого эмоционального напряжения, переживаемого от творческого процесса. Она умело использует включение подростков в творческую деятельность в развитие воображения ребенка, что позволяет расширять модели поведения, познание социальных ролей и накопление социального опыта.
Краснова Светлана Петровна - учитель истории и обществознания, 20 лет педагогического стажа, высшая категория, победитель муниципального этапа конкурса «Педагог года 2016», директор МОУ СОШ №75 г.о. Черноголовка:
- Внеклассная деятельность в разновозрастном коллективе «Творческой лаборатории» способствует социализации детей, дает возможность научиться работать в команде, раскрывает творческие способности детей в иной сфере, кроме учебной, а также способствует про-фориентационной работе в детском коллективе.
Нина Борисовна Калугина, Лауреат премии губернатора Московской области, заслуженный работник образования М.о., педагогический стаж 45 лет:
- Процесс социализации у детей школьного возраста проходит систематически и прежде всего через учебно-воспитательный процесс в ходе совместной деятельности.
Но в подростковом возрасте на первое место выходит установление личностных отношений со сверстниками - деятельное общение.
Во внеклассном творческом процессе ученики чувствуют, когда их просто понимают - не оценивают, не судят, а просто понимают с их точки зрения, тогда это даёт возможность ребёнку поверить в свои силы. По моим наблюдениям, ребята, участвующие в подготовке внешкольных мероприятий с Н.Ю. Хоменко, получают возможность попробовать себя в другом виде деятельности. Особенно это относится к детям с невысокими результатами в обучении, которым хочется реализовать себя не только в учебной деятельности и результаты улучшения по успеваемости имеют место быть. В творческом процессе участие и возможность проявить себя повышает самооценку, даёт возможность реализоваться в другом качестве, что демонстрирует личность подростка окружающим сверстникам и педагогам с неожиданной новой стороны.
Тощева Ольга Вадимовна - учитель высшей категории, педагогический стаж 30 лет:
- В течение семи лет (с пятого по одиннадцатый) я была классным руководителем класса, с которым Наталья Юрьевна все эти годы активно занималась театральной деятельностью. Каждый год ребята участвовали в организации празднования 1 сентября, Дня учителя, Нового года, 8 марта, Дня Победы, а также традиционных для нашей школы Посвящения в пятиклассники, Посвящения в старшеклассники, Дня смеха, Дня самоуправления и многих других событий.
Если в 5-7 классах они принимали те роли, которые, зная их характеры и возможности, предлагала им Наталья Юрьевна, то став старше, уже они вносили свои предложения. Подростковый возраст - это время познания себя и других. Нередко у ребят возникало желание попробовать себя в нестандартных амплуа. Наталья Юрьевна шла навстречу этим пожеланиям, и создавала для «примерных» ребят роли злодеев, скромницам давала возможность побыть кокетками. Во время репетиций, ребята учились принимать критику, работать над собой. Успешное исполнение роли повышало самооценку ребёнка.
Наши «актёры» не замыкались на общении только со своими одноклассниками. Их выступления вызывали у ребят помладше интерес и желание тоже попробовать себя в актёрской деятельности. Девочки-старшеклассницы помогали гримироваться. Таким образом, ребята моего класса получали навык общения с представителями разных возрастов.
Даже те, кто не решался выйти на сцену, были вовлечены в творческий процесс - звуковое оформление, изготовление декораций, подбор реквизита. В творческом процессе споры и ссоры естественны. Однако общее дело объединяло ребят, давало им возможность раскрыть новые грани своего характера, учило находить компромиссные решения.
Нередко в сложный период взросления многие родители с трудом находят общий язык со своими детьми. Необходимость учить текст роли, создавать театральный костюм подталкивало родителей принимать участие в жизни своего ребёнка, а нередко и его одноклассников. Даже очень занятые родители брали отгулы на работе и приходили в школу, чтобы увидеть своего сына или дочь на сцене, приходили целыми семьями - с дедушками, бабушками, братьями, сёстрами. Такое внимание для ребят было очень ценно, помогало сохранять тёплые отношения с родителями.
