Научная статья на тему 'Социализация подростков в детском вокально-эстетическом разновозрастном объединении'

Социализация подростков в детском вокально-эстетическом разновозрастном объединении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТСКОЕ РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / SOCIALIZATION CHILDREN'S UNEQUAL-AGE ASSOCIATION / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ОТНОШЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ СПОСОБ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / THE EMOTIONALSENSUAL METHOD OF MASTERY THE REALITY / PUBERTAL / RELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова А. А.

В статье представлена модель социализации подростков средствами вокально-эстетического воспитания в рамках дополнительного образования. Рассматривается сущность социализации как педагогической категории, содержание социального отношения, его характерные признаки, сформулированы условия формирования социальных отношений в детском разновозрастном коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of teenagers in a vocal and aesthetic institution for children of different ages

In the article the model of construction the social relations of teenagers by means of aesthetical training within the framework of additional education is represented. The essence of relations is considered as pedagogical category, the content of social relation, its characteristic features, the conditions of formation for social relations in the children's unequal-age association are formulated.

Текст научной работы на тему «Социализация подростков в детском вокально-эстетическом разновозрастном объединении»

Ермакова А. А.

Социализация подростков в детском вокально-эстетическом разновозрастном

объединении

Современное развитие общества вызывает необходимость поисков механизмов педагогического воздействия с целью воспитания самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации. Выявленный нами факт неумения современных подростков анализировать природу общественной деятельности, выстраивать межличностные взаимосвязи требует внимания к процессу социализации подростков. Средством социализации подростков нами определена вокально-эстетическая деятельность в рамках детского творческого объединения дополнительного образования, направленная на принятие подростками вокально-эстетических ценностей, создающих духовную платформу для успешного построения социальных отношений личности.

В своей деятельности по поиску путей формирования социальных отношений как основы успешной социализации подростков мы опираемся на исследования таких выдающихся ученых, как: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Ч. Х. Кули, А. В. Мудрик, К. Муздыбаев, А. А. Реан и др. Следуя за ними, мы определяем сущность социализации подростков в рамках педагогической категории как процесс формирования: базовых ценностных ориентаций; усвоения и оценки норм общества и своего окружения; выполнения определенных правил, установленных взрослыми, и приспособления к требованиям различных ролей в школе, дома и т.д., определенной мотивации поведения [5].

Вслед за М. И. Рожковым, Л. В. Байбородовой Э. Келли, А. В. Муцриком, И. Таллмен полагаем, что содержание, качество и результат социализации подростка во многом определяются условиями среды, в которой живет его семья. И чем лучше он учится разрешать проблемы в собственном окружении, будучи подростком, тем более способен переживать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым. Детские вокальные разновозрастные объединения дополнительного образования создают среду общины, подобной семье, в которой происходящие в этой жизни изменения идут в желательном для подростков направлении. Это благодатная педагогическая почва для стимулирования подростков в процесс активного решения социальных проблем.

Система детского вокального творческого разновозрастного объединения создает педагогическую среду разнообразия ролевого выбора и объемного доступа социально значимой для подростков информации. Она развивает степень толерантности учащихся к противоположным точкам зрения и неопределенности ситуации. Социальное развитие подростков в творческом вокальном разновозрастном объединении представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования, предполагающие разрешения различного рода противоречий между: потребностями детей и возможностями их удовлетворения; потенциалом ребенка и возможностями его реализации; целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения. Преодоление обозначенных противоречий является источником его развития.

Процесс развития находится в плоскости рассмотрения инкультурации.

Инкультурация подростка является предпосылкой его успешной социализации. Она воспитательными средствами вокально-эстетического направления создает среду для успешного постижения подростком действительности, ее законов через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Грамотная организация вокально-эстетической, художественно-образной среды способствует созданию благоприятного воспитательного фона, ситуации эмоциональной комфортности для ребенка, столь важной в формировании позитивного и гармоничного мироощущения. Эстетические образы затрагивают самые разнообразные стороны личности ребенка, они способны сформировать его мировосприятие и способы построения социальных взаимоотношений. Опора в воспитательном процессе на образы вокального искусства, воплощающие гармонию мира природы и взаимоотношения людей, эталоны доброго, чуткого, ответственного отношения ко всему живому, окружающему, утверждающие ценность человеческой жизни и индивидуальности, - эффективный путь формирования социальных отношений подростков с учетом природы самого ребенка.

Природу подросткового возраста раскрывают научные достижения и практический опыт, доказывающие многочисленные трудности пубертатного периода, являющегося критическим возрастом, так как это связано с серьезными изменениями, происходящими в этот период в физиологии и психике ребенка. Анализ пубертатного периода выявил свойственное подросткам чувство неполноценности, находящее выражение в различных формах: индивидуально-отклоняющемся поведении; создании компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); появлении субкультур, отвергающих потребность в успехе (эмо, готы и др.). Подросткам важно мнение окружающих сверстников. Желание подражать может выливаться в положительное или отрицательное значение в зависимости от того, кто из авторитетных людей является для подростка идеалом [7].

Поскольку значимой деятельностью подростка является общение и возможность самоутвердиться, формирование социальных отношений личности должно содержаться в системе вокально-эстетического развития с учетом возрастных особенностей детей. Являясь культурно-историческим явлением, нами созданное вокально-эстетическое пространство представляет собой среду для благоприятной возможности педагогу передавать воспитанникам культурно-исторические знания, убеждения, этические и эстетические навыки гармоничной личности методом эмоционально-чувственного освоения действительности в детских разновозрастных объединениях. Детское разновозрастное объединение вокально-эстетического направления в рамках дополнительного образования определяется нами как группа учащихся разного возраста, объединившихся на добровольной основе для совместной деятельности по вокально-эстетическому развитию, которая осуществляется в рамках образовательной программы данного коллектива. Цель воспитательной деятельности разновозрастного объединения-смоделировать жизненные ситуации, в результате проживания которых участники приобретают и закрепляют навык выстраивания социальных отношений в разновозрастном сообществе людей.

Для педагогического исследования проблемы социализации подростков по средствам вокально-эстетического развития проведен анализ научных публикаций и практической деятельности творческих вокальных объединений дополнительного образования, который позволил отметить неразработанность ряда аспектов данного педагогического направления. Мы рассмотрели условия формирования социальных отношений подростков и пути обновления образования благодаря преодолению

препятствий, созданию педагогической среды для социально-эмоционального развития учащихся.

С целью успешной социализации подростков мы активно используем эмоционально-чувственный способ освоения действительности в рамках образовательной деятельности детского вокально-эстетического разновозрастного объединения, оптимально сочетающего два направления: интеллектуально-умственный и аффективно-эмоционально-волевой. Данный способ освоения действительности способствует успешному выстраиванию содержания потребностей личности подростка, особенностей характера, состояния эмоционально-волевой сферы средствами вокально-эстетического развития. Эмоционально-чувственный способ освоения действительности включает в себя способности подростка, проявляющиеся в самодетерминации и саморегуляции собственной деятельности, и процессы душевного состояния. Он помогает приобрести возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, проявлять в действиях качества настойчивости, решительности, выдержки, смелости, желание решать возникающие проблемы конструктивными методами в эмоционально-комфортной обстановке. В данном направлении эмоционально-чувственный способ освоения действительности способствует развитию социальных качеств личности подростков, их индивидуальности и социальной интеграции. Этот способ включает:

- осознание собственных эмоциональных состояний;

- способность различать эмоции других людей;

- умение использовать словарь эмоций и форм выражения, принятых в данной культуре;

- на более зрелых стадиях - навык усвоения культурных сценариев и способность связывать эмоции с социальными ролями, осознавать то, что структура или характер социальных отношений в значительной степени определяются тем, как эти эмоции выражаются во взаимоотношениях.

Трудности в успешной социализации подростков вызваны выявленными противоречиями между: потребностью общества и государства в социально успешной личности образованного, самостоятельного, ответственного, культурного гражданина и изменением основополагающих ценностно-смысловых социальных ориентиров подростков, связанных со снижением интереса к культуре, этической и эстетической деятельности; идеальным образом ученика и реальным поведением вне стен образовательного учреждения; необходимостью воспитания высокого уровня социальной культуры подростков в рамках образовательного процесса и недостаточной разработанностью педагогических форм, методов, средств его осуществления. В силу обозначенного различия преподаватели системы общего и дополнительного образования испытывают значительные затруднения в формировании процесса успешной социализации подростков.

Устранить перечисленные недостатки, преодолеть противоречия, значительно повысить уровень социализации подростков возможно благодаря активизации применения эмоционально-чувственного способа освоения действительности и созданием системы социализации подростков в рамках детского вокально-эстетического разновозрастного объединения. Основу модели данной системы составляют:

- системный, личностно-ориентированный и функционально деятельный подходы;

- принципы культуросообразности и гуманизации как системообразующего фактора;

- активное включение подростков в разнообразные виды деятельности, формирующие культуру социальных отношений;

- разработка и реализация образовательной программы детского вокально-эстетического разновозрастного объединения, содержащая потенциал педагогических особенностей вокально-эстетического направления дополнительного образования и активизирующая успешную социализацию подростков;

- создание необходимой педагогической среды, способствующей формированию культурных социальных отношений подростков;

- внедрение в практику технологии формирования социальной культуры эмоционально-чувственного способа освоения действительности и метода программирования желаемого будущего как установочных элементов создания социально-коммуникативных и функционально деятельных компонентов модели социализации подростков;

- согласованность педагогических действий в разработке учебных планов, программ и методик работы с подростками;

- определение критериев оценки уровня сформированности социализации подростков.