Гаврина Вера Вячеславовна - Почётный работник общего образования РФ, педагог (стаж - 40 лет), учитель высшей категории, завуч по ВР (стаж - 25 лет):
- Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается
как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. Вот такие занятия более 10 лет проводит руководитель школьной творческой лаборатории Хоменко Н. Ю. Творческая атмосфера занятий позволяет детям раскрепоститься в обстановке неформального (для них) общения, в полной мере показать себя как личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты. Наталья Юрьевна умеет создать своеобразную эмоциональную атмосферу, настроить ребят на творческую деятельность. Главное внимание в творческом процессе Наталья Юрьевна обращает не только на коллективное обсуждение и написания сценария мероприятия, а на реализацию триединства - деятельность, общение, отношения. В творческой лаборатории нет скучающих, просто присутствующих, здесь все творцы. Когда пьеса написана, ребята самостоятельно распределяют роли, ищут и придумывают декорации, костюмы. В «Творческой лаборатории» старшие заботятся о младших, а младшие стараются добиться не меньших успехов, чем старшие подростки, а где-то и обгоняют их в активности.
На совместных собраниях и занятиях, ребята овладевают способностью правильно оценивать свою деятельность, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию своей личности. Участие в школьных мероприятиях помогает приобрести опыт публичного выступления, увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна. Многим ребятам участие в работе «Творческой лаборатории» помогли преодолеть внутреннюю неуве-
Рис. 4
ренность, скованность, раскрыться. Спектакли, диспуты, праздники и конкурсы не только развлечение, это и нравственное воспитание, потому что ребята не только учатся умению публично выступать, но и учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей. Деятельность в «Творческой лаборатории» для ребят из группы риска стал просто разумным и увлекательным отды-
хом, возможностью посмотреть на себя и переосмыслить свои поступки. Постепенно занятия в этом нашем школьном разновосростном коллективе переросли в совместные праздники - дни рождения, экскурсии, просмотры фильмов, обсуждение событий, традиционные чаепития. Выпускники, простившись со школой, не расстаются с ней, часто участвуют в школьных спектаклях и как актёры и как помощники в организации, КВНах, творческих квестах. Есть и те, для кого занятие творчеством стало профессией.
Терёхина Надежда Викторовна - учитель (педагогический стаж 35 лет) высшей категории, лауреат премии губернатора Московской области:
- На протяжении нескольких лет мне доводилось наблюдать за работой Хоменко Натальи Юрьевны. Как в группу приходили совершенно разные дети и по возрасту, и по своим убеждениям, и по интересам. Как умело подходила к каждому из них Наталья Юрьевна, подбирая нужные слова, нужную для ребенка роль. Причем порой эта роль была полной противоположностью характеру ученика. И он должен был посмотреть на действие со стороны, «примерить на себя» другой характер, другой взгляд на происходящее. Это все помогало ему раскрыть в себе новые грани, поверить в
себя, понять другого человека и попытаться прожить кусочек его жизни. Такая работа позволяет ребенку гораздо шире видеть окружающий мир, понимать и принимать интересы других людей. Делает его духовно богатым и щедрым к другим людям.
Наталья Юрьевна удивительный и редкий человек, который искренне любит детей, видит в каждом из них талантливого человека и друга. Каждому ребенку, которому повезло встретить на своем пути Наталью Юрьевну крупно повезло, потому, что он получил пример тому, как можно жить и любить все происходящее вокруг тебя.
Примечание: авторами получено согласие и разрешение на размещение фотографий.
Литература
1. Политнева Н.Э. Социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Политнева Наталья Эдуардовна; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2009. - 226 с.
2. Тельканова Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Телькано-ва // Учитель. - 2009. - №3. - С. 41-43.
3. Уразаева Ф.Х. Психолого-педагогические критерии в духовно-нравственном развитии личности учащихся в различных социальных группах / Ф.Х. Уразаева, Р.А. Резяпова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 12. - №5 (2). - 2010. - С. 466-472.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Федеральный Государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=985
5. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы / Н.Н. Никитина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/kleyberg-yua-psihologiya-deviantnogo-povedeniya_d0cb3259448.html