При разработке концепции и модели социализации подростков вокально-эстетическими средствами в детском вокально-эстетическом разновозрастном объединении мы ориентировались на идеи А. А. Плигина о личностно ориентируемом построении учебно-воспитательного процесса. В такой модели, опирающейся на личностно ориентируемый подход, обеспечиваются:

- ориентир на самостоятельные поиск, работу, открытия учащихся;

- выявление и учет наклонностей и предпочтений в процессе обучения;

- использование дидактического материала, варьирующегося для учащихся с разной успеваемостью;

- объем знаний, рассчитанный на каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подобранный в связи с этим учебный материал;

- сложность учебного материала;

- активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных наклонностей;

- предоставление ученику возможности выбора групповой или самостоятельной работы;

- темы прохождения учебного материала в соответствии с познавательными особенностями ребенка;

- открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных проблем при совместном участии учителя и учащихся;

- оценка познаваемой деятельности сначала учащимся, затем учителем; совместное использование учителем и учащимися коллективных и качественных способов, фактических результатов;

- возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего задания;

- репертуарные произведения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе занятия;

- учитель помогает осознать учащимся познавательные формы, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания;

- ученик изначально является автором различных видов творчества, а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры;

- согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся [8].

Системный подход определяет упорядоченную целостную совокупность компонентов модели, их взаимодействие, интеграция которых способствует целенаправленному процессу социализации подростков вокально-эстетическими средствами в детском творческом разновозрастном объединении. Совокупность подструктур системы социализации подростков вокально-эстетическими средствами включает в себя: целевой, содержательный, коммуникативный, функционально деятельный, технологический и диагностико-результативный блоки.

За образец проектирования модели взят принцип культуросообразности, который позволяет использовать вокально-эстетическое образование как средство создания культурной среды, формирующей творческие способности и установки, культурные эстетические ценности, успешно влияющие на социализацию подростков. Также концептуальным положением служит принцип гуманизации, который, согласно Е. В. Бондаревской, определяет гуманность вершиной нравственности, так как здесь любовь к людям и всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умению проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений, обеспечения тесного единства и взаимодействия когнитивного и эмоционально-волевого компонентов содержания образования [1, с. 120].

На основе выбранных концептуальных положений была создана интегративно-содержательная модель социализации подростков вокально-эстетическими средствами (рис 1). Рассмотрим логику проектирования данной модели. Современные подростки нуждаются в умениях: успешно выстраивать социальные отношения; вступать в коммуникацию с целью быть понятыми, владеть умениями общения; вместе с другими людьми в команде творческого разновозрастного объединения получать собственный творческий результат - сольные проекты как продукт труда, принимаемые социумом через средства коммуникации; и навыках саморазвития и самопрезентации, эстетических и этических потребностях жить по законам гуманизма и нравственности. Необходимо, чтобы процесс социализации вокально-эстетическими средствами соответствовал личным мотивам, интересам и потребностям самих подростков. Развитие социальной компетентности подростков должно осуществляться в течение всего учебного процесса, определенного образовательной программой вокально-эстетического развития в условиях детского вокального творческого разновозрастного объединения дополнительного образования, особенностью которой является целевая направленность на успешную социализацию подростков, содержащую интеграцию эстетических компонентов (вокальное искусство, хореографическое, актёрское мастерство, моделирование имиджа), этических ценностно-ориентированных компонентов (личностные ценности объединения, личностные ценности взрослых, присвоение положительных форм поведения значимому лицу). При этом педагогу важно умело использовать интегративный спектр методологических, психологических, физиологических, социологических, дидактических методик организации

педагогической работы.

Изложенные в работе педагогические положения социализации подростков вокально-эстетическими средствами в рамках детского вокально-эстетического объединения способны предоставить возможности формирования социально компетентной личности подростков. Вокально-эстетическое развитие подростков, выстроенное в соответствии с требованиями системообразующего элемента -формирования социально-коммуникативной культуры подростков, обеспечивает успешную социализацию детей данного возраста. Поэтапное освоение предложенной педагогической системы позволяет подросткам умело выстраивать отношения с людьми, свободно адаптироваться в новой обстановке, без затруднений устанавливать межличностные связи с представителями разных поколений. Данная педагогическая система позволяет обеспечивать быстрый процесс усвоения личностью групповых норм и ценностей гуманистической направленности, развивать формирование непроизвольно проявляющихся нравственных мотивов, за которыми стоит принятие ситуации и другого человека, способность разделить чувства и сопереживать, что способствует сбалансированности социальных отношений, делает поведение человека социально обусловленным, способствуя успешной социализации.

Литература

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов на/Д.: РПГУ, 2000. - 240 с.

2. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах. - М.: Лик-Пресс, 1988. - 160 с.

3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.

4. Лобова А. Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку / А. Ф. Лобова. - Екатеринбург, 2001. - 140 с.

5. Плигин А. А. Личностно-ориентируемое образование: история и практика / А. А. Плигин. - М.: КСП+, 2003. - 404 с.

6. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение /А. А. Реан. -СПб.: Прайм - Еврознак, 2004. - 416 с.

7. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. - М.: Просвещение, 1994. -175 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

Современные проблемы культурологии

Иванова И. Н., Кузьмина Т. В.

Коммуникационный потенциал современных экспозиций: саратовские

музейные практики

Пространства современных музеев разнообразны по формам и способам организации. Сегодня появляются интерактивные, виртуальные музеи - музеи, которые все больше отходят от традиционных функций, выполняемых в сфере культуры и

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.